Почему ребенок 3 месяца выгибает спину

Почему ребенок 3 месяца выгибает спину

Если ребенок выгибает спину, то родители считывают это как признак дискомфорта и боли, вызванных какой-то внешней или внутренней причиной. Чаще всего выгнутая спина сопровождается плачем, поворотом головы или сном. Это может свидетельствовать либо о временном недомогании, либо о какой-то серьезной медицинской проблеме.

Что значит выгибание спины? 

Ребенок может выгнуться назад на нижней части спины и вскинуть руки в воздух. Он вытягивает шею назад так далеко, как только может. Это опасно, потому что, если малыш находится у вас на руках, то он может выскользнуть и пораниться. 

Часто ребенок может не выгибать спину до шестого месяца. К девяти месяцам он с помощью подобного поведения может выражать дискомфорт, неудовольствие или другие эмоции.

Выгибание спины может быть нормальным языком тела, но в некоторых случаях это может быть симптомом какого-то вида дискомфорта, несварения желудка, задержки физического и умственного развития. 

Почему младенцы выгибают спину дугой? 

От простой усталости до боли, выгибание спины у детей может означать многое.

Безобидные причины, почему ребенок выгибает спину: 

1. Выражение эмоций

Младенцы не могут говорить, но это не значит, что они не могут общаться. Выгибание спины — это один из способов выражения разочарования, гнева, боли или подобных эмоций.

Как и взрослые, дети могут быть расстроены множеством причин: сменой бутылочки для кормления, мокрым подгузником или скучной игрушкой.

2. Усталость

Ребенок может быть уставшим после сеанса грудного вскармливания или голодным после игры. Малыш может рассматривать выгибание спины удобным способом общения с родителями.

Если вы хотите избежать таких случаев, ищите другие, менее агрессивные сигналы и действуйте соответственно.

Более серьезные причины, почему ребенок выгибает спину

В то время как это только временные аберрации, выгибание спины может отражать более серьезную причину или состояние здоровья.

3. Выгибание спины после кормления — гастроэзофагеальный рефлюкс

Если ребенок выгибает спину при кормлении, то это может быть связано с гастроэзофагеальным рефлюксом, также называемым кислотным.

Кислотный рефлюкс — это состояние, при котором содержимое желудка движется вверх через нижний пищеводный сфинктер и попадает в пищевод из-за слабости мышц желудка.

Нижний пищеводный сфинктер — это пучок мышц, расположенных в месте соединения пищевода и желудка. Он работает как клапан, ограничивающий обратный поток кислоты и пищи из желудка в пищевую трубу. У младенцев этот клапан недоразвит и приводит к перемещению содержимого желудка в сторону пищевода.

ГЭРБ (желудочно-пищеводный рефлюкс) довольно часто встречается у младенцев, когда у них выходит молоко. Ребенок может выгнуться назад и стошнить. Рефлюкс также может сопровождаться кашлем, раздражительностью во время кормления и частыми срыгиваниями.

Выгибание может также указывать на тихий рефлюкс, при котором ребенка не будет рвать, но проблема с перевариванием пищи будет присутствовать.

Другая распространенная причина выгибания спины — колики. Они возникают вторично по отношению к газам в желудке, и газообразный дискомфорт может привести ребенка к плачу. Выгибание спины растягивает живот и вызывает облегчение при болях в животе.

Колики начинаются к 4-недельному возрасту и проходят к 3-месячному возрасту.

Как справиться с рефлюксом:

  • Держите ребенка в вертикальном положении после кормления, так как гравитация поможет естественным образом потянуть пищу вниз и уменьшить вероятность срыгивания.
  • Делайте частые, но небольшие сеансы кормления. Это предотвратит наполнение желудка до краев.
  • Не укладывайте ребенка спать сразу после кормления. Вместо этого возьмите малыша на некоторое время и прогуляйтесь.
  • Не заставляйте ребенка носить тесную одежду, так как это может оказать внешнее давление на нижний пищеводный сфинктер.

4. Ребенок выгибается дугой во время плача из-за желтухи (Kernicterus)

Если ребенок выгибается назад и плачет, когда он страдает от желтухи или других заболеваний печени, у него могут быть признаки kernicterus, вызванного билирубином повреждения мозга.

Желтуха приводит к чрезмерной выработке билирубина. В экстремальных ситуациях он нарушает гематоэнцефалический барьер и повреждает участки мозга, вызывая непроизвольные двигательные спазмы.

Kernicterus может привести к повреждению мозга, умственной отсталости и судорогам. Об этом состоянии следует немедленно сообщить врачу.

5. Ребенок спит с выгнутой назад головой — обструктивное апноэ сна

Иногда ребенок выгибается назад во время сна или отдыха на спине. Если позу скорректировать, то малыш соскользнет обратно в согнутое положение или резко проснется и начнет плакать. Такие случаи могут указывать на обструктивное апноэ сна — хроническую обструкцию верхних дыхательных путей.

Располагая голову в дугообразном направлении, ребенок пытается облегчить давление на верхние дыхательные пути. Это способствует более плавному потоку воздуха в легких, поэтому малыш будет пытаться удерживать это положение непроизвольно во время сна.

Апноэ преимущественно возникает во время глубокого сна, но также может произойти, когда ребенок лежит плашмя в состоянии сонливости. Это расстройство можно вылечить с помощью лекарств или хирургического вмешательства.

6. Выгибание спины сидя — травма нерва

Ребенок выгибается назад, когда сидит или когда он устал, если у него есть повреждение нерва, вызванное преждевременными родами или после рождения. Из-за физического давления во время трудных родов нервы малыша могут быть повреждены, что приводит к параличу Эрба.

Выгибание спины может быть вызвано стреляющей болью, нисходящей по плечу и спине.

Иногда можно заметить, как ребенок выгибает спину во время прорезывания зубов из-за раздражения нервов, вызванного внутри десен. Часто эта боль распространяется на другие части головы, заставляя малыша рефлекторно выгибать спину.

Причины неврологического характера, почему ребенок выгибает спину

Выгибание спины ребенком может быть симптомом неврологической проблемы. 

7. Церебральный паралич

Когда ребенок выгибает спину в таком состоянии, он делает это непроизвольно и не контролирует себя. Если малыш много тянется и слишком часто выгибает спину без всякого контроля, то вполне вероятно, что это ранний симптом церебрального паралича.

Церебральный паралич вызван повреждением головного мозга, как правило, гипоксией во время родов. Это приводит к задержке двигательного и умственного развития и судорогам.

Церебральный паралич относится к ряду мышечных двигательных расстройств, вызванных повреждением той части мозга, которая контролирует двигательные движения.

Обратите внимание на выгибания спины, которые могут указывать на детский церебральный паралич:

  • Тонический лабиринтный рефлекс: ребенок выгибает спину и напрягает ноги в течение первых нескольких месяцев.
  • Асимметричный тонический рефлекс: ребенок выгибает спину и поворачивает голову. Ноги обычно вытянуты в ту сторону, в которую повернута голова.

К сожалению, от церебрального паралича нет лекарства, однако разработаны различные программы физической и психической терапии. 

8. Аутизм

Аутизм — это генетическое заболевание, вызывающее задержку неврологического развития. Одним из ранних признаков расстройства являются определенные физические жесты, такие как выгибание спины при удержании или сон на боку с откинутой назад головой.

Поскольку у аутичных людей возникают проблемы с развитием здоровых социальных отношений, ребенок с этим диагнозом выгибается назад, когда расстроен, чтобы избежать физического контакта с человеком, держащим его, даже если это родитель.

9. Синдром Аспергера

Синдром Аспергера характеризуется трудностями в развитии социальных связей и невербальной коммуникации через зрительный контакт или мимические жесты. Он очень похож на аутизм по своему прогнозу, но протекает в более мягкой форме.

Синдром Аспергера считается частью расстройства аутистического спектра, и поэтому выгибание спины может быть одним из симптомов.

10. Инфантильные спазмы

Если вы наблюдаете застывание тела и выгибание спины в виде судороги без каких-либо других симптомов расстройства аутистического спектра, то вполне вероятно, что малыш переживает инфантильный спазм. Это называется эпилептическим припадком и является одним из видов заболевания нервной системы, которое вызывает у ребенка непроизвольное сокращение мышц, которое приводит к выгибанию спины и шеи.

Что делать, когда малыш выгибает спину?

Будь то нормальное или серьезное состояние, родители могут следовать приведенным ниже советам, чтобы помочь своему ребенку. 

  • Успокойте ребенка: отведите его в более тихую комнату с достаточным освещением. Это может помочь детям, страдающим расстройствами аутистического спектра.
  • Прижмите малыша к груди в удобном, прямом положении. Теплые объятия с матерью могут стать утешением для ребенка. 
  • Отвлеките внимание ребенка: это старый трюк, чтобы успокоить детей, и он должен отлично работать и с теми, кто выгибает спину из-за беспокойства или раздражения.
  • Используйте удобную одежду: иногда ребенок может выгнуться из-за раздражения, вызванного тканью или биркой в ткани. 
  • Положите ребенка на другую поверхность: если малыш имеет тенденцию выгибаться только на определенном матрасе или кровати, то замените его более удобным.
Читайте также:  Ребенку 3 месяца стала плохо есть

Выгибание спины само по себе не является болезнью. Как правило, это признак раздражительности или дискомфорта со стороны ребенка, но также подобное поведение может указывать на болезнь или расстройство. 

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи

Задать вопрос на Форуме

Источник

Ребенок 3,5 мес. стал выгибать спину дугой и запрокидывать голову. Это нормально?

У всех деток так? Еще любит висеть на руках вниз головой…

делала так дочка. сейчас дочке 3 года — вполне адекватная.
будете у невролога на осмотре, обратите внимание врача на это.

Выхода нет только из гроба

Elfka

Еще любит висеть на руках вниз головой…

как это у него получается интересно?
запрокидывание-к неврологу

Когда вы радуетесь-вы живете

это типа на мостик встать хочет?

Elfka

Еще любит висеть на руках вниз головой.

вот это уточните,не поняла….это когда рефлекс проверяют что ли?голову он не держит?

Elfka

Ребенок 3,5 мес. стал выгибать спину дугой и запрокидывать голову

у меня старшая дочь так спала. На бок ложилась, выгибала спину и запрокидывала голову 🙂 Сейчас ей 2,5 вполне нормальный ребенок 🙂

Самая счастливейшая из женщин-это женщина-Мать!!!

Он только так выгибает спину, когда лежит на боку. Мостик — это, как я понимаю, когда он на спине выгибается, у нас такого нет.
Нет, когда берешь ребенка на руки, кладешь обычно голову на сгиб локтя, а он начинает ножками дрыгать, чтобы голова сдвинулась и висела в воздухе, то есть плучается, что на сгибе локтя его шея, так вот мы ходим по квартире с запрокинутой головой назад и смотрим на мир сверху вниз, не знаю — понятно ли объяснила 🙂

Диана и Ульяна

дочь так спала

и у меня так спит

Да, у моего вот именно так 🙂

Такая поза обычно перед тем, как перевернется на живот. Мой на 3й день перевернулся.

У меня ребенок 6лет до сих пор с закинутой головой спит.

А когда на мостик хочет встать — это страшно? 😯 моя так делает, бывает

как раз перед тем как перевернуться так делала.массажистка на дом приходила-говорит это вчд у вас!срочно в больницу.мы пошли,так врачи сказали,что это у массажиста вчд.а у дочки все норм:)так и оказалось,через некоторое время стала переворачиваться.сейчас 2,6,здоровая и шустрая:)

и у нас такой период был, но у нас неврологический диагноз есть, после похода к остеопату перестал так делать (остеопат ещё сказала, что на прививку реакция может быть, в вакцине много консервантов и это сильная нагрузка на нервный столб, часто деток бананчиком выгибает), да и вообще лечение в комплексе у нас) но сыночек тогда прямо постоянно так выгибался, будто на спинке ему дискомфортно… а вниз головой держать невролог советовала почаще нам — полезно

Александрит

будете у невролога на осмотре, обратите внимание врача на это

+
а массаж делали? может мыщцы спинки стимульнули просто? сыну ща делают, спинку не трогают, наоборот грудку стимулируют, чтобы опять назад не завыгибался)
ну я не запугиваю, просто говорю как что у нас, чтобы знали как бывает))
может вправду любознательный такой и уже на животик хочет)

Он у нас на животик научился через правый бок переворачиваться с 2,5 мес., так что с этим, наверное, не связано, массаж не делали, просто недавно стал именно изгибаться и голову запрокидывать, я думаю, как ему шею-то не больно, так её выворачивает :gy:

У нас такая поза была из за гипертонуса.

Vrienya

Такая поза обычно перед тем, как перевернется на живот. Мой на 3й день перевернулся.

++ у меня ребь тоже так переворачиваться силился 🙂

Elfka

Нет, когда берешь ребенка на руки, кладешь обычно голову на сгиб локтя, а он начинает ножками дрыгать, чтобы голова сдвинулась и висела в воздухе, то есть плучается, что на сгибе локтя его шея, так вот мы ходим по квартире с запрокинутой головой назад и смотрим на мир сверху вниз, не знаю — понятно ли объяснила

Вот моя так же делает, особенно, когда кушает %) Ест, потом отрывается от груди, прогибается и голову назад, приходится придерживать. И по кв так же любим ходить. Массаж проделали…Даже щас не вспомню, делали до массажа так ли нет…вроде бы нет…нам 3,5 мес. ну и переворачиваемся мы уже…

К неврологу. Мой в младенчестве так делал (ну мож и не так, тут только видеть надо), поворачивался на бок, выгибался дугой, голова аж до пяточек доставала. В таком положении мог спать, если во сне его перекладывать ровно, то все равно принимал такую позу. Невролог и массажистка в один голос говорили про повышенный тонус во всем теле. Это и на развитие влияло (никак этот тонус не снимался к году, вернее оставался в ногах и плечевом участке), ни массажами, ни парафинами и пр.

Поскольку настроение бывает разным, то пусть чередуется хорошее с прекрасным!

Мой когда спит на боку тож может выгнуться, но он не постоянно так спит поэтому не переживаю
А мостик тоже давно делает, но этим он показывал что хочет на ручки, только руки к нему подносила и он оп спинку выгибал))

У нас такое с рождения, невролог говорит, что сильный гипертонус, прошли два сеанса массажа, несколько курсов разных таблеток пропили. Стало лучше! Обратитесь обязательно к неврологу. Могут быть проблемы с вертикализацией ребенка! …И у нас от всех прививок отвод!Сообщение было изменено пользователем 09-02-2013 в 23:35

Источник

трехмесячный ребенок выгибает спину лежа на спине

3 месяца

Моторное развитие

Подтягивается на руках, упирается ногами, делает попытки встать, если захватит опору или если даст руки взрослый. Качает пресс. Стоит с поддержкой под мышки, уверенно опирается ногами. Пытается

много стоять на руках мамы, перебирая ногами («топчется»). Много сидит на руках, т.е. находится в положении «сидя». Делает попытки перевернуться на живот из положения лежа на спине, и перевернуться на спину из положения лежа на животе. Иногда малыши в этом возрасте осваивают переворот со спины на живот. Тем не менее все дети осваивают переворот на бок из положения лежа на животе и лежа на спине. Ребенок цепко хватается ручками за все подряд, уверенно захватывает предметы.

Психоэмоциональное развитие

Малыш начинает проявлять терпение. Например, может немножко подождать, пока мама достанет грудь. Но терпения ребенка пока еще хватает совсем не на долго. У малыша появляется способность заниматься самостоятельно 10—15 минут, но преобладающую часть времени он проводит на руках.

Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. С этого времени и до 6 месяцев малыш очень много времени проводит на руках, знакомясь с окружающим пространством и обстановкой. Он ориентируется в пространстве знакомой комнаты, знает, где находится вход в комнату, ищет его глазами, понимает, что через него входят и выходят. Если он не хочет, чтобы мама уходила, а она приблизилась к двери, то он может заплакать. Малыш не только следит глазами за перемещающимися предметами, но уже способен достроить траекторию движения предмета, который пропал из поля зрения. Это хорошо видно, поскольку ребенок поворачивает голову и направляет взгляд туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет. Малыш увлеченно разглядывает различные предметы обстановки, игрушки и т.д. Активизируется стремление дотянуться до заинтересовавшего предмета и захватить его.

Читайте также:  Что происходит с ребенком после 3 месяцев

Знакомство со своим телом. Малыш продолжает знакомиться со своими руками — рассматривает их. Ощупывает живот, что видно по тому, как он захватывает и сосет рубашечку. Активно грызет свою пятерню, исследует рот, ощупывает ручками язык, пускает пузыри.

Эмоциональное развитие. Плачет со слезами. Может засмеяться, захохотать громко в голос. Способен проявлять чувство юмора и отвечать смехом на баловство. Создается впечатление, что он и раньше понимал юмор, но не имел возможности проявить эту способность. Проявляет такие чувства, как обида и стеснение. Начинает кокетничать, задаваться (отворачивается от груди с очень важным видом), заигрывать со взрослыми, строить им глазки («посмотри, какой я замечательный!»). В общем, трехмесячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента.

Социальная адаптация. С этого возраста ребенок уже знает всех родных в лицо и начинает различать «своих» и «чужих». По отношению к чужим он проявляет осторожность и настороженность. Если незнакомый человек приблизится к нему или возьмет на руки, ребенок может заплакать.

Общение и речь. Ребенок сообщает звуками (сигнальный крик) обо всех своих потребностях: мочеиспускание, газы, испражнение, желание поесть или необходимость изменить положение. Он хнычет, когда хочет спать или приложиться к груди, страдальчески и самозабвенно кричит при плохом самочувствии, когда что-то болит. В хорошем настроении активно гулит. Малыш очень любит общаться и сам провоцирует взрослых к общению. В этот период дети нуждаются в постоянном общении со взрослыми и эта потребность должна удовлетворяться полно­стью.

Уход

Вскармливание. У малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2—4 ночью. Кроме этого, присутствуют частые прикладывания на непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5—3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца заметно округляется.

Поведение ребенка во время грудного кормления. В этом возрасте наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь и мнет ее, что для мамы очень приятно. Во время кормления малыш часто отрывается от груди.

Пищеварительная и выделительная системы. У малыша чаще всего к этому возрасту налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он может появляться ежедневно примерно в одно и то же время, но может сохраняться и частый кислый стул до 5 раз в день. Однако на третьем-четвертом месяце жизни стул может появляться значительно реже 1 раз в 2—7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании. При снижении частоты стула ребенок не нуждается в клизмах и слаби­тельных средствах. Малыш начинает отказываться от высаживания: он выпрямляет ноги и выгибается. Однако в большинстве случаев высаживание остается успешным.

Особенности сна и биоритмы. Ночной сон длится примерно с 24-1 часа до 9— 10 часов утра. Как правило, во время ночного сна у малыша присутствует 2—4 кормления в период между 4 и 8 часами утра. Дневной сон у большинства детей становится 4-разовым. Как правило, присутствует 2 длинных сна по 1—2 часа и 2 коротких — по 30— 40 минут. Период засыпания остается- продолжительным (20-30 минут).

Метеочувствительность. В этом возрасте у ребенка может проявиться яркая реакция на фазу Луны (как правило, новолуние или полнолуние) и перемену погоды, которая может выражаться в непроизвольном мочеис­пускании, беспокойном сне, капризном поведении или, напротив, продолжительном сне и т.д.

4 месяца

Моторное развитие

Двигательная активность ребенка этого возраста значительно повышается. К этому возрасту ребенок самостоятельно переворачивается на живот из положения лежа на спине и на спину из положения лежа на животе. Лежа на животе он очень высоко поднимается на руках (практически на вытянутой руке) и начинает перемещаться по кругу, толкаясь руками и ногами, как бы «вертясь вокруг пупка». Кроме этого, он подтягивает ноги, поднимается на четвереньки и делает в этом положении раскачивающиеся движения.

Лежа на спине ребенок подтягивается, ухватившись за бортик коляски или другой упор. Он способен сесть и даже встать, если ему дать возможность ухватиться за пальцы рук взрослого и подтянуться. Сидит ровно, но без поддержки или опоры заваливается на бок. Ребенку очень нравится сидеть, стоять и топтаться. Он стремится использовать любую возможность, чтобы встать вертикально, опираясь на свои ножки. Ребенок уверенно захватывает и берет рукой предметы, перекладывает их из руки в руку.

Психоэмоциональное развитие

В характере ребенка появляется больше уверенности и уравновешенности. Уходит в прошлое внезапный плач, который раньше мог появляться без видимых причин. Малыш проявляет значительно больше упорства в овладении теми или иными навыками, а также оптимизма, необходимого для достижения цели. Самостоятельным занятиям малыш может посвящать много времени (до 30 минут).

Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Совершенствуется ориентация в пространстве, малыш хорошо держит направление, знает расположение предметов в комнатах.

Знакомство со своим телом. Ощупывает свои ножки, захватывает и начинает сосать большие пальцы ног. Мальчики начинают захватывать свои гениталии.

Эмоциональное развитие. Звонко смеется, активно выражает радость и проявляет «важность» (делает вид, что он очень занят и не замечает маму, которая к нему обращается). Если малыша что-то заинтересовало, он складывает губки «хоботком», часто дышит и тянется к заинтересовавшему его предмету. Нуждается в том, чтобы мама поддерживала все его «игры».

Общение и речь. Ребенок очень любит слушать обращенные к нему речи. Он провоцирует взрослого на общение, пытается «заговорить» с ним, проявляет инициативу, пытаясь «завязать беседу», и активно гулит. Появляется первая жестовая речь: малыш протягивает маме ручки, когда просит, чтобы она его взяла.

Уход

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и каких бы то ни было докормов. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим кормлений. Ребенок начинает наблюдать за едой взрослых и интересоваться, как они это делают: следит за руками, заглядывает в рот.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Малыш во время кормления начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отде­ление своего «я» от «я» матери. Дискомфорт матери, ее поведение и даже вскрик помогают ребенку понять, что мать и он это не одно и то же — они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут. Кроме этого, во время кормления ребенок начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь — никуда не денется. Это очень важный момент в поведении малыша, который следует поощрять. В этот момент нельзя убирать малыша от груди, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает, или, считая, что он отказывается от груди. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах в надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.

Особенности сна и биоритмы. Может измениться режим дневного сна. Некоторые дети переходят на 3-разовый дневной сон.

Метеочувапвительностъ. У малышей более явственно может проявиться реакция на погоду. Например, в пасмурную погоду малыши становятся сонливыми и помногу спят или напротив, страдают плохим настроением и капризничают.

5 месяцев

Моторное развитие

Ребенок становится значительно активнее. Постоянно переворачивается на живот и пытается ползти. Совершает многократные попытки к ползанию, становится на четвереньки и раскачивается, может ползти назад. Уверенно сидит без поддержки непродолжительное время, потом заваливается на бок. Активно топчется на руках у мамы: при­седает, перебирает ногами. Начинает, или пытается, ходить, держась за опору двумя руками (например, держась за бортик кроватки). Дотягивается до игрушек и интересующих предметов. Пытается захватить предметы, мимо которых его проносят.

Читайте также:  Как научить ребенка кушать 1 год 3 месяца

Психоэмоциональное развитие

Малыш сообщает, когда хочет на руки и когда хочет заняться самостоятельно. Он способен продолжать самостоятельные занятия примерно 15—30 минут. Может проявить подражательное поведение. Значительно активнее играет с игрушками и различными предметами.

Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Ребенок начинает изучать свойства предметов: стучит ими, кидает на пол, облизывает. Ищет глазами упавший предмет.

Особый интерес малыш проявляет к лицам взрослых, пристально их рассматривает, трогает, ощупывает, хватает за нос и за волосы, засовывает руки в рот. Особенно его интересуют нос и волосы. Он воспринимает взрослого как лицо и руки.

Знакомство со своим тегам. Ребенок активно захватывает и сосет большой палец ноги. Кроме этого, он ощупывает ноги, гениталии, голову, уши.

Эмоциональное развитие. В этом возрасте малыш любит баловаться и хохотать. Проявляет ревность: когда мама говорит по телефон)’, капризничает и требует внимания. Появляется выражение нежности и ласки. Малыш обнимает и целует взрослого: хлопает руками по лицу, прижимается к лицу раскрытым ртом (целует). Дети становятся более терпеливыми, но в то же время очень обидчивыми.

Социальная адаптация. Ребенок избирательно относится к окружающим и при посторонних ведет себя очень сдержанно и осторожно.

Общение и речь. Ребенок реагирует на интонацию: может заплакать, если повышают голос или выясняют отношения на повышенных тонах. Узнает игрушки, которые мама обозначает словесно: му-му коровка, мяу-мяу киска, ав-ав собачка, ж-ж пчелка. Если мама говорит му-му, то малыш тянется к коровке или улыбается, когда видит эту игрушку. Может реагировать на вопросы. Например, на вопрос «Где мама?» начинает искать глазами маму и, если не находит ее, может расплакаться. Радостно гулит на разные лады, но в это время малыш может гулить не так активно, как в предыдущем месяце, ведь у него появилось столько новых дел — не до разговоров. Продолжает изъясняться с помощью «кашля», начинает «рычать».

Уход

Вскармливание исключительно грудное. В этом возрасте у малышей бывает 8—10 дневных кормлений и 2—3 ночных. Грудные кормления организуются около снов — малыш ест, укладываясь спать и во время пробуждения.

Ребенок может начать проявлять активный интерес к воде, и пище взрослых, тянется к маминой ложке, тарелке или чашке, настаивает на том, чтобы и ему дали попробовать то, что пьют и едят. Это можно позволить сделать, давая лизнуть все съедобные продукты, которые употребляют в семье.

Поведение ребенка во время грудного кормления. В этом возрасте дети отвлекаются от груди. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2— 3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок все равно находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.

Пищеварительная и выделительная системы. В этом возрасте у детей во время бодрствования сокращается период между мочеиспусканиями. Их ритм примерно 1 раз в 30—40 минут. Кроме этого, частота появления аула та же, что и в предыдущем месяце.

Высаживание становится более успешным. Улучшается контроль над мочеиспусканием — малыш может прерваться, если начал «пи-пи», и все сделать в нужное место.

6 месяцев

Моторное развитие

Малыш самостоятельно садится из положения лежа на боку, встает на колени и поднимается на ноги. Он способен стоять, облокотившись об опору грудью и манипулируя при этом одной или двумя руками. Способен проходить 2—3 шага, держась за опору двумя руками. Может пройти, держась за руки взрослого, примерно 2 метра. Подолгу раскачивается, стоя на четвереньках, — «репетирует» ползание, может начать ползать по ровной поверхности. Теперь малыши в большинстве случаев ползают вперед, но некоторые из них ползают, двигаясь задом. Если малыш начал осваивать ползание вперед по ровной поверхности, то он способен также переползать через небольшие препятствия. Уверенно манипулирует предметами: берет чашку и ложку за ручку и пр.

Девочки в этом возрасте по моторному развитию несколько отстают от мальчиков. Они только пытаются встать на четвереньки, не могут сидеть самостоятельно, но поднимаются и садятся, держась за опору одной рукой. Когда сидят, заваливаются на бок. Стоят неуверенно, хотя и проявляют активное желание встать. Стоя, перебирают ногами.

Психоэмоциональное развитие

Психика ребенка развивается настолько, что он способен самостоятельно заниматься до 40 минут. Он уже выделяет любимые игрушки, любит играть в прятки. Кроме этого, в нем пробуждается стремление к познанию.

Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Ребенок всесторонне изучает свойства предметов. Он методично выбрасывает вещи из кроватки, следит глазами за падающим предметом и слушает, как он стучит. С деловитым видом стучит предметом по разным поверхностям и прислушивается к характеру стука. Если малыш осваивает ползание, то он может проявить интерес к содержимому шкафов. Продолжает проявлять интерес к лицам: хватает за нос, за волосы, хлопает по лицу рукой.

Эмоциональное развитие. Ребенок начинает проявлять настойчивость и целеустремленность: сердится, если что-то не получается, пытается добиться намеченной цели любой ценой. В этом возрасте малыши отличаются бодрым жизнерадостным настроением.

Общение и речь. Малыш нуждается в активном общении и физическом контакте со взрослыми. Речевое развитие остается на том же уровне, но появляются элементы лепета: а-да-да, а->па-та и т.п. Иногда малыш заводит свои «речи» на очень высоких нотах, почти визжит. Он продолжает «рычать» и использовать в качестве речи кашель. Малыш этого возраста знает свое имя.

Уход

Вскармливание. Вскармливание остается грудным. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2—3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7—10 дневных кормлений и 3—4 ночных. Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и появления педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ее особенностям. Кстати, первое время вкус новой пищи ему не очень нравится — это хорошо видно по недовольному выражению его лица, но, тем не менее, малыш продолжает пробовать пищу, потому что интерес оказывается сильнее. Поэтому проявление активного пищевого интереса нельзя расценивать как свидетельство нехватки молока и проявление у ребенка голода. Малыш просто знакомится с другими продуктами, которые употребляют в его семье.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее. В этом поведении проявляется стремление младенца к знакомству со своими телесными возможностями, а также развитие представлений о том, что ОН и его МАМА — это не одно и то же. Отделение своего «я» от

материнского заключается в усвоении ребенком того факта, что мать может чувствовать и вести себя по-другому, т.е. не идентично с ним.

Пищеварительная и выделительная системы. У малыша может прорезаться первый зуб, если этого не произошло раньше. Срыгивания становятся единичными или исчезают совсем.

Ребенок снова проявляет протест против высаживания. Спокойно относится к этому только после сна и во время сна. Однако малыш может периодически просить, чтоб его высадили, начиная хныкать.

Особенности сна и биоритмы. Изменяется режим дня: удлиняется ночной сон, появляются 2—3 дневных сна по 30 минут — 2 часа (примерно с 12 до 14 и с 17 до 19 часов).

Метеочувствительность. Сохраняется реакция на погоду и фазу Луны. Как правило, в пасмурную погоду малыши дольше спят или ведут себя беспокойно.

Источник