Поза фехтовальщика у ребенка 3 месяцев

Асимметричный шейный тонический рефлекс

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) — один из моих любимых рефлексов. Любимых — потому что в методе замещающего онтогенеза нейропсихологи много с ним работают, но при этом ничего о нем не говорят. А также потому, что с ним сильно связано межполушарное взаимодействие и другие важные функции.

АШТР зарождается на сроке примерно 18 недель от зачатия и в норме угасает в возрасте полугода после появления на свет.

Асимметричным или асинхронным он назван потому, что по-разному воздействует на мышцы левой и правой стороны тела при повороте головы («поза фехтовальщика»). Когда младенец поворачивает голову, рука и нога со стороны лица разгибаются, а с противоположной стороны — сгибаются (так называемые ипсилатеральные или гомолатеральные движения — то есть односторонние). Это способствует развитию двигательной сферы и мышечного тонуса у плода.

АШТР играет важную роль в процессе родов: он помогает ребенку поворачиваться вокруг своей оси по мере продвижения по родовым путям, приспосабливаясь к анатомическим особенностям таза матери. В том случае, если ребенок застрял в родовых путях, если были использованы механические способы родовспоможения (щипцы, вакуум, выдавливание), а также в случае кесарева сечения — в дальнейшем развитии ребенка могут быть проблемы.

Асимметричный шейный тонический рефлекс предохраняет младенца от проблем с дыханием в положении лежа на животе: ребенок автоматически поворачивает голову в сторону, чтобы не задохнуться. Дети могут спать в характерной для данного рефлекса позе.

Поскольку при рождении ребенок видит только на расстоянии 12-17 см от своего лица, данный рефлекс играет важную роль в формировании зрительного восприятия более отдаленных предметов и координации «глаз-рука». Первые попытки схватить предмет также связаны с АШТР. Постепенно движения глаз и рук становятся все более независимыми от поворота головы и переходят под контроль «верхних» уровней организации головного мозга.

Несмотря на то, что АШТР в активной форме при нормальном развитии ребенка угасает к 6 месяцам, он может проявляться при освоении новых моторных навыков как «моторная страховка», а также в качестве рефлекса позы на более поздних этапах развития.

Интеграция асимметричного шейного тонического рефлекса

Важно, чтобы примитивный рефлекс вовремя интегрировался, в противоположном случае высока вероятность следующих проблем в развитии:

  • Проблемы с ползанием (многие мамы рассказывают о том, что ребенок ползал «как раненый солдат», подгребая одной ногой, перемещаясь на животе; возможны также и другие проблемы с данным этапом развития);
  • Проблемы пересечения средней линии тела (что может отражаться на чтении и письме, например, в форме так называемого одностороннего игнорирования, когда ребенок делает огромные отступы слева, начиная писать практически с середины листа, а также не воспринимает информацию с левой половины страницы);
  • Задержка латерализации: не выделяется ведущая рука, но это не случай амбидекстрии, как на первый взгляд может показаться (ребенок-амбидекстр владеет обеими руками хорошо, а ребенок с неустоявшейся латерализацией — одинаково плохо!);
  • Затруднена двуручная деятельность;
  • Ребенок с трудом ловит мячик (нарушена координация «глаз-рука»);
  • Трудности с произвольным движением глаз, зрительным восприятием, прослеживанием строчки на письме;
  • Зеркальное письмо у детей старше 7 лет;
  • Проблемы с сохранением равновесия при движениях головы, неуклюжесть;
  • Трудно переключается зрительный фокус с ближнего на дальний.

В нашем центре можно пройти диагностику примитивных рефлексов у ребенка и посещать занятия по их интеграции.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Источник

: 4 , . . .

> > > > 4 , . . .

angela83

30.10.2016, 21:09

. !

3,5 ( 10 4 ). , . , ( , ), . , , , . , , . , . 90 . , , , , ( ), , , . , , . , . , , , . , — . , , . . , , . , /. . ( ) .

, , . . . . . , .

. . , …

. . , . !

angela83

30.10.2016, 21:55

. . ?

angela83

30.10.2016, 22:15

» «

, . , . ?

angela83

31.10.2016, 09:29

angela83

31.10.2016, 09:30

angela83

31.10.2016, 09:40

angela83

31.10.2016, 09:54

angela83

31.10.2016, 10:57

annadrobitova

31.10.2016, 11:10

.

, ,

, 🙂

, . PEKiP: , » » — .

angela83

31.10.2016, 11:22

angela83

31.10.2016, 11:37

, ,

, 🙂

, . PEKiP: , » » — .

, . . ? . :ax:

angela83

31.10.2016, 12:11

, … ? — ?

. . . ( » «) . , . , . . , , , . . . , …

angela83

01.11.2016, 13:02

. . . ( » «) . , . , . . , , , . . . , …

. . , , 3 . 4-6. . , — . , , — … .

. . , , . . , . , . . — ? -, . , . .

angela83

01.11.2016, 13:04

. ?

angela83

01.11.2016, 13:14

🙂

? ? … …

, . . . , , , . . . , . . . , .

, . , .

angela83

01.11.2016, 13:34

, . . . , , , . . . , . . . , .

, . , .

, . . ?

angela83

01.11.2016, 13:35

, . . . , , , . . . , . . . , .

, . , .

. . . . . . .

, . , . . . «» . , . . . . ,

angela83

01.11.2016, 13:49

, . , . . . «» . , . . . . ,

.

.

, , . ?

angela83

01.11.2016, 13:51

, . ? ? ?

. . . . . .

angela83

01.11.2016, 13:52

angela83

01.11.2016, 13:54

. . , . )))

, . . ?

. . . . =. . . . .

angela83

01.11.2016, 14:05

, , ,

, ?

. …

, , ((((

angela83

01.11.2016, 14:08

. . . . =. . . . .

. ( ). . . , .

angela83

01.11.2016, 14:09

dok.sv, , .

angela83

01.11.2016, 14:15

. . . , ……. …

angela83

01.11.2016, 17:18

. . . , . » «, , . . , , . . . , . . . , . , , «» . , , , . , .

angela83

01.11.2016, 18:10

. . . , . » «, , . . , , . . . , . . . , . , , «» . , , , . , .

. .

… , . — . . . . . .

. -…

angela83

01.11.2016, 18:14

… . , 6 , . . , . , . , -. , . . . …

angela83

01.11.2016, 18:15

2 ?

🙂

—. .

angela83

01.11.2016, 18:16

[ ]

,

angela83

01.11.2016, 18:17

2 ?

🙂

, .. , , …

. . . . , . . . : . . . . . . . . . . . , — . . . . . ( ) : . . , . . . , .

angela83

01.11.2016, 18:46

. . . . , . . . : . . . . . . . . . . . , — . . . . . ( ) : . . , . . . , .

. .

«». , . . , . . . , — …

angela83

01.11.2016, 18:49

. . . . , . . . : . . . . . . . . . . . , — . . . . . ( ) : . . , . . . , .

. , . . . , …

. . , , . . . , . . , ?

1. (), , ? — ( ) . . . . .

2. , (). . , ? . .

3. . . . . . ,

angela83

02.11.2016, 09:03

. . , , . . . , . . , ?

1. (), , ? — ( ) . . . . .

2. , (). . , ? . .

3. . . . . . ,

!

, , . .

, . . — , , , . , , . , . . , . . , , , . , , . ( ), .

. , . . . , , . , , , . . .

, . ? , ? , , … . — ..

. ( , ) . : . . ( ). — .

. . «». , . , ( ). .

.

angela83

02.11.2016, 09:24

. ( , ) . : . . ( ). — .

. . «». , . , ( ). .

.

, , ! . , … . . . , ? , (((

. . . . , ? , (((

-, . . . , . . . . , .

..

angela83

02.11.2016, 09:41

-, . . . , . . . . , .

..

. ! ! :ah:

annadrobitova

02.11.2016, 19:47

— . , — . .

angela83

02.11.2016, 20:28

— . , — . .

, , 3 …

annadrobitova

02.11.2016, 20:53

.

angela83

02.11.2016, 20:59

.

( ) ? , . , . , , , , … ( !) , . — … 10 , 12 . , . , , . . 4/7 . , … …

Источник

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца — переворачивается на бочок; в 4,5-5 — осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев — сидит, ползает с 8, в 10-11 — встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям — отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк — от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно — больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Читайте также:  Ребенку 3 месяца бурлит в животе и плачет

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени — здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) — самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики — УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине — его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме — голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне — это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка — не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот — отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как — будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 — 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) — разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе — в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется — это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей — нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать — реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка — он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 — оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник

Мышечный скелет. О нарушениях мышечного тонуса у грудничков и их корректировке

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Вместе с детским врачом-невропатологом Князевой Инной Викторовной постараемся разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

  • Повышенный тонус (гипертонус).

    Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме «фиги»). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).

  • Пониженный тонус (гипотонус).

    При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.

  • Асимметрия мышечного тонуса.

    При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.

  • Неравномерный тонус (дистония).

    При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

Диагностика мышечного тонуса

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые «остаточные» (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

  • Разведение бедер.

    Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.

  • Присаживание за руки.

    Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.

  • Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

    Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.

  • Симметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.

  • Асимметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.

  • Тонический рефлекс.

    Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).

    В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.

  • Рефлексы Моро и Бабинского.

    Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое «авось» и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая детским церебральным параличом (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Массаж при повышенном и пониженном тонусе у грудничка

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.

При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество «рубящих» движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа. Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики колик и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние иммунной системы, обычно ослабленной в это время года.

Эта статья нам очень помогла.Когда мой ребенок в 2 месяца первый раз попал на проф. обследование к неврологу, то к этому времени уже был изрядно измучен предыдущими обследованиями педиатра и хирурга , да и еще подходило время кормления. Потому неудивительно, что когда мы вошли с ним в кабинет врача, то он был сжатым комком нервов. Как следует осмотреть такого ребенка, которого уже все достало и он недовольно орал, не в силах никакой врач, тем более невролог. В итоге ребенку, при таком состоянии, поставили диагноз: гиперестезия кожи , гипертонус мышц конечностей и выписали лекарства. Вооружась сведениями об этих болезнях и сравнивая их с повседневным поведением своего малыша, я никак не могла согласиться с диагнозом невролога. Даже рефлексы, которые применяются для установления тонуса (ими пользуются неврологи, но мы их нашли в вашей статье и сами использовали ) не давали подтверждения такого диагноза. Никакое предписанное лечение мы не производили, тем более, что выписанные врачом лекарства применяются при лечении тяжелых болезней , а дождались трьохмесячного возраста ребенка и отправились с визитом к опытному неврологу. Главное и ребенка подготовили : он был сытым и наслаждался ауканием. Как мы и ожидали, врач никаких отклонений в развитии не нашел. Поэтому, отправляясь к неврологу , надо найти подходящее время именно для ребенка, чтобы его состояние не давало повода к ошибочным диагнозам.

2004-06-18, Леся

Статья действительно интересная.

НО…

Последнй абзац наводит на некоторые мысли.

Оказывается даже здоровому ребенку требуется минимум 4 курса массажа в год по 15-20 сеансов. У нас в городе один сеанс стоит 200-250 р. Теперь считаем. 15*200*4=12000

или по максимуму 20*250*4=20000

т.е. 400-700 у.е. в год. Не хило да?

Но дело даже не в этом, а в том что в статье говорится о необходимости делать массаж, а вот как он делается — очень поверхностно (может я ошибаюсь и этих знаний достаточно?).

«При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.» А как делают профессионалы, о которых упоминается в статье? У них что ребенок весь сеанс лежит спокойно?

Такое чувство что последний абзац вставили с целью рекламы определенных услуг сомнительной необходимости.

2005-02-09, ЮриК

Спасибо, статья хорошая, согласно с высказыванием Леси. Перед приемом у невропатолога, приведите малыша в нормальное состояние. Мы крепко спали — спящую раздели, доктор осматривает — детеныш мягкий, как котенок, рефлексы слабые,ручки раскинули, дрыхнем…в результате — диагноз «Дифузионный гипотонус » Хотя не стану отрицать, тонус все же понижен, но так как напугался врач, лучше никому не видеть, потом напугалась я, и детенышу не есть хорошо.На втором приеме все устаканилось — гипотонус есть, но не сильный. Делаем массаж (250 за сеанс,x 20 раз, у ребенка цены нет), едим Кавентон (Вимпоцетин) для улучшения мозгового кровообращения.Все восстанавливаемо, мамы, не переживайте.

2005-08-10, Юлия

Добрый день, очень полезная статья, спасибо большое. Нашей Настеньке сегодня 4 мес. У нас ассиметричный тонус, сейчас уже исправляется при помощи массажа. Участковый нервапотолог в 3 мес. прописал Кавинтон,необходимо ли его принимать, что это за препарат, или может лучше проконсультировать ребенка еще у одного специалиста?

2003-09-19, Юлия

Да я с вами согласна, профессионалы делают массаж так,что ребенок явно все время не будет лежать спокойно.А у нас в городе сеанс стоит 500р, с учетом того, что зарплаты в некоторых семьях составляют 10000р, а то и меньше. Далеко не каждый родитель сможет себе позволить. А в общем статья мне понравилась.

2011-10-10, Надежда012

статья очень поучительная.Теперь я могу сама делать массаж дома,но уменя есть вопрос,моей дочке только месец ,у нее гипертонус и педиатр нам праписал массаж.Но во время массажа ребёнок громко плачет и массаж длится около 15 минут.Правильноли это?

2008-12-25, мохирух

Кирилл, скорее всего у ребенка повышенное внутричерепное давление. + если он много срыгивает,+ если есть беспричинный плач, + если поверхностный сон… В общем, сходите к невропатологу на всякий случай.

2008-12-21, Елена

Всего 11 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Читайте также:  Ребенок 3 месяца плохо засыпает на ночь что делать