Наиболее рациональным является в первый месяц кормления ребенка
Рациональное питание ребенка
Рациональное питание ребенка
Значение грудного вскармливания
Известно, что правильное питание является одним из определяющих факторов здоровья ребенка, обеспечивающих своевременное и нормальное формирование органов и тканей, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, устойчивость к инфекциям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Наиболее важную роль питание играет в обеспечении здоровья детей первого года жизни, так как этот период отличается быстрым ростом и развитием ребенка. Это требует поступления значительного количества питательных веществ. Вместе с тем функциональные возможности пищеварительного тракта малыша ограничены, что связано с его относительной морфологической и функциональной незрелостью. Любая погрешность в питании способна нанести вред здоровью ребенка. Поэтому лучшим питанием для малыша является грудное вскармливание.
Состав материнского молока строго соответствует физиологическим и метаболическим особенностям ребенка, функциональным возможностям его пищеварительного тракта и изменяется на протяжении лактации, обеспечивая меняющиеся потребности малыша.
С первого по пятый день после родов вырабатывается молозиво, ценное большим количеством белка. С шестого по пятнадцатый день — переходное молоко, а с шестнадцатого — зрелое.
В утренние часы молока поступает больше, чем в вечерние. Поэтому вечером можно сократить интервалы между кормлениями.
Состав молока в груди неоднороден. В начале кормления вырабатывается так называемое «переднее молоко». Жира в нем в 2-3 раза меньше, чем в молоке в конце кормления. Поэтому с первых дней старайтесь, чтобы ребенок высасывал из груди как можно больше «заднего молока».
К числу важнейших достоинств женского молока, делающих грудное вскармливание незаменимым, относятся:
• оптимальный сбалансированный состав необходимых ребенку питательных веществ и высокий уровень их усвоения;
• широкий спектр биологически активных веществ и защитных факторов;
• наличие факторов стимуляции роста бифидум-бактерий, формирующих нормальную микробную флору кишечника;
• низкая нагрузка на почки и желудочно-кишечный тракт;
• оптимальная температура;
• стерильность;
• дешевизна.
Молоко матери — не только источник пищевых веществ, но и большого количества биологически активных соединений, обеспечивающих регуляцию процесса роста и развития, высокий уровень иммунологической защиты от инфекционных заболеваний, снижение риска развития пищевой аллергии.
Работа мышечного аппарата ребенка при сосании материнской груди способствует формированию зубочелюстной системы, аппарата звуковоспроизведения.
В ходе исследований отечественные и зарубежные ученые установили благотворное влияние грудного вскармливания на темпы физического и психического развития, интеллектуальный потенциал, формирование поведенческих реакций, обучаемость детей.
До настоящего времени ученые не решили окончательно, но все же склоняются к версии о том, что материнское молоко благотворно влияет на мозг малыша. «Разумеется, никто не возьмет на себя смелость заявить: не будете кормить ребенка грудью — он вырастет глупее и слабее, чем мог бы, — утверждает доктор Лоуренс Гартнер из Американской академии педиатрии. — Однако получается именно так». В ответ слышатся возражения: нельзя сбрасывать со счетов такие факторы, как раса, возраст, социально-экономические условия и интеллект родителей. «У любящей, умной и заботливой мамы ребенок будет умней своих ровесников, вне зависимости от того, какую пищу он получает», — возражает доктор Марк Фелдман из Торонто. И все-таки так хочется верить, что материнское молоко — эликсир интеллекта.
При вскармливании грудью между матерью и младенцем возникает тесный психоэмоциональный контакт, являющийся продолжением связи, которая существовала в период внутриутробного развития ребенка. Грудное вскармливание создает для него атмосферу защищенности, благоприятно влияющую на его адаптационные возможности, формирование поведенческих реакций. Так закладывается основа будущих психоэмоциональных отношений между матерью и ребенком, база его будущей социализации.
Специалистам хорошо известны состояния, против которых естественное вскармливание вырабатывает пожизненный иммунитет: сахарный диабет, ожирение, ранний атеросклероз, гипертония, нарушение поведения и социальных отношений, снижение способности к обучению.
Виды и режимы вскармливания детей первого года жизни
В зависимости от доли женского молока в общем объеме питания при вскармливании детей первого года жизни выделяют три вида кормления: естественное, искусственное, смешанное.
Под естественным подразумевают такой вид вскармливания, когда ребенок в возрасте 4,5-5 месяцев питается только женским молоком или его доля составляет не менее 80 % в полном суточном объеме.
При смешанном вскармливании женское молоко в общем объеме питания составляет от 20 % до 80 % и дополняется молочными смесями.
При искусственном вскармливании доля женского молока в общем объеме питания составляет менее 20 % либо ребенок получает только молочные смеси.
В зависимости от принятого режима питания выделяют свободное и регламентированное вскармливание.
При свободном вскармливании (вскармливание по требованию) мать прикладывает ребенка к груди так часто и на то время, как он этого требует, включая ночные часы. Этот вариант питания чаще используется в первые месяцы жизни малыша. В этот период взаимной адаптации ребенок может прикладываться к груди 10 и более раз в сутки. Следует подчеркнуть, что свободное вскармливание не является синонимом бессистемного вскармливания. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с мнением, что прикладывать ребенка к груди надо при каждом его крике. Но крик является единственной реакцией малыша на любой дискомфорт (мокрые пеленки, метеоризм, голод и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы родители научились слушать своего ребенка, различать интонации его плача, выделять голодный крик.
Со временем (как правило, в течение 1-1,5 месяцев) формируется устойчивый ритм питания ребенка, устанавливается равновесие между его потребностями и количеством вырабатываемого молока.
Становление лактации приходится на первый месяц. Выработка молока — процесс, зависящий от ряда факторов. Для стимуляции лактации специалистами разработана масса рекомендаций. Приведем основные из них:
• продуманный рацион питания и образ жизни кормящей (полноценный отдых и сон, прогулки на свежем воздухе), положительный эмоциональный настрой;
• употребление настоев из различных трав и семян, специальных травяных чаев. Кормящая женщина сама выберет из предлагаемых средств наиболее эффективное для себя. Следует поддерживать собственный питьевой режим (до 2 литров в сутки), употреблять теплое питье за 20-30 минут до кормления;
• прикладывая ребенка попеременно к обеим грудям, заканчивать процесс кормления следует той грудью, с которой оно началось,
чтобы младенец высасывал «заднее молоко». Остатки молока нужно сцедить.
Установлено, что именно свободное вскармливание способствует более продолжительной лактации, преодолению лактационных кризов. При достижении равновесия между потребностями ребенка и количеством вырабатываемого молока отпадает необходимость в сцеживании.
Под регламентированным вскармливанием понимают такой режим питания, когда кормление осуществляется в установленные часы, а кратность и объем определяются врачом в соответствии с возрастом, массой тела и индивидуальными особенностями ребенка. При этом количество кормлений сокращается. На первом месяце жизни ребенка кормят 7 раз в сутки через 3 часа с перерывами на ночной сон; к одному году — 4-5 раз через 4-4,5 часа с перерывами на ночной сон.
В период лактации возрастает потребность женщины во всех питательных веществах, особенно в витаминах, минералах, микроэлементах. В первые 6 месяцев лактации суточная калорийность рациона кормящей женщины увеличивается на 500 и более ккал. После введения в рацион ребенка продуктов прикорма потребность в энергии и нутриентах (в основных питательных веществах) несколько снижается. Примерный суточный набор продуктов питания для кормящей женщины и нормы потребления пищевых веществ и энергии представлены в таблице 3.
Таблица 3
Примерный суточный набор продуктов питания для кормящих женщин
(Филин В. А., Верещагина Т. Г., 2003 г.)
Периоды грудного вскармливания
Различают четыре периода грудного вскармливания:
• подготовительный период — формирование мотивации грудного вскармливания; активная подготовка к лактации во время беременности;
• период взаимной адаптации матери и ребенка: а) начальный этап — от первого прикладывания до прилива молока (3-й-5-й день); б) переходный этап — формирование устойчивого ритма питания (с 3-го-5-го дня до 1-2 месяцев);
• основной период — устойчивая лактация (с 1-2 до 5-6 месяцев);
• период прикормов — от введения основного прикорма до конца первого года жизни.
Одним из наиболее ответственных периодов грудного вскармливания является период взаимной адаптации матери и ребенка, так как от его протекания зависит успешность дальнейшего вскармливания.
Во время кормления необходимо соблюдать следующие правила:
• тихая, спокойная обстановка;
• комфортная поза матери;
• ребенок должен быть сухим;
• голова и тело ребенка должны находиться в одной плоскости, живот — напротив живота матери; ребенок всем телом повернут к материнской груди;
• важно, чтобы мать хорошо видела лицо ребенка, а малыш — лицо матери («глаза в глаза»). Желательно, чтобы при кормлении был контакт «кожа к коже». Зрительный и тактильный контакты являются дополнительными стимулами лактации;
• для стимуляции рефлекса сосания рекомендуется прикоснуться грудью к верхней губе ребенка;
• правильный глубокий захват ребенком груди матери обеспечивается захватом соска и ареолы, при этом ареола практически не видна, язык ребенка опускается вниз, нижняя губа вывертывается наружу, подбородок прилегает к груди матери.
Эффективность сосания оценивается по выраженности глотательных движений и звуку, сопровождающему глотание. При правильном положении ребенка мать не испытывает боли в области сосков.
Во время кормления в комнате должно быть тихо, спокойно. Можно включить негромкую мелодичную музыку. Практика показывает, что удобнее кормить ребенка лежа. Дитя чувствует себя комфортно, приняв удобную позу, энергичнее сосет, если мама любовно склоняется к нему, ласково воркует, чуть поглаживает то головку, то щечку. Мама расслабилась лежа — легче поступает молоко. Она отдыхает рядом с младенцем и душой, и телом. Если же мать начинает с кем-то разговаривать, смотреть телевизор, читать книгу, наблюдается снижение лактации.
Закончив кормление, подержите кроху в вертикальном положении или на плече, легонько похлопывая по спинке, чтобы вышел поглощенный при сосании воздух. Не беспокойтесь, если малыш срыгнет.
Оценка правильности питания малыша
Показателями правильности питания грудного ребенка является его гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, спокойное поведение, активное бодрствование, нормальное состояние стула и мочевыделения.
Признаками недостаточности молока являются:
• беспокойство и крик ребенка во время или вскоре после кормления;
• отсутствие глотательных движений при активном сосании груди;
• мочеиспускание реже шести раз в сутки (моча концентрированная, с запахом);
• редкий, плотный стул;
• беспокойный, укороченный сон, «голодный» крик;
• снижение темпов нарастания массы тела ребенка;
• ощущение полного опорожнения молочных желез до прекращения кормления ребенка.
В специальной литературе описаны различные способы расчета объема питания детей первого года жизни. Наиболее простым является объемно-весовой метод.
В зависимости от возраста ребенка суточный объем питания (в мл) составляет:
• 10 дней-2 месяца-1/5 массы тела;
• 2-4 месяца — 1/6 массы тела;
• 4-6 месяцев — 1/7 массы тела;
• 6-9 месяцев — 1/8 массы тела.
Родителям важно помнить, что разовый объем питания не должен превышать физиологическую вместимость желудка ребенка:
• 1-2 недели — 60-90 мл;
• 4 недели-2 месяца — 110-140 мл (в дальнейшем ежемесячное увеличение на 25 мл);
• к 12 месяцам — 250 мл.
Суточный объем питания к концу первого года жизни составляет 1000-1100 мл.
Введение прикорма
Молочное питание оптимально обеспечивает потребности ребенка в питательных веществах первые 4-5 месяцев жизни. В дальнейшем возникает несоответствие между растущими потребностями малыша в пищевых ингредиентах и тем, что он получает при исключительно грудном вскармливании. Появляется необходимость в расширении рациона питания для обеспечения нормальных темпов роста и развития ребенка. С введением в рацион новых групп продуктов (фруктов, овощей, злаков, мяса и др.) ребенок начинает получать растительные белки, растительные и животные жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна. Кроме того, введение новых видов пищи обусловлено необходимостью развития и тренировки пищеварительной системы малыша.
Введение прикорма означает вступление ребенка в период переходного питания, когда пища животного и растительного происхождения постепенно вытесняет молочное питание. Это весьма ответственный период в жизни малыша. Своевременность и правильная организация введения прикорма чрезвычайно важны для предотвращения развития пищевой аллергии, функциональных нарушений органов пищеварения. Поэтому перед введением в рацион ребенка новых продуктов важно посоветоваться с врачом.
Показаниями к введению прикорма являются: достижение ребенком определенной степени биологической зрелости; наличие признаков неудовлетворенности малыша исключительно грудным вскармливанием. Выделяются следующие признаки готовности ребенка к введению прикорма:
• возраст более 5-6 месяцев;
• угасание рефлекса «выталкивания» (языком) при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи и его проглатывание;
• проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов;
• состоявшееся или текущее прорезывание зубов;
• зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции. Важно, чтобы ребенок эмоционально выражал свое отношение к процедуре кормления: тянулся к ложке с едой, когда голоден, или отказывался от дальнейшего кормления при насыщении.
Желательно, чтобы малыш ко времени введения прикорма умел сидеть с поддержкой.
Зрелость органов пищеварения проверяется на основании переносимости фруктовых соков и пюре, которые являются «тестирующим» и «обучающим» прикормом и вводятся раньше блюд основного прикорма.
Начинать давать сок ребенку рекомендуется на четвертом месяце жизни (см. табл. 4). Более раннее введение «обучающего» прикорма может привести к аллергическим реакциям и нарушениям со стороны пищеварительной системы. Первым соком, вводимым в рацион ребенка, является яблочный (антоновка, симиренко). После привыкания к нему вводят другие монокомпонентные соки и фруктовые пюре, а с 5 месяцев — поликомпонентные соки и фруктовые пюре. Максимальное суточное количество сока определяется по формуле: 10 мл х п, где п — число месяцев.
Основной прикорм назначается ребенку после его привыкания к обучающему прикорму. Основной прикорм — это энергоемкие блюда, постепенно заменяющие в питании ребенка одно, а затем несколько молочных кормлений. В качестве первого основного прикорма рекомендуется овощное пюре. Однако в ряде случаев (низкая масса тела, склонность к срыгиваниям и т. д.) целесообразно сначала ввести гречневую, рисовую кашу, а затем овощное пюре.
Таблица 4
Примерная схема введения новых продуктов и блюд прикорма и сроков при естественном вскармливании (Институт питания РАМН, 1997 г.)
В настоящее время в России имеется широкий ассортимент отечественных и зарубежных продуктов прикорма промышленного производства. Они имеют определенные преимущества перед блюдами, приготовленными в домашних условиях: экологическая безопасность исходного сырья, сбалансированный состав, обогащение специальными компонентами, удобство в использовании. Ввиду этого ведущие отечественные специалисты по питанию рекомендуют эти продукты для широкого использования в питании детей первого года жизни.
Родителям необходимо помнить и соблюдать основные правила введения прикорма:
• не следует начинать прикорм, если ребенку нездоровится;
• прикорм дается перед кормлением грудью (или молочной смесью);
• каждое новое блюдо вводится постепенно, в малых количествах и доводится до необходимого объема в течение двух недель;
• переход к новому прикорму возможен только после того, как ребенок привык к предыдущему;
• нельзя вводить два новых прикорма одновременно;
• с возрастом густота прикорма возрастает.
Основным критерием усвоения ребенком прикорма является нормальная прибавка массы тела, хороший аппетит, положительный эмоциональный настрой, нормальный стул.
Целесообразно ведение пищевого дневника ребенка, в котором отмечаются сроки введения новых блюд, их количество и реакция на них малыша. В случае появления пищевой аллергии подробные записи будут полезны родителям и врачу для выявления продукта, вызвавшего реакцию у ребенка.
Завершение грудного вскармливания обычно происходит в конце первого — начале второго года жизни ребенка. По мере введения прикорма и уменьшения числа прикладываний ребенка к груди наблюдается снижение лактации. Грудное кормление после 1,5-2 лет обеспечивает преимущественно психологическую связь между матерью и ребенком.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Областная детская консультативно-диагностическая поликлиника
Наиболее полноценным видом питания для ребенка первого года жизни является вскармливание материнским молоком. Кормление грудью — это и важный духовный контакт матери и ребенка, и полноценное биологическое воздействие на него.
Рациональное вскармливание детей оказывает существенное влияние на жизнедеятельность растущего организма, обеспечивает его устойчивости к различным факторам внешней среды, лежит в основе профилактики большинства болезней в любом возрастном периоде.
Грудное вскармливание — это единственный вид пищи, полностью приспособленный к ограниченным возможностям пищеварительных функций младенца, и важный фактор адаптации новорожденных к новым условиям внутриутробного существования .
Вскармливание младенца женским молоком рассматривается как «золотой стандарт» оптимального питания ребенка первого года жизни.
- Грудное молоко имеет оптимальный состав по количеству и качеству белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ, который необходим для обеспечения интенсивного роста ребенка при незрелой системе органов пищеварения.
- Грудное молоко обладает уникальными защитными свойствами от бактериальных и вирусных инфекций.
- Грудное молоко предупреждает возникновение аллергии, так как не оказывает сенсибилизирующего действия, способствует формированию иммунологической толерантности (устойчивости) к антигенам пищевых продуктов, употребляемых матерью.
- Обеспечение адекватного пищевого поведения.
- Обеспечение правильного анатомического формирования зубочелюстной системы, мозгового отдела черепа, а также аппарата звуковоспроизведения вследствие возникновения в ходе сосания ребенком груди матери усилий и напряжений, наиболее адекватно регулирующих эти процессы.
- Кожно-тактильные и эмоциональные контакты между матерью и ребенком исключительно важны для нормального физического и психического развития ребенка
По данным ВОЗ, взрослые, получавшие в детстве материнское молоко, реже заболевают сахарным диабетом, атеросклерозом, раком, болезни крови.
Если у матери грудного молока достаточно то кормление только материнским молоком должно осуществляться до 6 месяцев, а затем, при введении прикорма, кормление грудью может продолжаться до года и даже до двух лет, с постоянным уменьшением объема его потребления ребенком — это называется естественным вскармливанием.
Введение прикорма связано с тем, что с определенного времени для полного удовлетворения потребности ребенка в энергии, белках, железе и других пищевых веществах одного грудного молока становится недостаточно.
Если у матери грудного молока мало, то для полноценного роста и развития ребенка его дополняют детскими адаптированными молочными смесями (докорм). Это называется смешанным вскармливанием.
Важно знать, что матери не следует самостоятельно решать вопрос о докорме малыша адаптированными или частично адаптированными молочными смесями при подозрении на недостаточную лактацию.
Это должен решить педиатр на основе конкретных объективных данных (например, недостаточная прибавка массы тела ребенка за месяц и др.).
Если мать по каким-либо причинам совершенно не кормит младенца грудным молоком, то он вынужденно переводится на искусственное вскармливание, до 4 месяцев получая только адаптированные молочные смеси, а затем уже постепенно может получать адаптированные смеси и продукты прикорма.
К числу максимально адаптированных заменителей женского молока, рекомендуемых при смешанном вскармливании, относятся жидкая смесь «Агуша 1» (стерилизованная пресная и кисломолочная), сухие смеси «Нутрилак 1», «Нутрилон 1», «Бэби 1», «ХИПП 1», «НАН» и «НАН 1», «Малютка», а также молочные смеси, обогащенные нуклеотидами — «Симилак Формула плюс», «Фрисолак 1 Gold», и многие другие.
Следует помнить, что хотя адаптированные молочные смеси приближаются по составу к женскому молоку, они, тем не менее, не являются его полным аналогом.
Для вскармливания детей с 5-6 месяцев используются так называемые последующие смеси, которые частично адаптированы к женскому молоку, что во втором полугодии жизни ребенка является вполне оправданным.
К числу последующих смесей относятся жидкая смесь «Агуша 2» (пресная и кисломолочная) и сухие смеси «Нутрилон 2», «Хумана 2», «Хейнц» для детей старше 6 месяцев, «Фрисолак 2» «Gold», «НАН» с 6 до 12 мес и многие другие.
Есть определенные правила введение продуктов питания детям раннего возраста.
Одно из первых введение прикорма является — овощное пюре (с 4,5-5,5 мес.) или молочная каша, которые вводятся не ранее 5,5-6,5 мес. жизни ребенка. Вводить овощное пюре или молочную кашу, надо постепенно. Эти блюда являются более густыми и поэтому непривычными для ребенка. Они должны быть тщательно измельчены (протерты) и представлять собой полужидкую гомогенную массу. Нельзя вводить в рацион одновременно 2 или несколько новых блюд. К другому виду пищи следует переходить только тогда, когда ребенок полностью привыкнет к предыдущему.
Для приготовления овощного пюре можно использовать разнообразные овощи — картофель, морковь, цветную капусту, тыкву, кабачки, зеленый горошек, шпинат и др. Предпочтительнее их сочетания, причем картофель не должен составлять более половины общего объема блюда.
Сначала лучше давать пюре из кабачков, патиссонов, цветной капусты, брокколи, затем из моркови, картофеля, тыквы, позднее включать другие перечисленные овощи. Овощи для приготовления пюре следует разваривать с небольшим количеством воды на пару под крышкой, затем протирать с добавлением горячего молока или воды, растительного и сливочного масла (начиная с 1 г, доводя до 3 г, а затем до 6 г). Для прикорма также можно использовать готовые овощные пюре, выпускаемые промышленностью для детского питания.
Для приготовления каш рекомендуется использовать крупу или муку гречневую, рисовую, овсяную. При использовании каш на рисовой основе у малышей реже проявляются срыгивания и различные негативные явления со стороны желудочно-кишечного тракта. Для приготовления каш из круп, их сначала разваривают на воде, затем добавляют молоко, которое не должно подвергаться длительному кипячению. Масло следует добавлять в уже готовую кашу. При необходимости, каши можно готовить на овощном отваре.
В качестве прикорма можно использовать готовые сухие молочные и безмолочные каши, в том числе быстрого приготовления, быстро развариваемую муку (например, гречневую) промышленного производства для детского питания, обогащенные витаминами и железом.
В кашу можно добавлять желток куриного яйца или давать его ребенку отдельно. Для этого из сваренного вкрутую яйца вынимают желток, растирают с грудным молоком или адаптированной смесью и дают ребенку, начиная с 2-3граммов, доводя в последующем до четверти или половины желтка в день. Новое блюдо нужно начинать давать с 5-10г доводя за 10-15 дней до нужного количества(смотри схему введения прикорма).
Рекомендуют вводить фруктовые соки, начиная с капель, затем 0,5-1 чайную ложку, постепенно доводя до необходимого количества в соответствии с возрастом.
Через 2 недели после фруктового сока можно также постепенно вводить фруктовое пюре. Соки и фруктовые пюре важны для дополнения молочного питания витаминами С,каротином, флавоноидами, фолатами (витамин В9), минеральными веществами, сахарами, нежными пищевыми волокнами. При этом соки, пюре следует вводить в рацион ребенка не ранее 5-6мес месяцев жизни.
В качестве первого фруктового компонента рекомендуется натуральный яблочный сок из зеленых сортов яблок, затем сливовый, грушевый.
В питании детей первого года жизни рекомендуется широко использовать готовые соки и пюре, выпускаемые промышленностью специально для детского питания (отечественного и импортного производства). Различают фруктовые пюре гомогенизированные (для детей 3,5-5 месяцев) и протертые (для детей 6 месяцев и старше), а также с мякотью более богаты пищевыми волокнами, калием, железом, витаминами. Их рекомендуется применять для детей, начиная с 6-8 месячного возраста.
В качестве прикорма не рекомендуются соки цитрусовых, а также малиновый, клубничный, томатный, которые могут вызвать аллергические реакции у ребенка. Не следует использовать виноградный сок, который содержит много сахара и может вызвать брожение в кишечнике.
С 5-6 месяцев в питание детей можно включать творог, с 6-7 мес. — сухарики, желток куриного яйца, с 7,5-8 мес. — мясное пюре, кисломолочные продукты или молоко, с 8 мес. — небольшое количество хлеба, с 8-9 мес. — рыбу (если ребенок не находится в группе риска по аллергии).
С введением прикорма с 4,5-5,5 мес. в него следует включать растительное и сливочное масла, начиная с 1-3 г в день, к году доводя до 6 г обоих видов жировых продуктов.
Со временем при переходе на более плотную пищу у ребенка повышается потребность в питье — в среднем 100-120 мл в сутки, а в жаркие дни — больше. Питье следует давать в промежутках между кормлениями, например, отвар шиповника, отвар фруктов, слабый чай, в жару — зеленый.
В рацион детей 7,5-8 месячного возраста можно вводить жидкие кисломолочные продукты (лучше детский кефир) или молоко (лучше детское молоко) с сухариком или печеньем (галеты и т. п.). В это же кормление целесообразно давать творог или творожное изделие с фруктовыми или овощными наполнителями (лучше детский творожок «Агуша», «Тема») и фруктовое пюре.
Введение мясных продуктов в рацион детей первого года жизни
Следующим после овощного пюре и каши, с 6-7мес прикормом является мясное пюре, которое постепенно может быть дополнено мясным суфле, фрикадельками, сваренными на пару, затем паровыми котлетами.с 8мес вводят бульон формируя этим обед. Нежирное мясо может чередоваться с нежирной курицей, с 8-9 мес -1-2 раза в неделю.. В рационы детей первого года жизни рекомендуется включать следующие виды мясной продукции: нежирная говядина, свинина, баранина, телятина, субпродукты. Мясные и рыбные пюре хорошо сочетаются с овощным пюре. Цельное коровье молоко можно использовать в питании детей первого года жизни только для приготовления каш в объеме не более 200 мл в сутки! Коровье молоко противопоказано детям с лактазной недостаточностью. О введении коровьего молока в рацион ребёнка лучше заранее поговорить с педиатром.
Хорошо использовать мясные и рыбные, а также мясо-овощные и мясо-крупяные консервы промышленного производства специально для детского питания. Мясные консервы выпускают в гомогенизированном виде (для детей более раннего возраста) и в мелкоизмельченном виде (для детей более старшего возраста ).
Через месяц после введения в рацион ребенка мясного пюре, мясной прикорм может заменяться нежирной рыбой (треска, судак, хек) в виде фарша.
Рыба является очень полезным продуктом, так как содержит легко усваиваемый белок, богата фосфором, который совместно с кальцием участвует в построении костной ткани. Рыба также богата витаминами A, D, B6, B12, пантотеновой кислотой.
Следует учитывать, что рыба может вызвать аллергию, поэтому ее вводят с осторожностью и с разрешения педиатра.
Подытоживая вышесказанное, нам хотелось бы дать несколько общих советом по организации питания детей первого года жизни, следование которым будет способствовать сохранению и приумножению их здоровья:
-помните, что лучшей пищей для ребенка является грудное молоко. Кормление грудью можно продолжать до двухлетнего возраста ребенка, но особенно важно — до 6 месяцев;
-грудное молоко наилучшим образом удовлетворяет потребность младенца в энергии и пищевых веществах, формирует иммунитет ребенка, обеспечивает защиту от микробов и улучшает психологическую связь мамы и малыша;
— чтобы грудного молока для кормления ребенка было достаточно, следует увеличить потребление мамой жидкости за счет молока и кисломолочных напитков, соков (лучше яблочного, грушевого, сливового, вишневого), компота, зеленого чая, но не газированной воды и сладких прохладительных напитков;
— если ребенок не вскармливается грудью, то его питание все равно должно соответствовать возрастной физиологической потребности в пищевых веществах и энергии. Для этого надо использовать адаптированные молочные и кисломолочные смеси, а после 6 месяцев — частично адаптированные («последующие») смеси отечественного и импортного производства.
С 4 месяцев дети должны получать продукты прикорма, выпускаемые пищевой промышленностью (фруктовые соки, фруктовые пюре, молочные каши, мясные пюре, творог детский), желток, печенье, сухарики, детские кисломолочные продукты, хлеб в строгом соответствии с рекомендуемыми сроками их введения и объемами порций. Введение нового продукта или блюда начинается с 1-5 мл/г, постепенно увеличивается до нужного количества в течение двух недель. Нельзя вводить одновременно два или несколько новых продуктов или блюд.
В рацион ребенка не должны входить (как бы этого не хотелось маме и — особенно бабушкам и дедушкам) торты, пирожные и тем более, шоколадные конфеты. Если уж хотите побаловать крошку сладеньким — выбирайте пастилу, джем, варенье (лучше, если мармелад на фруктозе ) Обязательно соблюдайте правила введения новых продуктов, следите за свежестью пищи и чистотой посуды малыша (а также его и своих рук) во избежание кишечной инфекции.
И помните основные правила: питание малыша в возрасте от года до полутора лет — четырех — пятиразовое , то есть с перерывом между кормлениями около 4 часов.
Старайтесь соблюдать режим питания достаточно строго, чтобы у ребенка выработался условный рефлекс (то есть к определенному времени пищеварительная система будет готова к принятию и перевариванию пищи). Калорийность приемов пищи различна : самым калорийным должен быть обед, далее по убывающей — ужин, завтрак, полдник. Суточный объем питания (не считая жидкости) — 1000 — 1200 мл (подобные рекомендации сохраняются примерно до полутора лет).
Врач гастроэнтеролог Великодченко А.А.
Источник