Ослабленный ребенок раннего возраста кормление

Организация питания в раннем возрасте. статья (младшая группа)

Организация питания в раннем возрасте.

ПИТАНИЕ — один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и развитие. Рациональное питание воздействует на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его нервной системы. При этом повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды, обеспечиваются высокий уровень его иммуннитета, профилактика заболеваемости. Поэтому качеству и организации питания уделяется повышенное внимание. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей и младших воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Сервировка стола

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач — формированием у детей культуры поведения за столом, учат их уважению к пище, недопустимости небрежного к ней отношения. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

С раннего возраста для детей следует правильно сервировать стол, воспитывать у них способность есть опрятно, аккуратно. Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков.

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у детей желание принимать пищу. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — чистую салфетку. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы, порционный хлеб в хлебнице. Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач:

знакомим с правилами поведения за столом,

  • «настраиваем» организм на принятие пищи,
  • побуждаем малыша к аккуратности.
  • опрятно есть, пользоваться салфеткой;
  • формируем умения выполнять элементарные правила культурного поведения за столом.

Посуда должна быть небольшого размера, привлекательной, красивой формы,с интересным детским рисунком. Для детей раннего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Красочные кружки и тарелки способствуют увеличению аппетита в большей мере, чем однотонная и безликая посуда. При этом необходимо помнить, что она должна отвечать всем гигиеническим требованиям, именно поэтому алюминий в детском питании не используется. Пластмассовая посуда также не приемлема, разве только в качестве дополнительных аксессуаров, таких, как подставки для салфеток или хлебницы. Посуда для принятия пищи должна быть без сколов и трещин.

Ложки для малышей удобны десертные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.

Вилки в раннем возрасте давать не рекомендуется.

•Мы знаем о том, что полезные блюда часто не вызывают у детей должного энтузиазма. Поэтому сервировка и оформление блюд особенно важна.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайдя в группу ясельную и старшую, мы не только увидим, но и услышим разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей первой группы раннего возраста (1-2 года) учатся:

• мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);

• садиться на стул;

• пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;

• пользоваться ложкой; Воспитатель приучает ребёнка держать ложку в правой руке, за середину черенка, обхватив сверху пальцами.

• вытираться салфеткой после еды;

• самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;

• после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей второй группы раннего возраста(2-3 года) учатся:

• закреплять умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;

• опрятно есть, правильно держать ложку в правой руке;

• вытираться салфеткой после еды;

• благодарить после еды.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели должны позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20 — 30 мин до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используют для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Читайте также:  Снится кормление грудью чужого ребенка

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки с мылом, вытираются индивидуальным полотенцем.

Перед раздачей пищи няня тщательно протирает поверхность столов горячей водой с мылом, моет руки, надевает специальную одежду.В это время воспитатель с детьми может заниматься гигиеническими процедурами, чтением книги,беседой или просмотром мультфильмов.

Технология раздачи пищи:

—сервировать столы младший воспитатель начинает после получения пищи, когда все дети занимаются гигиеническими процедурами;

—младший воспитатель начинает раздачу пищи персонально каждому ребёнку после того как дети сядут за стол;

—когда воспитатель закончит работу с детьми в умывальной он подключается к организации приёма пищи;

—желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как правильно его есть, в чем его основная польза; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся, и оценивать результат.

Технологию принятия пищи в раннем возрасте педагог проговаривает вслух, напоминая, что, чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. Обращайте внимание на темп еды и тщательное пережевывание пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.

Не следует допускать, чтобы дети долго сидели за столами в ожидании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо подается сразу после того, как съедено предыдущее.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Не следует вести разговоры о плохом аппетите, избирательном отношении к отдельным блюдам, непереносимости их и т. п. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Не надо принуждать ребенка, если он не хочет съедать всю пищу. Обычно рекомендуются средние нормы питания, не рассчитанные на индивидуальные особенности и потребности организма. Кормление ребенка против его желания может вызвать отвращение к пище. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности. Приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что положено.

Соблюдение детьми гигиенических требований — одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах детей раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Детей раннего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Детям, окончившим еду раньше других, можно разрешить выйти из-за стола и заняться спокойной игрой.

Детей учат есть и первое и второе блюдо с хлебом, не брать пищу из тарелки руками, мясное блюдо гарниром, пользоваться салфеткой.

Надо помнить, что движения ребёнка ещё мало координированы, и требовать от него соблюдения полного порядка во время еды нельзя. Дети быстро утомляются и, утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Взрослые должны помочь им закончить обед. Если малыш всё — таки отказывается от еды, настаивать не следует.

После еды желательно предоставить детям возможность для самостоятельной деятельности (обязательно нужно дать разъяснение, что после еды играть следует спокойно, чтобы «в животе всё улеглось на свои места»), т.е. у ребёнка закладывается стереотип на здоровое поведение.

Таким образом, уют, царящий в помещении группы, привлекательность сервировки стола и привлекательность самой пищи, ваше корректно-заботливое отношение к детям в ходе еды помогут сформировать у них не только аппетит, но и те общекультурные навыки питания, без которых вырасти здоровым просто невозможно.

Дети должны усвоить правила:

—нельзя выходить из-за стола с куском хлеба, пирога, яблока и т.д.; нельзя выходить если рот наполнен непрожёванной пищей. Уже в этом возрасте ребёнок должен благодарить взрослого после еды, задвигать свой стульчик, недопустимо детям раннего возраста самим носить стульчики.

Во время еды воспитателю следует разговаривать с детьми («Ешьте, дети, суп вкусный»; «Катя, возьми хлеб, откуси кусочек»; «Мария Ивановна, Саша съел суп, положите и ему, пожалуйста, котлету с картошкой. Вкусная котлетка, ешь, Саша» и пр.), использовать художественное слово.

Этикет кормления

Во время кормления детям раннего возраста надо надевать клеёнчатые нагрудники.

• К ЗАВТРАКУ стол сервируется следующим образом: на середину ставят вазочку с цветами, хлебницу с намазанным маслом хлебом, салфетницу, основное блюдо подаётся только тогда, когда дети садятся за стол. Делается это для того, чтобы еда не успела остыть. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка. Питье наливает мл. воспитатель, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе младший воспитатель разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Читайте также:  Долгое кормление ребенка грудью

—К ОБЕДУ стол сервируют сходным образом, но сок и компот разливают заранее.Если в компоте есть ягодки,то в бокал кладётся маленькая ложечка. Всю остальную еду приносят в тарелках порционно.Затем подаётся салат .Пока дети едят салат,младший воспитатель разливает суп.После того как дети съедят первое блюдо,подаётся второе. Категорически запрещается оставлять использованную посуду. Стол должен быть всегда опрятным.

•К ПОЛДНИКУ стол сервируют так же, как и к завтраку. В распоряжении детей должны быть и салфетки. После полутора лет они должны научиться самостоятельно пользоваться ими.

—Важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, — не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения.

—Каждый ребенок рождается на свет с присущими ему хорошо функционирующими механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут сопутствовать ему в течение всей жизни. Вкусы ребенка могут быть наследственными и формироваться в семье в силу особенностей ее питания.

Помните! О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.

Не забывайте! Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды. Комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво.

Не фиксируйте! Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

Таким образом, большое значение для хорошего усвоения пищи имеют условия, в которых организуется питание детей.

Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Источник

ОПТИМАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Человеку любого возраста важно соблюдать принципы здорового питания. Первым из них является принцип соответствия энергетической ценности рациона энергозатратам человека, иначе, сколько съел пищи в калориях, столько должен и потратить. Второй принцип — соответствия химического состава рациона физиологическим потребностям человека в пищевых веществах.

Доклад акад. РАМН, проф. Виктора Александровича Тутельяна «Оптимальное питание в раннем возрасте — здоровье на всю жизнь» на прошедшей научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» был встречен с воодушевлением. Выступление В.А. Тутельяна сопровождалось наглядной информацией, что способствовало лучшему его восприятию. В своем докладе проф. В.А. Тутельян ознакомил присутствующих с результатами проведенных в 2006 г. в 6 административных округах исследований особенностей питания детей в раннем возрасте, также были выявлены отклонения от современных научных принципов вскармливания детей.

— Для роста и развития ребенка необходимо грудное вскармливание (ГВ), именно оно обеспечивает рациональный метаболизм, формирование иммунной системы, способствует образованию плотной костной ткани, а также снижается риск возникновения онкологических заболеваний в дальнейшем. Можно с уверенностью сказать, что сегодня матери осознали всю необходимость ГВ, что наглядно иллюстрируют полученные в ходе исследований данные. В 2000 г. на грудном вскармливании находились 29,5% детей, в 2012 г. — уже 40,6%. Установлено, что уровень образования матери влияет на частоту и продолжительность грудного вскармливания. Матери с высшим и неоконченным высшим образованием кормят грудью больше, чем малообразованные мамы. На протяжении длительного времени педиатры, неонатологи пытались подобрать качественный по своему составу заменитель грудного молока, в случае невозможности кормления ребенка грудью. В 1847 г. поступали просто: разводили коровье молоко водой и доводили полученную смесь до комнатной температуры, в 1867 г. пробовали использовать пшеничную муку, солод и калий. В начале ХХ в. для искусственного вскармливания применяли рисовый отвар, в 1950-1960 гг. смешивали лактозу с витаминно-минеральным комплексом. В настоящее время используют пре- и пробиотики, лютеин. Детям показано грудное молоко, молочные смеси, фруктовые и овощные пюре, соки, каши, мясные и рыбные продукты, специализированные молочные продукты. Важным показателем введения прикорма является возраст ребенка. Данные исследований показали, что большая часть детей начинают получать соки с трех месяцев (29,3%) и четырех месяцев (24,9%). Фруктовые пюре наиболее часто начинают давать детям в 4 месяца (32,4%), к 7 месяцам почти все дети (91,4%) получают фруктовое пюре. Каши начинают вводить в детский рацион с 4-6 месяцев (20-23%). Сливочное и растительное масло в 12 месяцев были включены в рацион питания почти у всех детей (95%). К желтку яйца начинают приучать с 6 месяцев, к году почти все дети (92,9%) потребляют желток. Различные виды мясных пюре дети получают с 6-8 месяцев (21,5%).

Читайте также:  Меню ребенка 7 месяцев на грудном кормлении

К году мясо введено в рацион почти всех детей (99%), сыр впервые включают в рацион питания детей от 7 до 13 месяцев (73,5%). Рыбные пюре, к сожалению, не пользуются популярностью у мам, их выборочно начинают давать детям с 6-9 месяцев. Коровье, козье молоко с 4-месячного возраста получали 26% детей, к 7 месяцам половина детей получают молоко. Кефир дети (23%) получают с 5 месяцев, к 7 месяцам 41% детей потребляют этот вид молочного продукта. Творог начинают вводить в рацион с 5 месяцев (12,5%), к 7 месяцам он включен в рацион половины детей, к 9 — 80%.

При этом заслуживают серьезного внимания выявленные факты раннего введения в питание младенцев коровьего молока и других неадаптированных молочных продуктов, которые содержат избыточное количество белка и кальция, что негативно сказывается на функции незрелых почек. Все это может привести к развитию железодефицитной анемии, нарушениям азотистого и водно-солевого обмена, кислотно-щелочного баланса у детей первого года жизни. Другим отклонением от принципов рационального прикорма следует признать необоснованно раннее введение в рацион широко распространенных в питании российского населения колбасных изделий (к 12 месяцам их получают почти треть детей — 27,3%). Специализированные детские молочные продукты промышленного выпуска (молоко, кефир, творог) получают не более половины детей, 30-60% детей получают молочные продукты массового потребления.

Что касается питания детей второго года жизни, то и в их рационе имеются отклонения. Ежедневно 20% детей не дополучают мясные и рыбные продукты. В группе детей, лишенных специальных детских каш, уровень железа и витамина В1 были ниже рекомендуемых. Установлена достоверная зависимость между уровнем образования матери и вкладом отдельных продуктов в суточную калорийность рациона ребенка. Так, дети 2-5 месяцев, матери которых имели высшее и неоконченное высшее образование, получали больше (в 1,5 раза) энергии с грудным молоком, дети 6-11 месяцев получали в 1,5-6,8 раза больше энергии из специализированных продуктов детского питания (каши, овощи, фрукты, мясные консервы). Напротив, матери, не имеющие высшего образования, кормили детей коровьим молоком, кефиром, неспециализированными кашами, блюдами из картофеля, хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями.

Важно вовремя понять, что здоровое развитие ребенка, прежде всего, зависит от того, сколько внимания этому вопросу уделяют его родители. Действительность неутешительна, каждый второй ребенок в России страдает от дефицита йода и кальция. Йод — жизненно важный микроэлемент, его дефицит, особенно в раннем возрасте, снижает общие познавательные способности и интеллект ребенка на 10-15%, что способствует умственной и физической отсталости детей. Наряду с йодом, кальций играет важную роль в здоровом развитии и росте ребенка. Его недостаток может нарушить формирование зубов и скелета, позже вызвать заболевания опорно-двигательного аппарата.

Напоследок хочется отметить, что пищевое поведение начинает формироваться чуть не в утробе матери. Надо обучать здоровому питанию с детства, и не просто обучать, а вдалбливать. Чтобы ребенок, придя из сада или школы домой, сказал любящим родителям: мне нельзя пирожное, конфету, печенье. К примеру, в Швеции, Норвегии конфету детям дают раз в неделю, по воскресеньям — этакий праздник. Таким образом, человек с детства не приучен к сладостям. У нас все наоборот. Вот детское питание, выпущенное суперсовременным заводом, по специально разработанной методике. Мама пробует кашу, не нравится. Добавляет сахар. На этикетке указано: сколько ложек смеси положить, сколько воды добавить. Мама считает, что лучше добавить молоко, да побольше. Вот и получается, что с детства ребенок приучается к жирной, калорийной пище, из-за пристрастия к которой он впоследствии может пострадать. Помните, все лучшее хорошо в меру!

Источник