Открытый рот у ребенка 3 месяца
Содержание статьи
Дыхание через рот: информация для родителей
Содержание:
- Суть проблемы
- А нужно ли обращать внимание?
- Последствия дыхания через рот
- Почему появляется привычка дышать через рот?
- Что делать родителям?
Представьте ситуацию:
Маленькая девочка семи лет играет в зале на полу, раскрашивая картинки. Мама наблюдает за ней, и когда девочка концентрируется на выборе цвета каждой детали, мама замечает, что рот девочки открыт. Но рядом сидит брат девочки, и у него нет такой особенности.
Дыхание через рот
Что это? Милая черта или опасный симптом?
Большинство людей не знает, что дыхание через рот может представлять серьезную опасность для здоровья.
Если у вашего ребенка есть привычка открывать рот — можно ее исправить. Важно с детства научить ребенка правильно дышать через нос, чтобы в будущем избежать проблем с ростом и развитием зубов, нарушениями речи и апноэ во сне (синдром ночного дыхания через рот, при котором происходит неполное обогащение кислородом и качество сна ухудшается).
Суть проблемы
У некоторых людей открытый рот является проявлением привычки: мышцы челюсти автоматически расслабляются, когда человек сконцентрирован на чем-то ином. Для других это означает неправильное дыхание, когда поток воздуха проходит не через нос, а через рот.
Здоровый человек при правильном дыхании всегда держит рот закрытым, осуществляя вдох и выдох через нос.
Лечение привычки к открытому рту у взрослых представляет некоторую сложность: многие не замечают этой особенности, в то время как другие испытывают социальный дискомфорт и неуверенность из-за часто открытого рта. Взрослым не просто понять причины, почему им не удается постоянно держать челюсти сжатыми.
А нужно ли обращать внимание?
Может показаться, что привычка к открыванию рта ничего не значит и не стоит даже беспокоится о такой глупости, что ее легко исправить и это совершенно не опасно — все это не правда.
Обращать внимание нужно, и чем раньше, тем лучше.
каталог стоматологий и стоматологов России
80 000 отзывов
1,5 млн визитов
20 000 клиник
30 000 врачей
Последствия дыхания через рот
Брекеты — если ваш рот часто открыт, то процесс выравнивания ряда зубов брекетами будет дольше и сложнее. Промежутки между зубами в этом случае устраняются с трудом, и по окончанию лечения, даже если оно прошло успешно, зубы, оказавшись без поддержки брекет-системы, могут снова встать на прежние места. Потребуется новое обращение к специалисту и курс лечения придется повторить с самого начала.
Речь — если ребенок привык держать рот открытым, то могут возникнуть трудности с произношением некоторых звуков. Самая частая проблема таких детей -неспособность произносить звук «С». Это происходит оттого, что открытый рот сопровождает так называемое «выталкивание языка» во время глотания и речи.
Развитие зубов и лицевых мышц — важно осознавать, что правильность роста костей и мышц оказывает серьезное влияние на будущий образ ребенка. Ребенок с привычкой держать рот открытым скорее всего будет иметь более плоские черты лица, невыраженные скулы, удлиненный овал лица, впалые глаза и узкую нижнюю челюсть. Вовремя приучая ребенка дышать через нос, вы предотвратите эти нежелательные последствия.
Приток кислорода во сне. Если ребенок или взрослый дышит через рот днем — также он дышит и ночью. Дыхание через рот иили неполный приток воздуха являются началом синдрома апноэ во сне — при этом происходит недостаточное обогащение крови кислородом, а приток углекислого газа возрастает. Если во время ночного сна мозг и другие ткани организма недостаточно насыщаются кислородом способность к обучению и концентрации ухудшается. Это приводит к проблемам в школе и на работе. У взрослых также присутствует хроническая усталость и спутанность сознания.
Почему появляется привычка дышать через рот?
Определить единственную причину для каждого случая сложно, но многих пациентов с такой привычкой объединяют следующие факторы:
Обструкция дыхательных путей. Часто привычка открывать рот начинается с невозможности дышать через нос: аллергии, хроническая простуда или заложенность носа, увеличенные аденоиды и гланды, астма, сломанный хрящ носа и многие другие состояния затрудняют правильное дыхание, в таком случае пациент вынужден дышать через рот. Проблема в том, что после устранения причины обструкции дыхательных путей, привычка дышать через рот остается, так как в силу входят выработанные за долгое время неправильные рефлексы дыхания, глотания и речи. Здесь требуется помощь специалиста по миофункциональной терапии (комплекс специальных упражнений, тренирующих у ребенка правильное положение языка в покое, нормальное смыкание губ и носовое дыхание).
Дыхание через рот во сне
Сосание пальцев в детском возрасте. Если в детстве ребенок часто держит пальцы во рту, то мышцы рта и челюсти будут развиваться в соответствии с этой привычкой. Когда во рту находится палец или другой предмет, то губы не могут полностью сомкнутся и формируется рефлекс выталкивания языка во время глотания и речи. Даже если вы отучите ребенка сосать пальцы, это не значит, что привычка к открытому рту уйдет самостоятельно, здесь происходит то же самое что при обструкции дыхательных путей — деформируются рефлексы дыхания, глотания и речи. В таком случае необходимо обратится к специалистам по миофункциональной терапии и ортодонтии.
Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность некоторых детей, когда уздечка не позволяет языку свободно двигаться, что влияет на процесс дыхания и развитие речи. Чаще всего этот дефект устраняется в раннем возрасте с помощью простой хирургической процедуры. Но те, кто привык к ограничениям и неправильному положению языка испытывают больше сложностей в устранении ротового дыхания. Таким людям необходима помощь специалиста, который поможет восстановить правильное дыхание с помощью специальных упражнений до и после хирургического вмешательства. По окончании курса лечения процесс правильного дыхания становится легким и естественным.
Что делать родителям?
Если вы заменили один или несколько симптомов дыхания через рот у своего ребенка, обратите внимание на следующие советы:
- Следите за собой и своими детьми, обращайте внимания на случаи открытого рта. Когда и насколько часто в течение дня это происходит?
- Определите, возможна ли обструкция дыхательных путей, были ли проблемы с дыханием в прошлом?
- Обратитесь к специалисту по дыханию и качеству сна, возможно, стоит провести исследование качества сна для вас или вашего ребенка (исследование можно проводить дома или в клинике) по результатам обследования, доктор подскажет вам с чего начать
- Обратитесь к специалисту по миофункциональной терапии. Перед началом лечения проводится полный анализ данных на наличие перечисленных в статье и других симптомов, даже если сам врач не сможет оказать необходимую помощь, он обязательно направит вас к смежному специалисту с указанием причин нарушения дыхания у вас или ваших детей
Полезная статья?
Сохрани, чтобы не потерять!
Отказ от ответственности: Этот материал не предназначен для обеспечения диагностики, лечения или медицинских советов. Информация предоставлена только в информационных целях. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом о любых медицинских и связанных со здоровьем диагнозах и методах лечения. Данная информация не должна рассматриваться в качестве замены консультации с врачом.
Посмотрите стоматологии Москвы
Источник
Ребенок дышит ртом – милая привычка или серьёзная проблема
Многие мамы умиляются — у малыша мечтательный взгляд, задумчивый вид и чуть приоткрытый рот, просто будущий профессор. Если приглядеться, окажется, что все мечтатели выглядят примерно одинаково: узкие плечи, впалая грудь, широкая переносица, бледный цвет вытянутого лица, а вот губы часто красные и шелушатся, потому что ребёнок их часто облизывает. К тому же эти дети сопят и храпят по ночам, во сне иногда вскрикивают и плачут, а днем тревожны, рассеяны, не всегда могут сосредоточиться и вечно всё забывают. Как правило, не все мамы связывают эти особенности своих детей с ротовым типом дыхания, а иногда обращают внимание на то, что ребёнок не умеет дышать носом, а постоянно дышит ртом, только на приёме у ортодонта или ЛОР-врача.
Всем известно, что ребёнок должен дышать носом. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух обязательно должен проходить через носовые ходы, где он очищается и согревается. Одновременно с этим раздражаются рецепторы, которые участвуют в регуляции активности и кровотока головного мозга. При дыхании ртом ребёнок получает всего лишь 75% от необходимого ему объёма кислорода, т.е. растущий детский организм испытывает постоянное кислородное голодание, его защитные функции снижаются. Конечно, ослабленные дети часто простужаются, бесконечно болеют. У многих из них увеличивается ткань глоточной миндалины и формируются аденоиды, которые существенно затрудняют дыхание через нос. В результате — дети окончательно отвыкают дышать носом.
А у детей с привычным ротовым дыханием неизбежно происходит недоразвитие лицевых структур, деформация и нарушение челюстных пропорций — нарушается прикус, сужаются зубные ряды в боковых отделах, зубам тесно, и когда начинают прорезываться постоянные зубы, им просто не хватает места. При ротовом дыхании у ребёнка сужаются носовые ходы, происходит недоразвитие гайморовых пазух, что замедляет рост костных структур верхней челюсти. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол нёба, а это может привести к нарушению произношения «верхних» звуков — шипящих и звука Р. Кроме того, низкое положение языка, смещение его вниз и назад приводит к изменению тембра и назальному оттенку голоса — гнусавости.
И это ещё не всё. Из-за ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что мещает развитию нижней челюсти. При этом ребёнок инстинктивно пытается сохранить равновесие и наклоняет голову вперёд, что в свою очередь приводит не только к нарушению осанки, но и перегрузке височно-нижнечелюстного сустава , к лицевым мышечным болям.
Применение промываний и капель для носа, даже удаление аденоидов не устраняют привычку дышать ртом. Ребёнка необходимо заново учить дышать носом. Эта работа требует терпения и систематичности. Чтобы ребёнок начал дышать правильно, тренируют тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления ротового дыхания является эластичный трейнер или вестибулярная пластинка.
Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Регулярные занятия не менее часа днём и ночное ношение трейнера или пластинки значительно улучшают тонус круговой мышцы рта и уже через 3-4 недели ребёнок начинает дышать как положено — носом. Использование пластинки или трейнера и выполнение упражнений дыхательной гимнастики восстанавливает носовое дыхание в среднем за 3 месяца у примерно 80% детей. При этом, у детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание при лечении этом способом восстанавливается даже без операции.
Регулярное использование трейнера в возрасте 3 -8 лет (молочном и сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба, и даже носовой перегородки — дно полости носа опускается и нёбо приобретает нормальную форму. К сожалению, этого эффекта во второй половине сменного прикуса уже нет. Тип дыхания нужно корректировать как можно раньше — для молочного прикуса разработаны пластинки и модель трейнера Т4Кi (инфант). Для мальчиков его делают голубым — Трейнер T4ki (инфант, голубой), а для девочек — розовым — Трейнер T4ki (инфант, розовый).
Источник
Развитие ребенка в трехмесячном возрасте
Детский организм постоянно находится в состоянии изменений, как физических, так и психологических. Особенно быстро и заметно эти перемены проходят у грудничков, то есть малышей от первого месяца до первого года жизни. В этот период родители должны быть особенно внимательны к состоянию малыша и четко знать нормы анатомического и психомоторного развития, чтобы иметь возможность своевременно заметить какие-либо проблемы.
В данной статье мы поговорим о малышах в 3 месяца: что они должны уметь, какие рефлексы наоборот должны угаснуть, как правильно взаимодействовать с младенцем, какие проблемы со здоровьем могут возникать. Вы узнаете, нужно ли обращаться к остеопату, если ребенок полностью здоров, и с какими нарушениями развития данный врач поможет справиться.
Характерные особенности грудного возраста
Для возраста до года, но после периода новорожденности характерны свои особенности, которые также применимы для трехмесячных малышей:
— интенсивный темп роста;
— интенсивные функциональные и анатомические изменения всех органов и систем;
— близкий и частый контакт с матерью за счет грудного вскармливания;
— интенсивный обмен веществ для обеспечения высоких темпов роста, за счет чего увеличена потребность в энергии и, соответственно, потреблении питательных веществ (младенцу требуется в 3 раза больше энергии, чем среднестатистическому взрослому человеку);
— активное развитие и совершенствование работы нервной системы;
— постепенная утрата трансплацентарного (переданного от матери) иммунитета с достаточно медленным формированием собственной защиты (однако за счет отсутствия тесного контакта с другими детьми вероятность инфекционных болезней не повышается).
Скорость роста и темпы развития ребенка частично запрограммированы генетически. Однако роль факторов внешней среды исключать нельзя. Правильный уход за грудным малышом не только способствует снижению рисков формирования каких-либо проблем со здоровьем, но и сам по себе является важным фактором адекватного взросления ребенка.
Особенности организма трехмесячного ребенка
В 3 месяца у младенца происходят значительные изменения как на физическом, так и на психологическом уровне. Родители должны внимательно оценивать состояние ребенка, обеспечивать комплексный уход и своевременно отмечать какие-либо несоответствующие возрасту проблемы.
Физические нормы в 3 месяца
Для понимания правильности физических изменений у ребенка, нужно отслеживать следующие параметры: рост, вес, окружность головы и окружность груди. Для каждого малыша в три месяца эти показатели могут отличаться, но в среднем, согласно Всемирной организации здравоохранения, они должны соответствовать следующим нормам:
— рост: 57-62 см для девочек и 59-64 см для мальчиков;
— вес: 5,2-6,6 кг для девочек и 5,7-7,2 кг для мальчиков;
— окружность головы: 38-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков;
— окружность груди: 37-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков.
Для трехмесячных малышей нормально прибавление в весе на 700-800 грамм, в росте на три см в течение 4 недель. Окружности головы и груди увеличиваются на 1,5 см. Измерять антропометрические показатели нужно ежемесячно.
Небольшие отклонения от указанных параметров не обязательно означают наличие болезни, но при их обнаружении лучше посетить специалиста, чтобы удостовериться в нормальном и гармоничном росте ребенка. Как можно быстрее стоит проконсультироваться с врачом, если перечисленные показатели значительно отличаются от указанных норм.
Особенности развития нервной системы 3 месячного младенца
Нервная система особенно быстро развивается именно в первые 3 месяца жизни. К этому возрасту ребенок, при отсутствии каких-либо нарушений, умеет следующее:
— в положении лежа на животе поднимать и уверенно держать голову;
— пытаться перевернуться на живот;
— поворачивать голову в стороны;
— в положении лежа на животе опираться на руки и локти;
— четко фиксировать взгляд на окружающих предметах и людях;
— при удерживании в вертикальном положении хорошо опираться на ноги;
— мычать некоторые звуки, гулить с различными интонациями и звукосочетаниями;
— реагировать на звуки, поворачивать голову к их источнику;
— улыбаться.
Важное значение имеют безусловные рефлексы — автоматические движения, осуществляемые в ответ на действие определенных факторов внешней среды. У новорожденного ребенка рефлексов достаточно много, но почти все из них должны угасать к трем месяцам.
Чтобы оценить наличие или отсутствие определенных рефлексов у малыша, нужно знать их проявления и способы проверки. К 3 месяцам не должно быть следующих рефлексов:
— хоботковый рефлекс: ребенок вытягивает губы трубочкой при легком постукивании по ним;
— поисковый рефлекс: малыш тянется к источнику раздражения, если его пощекотать по щеке;
— рефлекс Бабкина: малыш открывает рот при захвате и надавливании на центральную часть ладони.
Сосательный рефлекс сохраняется, а также происходит активное развитие моторики. Дети пытаются схватить ручками подвешенные над кроваткой игрушки, ощупывают разные предметы.
Оценка мышечного тонуса малыша в три месяца
Для новорожденных характерно состояние физиологического гипертонуса сгибательных мышц, то есть руки и ноги малыша разгибаются тяжелее, чем сгибаются. К 3 месяцам тонус выравнивается. Проблемы с напряжением мышц в 3 месячном возрасте — достаточно распространенное явление, поэтому нужно знать критерии нормы.
Чтобы проверить мышечный тонус младенца в три месяца, нужно раздеть и положить его на живот на твердую поверхность. Критерии оценки:
— ребенок в 3 месяца несколько минут удерживает приподнятой голову и поворачивает ее из стороны в сторону;
— руки малыша опираются на предплечья;
— грудная клетка слегка приподнята над поверхностью, а живот и таз плотно прижаты к ней;
— бедра ребенка слегка разведены, а голени приподняты;
— при мысленном проведении линии от затылка до нижней ягодичной складки должна получаться прямая (при наличии нарушений эта линия скашивается в сторону);
— при сгибании и разгибании ног ягодичные и подколенные складки должны быть симметричными, при этом сами движения производятся свободно, а таз не отрывается от поверхности.
В положении малыша на спине голова должна лежать на центральной линии и без затруднений поворачиваться в разные стороны. Руки ребенок держит свободно, постоянно играется ими, тянет в рот. Правая и левая стороны туловища должны быть симметричны друг другу.
Особенности взаимодействия с малышом на третьем месяце жизни
Трехмесячный возраст — это своеобразный рубеж, начиная с которого младенец нуждается не только в правильной гигиене, своевременных кормлениях, прогулках, гимнастических мероприятиях. В этот период резко возрастает потребность в эмоциональном взаимодействии с окружающим миром.
Так как на третьем месяце формируются зрение и слух, активно развиваются положительные и отрицательные эмоции, родителям стоит больше уделять времени для общения. Разговаривайте с детьми, рассказывайте им стишки, напевайте песенки, включайте музыку. Улыбайтесь им и не забывайте про важность тактильного контакта.
Важное значение для развития нервной системы 3 месячных младенцев имеют игрушки. Они должны быть разнообразными по форме и разноцветными, а также желательно быть сделанными из разных материалов. Таким образом у малыша развиваются осязательные, зрительные ощущения. Игрушки могут издавать разные звуки, только не очень громкие и резкие, чтобы ребенок не испугался. Также игрушки должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок их не проглотил или не засунул в нос или уши.
Сейчас есть множество специальных игрушек, мячиков и других приспособлений для развития моторики у трехмесячных малышей. Нужно понимать, что в этот период дети часто ломают попадающие им в руки предметы, но это абсолютно нормально. Любые действия руками в этом возрасте позволяют детям активнее улучшать двигательные навыки и познавать мир.
Нужно помнить, что в этом возрасте ребенок уже может случайно перевернуться с живота. Поэтому его нельзя оставлять на высоких поверхностях, с которых можно скатиться и упасть. Например, на краю дивана.
Проведение массажа и гимнастики
Дети более подвержены влиянию извне, чем взрослые. Они гораздо пластичнее и восприимчивее к массажу и гимнастическим упражнениям. Проведение подобных мероприятий необходимо не только в процессе лечения каких-либо отклонений от нормы, но и для достижения гармоничного и полноценного взросления малыша.
Детский массаж представляет собой комплекс мероприятий для профилактики и коррекции возможных нарушений опорно-двигательной и нервной систем. Он также оказывает общеукрепляющее действие на организм.
Положительные свойства массажа:
— способствует нормализации деятельности всех органов и систем;
— улучшение питания тканей и, соответственно, роста костей, мышц;
— улучшение состояния кожи, повышение ее упругости и эластичности;
— положительное воздействие на кору головного мозга: формирование положительных эмоций, становление двигательных навыков.
Массаж часто сочетают с гимнастическими упражнениями, причем делать комплекс рекомендуется не только при наличии патологий, но и всем здоровым детям. Данные мероприятия можно делать самостоятельно, но первый раз лучше сходить с малышом к специалисту. Он покажет, какие движения во время массажа будут полезными на третьем месяце и какие гимнастические упражнения стоит проводить. Наиболее важно, что врач научит родителей, как правильно делать массаж и гимнастику, чтобы не навредить малышу.
В некоторых случаях, если у младенца наблюдаются отклонения от нормы в развитии, массаж и гимнастические упражнения должен проводить исключительно медицинский сотрудник. Именно поэтому малыша предварительно стоит показать доктору.
Противопоказания к массажу
Любое оздоровительное и профилактическое мероприятие имеет ряд ограничений, при которых его проведение может не только не улучшить состояние, но и навредить человеку. Детский массаж и гимнастические упражнения не являются исключениями.
Их выполнение противопоказано при наличии у малыша следующих болезней:
— повышение температуры вне зависимости от причины;
— тяжелая форма гипотрофии;
— воспалительные процессы кожи и подкожно-жировой клетчатки, мышц, костей, лимфатических узлов;
— болезни, при которых развивается повышенная хрупкость костной ткани;
— острый период рахита;
— острые артриты вне зависимости от происхождения;
— туберкулез костей и/или суставов;
— врожденные пороки сердца с выраженным влиянием на общее состояние малыша;
— различные формы геморрагического диатеза;
— наличие грыж у ребенка, особенно с риском их ущемления.
Распространенные патологии в трехмесячном возрасте
У грудных младенцев большая часть заболеваний связаны либо с наследственными факторами, либо с врожденными аномалиями, либо с неправильным уходом и питанием. Чаще всего у малышей в 3 месячном возрасте отмечаются следующие проблемы:
— нарушение мышечного тонуса (чаще сохранение гипертонуса);
— задержка физического или нервно-психического развития;
— дистрофия (дефицит массы или переизбыток);
— анемия;
— различные виды диатезов;
— повышенная раздражительность и гипервозбудимость;
— сбой режима сна и бодрствования;
— затруднение при глотании;
— обильное срыгивание и/или рвота после еды;
— запрокинутая или развернутая в одну сторону голова;
— спазмы мышц, судорожные состояния.
Предотвратить перечисленные состояния гораздо проще, чем заниматься их лечением. Поэтому еще с периода новорожденности, даже если беременность проходила хорошо, а при родах не было никаких проблем и ребенок полностью здоров, лучше показывать малыша специалистам остеопатической клиники.
Детская остеопатия
Остеопатические мероприятия в раннем детском возрасте проводятся не только с целью лечения заболеваний, но и для профилактики их возникновения. Младенцы в 3 месячном возрасте хорошо поддаются остеопатическому влиянию, так как их организм еще не полностью сформирован. Поэтому посетить врача такого профиля не будет лишним, даже если здоровье малыша полностью соответствует норме.
Основные преимущества обращения в остеопатическую клинику:
— Врачи остеопаты воспринимают организм малыша как единую систему и комплексно воздействуют на него.
— Остеопатия применяется без использования медицинских препаратов и хирургических вмешательств, поэтому может проводиться даже таким маленьким детям.
— Врачи клиники борются не с симптомами или даже механизмами формирования болезни, а выявляют точную ее причину. Это позволяет во многих случаях добиваться полного восстановления здоровья и исключить разнообразные осложнения.
— Детская остеопатия позволяет эффективно предотвратить появление каких-либо проблем со здоровьем малыша даже при наличии факторов риска. Оптимально будет показать младенца специалисту еще в период новорожденности, чтобы тот сразу оценил состояние организма, выявил или исключил всевозможные предрасполагающие факторы, дал рекомендации и при необходимости назначил процедуры.
— Остеопатия полностью безопасна для младенцев. Все детские специалисты являются полноценными врачами с высшим медицинским образованием, прошедшими дополнительное обучение в специализированной остеопатической школе.
Остеопатическое лечение не является панацеей от всех болезней. Детские остеопаты внимательно оценивают каждую ситуацию, определяя показания и противопоказания для использования специфических методик. Наиболее эффективным считается комплексный подход. Для достижения лучшего результата остеопатические методики могут комбинироваться с ЛФК, массажем, гимнастическими упражнениями и приемом препаратов при необходимости.
Остеопатический прием в клинике «Качество жизни»
Маленькие дети — особая группа пациентов, к которым нужен аккуратный подход, чтобы прием прошел удачно.
В клинике «Качество жизни» работают опытные детские специалисты остеопатического профиля, ЛФК и смежных направлений, которые обеспечивают комфорт не только родителям, но и самим маленьким пациентам. Все диагностические и лечебные манипуляции проводятся осторожно, максимально безболезненно. Чтобы оградить малыша от отрицательных эмоций, особенно при его повышенной возбудимости и плаксивости, специалисты соглашаются на следующее:
— вести прием не в белом халате, а в цветной одежде, которая отвлекает и не пугает малышей;
— не использовать укладывание младенца и отказаться от его полного раздевания;
— использовать отвлекающие факторы, в частности игрушки.
Врачи комплексно подходят к обследованию и лечению пациентов любого возраста. Специалисты проводят точную диагностику, направленную на выявление причины болезни или факторов риска ее возникновения. Только после полноценного обследования врач назначает комплекс лечебных или профилактических мероприятий.
Заключение
В трехмесячном возрасте отмечается ряд важных изменений. Младенцы продолжают стремительно расти и развиваться уже не только физически, но и эмоционально. Именно в этот период дети начинают улыбаться, могут сфокусировать взгляд на предметах, активно познают окружающий мир. Обеспечить полноценное взросление малышу могут родители с помощью правильного ухода и своевременного обращения к остеопату для профилактики и лечения возможных нарушений.
Источник