При кормлении ребенок зевает
Содержание статьи
7 причин зевоты
Опубликовано: 28 октября 2020 г.
Причина зевоты. Версия 1: кислород
Хотя изучению причин зевоты посвящено немало исследований, ученые до сих пор не могут договориться о том, в чем же ее главное назначение. Долгое время считалось, что зевота возникает в результате пониженного содержания кислорода в крови: с помощью глубокого вдоха организм делает глоток кислорода. Однако эту теорию ученые в итоге опровергли: выяснилось, что если дать зевающему человеку больше кислорода или проветрить душную комнату, зевать он от этого не перестанет.
Причина зевоты. Версия 2: охлаждение мозга
Согласно другой теории, человек зевает, чтобы охладить мозг. Эксперименты, проведенные американскими учеными, показали, что испытуемые, которым прикладывали ко лбу холодный компресс, реже зевали при просмотре видеороликов с зевающими людьми, чем испытуемые с теплым компрессом или без него (о заразительности зевания — чуть ниже). Реже зевали и те участники эксперимента, которых просили дышать только носом: при таком дыхании в мозг поступает более прохладная кровь, чем при дыхании ртом.
Причина зевоты. Версия 3: разминка
Кто еще?
Зевают не только люди, но и другие млекопитающие, птицы и даже рыбы. Например, павианы зевают для демонстрации угрозы, обнажая при этом свои клыки. Помимо этого, самцы павианов всегда зевают при звуках грома (почему — ученые еще не выяснили). Для демонстрации угрозы зевают и самцы бойцовых рыбок — у них зевота возникает при виде другой рыбки или при взгляде в зеркало и часто сопровождается агрессивной атакой. Другие рыбы тоже могут зевать — обычно при перегревании воды или недостатке кислорода. Императорские пингвины и пингвины Адели зевают во время ритуала ухаживания. А змеи зевают, чтобы выровнять челюсти и расправить трахею после заглатывания крупной добычи.
Еще одно назначение зевоты — необходимость растянуть и расслабить уставшие или зажатые мышцы. В первую очередь это мышцы глотки и языка, но также и мышцы всего тела: именно поэтому одновременно с зеванием человек часто потягивается. Такая разминка для мышц в сочетании с охлаждением мозга помогает взбодрить организм и привести его в состояние готовности к действию. Поэтому зевота часто возникает, когда люди нервничают перед каким-нибудь ответственным мероприятием: студенты зевают перед экзаменами, парашютисты — перед прыжком, а артисты — перед выступлением. По той же причине люди зевают, когда хотят спать или скучают: зевота помогает взбодрить сонный мозг и онемевшие мышцы.
Причина зевоты. Версия 4: помощь ушам
Также зевать полезно во время полетов на самолете. Это помогает избавиться от ощущения заложенности ушей, возникающего при взлете или посадке из-за разности давлений по обе стороны от барабанной перепонки. Поскольку глотка с помощью специальных каналов соединяется с полостью среднего уха, зевание помогает выровнять давление в ушах.
Причина зевоты. Версия 5: зеркальные нейроны
Четвероногие друзья
Зевота может передаваться не только от человека к человеку, но и от человека к собаке. Так, ученые из Швеции и Великобритании показали, что собаки зевают при виде зевающих людей, причем склонность к такому зеркальному поведению зависит от возраста собаки: животные младше семи месяцев устойчивы к заражению зевотой. При этом собаки не поддаются обману — если человек не зевает по-настоящему, а просто открывает рот, изображая зевок, собака не станет зевать в ответ. Ученые также показали, что собаки при виде зевающего человека становятся более расслабленными и сонными — то есть копируют не только поведение человека, но и физиологическое состояние, лежащее в его основе.
Зевота — очень заразное явление. Люди начинают зевать не только при виде других зевающих, но и при просмотре видео или фотографий зевающих людей. Более того, часто человеку достаточно прочитать или подумать про зевоту, чтобы самому начать зевать. Однако способностью к зеркальной зевоте обладают не все: исследования детей с аутизмом показали, что они, в отличие от здоровых детей, не заражаются зевотой при просмотре видео с другими зевающими людьми. Также к зеркальной зевоте не склонны дети младше пяти лет, еще не способные сопереживать другим. Чем же объясняется связь между восприимчивостью к заражению зевотой и способностью к сопереживанию?
В основе заразительности зевоты лежат так называемые зеркальные нейроны. Эти нейроны, расположенные в коре головного мозга у человека, других приматов и некоторых птиц, обладают своего рода эмпатией: они возбуждаются, когда человек наблюдает за действиями, которые совершает кто-то другой. Зеркальные нейроны определяют способность к подражанию (например, при изучении новых языков) и к сопереживанию: благодаря им мы не просто замечаем эмоциональное состояние другого человека, но и на самом деле переживаем его сами. Зеркальная зевота — это один из примеров такого подражательного поведения. По мнению ученых, подражательная зевота возникла в эволюции приматов для координации действий социальных групп. Когда один из членов группы зевал при виде опасности, всем остальным передавалось его состояние, и группа приходила в состояние готовности к действию.
Причина зевоты. Версия 6: признак близости
В 2011 году итальянские ученые показали, что заразительность зевоты служит мерой эмоциональной близости людей. В экспериментах зеркальная зевота чаще всего возникала у близких родственников и друзей зевающего. Дальние знакомые заражались зевотой реже, и совсем редко зеркальное поведение возникало у людей, незнакомых с зевающим человеком. При этом пол и национальность никак не влияли на склонность к заражению зевотой.
Причина зевоты. Версия 7: симптом болезни
Длительная частая зевота может быть признаком различных заболеваний — например, нарушения терморегуляции тела, проблем со сном, повышенного давления, тромбоза артерий или повреждений ствола головного мозга, где находится дыхательный центр. Кроме того, слишком частая зевота может быть возникать при повышенной тревожности или депрессии — при этом в крови наблюдается повышенный уровнь кортизола, гормона стресса. Поэтому, если вас одолевает постоянная зевота, стоит обратиться к врачу — проверить сердце, сосуды и давление. А для начала можно попробовать хорошенько выспаться и перестать нервничать.
Источник
ПРАВИЛЬНОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ
При кормлении малыша грудью могут возникнуть разные проблемы: трещины на сосках, боль при кормлении. Часто источник этих проблем один — неправильное прикладывание ребенка к груди. Помочь вам научиться правильно прикладывать малыша может наша статья «Правильное прикладывание», а также — консультации по грудному вскармливанию наших консультантов на телефонной горячей линии по грудному вскармливанию по тел. 8 (495) 926-63-23 . Наши специалисты смогут проконсультировать вас как по телефону, так и выехать на дом для очной консультации.
ПРАВИЛЬНОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ
по Anne J. Barnes
- Прижмите к себе ребенка снизу (под попу) внутренней стороной предплечья.
- Если вы так поднесете его к груди, то ваш сосок будет направлен в нéбо малыша.
- Рука мамы прямо с противоположной стороны от лица ребенка, ладонь смотрит вверх.
- Головку поддерживаете, но НЕ прижимаете к груди.
- Головка слегка отклонена кзади.
- Тельце и ножки ребенка обхватывают мать.
- Когда малыш широко открывает рот — поднесите его к груди всей рукой (предплечьем). Первыми груди касаются подбородок и нижняя челюсть малыша.
- СМОТРИТЕ ЗА НИЖНЕЙ ГУБОЙ: нужно, чтобы она была как можно дальше от основания соска, чтобы при сосании язычок вбирал в рот как можно больше ткани молочной железы.
Головка и тельце ребенка должны перемещаться вместе, в одной плоскости, головка не должна быть опущена на грудь, тельце не должно быть согнуто. При захвате верхняя губа должна быть близко к соску, ареола видна сверху. Следите, чтобы подбородок малыша был прижат к вашей груди.
Широко открытый рот — как будто зевает.
(Подписи к картинке: сверху «Область, которую должен захватить ротик ребенка.»; снизу «Прижмите разогнутую головку ребенка к груди, плотно обхватив его сзади за плечи, при этом подбородок касается груди первым. Прежде чем дать ребенку грудь, добейтесь, чтобы он широко открыл рот.»
Вот как можно этого добиться:
- Поднесите ребенка к груди, так чтобы его верхняя губа коснулась соска.
- СЛЕГКА отодвиньте ротик от соска.
- Снова коснитесь верхней губы и снова уберите.
- Продолжайте так делать, пока малыш не откроет широко ротик с высунутым вперед язычком.
- Или, еще лучше, поводите соском по верхней губке ребенка, от одного уголка рта к другому, пока малыш не откроет рот.
Правильное прикладывание — как это видит мама
(Подписи к картинке: слева «Область, которую должен захватить ротик ребенка», справа «Головка ребенка слегка отклоняется назад. Малыша быстро подносят к груди. Удерживайте плечи основанием ладони. Подбородок касается груди первым. Тельце ребенка плотно прижато к телу мамы».)
Меняйте положение ребенка — не груди!
Ребенок сосет — как это видит мама
(Подпись к картинке: «Головка слегка отклонена назад. Подбородок плотно прилежит к груди. Надежно удерживайте плечи, следите, чтобы малыш не согнулся».)
Рекомендации для матери при кормлении ребенка грудью.
Положение мамы при кормлении
- Сидя с прямой спиной, имеющей удобную опору
- Торс обращен кпереди, колени стоят под прямым углом
Положение тельца малыша перед кормлением
- Хорошо подложить подушку
- Сосок направлен к верхней губе или ноздрям малыша
Тело ребенка
- Располагается не строго животиком к животу мамы, а так чтобы ребенок прислонялся к груди снизу и чтобы он мог одним глазом смотреть маме в глаза.
Поддерживайте грудь
- Поддерживайте грудь снизу, слегка приподнимая ее 2-5 пальцами руки, помещенными на ребра под грудью (при этом большой палец на самой груди и смотрит вверх)
Подносите ребенка к груди быстро
- Головка слегка отклонена назад, подносите малыша, удерживая под плечики, так чтобы при открытом ротике подбородок и нижняя челюсть (не нос!) первыми касались груди, тельце и голова должны быть разогнуты (так язык будет лучше касаться груди). Нижняя губа должна быть от соска как можно дальше, чтобы на язык ложилось как можно больше ткани молочной железы.
Предостережения: чего маме следует избегать
- Водить грудью из стороны в сторону («гонясь» за ребенком)
- Пытаться попасть грудью ребенку в рот
- «Размахивать» грудью вверх — вниз
- Захватывать грудь пальцами как ножницами
- Кормить, не поддерживая грудь
- Наклоняться торсом над ребенком вместо того, чтобы слегка откинуться назад
- Пытаться попасть соском в центр ротика ребенка
- Надавливать вниз на подбородок ребенка, пытаясь открыть рот
- Подносить к груди ребенка, когда его головка опущена к груди
- Вкладывать грудь в ротик ребенка вместо того, чтобы подносить ребенка к груди
- Подносить ребенка к груди, пока он как следует не открыл рот
- Подносить дитя к груди недостаточно быстро — не в момент максимально широкого «зевка»
- Прикладывать так, чтобы носик малыша, а не подбородок касался груди первым
- Удерживать грудь, чтобы она не закрыла носик ребенку (это не нужно, потому что при правильном захвате носик сам по себе окажется не у груди)
Источник: When Latching
Revised: January 2005
Original written and deed by Anne Barnes
Перевод Вероники Масловой
Проконсультироваться можно по телефону нашей «горячей линии» по грудному вскармливанию: (495) 926-63-23 (ежедневно с 7.00 до 23.00 ).
Предыдущая
Источник
Интервью с неврологом
Невролог — один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни — проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду — это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди — хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений — для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма — спать минимум по часу-полтора на дневном сне, шесть часов подряд — ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно — промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30-40 минут — это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2-3 часа. Если спит больше — это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите — в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко — и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея — асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное — заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей — это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно — они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время — и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, — это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) — это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность — рекомендую снять приступ на видео — так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека — налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и — самое главное — нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы — по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) — УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия — смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.
Источник