Можно ли приучить ребенка к рукам в 2 месяц
Содержание статьи
Доктор Комаровский о том, как ребенка отучить от рук
Есть дети, которые без укачивания уснуть не могут. Они будут реветь, рыдать, требовать, и, как правило, своего добьются. Родители, которые сначала приучили малыша так засыпать, а теперь уже и сами не рады, обращаются к педиатрам с вопросом, как отучить кроху от рук.
Не исключение и доктор Комаровский — известный детский врач и автор многочисленных книг и статей о здоровье малышей. К нему тоже поступают такие вопросы, и он старается дать максимально подробный ответ. Прочитайте его рекомендации о том, как быстро уложить ребенка спать.
О проблеме
Новорожденный в первое время после появления на свет находится «на одной волне» с мамой, разрезанная пуповина лишь разделила из физически, но психологическая зависимость друг от друга осталась. И в большей степени она выражена именно у ребенка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенку, который слабо ориентируется в том большом мире, в который он попал, очень важен тактильный контакт с мамой. На практике это выглядит так: младенец беспокоится — мама берет его на руки, малыш чувствует ее присутствие, слышит голос, узнает родной запах и успокаивается.
Этим и пользуются мамы, начиная с самых первых дней самостоятельной жизни своего чада. Он закряхтел в кроватке — мама уже бежит и берет на руки, младенец мучается коликами — мама тут как тут — на руки. Очень быстро карапуз соображает, что заполучить маму очень просто — нужно просто заорать или хотя бы сердито засопеть. Однако дети до 2 месяцев практически не умеют злоупотреблять доверием, и они действительно просятся на руки по причине того, что в этом остро нуждаются.
К 3 месяцам все меняется. Колики уже стихли или стали более редкими, и уже нет такой большой потребности бежать на каждый писк чада, но мама это делает по привычке, и малышу это начинает нравиться.
В этом возрасте уже можно говорить об избалованности, и чем дольше мама с папой будут тянуть с отучением от рук, тем сложнее потом будет этот процесс.
Качать или не качать
С одной стороны укачивание — вполне естественный физиологический и привычный новорожденному ритм движений: все 9 месяцев его в животе у мамы только и делало, что укачивало. Но нет совершенно никаких доказательств, что после рождения качание хоть в какой-то степени требуется ребенку. Природа не предусмотрела для этого ровным счетом ничего, ведь качаться сам ребенок не может.
Это означает, что все доводы для укачивания ребенка придумали мамы, чтобы оправдать свое желание как можно скорее усыпить чадо и заняться уже наконец-то своими делами.
Комаровский утверждает, что никакого особого вреда в укачивании нет — для ребенка. Пользы тоже нет.
Но вот для мамы и папы вред от качания — колоссальный. В первую очередь потому, что привыкший к качанию на руках перед сном ребенок будет требовать этого ежедневно, постоянно. И чем старше он будет становиться, тем настырнее и отчаяннее он будет требовать свое, и тогда жизнь семьи превратится в хаос.
Как отучать
Если так получилось, что ребенка к рукам уже приучили, все лекции родителям о том, как надо было вести себя с крохой с первых дней после его появления на свет, теряют свою актуальность. Таким мамам и папам требуется рецепт — что именно надо сделать, чтобы ребенок перестал требовать качания и ношения на руках.
В первую очередь, Евгений Комаровский рекомендует постараться успокоиться самим родителям, попить валерианки или пустырника, собраться с силами и принять бесповоротное решение — больше не качать!
Естественно, ребенок возмутится. И будет орать, причем безостановочно, горько и безутешно. Но это нужно перетерпеть. Обычно двух-трех суток вполне хватает, чтобы малыш понял, что крик — это не способ добиваться желаемого. Хотя процесс может и затянуться.
Можно постараться отвлекать ребенка. Если после того, как его накормили, переодели, положили в манеж или кроватку, и он начал требовать, чтобы мама снова взяла его на руки, дать интересную яркую игрушку, положить (поставить, подвесить) рядом что-то очень интересное, то есть шанс, что малыш на время забудет о том, что ему надо было любой ценой попасть на руки. Постепенно таких «пауз» будет больше.
Ребенка над приучить больше заниматься чем-то самостоятельно. Разумнее положить игрушки и выйти из комнаты, а не сидеть с ним рядом.
Чем быстрее кроха освоит самостоятельные занятия чем-либо, тем быстрее можно будет отучить его от рук. Если уход мамы сопровождается новым приступом ора, можно попробовать удаляться незначительно — заниматься своими делами, находясь в одной комнате, и покидать пределы помещения лишь на несколько минут. Важно постепенно делать отлучки более частными.
Главное — усвоить на этом этапе, что детский крик ничем плохим ребенку не грозит. Он больше опасен для родителей, у которых от него начинают дергаться веки и все падает из рук. А малыш не может орать до бесконечности — физиологические потребности во сне все равно возьмут верх, и малыш уснет. Нужно только сохранять спартанское спокойствие.
Советы доктора Комаровского
С самого рождения не стоит доводить демонстрацию родительского обожания до крайнего состояния — новорожденный, который не сходит с рук, и которого бережно передают друг другу, не забывая покачивать практически постоянно — это не нормально. Нормально, когда ребенка берут на руки, чтобы покормить, переодеть, успокоить, если что-то болит. Спать ребенок должен в своей кроватке, без качания и маминого присутствия.
Если вы решили отучать ребенка от рук, то важно помнить, что пути назад нет. Если мама сутки крика выдержит, а на вторые сдастся и снова возьмет малыша на руки и начнет качать, то процесс отучения в следующий раз будет значительно более сложным, трудным и затяжным. Если в семье объявлена борьба с ношением на руках, независимо от возраста ребенка (3-месячного или 6-месячного — не играет роли), она должна быть решительной.
О том, как отучить ребенка от рук, расскажет доктор Евгений Комаровский в следующем видео.
Источник
Как не приучить новорожденного ребенка к рукам?
Мамы часто берут новорожденных на руки, чтобы покормить, успокоить или переложить в кроватку. Но считается, что контактов такого рода должно быть меньше, поскольку если вы увлечетесь и станете постоянно носить новорожденного на руках, это обернется впоследствии для вас определенными неудобствами.
Какой вред от ношения ребенка на руках? Как вести себя, чтобы не сделать кроху «ручным»?
Почему он просится?
С помощью плача кроха общается с вами, показывая, что ему дискомфортно или больно. Первая реакция любой матери в ответ на капризы — взять малыша на руки, успокоить, а затем выяснить, что вызвало у крохи слезы. Со временем родители по тону плача начинают безошибочно определять его первопричину.
Пока вы еще не научились «общаться» с младенцем, вам придется каждый раз выяснять причину плача крохи и устранять ее, не прибегая к успокоению с помощью ношения на руках.
- Новорожденный чаще всего плачет от голода. Если кроха на ГВ, то начавшего рыдать сразу после пробуждения малыша следует сразу покормить. Искусственникам, если время приема пищи близко, также нужно предложить бутылочку со смесью.
- Плач младенца может быть вызван дискомфортом. Сытый ребенок будет капризничать, если он замерз, ему мокро, жарко или душно.
- Малыш может плакать из-за причин психологического характера: например, младенец перевозбудился или устал, и от этого не может уснуть. Дети капризничают из-за того, что им, наоборот, не хватает впечатлений и двигательной нагрузки в периоды бодрствования. Также грудничок может плакать потому, что ему одиноко и не хватает рядом мамы.
- Ребенок может рыдать, показывая вам, что ему плохо. У него могут резаться зубки или болеть голова с горлышком из-за простудного заболевания, также дети в первые 3-4 месяца часто страдают от колик.
Новорожденный довольно быстро осознает, что мама приходит и прижимает к себе в ответ на плач, и в дальнейшем начинает использовать этот действенный инструмент при малейшей возможности. Постепенно вы заметите, что дитя начинает рыдать без причин и мгновенно успокаивается, только вы взяли кроху на руки.
Почему приучать малыша к рукам — плохо?
Заметив, что младенец использует плач, чтобы оказаться у вас на руках, вы должны немедленно начинать отучать дитя от такой зарождающейся пагубной привычки.
- Ребенок будет манипулировать вами, используя плач, как средство привлечения вашего внимания;
- в первое время вам будет легко носить малыша на руках, но вскоре вес его окажется довольно ощутимым и опасным для вашего опорно-двигательного аппарата;
- малыши, которых постоянно переносят на себе мамы, становятся ленивыми: они не желают осваивать двигательные навыки, плохо развиваются физически и не умеют развлекать себя самостоятельно;
- поскольку ребенок практически весь период бодрствования находится на материнских руках, у него нет возможности и желания исследовать окружающий его мир и таким образом развиваться: трясти погремушками, ощупывать разнофактурные предметы, передвигать и бросать игрушки;
- если у мамы будет постоянно заняты руки, она просто физически не сможет заниматься хозяйством: стирать, гладить, убираться дома и готовить кушать; ей придется делать все это в те периоды, когда кроха спит.
Таким образом, подобная патологическая привязанность к матери может грозить крохе задержкой развития, а маме — хронической усталостью, проблемами со спиной и нервами из-за постоянных капризов младенца.
Другой взгляд
Психологи рекомендуют не лишать младенца телесной связи с матерью. А сторонники «ручного» воспитания считают, что ребенок должен находиться с матерью в тесном контакте, пока он сам не будет психологически готов, чтобы от нее «оторваться». Лишение этой важной для крохи связи грозит рядом проблем:
- Не ощущая присутствия матери рядом, младенец теряет ощущение безопасности;
- новорожденный остро нуждается в контакте с матерью, с которой его разлучил процесс родов, и не получая его в полной мере, испытывает сильнейший стресс;
- младенец без тепла материнского тела будет испытывать проблемы с терморегуляционной системой и страдать от кишечных колик.
Вы сами должны обдумать, какой путь вам выбрать: приучить кроху к рукам или же лишить его контакта с собой. Но можно обратиться к «золотой середине»: предоставляя малышу максимум своего тепла, ласки, при этом не применяя ношение на руках. Так младенец получит физиологически необходимый контакт с вами и будет гармонично развиваться.
Как не сделать кроху «ручным»?
Чтобы не приучить грудничка к рукам, но предоставить ему желаемый тесный контакт, важно вовремя заметить зарождение проблемной привычки и пересмотреть собственное поведение.
Разнообразьте способы тактильного контакта с младенцем
У новорожденных еще плохо функционируют слух и зрение, и практически единственным способом их связи с новым миром становится осязание. Даже подрастая, ребенок жаждет ощутить ваши прикосновения и ваше тепло, для него они — гарант безопасности.
Не стремитесь сразу хватать плачущего грудничка, чтобы его успокоить, попробуйте сначала погладить его, успокоить его ласковым тоном и посидеть рядом. В течение дня часто прикасайтесь к крохе, кладите малыша с собой на кровать, согревая своим теплом, или выкладывайте на себя.
Освободите себе руки
Если вы не хотите травмировать дитя и отторгать его, лишая контакта с собой, можете продолжать носить его, но уже не на руках, а в слинге. Этот удобный аксессуар разгрузит вашу спину и сделает вас свободней, а малыш при этом получит желаемое.
Наполните день малыша впечатлениями
Дети часто просятся на руки из-за того, что им скучно и одиноко. С высоты маминых объятий кроха видит мир с другого ракурса, и он намного интересней надоевшего мобиля над кроваткой. Чтобы не приучить дитя к своим рукам, вы должны организовать крохе насыщенный, но не утомительный досуг на период его бодрствования.
- Купите малышу мобиль со съемными игрушками, чтобы вы могли менять детали на новые, когда прежние крохе наскучат;
- на время бодрствования переместите малыша из кроватки в другое место — на свою кровать, на развивающий коврик или просто застеленный теплым одеялом пол и предлагайте ему разные игрушки;
- разработайте режим дня, насыщенный гимнастическими занятиями, чтением и массажем; такое времяпрепровождение не только достаточно развлечет младенца, но и обеспечит ему желаемый тесный контакт с вами;
- для эмоционального насыщения ребенку необходима определенная нагрузка на его зрительные и слуховые органы, поэтому показывайте младенцу картинки из книг, объекты разных цветов и форм, а также включайте фоном спокойную или ритмичную музыку.
Позвольте крохе видеть и слышать вас
Если малыш плачет и просится на ручки потому, что вы его одного оставляете в комнате, занимаясь хозяйством, позвольте дитя слышать и наблюдать, чем вы занимаетесь. Если размеры кухни позволяют — перекатите туда коляску и поставьте ее так, чтобы кроха вас видел. Малышей после полугода можно уже сажать в детский стульчик.
Ребенок будет видеть, чем вы занимаетесь и с интересом наблюдать за вашими действиями и передвижениями. Комментируйте все происходящее на кухне, называйте наименования продуктов, описывайте их свойства: чем больше вы будете общаться с грудничком, тем больше будет у него словарный запас.
Используйте разные способы для успокоения
Безусловно, взять малыша на руки — это самый простой и действенный метод для успокоения. Но вы должны найти иные методы, чтобы не сделать младенца «ручным» и не усложнить тем самым свою жизнь:
- поглаживайте грудничка;
- поговорите ласково с крохой;
- покачайте кроватку, если у нее есть полозья или маятниковый механизм;
- потрясите погремушками;
- покажите яркую или любимую игрушку;
- предложите крохе соску;
- попробуйте покривляться перед малышом или поиграть в «ку-ку».
Твердо настаивайте на своем
Если малыш уже был приучен к рукам, а теперь вы хотите исправить это, важно строго следовать выбранной линии поведения. Заметив, что кроха плачет именно потому, что хочет оказаться на ваших руках, применяйте разные способы, стараясь отвлечь дитя от этого желания. Не уступайте ребенку, даже если он долго плачет, объясняйте, что вы очень устали и больше не можете носить на руках такого взрослого и тяжелого малыша.
Если ваши уловки и уговоры не помогают, убедитесь, что малыш находится в безопасности, и просто выйдите из комнаты, пока кроха не успокоится. После вы должны обязательно поговорить с дитя ласковым тоном, поглаживая его спинку, тем самым показывая, что вы любите его.
Неудобная поза
Некоторым родителям удавалось отучить дитя от рук, используя неудобный для крохи захват, доставляющий ему дискомфорт. Когда вы берете малыша, вы располагаете его на себе так, чтобы и ему было удобно, и вам было сподручно его удерживать.
Если позу ребенка при удерживании на руках сделать неудобной для него, малыш довольно быстро охладеет к такому «способу перемещения» и перестанет проситься к вам.
Источник
Как создать привязанность и избежать гиперопеки
Благодаря психологу Людмиле Петрановской и ее книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» о таком явлении, как привязанность ребенка ко взрослому, узнало уже очень много родителей. Для тех, кто сейчас в самом начале родительского пути, будет полезно краткое объяснение привязанности и ее противоположности — гиперопеки — от семейного психолога Ларисы Сурковой, мамы пяти детей.
Как создать привязанность
Теория привязанности (авторства Боулби) была создана почти сразу после войны, и ее задача состояла в социальной реабилитации детей-сирот. Тогда, пожалуй, впервые психология и педагогика серьезно подошли к тому, что для нормального развития ребенка хотя бы один человек должен быть с ним в стабильно постоянном контакте (не обязательно мама). Тогда же был введен термин «четвертый триместр беременности», который подразумевает первые месяцы жизни малыша. О чем еще говорит нам теория привязанности?
- Малышу очень нужна мама, особенно в первые три месяца. Если он плачет — ласкайте его, берите на руки. Младенцу не надо «разрабатывать легкие», ему нужна близость и безопасность. Это базовые потребности человека, а новорожденному без них и не выжить. Вы не разбалуете его и не приучите к рукам: на следующем этапе развития он захочет ползать, потом — ходить, а после вы сами будете просить: «Посиди у меня на ручках!». Все дети разные: одни спят с рождения в кроватке, другим нужны руки (на это у них есть причины), и главное — дать им эти руки.
- Привязанность формируется постепенно. Обычно ее первые признаки мама начинает замечать в возрасте 6-8 месяцев ребенка. Эта психологическая особенность развития ребенка нормальна. Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ему чувство безопасности при освоении окружающего мира, в столкновении с новым и неизвестным.
Привязанность ярче всего проявляется у младенца в ситуациях, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но стоит только чем-либо напугать или взволновать малыша, как он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.
С помощью своего объекта привязанности ребенок оценивает опасность новой ситуации. Например, малыш приближается к незнакомой яркой игрушке, но останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога или ее голос будет испуганным — ребенок также проявит настороженность.
- Важный момент: в изобилии предоставляя ребенку общение с мамой, помните, что надо вводить в его жизнь и других людей, с которыми ему предстоит иметь дело. С 9-12 месяцев круг привязанностей уже так хорошо сформирован, что на вновь прибывших ребенок реагирует очень тяжело — как правило, резко отказываясь от общения.
- Когда ребенок начинает ходить, у окружающих возникает иллюзия, что он менее привязан к взрослым. Это не так. Очень важно поддерживать у ребенка ощущение безопасности, находясь рядом с ним, защищая его интересы. Не начинайте играть с ним в «ты уже большой, не ной, сделай сам». Нельзя избаловать человека безопасностью и заботой. Но в отсутствие всего этого взрастить в нем ощущение опасности, страха потери и одиночества — можно.
- Ближе к трем годам ребенок вступает в период «я сам, но вместе с мамой». Ему требуется больше свободы, но при этом остается необходимость иногда сделать «шаг назад» и ощутить, что опора (близкий человек) — в разумной досягаемости.
Мы забыли один важный нюанс: привязанность — это то, что возникает и у взрослых. И порой ребенку уже необходимо увеличить дистанцию, он показывает это всем своим поведением, но мама не может отпустить его от себя… Тут и начинается явление, которое называется гиперопекой.
Как избежать гиперопеки
Согласно словарному определению, гиперопека (или гиперпротекция) — это такой стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при котором ребенка чрезмерно опекают и контролируют. Ключевое слово — «чрезмерно». Несомненно, детям нужны забота и любовь, поддержка и контроль со стороны родителей. Однако точно так же им необходимо пространство для развития и постижения собственных возможностей. Проблемы начинаются тогда, когда родители игнорируют вторую половину условий роста.
Если ребенок хочет есть или спать, и мы помогаем ему решить эту потребность — это забота. Если мы пытаемся сами убедить его в том, что он хочет есть, спать, гулять, играть — это чрезмерно. Пока ребенок маленький, такая опека не выглядит страшной. Но время идет — и вот мы уже решаем, как ему общаться со сверстниками, кого выбирать в друзья, как он должен думать, что говорить, чувствовать, действовать…
В 1965 году британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт ввел в оборот термин «достаточно хорошая мать». Он утверждал, что обязанность матери — создать среду, в которой ребенок сможет выработать с течением времени истинное и аутентичное ощущение себя. Эта обязанность может быть выполнена достаточно хорошей, но не совершенной матерью, которая способна удовлетворять потребности ребенка большую часть времени. Из-за регулярных, но не чрезмерных перерывов в материнской заботе ребенок будет обращаться к собственным ресурсам и развивать способность самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Стараясь оградить ребенка от окружающего мира, мы прежде всего мешаем его развитию. Психологи давно сошлись во мнении: гармонично развиваться и формироваться личность может только через преодоление — не важно, преграда ли это на ковре при ползании или отстаивание своего мнения в споре.
Любой ребенок имеет право на самоопределение, самоощущение, даже если ему нет еще и года. Нам только кажется, что мы знаем все лучше него, поэтому отрываем его от собирания пирамидки и несем кормить или спать. Ничего, что он плачет, — мама лучше знает. Если в пять лет он занят игрой в Лего, а мы решили, что ему пора спать, он должен мгновенно подчиниться, ведь мама снова знает лучше, что ему надо!
Конечно, иногда дети вырываются из-под гиперопеки, и все заканчивается хорошо, как в любимом всеми психологами примере с самым известным гиперопекаемым ребенком в истории — Буддой Шакьямуни. Его родители, по легенде, решили во что бы то ни стало оградить свое чадо от любых страданий.
Принц Гаутама рос во дворце, окруженный заботой и беспрестанным весельем, не ведая ни горя, ни болезней — до тех пор, пока однажды не отважился выйти за пределы дома. Обнаружив, что жизнь простых людей полна страданий, он отправился скитаться по миру в поисках универсального средства, способного принести избавление от страдания всем живым существам. Поиски эти, как известно, увенчались успехом: Будда обрел просветление и стал великим учителем.
Однако в наши дни для простого смертного подобные воспитательные эксперименты заканчиваются совсем иначе. Вырастая, такие люди либо остаются большими детьми, зависимыми от мнения окружающих, мягкими и слабовольными, либо, полностью переняв родительскую модель, начинают так же воспитывать своих детей, при этом вычеркивая из своей жизни родителей как травмирующее воспоминание.
Как же не перейти тонкую грань между заботой и гиперопекой?
- Первое и самое главное — дайте ребенку время на самоопределение с самого раннего возраста. Если малыш лежит, гулит и смотрит по сторонам — позвольте ему это.
- Если ребенку не нравится прикорм — не заставляйте, дайте ему время привыкнуть.
- Если малыш увлеченно играет, а ему пора ложиться спать, то предупреждайте его о том, что игру пора завершать, заранее! После того как вы объяснили план действий, дайте ребенку время на осознание этого плана. Есть даже специальная формула: возраст ребенка надо умножить на 2 — именно столько минут потребуется малышу, чтобы сделать то, что вы просите (например, в 3 года — это 6 минут).
Что такое норма?
- Дайте ребенку принимать ответственность за свои поступки.
- Предоставьте малышу возможность самому решать, нужна ли ему ваша помощь, и просить о ней. Не сидите над ним, когда он хочет играть сам, а в дальнейшем разрешайте ребенку делать уроки самостоятельно. Приходите на помощь только по его зову.
- Не вмешивайтесь в отношения ребенка с ровесниками, пока он сам вас об этом не попросит.
- Дайте ребенку право выбора в одежде, еде, игрушках и книгах. Пусть сначала его наряды будут выглядеть смешно и нелепо — со временем он всему научится.
Живите ради себя, а не ради ребенка. Ему нужна счастливая и полноценная мать, удовлетворенная собой и своей жизнью. Дети не станут благодарить вас за то, что вы свою жизнь положили на их алтарь. Поэтому живите рядом с ребенком, а не вместо него!
Источник