Показатели нервно психического развития ребенка 3 месяцев
Содержание статьи
Что должен уметь ребенок в 3 месяца жизни. Оценка развития, тревожные признаки
К 3-му месяцу жизни ребенок сильно меняется, его уже нельзя назвать новорожденным – детское лицо утрачивает младенческую пухлость, приобретает сходство со своими родителями, а сам малыш достаточно активно участвует во всех событиях, происходящих вокруг него. Обычно к этому времени уже вырабатывается определенный режим дня и у мамы малыша появляется больше времени на занятия и игры с ребенком. Очень важно правильно оценивать темпы развития ребенка в это время, так как именно в этот период можно заметить первые признаки отставания в физическом или нервно-психическом развитии малыша, а для такой оценки нужно точно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца.
Физическое развитие ребенка в 3 месяца
Физическое развитие ребенка 3-х месяцев от роду идет быстрыми темпами, к этому времени он уже умеет немного управлять своим телом и изо всех сил совершенствует свои навыки, а его костно-суставная система в этот период особенно быстро растет и крепнет. Поэтому очень важно позволить ребенку свободно двигать ногами и руками и ни в коем случае жестко не пеленать ребенка, так как это может сильно замедлить его развитие и даже стать причиной нарушения развития тазобедренных суставов.
Обычно в этом возрасте всем детям назначают витамин Д – для профилактики рахита и укрепления костей ребенка, если ваш малыш – осенне-зимний и вы мало времени проводите на свежем воздухе, этот витамин просто необходим ему для нормального усвоения кальция и быстрого роста.
За 3-й месяц жизни средняя прибавка в весе составляет 600-800 гр, рост малыша также значительно увеличивается – от 2 до 4-5 см, окружность головы и груди практически одинакова и обычно составляет около 40-42 см, большой родничок постепенно уменьшается в размерах, а движения ребенка становятся более осознанными и скоординированными.
В 3 месяца малыш должен хорошо держать голову, приподнимать верхнюю половину туловища, лежа на животе и пытаться ползти в этом положении. В этом возрасте он уже гораздо лучше владеет своими ручками и может схватить и удерживать в кулачке низко висящую игрушку, палец взрослого или какую-нибудь вещь, находящуюся в пределах его досягаемости. В 3 месяца ребенок начинает все изучать с помощью осязания – любой заинтересовавший его предмет он тянет в рот.
Очень важно не препятствовать такому поведению ребенка, а давать ему возможность изучить как можно больше разных на ощупь предметов, предлагая ему не только игрушки, но и чистые и безопасные предметы домашнего обихода и так далее.
Нервно-психическое развитие ребенка в 3 месяца
В этом возрасте зрение и слух ребенка заметно улучшаются, и он еще активнее прислушивается и наблюдает за всем происходящем вокруг него. В 3 месяца малыши практически все время, когда не спят, пытаются получить новые впечатления, изучая игрушки, окружающие их предметы, находящихся рядом людей или свои пальчики, причем это занятие неизменно вызывает у них интерес и даже восторг. Трехмесячный ребенок быстро развивает свои коммуникативные навыки, если еще недавно его единственным способом общения с мамой и окружающими был плач, то начиная с 3-х месяцев, он пытается общаться с помощью определенных действий, звуков и мимики.
Услышав какой-нибудь звук, ребенок пытается найти его источник, а увидев красочную игрушку, провожает ее глазами, а если она пропадает из поля его зрения, еще некоторое время смотрит в ту сторону, в которой она исчезла. Во время бодрствования малыш гулит, издает разные звуки, преимущественно гласные, внимательно следит за эмоциями окружающих и пытается подражать окружающим его взрослым.
В этом возрасте уже нужно начинать устанавливать речевой контакт с ребенком, важно проговаривать все действия и называть все предметы, находящиеся рядом с ребенком, это помогает ускорить развитие малыша, способствует расширению его кругозора, стимулирует развитие памяти, устной речи и других навыков. Также в этом возрасте детьми отлично воспринимаются короткие стишки, потешки и приговорки, детские песенки или классическая музыка.
Оценка развития ребенка в 3 месяца
Каждый ребенок развивается в своем темпе, но существуют определенные навыки, которыми должен владеть практически каждый ребенок в этом возрасте:
- Ребенок видит и обращает внимание на предметы, находящиеся на расстоянии 1-2 метров от него;
- Малыш внимательно следит за перемещением игрушки, а при приближении – пытается схватить ее;
- Лежа на животе, легко удерживает голову и поворачивает ее в разные стороны;
- Может приподнять верхнюю половину туловища, лежа на животе;
- Упирается ножками, если подставить ему опору;
- Пытается «ходить», когда его поднимают и держат подмышками;
- Хватает игрушки и другие предметы всей рукой, подносит к лицу, изучает, а потом тянет в рот;
- Смеется от радости или удовольствия;
- Активно размахивает ручками, улыбается, гулит, увидев маму или других взрослых, которые часто с ним общаются;
- Пытается повторять разные звуки, в хорошем настроении гулит и агукает;
- Внимательно наблюдает за мимикой взрослых и пытается имитировать ее;
- Когда не спит, требует внимания, привлекая его криками или плачем.
Тревожные признаки
В 3 месяца ребенок уже приобретает индивидуальность и можно различить основные черты его характера, внимательные мамы могут предугадать его реакцию на различные предметы и «предсказать», как он будет себя вести в той или иной ситуации. Поэтому, даже если ваш врач не находит в поведении вашего ребенка ничего странного, стоит забеспокоиться, если 3-х месячный малыш:
- плохо и мало ест – средний объем съедаемой пищи в этом возрасте 700-800 мл;
- часто срыгивает, все еще мучается от колик, повышенного газообразования;
- прибавил в росте менее 2 см, а в весе – менее 400-500 гр;
- не может удерживать голову на весу;
- не двигает активно ножками и ручками или у него все еще сохраняется гипертонус;
- не может схватить игрушку ладонью или не пытается это сделать;
- не обращает внимания на яркие игрушки и громкие звуки, не пытается следить за ними глазами или отыскать источник звука;
- не издает никаких звуков и не улыбается;
- не оживляется при виде мамы.
Если у вашего малыша наблюдается 3 и более из вышеописанных признаков, нужно срочно проконсультироваться с педиатром или невропатологом.
Дата: 24.02.2015.
Обновлено: 18.02.2016
Фото:pixabay.com
Источник
Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам
Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае — не пугаться.
- Причины такого отставания могут быть различными:
- — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в развитии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
- — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
- — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
- — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в порядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
Можно выделить некие нормы развития ребенка до года
10 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Слуховые ориентировочные реакции:
вздрагивает и моргает при резком звуке.
20 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховые ориентировочные реакции:
плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
1 месяц жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
Слуховые ориентировочные реакции:
появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Эмоции и социальное поведение:
вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Движения общие:
лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
Активная речь:
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
Слуховые ориентировочные реакции:
Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Движения общие:
лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
удерживает всей кистью вложенную погремушку.
Активная речь:
повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
Зри тельные ориентировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение:
отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами:
случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
Движения общие:
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
4 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
узнает маму или близкого человека (радуется).
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами:
рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Движения общие:
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Речь активная:
гулит.
Навыки и умения:
во время кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку.
5 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами:
берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
Движения общие:
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Речь активная:
подолгу певуче гулит.
Навыки и умения:
ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
по разному реагирует на свое и чужое.
Движения руки и действия с предметами:
уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
Движения общие:
переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Речь активная:
произносит отдельные слоги (начало лепета).
Навыки и умения:
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев
Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
Движения общие:
хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
Речь активная:
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
Навыки и умения:
пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Движения руки и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
Движения общие:
сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
Речь активная:
громко, четко и повторно произносит различные : слоги.
Навыки и умения:
ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
Слуховые ориентировочные реакции:
совершает плясовые движения под музыку.
Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
Движения общие:
переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
Речь активная:
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
Навыки и умения:
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами:
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
Движения общие:
идет вперед с поддержкой за обе руки.
Понимание речи:
по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
Речь активная:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
11 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
Движения руки и действия с предметами:
овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
Движения общие:
стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
12 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
Эмоции и социальное поведение:
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
Движения общие:
ходит самостоятельно (без опоры).
Понимание речи:
понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
Речь активная:
подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения:
самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
Источник
Развитие ребенка в 3 месяца
Маленький человек продолжает усердно развивать свою моторику и коммуникативную сферу — к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса в развитии.
Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть «собеседником» — пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другого человека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты — это ли не самый, что ни есть, настоящий «разговор по душам»? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым — ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют — но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении «сидя» требует от нервной системы малыша немалого труда — так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.
Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом — каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома.
Если же лежащий на животе малыш еще и «поймает» лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.
Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи — гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее — произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у». Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональной сферы ребенка — потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленький человек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.
Некоторые крохи уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый «комплекс оживления» — позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет:), он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует — большинство детей умеет так «комплексно оживляться» не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди:)
А еще дети трех месяцев жизни нередко умеют опираться на ножки — если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и «стоит», опираясь на всю ступню. Использовать это моторное «умение» ребенка в качестве физического упражнения не следует — потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.
Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений — смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.
А кое-кто умеет и того больше — уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений — так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или иной сферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.
Источник