Психика ребенка кормление грудью

Содержание статьи

Длительное кормление грудью: последствия для психического развития ребёнка. Разъяснения психолога

На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.

Что мы понимаем под общением?

Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.

Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4–6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).

Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.

Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности

Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.

Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.

Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!

Читайте также:  Кресло для кормления ребенка peg perego tatamia

Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?

Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!

Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.

Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно

Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!

Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.

Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!

Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.

В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5–3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.

Читайте также:  Сколько грамм должен съедать новорожденный ребенок за одно кормление молока

Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Кормление грудью и развитие психики ребенка. Кормление ребенка грудью

Кормление грудью и развитие психики ребенка

Раньше считалось, что при кормлении ребенка грудью мать дает ему только молоко. Сегодня биологи утверждают, что она кормит энергией, а молоко является только физической составляющей.

Было проведено множество экспериментов. Ребенка кормили в соответствии с последними открытиями медицинской науки. Ему давали молоко из соски, делали необходимые прививки. У ребенка при этом было все, но не было материнской ласки. Развитие малыша стало затормаживаться, и он начал болеть. В чем же дело? Ведь у него было все, что давала бы ему мать.

В Германии во время войны многих маленьких сирот направляли в больницы. О детях заботились, им давали все необходимое, но через некоторое время половина малышей умерла, несмотря на научные подходы. Так почему же это происходило? Кто-то из психоаналитиков заметил, что им не хватало ласки, объятий, ощущения своей значимости. Одного питания недостаточно. Нужна была какая-то невидимая пища. Психоаналитик провел эксперимент: попросил всех входящих в комнату, будь то врач, няня или медсестра, уделить хотя бы пять минут на общение и игры с детьми. Вскоре дети перестали погибать и начали расти и развиваться физически и духовно. После этого было проведено еще много экспериментов, и все они подтвердили правильность предположения этого психоаналитика.

Когда мать обнимает дитя, между ними происходит обмен невидимой энергией. Мы называем ее любовью, теплотой. Но не только мать кормит малыша, но и он кормит ее. Они счастливы «друг в друге» . Поэтому в материнстве женщина становится самой прекрасной. Не бывает более близкой связи, чем между матерью и ребенком, так как он исходит от матери и является ее продолжением. Больше никто не сможет стать для нее таким близким.

Девять месяцев он был частью вас, составлял с вами одно целое. Ваша жизнь была его жизнью. Все остается таким же и сейчас, так как между вами и вашим ребенком по-прежнему происходит обмен, передача энергии. Действительно, психофизическая связь матери и младенца не прерывается и после родов. Раннее прикладывание новорожденного к груди смягчает родовой стресс, а контакты «кожа к коже» и «глаза в глаза» с матерью способствуют запечатлению ребенком ее образа.

Грудное вскармливание не только удовлетворяет потребность новорожденного в пище, оно усиливает общение матери с ребенком и стимулирует развитие его психики. Для ребенка грудь матери является одновременно источником еды, теплоты и любви . Это происходит в том случае, если мать действительно любит свое дитя. Ребенок чувствует, что его любят, что он нужен своей маме. Новорожденный, еще не отделяющий свою личность от личности матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий. И это постепенно формирует у него уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе. Кроме того, если мать счастлива, с радостью кормит ребенка, то он никогда не переедает, потому что доверяет ей, знает, что мама всегда рядом, и он всегда успеет утолить голод. Любимый ребенок всегда здоров, и у него нормальный вес.

При кормлении важны нежные прикосновения, ласковый взгляд и особенно тихий нежный голос мамы, при этом речь ее обладает определенным ритмом, а младенец улавливает его и синхронизирует с ним свои движения. Таким образом, происходит эффективная тренировка координации малыша. До появления на свет он согласовывал свои действия с мамиными. Во время рождения эта гармония была нарушена, произошло разбалансирование работы младенческого организма. Поэтому после появления на свет ребенок должен заново организовывать биоритмы своего поведения таким образом, чтобы они соответствовали внеутробной жизни. Мама помогает крохе именно в этом, когда ежедневно повторяет одни и те же ритуалы ухода за ним.

Любовь на самом деле греет! Если голенького новорожденного приложить к материнской груди, он не замерзнет. Контакт «кожа к коже» и кормление стимулируют у крохи локальное расширение сосудов, дают маленькому человечку ощущение комфорта и защищенности. Уже к шестому дню жизни младенец отличает запах молока своей матери и знает, какой нежностью светятся ее глаза. Исследователи заметили, что кормящая женщина инстинктивно держит лицо примерно в 22,5 см от личика младенца, и заинтересовались, почему происходит именно так. Оказалось, новорожденные различают предметы, находящиеся не далее 20–25 см. Такое расстояние оптимально не только для зрительного восприятия и обоняния, но и для ощущения тепла, исходящего от материнского тела и приносящего покой и блаженство ребенку. Ритмичные движения малыша, взгляд его детских глаз в ответ на голос, на каждый новый жест способствуют тому, что мать помогает ребенку быстрее развиваться физически и духовно.

Читайте также:  Во время кормления ребенок бьет себя по голове

Когда же мать дает грудь по необходимости, то в ней нет тепла. Если матери не хочется кормить, она стремится поскорее отнять грудь, и для ребенка становится очевидным, что мать его не любит. Малыш понимает, что он нежеланен. В будущем нелюбимый ребенок не будет верить в жизнь и будет чувствовать себя в ней чужим. Доверие становится невозможным, потому что, если он не верил в собственную мать, как же он сможет верить кому-то еще. Он будет полон сомнений, подозрений, будет постоянно находиться в состоянии ожидания, страха, замешательства и будет повсюду видеть в людях врагов и конкурентов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Диета при кормлении ребенка грудью

Диета при кормлении ребенка грудью
После рождения ребенок зависит от пищи, которую получает мать, пока она продолжает вскармливать его грудью. В этот период ее собственное питание важно для ребенка так же, как и до его рождения. Эти два периода с трофологической

ЧТО ДАСТ МАТЕРИ КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ?

ЧТО ДАСТ МАТЕРИ КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ?
Вырабатывая молоко в своей груди, вы гарантируете самое лучшее питание для своего ребенка. Однако грудное вскармливание имеет оздоравливающий эффект не только для ребенка. Оно способствует оздоровлению матери тоже. Когда вы кормите

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ ПОСЛЕ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ ПОСЛЕ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ
Я родила ребенка посредством кесарева сечения. Нуждаюсь ли я в особой помощи при кормлении грудью?Да, вы нуждаетесь в особой помощи до тех пор, пока у вас две обязанности: поправляться самой и кормить вашего ребенка. Воспользуйтесь

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ И ВОЗМОЖНОСТЬ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ И ВОЗМОЖНОСТЬ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ
Я слышала, что кормление грудью предохраняет от беременности. Это правда?Да, пока вы кормите грудью, соблюдается правило соблюдения естественного интервала между детьми. Одним из преимуществ грудного вскармливания, о

КУРЕНИЕ И КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ

КУРЕНИЕ И КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ
Я заядлая курильщица, но я хочу кормить грудью моего ребенка. Опасно ли курение при кормлении грудью?Курение и ребенок несовместимы. Несмотря на то что курение — одна из самых сложных для бросания привычек, вы должны ради ребенка, ради себя и

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ, ГДЕ БЫ ВЫ НИ НАХОДИЛИСЬ

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ, ГДЕ БЫ ВЫ НИ НАХОДИЛИСЬ
Нет необходимости сидеть дома только потому, что вы кормите грудью. Матери кормят своих детей где угодно и в любое время, и вы тоже можете научиться этому. Вы испытаете чувство свободы, взяв пару подгузников и выйдя из дома, вы

ПОЧЕМУ МАТЕРИ ПРОДОЛЖАЮТ КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ?

ПОЧЕМУ МАТЕРИ ПРОДОЛЖАЮТ КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ?

Кормление начинающего ходить малышаРазве мать не провела достаточное количество времени за грудным вскармливанием к моменту, когда ее малышу исполнился год. На самом деле, матерям выгодно кормить начинающих ходить детей.

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ
Кормление грудью является наилучшим способом питания ребенка по многим причинам: • молоко матери содержит как минимум 100 компонентов, которых нет в коровьем молоке, и сохранения этого состава не удается достичь в промышленной технологии; • молоко

Кормление грудью

Кормление грудью
Для того чтобы правильно кормить ребенка грудью, необходимо соблюдать несколько правил. Самое главное из них:Постарайтесь получать от кормлений удовольствие! Не следует воспринимать их как работу, как утомительную обязанность, как нелегкое

Валерия Вячеславовна Фадеева Кормление ребенка грудью

Валерия Вячеславовна Фадеева
Кормление ребенка грудью

Практические советы для молодой

Кормление грудью после кесарева сечения

Кормление грудью после кесарева сечения
Если ваш малыш появился на свет с помощью кесарева сечения, то вам потребуется больше усилий в налаживании грудного вскармливания, чем женщинам, родившим естественным путем. Действуйте правильно и настойчиво, и у вас все

Кормление грудью в общественном месте

Кормление грудью в общественном месте
В XIX веке всех младенцев кормили грудью, так как заменителя грудного молока еще не изобрели. В те времена женщины нередко кормили малышей грудью, сидя на крыльце дома, и заодно присматривали за детьми, играющими на улице.Потом

Периоды кормления ребенка грудью

Периоды кормления ребенка грудью
1-й период, в течение которого ребенок адаптируется к новой среде обитания, длится 42 дня. Самыми важными из них являются первые 2 недели. Это своеобразная реабилитация после выполнения тяжелой работы — рождения.В эти дни мать должна быть

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ РЕБЕНКА НА ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ РЕБЕНКА НА ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ
Мы всегда сначала выясняем один вопрос: как вы считаете, до какого возраста мама должна кормить ребенка грудью? «Как на работу пойдет», «пока не будет готова мама», «чем дольше тем лучше» – это до 18 лет? Короче, мнения

Что значит для ребенка кормление

Что значит для ребенка кормление
60. Он знает больше, чем вы думаете.Ребенок, как и любой человек, обладает инстинктом голода. Если он хронически недоедает, он будет кричать, требуя еще молока. Поверьте ему и посоветуйтесь с доктором. Если он не допил своей обычной порции, не

Как наладить кормление грудью

Как наладить кормление грудью
86. Поза матери при кормлении.Некоторые матери предпочитают кормить сидя, а другим удобнее делать это лежа в кровати. Положите ребенка рядом с собой и сами ложитесь на бок лицом к нему. Придвиньтесь поближе к нему, пока сосок не коснется его

Источник