Музыка во время кормления ребенка

Музыка для новорожденных: в чем польза и что включить в «меню» маленького меломана

В магазинах для новорожденных стало модным устраивать целую витрину со всевозможной музыкой для грудничков. Там можно купить «Классику для малышей» и другие диски. Действительно ли малыш в раннем возрасте способен воспринимать мелодии или хотя бы получать удовольствие от их прослушивания? Что включить в «меню» маленького музыкального гурмана? Какие произведения и композиторы больше всего подходят для младенческого возраста, а от каких лучше держаться подальше?

Слух ребенка в утробе

Уже давно научно доказано, что возможность слышать звуки у человека появляется еще в утробе матери. К 16-й неделе у малыша формируются органы слуха. В 20 недель он уже различает звуки. На 6-м месяце кроха слышит абсолютно все, что происходит внутри и снаружи его «домика»: сердцебиение мамы, голоса, телевизор, шум транспорта. Семимесячный малыш уже способен стать «меломаном». Ученые проводили исследования о воздействии произведений тех или иных композиторов на младенцев в утробе. Выяснилось, что мелодии Брамса и Бетховена оказывают возбуждающее действие. Музыка Шопена и Вивальди, наоборот, успокаивает малышей. Еще находясь в утробе, крохи проявляют свои музыкальные пристрастия: начинают ритмично двигаться при включении любимых произведений. Нужно сказать, что вкус у них достаточно утонченный. Подавляющее большинство предпочитает арии из опер, классические произведения, а также романсы и народные песни. А вот «попса» и рок-музыка малышам прямо противопоказаны. Низкочастотные колебания звука, однообразный ритм и особенно громкость могут напугать ребенка. Сильные вибрации и резкие звуки способны даже привести к патологиям в развитии плода. Поэтому с современной музыкой нужно быть осторожнее, слушать ее как можно реже и не включать на полную громкость.

Слух новорожденного

Появившись на свет, ребенок, кажется, слышит совсем плохо. Такой вывод легко сделать, наблюдая за сном новорожденного. В комнате, где спит кроха, родители разговаривают почти в полный голос, за стенкой работает телевизор – все это не мешает малышу, сладко посапывая, смотреть свои сны. На самом деле, в самые первые дни после рождения у младенца несколько снижен уровень слуха. К моменту выписки из роддома он уже великолепно слышит, просто не на все звуки реагирует, поскольку они пока непонятны для него. Итак, уже через несколько дней после появления на свет ребенок открыт для познания удивительного мира звуков.

О пользе музыки

Что такое музыка для современного человека? Лишь фон для утренних сборов на работу или дружеской посиделки? Развлечение или нечто большее? Конечно же, музыкальные звуки обладают особенной силой. И дело не только в художественной выразительности того или иного произведения. Слышали термин «музыкотерапия»? Это направление в медицине появилось не так давно, в середине прошлого столетия. Качественная, грамотно подобранная музыка, по мнению некоторых ученых, способна исцелять. Благодаря ей успешно поддаются лечению некоторые формы аутизма, а также беспокойство у новорожденных. Она благотворно влияет на человека, животных и даже растения. Поэтому нет ничего удивительно в том, что груднички тонко чувствуют музыку, с интересом слушают ее и получают от этого удовольствие.

Но дело не только в услаждении слуха младенца. Классическая музыка способствует более активной мозговой деятельности, благотворно влияет на развитие воображения и памяти.

Какую музыку включать малышу?

  • Во-первых, негромкую.
  • Во-вторых, неагрессивную.
  • В-третьих, ровную, без резких контрастов.
  • В-четвертых, лучше выбирать музыку в камерном исполнении, когда играют несколько музыкантов. Симфонический концерт может перегрузить психику ребенка, в такой музыке слишком много пластов для нормального, спокойного восприятия малыша.
  • В-пятых, исполнение и запись должны быть качественными. Следует держаться подальше от примитивных, кустарных записей, где звуки извлекаются из дешевого синтезатора. Формировать хороший вкус нужно с самого раннего возраста.

Музыкальное «меню» грудничка

В продаже часто можно увидеть диски с классической музыкой в специальной детской обработке. Как уверяют студии звукозаписи, такая музыка лучше всего подходит для деток раннего возраста. Но вовсе не обязательно гнаться за «специальными» дисками. Можно с младенчества приучать кроху к оригинальному звучанию произведений, главное, правильно подобрать композиции.

На чем остановить выбор? Адажио Альбинони, серенады Шуберта, «Лунная соната» Бетховена. Не обязательно ограничиваться классикой. Пусть музыки будет больше, хорошей и разной. Этнические мотивы заметно разнообразят «рацион» юного меломана. Песенки из старых добрых советских мультфильмов поднимают настроение маме и малышу. Современная эстрада тоже годится, но нужно внимательно подходить к выбору композиций и включать только приятные, легкие, спокойные мелодии.

Как включать музыку для крохи?

Если во время беременности мама не занималась «музыкальным образованием» будущего малыша, то после его появления на свет совсем не поздно восполнить этот пробел. Буквально с первых дней жизни можно включать крохе различные композиции. Возможно, сначала он не будет реагировать на них, потом заинтересуется, привыкнет и полюбит некоторые из произведений.

Спокойную классическую музыку лучше всего ставить малышу перед сном, чтобы настроить его на нужный лад. Можно включать CD во время кормления. Когда малыша начинают мучить колики и режущиеся зубки, звуки любимой музыки и мамина забота помогут ему отвлечься от неприятных ощущений и легче пережить эти невзгоды.

Пение – тоже хорошо

Не только музыка полезна для малыша, но и мамино пение. Не обязательно выдавливать из себя оперные арии, или русские романсы. Обычных песенок-потешек вполне достаточно. Ими можно сопровождать любое действие: пойте, когда собираетесь на прогулку или умываете малыша. Сборник русских народных потешек можно найти в любом книжном магазине. Не нужно бояться, что малыш, «увлекающийся» произведениями Баха и Вивальди, испытает культурный шок от маминого неидеального пения. Мамин голос сам по себе ласкает слух крохи лучше любой, даже самой гениально исполненной классики.

Источник

Какую музыку полезно слушать новорожденным

Музыка играет большую роль в воспитании и развитии новорожденных детей. Она помогает ребенку познавать мир эмоций, а у более взрослых детей развивает память, внимательность, усидчивость.

Читайте также:  Ребенок во время кормления стучит руками

Музыка вызывает у людей разные реакции. Одни мелодии помогают расслабиться, другие — наоборот, бодрят и дают заряд энергии. Большое влияние музыка оказывает и на новорожденных. Ученые даже доказали, что она положительно сказывается на настроении и на развитии крохи. Только взрослые могут слушать любые песни, а вот к подбору музыки для малыша нужно подойти более тщательно.

музыка для новорожденных

Научные исследования последних 30 лет показали, что музыка полезна для новорождённых. Она оказывает мягкое успокаивающее воздействие, создаёт приятный эмоциональный фон, развивает слух и способность улавливать малейшие нюансы звука, что впоследствии помогает при изучении языка, в том числе иностранного.

Можно ли включать музыку новорожденным

Ребенок начинает слышать звуки, еще находясь в мамином животе. С 16 недели он уже слышит стук сердца матери, голоса родителей. После рождения все звуки для малыша становятся более четкими, но в силу физиологических особенностей, его слух остается неполноценным, поскольку продолжают развиваться и формироваться органы, распознающие звуки. Для ускорения этих процессов полезно разговаривать с ребенком, читать ему детские стишки и потешки. Не менее важно ставить грудничку спокойную, мягкую музыку. С первых недель жизни она будет помогать крохе расслабляться, успокаиваться, избавляться от тревоги. Также спокойные мелодии стимулируют интеллектуальное развитие.

Какую музыку полезно слушать младенцам

в силу физиологических особенностей

Новорожденным подходит далеко не вся музыка, а только с определенным эмоциональным окрасом. Мелодии для грудничка должны быть спокойными, позитивными, умиротворяющими — этим критериям полностью соответствует инструментальная музыка, предпочтение должно отдаваться фортепиано и струнным инструментам, особенно скрипке. Музыка должна быть гармоничной, без значительных перепадов громкости, ритма и скорости; Средней длины – длительность одной композиции не должна превышать 5 минут.

Психологи понаблюдали за реакциями младенцев и сформировали список композиторов, музыка которых приносит пользу в разных ситуациях:

  • если у малыша тревога, снять ее помогут Шопен, Штраус, Рубинштейн;
  • чтобы ребенок успокоился, включите музыку Бетховена, Шуберта;
  • расслабиться и снизить напряжение помогут произведения Баха;
  • для хорошего настроения лучшая музыка — это композиции Моцарта и Хачатуряна;
  • если нужно повысить концентрацию внимания, выбирайте произведения Чайковского и Мендельсона.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

ребенок за пианино

Уже не один раз ученные утверждали, что именно классическая музыка лучше всего подходит маленьким деткам и более положительно на них влияет. Довольно часто родители выбирают для своих крох такие произведения, как: «Лунный свет» Дибюсси, «Аве Мария» Шуберта, «Ода радости» Бетховена, «Зима» Вивальди и так далее. Особое внимание стоит уделить музыке Моцарта. О том, что она особым образом влияет на ребенка и его интеллектуальное развитие начали говорить еще несколько столетий назад. Переходы во всех композициях Моцарта созвучны с биоритмами мозга, что при регулярном слушании способно повысить интеллектуальное развитие, внимание и творческие способности вашего ребенка. Большинство специалистов рекомендуют использовать музыку Моцарта именно для новорожденных детей. Наиболее популярными в данном плане композициями есть Опера Волшебная флейта – Ария Папагено, Симфония №4d, Анданте и так далее.

Важно, чтобы музыка нравилась самому малышу, вызывала у него радость и умиротворение. Хорошее «успокоительное» — звуки живой природы: пение птиц, шум морских волн, шум деревьев. Можно ставить новорожденным и песенки из мультиков, сказок, мюзиклов для малышей.

Читаем также: Белый шум: успокоительное для новорожденного

Развивающая музыка и песни для грудничков

Песни, которые поет мама, не только знакомят малыша с миром музыки, но и стимулируют его развитие. Крохе можно петь колыбельные перед сном, а еще песни-потешки при купании, переодевании, занятиях гимнастикой. Сами мамы часто даже не замечают, что начинают петь, занимаясь с малышом. Это одно из проявлений заботы о ребенке. Причем кроха всегда улыбается в ответ на песню мамы — и не важно, есть ли у нее музыкальный слух и вокальные данные.

Чтобы развеселить кроху, попробуйте поставить домашний мюзикл. Такое представление развеселит новорожденного и наполнит его жизнь яркими красками, весельем. Еще импровизированные музыкальные спектакли помогут привить грудничку музыкальный вкус и интерес к творчеству.

Устименко Т.В. Влияние музыки на развитие ребенка

Какую музыку включать нельзя

Несмотря на всю пользу музыки для воспитания и развития малыша, в ее использовании есть ряд противопоказаний.

Психологи и педиатры запрещают включать музыку, когда ребенок спит или отдыхает, единственное исключение – время засыпания и тихая, успокаивающая колыбельная.

Ни в коем случае нельзя надевать крохе наушники. Младенец воспринимает рассеянный звук, а направленный может спровоцировать акустическую травму. Источник звука должен находиться на расстоянии не менее 1,5 м от ребёнка, и, предпочтительнее, чуть выше его. Не используйте дополнительные эффекты.

Малышей младше 6 месяцев не стоит брать с собой в шумные места. Избирательное внимание у детей в этом возрасте еще не развито, поэтому все окружающие звуки для них сливаются в пугающую какофонию.

Новорожденным запрещено включать тяжелый рок, металл, рэп, гранж. Темп и сочетание музыкальных инструментов будут негативно влиять на состояние крохи, возможно даже будет угнетать его развитие.

Нельзя включать музыку очень громко. Рекомендуем с утра включать веселые мелодии, а вечером — спокойные. В день можно прослушивать не более 2-3 классических композиций, общей длительностью не более 10-15 минут, причём это время лучше всего разделить на два периода.

В целом только мамина песня не имеет противопоказаний. Практически от всей остальной музыки придется отказаться, если у ребенка:

  • предрасположенность к судорогам;
  • болезнь ребенка;
  • воспаление уха;
  • повышенное внутричерепное давление.

Музыка для новорожденных на разные случаи

Музыка для сна

Музыка для сна должна быть особенно лиричной. Она должна напоминать течение равнинной реки, быть размеренной и спокойной.

Список подходящих мелодий:

  • Ноктюрны Шопена;
  • Шуберт «Ave Maria»;
  • Бетховен «Лунная соната»;
  • Бах «Хорошо темперированный клавир»;
  • Струнные квартеты и сонаты для фортепиано Моцарта;
  • Классические колыбельные Глинки, Моцарта, Брамса и других композиторов.

Во время бодрствования

Израильские учёные уверены, что прослушивание классической музыки по время бодрствования малышей помогает им вырасти более сообразительными, повышает сопротивляемость организма стрессу и улучшает память.

Такая музыка может быть довольно живой и быстрой, повышать настроение одним своим ритмом.

Список подходящих мелодий:

  • Серенады Моцарта;
  • Токкаты Баха;
  • Бах «Прелюдия до-мажор»;
  • Вивальди «Времена года»;
  • Григ «Утреннее настроение»;
  • Шуберт «Фантазия фа-минор в четыре руки»;
  • Рахманинов «Итальянская полька»;
  • Фрагменты из балета «Щелкунчик» Чайковского, особенно «Танец Феи Драже»;
  • Чайковский «Детский альбом»;
  • Бетховен «Ода к радости»;
  • Глинка «Детская полька»;
  • Фрагменты сказочных произведений Римского-Корсакова: «Шехерезада», оперы «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка»;
  • Паганини «La campanella»;
  • Сен-Санс «Карнавал животных»;
  • Шуман «Детский альбом».

Музыка во время еды

Читайте также:  Когда ребенок просыпает ночные кормления

Согласно исследованиям французских учёных, прослушивание детьми классической музыки во время еды повышает аппетит и улучшает пищеварение, особенно у недоношенных малышей или детей, имеющих недобор веса.

[sc name=”rsa” ]

Отмечено, что многие дети подсознательно приспосабливают свой ритм глотания к ритму прослушиваемой музыки. Поэтому важно, чтобы такая музыка не была слишком резкой или торопливой.

Список подходящих мелодий:

  • «Andante» к различным симфониям Моцарта;
  • Оркестрированные сюиты Баха;
  • Вальсы Штрауса;
  • «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик»;
  • Пахельбель «Канон».

Музыкотерапия полезна для новорожденных, но важно подбирать композиции правильно и включать их только тогда, когда это уместно. При соблюдении рекомендаций специалистов музыка будет помогать ребенку полноценно развиваться и познавать этот удивительный мир, который его окружает.

Читаем также:

  • Влияние музыки на развитие ребенка
  • 10 фактов о пользе музыки и звуков природы для мам и малышей

Лучшая классическая успокаивающая музыка для малышей

Источник

Сборник потешек при кормлении ребенка. Обсуждение на LiveInternet

ММТ все записи автора

Магия потешки способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашкой, которую он не очень любит. Рассказывайте ему потешки ласково, с улыбкой, а между делом подносите ложку ко рту. Малыш будет хорошо кушать, и при этом будет развиваться его память и речь.

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала:
— На-ка, милый пастушок,
Там коровка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет —
Надо кашу варить,
Кашей Сашу кормить.

Ай, тата, тата, тата,
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Покормить сынка!

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

В лесочке, в лесочке избушка на кочке.
Блинами обита, оладьями покрыта,
Ограда кругом — пироги с творогом.
Сидит кошка у окошка, ежик Антошка
Пряники жует, песенки поет.

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.

Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.

Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки!

-Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

Вот это – хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша.
А это её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша
Нет, не каша
И не угадали:
Села Маша,
Съела кашу –
Всю,
Сколько дали!

Глубоко — не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

Горячая каша,
Холодная каша,
Томится в горшочке
Любимица наша.
Давно уж, давно
Подружились мы с нею,
Но выбрать не можем —
Какая вкуснее?
И с пылу и с жару
Прекрасна она,
И каша холодная
Тоже вкусна.
Не будем мы медлить
С вопросом таким
И кашу любую
Быстрее съедим.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
На зеленом на лугу,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели.
Ам!

Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов –
Не нашла и едоков.

Кастрюля-хитруля
Нам кашку сварила
Платочком накрыла.
И ждет, пождет,
Кто первым придет?

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.

Кашка из гречки,
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела,
Чтоб Мишенька ел,
Кашу хвалил,
На всех разделил!

Вот на печку пошел —
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.

Кто у нас любимый самый?
— Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
— Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку,
Сьешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку — за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник,
Шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Курочка — потатурочка,
Кукушка — рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
А остынут — поедим,
И воробышкам дадим.

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Даше — два,
Паше — два,
Ване — два,
Тане — два,
Саше — два,
Маше — два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «Кашкою»,
Другой: «Простоквашкою»,
Третий скажет: «Молочком,
И румяным пирожком».

Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить.

Макароны понарошку
Назывались «макарошки».
Макароны-макарошки
Раскатились по дорожке.
Собралась большая рать
Макарошки собирать:
Мышка, кошка, пес Тимошка,
Мушка Нюшка, жук Чернушка
И какая-то лягушка.
Да, но Мышке, да, но Кошке,
Да, но глупому Тимошке,
Мушке Нюшке и Чернушке
(Так же, как чужой Лягушке)
Макарошки не нужны,
Макарошки им смешны
И на вкус, и на слух,
И на ощупь, и на нюх!
Кошка любит только сало.
Мышка ест довольно мало.
Пес Тимошка любит суп,
Мушкин вкус довольно груб.
Утром, днем и к вечеру
Жук Чернушка ест кору.
-Ну, а чем, — спросила Мушка,
-Чем питается Лягушка?
А Лягушка ей в ответ:
— Приходите на обед!
— И ушла к себе в болото,
За собой закрыв ворота.

Мели, мели мельница,
Мели, мели, не ленися!
Намели нам крупки,
Гречневой мучки —
Ребятам на кашку,
На блины-оладья,
На сладкую ватрушку.
а моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна!

На столе витушки,
На столе витушки,
А в печи ватрушки.
Витушки, ватрушки
Нашему Андрюшке.

Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.

Читайте также:  Сколько должен съедать ребенок в 2 недели за одно кормление грудного молока

Ну и каша!
Так в рот и просится!
Нос и щеки
Наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.
И мизинчик
Попробовал малость.
Чуточку съели
Лобик с макушкою,
Остальное ушки
Докушали!

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Нашу деточку кормите.

Овощи мама в кастрюле варила.
Самое вкусное туда положила.
Мясо, яички, картошка, укроп
Очень хотят попасть к Насте в рот.
Давай-ка не станем их обижать
И все что в тарелке будем съедать.

Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.

— Откуда появилась ложка?
— Она появилась
из чайной ложечки,
которая ела овсяную кашу
и выросла в столовую ложку!
— А откуда же появилась вилка?
— А вилка появилась
из огромных вил,
которые не любили овсяной каши
и превратились
в маленькую вилку…

Пекла кошка колобок,
Подрумянился уж бок.
Лист из печки вынула —
На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо к мышке под порог.
Мышка Прасковья
Пищит из подполья:
— Катись, колобок,
На мышиный зубок!
Мышка — то рада,
А кошке досада.

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Пошёл котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.
ышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Разложили кашку
Каждому в чашку.
Маленькому Яшке
Не хватило кашки.
Дайте Яшке кашки
Из маминой чашки!

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!».
А коровки в лад ему
зарядили: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком
Нас напоишь молочком.

Ручки, спляшите разок —
Будет вам завтра пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок.
емечки — Сенечке,
Прянички — Танечке,
Орешки — Микешке,
Жамульки — Окульке,
Оладушки — бабушке,
Старичку — табачку.
А Ванюше дружку —
В рученьки по пирожку!

Серый еж-ежок
Испек пирожок,
Лисица-лиса
Калачей принесла,
Старик кабан
Налил меду жбан,
Идут Машеньку звать
На полянке пировать!

Скатаем детке валенки,
Полушубочек сошьем,
Детку к бабушке пошлем.
Будет бабушка встречать,
Детку кашкой угощать,
Даст ей тепленький блинок
И румяный пирожок,
Два яичка всмяточку
И баранью лапочку!
Умница Аленька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!

Сорока-ворона кашу варила
И Настеньку мою угостила.
Кушай, Настенька, кашку сладеньку.
Вырастешь большой,
Человечек мой родной!

Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.

Сорока, сорока,
Где была?
— Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному — ложечку,
Другому — ложечку,
А третьему — целую поварежечку!

Сорока, сорока!
Где была?
— Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала —
Гостей созывала.
Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — nепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.
тучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.

Супик жиденький,
Но питательный!
Будешь худенький,
Но пузатенький!

Тили-час, тили-час!
Подоспел обед у нас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко:
«Дайте ложечку и мне!»
Вот и кончился обед.

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

Тра-та-та, тра-та-то,
Пожалуйте, решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте
С гречневой кашей,
Пироги для Маши!

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Ребятки – за молоко.

Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Молоко вкусненько,
Ватрушки сладеньки!

Тушки-тутушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пшеничный пирожок
На опарушке мешон,
Высоконько взошел!
Тушки-тутушки,
На столе преснушки!
Тушки-тутушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пекла баба преснушки,
Всем по преснушке,
А две — Алечке!

У котенка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
— Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
нужно съесть её скорей!

Умница, Маришка,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Ой, вечерняя звезда!
Поскорей лети сюда
И за стол со мной садись,
Нашей кашей угостись.
Кашкой
Толокняной
Из чашки
Деревянной!
то — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!

Якова жена
Калачи пекла:
Калачи горячи,
За окошко мечи.
Прилетели грачи,
Похвалили калачи.

Источник