Кормление ребенка с ложечки манипуляция
Кормление ребёнка из ложки и чашки
Кормление из чашки и ложки значительно безопаснее бутылочек
§ После кормления из них ребёнок не отказывается от груди
§ Их легко мыть, следовательно, вероятность размножения бактерий меньше, чем в бутылочке
Оснащение:
— чашка
— ложка
— детское питание
Алгоритм выполнения:
1. Вымыть и осушить руки.
2. Подготовить чистую ложку и чашку.
3. Приготовить детское питание.
4. Проверить температуру (капнуть детское питание на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава)
5. Подготовить ребёнка для кормления с приподнятым головным концом.
6. Кормить ребёнка из ложки с небольшими интервалами.
7. В ложку наливают несколько капель, после привыкания его количество увеличивают.
8. Ложку подносят ко рту в направлении сверху вниз и прикладывают к нижней губе. В тот момент, когда ребёнок начинает выполнять сосательные движения, её вводят в рот. Недопустимо слишком глубокое её введение: при касании нёба может возникнуть рвота. Ложка не должна попасть под язык. Извлекают ложку, прижав её к верхней губе.
9. При использовании чашки давать ребёнку пить маленькими глотками с интервалами. Её край нельзя заводить глубоко в рот. Дают пить медленно, терпеливо давая время для глотания. Между глотками ребёнок должен отдыхать.
10. После кормления промыть чашку и ложку в проточной воде, а затем в кипячёной воде.
Кормление через питательный зонд
Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса (недоношенные дети); дети в тяжёлом состоянии с перинатальным поражением ЦНС.
Общие сведения: В зависимости от возраста ребёнка используются питательные зонды с различным диаметром. Зонд вводится в желудок через рот или носовой ход. Наиболее физиологичным является его введение через рот. Кратность кормлений через зонд обычно составляет 7-8 раз в сутки. При пролонгированном зондовом кормлении с помощью шприцевого дозатора время введения не должно превышать 3 часа.
Цель: обеспечить новорожденного ребёнка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.
Оснащение:
— отмеренное количество молока на одно кормление, подогретое — до температуры 37-380 С;
— стерильный питательный зонд;
— стерильный шприц 20 мл;
— электроотсос или резиновая груша.
— фонендоскоп
— лейкопластырь
— лоток для оснащения
— салфетка
Обязательные условия : размер желудочного зонда зависит от массы тела ребёнка:
Недоношенному новорожденному ребёнку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.
Алгоритм выполнения
1. Объяснить маме/родственникам ход и цель процедуры
2. Подготовить необходимое оснащение
3. Надеть колпак, маску. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
4. Уложить ребёнка на бок (голову повернуть на бок) с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика.
5. Измерить глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка (от мочки уха до переносицы и до мечевидного отростка — при введении через нос). Сделать метку.
6. Присоединить к зонду шприц и проверить его на проходимость, пропустив через него воздух с помощью поршня.
7. Смочить вводимый конец зонда в молоке (смеси)
8. Ввести зонд в ротовую полость и провести его в желудок по спинке языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза).
9. Проконтролировать нахождение зонда в желудке. Для этого присоединить шприц к зонду, и попытаться отсосать содержимое. Если при этом будет получено содержимое желудка, значит, зонд введён правильно (ввести 2,0 воздуха из шприца в желудок и проконтролировать фонендоскопом на уровне мечевидного отростка).
10. При отсутствии патологических примесей содержимое желудка возвращают обратно для сохранения электролитов и ферментов.
11. Закрепить зонд лейкопластырем
12. Подсоединить шприц без поршня к зонду, опустить его ниже уровня желудка и наклонить (профилактика аэрофагии).
13. Молоко влить по стенке шприца и плавно приподнять шприц, чтобы молоко медленно поступало в желудок. Если молоко не продвигается — немного переместить зонд назад или вперёд. Питание поступает под силой тяжести в течение 8-10 минут.
14. При достижении молоком устья шприца, шприц отсоединить, закрыть заглушку зонда.
15. Удалить катетер быстрыми движениями через 3-5 минуты, пережав просвет катетера возле рта (2-3 см) (предупреждение срыгивания)
16. Придать ребёнку (если позволяет состояние) вертикальное положение, затем уложить его на бок с возвышенным головным концом, создать охранительный режим.
17. Снять перчатки, вымыть и осушить руки
Гигиеническая ванна
Цель:
§ соблюдение гигиены тела;
§ формирование навыков чистоплотности;
§ закаливание ребёнка.
Оснащение:
§ ванночка для купания;
§ пелёнка для ванны;
§ кувшин для воды;
§ водный термометр;
§ махровая или фланелевая рукавичка;
§ детское мыло
§ флакон с 5% раствором перманганата калия;
§ большое махровое полотенце;
§ чистый набор для пеленания, расположенный на пеленальном столике;
§ стерильное вазелиновое масло или детская присыпка;
§ дезинфицирующий раствор, ветошь;
§ мешок для грязного белья.
Обязательные условия:
§ гигиенические ванны проводятся ежедневно до 6 месяцев и с 6 — до 12 месяцев через день.
§ гигиеническая ванна до заживления пупочной ранки проводится кипячёной водой;
§ не купать сразу после кормления;
§ при купании обеспечить в комнате температуру 22-24ОС (для недоношенных 24-260С);
§ определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путём погружения локтя в воду)
Алгоритм выполнения:
1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры.
2. Поставить ванночку в устойчивое положение.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором (вымыть ванночку щёткой, ополоснуть кипятком).
5. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить чистый набор для пеленания.
6. Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить на боковые стенки ванночки).
7. Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на 1/2
или 1/3 t = 36-37ОС (для недоношенных 38-390С)
Примечание: при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды или отвары противовоспалительных трав.
8. Набрать воду в кувшин для ополаскивания ребёнка. За время купания вода в кувшине остывает на 1-2ОС и обеспечивает закаливающий эффект.
9. Раздеть ребёнка (при необходимости подмыть под проточной водой).
10. Сбросить одежду в мешок для грязного белья.
11. Новорождённого ребёнка обернуть в тонкую пелёнку (предупреждение попадания воды в слуховые ходы ребёнка, глаза). Взять ребёнка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, другой — ягодицы и бёдра.
12. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем — верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой.
13. Освободить свою одну руку, продолжая другой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка над водой.
14. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить её детским мылом) и помыть ребёнка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) — шея — туловище — конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и ягодичную область.
15. Снять «рукавичку». Приподнять ребёнка над водой. Перевернуть ребёнка лицом вниз. Ополоснуть малыша водой из кувшина. Примечание: желательно иметь помощника.
16. Накинув полотенце, положить ребёнка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промокательными движениями.
17. Обработать пупочную ранку, естественные складки кожи.
18. Одеть ребёнка и уложить в кроватку.
19. Пелёнку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить)
Слить воду из ванночки и сполоснуть её. Обработать внутреннюю
поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола
дезинфицирующим раствором.
20. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Источник
Кормление ребенка грудного возраста из чашки, ложки, бутылочки.
Кормление ребенка грудного возраста из чашки.
Показания: обеспечить полноценное питание; удовлетворить потребности в пище
Противопоказания:отсутствие сосательного и глотательного рефлексов.
Оснащение:
— хлопчатобумажные(одноразовые) салфетки
— стакан с водой
— чашечка с питанием (сцеженное грудное молоко или молочная смесь)
— перчатки нестерильные
— емкости с дезинфицирующим средством — емкость для отходов класса Б
— медицинская документация.
Алгоритм выполнения процедуры
1.Подготовка процедуры. | Обоснование и ссылки/зачем и почему так делаем |
1.1. Объяснить маме цель и ход предстоящей процедуры, получить добровольное информированное согласие. 1.2. Подготовить необходимое оснащение 1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 1.4. Надеть перчатки 1.5. Проверить температуру вводимого питания. 1.6. Согласовать объём питания с врачом. 1.7. Ребёнка предварительно подмыть, перепеленать в сухое, чистое бельё. 1.8. Ребёнка аккуратно взять, расположить на левой руке в полугоризонтальном положении. 1.9. Удобно сесть. 1.10. Прикрыть шею и грудь ребёнка салфеткой. | Обеспечение права пациента, родителей на информацию. Обеспечение инфекционной безопасности |
2.Последовательность выполнения процедуры. | |
2.1. Правой рукой взять со столика чашечку с молоком и поднести ко рту. 2.2. Коснутся нижней губы (ребёнок открывает рефлекторно рот), затем прикоснуться к языку, ребенок начнет пить молоко. 2.3. Пронаблюдать, как ребёнок осуществит проглатывание данной дозы питания. 2.4. Таким образом, скормить весь рассчитанный разовый | Обеспечение эффективности и проведения манипуляции Для постоянного или дробного питания |
объём питания. | |
3.Окончание процедуры | |
3.1. Подержать ребёнка в вертикальном положение 2-3 минуты. 3.2. Промокательными движениями одноразовой салфеткой, смоченной в кипячёной воде, протереть вокруг рта ребёнка. 3.3. Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребёнка. 3.4. Ребенка уложить в кроватку на правый бок или повернуть голову на бок. 3.5. Погрузить использованные предметы в контейнер с дезинфицирующим средством 3.6. Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфицирующим средством или в емкость для отходов класса Б. 3.7. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 3.8. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения услуги в медицинскую документацию. | Профилактика аэрофагии и аспирации Обеспечение комфортного состояния. Обеспечение инфекционной безопасности Обеспечение преемственности в работе |
Кормление ребенка грудного возраста из ложки.
Показания: обеспечить полноценное питание (введение прикорма, докорма); удовлетворить потребности в пище
Противопоказания: отсутствие глотательного рефлекса Оснащение:
— ложка чайная
— готовое блюдо прикорма, докорма
— разовые салфетки
— перчатки нестерильные
— емкости с дезинфицирующим средством
— медицинская документация.
Алгоритм выполнения процедуры
1.Подготовка процедуры | Обоснование и ссылки/зачем и почему так делаем |
1.1. Объяснить маме цель и ход предстоящей процедуры, получить добровольное информированное согласие. 1.2. Подготовить необходимое оснащение 1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 1.4. Надеть перчатки. 1.5. Приготовить питание для ребенка в необходимом количестве. 1.6. Согласовать объём питания с врачом. 1.7. Подготовить ребенка к кормлению. 1.7. Придать ребенку удобную позу для кормления. Ребёнка аккуратно взять, расположить на левой руке в возвышенном положении или усадить. Прикрыть грудь ребенка салфеткой. 1.8. Удобно сесть. | Обеспечение права пациента, родителей на информацию. Обеспечение инфекционной безопасности. Профилактика недокорма или перекорма. Предупреждение загрязнения одежды. |
2.Последовательность выполнения процедуры | |
2.1. В ложку наливать малыми порциями молочную смесь или прикорм (от 1/4 до 1/2 чайной ложки) ,поднести ко рту ребенка в направлении сверху вниз и приложить к нижней губе и ввести в рот. Следующую порцию дать ребенку только после того, когда он проглотит предыдущую. 2.2. Извлечь ложку, прижав ее к верхней губе. 2.3. Проводить кормление пока не закончится питание. | Обеспечение эффективности и проведения манипуляции. |
3.Окончание процедуры | |
3.1. Осмотреть полость рта, убедиться, что питания во рту не осталось. Салфеткой протереть лицо ребенка вокруг губ. 3.2. Придать ребенку вертикальное положение. 3.3. Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка. 3.4. Уложить ребенка в кроватку на бок (или повернуть голову на правый бок). 3.5. Поместить использованную ложку в емкость с дезинфицирующим раствором. 3.6. Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции. 3.7. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 3.8. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения услуги в медицинскую документацию. | Профилактика аэрофагии и аспирации Обеспечение комфортного состояния. Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение преемственности в работе. |
Вероятные осложнения/при выполнении процедуры или после ее завершения /при необходимости/ 1.Рвота (при глубоком введении ложки в рот и касании нёба). 2.Аспирация. | |
Особая информация/охрана труда, проф. вредности и др./ /при необходимости/ |
Кормление ребенка грудного возраста из бутылочки.
Показания: обеспечить полноценное питание; удовлетворить потребности в пище Противопоказания:отсутствие сосательного и глотательного рефлексов
Оснащение:
— мерная бутылочка
— стерильная соска с отверстием
— необходимое количество молочной смеси (или другой пищи) температурой 36-40 °С — разовые салфетки
— перчатки нестерильные
— емкости с дезинфицирующим средством
— медицинская документация.
Источник
кормление
Раздел 3. Технологии оказания медицинских услуг
при кормлении пациента
КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА ЛОЖКОЙ
ЦЕЛЬ: удовлетворение потребности пациента в пище.
ПОКАЗАНИЯ: невозможность самостоятельно принимать пищу.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: невозможность осуществлять жевательные и глотательные движения (заболевания полости рта, пищевода).
ОСНАЩЕНИЕ: приготовленное блюдо; ложка; стакан с кипячёной водой и лоток; салфетка; соломинка;
1. Представиться пациенту. Предупредить пациента за 15 минут о том, что предстоит приём пищи, и получить его согласие.
2. Проветрить помещение, освободить место на тумбочке или придвинуть прикроватный столик. Протереть поверхность столика (тумбочки) ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.
3. Придать пациенту высокое положение Фаулера. Помочь пациенту вымыть руки и прикрыть его грудь салфеткой.
4. Вымыть и осушить руки (лучше, если пациент будет видеть это).
5. Принести пищу и жидкость, предназначенные для еды и питья (согласно диете): горячие блюда должны быть соответствующей температуры 60 о С, холодные — 20 о С.
5. Спросить пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу. Проверить температуру горячей пищи, капнув несколько капель себе на тыльную поверхность кисти.
6. Предложить выпить (лучше через соломинку) несколько глотков жидкости, что уменьшает сухость во рту, облегчается пережевывание твёрдой пищи.
8. Кормить медленно: называть каждое блюдо, предлагаемое пациенту;
— наполнить ложку на 2/3 твёрдой (мягкой) пищей; коснуться ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот, прикоснуться ложкой к языку и извлечь пустую ложку;
— дать время пациенту прожевать и проглотить пищу; предлагать питьё после нескольких ложек твёрдой (мягкой) пищи.
9. Предложить пациенту после еды прополоскать полость рта водой.
10. Убрать после еды посуду и остатки пищи. Протереть столик (тумбочку) ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, двукратно с интервалом 15 минут.
3. Вымыть и осушить руки.
КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ПОМОЩЬЮ ПОИЛЬНИКА
ЦЕЛЬ: удовлетворение потребности пациента в пище.
ПОКАЗАНИЯ: невозможность самостоятельно принимать пищу.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: невозможность осуществлять глотательные движения (заболевания полости рта, пищевода).
ОСНАЩЕНИЕ: поильник; приготовленное блюдо; салфетка;
стакан с кипячёной водой, лоток;
1. Протереть прикроватный столик ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.
2.Предупредить пациента за 15 мин. о том, что предстоит приём пищи, получить его согласие. Проветрить помещение.
3. Рассказать пациенту, какое блюдо приготовлено для него.
4. Вымыть и осушить руки (лучше, если пациент будет видеть это).
5. Поставить на прикроватный столик приготовленную пищу (согласно диете).
6. Переместить пациента на бок или в положение Фаулера (если позволяет его состояние).
7. Прикрыть шею и грудь пациента салфеткой. Кормить пациента из поильника небольшими порциями (глотками)
8. После кормления дать пациенту прополоскать полость рта водой.
9. Убрать салфетку. Помочь пациенту занять удобное положение. Убрать остатки пищи, подвергнуть дезинфекции.
10. Протереть столик (тумбочку) ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, двукратно с интервалом 15 минут.
11.Вымыть и осушить руки.
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ:
При кормлении ребенка из поильника медицинская сестра должна приподнимать левой рукой голову ребенка во избежание поперхивания. Насильственное кормление больного ребенка недопустимо, так как это может привести к рвоте и ухудшению его состояния.
КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА ЧЕРЕЗ НАЗОГАСТРАЛЬНЫЙ ЗОНД
(пациент находится в сознании)
ЦЕЛЬ: удовлетворение потребности пациента в пище. ПОКАЗАНИЕ: невозможность самостоятельно принимать пищу.
ОСНАЩЕНИЕ: стерильные: лоток, пинцет, назогастральный зонд с заглушкой, шприц Жане, шприц на 10-20 мл; глицерин, перчатки; салфетки; лейкопластырь; полотенце; питательная смесь (38 — 400С), вода кипячёная 100 мл; лоток для отработанного материала;
1. Представиться пациенту. Объяснить ход предстоящей манипуляции, получить информированное согласие
2. Рассказать пациенту, какое блюдо приготовлено для него.
3. Подготовить оснащение (зонд должен находиться в морозильной камере не менее 1,5 часов до начала процедуры).
4. Определить наиболее подходящую половину носа для введения зонда: прижать сначала одно крыло носа и попросить пациента дышать, затем повторить эти действия с другим крылом носа.
5. Определить расстояние, на которое следует ввести зонд: по формуле: рост пациента в см — 100;
• измерить расстояние от кончика носа до мочки уха и вниз до мечевидного отростка.
6. Помочь пациенту принять высокое положение Фаулера.
7. Прикрыть грудь пациента полотенцем.
8. Провести гигиеническую обработку рук (лучше, если пациент будет видеть это), надеть перчатки.
1. Стерильным пинцетом выложить на стерильный лоток зонд, шприц.
2. Обильно обработать слепой конец зонда глицерином над нестерильным лотком.
3. Попросить пациента слегка запрокинуть голову.
4. Ввести зонд через нижний носовой ход на расстояние 15-18 см. Естественные изгибы носового хода облегчают проведения зонда.
5. Попросить пациента привести голову в естественное положение. Обеспечивается возможность дальнейшего введения зонда.
6. Помогать пациенту заглатывать зонд, продвигая его в глотку во время каждого глотательного движения до нужной отметки.
7. Убедиться, что пациент может свободно дышать, ясно говорить, голос не изменен.
8. Проверить правильность положения зонда: необходимо открыть заглушку, присоединить шприц, потянуть поршень шприца на себя. Если показалось желудочное содержимое, то зонд в желудке.
9. Набрать в шприц Жане необходимое количество питательной смеси. Присоединить шприц Жане к зонду и постепенно ввести питательную смесь, надавливая на поршень либо подняв шприц выше уровня желудка. Закрыть заглушку.
10. Набрать в шприц Жане 50-100 мл кипячёной воды и ввести через зонд.
11. Отсоединить шприц Жане от зонда, закрыть заглушкой дистальный конец зонда.
12. В случае необходимости оставить зонд на длительное время, прикрепить его лейкопластырем к спинке носа, и к одежде пациента безопасной булавкой. Помочь пациенту занять комфортное положение.
13. Убрать использованное оснащение и подвергнуть его дезинфекции. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки. Сделать запись о результатах выполнения манипуляции и реакции пациента.
3. Промывать зонд каждые 4 ч 15 мл изотонического раствора натрия хлорида. Для дренирующего зонда Salem вводить 15 мл воздуха через отточный (голубой) порт каждые 4 ч., что обеспечивает проходимость зонда.
КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА ЧЕРЕЗ ГАСТРОСТОМУ
ЦЕЛЬ: удовлетворение потребности пациента в пище.
ПОКАЗАНИЕ: невозможность самостоятельно принимать пищу.
ОСНАЩЕНИЕ: стерильные: лоток, пинцет, емкость под пинцет, перчатки, мягкий зонд (резиновый, пластмассовый или силиконовый), воронка или шприц Жане;
• емкость с пищей (пища должна быть высококалорийной, жидкой или полужидкой, теплой; объем вводимой пищи начинают с 50 мл 6 раз в сутки, затем постепенно объем доводят до 250-500 мл 4 раза в сутки); вода кипячёная 100 мл;
1. Протереть прикроватный столик ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.
2. Проинформировать пациента, о предстоящем кормлении, составе и объёме пищи, методе кормления, получить согласие.
3. Провести гигиеническую обработку рук с антисептиком, надеть перчатки (лучше, если пациент будет видеть это).
4. Поставить на прикроватный столик приготовленную пищу (согласно диете). Желательно часть пищи (например, хлеб) дать пациенту через рот: пациент основательно пережует, а затем сплюнет пережеванный хлеб в воронку с остальной пищей. Возбуждение аппетита и сохранение функции слюнных желёз.
2. Открепить зонд от одежды и снять зажим (заглушку) с зонда — если свищ еще не сформировался. Ввести зонд в желудочный свищ — если свищ сформировался. К зонду присоединить воронку.
3. Наливать в воронку приготовленную пищу малыми порциями, придерживаясь собственной скорости приёма пищи. Обеспечивается естественная скорость поступления пищи.
4. Промыть зонд тёплой кипяченой водой с помощью шприца Жане.
5. Закрыть зонд (пережав зажимом) — если свищ еще не сформировался окончательно, отсоединить воронку и извлечь зонд — если свищ сформировался.
6. Осмотреть кожу вокруг гастростомы и оценить состояние повязки. Профилактика мацерации кожи вокруг гастростомы.
1. Убрать и подвергнуть дезинфекции использованное оснащение.
2. Протереть прикроватный столик ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, двукратно с интервалом 15 минут.
3.Снять использованные перчатки, подвергнуть их дезинфекции. Вымыть и осушить руки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник