Положение ребенка при кормлении из ложек

Кормление сцеженным молоком с ложечки

DiankaM, Диана Македонская, сертифицированный консультант по грудному вскармливанию.

На фото мама Оля (ofa) и доченька Оливия, 3,5 месяцев

Макияж Jelvel, Елена Величко, стилист

Фото www.olivestudio.eu

Кормление сцеженным молоком с ложечки

В жизни кормящей мамы могут возникнуть ситуации, когда нужно оставить малыша дома и самой уехать на учебу, отлучиться по работе или съездить к врачу, по делам и т.д. Если мама задержится надолго, нужно подумать, чем и как покормить малыша. Самая лучшая и подходящая еда для малыша — это мамино молоко, поэтому хорошо бы заранее позаботиться и сцедить молочко.

Необходимость покормить или докормить малыша сцеженным молочком или смесью может возникнуть также, если есть проблемы с грудным вскармливанием, например:

  • В первые дни после рождения не получается приложить малыша к груди. В том числе, если молочко еще не пришло, очень удобно сцедить молозиво в ложечку и сразу же дать малышу.
  • Малыш получает недостаточно молока из груди и его нужно докармливать сцеженным молочком или смесью.

В различных рекламах мы часто видим, что малышей кормят из бутылочки. Но во всем мире консультанты по грудному вскармливанию бутылочку не рекомендуют, так как есть риск «путаницы сосков» и малышу бутылочка может настолько понравиться, что он начнет капризничать под грудью или совсем отказываться от груди.

Возможен так же и другой сценарий. Например, малыш впервые остается без мамы, приходит время кормить — а ребенок не берет бутылочку. Так может произойти, потому что механизм сосания груди и бутылочки совершенно разный и ребеночек просто не понимает, что ему делать с бутылочной соской, ведь как грудь ее сосать не получается.

Что же делать, если все-таки покормить ребенка нужно? Самый простой и понятный способ — это покормить малыша с ложечки.

  • Этот способ абсолютно безопасен при грудном вскармливании, т.к. не возникнет путаницы сосков.
  • Прекрасно подходит для всех возрастов, в том числе для новорожденных деток.
  • Будет не очень удобен, если нужно регулярно давать большие количества молока, но если нужно иногда покормить ребенка сцеженным молоком, или же нужны небольшие порции докорма — кормить с ложечки будет удобней и быстрей.

А делается это очень просто.

Нам понадобится чашечка или стакан с широким горлом, чтобы оттуда было удобно набирать молочко ложкой.

Всю посуду нужно предварительно помыть и обдать кипятком (или прокипятить), дать высохнуть.

Шаг 1. Ставим чашечку в удобное место, чтобы вам было легко набирать оттуда молоко. Чашечка должна стоять стабильно, на расстоянии от ручек и ножек ребеночка.

Шаг 2. Берем малыша на руки в полу-вертикальную позу.

Если ребенок шустрый, машет ручками или хватает ложку и Вам это мешает, можно малыша запеленать (подойдет совсем маленьким) или обернуть пеленкой или полотенцем, чтобы закрыть ручки.

Так как молочко может проливаться, можно одеть малышу слюнявчик или накинуть на грудку небольшое полотенчико.

Рядом можно положить полотенце, чтобы подтереть подбородочек или вытереть руки.

Шаг 3. Набираем молоко в ложечку. Лучше набирать не полную ложку, а примерно половину или 1/3.

Шаг 4. Подносим ложечку ко рту ребенка, к верхней губке, и наклоняем ложечку так, чтобы малыш почувствовал что в ложке есть жидкость.

Малыш сам начнет пить молочко из ложечки, детки довольно быстро понимают, что нужно делать.

Положение ребенка при кормлении из ложек

Положение ребенка при кормлении из ложек

Если у малыша не получается пить из ложечки, можно заливать молоко в ротик. В таком случае молока нужно набирать очень мало, примерно ¼ чайной ложки.

Просовываем ложечку немного в ротик и заливаем молочко, но заливать нужно не прямо в ротик, а немного в сторону, можно за щечку.

Положение ребенка при кормлении из ложек

  • Если малыш не хочет открывать ротик, можно легонько надавать ложечкой на нижнюю губку.
  • Если ребенок выталкивает ложку язычком, старайтесь попадать ложкой на язык.

Помним! Нельзя заливать молоко прямо в ротик малыша. Следите чтобы молоко не попало в горло, малыш может закашляться, подавиться.

Ритм кормления должен регулировать сам ребенок: как быстро он может кушать из ложечки, нужны ли ему паузы для отдыха.

Если неудобно кормить малыша на руках, можно посадить ребенка в автокресло, шезлонг или кресло для кормления, которое позволяет регулировать наклон спинки в полу-лежачее положение.

  • Положение автокресла или шезлонга желательно зафиксировать, т.к. 3-4 месячный малыш может начать в нем весело раскачиваться. Во-первых, это помешает кормлению, а во-вторых, это небезопасно, можно подавиться.
  • Если нужно поднять автокресло повыше, помните о том, что оно должно стоять на стабильной основе, не используйте табуретки, стулья и т.д.

Положение ребенка при кормлении из ложек

Положение ребенка при кормлении из ложек

И что самое главное — настроение. Когда малыш в хорошем настроении, кормление пройдет спокойно.

Зная обычную частоту кормления малыша, можно примерно прикинуть время, когда малыш захочет кушать.

И смотрите на ребенка, он сам проявит признаки голода. Начиная с ранних признаков: открывает ротик, тянет ручки к личику. Потом показывает более явно: начинает искать грудь (если взять на руки — открывает ротик, тянется к груди, трется носиком), начинает чмокать, показывать язычок, сосать пальчики. Если начать кормление на этом этапе, все обычно проходит спокойно. Поздние признаки голода — ребеночек начинает быстрее дышать, начинает плакать. Вот тогда покормить уже бывает сложно. Почувствовав запах молочка, ребенок начнет нервничать из-за того, что всё долго. Попытайтесь сначала успокоить малыша, возможно чем-то отвлечь.

Хорошо бы начать готовиться к кормлению заранее, за полчасика. Подготовить место для кормления, слюнявчик, полотенце, чистую посуду, чтобы осталось только подогреть молоко.

Удачи! У вас всё получится!

Положение ребенка при кормлении из ложек

Обсуждаем статью здесь

Опубликовано: понедельник, 3 декабря 2012

Количество просмотров: 11085

© Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения администрации

Источник

Кормление ребёнка из ложки и чашки

Кормление из чашки и ложки значительно безопаснее бутылочек

§ После кормления из них ребёнок не отказывается от груди

§ Их легко мыть, следовательно, вероятность размножения бактерий меньше, чем в бутылочке

Оснащение:

— чашка

— ложка

— детское питание

Алгоритм выполнения:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Подготовить чистую ложку и чашку.

3. Приготовить детское питание.

4. Проверить температуру (капнуть детское питание на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава)

5. Подготовить ребёнка для кормления с приподнятым головным концом.

6. Кормить ребёнка из ложки с небольшими интервалами.

7. В ложку наливают несколько капель, после привыкания его количество увеличивают.

8. Ложку подносят ко рту в направлении сверху вниз и прикладывают к нижней губе. В тот момент, когда ребёнок начинает выполнять сосательные движения, её вводят в рот. Недопустимо слишком глубокое её введение: при касании нёба может возникнуть рвота. Ложка не должна попасть под язык. Извлекают ложку, прижав её к верхней губе.

9. При использовании чашки давать ребёнку пить маленькими глотками с интервалами. Её край нельзя заводить глубоко в рот. Дают пить медленно, терпеливо давая время для глотания. Между глотками ребёнок должен отдыхать.

10. После кормления промыть чашку и ложку в проточной воде, а затем в кипячёной воде.

Кормление через питательный зонд

Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса (недоношенные дети); дети в тяжёлом состоянии с перинатальным поражением ЦНС.

Общие сведения: В зависимости от возраста ребёнка используются питательные зонды с различным диаметром. Зонд вводится в желудок через рот или носовой ход. Наиболее физиологичным является его введение через рот. Кратность кормлений через зонд обычно составляет 7-8 раз в сутки. При пролонгированном зондовом кормлении с помощью шприцевого дозатора время введения не должно превышать 3 часа.

Цель: обеспечить новорожденного ребёнка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.

Читайте также:  Ребенок в 5 месяцев рычит при кормлении

Оснащение:

— отмеренное количество молока на одно кормление, подогретое — до температуры 37-380 С;

— стерильный питательный зонд;

— стерильный шприц 20 мл;

— электроотсос или резиновая груша.

— фонендоскоп

— лейкопластырь

— лоток для оснащения

— салфетка

Обязательные условия : размер желудочного зонда зависит от массы тела ребёнка:

Недоношенному новорожденному ребёнку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.

Алгоритм выполнения

1. Объяснить маме/родственникам ход и цель процедуры

2. Подготовить необходимое оснащение

3. Надеть колпак, маску. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

4. Уложить ребёнка на бок (голову повернуть на бок) с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика.

5. Измерить глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка (от мочки уха до переносицы и до мечевидного отростка — при введении через нос). Сделать метку.

6. Присоединить к зонду шприц и проверить его на проходимость, пропустив через него воздух с помощью поршня.

7. Смочить вводимый конец зонда в молоке (смеси)

8. Ввести зонд в ротовую полость и провести его в желудок по спинке языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза).

9. Проконтролировать нахождение зонда в желудке. Для этого присоединить шприц к зонду, и попытаться отсосать содержимое. Если при этом будет получено содержимое желудка, значит, зонд введён правильно (ввести 2,0 воздуха из шприца в желудок и проконтролировать фонендоскопом на уровне мечевидного отростка).

10. При отсутствии патологических примесей содержимое желудка возвращают обратно для сохранения электролитов и ферментов.

11. Закрепить зонд лейкопластырем

12. Подсоединить шприц без поршня к зонду, опустить его ниже уровня желудка и наклонить (профилактика аэрофагии).

13. Молоко влить по стенке шприца и плавно приподнять шприц, чтобы молоко медленно поступало в желудок. Если молоко не продвигается — немного переместить зонд назад или вперёд. Питание поступает под силой тяжести в течение 8-10 минут.

14. При достижении молоком устья шприца, шприц отсоединить, закрыть заглушку зонда.

15. Удалить катетер быстрыми движениями через 3-5 минуты, пережав просвет катетера возле рта (2-3 см) (предупреждение срыгивания)

16. Придать ребёнку (если позволяет состояние) вертикальное положение, затем уложить его на бок с возвышенным головным концом, создать охранительный режим.

17. Снять перчатки, вымыть и осушить руки

Гигиеническая ванна

Цель:

§ соблюдение гигиены тела;

§ формирование навыков чистоплотности;

§ закаливание ребёнка.

Оснащение:

§ ванночка для купания;

§ пелёнка для ванны;

§ кувшин для воды;

§ водный термометр;

§ махровая или фланелевая рукавичка;

§ детское мыло

§ флакон с 5% раствором перманганата калия;

§ большое махровое полотенце;

§ чистый набор для пеленания, расположенный на пеленальном столике;

§ стерильное вазелиновое масло или детская присыпка;

§ дезинфицирующий раствор, ветошь;

§ мешок для грязного белья.

Обязательные условия:

§ гигиенические ванны проводятся ежедневно до 6 месяцев и с 6 — до 12 месяцев через день.

§ гигиеническая ванна до заживления пупочной ранки проводится кипячёной водой;

§ не купать сразу после кормления;

§ при купании обеспечить в комнате температуру 22-24ОС (для недоношенных 24-260С);

§ определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путём погружения локтя в воду)

Алгоритм выполнения:

1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры.

2. Поставить ванночку в устойчивое положение.

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

4. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором (вымыть ванночку щёткой, ополоснуть кипятком).

5. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить чистый набор для пеленания.

6. Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить на боковые стенки ванночки).

7. Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на 1/2

или 1/3 t = 36-37ОС (для недоношенных 38-390С)

Примечание: при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды или отвары противовоспалительных трав.

8. Набрать воду в кувшин для ополаскивания ребёнка. За время купания вода в кувшине остывает на 1-2ОС и обеспечивает закаливающий эффект.

9. Раздеть ребёнка (при необходимости подмыть под проточной водой).

10. Сбросить одежду в мешок для грязного белья.

11. Новорождённого ребёнка обернуть в тонкую пелёнку (предупреждение попадания воды в слуховые ходы ребёнка, глаза). Взять ребёнка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, другой — ягодицы и бёдра.

12. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем — верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой.

13. Освободить свою одну руку, продолжая другой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка над водой.

14. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить её детским мылом) и помыть ребёнка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) — шея — туловище — конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и ягодичную область.

15. Снять «рукавичку». Приподнять ребёнка над водой. Перевернуть ребёнка лицом вниз. Ополоснуть малыша водой из кувшина. Примечание: желательно иметь помощника.

16. Накинув полотенце, положить ребёнка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промокательными движениями.

17. Обработать пупочную ранку, естественные складки кожи.

18. Одеть ребёнка и уложить в кроватку.

19. Пелёнку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить)

Слить воду из ванночки и сполоснуть её. Обработать внутреннюю

поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола

дезинфицирующим раствором.

20. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Источник

Особенности первого кормления с ложки

Особенности первого кормления с ложки

Особенности первого кормления с ложки

Кормление должно быть приятным времяпрепровождением для вас и вашего ребенка. Выберите такое время для трапезы, когда у вас есть время, чтобы помочь ребенку привыкнуть к ложке. Постарайтесь расслабиться и сохранять спокойствие при введении кормления ложкой вашего ребенка.

Вот несколько правил, которые следует соблюдать при кормлении ребенка с ложки:

Поместить ребенка в вертикальном положении, поддерживаемом сидячем положении. Ваш ребенок нуждается в большей поддержке, если он еще не сидит самостоятельно.

Используйте ложку с плоской миской, а не глубокую миску.

Предложите небольшую часть пищи, чтобы привлечь внимание вашего ребенка. Ваш ребенок будет проявлять интерес, имея блестящие глаза, открыв рот, или прислонившись головой к ложке.

Ваш ребенок должен чувствовать себя уверенно, не отвлекаясь на что-то другое, постепенно научиться кушать пищу более грубой текстуры.

Дайте ребенку время, чтобы понять вкус еды, не нужно во время кормления с ним играть, чтобы избежать попадания пищи в нос. Если вдруг это случилось, не нужно паниковать, важно протереть лицо ребенка салфеткой и продолжить кормление.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Приучение ребенка к общему столу

При введении прикорма многие руководствуются информацией, взятой из интернета, но лучше перед введением прикорма поговорить с участковым педиатром.

Вот некоторые распространенные виды пищи, которую вы можете дать своему ребенку в качестве первого прикорма:

· каши детские зерновые

· пюре детского питания (овощи, фрукты и мясо)

При введении прикорма многие руководствуются информацией, взятой из интернета, но лучше перед введением прикорма поговорить с участковым педиатром.

При введении прикорма многие руководствуются информацией, взятой из интернета, но лучше перед введением прикорма поговорить с участковым педиатром.

За одно кормление ребенок должен усваивать только один вид пищи, лучше подождать некоторое время и дать что-то ещё (многие дети любят попить после еды, правильным будет выждать время, 10-15 минут). Таким образом со временем вам станет понятно, что ваш ребенок кушает с удовольствием, а что у него вызывает отвращение. Также этот способ кормления способствует выявлению аллергии; в раннем возрасте организм ребенка легче справляется с аллергическими реакциями.

Как только вы будете уверены, что ребенок усвоил предлагаемую ему еду, можно начинать смешивать вкусы. Некоторое виды продуктов (цитрусовые, помидоры) раздражают нёбо ребенка. Такие виды пищи нужно вводить постепенно, давая во время кормления 1-2 ложки.

Все родители сталкиваются с проблемой «жевания» рук во время кормления. В принципе, это не страшно, главное правильно себя повести, если ребенок подавится. Исключением является момент употребления «сухой» пищи, например печенья. Когда ребенок кушает печенье или «грызет» баранку, важно исключить жевание рук!

Читайте также:  Сколько должен съедать годовалый ребенок за одно кормление таблица по весу

При кормлении ребенка важно соблюдать ряд несложных правил:

· использовать только детские приборы для кормления

· соблюсти индивидуальность и чистоту детских приборов

· не перебарщивать с количеством соли и сахара

· давать сок в количестве не более 200 мл в день, чтобы избежать диареи (возраст до 6-ти месяцев)

· следить за температурой еды

· СЛЕДИТЬ ЗА СРОКАМИ ГОДНОСТИ!

Источник: agulife.ru

Источник

Грудное молоко… не из груди. Способы кормления детей в особых случаях

Увы, не всегда мать имеет возможность кормить своего малыша грудью. Поэтому на протяжении всей человеческой истории существовали самые разные способы докорма младенцев. Конечно, это не так легко и приятно, как естественный способ, но на что только не приходится идти в силу обстоятельств… Какие же возможности есть у мам, стремящихся дать ребенку самое лучшее с первых дней его рождения — даже если малыш еще недостаточно здоров или силен для сосания груди?

Бутылочное кормление

Для нас это может показаться странным, но кормление из бутылки с соской стало популярным не так давно, отодвинув другие способы докорма всего лишь примерно сотню лет назад. Помимо этого способа есть и другие — как проверенные временем, так и совсем недавние изобретения. Но бутылочное кормление все же лидирует в нашем обществе, поэтому западный специалист по лактации Ди Кассинг предлагает немного изменить его, чтобы оно приносило минимум проблем.

Для кого: для детей работающих мам; для детей, которым требуется докорм; если у матери недостаточно молока.

Кормление новорожденных из бутылочкиВ чем преимущества: этот метод требует минимум усилий, матери не надо обучаться чему-то сложному.

В чем недостатки: некоторое опасение внушает совет Ди Кассинг держать ребенка в позе сидя достаточно долго. Кроме того, никуда не девается сам фактор ощущения во рту малыша чужеродного материала, и остаются все неудобства, связанные со стерилизацией сосок и бутылок. Если ребенок некоторое время кормился маминой грудью, он может отказываться сосать бутылку.

Как это делается: чтобы снизить риск отказа от груди в пользу бутылки и уменьшить вероятность неправильного прикладывания, приводящего к появлению трещин сосков, Ди Кассинг предлагает обратить внимание на следующие моменты:

  • тщательный подбор аксессуаров. Бутылка должна быть прямой (без талии). Соска на бутылку должна быть без широкого основания (широкое заставляет ребенка сильно сжимать десны, а узкая соска позволяет малышу держать рот удобно открытым). Соска должна быть круглой (согласно ультразвуковым исследованиям, к сосанию материнского соска ближе всего сосание старомодной круглой соски, а не ортодонтической, как принято считать). Кроме того, соска должна быть с медленным потоком (сосание полной бутылки должно занимать от 15 до 20 минут) и самой мягкой, насколько это возможно (по западным исследованиям, сосание чего-либо тверже груди приводит к ортодонтическим проблемам).
  • сама техника кормления. Ди Кассинг считает, что если только есть возможность, перед тем, как дать ребенку бутылку, нужно обязательно покормить малыша из груди. Затем расположить малыша на коленях так, чтобы верхняя часть его тела была приподнята, фактически он должен сидеть с опорой на спину и шею. Бутылку надо держать горизонтально, и соску давать в широко открытый рот. Соска дается малышу целиком, до колечка бутылки, и уходит в ротик глубоко, как это делает материнский сосок. Когда вся соска оказывается во рту, верхний край бутылки приподнимают, чтобы около соски не собирался воздух. Ближе к концу кормления малыша отклоняют назад, чтобы бутылку можно было приподнять для эффективного высасывания молока.

Кормление из ложки

Это следующий по популярности способ, который обычно сразу приходит в голову тем, кто узнает, что почему-либо не стоит кормить ребенка из бутылки.

Для кого: для недоношенных деток со слабым сосательным рефлексом; для детей, отказывающихся от груди; для малышей, которые в мамино отсутствие отказываются сосать бутылку.

В чем преимущества: это простой способ, требующий минимума аксессуаров. После него дети не отказываются от груди. Если ребенок очень болен, например, респираторной инфекцией, то в этом случае кормление из ложки иногда оказывается наиболее подходящим способом.

В чем недостатки: трудоемкость и большие затраты времени, поэтому иногда кормление из ложечки прекращают прежде, чем ребенок наестся досыта. К тому же ребенок может проливать часть молока.

Как это делается: кормление младенца с чайной ложечки почти не отличается от кормления уже подросшего ребенка. Важный нюанс: нужно стараться вливать молоко или смесь за щечку, тогда ребенок будет больше склонен к тому, чтобы проглотить питание, а не вытолкнуть его язычком наружу.

Мягкая ложечка

Это разновидность предыдущего способа, который осуществляется с помощью специального аксессуара от фирмы «Медела». Вообще у этой компании есть ряд специфических аксессуаров именно для тех ситуаций, когда обычное кормление грудью затруднено, но мама все же хочет приложить усилия, чтобы наладить грудное вскармливание.

Для кого: показания для использования те же, что и у ложки.

В чем преимущества: один из лучших по простоте и эффективности методов. Кормить из мягкой ложечки можно как сразу после рождения (в том числе и недоношенного кроху), так и уже подросшего малыша, которого мама не хочет приучать к бутылке.

В чем недостатки: относительно высокая цена приспособления.

Как это делается: мягкая ложечка представляет собой фактически совмещенную с ложкой бутылку. В «рукоять» с градуировкой наливается сцеженное молоко или другое жидкое питание. Сама же ложечка сделана из мягкого силикона, не раздражающего губы малыша. Питание начинает поступать в ложечку после того, как кормящий ребенка человек нажимает на специальные «щечки» по бокам. Это позволяет легко дозировать питание для крохи. У ребенка обычно не возникает ни отказа, ни раздражения, поскольку мягкая ложечка — в отличие от бутылки — не стремится подменить собой мамину грудь, имитируя ее форму.

Назогастральный (желудочный) зонд

Со способом кормления посредством тонкого зонда, вводимого в желудок через нос, знакомы все мамы деток с низким весом и серьезно заболевших. Часто такие малыши находятся отдельно от мам для постоянного медицинского наблюдения, и избавление от зонда уже рассматривается как очень серьезный шаг к поправке.

Для кого: для детей с гестационным возрастом менее 30-32 недель, а также слишком больных для других способов питания.

В чем преимущества: дети не привыкают к этому способу кормления. Метод быстрый и безопасный.

В чем недостатки: способ осуществляется только медиками, как минимум — под строгим медицинским контролем.

Как это делается: зонд вводится опытным медиком, может оставляться на 1-2 дня. При необходимости кормление проводится даже через каждые 15-20 минут. Основные принципы кормления ребенка через зонд — это осторожность и постепенность.

Лучше всего, если есть возможность кормить ребенка молозивом или молоком его же матери. Если такой возможности нет, второй выбор — пастеризованное донорское молоко. И только в третью очередь используется смесь.

По медицинским наблюдениям, если мама во время кормления через зонд дает малышу сосать свой палец (предварительно чисто вымытый, подушечкой вверх), то это стимулирует работу пищеварительного тракта ребенка и способствует прибавке веса. Легонько пощекочите пальцем губы ребенка, пока он не откроет рот достаточно, чтобы можно было дать ему палец. Если ребенок очень сонный, можно очень аккуратно ввести палец в рот. Обычно даже спящий ребенок начинает сосать. Если нижняя губа подвернута вовнутрь, аккуратно нажмите на подбородок ребенка, чтобы она выпрямилась, как при правильном сосании. Язычок малыша должен под пальцем быть ровным и вытянутым вперед. Обычно ребенок засасывает палец достаточно глубоко, пусть вас это не пугает.

Кормление из чашки

Кормление из чашки — тоже очень распространенная альтернатива бутылочному кормлению. Во многих роддомах и клиниках за рубежом и в России, поддерживающих инициативу «Больницы, доброжелательной к ребенку», используется докорм малышей из маленьких стаканчиков или специальных чашечек-поильников из медицинского полипропилена.

Для кого: для недоношенных и маловесных детей, пока они недостаточно созрели для исключительно грудного вскармливания; для младенцев с расщелинами губы и неба; для малышей, отказывающихся от груди; для детей, которым нужен докорм.

В чем преимущества: чашки легче всего обрабатывать между кормлениями (а та же «Медела» выпускает специальные стерильные поильнички с закругленным краем и мерной шкалой). На кормление детей из чашки уходит времени меньше, чем на кормление из бутылки. Исследования в Канзасском медицинском центре (США) показали, что при кормлении из чашки наблюдается меньше срыгиваний и колик, а также достигается лучший прирост веса. Такое кормление требует небольшого расхода энергии, стимулирует правильные движения языка и челюсти. При этом в рот малышу не попадает ничего, кроме молока!

Читайте также:  Метронидазол кормление грудью что будет ребенку

В чем недостатки: способ имеет противопоказание — им нельзя пользоваться новорожденным со склонностью к аспирации (слабый глотательный рефлекс, общая вялость). Риска захлебнуться нет, если только молоко не льют в рот — а это неправильная техника кормления из чашки! У доношенных и иногда недоношенных младенцев молоко может вытекать изо рта.

Как это делается: кормление из чашки обычно становится следующим шагом для недоношенного малыша после кормления через зонд. Впервые такие кормления пробуют после того, как ребенок стал хорошо переносить зондовые кормления с интервалом 2-3 часа. После трех успешных кормлений из чашки подряд назогастральный зонд можно удалять и дальше кормить ребенка только из чашки.

По ходу развития малыши сначала лакают молоко из чашки, затем тянут его, когда их сосательный, глотательный и дыхательный рефлексы станут более зрелыми.

Малыша рекомендуется спеленать, чтобы он не смог облить себя из-за случайного движения руки, и поместить на коленях, приподняв верхнюю часть тела — полусидя или полулежа. Можно подложить что-нибудь ему под подбородок, чтобы сохранить одежду сухой. Сонного ребенка кормить не следует!

Кормление новорожденныхЗаполните чашку минимум наполовину сцеженным молоком или смесью. Поднесите край чашки к внешним уголкам верхней губы, мягко расположив на нижней губе. Наклоните чашку, чтобы молоко коснулось губ крохи. Обычно в этот момент ребенок оживляется, гримасничает и пытается всосать молоко. При первых попытках это может занять несколько минут. Не лейте молоко в рот ребенка! Низковесный ребенок берет молоко в рот, помогая языком, а доношенный малыш старается сосать.

Дайте малышу время для глотания. Время от времени останавливайтесь, давая возможность отрыгнуть воздух. Держите чашку в одном положении в течение всего кормления — то есть не перемещайте ее, пока малыш отдыхает, и сохраняйте уровень молока постоянным относительно нижней губы. Позвольте малышу регулировать кормление, но новорожденного кроху в любом случае стоит кормить не дольше 30 минут, иначе он устает.

Как только ребенок наестся, он закроет рот и перестанет выражать интерес к молоку. Не страшно, если малыш не съел положенную норму — они либо съест ее в следующий раз, либо раньше проголодается. Чтобы убедиться, что малыш не голодает, надо рассчитывать норму приема еды на сутки, а не на каждое кормление.

Шприц

Одноразовый шприц со снятой иглой некоторые мамы используют для докорма.

Для кого: для детей, которым нужен докорм без использования бутылки.

В чем преимущества: если шприц в стерильной упаковке, то его можно просто использовать один раз, а потом выкинуть, не тратя времени на обработку. Молоко или смесь достаточно легко впрыснуть в ротик малыша.

В чем недостатки: чтобы дать существенный объем докорма, все равно уйдет довольно много времени. Некоторые дети привыкают сосать шприц и потом неправильно берут грудь.

Как это делается: взять шприц объемом не менее 5 мл (а лучше 10 мл) и, не надевая иглы, втянуть через наконечник некоторый объем докорма. Ввести наконечник в ротик малыша (важно, чтобы он не был сонный!) и плавно, постепенно впрыскивать докорм.

Система для докорма у груди (дополнительная система кормления, SNS)

Система для докорма у груди представляет собой емкость, куда наливается докорм и откуда выходит тонкая длинная трубочка. Уникальность метода в том, что малыш может получать питание из этой трубочки непосредственно во время сосания груди, и таким образом поддерживается интерес к сосанию, даже если в самой груди молока нет вообще. На Западе этот метод активно используется при усыновлении совсем маленьких детей, если приемная мама хочет кормить грудью, и позволяет наладить лактацию даже у тех женщин, что сами не были беременны! Систему для докорма у груди можно сделать самостоятельно, взяв самый тонкий зонд и через отверстие в соске введя его в бутылку с питанием; а можно купить готовую. Она недешева, но выходит значительно выгоднее, чем перевод ребенка на смесь.

Для кого: для детей, которым недостаточно материнского молока или которые не могут сосать достаточно эффективно; для малышей, которые выгибаются у груди, как только поток молока замедляется.

В чем преимущества: это удобнее и более физиологично, чем любой другой метод докорма, поскольку ребенок находится у груди и сосет ее. Ребенок учится правильному сосанию. Стимуляция груди на выработку молока идет даже в случае, если молока там в данный момент нет. Сводится на нет риск отказа от груди. Полностью сохраняется психологическая компонента кормления грудью, которую сложно поддерживать при других методах докорма.

В чем недостатки: ребенок должен в принципе брать грудь (не подходит для детей со стойким отказом от груди). Есть некоторая сложность с обработкой трубочек: они не подлежат кипячению, их нужно хорошо промывать изнутри горячей водой и затем вешать на просушку. Непредсказуемо время релактации: кому-то для достижения хорошего эффекта достаточно несколько дней, а кто-то кормит с этой системой около двух месяцев, прежде чем наступает резкое улучшение после отсутствия видимого эффекта.

Как это делается: необходимое количество докорма набирается в емкость либо перед кормлением, либо прямо во время него. Можно сначала просто приложить ребенка к груди и потом аккуратно ввести трубочку в уголок рта в удобное маме время (например, после того, как он уже опустошил обе груди), а можно прикладывать малыша к груди с уже прикрепленной рядом с соском трубочкой. Трубочка аккуратно вводится в уголок рта, по направлению вглубь и немного вверх, к небу. Можно закрепить трубочку на груди лейкопластырем, но это необязательно. Иногда маме приходится удерживать трубочку пальцем, потому что некоторые детки постепенно выталкивают ее языком.

Когда трубочка хорошо расположена, жидкость поступает по ней достаточно быстро. Чтобы усилить или ослабить поток, нужно приподнять или опустить емкость для докорма. Когда система для докорма работает правильно, малыш высасывает 30 мл докорма примерно за 15 минут. Лучше использовать систему в каждое кормление, поскольку лактацию эффективнее поддержат 8 докормов в сутки по 30 мл в кормление, чем два больших по 120 мл каждый.

Поильник Хабермана (поильник для детей со специальными нуждами)

Это специфическая продукция, выручающая мам детишек, которые сами не в состоянии эффективно сосать.

Для кого: для детей с расщелиной губы и неба; с синдромом Пьера-Робина; для тех, кто из-за неврологических проблем не может высасывать молоко из маминой груди.

В чем преимущества: обычно таких детей кормят либо из соски с большой дыркой, либо из зонда, либо из специального обтуратора. Поильник Хабермана значительно удобнее и предоставляет возможность регулировать поток молока, тем самым снижая вероятность заглатывания лишнего воздуха. При использовании поильника кроха фактически не высасывает молоко, а лакает, и движения его языка очень похожи на те, которые совершает ребёнок, добывающий молоко из женской груди. Поэтому если недостаток малыша можно устранить лечением или оперативным вмешательством, то после использования поильника проще перейти к кормлению из груди.

В чем недостатки: поильник Хабермана стоит относительно дорого.

Как это делается: перед началом кормления молоко набирается в бутылочку, нижняя часть соски сжимается, чтобы выпустить воздух, и поильник заполняется молоком путем нажатия на широкую часть наконечника по принципу пипетки. Когда наконечник заполнен, можно приступать к кормлению ребенка.

Поток молока регулируется простым поворотом поильника. На наконечнике находятся три деления. Начинать кормление лучше так, чтобы среднее деление «смотрело» на нос ребенка, и потом уже, ориентируясь по ситуации, можно увеличить или ослабить поток молока.

Смысл конструкции поильника Хабермана заключается в том, что ребенку не нужно стараться создать давление, какое необходимо для высасывания молока из груди или большой бутылки. Если это необходимо, кормящий малыша человек может помочь, сжимая широкую часть наконечника.

03.12.2007

Рюхова Ирина

консультант АКЕВ, IBCLC, координатор проекта «Новый уровень»

Источник