Легкие у ребенка 3 месяц

Развитие ребенка в трехмесячном возрасте

Детский организм постоянно находится в состоянии изменений, как физических, так и психологических. Особенно быстро и заметно эти перемены проходят у грудничков, то есть малышей от первого месяца до первого года жизни. В этот период родители должны быть особенно внимательны к состоянию малыша и четко знать нормы анатомического и психомоторного развития, чтобы иметь возможность своевременно заметить какие-либо проблемы.

В данной статье мы поговорим о малышах в 3 месяца: что они должны уметь, какие рефлексы наоборот должны угаснуть, как правильно взаимодействовать с младенцем, какие проблемы со здоровьем могут возникать. Вы узнаете, нужно ли обращаться к остеопату, если ребенок полностью здоров, и с какими нарушениями развития данный врач поможет справиться.

Характерные особенности грудного возраста

Для возраста до года, но после периода новорожденности характерны свои особенности, которые также применимы для трехмесячных малышей:

— интенсивный темп роста;

— интенсивные функциональные и анатомические изменения всех органов и систем;

— близкий и частый контакт с матерью за счет грудного вскармливания;

— интенсивный обмен веществ для обеспечения высоких темпов роста, за счет чего увеличена потребность в энергии и, соответственно, потреблении питательных веществ (младенцу требуется в 3 раза больше энергии, чем среднестатистическому взрослому человеку);

— активное развитие и совершенствование работы нервной системы;

— постепенная утрата трансплацентарного (переданного от матери) иммунитета с достаточно медленным формированием собственной защиты (однако за счет отсутствия тесного контакта с другими детьми вероятность инфекционных болезней не повышается).

что умеет ребенок в 3 месяца

Скорость роста и темпы развития ребенка частично запрограммированы генетически. Однако роль факторов внешней среды исключать нельзя. Правильный уход за грудным малышом не только способствует снижению рисков формирования каких-либо проблем со здоровьем, но и сам по себе является важным фактором адекватного взросления ребенка.

Особенности организма трехмесячного ребенка

В 3 месяца у младенца происходят значительные изменения как на физическом, так и на психологическом уровне. Родители должны внимательно оценивать состояние ребенка, обеспечивать комплексный уход и своевременно отмечать какие-либо несоответствующие возрасту проблемы.

Физические нормы в 3 месяца

Для понимания правильности физических изменений у ребенка, нужно отслеживать следующие параметры: рост, вес, окружность головы и окружность груди. Для каждого малыша в три месяца эти показатели могут отличаться, но в среднем, согласно Всемирной организации здравоохранения, они должны соответствовать следующим нормам:

— рост: 57-62 см для девочек и 59-64 см для мальчиков;

— вес: 5,2-6,6 кг для девочек и 5,7-7,2 кг для мальчиков;

— окружность головы: 38-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков;

— окружность груди: 37-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков.

Для трехмесячных малышей нормально прибавление в весе на 700-800 грамм, в росте на три см в течение 4 недель. Окружности головы и груди увеличиваются на 1,5 см. Измерять антропометрические показатели нужно ежемесячно.

Небольшие отклонения от указанных параметров не обязательно означают наличие болезни, но при их обнаружении лучше посетить специалиста, чтобы удостовериться в нормальном и гармоничном росте ребенка. Как можно быстрее стоит проконсультироваться с врачом, если перечисленные показатели значительно отличаются от указанных норм.

Особенности развития нервной системы 3 месячного младенца

Нервная система особенно быстро развивается именно в первые 3 месяца жизни. К этому возрасту ребенок, при отсутствии каких-либо нарушений, умеет следующее:

— в положении лежа на животе поднимать и уверенно держать голову;

— пытаться перевернуться на живот;

— поворачивать голову в стороны;

— в положении лежа на животе опираться на руки и локти;

— четко фиксировать взгляд на окружающих предметах и людях;

— при удерживании в вертикальном положении хорошо опираться на ноги;

— мычать некоторые звуки, гулить с различными интонациями и звукосочетаниями;

— реагировать на звуки, поворачивать голову к их источнику;

— улыбаться.

Важное значение имеют безусловные рефлексы — автоматические движения, осуществляемые в ответ на действие определенных факторов внешней среды. У новорожденного ребенка рефлексов достаточно много, но почти все из них должны угасать к трем месяцам.

Чтобы оценить наличие или отсутствие определенных рефлексов у малыша, нужно знать их проявления и способы проверки. К 3 месяцам не должно быть следующих рефлексов:

— хоботковый рефлекс: ребенок вытягивает губы трубочкой при легком постукивании по ним;

— поисковый рефлекс: малыш тянется к источнику раздражения, если его пощекотать по щеке;

— рефлекс Бабкина: малыш открывает рот при захвате и надавливании на центральную часть ладони.

Сосательный рефлекс сохраняется, а также происходит активное развитие моторики. Дети пытаются схватить ручками подвешенные над кроваткой игрушки, ощупывают разные предметы.

Оценка мышечного тонуса малыша в три месяца

Для новорожденных характерно состояние физиологического гипертонуса сгибательных мышц, то есть руки и ноги малыша разгибаются тяжелее, чем сгибаются. К 3 месяцам тонус выравнивается. Проблемы с напряжением мышц в 3 месячном возрасте — достаточно распространенное явление, поэтому нужно знать критерии нормы.

Чтобы проверить мышечный тонус младенца в три месяца, нужно раздеть и положить его на живот на твердую поверхность. Критерии оценки:

— ребенок в 3 месяца несколько минут удерживает приподнятой голову и поворачивает ее из стороны в сторону;

— руки малыша опираются на предплечья;

— грудная клетка слегка приподнята над поверхностью, а живот и таз плотно прижаты к ней;

— бедра ребенка слегка разведены, а голени приподняты;

— при мысленном проведении линии от затылка до нижней ягодичной складки должна получаться прямая (при наличии нарушений эта линия скашивается в сторону);

— при сгибании и разгибании ног ягодичные и подколенные складки должны быть симметричными, при этом сами движения производятся свободно, а таз не отрывается от поверхности.

В положении малыша на спине голова должна лежать на центральной линии и без затруднений поворачиваться в разные стороны. Руки ребенок держит свободно, постоянно играется ими, тянет в рот. Правая и левая стороны туловища должны быть симметричны друг другу.

Особенности взаимодействия с малышом на третьем месяце жизни

Трехмесячный возраст — это своеобразный рубеж, начиная с которого младенец нуждается не только в правильной гигиене, своевременных кормлениях, прогулках, гимнастических мероприятиях. В этот период резко возрастает потребность в эмоциональном взаимодействии с окружающим миром.

Так как на третьем месяце формируются зрение и слух, активно развиваются положительные и отрицательные эмоции, родителям стоит больше уделять времени для общения. Разговаривайте с детьми, рассказывайте им стишки, напевайте песенки, включайте музыку. Улыбайтесь им и не забывайте про важность тактильного контакта.

Важное значение для развития нервной системы 3 месячных младенцев имеют игрушки. Они должны быть разнообразными по форме и разноцветными, а также желательно быть сделанными из разных материалов. Таким образом у малыша развиваются осязательные, зрительные ощущения. Игрушки могут издавать разные звуки, только не очень громкие и резкие, чтобы ребенок не испугался. Также игрушки должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок их не проглотил или не засунул в нос или уши.

Читайте также:  Ребенок 3 месяца визжит а не гулит

Сейчас есть множество специальных игрушек, мячиков и других приспособлений для развития моторики у трехмесячных малышей. Нужно понимать, что в этот период дети часто ломают попадающие им в руки предметы, но это абсолютно нормально. Любые действия руками в этом возрасте позволяют детям активнее улучшать двигательные навыки и познавать мир.

Нужно помнить, что в этом возрасте ребенок уже может случайно перевернуться с живота. Поэтому его нельзя оставлять на высоких поверхностях, с которых можно скатиться и упасть. Например, на краю дивана.

Проведение массажа и гимнастики

Дети более подвержены влиянию извне, чем взрослые. Они гораздо пластичнее и восприимчивее к массажу и гимнастическим упражнениям. Проведение подобных мероприятий необходимо не только в процессе лечения каких-либо отклонений от нормы, но и для достижения гармоничного и полноценного взросления малыша.

гимнастика для детей 3 месяцев

Детский массаж представляет собой комплекс мероприятий для профилактики и коррекции возможных нарушений опорно-двигательной и нервной систем. Он также оказывает общеукрепляющее действие на организм.

Положительные свойства массажа:

— способствует нормализации деятельности всех органов и систем;

— улучшение питания тканей и, соответственно, роста костей, мышц;

— улучшение состояния кожи, повышение ее упругости и эластичности;

— положительное воздействие на кору головного мозга: формирование положительных эмоций, становление двигательных навыков.

Массаж часто сочетают с гимнастическими упражнениями, причем делать комплекс рекомендуется не только при наличии патологий, но и всем здоровым детям. Данные мероприятия можно делать самостоятельно, но первый раз лучше сходить с малышом к специалисту. Он покажет, какие движения во время массажа будут полезными на третьем месяце и какие гимнастические упражнения стоит проводить. Наиболее важно, что врач научит родителей, как правильно делать массаж и гимнастику, чтобы не навредить малышу.

В некоторых случаях, если у младенца наблюдаются отклонения от нормы в развитии, массаж и гимнастические упражнения должен проводить исключительно медицинский сотрудник. Именно поэтому малыша предварительно стоит показать доктору.

Противопоказания к массажу

Любое оздоровительное и профилактическое мероприятие имеет ряд ограничений, при которых его проведение может не только не улучшить состояние, но и навредить человеку. Детский массаж и гимнастические упражнения не являются исключениями.

Их выполнение противопоказано при наличии у малыша следующих болезней:

— повышение температуры вне зависимости от причины;

— тяжелая форма гипотрофии;

— воспалительные процессы кожи и подкожно-жировой клетчатки, мышц, костей, лимфатических узлов;

— болезни, при которых развивается повышенная хрупкость костной ткани;

— острый период рахита;

— острые артриты вне зависимости от происхождения;

— туберкулез костей и/или суставов;

— врожденные пороки сердца с выраженным влиянием на общее состояние малыша;

— различные формы геморрагического диатеза;

— наличие грыж у ребенка, особенно с риском их ущемления.

Распространенные патологии в трехмесячном возрасте

У грудных младенцев большая часть заболеваний связаны либо с наследственными факторами, либо с врожденными аномалиями, либо с неправильным уходом и питанием. Чаще всего у малышей в 3 месячном возрасте отмечаются следующие проблемы:

— нарушение мышечного тонуса (чаще сохранение гипертонуса);

— задержка физического или нервно-психического развития;

— дистрофия (дефицит массы или переизбыток);

— анемия;

— различные виды диатезов;

— повышенная раздражительность и гипервозбудимость;

— сбой режима сна и бодрствования;

— затруднение при глотании;

— обильное срыгивание и/или рвота после еды;

— запрокинутая или развернутая в одну сторону голова;

— спазмы мышц, судорожные состояния.

Предотвратить перечисленные состояния гораздо проще, чем заниматься их лечением. Поэтому еще с периода новорожденности, даже если беременность проходила хорошо, а при родах не было никаких проблем и ребенок полностью здоров, лучше показывать малыша специалистам остеопатической клиники.

Детская остеопатия

Остеопатические мероприятия в раннем детском возрасте проводятся не только с целью лечения заболеваний, но и для профилактики их возникновения. Младенцы в 3 месячном возрасте хорошо поддаются остеопатическому влиянию, так как их организм еще не полностью сформирован. Поэтому посетить врача такого профиля не будет лишним, даже если здоровье малыша полностью соответствует норме.

развитие ребенка в 3 месяца

Основные преимущества обращения в остеопатическую клинику:

— Врачи остеопаты воспринимают организм малыша как единую систему и комплексно воздействуют на него.

— Остеопатия применяется без использования медицинских препаратов и хирургических вмешательств, поэтому может проводиться даже таким маленьким детям.

— Врачи клиники борются не с симптомами или даже механизмами формирования болезни, а выявляют точную ее причину. Это позволяет во многих случаях добиваться полного восстановления здоровья и исключить разнообразные осложнения.

— Детская остеопатия позволяет эффективно предотвратить появление каких-либо проблем со здоровьем малыша даже при наличии факторов риска. Оптимально будет показать младенца специалисту еще в период новорожденности, чтобы тот сразу оценил состояние организма, выявил или исключил всевозможные предрасполагающие факторы, дал рекомендации и при необходимости назначил процедуры.

— Остеопатия полностью безопасна для младенцев. Все детские специалисты являются полноценными врачами с высшим медицинским образованием, прошедшими дополнительное обучение в специализированной остеопатической школе.

Остеопатическое лечение не является панацеей от всех болезней. Детские остеопаты внимательно оценивают каждую ситуацию, определяя показания и противопоказания для использования специфических методик. Наиболее эффективным считается комплексный подход. Для достижения лучшего результата остеопатические методики могут комбинироваться с ЛФК, массажем, гимнастическими упражнениями и приемом препаратов при необходимости.

Остеопатический прием в клинике «Качество жизни»

Маленькие дети — особая группа пациентов, к которым нужен аккуратный подход, чтобы прием прошел удачно.

В клинике «Качество жизни» работают опытные детские специалисты остеопатического профиля, ЛФК и смежных направлений, которые обеспечивают комфорт не только родителям, но и самим маленьким пациентам. Все диагностические и лечебные манипуляции проводятся осторожно, максимально безболезненно. Чтобы оградить малыша от отрицательных эмоций, особенно при его повышенной возбудимости и плаксивости, специалисты соглашаются на следующее:

— вести прием не в белом халате, а в цветной одежде, которая отвлекает и не пугает малышей;

— не использовать укладывание младенца и отказаться от его полного раздевания;

— использовать отвлекающие факторы, в частности игрушки.

Врачи комплексно подходят к обследованию и лечению пациентов любого возраста. Специалисты проводят точную диагностику, направленную на выявление причины болезни или факторов риска ее возникновения. Только после полноценного обследования врач назначает комплекс лечебных или профилактических мероприятий.

Заключение

В трехмесячном возрасте отмечается ряд важных изменений. Младенцы продолжают стремительно расти и развиваться уже не только физически, но и эмоционально. Именно в этот период дети начинают улыбаться, могут сфокусировать взгляд на предметах, активно познают окружающий мир. Обеспечить полноценное взросление малышу могут родители с помощью правильного ухода и своевременного обращения к остеопату для профилактики и лечения возможных нарушений.

Источник

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории

г. Курск

Время на прочтение : 15 минут

Физическое развитие ребенка в три месяца — это еще более значительные прибавки роста и веса. А еще в этом возрасте малыш научится сообщать о своих желаниях, выражать эмоции с помощью улыбки или крика, активно реагировать на присутствие родителей. Обсуждаем трехмесячные показатели развития и несколько игр, которые полезны для формирования новых навыков, а также тактику родителей, если ребенок чего-то не умеет или делает что-то не так, как бы им хотелось, с врачом-педиатром Екатериной Борисовной Булавиной.

Читайте также:  Как варить манную кашу для ребенка 3 месяца

— Екатерина Борисовна, что умеет малыш в 3 месяца и есть ли особенности развития мальчиков и девочек в этом возрасте?

— В течение первого года жизни малыши стремительно меняются от месяца к месяцу. Но достоверные различия в развитии мальчиков и девочек в возрасте трех месяцев проследить достаточно сложно.

3 месяца: что должен уметь доношенный ребенок

Физическое развитие

  • Средние прибавки в весе -700-800 г, в росте — 3 см.
  • Мальчики: вес — 5,3-6,4 кг, рост — 58-61 см.
  • Девочки: вес — 5,2-5,9 кг, рост — 57,5-60,5 см.
  • Формируется подкожно-жировая клетчатка, тело округляется: появляются щечки, складочки на ручках, ножках.
  • Происходит активное развитие мышечной ткани.
  • Проходит физиологический гипертонус, движения становятся разнообразнее.

Двигательные навыки

  • Опираясь на предплечья, поднимает голову, хорошо держит ее в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивает на 180 градусов.
  • Поворачивается на бок, а некоторые дети — со спины на живот и обратно.
  • Учится управлять ручками. Хаотичные движения постепенно сменяются целенаправленными: малыш пытается дотянуться до игрушки, ударить по ней или ухватить, тянет руки в рот, сосет кулачки.

Психомоторное развитие

  • Проявляет интерес к окружающим предметам, следит за игрушками, поворачивает голову к источникам звука.
  • Учится понимать интонацию, подолгу гулит, издает разные звуки, к гласным добавляются согласные.
  • Громко плачет, если чем-то недоволен.
  • Изучает обстановку в комнате, любит путешествовать по дому на руках у родителей.
  • Оживленно реагирует на маму, когда она подходит, или на появление и голос близкого человека.

Формирование комплекса оживления, то есть внимательного и продолжительного взгляда на взрослого с улыбкой и усилением двигательной активности конечностями и головой, а также младенческими радостными возгласами, считается важным показателем здоровья и развития малыша.

— Если в три месяца не пропали безусловные рефлексы, означает ли это, что у малыша проблемы с центральной нервной системой?

— К третьему месяцу действительно должны угаснуть некоторые врожденные рефлексы. Врач обязательно обратит внимание на сохранность сосательного, поискового, хоботкового (губы малыша вытягиваются в трубочку при прикосновении) и ладонно-ротового рефлекса Бабкина (когда мама нажимает пальчиком в центр ладошки, малыш направляет к ней взгляд, поворачивает головку и открывает рот). Отсутствие тенденции к их угасанию в этом возрасте может сигнализировать о развитии неврологической патологии и требует консультации специалиста.

— Чем развитие недоношенного ребенка в три месяца отличается от развития обычного ребенка?

— Физическое и психомоторное развитие недоношенного ребенка в первую очередь зависит от степени недоношенности, с которой он родился, от веса при рождении и общего состояния. Незрелость нервной, дыхательной и пищеварительной систем не позволяет в первые месяцы набирать заветные граммы и сантиметры.

Физическое развитие недоношенного ребенка

  • Весовые прибавки за первый месяц — всего 180-300 г, за второй — 400-600 г, но к трем месяцам процессы стабилизируются и увеличение веса достигает уже 600-800 г.
  • В росте средние прибавки составляют 3-4 см за месяц.
  • К году или раньше малыш догоняет своих доношенных сверстников по физическим параметрам.

Психомоторное развитие недоношенного ребенка

  • Малыши, рожденные с весом до 1,5 кг, в три месяца только начинают фокусировать взгляд и реагировать на источник звука. Голову они научатся держать ближе к 5 месяцам.
  • Малыши с весом более 2 кг фокусируют взгляд раньше и учатся следить за предметом уже в 2-2,5 месяца, а голову держат в 4 месяца.
  • Малыши с легкой степенью недоношенности и весом при рождении более 2,5 кг способны фокусировать взгляд, следить за предметом и реагировать на звуки в месяц-полтора. В 3-3,5 месяца они учатся удерживать голову, а переворачиваться начнут в 4,5-5 месяцев.

Дети с легкой степенью недоношенности достаточно быстро догоняют своих сверстников, рожденных в срок. Глубоко недоношенные малыши вынуждены бороться за свою жизнь, и их отставание в развитии будет долгим.

— Правда ли, что в зависимости от того, какую потребность ребенок хочет удовлетворить, различают разные типы крика?

— Совершенно верно. Грудные дети с помощью крика или плача выражают негативные и позитивные эмоции или неприятные ощущения, причины которых могут быть самыми разными. Выделяют крик боли, удовольствия, гнева, голода. Здоровый, сытый, сухой и правильно одетый ребенок никогда не кричит долго.

  • В возрасте 10-12 недель появляется хныканье, которое является реакцией недовольства. Хныканье в отличие от крика прерывистое, меньше сопровождается двигательным возбуждением и менее интенсивно.
  • В возрасте 12-13 недель младенческий крик-плач трансформируется во вполне осознанную просьбу. По характеру крика мама может определить состояние своего малыша.

Примеры детского крика

Крик голодного ребенка

  • Громкий, настойчивый, может сопровождаться дрожанием нижней челюсти, поворотами головы, поисковыми движениями губ.
  • Ребенок успокаивается, как только его начинают кормить.

Крик от боли при кишечной колике

  • Периодический, приступообразный, усиливается после еды, чаще в вечернее время и при попытке надавить на живот.
  • Во время приступа ножки поджаты к животу, их выпрямление вызывает усиление плача.
  • Крик ослабевает, когда к животу прикладывают тепло, делают легкий массаж, и прекращается после отхождения газов или дефекации.
  • Между приступами ребенок чувствует себя хорошо.

Крик от общего дискомфорта

  • Монотонное нытье с тихим стоном, который могут вызвать слишком яркий свет или громкий общий звуковой фон, некомфортная температура воздуха.

Крик от усталости, желания спать

  • Длительный плач с беспокойством, мотанием головы из стороны в сторону, трением глаз.

Крик из-за плохого самочувствия

  • Тихий, слабый, тонкий, часто прерывистый плач наподобие стона — требует немедленного обращения к врачу.
  • Монотонный, прерываемый иногда отдельными криками плач — может говорить о неврологических нарушениях, связанных с повышением внутричерепного давления.

Младенческие крики настолько индивидуальны, что по их особенностям можно опознать ребенка так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев.

— Как родителям организовать режим сна и бодрствования, чтобы помочь малышу развиваться гармонично?

— К трехмесячному возрасту начинает формироваться определенный режим дня, когда кормление и сон происходят примерно в одно и то же время, увеличиваются периоды бодрствования.

Сон ребенка в три месяца

  • Общее количество — 16-17 часов в день.
  • Ночной сон — 9-10 часов.
  • Дневной сон — один-два полноценных сна по 1-2 часа.
  • Промежуточные сны — по 30-40 минут.

Однако стоит отметить, что этот режим непостоянен и будет меняться. Мама должна внимательно следить за состоянием малыша, его настроением. Своим поведением, жестами, плачем малыш подскажет, когда ему пора есть, а когда спать.

— Какие нутриенты необходимы малышу в этом возрасте?

— Основным питанием в три месяца будет грудное молоко или адаптированная молочная смесь. Для полноценного развития малыш должен получать достаточное количество белка как основного строительного элемента и такие важные микроэлементы, как кальций, железо, йод, магний, витамин D3, витамины группы B, жирорастворимые витамины A, E, K, незаменимые аминокислоты, лецитин, полиненасыщенные жирные кислоты в оптимальном соотношении.

Читайте также:  Заеды у ребенка 1 год 3 месяца

Грудное молоко

Содержит необходимые нутриенты в достаточном количестве при условии, что мама полноценно и разнообразно питается, не сидит на диете.

Детская смесь

Номер, качественный и количественный состав формулы должны соответствовать возрасту и физиологическим потребностям ребенка:

  • здоровые дети получают обычную смесь на козьем молоке или коровьем молоке;
  • дети с проблемами со здоровьем находятся на лечебной смеси по назначению врача.

— Какие отклонения от нормального развития считаются допустимыми?

— Родителям всегда следует обращать внимание на общее состояние ребенка, его эмоциональный фон, качество сна и аппетит.

Поводом для обращения к врачу будут следующие причины:

  • низкие массо-ростовые прибавки;
  • вялость, излишняя сонливость;
  • отсутствие реакции на появление взрослых;
  • частые крики, чрезмерная возбудимость, плохой сон;
  • нарушения мышечного тонуса, его повышение или, наоборот, снижение, когда ребенок вялый, пластичный;
  • асимметричность тонуса: повышен в руках и понижен в ногах или повышен с одной стороны;
  • ребенок не обращает внимания на игрушки, не следит за ними, не делает попытки дотянуться до них;
  • малыш неуверенно держит голову;
  • отсутствуют попытки перевернуться на бок даже с помощью родителей, нет гуления, реакции на звуки и мамин голос.

Не стоит беспокоиться, если малыш умеет переворачиваться на бочок, но ленится завершить маневр и перевернуться на живот или не может подолгу опираться на предплечья. Регулярная гимнастика позволит освоить эти навыки.

Как развивать малыша в три месяца с помощью игр и упражнений

Развивающие игрушки

  • Погремушка должна быть удобной и легкой, чтобы малыш мог ее удержать. Хорошую погремушку можно подвешивать к кровати, надевать на ручку, ножку в виде браслета или носочка: малыш с радостью будет ими шевелить, чтобы услышать необычный звук.
  • Ребенок способен следить за движущимися предметами, поэтому проявляет интерес к музыкальным мобилям, неваляшкам, развивающим коврикам или дугам с подвешенными игрушками.
  • Ребенок с удовольствием рассматривает свое изображение в зеркале — он может играть таким изделием из пластика.
  • Крупные контрастные картинки показывают для стимуляции зрительного анализатора.

Разнообразие материалов

  • Полезны гремящие, пищащие, шуршащие, вибрирующие игрушки из различных безопасных материалов. Используют сочетание тканей: деревянных, пластмассовых, силиконовых.
  • Можно дать ребенку потрогать обивку дивана, шторы, махровые, вафельные полотенца, обои разной фактуры, окружающие предметы, проговаривая их названия.

Игрушки время от времени следует менять. Необязательно покупать много игрушек, их можно изготовить самостоятельно или использовать подручные предметы. Желательно проговаривать все свои действия с малышом. Голос мамы успокаивает и создает ощущение безопасности.

Речевые навыки

  • Разговаривайте как можно чаще и дольше во время игр, прогулки, гигиенических процедур, массажа, гимнастики.
  • Желательно, чтобы малыш видел лицо говорящего: так он учится сопоставлять интонацию и мимику.
  • Показывайте на улице предметы, людей, животных, описывая, что это и для чего, какие свойства имеет.
  • Выучите различные рифмованные потешки, считалки, прибаутки, песенки: чем чаще ребенок слышит речь, тем разнообразнее повторяемые им звуки.

Координация движений

  • Подвешивайте игрушки на разном уровне, чтобы малыш пытался дотянуться до них.
  • В положении малыша лежа на животе разложите игрушки вокруг него на разном расстоянии, чтобы, цепляя их ножкой или рукой, он слышал звуки и стремился повторить действие. Постепенно отдаляйте игрушки, чтобы малыш старался их достать.
  • Играйте в «возьми — отдай»: игрушку вкладывают в детскую руку, а затем забирают, сопровождая словами «возьми» и «отдай».
  • Полезны упражнения на изменение положения тела в пространстве, занятия на фитболе.

Психомоторное развитие

  • Важны постоянное активное участие малыша во всем происходящем, общение с родителями и остальными членами семьи, а не только роль пассивного зрителя.
  • Делают простой комплекс упражнений и легкий массаж.
  • Для развития и укрепления ножек полезно положить в кроватку или манеж небольшой мяч, шаровидную погремушку.
  • Чтобы стимулировать опору на предплечья из положения лежа, необходимо как можно чаще выкладывать малыша на живот среди ярких игрушек. Ему захочется их рассмотреть, и он попытается приподняться на предплечьях или дотянуться до интересных предметов.

Чем занять грудничка во время бодрствования

  • В комнате, где собралась семья или мама занята домашними делами, можно положить ребенка в специальное кресло или качели в положении полулежа, чтобы он наблюдал за происходящим и общался, или просто расстелить теплое мягкое одеяло и разложить на нем игрушки.
  • Для более тесного контакта с матерью во время домашних дел пригодится слинг.
  • Занимайтесь массажем, гимнастикой, пойте песни, разговаривайте, гуляйте с малышом по квартире.
  • Проводите на улице не менее двух часов в теплую погоду и 40-60 минут зимой. При температуре воздуха ниже -10 градусов с трехмесячным малышом гулять дольше 30 минут не рекомендуется.

Трехмесячный ребенок еще не может долго бодрствовать и большую часть суток проводит во сне. Слишком активные занятия могут спровоцировать перевозбуждение. Если кроха необычно долго бодрствует и ему давно пора спать, то нужно мягко, но настойчиво попытаться успокоить его и уложить.

— Можно ли отдавать трехмесячного ребенка в специальные группы обучения иностранному языку, рисованию, танцам? Такие занятия принесут больше пользы или вреда?

— Три месяца — это слишком ранний возраст для подобных занятий. Малыш в силу своих физиологических особенностей просто не способен усвоить такую информацию. Для полноценного развития ребенка достаточно как можно чаще с ним общаться, напевать, читать детские стихи, показывать яркие картинки, гулять, заниматься физическими упражнениями в домашних условиях. Группы раннего развития не нужны.

— Какие советы и рекомендации дает ВОЗ по воспитанию и развитию детей в трехмесячном возрасте?

— Различий между рекомендациями ВОЗ и отечественной школы педиатрии нет. Тезисно можно сформулировать их следующим образом:

  1. Ребенку от 0 до 3 месяцев необходимо не менее 30 минут физической активности ежедневно, например, по десять минут утром, днем и вечером.
  2. Ребенок может находиться в автомобильном кресле, люльке, манеже, коляске, детском стульчике или в другом удерживающем устройстве не дольше 1 часа. В часы бодрствования положение тела нужно сменить, перейти к другому виду деятельности.
  3. Ребенок нуждается в полноценном отдыхе: нормы сна для него составляют от 14 до 17 часов в сутки, поэтому родители должны придерживаться режима и следить, чтобы ребенок спал положенное время.
  4. До года не рекомендуется знакомить ребенка с гаджетами, телевизорами, планшетами, телефонами.
  5. По-прежнему полезны массаж, солнечные и воздушные ванны, купания.
  6. Поощряются тесный контакт матери и ребенка, грудное вскармливание до двух-трех лет, использование слинга, совместный ночной сон.

Трехмесячный малыш продолжает активно расти и меняться. Для разностороннего развития ему необходимо постоянное общение со взрослыми, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и полноценный сон. Не забывайте, что все дети развиваются по-своему, поэтому не стоит мучить себя домыслами, если ребенок что-то не умеет в возрасте 3 месяцев. Для собственного спокойствия о здоровье ребенка всегда лучше побеседовать с врачом.

Врач-педиатр

Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник