Отец ребенка в 1 5 месяца
Содержание статьи
Порядок общения ребёнка с отцом после развода
Закон прямо устанавливает, что родитель, живущий вместе с несовершеннолетним, не может лишать другого родителя права на общение с ребёнком после развода по своему усмотрению. Исключением являются случаи, когда родитель, проживающий отдельно, вредит малолетнему ребёнку, т.е. наносит ущерб его психическому и физическому здоровью либо нравственному развитию. Причём наличие вреда должен устанавливать суд.
Поэтому, если отсутствуют основания, предоставляющие возможность запретить или ограничить одному из родителей через суд видеться с ребёнком, возникает необходимость урегулировать отношения между бывшими супругами после расторжения брака или между бывшими сожителями после расставания в сфере общения с несовершеннолетним. Этого можно достигнуть по действующему российскому законодательству 2 способами:
- По соглашению об осуществлении родительских прав.
- Через суд.
Нормативно-правовое регулирование общения с ребёнком после развода
По соглашению сторон
Чтобы зафиксировать в письменном виде график встреч с несовершеннолетним и прочие обстоятельства, имеющие значение для его воспитания, бывшая жена и муж по обоюдному согласию могут составить документ, который называется соглашением о порядке осуществления родительских прав. Неоспоримыми преимуществами соглашения перед судебным разбирательством являются:
- Быстрота заключения. Как правило, составление и подписание соглашения — это вопрос нескольких дней. В отличие от этого рассмотрение иска судом потребует не менее одного месяца и то при условии, что решение будет принято в одно заседание. Дополнительно необходимо учитывать ещё один месяц, который должен пройти с момента составления решения в окончательном виде и до наделения акта суда законной силой.
- Отсутствие посредников. Отец и мать обладают законным правом самостоятельно определить, где и когда ребёнок и родитель, проживающий отдельно, могут встречаться. Для этого не нужно привлекать третьих лиц, например, нотариуса.
- Бесплатность. Закон признаёт простую письменную форму подобного соглашения, поэтому родители имеют возможность сэкономить на услугах нотариуса.
- Гибкость. При изменении жизненных обстоятельств, например, ухудшение здоровья несовершеннолетнего, изменение режима работы матери или отца, стороны могут с лёгкостью изменить достигнутые ранее договорённости.
При написании соглашения основное внимание следует уделить здоровью, учёту распорядка дня,интересам и желаниям малолетнего ребёнка.
Исходя из них родители обговаривают и указывают в документе следующее:
- Место для общения.
- Время, в которое могут проходить встречи.
- Возможность или невозможность провести отпуск или каникулы с ребёнком.
- Допустимость или недопустимость присутствия родителя, постоянно проживающего вместе с ребёнком, на этих встречах.
- Некоторые запреты, связанные, например, с состоянием здоровья несовершеннолетнего. Например, если у матери есть сын, страдающий от аллергии на цитрусовые, то она может потребовать от отца письменно взять на себя ответственность за то, что он не будет угощать ребёнка во время встреч апельсинами, мандаринами и иными цитрусовыми.
- Желательно в соглашении указать на то, что несовершеннолетний, который на момент составления документа достиг десяти лет, согласен с родительскими договорённостями.
В качестве образца для составления соглашения можно воспользоваться документом, доступным по этой ссылке.
В судебном порядке
Если родителям не удалось мирно договориться о времени встреч с малолетними детьми, то в роли пострадавшей стороны в этом случае, как правило, выступает тот родитель, который живёт отдельно от детей. В подавляющем большинстве случаев это отцы.
Обычно в подобных ситуациях бывшие жёны полностью перекрывают отцам возможности для общения и взаимодействия с детьми, а также настраивают их против бывших мужей. С точки зрения Семейного кодекса такое поведение недопустимо, и при желании отцы могут добиваться восстановления права на общение и воспитание несовершеннолетних через суд и при должной подготовке к судебному разбирательству завоевать для себя данное право.
Перед инициированием судебного разбирательства важно учесть следующие нюансы:
- Такие споры подведомственны только районным судам.
- Обязательно участие третьего лица, в роли которого выступает учреждение опеки.
- Орган опеки в обязательном порядке представляет суду заключение, где выражает свою точку зрения на спор родителей, и акт обследования жилой недвижимости ответчика и истца.
- Если несовершеннолетнему больше десяти лет, то суду следует опросить его и руководствоваться мнением ребёнка при вынесении решения по делу. Опрос должен производить судья при отсутствии заинтересованных лиц, которые могут оказать на него давление, поэтому родители удаляются из зала заседаний на время опроса. Также данная процедура должна происходитьв присутствии педагога, психолога или представителя от учреждения опеки.
Согласно правилам подсудности споры об определении графика общения с несовершеннолетним подчиняются общим требованиям, установленным законом. Эти требования указаны в таблице.
Вид подсудности | Комментарий |
---|---|
По месту прописки или месту фактического проживания ответчика | В соответствии с данным правилом в России подаётся большинство исков. Оно установлено законом по умолчанию. |
По договору | Стороны имеют право самостоятельно договориться о том, в каком населённом пункте и каком районном суде будет разрешаться их споры о детях. |
В исковом заявлении необходимо указать следующие сведения:
- В верхней части пишется название судебного органа, его адрес и индекс, а также информация об истце и ответчике, позволяющая их идентифицировать (ФИО, место жительства или фактического пребывания, индекс, телефонный номер, е-мейл или другие контактные данные).
- В описательной части истец указывает:
- Сведения о браке с ответчиком (когда был заключен и в каком ЗАГС и когда был расторгнут).
- Информация о малолетних детях (ФИО и дата появления на свет).
- Обстоятельства, вынуждающие его обратиться в суд, например, отказ ответчика от обсуждения условий соглашения, закрепляющего график встреч с несовершеннолетним; запрет несовершеннолетнему общаться с истцом; отказ выполнять условия соглашения и т.д.
- Устраивающий его график встреч и уровень участия в воспитании малолетнего ребёнка.
- Доказательства, которые подтверждают требования истца. К ним можно отнести, например, заключение психолога о наличии крепкой эмоциональной привязанности несовершеннолетнего к истцу; сведения об отсутствии долгов по алиментам; характеристики от работодателя, воспитателей и учителей; наличие собственного благоустроенного жилья; отсутствие судимости согласно справке МВД; документы из медицинских учреждений, подтверждающие отсутствие ВИЧ, сифилиса, туберкулёза, инфекционных заболеваний; режим работы истца, согласующийся с предложенным им графиком встреч.
- Ссылки на законы и судебные акты.
- В резолютивной части прописывается:
- Список притязаний истца.
- Список приложений к заявлению.
- Дата и роспись.
Образец искового заявления об определении графика встреч с несовершеннолетним можно скачать здесь.
Обстоятельства для определения порядка общения с ребёнком
Основными критериями, которыми руководствуются судьи, определяя время встреч родителя, проживающего отдельно, с несовершеннолетним ребёнком, являются:
- Возраст ребёнка. Чем он (она) младше, тем с большей вероятностью суд ограничит время общения с ним несколькими часами в месяц.
- Состояние здоровья несовершеннолетнего. Если ребёнок является инвалидом или страдает каким-либо хроническим заболеванием, то суды зачастую не позволяют ребёнку встречаться с родителем, живущим отдельного от него, вне места жительства несовершеннолетнего и в отсутствие второго родителя.
- Степень привязанности к проживающему отдельно родителю. Суды трактуют этот критерий следующим образом: чем больше времени прошло с момента последней встречи, тем сильнее ослабла привязанность ребёнка к истцу. Поэтому на первые несколько месяцев (обычно от 3 месяцев до полугода) судьи ограничивают время для общения, мотивируя своё решение тем, что поначалу длительные встречи могут нанести несовершеннолетнему психологическую травму.
В обзоре судебной практики, систематизированной Верховным Судом России, указываются дополнительные критерии, выявленные российскими судами в ходе разбирательства подобных дел. Они указаны и разъяснены в таблице.
Критерии оценки | Комментарий |
---|---|
Наличие у истца благоустроенного жилья, если он планирует забирать ребёнка к себе на время, выделенное для общения. | Суд обязан удостовериться, что в жилище истца есть условия для воспитания и развития несовершеннолетнего и что в результате их общения ребёнку не будет причинена психологическая травма или нанесён ущерб нравственному развитию. По указанию судьи учреждения опеки проводят обследование жилой недвижимости истца на предмет наличия игрового места для ребёнка, места для сна и т.д. и оформляют результаты в виде акта. |
Режим дня несовершеннолетнего | Он определяется на основе опросов ребёнка и родителя, живущего вместе с ним. Если режим ребёнка не совпадает с требованиями истца, например, истец просит о встречах каждую субботу с 13 до 16 часов, а в это время ребёнок спит, то суд с большой степенью вероятности откажет истцу в удовлетворении его притязаний и назначит время для встреч, например, утром или вечером. |
Удалённость дома истца от дома, где живёт малолетний ребёнок | Этот критерий оценивается судом исходя из ответа наследующие вопросы: стоит или не стоит позволять истцу забирать ребёнка к себе на время общения с ним, не повредит ли это здоровью ребёнка? Этот вопрос решается каждым судьёй индивидуально, и здесь нельзя дать точные рекомендации. Законом не установлен предел расстояния между домами истца и ребёнка, поэтому если для одного судьи 5 километров — это слишком далеко, то для другого 30 километров — вполне нормальное расстояние. |
Перечень документов для подачи искового заявления
Перед подачей документов необходимо заранее подготовить копии для каждого участника судебного разбирательства и одну копию всех бумаг для судьи.
С иском об определении графика общения с ребёнком обычно предоставляются следующие документы:
- Копии искового заявления для суда и всех участников разбирательства.
- Свидетельство из ЗАГС о разводе.
- Документы на детей, если они имеются у истца, например, свидетельства о рождении.
- Соглашение о порядке общения с ребёнком. Оно необходимо в том случае, если оспариваются его условия.
- Документы на жилую недвижимость, например, свидетельство на право собственности.
- Доказательства, позволяющие утверждать о наличии эмоциональной привязанности ребёнка, например, заключение психолога.
- Информация о режиме работы, командировках.
- Доказательства наличия заработка, например, налоговая декларация или справка 2-НДФЛ.
- Сведения, свидетельствующие о том, что истец пытался договориться с ответчиком, например, переписка в социальных сетях либо мессенджерах, запись телефонных переговоров и т.п.
- Положительные характеристики от соседей, учителей, работодателя.
Размер госпошлины
Иски, связанные с определением графика встреч с ребёнком и условий общения с ним, не облагаются государственной пошлиной.
Судебная практика
Спор был рассмотрен Усть-Джегутинским районным судом Карачаево-Черкесской республики в июле 2017 г.
Отец передал судье заявление с просьбой определить периодичность общения с маленьким сыном, потому что мама препятствует их встречам. Истец заявил, что мобильные телефоны для сына, передаваемые им бывшей сожительнице, она забирает себе. С ребёнком ответчица даёт поговорить лишь после того, как истец даст ей деньги.
Ранее он пытался договориться с матерью сына мирным путём и заключить соглашение, но его попытки не увенчались успехом. Поэтому он вынужден был подать исковое заявление. Требования отца заключались в следующем:
- Общение по сотовой связи ежедневно с шести до семи часов вечера.
- Любую четвёртую неделю каждого месяца с шести часов вечера пятницы до восьми вечера воскресенья папа может встречаться с несовершеннолетним в жилье, принадлежащем истцу. На этих встречах ответчица присутствовать не может.
- Ежегодно с шестого июля по шестое августа совместные каникулы без присутствия бывшей сожительницы.
Ответчица не согласилась с истцом и объяснила, что она согласна на общение истца и её сына, но только в её присутствии.
Представитель от учреждения опеки рассказала судье, что не нашла оснований, которые могли бы выступить причиной отказа истцу.
Суд, изучив материалы и выслушав доводы сторон, пришёл к выводу: притязания истца необходимо удовлетворить полностью в связи со следующими причинами:
- Хотя истец и ответчица не заключали официальный брак, не проживали вместе, отец выплачивает денежные средства на обеспечение сына. Причём ответчица требовала алиментов по суду, поэтому судебный орган пришёл к убеждению о добровольности действий отца.
- Ответчица не стремилась урегулировать конфликт внесудебными способами и заявила представителю от органа опеки о том, что спор между ней и истцом не может быть решён иным способом, кроме судебного разбирательства.
- По результатам обследования психологами ребёнка было выявлено, что сын отдаёт предпочтение матери, но испытывает положительные эмоции по отношению к отцу. Каких-либо негативных переживаний, связанных с отцом, обнаружено не было.
- Из акта исследования жилья ответчицы и истца следует, что их жилая недвижимость соответствует установленным законодательством требованиям, пригодна для пребывания в нём несовершеннолетнего.
- Когда мальчик жил вместе с папой, он посещал частный детсад, который был оплачен истцом. Таким образом, истец проявлял свою заботу о сыне и о его развитии.
- Ответчица не привела доказательств, подтверждающих, что истец негативно влияет на психику или нравственность ребёнка. В свою очередь, она сама мешает реализации законных родительских прав истца.
Нормативно-правовая база
Список законодательных актов | Перечень статей |
---|---|
Семейный кодекс России | 57 статья-возможность малолетнего ребёнка на высказывание своего мнения при обсуждении мамой и папой семейных вопросов. 61 статья-провозглашает равенство мамы и папы в правах и обязанностях при воспитании маленьких детей. 66 статья-правила, согласно которым мамы и папы должны убирать разногласия, касающиеся общения с маленьким ребёнком. 78 статья-обязательность участия учреждения опеки в судебных тяжбах, касающихся согласования графика встреч маленького ребёнка и родителей. |
Гражданский процессуальный кодекс России | 24 статья — семейные дела, относящиеся к подведомственности районного суда. 28 статья — правило о подсудности семейных споров по месту жительства ответчика. 32 статья — возможность установления договорной подсудности. 131 статья — составные части искового заявления. 132 статья — документы, прикладываемые к заявлению истца. |
Налоговый кодекс России (часть 2) | 333.36 статья-освобождение истцов от оплаты госпошлины при подаче требований, имеющих своей целью изменить участие в воспитательных мерах или режим встреч родителя, живущего не с ребёнком. |
Источник
Воспитание сына: возраст до 3 лет
Какова роль отца в жизни ребенка, мальчика в первые годы?
Содержание:
- Возраст до 1 года — территория матери
- Возраст от 1 года до 3 лет — самостоятельность
- Создать условия для исследования мира
- Подготовка к переходу на территорию отца
Эта статья — ответ на вопрос «С чего отцу начинать воспитание мальчика?», заданный на сайте «Я — женщина».
Возраст до 1 года — территория матери
В первый год жизни ребенка базовое чувство, которое должно укорениться и развиться, — это чувство доверия к миру. Именно на основе доверия чуть позже будет формироваться адекватная самооценка, появится желание приобретать новый опыт, осваивать новые виды деятельности и, наконец, будет заложена способность строить близкие и доверительные отношения.
В окружении, которое относится к ребенку с заботой и любовью, младенец чувствует себя любимым и принятым, и это удовлетворяет его основную психологическую потребность на данном этапе развития. Если младенец всегда сухой, в тепле, хорошо накормлен, он учится доверять миру и людям вокруг. Если же няня или мать невнимательны или небрежны в уходе за малышом, то у ребенка развивается неверие в самого себя и недоверие к окружающим.
Итак, сразу после рождения мальчик оказывается на территории матери. Он получает от нее питание и заботу. Находясь рядом с ней, он ощущает наслаждение, находясь далеко от нее — пустоту и холод. В этот период связь между матерью и ребенком очень сильна. Мать чувствует состояние и потребности своего ребенка без слов, и ребенок очень чутко реагирует на настроение матери и ее состояние.
Задача отца в этот период — защищать и оберегать связь между матерью и сыном.
Оценить уровень сформированности доверия к миру можно по способности ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
Мальчику необходимо быть на руках у матери или отца ровно до тех пор, пока он не подрастет настолько, чтобы начать самостоятельное исследование мира. В силах родителей сделать так, чтобы мальчик поверил в себя и научился доверять окружающему миру.
Возраст от 1 года до 3 лет — самостоятельность
Всего за какие-то два года ребенок проходит очень сильный и важный качественный скачок в своем развитии: он учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознает свою индивидуальность.
Главным его стремлением становится борьба за самостоятельность. На этой стадии он проходит путь от полной зависимости и растворенности в матери к относительной самостоятельности. Отсюда возникают детские возгласы: «Я сам, я сам!». Его неуклюжие попытки самому браться за новые дела являются нелегким испытанием для родителей. Сколько терпения необходимо, чтобы суметь отнестись к этим его стараниям с пониманием. Именно от нашего отношения в этот период зависит вера мальчика в свои силы, в способность поставить цель и добиться ее.
Если родители поддерживают и подбадривают малыша, понимают необходимость проб и ошибок, мальчик с уверенностью берется за все новые и новые задачи. Если же родители относятся неодобрительно к этим попыткам и ограничивают его активность, мальчик начинает стыдиться своих поступков, самого себя — такого неумелого и несовершенного, и будет сомневаться в собственных возможностях.
В это время ребенок нуждается в поддержке и положительных реакциях на его самостоятельность с одной стороны, с другой — в четких и последовательных границах, охраняющих его жизнь и здоровье.
Создать условия для исследования мира
Главное в развитии мальчика в первые годы жизни — это открыть для себя окружающий мир. Все в его жизни совершается впервые: он хватает погремушку, бросает мяч, пьет из чашки, булькает водой в ванной и повторяет это снова и снова, пока действие не станет неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Каждое мгновение своего бодрствования неутомимый исследователь посвящает изучению самого себя и всего, что попадает в его поле зрения. Ничто в мире, окружающем ребенка не может остаться непотроганным, непопробованным и нераскрытым. Это означает, что в пределах досягаемости ребенка должны оказаться только те вещи, которые можно исследовать без угрозы для его здоровья.
Никакие суровые слова, объяснения, шлепанье по рукам не помогут уберечь трехлетнего ребенка от соблазна схватить все, что он перед собой видит. Лучше просто убрать бьющиеся или опасные предметы, чтобы он не мог до них дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно или будет понимать, что этим можно любоваться, но нельзя трогать.
Его миссия — исследовать, а мы лишь обязаны обеспечить ему максимально безопасные условия для его исследований.
В трехлетнем возрасте у ребенка еще нет намерений совершить поступок с целью причинения вреда какому-то конкретному человеку или уничтожения какой-либо вещи. За кажущимся непослушанием или «разрушительным» поведением наших сыновей можно разглядеть жажду познания, желание исследовать мир самому и очень важно увидеть этот настоящий посыл его поступков.
Нам, взрослым, с высоты нашего опыта трудно представить, каким соблазнительным и волнующим может быть окружающий нас мир и как притягателен любой новый опыт. Сын же готов останавливаться буквально на каждом шагу, чтобы потрогать стену, сорвать травинку, бросить камушек, схватить жука и все, что попадается на его пути. Он использует любую возможность для познания мира. То, что кажется нам непослушанием, часто всего лишь способ познания мира и поиски своего места в нем.
Подготовка к переходу на территорию отца
Когда предыдущая стадия развития полностью себя исчерпала, и на территории матери ребенок изучил все, что мог, запасся лимитом доверия к миру в степени, достаточной для дальнейших шагов, психологическая сила толкает мальчика к переходу на отцовскую территорию. Этот процесс происходит неосознанно в период от 3 до 5 лет. Внутренний импульс мужской программы развития выталкивает малыша из теплого материнского гнезда в интересный, захватывающий и новый мир отца.
Мальчик буквально начинает жаждать внимания взрослых мужчин. У него появляется желание проводить больше времени с отцом, быть таким, как он. Он восхищается всем, что делает отец, и пытается повторять за ним все его действия: забивать гвозди, играть в футбол или вместе смотреть игру, ездить на машине, чинить и мыть машину.
Если рядом нет отца, мальчик начинает приставать к любому мужчине, которого он видит, пытается начать с ним игру, заговорить, бросить мячик — лишь бы вступить в контакт. Все это говорит о том, что пришла пора перейти на мужскую территорию, пересечь границу между миром матери и миром отца.
Окончание следует…
Источник