Проблемы при частом кормлении новорожденного
Содержание статьи
СЛИШКОМ СИЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС ПРИЛИВА МОЛОКА
Ребенок, который слишком быстро съедает слишком много молока, может быть беспокойным, раздраженным у груди и можно подумать, что у него «колики». Обычно такой ребенок очень быстро набирает вес. Также типичная картина: ребенок начинает сосать и, спустя несколько секунд или минут, начинает кашлять, захлебываться и «сражаться» с грудью. Он может оторваться от груди — и вы видите, что у мамы молоко бьет фонтаном. После ребенок снова присасывается, но снова начинает беспокоиться — и представление повторяется. Он может быть недоволен «фонтаном», но нетерпелив, если струя течет медленно. Это может быть временем испытаний для всех. В редких случаях ребенок может вовсе отказаться от груди, обычно в возрасте около трех месяцев. Что происходит? Малыш съедает сразу очень много переднего нежирного молока. Оно довольно быстро покидает желудок, и в кишечник одномоментно поступает большая порция молочного сахара — лактозы. Фермент (белок), который помогает усвоению лактозы, может не справиться с таким большим количеством его сразу, и у малыша будут симптомы лактазной недостаточности — крик, газы, бурные отрыжки, частый водянистый зеленый стул.
Симптомы усиленного прилива молока во время кормления:
- Ребенок давится, быстро и шумно глотает, хватает ртом воздух, закашливается во время сосания, как будто молоко бьет ему в рот струей.
- Оттягивает грудь во время кормления
- Стискивает сосок при приливе, чтобы замедлить истечение молока
- Издает щелкающий звук при сосании
- Много срыгивает, образуется много газов.
- Много писает, обильный, иногда зеленый пенистый стул, иногда с прожилками крови
- Периодически отказывается от груди.
- Не берет грудь для успокоения.
Что с этим делать?
Есть два способа исправить ситуацию: 1) помочь ребенку сладить с сильной струей и 2) принять меры, чтобы количество собственного молока адаптировать к нуждам ребенка. Поскольку мощный выброс молок есть следствие его избыточной выработки, большинству мам придется поработать по обеим программам. Чтобы справиться с избыточным количеством молока, может потребоваться пара недель, поэтому старайтесь быть терпеливыми и не оставляйте стараний.
Помощь ребенку:
- Положение тела. Расположите ребенка так, чтобы он сосал молоко как бы «в гору», чтобы сила гравитации препятствовала напору струи. Наиболее эффективны положения, когда голова и горлышко ребенка находятся ВЫШЕ уровня соска. Вот некоторые из них.
- Обычное положение (см фото №1) , но мама откидывается назад на подушки.
- Ребенок как футбольный мяч, но мама откидывается назад(фото№2).
- Ребенок как футбольный мяч, но приподнят и как бы сидит напротив маминого соска (фото 3)
- Иногда очень хорошо помогает прилечь во время кормления. Если лежание на боку не помогает — лягте на спину или почти на спину, водрузив ребенка на себя. Однако не используйте часто это положение- оно может привести к закупорке протоков.
- Постарайтесь давать одну грудь за одно кормление, если вы еще этого не делаете. В некоторых случаях нужно кормить два-три кормления из одной груди, подцеживая наполненную соседнюю грудь до комфортного состояния.
- Кормите ребенка чаще — между кормлениями будет скапливаться меньше молока и малышу будет легче с ним справиться.
- Кормите ребенка до того, как он станет голодным как волк. Не откладывайте кормление, давая воду (грудничку не нужна вода даже в очень жаркую погоду) или соску. Зверски голодный ребенок может накинуться на грудь и вызвать очень активный рефлекс прилива молока. Кормите ребенка, как только увидите признаки голода.
- Кормите малыша, когда он полусонный и расслабленный — он сосет более нежно и струя бывает меньше.
- По возможности кормите ребенка в спокойной, расслабленной обстановке. Громкая музыка, яркий свет не способствуют правильному кормлению.
- Когда во время сосания чувствуете прилив — отнимите малыша от груди и пусть струя молока выйдет на пеленку. Когда она ослабнет — снова приложите ребенка.
- Если есть время — сцедите немного молока перед кормлением. Но не хватайтесь за это средство в первую очередь (ведь это стимулирует выработку молока).
- Ребенок может не любить фонтан, но также беспокоиться и сердиться, когда струя течет медленно. Если вы подозреваете второе — подцеживайте грудь во время кормления.
- Проблема усложняется, если ребенок неправильно прикладывается к груди. Правильное прикладывание — ключ к тому, чтобы кормить легко.
- Иногда помогает назначение ребенку препарата лактазы, 2 -4 капли перед каждым кормлением. Он продается без рецепта, но дорог и срабатывает только иногда.
- Можно попробовать накладку для соска, если ничто другое не помогло. Это второе средство отчаяния.
- Наконец, можно давать ребенку сцеженное молоко из бутылочки, чем переходить на смесь.
- Давайте ребенку чаще срыгивать, если он заглатывает много воздуха.
Приспособить количество своего молока к нуждам ребенка
- Если ребенок хорошо прибавляет вес — постарайтесь кормить его из одной груди за одно кормление.
- Если малыш кончил сосать первую грудь и хочет сосать еще — просто приложите его снова к той же груди.
- Если во второй груди появился дискомфорт — сцедите ее немного, просто чтобы получить небольшое облегчение, а затем приложите холодный компресс. Ваша цель — сцеживать с каждым разом все меньше и меньше, чтобы наконец вы перестали в этом нуждаться.
- Избегайте как либо стимулировать молочную железу, например, не сцеживайтесь без нужды, не поливайте подолгу грудь душем, не носите накладки для сбора молока.
- Между кормлениями прикладывайте холодный компрессы к груди (на 30 минут, снимая как минимум на час). Это уменьшит приток крови и выработку молока.
- Если кормить из одной груди за одно кормление не помогает в течение недели — попробуйте прикладывать малыша к одной груди в течение какого-то периода времени, прежде чем поменять сторону. Это называется «блокирующим кормлением».
- Начните с 2-3 часов и прибавляйте по полчаса, если это необходимо.
- Не сокращайте время кормления в целом, но всякий раз, когда ребенок снова захочет есть — просто давайте ему одну и ту же грудь в течение этого периода времени.
- Если во второй груди появился дискомфорт — сцедите ее немого до комфортного состояния, а затем приложите холодный компресс. Ваша цель — сцеживать с каждым разом все меньше и меньше, чтобы наконец вы перестали в этом нуждаться.
- В более упорных случаях маме, может быть, придется попробовать кормить из одной груди больше 4 часов, чтобы определить то количество времени, которое работает наилучшим образом.
- Дополнительные меры при избытке молока, которые следует использовать лишь в самых упорных случаях — компрессы из капустных листьев и травы.
Даже если все эти меры не разрешат проблему до конца, у многих мам избыточное отделение молока и прилив его к соску до некоторой степени нормализуются около 12 недель. Происходящие в это время гормональные изменения делают лактацию более стабильной и более соответствующей потребностям ребенка.
Иногда дети матерей с обильным и быстрым истечением молока очень хорошо привыкают к такому положению дел и бывают недовольны, когда истечение нормальным образом ослабевает между 3 неделями и 3 месяцами. Даже если струя на самом деле не слаба — ребенку она может казаться таковой. Смотрите советы в статье « Let-down Reflex: Too Slow?» на сайте «Kellymom.com».
Источник: сайт «Kellymom.com»
Перевод Вероники Масловой
Проконсультироваться можно по телефону нашей «горячей линии» по грудному вскармливанию: (495) 926-63-23
(ежедневно с 7.00 до 23.00 ).
Предыдущая
Источник
Кормление по часам и постоянные колыбельные. Популярные ошибки молодых мам
Молодая мама — это усталая мама. Считается, что уход за ребенком первого года жизни по интенсивности сопоставим лишь с работой хирурга или шахтера. Хотя врачи считают, что сверхусилий уход за ребенком не требует. А загнанность молодых мам объясняется тем, что они не знают особенностей физиологии малыша и поэтому ухаживают, кормят и успокаивают его неправильно.
Рассказывает заведующая отделением детей раннего возраста Детского медицинского центра Управления делами президента РФ Анна Базанова:
Ситуация: Ребенок успокаивается только на руках и кричит, как только оказывается в кроватке.
Выход: Пеленайте ребенка — хотя бы на время сна.
Почему дети любят находиться на ручках? Потому что любят ощущать комфорт прикосновения. Первые месяцы жизни — адаптационный период. Малышу нужно, чтобы было все, как в материнской утробе — тепло, темно и тесно. Такую возможность предоставляет свободное пеленание (сшитые пеленки, пеленки-конверты, пеленки-матрешки). Ручки и ножки малыша себя чувствуют свободно, поскольку не находятся в фиксированном положении, в то же время малыш не может ими размахивать (а значит и будить себя), поэтому спокойно засыпает в кроватке.
Ситуация: Ребенок засыпает (успокаивается) только под звуки колыбельных.
Выход: купить диск со звуками природы (дождя, морского прибоя, звуков леса).
В материнской утробе ребенок воспринимал все звуки как «белый шум» (приглушенно и монотонно). Это объясняет тот факт, почему некоторые дети успокаиваются под звук пылесоса, стиральной машины, вентилятора, кондиционера, кухонной вытяжки и т.д. Поэтому когда ребенок спит, необязательно ходить на цыпочках — можете смело заниматься своими делами. Диск со звуками природы поможет успокоить ребенка, когда таких дел нет. Если вы поете малышу, используйте правильные колыбельные, с большим количеством шипящих звуков (кач-кач, кач- кач, я куплю тебе калач). Погремушки в идеале тоже должны издавать приглушенный звук одной частоты.
Ситуация: Мама не высыпается из-за ночного кормления.
Выход: Не кормите ребенка по часам.
Сегодня считается, что малышей нужно кормить не по часам, а по требованию. В первые месяцы жизни ребенок может прикладываться к материнской груди до 20 раз в день. Потом вместо частых и бессистемных прикладываний установится ритм, удобный и маме, и малышу, как правило, с перерывом на полноценный ночной сон. Дополнительный бонус: полноценная и продолжительная лактация, поскольку такой режим кормлений позволяет полноценно стимулировать и опорожнять грудь (тогда как при кормлениях по часам маститы, нагрубания молочных желез и трещины на сосках практически неизбежны).
Такой режим кормления полностью удовлетворяет не только потребности малыша в еде, но и в сосательном рефлексе, что позволяет обходится без соски. А это очень важно. Когда малыш часто и подолгу сосет соску, у него происходят нарушения в формировании черепа. Есть данные, что дети, которые использовали соску в течение года, чаще страдают гайморитами и синуситами в более взрослом возрасте, так как отверстия в костях черепа (которые являются выходами из пазух носа) формируются неправильно — они становятся более длинными и более тонкими, что нарушает отток и воздухообмен.
Ситуация: Процесс кормления доставляет маме боль и неудобства.
Выход: Научитесь прикладывать ребенка к груди правильно.
Важно прикладывать так, чтобы ребенок захватывал околососковый кружок, создавая губами вакуум.
Опросы показывают, что практически все женщины начинают кормить малышей грудью в родильных домах. Но вскоре после выписки из роддома некоторые сразу же переходят на баночки и бутылочки. Причина проста — многим мамочкам даже при большом желании процесс кормления наладить не удается. Несмотря на кажущуюся простоту, для того, чтобы кормление было в радость и маме, и малышу нужно соблюдать некоторые правила и нюансы, о существовании которых мамы не догадываются. Научить их этому должны врачи и медсестры еще в роддоме, а контролировать процесс — задача патронажной медсестры.
Грудное вскармливание исключительно важно для здоровья ребенка — отказ от кормления грудью в дальнейшем может ослабить иммунитет и высшие мозговые функции ребенка. Сегодня педиатры считают, что кормить ребенка грудью нужно по возможности до 2 лет. Мамино молоко на 100% удовлетворяет пищевые потребности ребенка до шести месяцев, на 50% — потребности ребенка с шести месяцев до года и на 30% — потребности ребенка от года до трех лет.
В России была принята Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни. Минздрав разработал клинические рекомендации (в которых, в частности, говорится о недопустимости рекламы заменителей грудного молока и группового инструктажа женщин по искусственному вскармливанию). Комплекс мер для популяризации грудного вскармливания готовит «Лига здоровья нации», в октябре в Общественной палате РФ пройдут общественные слушания на эту тему.
Источник
Что такое кормление по требованию
Часто можно слышать от кормящей мамы: «Я кормлю по требованию, мой малыш требует грудь каждые 3,5 часа». Или: «Я всегда кормила по требованию. В год у нас было уже 1 кормление вечером, и мой ребенок спокойно отказался от груди». Прежде чем говорить о требовании ребенка надо выяснить, что имеется в виду у современных женщин, когда они говорят — «я кормлю грудью».
Современные мамы считают прикладывание к груди необходимым для кормления ребенка. Именно для кормления. Грудное молоко — еда, мама поставляет ребенку питательные вещества, необходимые для роста и развития. Когда ребенок сосет грудь, он ест. В грудное вскармливание вкладывается смысл только как в процесс поставки белков, жиров, углеводов витаминов и микроэлементов.
Ребенок во время сосания, с материнским молоком получает необходимые ему питательные вещества. Это безусловная истина. Есть еще одна безусловная истина, которой в современном обществе не придается никакого значения, она не учитывается и не рассматривается. Сосание груди для ребенка — это общение с матерью. Надо разобраться, а как ребенок понимает кормление по требованию? Может ли он вообще что-нибудь понимать? Есть ли для него разница, как его кормят, по 15-20 минут через 3,5 часа или как-то по-другому?
Что такое кормление по требованию
Кормление по требованию новорожденного ребенка означает прикладывание его к груди на каждый писк или поисковые движения. Писк и поисковые движения у новорожденных даже уже вторых — третьих суток жизни начинают проявляться гораздо чаще, чем через 3,5 или 2,5 часа. Потребность в прикладываниях быстро увеличивается и к 10-12 дню жизни потребность приложиться у ребенка может возникать 15-16 и больше раз в сутки. Прикладывания различны по продолжительности. Малыш может заснуть и спать, посасывая в течение, например, 1,5-2 часов. Может отпустить грудь через 1-2 минуты. И тут же попросить ее снова. Зачем же ребенку такие частые контакты с маминой грудью?
Вот зачем. Находясь в животе у матери, в спокойной, привычной обстановке, слушая шумы маминого организма, находясь в теплом, тесном, замкнутом пространстве, малыш сосал кулачок, пальчики, петли пуповины, глотал околоплодные воды. Учился сосать и глотать. После рождения, испытывая дискомфорт по любому, самому незначительному поводу, малыш пытается от него избавиться. Избавиться от дискомфорта можно, попав в привычные условия комфортного пребывания. Единственное место, где малыш после рождения может почувствовать привычные для него ощущения, находится на руках у матери. Единственное знакомое действие — сосание. Единственный знакомый вкус и запах — вкус и запах молока и смазки околососкового кружка. Молоко и смазка имеют запах и вкус похожие на вкус и запах околоплодных вод. Поэтому, испытывая дискомфорт, малыш пищит, или начинает искать ртом предмет для сосания. В идеальном варианте его тут же прикладывают к груди. Малышу становится тепло, тесно, он слышит стук маминого сердца, дыхание, бурчание в кишечнике, он сосет и ощущает знакомый вкус и запах. Если такое действие случается постоянно, малыш обретает уверенность, что бы ни произошло, он решит у мамы все свои проблемы. Место утешения теперь находится под грудью, а сосать можно грудь.
Весь этот процесс оправдан с биологической точки зрения. Новорожденный ребенок не ощущает чувство голода, это чувство у него не сформировано. Оно начнет формироваться примерно с двухмесячного возраста. Как же накормить существо, которое не испытывает голода?! Как побудить его совершать какие-то действия для получения пищи? Это можно сделать, только за счет каких-то других стимулов. Этим стимулом для новорожденного является постоянный телесный дискомфорт, благодаря которому он все время хочет сосать! Самое интенсивное, частое и продолжительное сосание у младенцев наблюдается в первые два, три месяца жизни. Именно в эти первые месяцы происходит основная прибавка в весе младенца.
Кормление в первый месяц
Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время спит посасывая. Заснув глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое время, он просыпается, и прикладывается при пробуждении. После сна он может некоторое время бодрствовать, например, час-полтора. Во время бодрствования он может ощутить 2-3 раза дискомфорт, например, от вполне естественного желания пописать, и призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает свои делишки. Потом он захочет спать, ощутит дискомфорт и, приложившись к груди, опять уснет посасывая. Через какое-то время он проснется и приложится опять. Потом снова немножко «погуляет». И через какое-то время опять уснет у груди.
Дневные сны месячного ребенка, кормящегося по требованию, различны по продолжительности и по количеству. Снов может быть 4-6 в течение дня, и продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5 иногда 3х часов. «Вокруг» каждого сна малыш прикладывается к груди, и прикладывается между снами несколько раз. На ночь ребенок засыпает у груди. Обычно в подутренние часы начинает возиться и прикладываться. Под утро он почти никогда полностью не просыпается. Малыш спит, время от времени, посасывая мамину грудь. Просыпаясь утром, малыш опять прикладывается к груди. Если посчитать все случившиеся прикладывания у малыша месячного возраста, то получается примерно 16-20 прикладываний. Так ведет себя новорожденный человеческий детеныш, если ему дается возможность вести себя в соответствии с физиологическими и психологическими потребностями, заложенными, кстати сказать, генетически. Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свою личность от личности матери и от ее груди. Мама и ее грудь, и все что с ними связано, являются вселенной малыша и им самим.
В большинстве случаев, современная женщина, боясь «приучить ребенка к рукам» стремиться ограничивать его просьбы в сосании. На помощь в этом деле ей приходят пустышка и бутылочка с чайком или водичкой. Их тоже можно сосать… Потребность в сосании вроде бы удовлетворена. Но только не удовлетворена потребность в общении с матерью во время сосания, разрушена своеобразная цепочка взаимопомощи и сотрудничества между мамой и малышом, нарушается формирование материнской привязанности и сосредоточенности. Заметна ли для читателя разница в двух действиях: малыш заплакал, мама взяла его, приложила к груди и начала покачивать или дала ему пустышку и начала покачивать коляску, пусть даже и со словами «Ну что ты плачешь, мое солнышко?»
Современная женщина, дающая пустышку и качающая коляску, не является плохим человеком, сознательно причиняющим вред младенцу. Она просто находится в плену предрассудков, касающихся отношений между матерью и малышом. Она не знает, как вести себя правильно, не знает, что нужно делать в соответствии с природными потребностями ребенка. Если ей рассказать, что ребенку нужно на самом деле, она в ужасе воскликнет: «Это что же, с рук его не спускать?!» Действительно, ребенка первых месяцев жизни необходимо не спускать с рук. Для женщины, не умеющей удобно носить ребенка, и не умеющей кормить его в различных позах (сидя, лежа, стоя и даже двигаясь) это может оказаться очень трудно. Особенно, если она не уверенна в правильности своих действий.
Действие, которое должно стать автоматическим для мамы новорожденного: при плаче ребенка или другом выражении беспокойства — приложить малыша к груди.
А дальше?
Малыш растет. У него начинает формироваться довольно устойчивый ритм дневных снов и малыш 3-4 месяцев ведет себя уже совсем не так, как новорожденный. Кормления по требованию в этом возрасте выглядят примерно так…
- В три месяца у малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Остаются частые прикладывания на непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело младенца заметно округляется.
- В четыре месяца малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим кормлений. А многие малыши перестают прикладываться к груди при пробуждении после дневных снов иногда уже с 2,5-3 месяцев.
- В пять месяцев у малыша бывает 8-10 дневных кормлений и 2-3 ночных, прикладывания также как и на четвертом месяце жизни, организуются около снов — малыш ест, укладываясь спать и некоторые малыши сосут во время пробуждения.
- В шесть месяцев изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на два периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7-10 дневных прикладываний и 3-4 ночных. В этом возрасте у малыша начинается период знакомства с новой пищей — педагогический прикорм. Иногда появляются прикладывания, связанные с введением прикорма, малыш «запивает» маминым молочком пробы новой пищи. Но многие дети не хотят запивать прикорм. Когда ребенку, кормящемуся по требованию, начинают вводить прикорм, никогда не имеется в виду замещение кормлений прикормами. Это невозможно практически, т.к. основные кормления у малыша связаны со сном, а мамины завтраки, обеды и ужины, во время которых малыш знакомится с новой пищей, располагаются между снами малыша, во время его бодрствования.
- В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же.
- В восемь месяцев меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 6 раз.
- Во втором полугодии малыши, которые переставали прикладываться к груди при пробуждении после дневных снов, опять вспоминают эту привычку. Дневной сон малыша на втором полугодии жизни, а также в районе года и старше выглядит примерно так: малыш засыпает посасывая, спокойно спит некоторое время, например 1-1,5 часа, потом начинает ворочаться, возиться, беспокоиться, в этот момент мама ложиться рядом, дает ему грудь и малыш может досыпать 10-15-30 минут посасывая. Мама вполне может использовать это время для собственного отдыха — полежать, почитать, пока малыш досыпает посасывая. Знакома с мамой, любительницей вышивать, использовавшей это время именно для вышивки…
- В девять-десять месяцев учащаются прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний по разным поводам. У малыша появляются новые поводы для прикладывания. Если во время активных действий по освоению мира малыш набивает шишку или пугается, он успокаивается с маминой грудью. Могут быть ситуации, когда утешить малыша можно присев рядом с ним, и обняв. В ночное время сохраняется 4-6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под утро в период между 3 и 8 часами.
- В одиннадцать месяцев у малыша уже может быть 2-3 полноценных прикорма. Приобщение к пище взрослых в сознании ребенка не связано с грудным вскармливанием: прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем стремление насытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того, как малыш поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число дневных кормлений сохраняется у ребенка прежним, но увеличивается число кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами утра.
- В десять-двенадцать месяцев малыш, если он уже ходит, иногда может прикладываться к груди каждый раз, когда подходит к маме, т.е. примерно каждые 15-30 минут. Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное сосание. Поэтому, если мама говорит, что в год ребенок сосет один-два раза в сутки, это значит, что кормления по требованию ребенка там нет. Там есть введенные со стороны мамы ограничения, с которыми малыш смирился. Он относится к сосанию груди, как к еде, для засыпания или успокоения сосет пустышку или пальчик, или засыпает просто так, ничем не успокаиваясь.
- В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также.
- В возрасте полутора лет может оставаться уже один дневной сон, поэтому прикладываний, связанных со сном становится меньше. Сохраняется под утреннее сосание. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Иногда бывает, что он подходит пососать просто из удовольствия. Например, так: подходит, лезет на колени, заглядывает маме в лицо, улыбается, начинает копошиться в рубашке, получает грудь, улыбается груди, присасывается секунд на 30 и уходит.
Что касается числа кормлений в сутки при кормлении ребенка по требованию, то их число практически никогда не бывает меньше 12. У новорожденного прикладываний 12 и больше, в основном они все связаны со снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет прикладываний может быть тоже примерно 12, только со сном связано 3-4, а остальные — кратковременные прикладывания по разным поводам. Предлагаю всем мамам, читающим этот текст, — не считайте прикладывания, не замечайте их длительности. Прикладывайте ребенка, так часто, как он просит, тогда, когда Вы чувствуете в этом необходимость.
У мам, не представляющих грудное вскармливания без оглядки на часы, может создасться впечатление, что при кормлении по требованию мама ничем не может заниматься, а только кормит ребенка. Это не так. У мамы после рождения грудного малыша начинается другая жизнь, она называется жизнь с грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится при маме, а не мама при ребенке! Почувствуйте разницу! Надо уметь организовать свой быт по-другому, в первые месяцы, конечно же, очень нужна помощь близких. В традиции многих народов был обычай первые 40 дней после родов отстранять женщину от любых работ по дому и хозяйству, она занималась только ребенком. У некоторых народов предметы, к которым прикасалась мама новорожденного, считались «нечистыми», поэтому маму предпочитали ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный «угол» дома, где ей никто не мешал и она никому не мешала. У славян такой ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам начинает формироваться ритм дневных снов, и у малыша появляется некое подобие «режима», мама становится более свободной.
Для мамы, не представляющей кормлений без оглядки на часы, и уверенной в том, что «правильный» ребенок, это ребенок все время тихонько лежащий в своей кроватке, кормление по требованию окажется сплошной нервотрепкой. На много легче такой маме станет, если она перестанет смотреть на часы и привяжет к себе младенца большим платком или воспользуется лоскутным держателем (слингом). Ей станет легче в том случае, если она перестанет бегать между детской и кухней, а возьмет малыша с собой на кухню и будет носить его вместе с собой по дому, занимаясь хозяйством, в коробке, люльке, специальном креслице, если будет стараться не отложить его почаще, а взять на руки при первой возможности, откладывая малыша только в случае крайней необходимости и не на долго.
Грудное вскармливание не равносильно домашнему аресту. В условиях современного общества можно организовать выход кормящей мамы на работу примерно с 6-ти месячного возраста малыша. В случае необходимости можно начать работать с 4хмесячного возраста, но, конечно же, лучше не каждый день в неделю и не полный рабочий день. Помочь маме организовать выход на работу входит в обязанности консультанта по грудному вскармливанию.
Иногда, консультируя мам по вопросам грудного вскармливания, я предлагаю им забыть на секундочку, что живут они уже в XXI веке. Предлагаю вернуться, например, в пещеру и спрашиваю, что они будут делать, если ребенок ночью проснулся, как его успокоить? Если вы идете через лес и стараетесь не привлекать к себе внимание хищников, как сделать, что бы малыш молчал? Если ребенок хочет пить, что вы ему дадите? К чему привык младенец, за тысячи лет своего существования? К тому, что он спит на маме, пока она бредет по лесу с палкой-копалкой в поисках корешков, и просыпается тогда, когда мама останавливается. Раз мама остановилась, значит, есть время проснуться и пососать. Поэтому и сейчас ребенок хорошо спит, привязанный к маме лоскутным держателем, просыпается, когда мама, сделав несколько дел по дому, садится в кресло, что бы заняться малышом.
Какая-нибудь мама, прочитав про пещеру, разобидится, скажет, что она цивилизованное существо. Но подумайте, пожалуйста. Человечка, материнскую грудь и материнское молоко создавала эволюция в течение миллионов лет. Они созданы друг для друга. Детское питание создал прогресс и совсем недавно. Навыки материнства и грудного вскармливания утрачены нашим обществом тоже совсем недавно. Человек к искусственному вскармливанию и пустышке не приспособлен физиологически. Материнская грудь не будет образовывать достаточные количества молока при 6-7 прикладываниях младенца в сутки. Природа не знала, создавая человека, как млекопитающее существо, что наступит время, когда потребность в прикладываниях к груди будет удовлетворяться за счет каких-то пустышек и сосок.
Изменения, происходящие при формировании личности ребенка, не имевшего полноценного контакта с матерью в процессе длительного грудного вскармливания, отмечаются современными исследованиями психологов и социологов. Это изменения со знаком минус. Лучше бы их не было, этих изменений.
Грудное вскармливание важно не только для ребенка, оно важно и для матери. Во время кормления ребенка по требованию, изменяются чувства женщины, формируется более устойчивая привязанность к малышу, женщина становится более чуткой к нуждам малыша. Более глубокая привязанность и понимание сохраняются не только в младенчестве. Они сохраняются на всю жизнь. Для наглядности, представьте, что происходит с чувствами женщины, если она пытается «выдерживать» ребенка, терпит его плачь, беспокойство. Что становится с женщиной, если она использует рекомендацию из одной очень популярной книжки для родителей: «Подойдите к ребенку, если он плачет больше 15 минут»? Если говорить абстрактными формулировками, то человечество заинтересованно в возрождении практики естественного вскармливания. Возрождение этой практики невозможно без осознания мамами истинных причин потребности ребенка в прикладывании к груди.
Лилия Казакова, врач-педиатр,
руководитель службы консультантов по грудному вскармливанию и уходу за ребенком
Источник