Признаки дизентерии у ребенка 2 месяца
Содержание статьи
Дизентерия у детей
Дизентерия у детей — острая бактериальная кишечная инфекция, возбудителем которой являются различные виды шигелл. Дизентерия у детей проявляется интоксикационным (лихорадкой, недомоганием, слабостью, тошнотой) и колитическим синдромами (диареей с примесью крови и слизи, болями в животе, тенезмами). Дизентерию у детей подтверждают данные бактериологического исследования, ПЦР, ИФА, РНГА, копрограммы и ректороманоскопии. В лечении дизентерии у детей применяют диету, антибактериальную и дезинтоксикационную терапию, иммунокоррекцию, ферменты, пробиотики, физиотерапию.
Общие сведения
Дизентерия (шигеллез) — инфекционное заболевание, характеризующееся поражением слизистой оболочки толстого кишечника (преимущественно, его нижнего отдела), диареей и общим интоксикационным синдромом. Дизентерия занимает одно из ведущих мест среди острых кишечных инфекций, причем до 60-70% переболевших ею составляют дети. Более высокая восприимчивость к дизентерии наблюдается у детей от 2 до 7 лет, значительно реже заболевание встречается в первый год жизни ребенка. Проблемы снижения заболеваемости дизентерией среди детей, совершенствования методов диагностики, улучшения результатов лечения и реабилитации весьма актуальны для педиатрии и инфекциологии.
Дизентерия у детей
Причины дизентерии у детей
Дизентерию у детей вызывает большая группа антропофильных энтеробактерий рода Shigella, включающая 4 вида возбудителей (S. dysenteriae, S.flexneri, S.sonnei, S.boydii) и около 50 серотипов. Шигеллы — морфологически схожие между собой грамотрицательные, не образующие спор палочки, являющиеся факультативными анаэробами и различающиеся по биохимическим и серологическим свойствам. Возбудители дизентерии у детей достаточно устойчивы во внешней среде: долго сохраняются в воде и почве (до 3 мес.), продуктах питания (15-30 дней), хорошо переносят низкие температуры и высушивание; но чувствительны к нагреванию (погибают через 30 мин. — при 60°C, мгновенно — при 100°C), прямому солнечному свету и дезинфицирующим препаратам.
Источником заражения служит больной человек, часто с легким и стертым течением дизентерии, реже — реконвалесцент. Дети с дизентерией заразны для окружающих с первого дня болезни, так как выделяют с фекалиями большое количество шигелл.
Механизм заражения дизентерией — фекально-оральный; передача инфекции у детей осуществляется пищевым, водным (через водопровод, при купании в водоемах и бассейнах) и контактно-бытовым (через грязные руки, посуду, белье, игрушки) путями. Риск инфицирования дизентерией у детей возрастает при употреблении продуктов, не подвергнутых предварительной термической обработке, с истекшим сроком годности, немытых фруктов и овощей.
Дизентерия у детей возникает в виде спорадических случаев или эпидемических вспышек, развитию которых способствуют аварии водопровода и канализации, неблагоприятные метеоусловия (циклоны, наводнения, паводки). Типично возникновение семейных эпидемических очагов дизентерии: от больных членов семьи заражаются 40% детей. Пик заболеваемости дизентерией среди детей приходится на летне-осенний период. Формирование хронической дизентерии наблюдается у детей со сниженным иммунитетом, сопутствующими заболеваниями, при присоединении интеркуррентных инфекций (ОРВИ и др.).
Симптомы дизентерии у детей
Клинические особенности дизентерии зависят от вида возбудителя (Зонне, Флекснера и т.д.), характера течения (острый или хронический), выраженности проявлений (легкая, средней тяжести или тяжелая формы), обширности поражения ЖКТ (гастроэнтерит, колит, гастроэнтероколит), преморбидного фона и иммунитета ребенка.
Инкубационный период при дизентерии у детей продолжается от нескольких часов до недели (обычно 2-3 суток) и переходит в характерное острое начало заболевания. Уже в первые сутки инфекция проявляется выраженным недомоганием, лихорадкой (от 37,5 до 40°С), тошнотой, рвотой (однократной или повторной); в тяжелых случаях — угнетением сознания, судорогами, цианозом, тахикардией и гипотонией.
Кишечная дисфункция при дизентерии у детей характеризуется учащенным (от 5-8 до 10-25 раз в сутки) жидким стулом с примесью мутной слизи, зелени и прожилок крови; по характеру сначала обильным и каловым, на 2-3 сутки заболевания — очень скудным («ректальный плевок»). Отмечается урчание по ходу толстой кишки, болезненные, часто ложные, позывы на дефекацию (тенезмы). Выраженное и частое натуживание (особенно у детей младшего возраста) может привести к податливости или зиянию ануса, реже — выпадению слизистой оболочки прямой кишки.
У детей первого года жизни дизентерия наблюдается, как правило, при рахите, анемии, диатезе, искусственном вскармливании. Симптомы развиваются постепенно, стул остается каловым с избытком слизи и зелени, редко с примесью крови; специфический токсикоз может быть не резко выражен, тяжесть состояния обусловлена нарушением гемодинамики и водно-минерального обмена. У грудных детей, больных дизентерией, имеется склонность к развитию вторичной бактериальной инфекции (пневмонии, отитов).
Дизентерия Зонне у детей чаще имеет субклиническое, стертое течение с гастроэнтеритическим поражением ЖКТ, без деструктивных изменений слизистой. Для дизентерии Флекснера у детей характерно более интенсивное поражение кишечника и более тяжелое течение.
При неосложненном течении дизентерии у детей клиническое выздоровление наступает обычно через 2-3 недели, но полное морфо-функциональное восстановление ЖКТ длится до 2 -3 месяцев и более; имеется риск обострения при нарушении диеты.
Тяжелые случаи дизентерии у детей могут осложниться формированием токсического мегаколона, перфорацией толстой кишки, перитонитом; в редких случаях — развитием гемолитико-уремического синдрома, почечной и сердечной недостаточности, токсико-инфекционного шока, летального исхода.
Хроническая дизентерия у детей нередко протекает при удовлетворительном общем состоянии, слабой интоксикации, наличии жидкого или полужидкого стула калового характера, иногда со слизью и прожилками крови. Длительное течение дизентерии ослабляет детей, приводит к гипотрофии, авитаминозу, анемии.
Диагностика дизентерии у детей
Дети с подозрением на дизентерию должны быть изолированы, осмотрены педиатром и инфекционистом. Диагноз дизентерии у детей ставят на основании эпидемиологического анамнеза, клинической картины, лабораторных данных.
Возбудителя кишечной инфекции идентифицируют путем бактериологического исследования кала и рвотных масс с обязательным определением чувствительности выделенной микрофлоры к антибиотикам. В сомнительных случаях для выявления шигелл и специфических антигенов в фекалиях и крови используют ПЦР и серологические методы (РНГА, РКА, ИФА). Результаты копрограммы и ректороманоскопии при диагностике дизентерии у детей имеют вспомогательное значение.
Дизентерию у детей необходимо дифференцировать от инфекционных колитов, энтероколитов и гастроэнтеритов другой этиологии: сальмонеллеза, энтеропатогенного эшерихиоза, иерсиниоза, амебиаза, вирусной диареи, а также экссудативной энтеропатии, неспецифических язвенных колитов и болезни Крона.
Лечение дизентерии у детей
Лечение дизентерии у детей определяется формой и тяжестью заболевания, возрастом и общим состоянием пациента и в зависимости от этого может проводиться в стационаре или амбулаторно. Комплексное лечение детей с дизентерией включает режим, лечебное питание, антимикробную и дезинтоксикационную терапию, иммунокоррекцию, восстановление функции пищеварительной системы.
В острый период дизентерии дети должны соблюдать постельный режим. Диета назначается согласно возрасту ребенка: в первые 1-3 суток питание дробное с уменьшением суточного объема пищи и увеличением кратности приема. У детей до года, находящихся на искусственном вскармливании вводят кисломолочные продукты (кефир, биолакт). Детям старше года показана механически и химически щадящая пища (рисовая и манная каши, овощной отвар, овощное пюре, мясной фарш, кисели, слизистые супы, творог).
При токсикозе и обезвоживании легкой степени ребенку дают пить солевые растворы; в тяжелых случаях показана инфузионная терапия. Болевой синдром купируют спазмолитическими средствами (дротаверин, папаверин).
При тяжелых и среднетяжелых формах дизентерии у детей применяют антибиотики (ампициллин, гентамицин, полимиксин М, налидиксовая к-та), нитрофураны (фуразолидон) с учетом чувствительности циркулирующих в данной местности штаммов. Целесообразно назначение поливалентного дизентерийного бактериофага.
Антидиарейные средства при дизентерии у детей грудного и раннего возраста не используют. Для восстановления функции и биоценоза кишечника при дизентерии у детей показаны ферменты (пенкреатин), пробиотики и пребиотики. В реабилитационном периоде детям, перенесшим дизентерию, рекомендованы препараты, повышающие иммунитет, витамины А, С, В, фитосборы, физио- и санаторно-курортное лечение.
Затяжные и хронические формы дизентерии у детей лечатся как острый процесс. Дизентерия у детей считается излеченной после нормализации клинической картины и отрицательного результата контрольного бактериологического исследования, но еще в течение 1 месяца необходимо наблюдение со стороны детского врача-инфекциониста.
Прогноз и профилактика дизентерии у детей
В случае проведения полноценной терапии дизентерия у детей полностью излечивается. При тяжелом течении дизентерии у детей и высоком уровне токсемии высока вероятность осложнений.
Предупредить дизентерию у детей можно при обязательном соблюдении правил личной гигиены; строгом контроле источников водоснабжения, норм хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов; выявлении больных в дошкольных и школьных учреждениях, среди работников молочных кухонь, предприятий общественного питания; проведении карантинных и санитарных мероприятий.
Источник
äÉÚÅÎÔÅÒÉÑ Õ ÄÅÔÅÊ — ÏÓÔÒÁÑ ÂÁËÔÅÒÉÁÌØÎÁÑ ËÉÛÅÞÎÁÑ ÉÎÆÅËÃÉÑ, ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌÅÍ ËÏÔÏÒÏÊ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ×ÉÄÙ ÛÉÇÅÌÌ. äÉÚÅÎÔÅÒÉÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÉÎÔÏËÓÉËÁÃÉÏÎÎÙÍ (ÌÉÈÏÒÁÄËÏÊ, ÎÅÄÏÍÏÇÁÎÉÅÍ, ÓÌÁÂÏÓÔØÀ, ÔÏÛÎÏÔÏÊ) É ËÏÌÉÔÉÞÅÓËÉÍ ÓÉÎÄÒÏÍÁÍÉ (ÄÉÁÒÅÅÊ Ó ÐÒÉÍÅÓØÀ ËÒÏ×É É ÓÌÉÚÉ, ÂÏÌÑÍÉ × ÖÉ×ÏÔÅ, ÔÅÎÅÚÍÁÍÉ). äÉÚÅÎÔÅÒÉÀ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÏÄÔ×ÅÒÖÄÁÀÔ ÄÁÎÎÙÅ ÂÁËÔÅÒÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ, ðãò, éæá, òîçá, ËÏÐÒÏÇÒÁÍÍÙ É ÒÅËÔÏÒÏÍÁÎÏÓËÏÐÉÉ. ÷ ÌÅÞÅÎÉÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ÄÉÅÔÕ, ÁÎÔÉÂÁËÔÅÒÉÁÌØÎÕÀ É ÄÅÚÉÎÔÏËÓÉËÁÃÉÏÎÎÕÀ ÔÅÒÁÐÉÀ, ÉÍÍÕÎÏËÏÒÒÅËÃÉÀ, ÆÅÒÍÅÎÔÙ, ÐÒÏÂÉÏÔÉËÉ, ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÀ.
óÉÍÐÔÏÍÙ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ
íÅÈÁÎÉÚÍ ÚÁÒÁÖÅÎÉÑ ÐÒÉ ÐÏÄÏÂÎÏÍ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÉ ÆÅËÁÌØÎÏ-ÏÒÁÌØÎÙÊ. þÁÝÅ ×ÓÅÇÏ ÉÓÔÏÞÎÉËÏÍ ÉÎÆÅËÃÉÉ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÂÏÌØÎÏÊ ÞÅÌÏ×ÅË, ×ÍÅÓÔÅ Ó ÆÅËÁÌÉÑÍÉ ËÏÔÏÒÏÇÏ ×ÙÄÅÌÑÅÔÓÑ ÏÇÒÏÍÎÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÛÉÇÅÌÌ. òÅÂÅÎÏË ÍÏÖÅÔ ÐÏÄÈ×ÁÔÉÔØ ÉÎÆÅËÃÉÀ, ËÕÛÁÑ ÎÅÍÙÔÙÅ ÉÌÉ ÎÅÐÒÁ×ÉÌØÎÏ ÐÒÉÇÏÔÏ×ÌÅÎÎÙÅ ÐÒÏÄÕËÔÙ. âÅÚÕÓÌÏ×ÎÏ, ×ÏÚÍÏÖÅÎ É ËÏÎÔÁËÔÎÏ-ÂÙÔÏ×ÏÊ ÐÕÔØ ÐÅÒÅÄÁÞÉ, ÎÁÐÒÉÍÅÒ ÞÅÒÅÚ ÉÇÒÕÛËÉ, ÐÏÓÔÅÌØÎÏÅ ÂÅÌØÅ, ÏÄÅÖÄÕ, ÐÏÌÏÔÅÎÃÁ, ÇÒÑÚÎÙÅ ÒÕËÉ É Ô. Ä. éÍÅÎÎÏ ÐÏÜÔÏÍÕ × ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ× ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ×ÓÐÙÛËÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ × ÛËÏÌÁÈ ÉÌÉ ÄÅÔÓËÉÈ ÓÁÄÁÈ.
ûÉÇÅÌÌÙ ÍÏÇÕÔ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÑÔØÓÑ É ÞÅÒÅÚ ×ÏÄÕ. îÁÐÒÉÍÅÒ, ÉÎÆÅËÃÉÀ ÍÏÖÎÏ ÐÏÄÈ×ÁÔÉÔØ, ÐÏÓÅÝÁÑ ÏÂÝÅÓÔ×ÅÎÎÙÅ ÂÁÓÓÅÊÎÙ ÉÌÉ ×ÏÄÏÅÍÙ. îÅÒÅÄËÏ ÉÓÔÏÞÎÉËÏÍ ÐÁÔÏÇÅÎÎÙÈ ÍÉËÒÏÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× × ÛËÏÌÁÈ É ÄÅÔÓËÉÈ ÓÁÄÁÈ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÒÁÂÏÔÎÉË ËÕÈÎÉ. ëÓÔÁÔÉ, ÞÁÝÅ ×ÓÅÇÏ ×ÓÐÙÛËÉ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ × ÌÅÔÎÉÅ É ÏÓÅÎÎÉÅ ÍÅÓÑÃÙ.
íÎÏÇÉÅ ÒÏÄÉÔÅÌÉ ÉÎÔÅÒÅÓÕÀÔÓÑ ×ÏÐÒÏÓÁÍÉ Ï ÔÏÍ, ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÔ ÌÉ ÇÒÕÐÐÙ ÒÉÓËÁ É ÅÓÔØ ÌÉ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔØ ÚÁÝÉÔÉÔØ ÒÅÂÅÎËÁ ÏÔ ÄÁÎÎÏÇÏ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ. îÁ ÓÁÍÏÍ ÄÅÌÅ ÉÎÆÅËÃÉÉ ÐÏÄ×ÅÒÖÅÎÙ ×ÓÅ ÄÅÔÉ. ôÅÍ ÎÅ ÍÅÎÅÅ ÂÏÌÅÅ ×ÏÓÐÒÉÉÍÞÉ×Ù Ë ÎÅÊ ÍÁÌÙÛÉ Ó ÏÓÌÁÂÌÅÎÎÙÍ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÏÍ. òÉÓË ÚÁÒÁÖÅÎÉÑ Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ ÐÒÉ ÓÏÐÕÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑÈ, ÎÁÐÒÉÍÅÒ ÐÒÉ ïò÷é.
ëÌÉÎÉÞÅÓËÉÅ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ ÚÁ×ÉÓÑÔ ÏÔ ×ÉÄÁ ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌÑ (úÏÎÎÅ, æÌÅËÓÎÅÒÁ É Ô.Ä.), ÈÁÒÁËÔÅÒÁ ÔÅÞÅÎÉÑ (ÏÓÔÒÙÊ ÉÌÉ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÊ), ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÓÔÉ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÊ (ÌÅÇËÁÑ, ÓÒÅÄÎÅÊ ÔÑÖÅÓÔÉ ÉÌÉ ÔÑÖÅÌÁÑ ÆÏÒÍÙ), ÏÂÛÉÒÎÏÓÔÉ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ öëô (ÇÁÓÔÒÏÜÎÔÅÒÉÔ, ËÏÌÉÔ, ÇÁÓÔÒÏÜÎÔÅÒÏËÏÌÉÔ), ÐÒÅÍÏÒÂÉÄÎÏÇÏ ÆÏÎÁ É ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ ÒÅÂÅÎËÁ.
éÎËÕÂÁÃÉÏÎÎÙÊ ÐÅÒÉÏÄ ÐÒÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏÄÏÌÖÁÅÔÓÑ ÏÔ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÞÁÓÏ× ÄÏ ÎÅÄÅÌÉ (ÏÂÙÞÎÏ 2-3 ÓÕÔÏË) É ÐÅÒÅÈÏÄÉÔ × ÈÁÒÁËÔÅÒÎÏÅ ÏÓÔÒÏÅ ÎÁÞÁÌÏ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ. õÖÅ × ÐÅÒ×ÙÅ ÓÕÔËÉ ÉÎÆÅËÃÉÑ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÍ ÎÅÄÏÍÏÇÁÎÉÅÍ, ÌÉÈÏÒÁÄËÏÊ (ÏÔ 37,5 ÄÏ 40œó), ÔÏÛÎÏÔÏÊ, Ò×ÏÔÏÊ (ÏÄÎÏËÒÁÔÎÏÊ ÉÌÉ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÊ); × ÔÑÖÅÌÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ — ÕÇÎÅÔÅÎÉÅÍ ÓÏÚÎÁÎÉÑ, ÓÕÄÏÒÏÇÁÍÉ, ÃÉÁÎÏÚÏÍ, ÔÁÈÉËÁÒÄÉÅÊ É ÇÉÐÏÔÏÎÉÅÊ.
ëÉÛÅÞÎÁÑ ÄÉÓÆÕÎËÃÉÑ ÐÒÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÕÞÁÝÅÎÎÙÍ (ÏÔ 5-8 ÄÏ 10-25 ÒÁÚ × ÓÕÔËÉ) ÖÉÄËÉÍ ÓÔÕÌÏÍ Ó ÐÒÉÍÅÓØÀ ÍÕÔÎÏÊ ÓÌÉÚÉ, ÚÅÌÅÎÉ É ÐÒÏÖÉÌÏË ËÒÏ×É; ÐÏ ÈÁÒÁËÔÅÒÕ ÓÎÁÞÁÌÁ ÏÂÉÌØÎÙÍ É ËÁÌÏ×ÙÍ, ÎÁ 2-3 ÓÕÔËÉ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ — ÏÞÅÎØ ÓËÕÄÎÙÍ (‘ÒÅËÔÁÌØÎÙÊ ÐÌÅ×ÏË’). ïÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÕÒÞÁÎÉÅ ÐÏ ÈÏÄÕ ÔÏÌÓÔÏÊ ËÉÛËÉ, ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÙÅ, ÞÁÓÔÏ ÌÏÖÎÙÅ, ÐÏÚÙ×Ù ÎÁ ÄÅÆÅËÁÃÉÀ (ÔÅÎÅÚÍÙ). ÷ÙÒÁÖÅÎÎÏÅ É ÞÁÓÔÏÅ ÎÁÔÕÖÉ×ÁÎÉÅ (ÏÓÏÂÅÎÎÏ Õ ÄÅÔÅÊ ÍÌÁÄÛÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ) ÍÏÖÅÔ ÐÒÉ×ÅÓÔÉ Ë ÐÏÄÁÔÌÉ×ÏÓÔÉ ÉÌÉ ÚÉÑÎÉÀ ÁÎÕÓÁ, ÒÅÖÅ — ×ÙÐÁÄÅÎÉÀ ÓÌÉÚÉÓÔÏÊ ÏÂÏÌÏÞËÉ ÐÒÑÍÏÊ ËÉÛËÉ.
õ ÄÅÔÅÊ ÐÅÒ×ÏÇÏ ÇÏÄÁ ÖÉÚÎÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÑ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÐÒÉ ÒÁÈÉÔÅ, ÁÎÅÍÉÉ, ÄÉÁÔÅÚÅ, ÉÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÏÍ ×ÓËÁÒÍÌÉ×ÁÎÉÉ. óÉÍÐÔÏÍÙ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÏ, ÓÔÕÌ ÏÓÔÁÅÔÓÑ ËÁÌÏ×ÙÍ Ó ÉÚÂÙÔËÏÍ ÓÌÉÚÉ É ÚÅÌÅÎÉ, ÒÅÄËÏ Ó ÐÒÉÍÅÓØÀ ËÒÏ×É; ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÉÊ ÔÏËÓÉËÏÚ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÎÅ ÒÅÚËÏ ×ÙÒÁÖÅÎ, ÔÑÖÅÓÔØ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÁ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÇÅÍÏÄÉÎÁÍÉËÉ É ×ÏÄÎÏ-ÍÉÎÅÒÁÌØÎÏÇÏ ÏÂÍÅÎÁ. õ ÇÒÕÄÎÙÈ ÄÅÔÅÊ, ÂÏÌØÎÙÈ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÅÊ, ÉÍÅÅÔÓÑ ÓËÌÏÎÎÏÓÔØ Ë ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ×ÔÏÒÉÞÎÏÊ ÂÁËÔÅÒÉÁÌØÎÏÊ ÉÎÆÅËÃÉÉ (ÐÎÅ×ÍÏÎÉÉ, ÏÔÉÔÏ×).
äÉÚÅÎÔÅÒÉÑ úÏÎÎÅ Õ ÄÅÔÅÊ ÞÁÝÅ ÉÍÅÅÔ ÓÕÂËÌÉÎÉÞÅÓËÏÅ, ÓÔÅÒÔÏÅ ÔÅÞÅÎÉÅ Ó ÇÁÓÔÒÏÜÎÔÅÒÉÔÉÞÅÓËÉÍ ÐÏÒÁÖÅÎÉÅÍ öëô, ÂÅÚ ÄÅÓÔÒÕËÔÉ×ÎÙÈ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ ÓÌÉÚÉÓÔÏÊ. äÌÑ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ æÌÅËÓÎÅÒÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÈÁÒÁËÔÅÒÎÏ ÂÏÌÅÅ ÉÎÔÅÎÓÉ×ÎÏÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÅ ËÉÛÅÞÎÉËÁ É ÂÏÌÅÅ ÔÑÖÅÌÏÅ ÔÅÞÅÎÉÅ.
ðÒÉ ÎÅÏÓÌÏÖÎÅÎÎÏÍ ÔÅÞÅÎÉÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÅ ×ÙÚÄÏÒÏ×ÌÅÎÉÅ ÎÁÓÔÕÐÁÅÔ ÏÂÙÞÎÏ ÞÅÒÅÚ 2-3 ÎÅÄÅÌÉ, ÎÏ ÐÏÌÎÏÅ ÍÏÒÆÏ-ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÏÅ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ öëô ÄÌÉÔÓÑ ÄÏ 2 -3 ÍÅÓÑÃÅ× É ÂÏÌÅÅ; ÉÍÅÅÔÓÑ ÒÉÓË ÏÂÏÓÔÒÅÎÉÑ ÐÒÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÉ ÄÉÅÔÙ. ôÑÖÅÌÙÅ ÓÌÕÞÁÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÍÏÇÕÔ ÏÓÌÏÖÎÉÔØÓÑ ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÅÍ ÔÏËÓÉÞÅÓËÏÇÏ ÍÅÇÁËÏÌÏÎÁ, ÐÅÒÆÏÒÁÃÉÅÊ ÔÏÌÓÔÏÊ ËÉÛËÉ, ÐÅÒÉÔÏÎÉÔÏÍ; × ÒÅÄËÉÈ ÓÌÕÞÁÑÈ — ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ÇÅÍÏÌÉÔÉËÏ-ÕÒÅÍÉÞÅÓËÏÇÏ ÓÉÎÄÒÏÍÁ, ÐÏÞÅÞÎÏÊ É ÓÅÒÄÅÞÎÏÊ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏÓÔÉ, ÔÏËÓÉËÏ-ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÏÇÏ ÛÏËÁ, ÌÅÔÁÌØÎÏÇÏ ÉÓÈÏÄÁ.
èÒÏÎÉÞÅÓËÁÑ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÅÒÅÄËÏ ÐÒÏÔÅËÁÅÔ ÐÒÉ ÕÄÏ×ÌÅÔ×ÏÒÉÔÅÌØÎÏÍ ÏÂÝÅÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÉ, ÓÌÁÂÏÊ ÉÎÔÏËÓÉËÁÃÉÉ, ÎÁÌÉÞÉÉ ÖÉÄËÏÇÏ ÉÌÉ ÐÏÌÕÖÉÄËÏÇÏ ÓÔÕÌÁ ËÁÌÏ×ÏÇÏ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ, ÉÎÏÇÄÁ ÓÏ ÓÌÉÚØÀ É ÐÒÏÖÉÌËÁÍÉ ËÒÏ×É. äÌÉÔÅÌØÎÏÅ ÔÅÞÅÎÉÅ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ ÏÓÌÁÂÌÑÅÔ ÄÅÔÅÊ, ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÇÉÐÏÔÒÏÆÉÉ, Á×ÉÔÁÍÉÎÏÚÕ, ÁÎÅÍÉÉ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ
÷ ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÓÔÅÐÅÎÉ ÔÑÖÅÓÔÉ, ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ÆÏÒÍÙ ÂÏÌÅÚÎÉ É ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÒÅÂÅÎËÁ ÌÅÞÅÎÉÅ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÁÍÂÕÌÁÔÏÒÎÏ (× ÄÏÍÁÛÎÉÈ ÕÓÌÏ×ÉÑÈ) ÉÌÉ × ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÅ.
áÍÂÕÌÁÔÏÒÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÄÏÐÕÓÔÉÍÏ ÐÒÉ ÌÅÇËÏÍ, ÓÔÅÒÔÏÍ ÔÅÞÅÎÉÉ ÂÏÌÅÚÎÉ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÓÔÁÒÛÅ ÇÏÄÁ É ÐÒÉ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÙÈ ÜÐÉÄÅÍÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÕÓÌÏ×ÉÑÈ: ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÉ × ÓÅÍØÅ ÄÒÕÇÉÈ ÄÅÔÏË ÄÏÛËÏÌØÎÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ (ÐÏÓÅÝÁÀÝÉÈ ÄÅÔÓËÉÊ ÓÁÄ) É ×ÚÒÏÓÌÙÈ ÞÌÅÎÏ× ÓÅÍØÉ, ÒÁÂÏÔÁÀÝÉÈ ÎÁ ÐÉÝÅÂÌÏËÁÈ, × ÄÅÔÓËÉÈ ÕÞÒÅÖÄÅÎÉÑÈ É ÓÉÓÔÅÍÅ ×ÏÄÏÓÎÁÂÖÅÎÉÑ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÅÊ ÄÏÌÖÎÏ ÐÒÏ×ÏÄÉÔØÓÑ ËÏÍÐÌÅËÓÎÏ É ×ËÌÀÞÁÔØ:
- ÒÅÖÉÍ;
- ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ (ÁÎÔÉÂÁËÔÅÒÉÁÌØÎÏÅ É ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉÞÅÓËÏÅ);
- ÄÉÅÔÉÞÅÓËÏÅ ÐÉÔÁÎÉÅ.
ëÏÍÐÌÅËÓÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÄÅÔÅÊ Ó ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÅÊ ×ËÌÀÞÁÅÔ ÔÁËÖÅ ÄÅÚÉÎÔÏËÓÉËÁÃÉÏÎÎÕÀ ÔÅÒÁÐÉÀ, ÉÍÍÕÎÏËÏÒÒÅËÃÉÀ, ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ ÆÕÎËÃÉÉ ÐÉÝÅ×ÁÒÉÔÅÌØÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ.
÷ ÏÓÔÒÙÊ ÐÅÒÉÏÄ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ ÄÅÔÉ ÄÏÌÖÎÙ ÓÏÂÌÀÄÁÔØ ÐÏÓÔÅÌØÎÙÊ ÒÅÖÉÍ. äÉÅÔÁ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÓÏÇÌÁÓÎÏ ×ÏÚÒÁÓÔÕ ÒÅÂÅÎËÁ: × ÐÅÒ×ÙÅ 1-3 ÓÕÔÏË ÐÉÔÁÎÉÅ ÄÒÏÂÎÏÅ Ó ÕÍÅÎØÛÅÎÉÅÍ ÓÕÔÏÞÎÏÇÏ ÏÂßÅÍÁ ÐÉÝÉ É Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅÍ ËÒÁÔÎÏÓÔÉ ÐÒÉÅÍÁ. õ ÄÅÔÅÊ ÄÏ ÇÏÄÁ, ÎÁÈÏÄÑÝÉÈÓÑ ÎÁ ÉÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÏÍ ×ÓËÁÒÍÌÉ×ÁÎÉÉ ××ÏÄÑÔ ËÉÓÌÏÍÏÌÏÞÎÙÅ ÐÒÏÄÕËÔÙ (ËÅÆÉÒ, ÂÉÏÌÁËÔ). äÅÔÑÍ ÓÔÁÒÛÅ ÇÏÄÁ ÐÏËÁÚÁÎÁ ÍÅÈÁÎÉÞÅÓËÉ É ÈÉÍÉÞÅÓËÉ ÝÁÄÑÝÁÑ ÐÉÝÁ (ÒÉÓÏ×ÁÑ É ÍÁÎÎÁÑ ËÁÛÉ, Ï×ÏÝÎÏÊ ÏÔ×ÁÒ, Ï×ÏÝÎÏÅ ÐÀÒÅ, ÍÑÓÎÏÊ ÆÁÒÛ, ËÉÓÅÌÉ, ÓÌÉÚÉÓÔÙÅ ÓÕÐÙ, Ô×ÏÒÏÇ).
ðÒÉ ÔÏËÓÉËÏÚÅ É ÏÂÅÚ×ÏÖÉ×ÁÎÉÉ ÌÅÇËÏÊ ÓÔÅÐÅÎÉ ÒÅÂÅÎËÕ ÄÁÀÔ ÐÉÔØ ÓÏÌÅ×ÙÅ ÒÁÓÔ×ÏÒÙ (ÒÅÇÉÄÒÏÎ); × ÔÑÖÅÌÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÐÏËÁÚÁÎÁ ÉÎÆÕÚÉÏÎÎÁÑ ÔÅÒÁÐÉÑ. âÏÌÅ×ÏÊ ÓÉÎÄÒÏÍ ËÕÐÉÒÕÀÔ ÓÐÁÚÍÏÌÉÔÉÞÅÓËÉÍÉ ÓÒÅÄÓÔ×ÁÍÉ (ÎÏ-ÛÐÁ, ÐÁÐÁ×ÅÒÉÎ).
ðÒÉ ÔÑÖÅÌÙÈ É ÓÒÅÄÎÅÔÑÖÅÌÙÈ ÆÏÒÍÁÈ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ÁÎÔÉÂÉÏÔÉËÉ (ÁÍÐÉÃÉÌÌÉÎ, ÇÅÎÔÁÍÉÃÉÎ, ÐÏÌÉÍÉËÓÉÎ í, ÎÅ×ÉÇÒÁÍÏÎ), ÎÉÔÒÏÆÕÒÁÎÙ (ÆÕÒÁÚÏÌÉÄÏÎ) Ó ÕÞÅÔÏÍ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔÉ ÃÉÒËÕÌÉÒÕÀÝÉÈ × ÄÁÎÎÏÊ ÍÅÓÔÎÏÓÔÉ ÛÔÁÍÍÏ×. ãÅÌÅÓÏÏÂÒÁÚÎÏ ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÅ ÐÏÌÉ×ÁÌÅÎÔÎÏÇÏ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÊÎÏÇÏ ÂÁËÔÅÒÉÏÆÁÇÁ.
áÎÔÉÄÉÁÒÅÊÎÙÅ ÓÒÅÄÓÔ×Á ÐÒÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÇÒÕÄÎÏÇÏ É ÒÁÎÎÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÎÅ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ. äÌÑ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ÆÕÎËÃÉÉ É ÂÉÏÃÅÎÏÚÁ ËÉÛÅÞÎÉËÁ ÐÒÉ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÏËÁÚÁÎÙ ÆÅÒÍÅÎÔÙ (ÐÅÎËÒÅÁÔÉÎ, ÍÅÚÉÍ, ÆÅÓÔÁÌ), ÐÒÏÂÉÏÔÉËÉ (ËÏÌÉÂÁËÔÅÒÉÎ, ÌÁËÔÏÂÁËÔÅÒÉÎ, ÂÉÆÉÄÕÍÂÁËÔÅÒÉÎ) É ÐÒÅÂÉÏÔÉËÉ (ÌÁËÔÏÆÉÌØÔÒÕÍ). ÷ ÒÅÁÂÉÌÉÔÁÃÉÏÎÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÄÅÔÑÍ, ÐÅÒÅÎÅÓÛÉÍ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÀ, ÒÅËÏÍÅÎÄÏ×ÁÎÙ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ, ÐÏ×ÙÛÁÀÝÉÅ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔ, ×ÉÔÁÍÉÎÙ á, ó, ÷, ÆÉÔÏÓÂÏÒÙ, ÆÉÚÉÏ- É ÓÁÎÁÔÏÒÎÏ-ËÕÒÏÒÔÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ.
úÁÔÑÖÎÙÅ É ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÅ ÆÏÒÍÙ ÄÉÚÅÎÔÅÒÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÌÅÞÁÔÓÑ ËÁË ÏÓÔÒÙÊ ÐÒÏÃÅÓÓ. äÉÚÅÎÔÅÒÉÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÞÉÔÁÅÔÓÑ ÉÚÌÅÞÅÎÎÏÊ ÐÏÓÌÅ ÎÏÒÍÁÌÉÚÁÃÉÉ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÙ É ÏÔÒÉÃÁÔÅÌØÎÏÇÏ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÁ ËÏÎÔÒÏÌØÎÏÇÏ ÂÁËÔÅÒÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ, ÎÏ ÅÝÅ × ÔÅÞÅÎÉÅ 1 ÍÅÓÑÃÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÅ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÄÅÔÓËÏÇÏ ×ÒÁÞÁ-ÉÎÆÅËÃÉÏÎÉÓÔÁ.
Источник
Шигеллёз (дизентерия) у детей
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Шигеллёз (дизентерия) — острое инфекционное заболевание человека с энтеральным механизмом заражения, вызываемое бактериями рода шигелл. Клинически заболевание проявляется колитическим синдромом и симптомами общей интоксикации, нередко с развитием первичного нейротоксикоза.
Код по МКБ-10
- А03.0 Шигеллёз, вызванный Shigella dysenteriae.
- А03.1 Шигеллёз, вызванный ShigellaJlexneri.
- А03.02 Шигеллёз, вызванный Shigella boydii.
- АОЗ.З Шигеллёз. вызванный Shigella sonnet
- А03.8 Другой шигеллёз.
- А03.9 Шигеллёз неуточнённый.
Известно более 50 видов шигелл человека и животных (обезьян).
Код по МКБ-10
A03 Шигелез
A03.0 Шигеллез, вызванный Shigella dysenteriae
A03.1 Шигеллез, вызванный Shigella flexneri
A03.2 Шигеллез, вызванный Shigella boydii
A03.3 Шигеллез, вызванный Shigella sonnei
A03.8 Другой шигеллез
A03.9 Шигеллез неуточненный
Эпидемиология шигеллеза у детей
Шигеллёзы — одна из наиболее распространённых острых кишечных инфекций у детей, обусловливающая как спорадические случаи, так и эпидемические вспышки. Доля детей среди всех заболевших шигеллёзами составляет 60-70%, в основном болеют дети в возрасте 2-7 лет, особенно посещающие детские дошкольные учреждения и школы. Дети первого года жизни болеют шигеллёзами значительно реже.
Источником инфекции бывает только человек — больной или бактериовыделитель. особенно больные с лёгкими и стёртыми формами болезни.
В зависимости от факторов передачи (руки. вода, пищевые продукты, мухи и др.) выделяют контактный, пищевой, водный, молочный и другие пути инфицирования.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13]
Причины шигеллёза у детей
Шигеллы морфологически неотличимы друг от друга — это грамотрицательные неподвижные палочки, капсул и жгутиков не имеют, спор не образуют, легко размножаются на обычных питательных средах, факультативные анаэробы.
Заболевание развивается, только когда возбудитель попадает в ЖКТ через рот. Введение живой культуры шигелл непосредственно в прямую кишку не вызывает заболевания.
Что вызывает дизентерия (шигеллёз)?
Симптомы дизентерии у детей
Инкубационный период зависит главным образом от пути инфицирования и количества возбудителя. Обычно он колеблется от 6-8 ч до 7 сут, составляет в среднем 2-3 сут.
Заболевание почти всегда начинается остро, с повышения температуры тела до 38-39 °С и выше, которая держится не более 3-5 дней. Нередко в течение первых суток заболевания отмечают однократную, а также повторную рвоту, которая в последующие сутки обычно не повторяется. Рвота, продолжающаяся 3 сут и более. нехарактерна для шигеллёзов.
Симптомы дизентерии (шигеллёза)
Классификация шигеллёза (дизентерии)
В основу классификации положено деление шигеллёза по этиологии (шигеллёз Зонне. шигеллёз Флекснера и др.). а также по типу, тяжести и течению.
В типичных случаях шигеллёза чётко выражены основные клинические проявления, и в первую очередь колитический синдром с явлениями «дистального колита» и синдром нейротоксикоза. В зависимости от наличия и выраженности проявлений инфекционного токсикоза и глубины поражения ЖКТ выделяют лёгкую, среднетяжёлую и тяжёлую формы болезни. Тяжесть заболевания может быть обусловлена преобладанием различных симптомов:
- тип А — преобладание симптомов инфекционного токсикоза;
- тип Б — выраженность местных проявлений (частота и характер стула, болевой синдром, тенезмы и др.);
- тип В — смешанный тип — одинаковая выраженность общетоксического и местного синдромов.
Деление шигеллёзов на типы А, Б, В приведено только для типичных среднетяжёлых и тяжёлых форм.
[14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22]
Диагностика шигеллёза у детей
Диагноз устанавливают на основании клинико-эпидемиологических данных с обязательным лабораторным подтверждением.
Используют ПЦР, а также бактериологический и серологический методы исследования. Копрологический метод, как и результаты ректороманоскопии. имеют вспомогательное значение.
Диагностика дизентерии (шигеллёза)
[23], [24], [25], [26], [27]
Какие анализы необходимы?
Лечение дизентерии у детей
Лечение можно проводить в домашних условиях. Антибиотики обычно назначают при тяжёлых формах и желательно с учётом чувствительности циркулирующих в данной местности (регионе) шигелл. Применяют гентамицин, полимиксин М. ампициллин, амоксиклав, амоксициллин, невиграмон. При среднетяжёлых и лёгких формах шигеллёзов лучше назначать нитрофураны (фуразолидон, нифуроксазид), 8-оксихинолины (хлорхинальдол и др.). Курс лечения не должен превышать 5-7 дней.
Лечение дизентерии (шигеллёза)
Профилактика шигеллёза
Профилактика шигеллёза (дизентерии) основана в первую очередь на строгом соблюдении технологии приготовления, хранения и сроков реализации пищи и противоэпидемического режима в детских дошкольных и школьных учреждениях.
Значение имеют ранняя диагностика и изоляция больного (или бактериовыделителя шигелл) в условиях стационара или на дому. На всех больных шигеллёзом и бактериовыделителей заполняется экстренное извещение в СЭС (форма № 58). В очаге инфекции после изоляции больного проводят заключительную дезинфекцию. За контактными детьми устанавливают медицинское наблюдение на 7 дней, карантин не накладывают. В очаге инфекции в период наблюдения проводят текущую дезинфекцию, осуществляют строгий контроль стула детей, в ясельных группах детского сада ведут табель стула. Каждого ребёнка с дисфункцией кишечника необходимо изолировать и обследовать бактериологическим методом. Используется также прививка от дизентерии Зонне.
Профилактика дизентерии (шигеллёза)
Источник