Кормление ребенка полтора месяца
Содержание статьи
Питание ребенка в 1-2 месяца. Как правильно кормить детей при грудном и искусственном вскармливании
В первые 2 месяца жизни младенца главная потребность его организма – достаточное по объему и полноценное по составу питание. Это наиважнейшее условие для его нормального физического и психического развития. Как правильно кормить его грудью, и как давать смесь при искусственном вскармливании?
Правила естественного вскармливания
Еще недавно, но наверняка безвозвратно, канули в лету времена, когда родившая мамочка впервые могла увидеть своего долгожданного малыша хорошо, если назавтра после родов. Причем только сморщенное личико с поджатыми плотными пеленками щечками. Детей приносили женщинам на кормление каждые 3 часа всего лишь на 20 минут. Буквально каждого второго карапуза нельзя было добудиться и уговорить не то что сосать — даже открыть ротик. А все потому, что незадолго до этого медсестра дала ему молочную смесь, чтобы он не плакал и не будил остальных новорожденных, находящихся с ним в одной палате. В результате настоящее грудное вскармливание начиналось фактически только дома, осложняясь гипогалактией, ранним отказом от груди, огромной частотой трещин сосков, лактостазов и маститов. А детей поголовно мучили молочница во рту, упорные кишечные колики и диатез.
Сегодняшним молодым матерям и их малюткам повезло гораздо больше. С первых секунд после рождения младенец начинает сосать грудь, получая не только драгоценное молозиво. Он обретает потерянное в родах чувство защищенности, ощущая контакт с кожей мамы и слыша лучшее успокоительное: ее сердцебиения. О том, когда, в какой позе и как часто кормить новорожденного сразу после появления на свет и во время пребывания в роддоме, читайте здесь. Сейчас же приведем главные советы по питанию детишек в возрасте до 2 месяцев.
1. Режим кормления (как часто и как долго)
Свободный! Дал знать криком или активным поисковым рефлексом о том, что хочет кушать – прикладывайте к груди. Спокойно спит – не голоден. Если разбудите – и расстроите, и сосать будет вяло, либо переест и накричится от боли в животе. К месяцу-полутора малыш сам постепенно установит подходящий для него режим кормлений. Как правило, интервал между ними получается от 2,5 до 3,5 часов. Тогда желательно придерживаться этого графика, допуская 30-минутную разбежку в сторону уменьшения или увеличения. Длительность пребывания у груди – оптимально 20 минут: до 10, чтобы покушал и еще 10 – чтобы удовлетворил сосательный рефлекс и снял стресс.
2. Сколько должен съедать ребенок за одно кормление
При свободном режиме это не имеет никакого значения. Из груди сосать очень трудно, потому из-за врожденной лени кроха не переест. А если по какой-либо причине съест мало – раньше попросит в следующий раз. Зато важны не только аппетит и потребности малыша, но и изменяющееся в течение суток качество молока.
Обратите внимание: это правило подходит для здоровых детей. При разной патологии вопрос объема кормления и контроля надо обсудить с врачом ребенка.
3. Надо ли допаивать младенца водой
Если у малютки нет поводов обезводиться (жара в доме и на улице, солнцепек, высокая температура тела, диарея, рвота) – в дополнительной даче воды надобности нет.
4. Какие прикормы вводить
Никаких! Малютка знает и любит только одну еду – грудное молоко. Его состав таков, что примерно до полугода никаких чужеродных продуктов не требуется. Если вдруг захотелось маме дать чаду яблочка или творога, пускай съест его сама. Запасы того микроэлемента, которого ей стало не хватать, будут восполнены, и кроха его получит с очередной порцией молока.
5. Как определить, хватает ли у матери молока
Для свободного режима питания совет сходить в поликлинику и взвесить до- и после кормления своего малыша не только бесполезен, но даже вреден. Никто не может предсказать, сколько он выпил молочка накануне и сколько съест его в следующий раз. Подобные походы часто заканчиваются советом начинать докармливать смесью, хотя в действительности молока у мамы хватит и на двоих детей одновременно. А попробовавший более легкую соску младенец с каждым разом будет сосать грудь все слабее. Это в итоге приведет к отказу от груди и к прекращению лактации.
Примерно такой же результат будет, если начать взвешивать младенца дома в каждое кормление, щепетильно все записывать и подсчитывать. Естественный процесс лактации превращается в постоянную проблему, занимающую все мысли матери. Так и до истерии недалеко.
Смотрите по ребенку:
- После кормления засыпает и спит так же долго?
- Наполненные мочой подгузники меняете так же часто?
- Если распеленать и оставить голеньким, быстро написает?
- Кожа бархатная, губы и язык влажные?
- За неделю при взвешивании вес не потерял и даже немного прибавил?
Теперь прислушайтесь к себе:
- Грудь перед кормлением тяжелеет и увеличивается в объеме?
- Молочные железы горячие, кожа над ними имеет выраженную сеть вен?
- Если подумать о ребенке или взять голодного кроху на руки, чувствуете сжатие сосков?
- После кормления из груди можете сцедить еще немного молока?
Если на все вопросы ответ «ДА» — волноваться не о чем. Сомневаетесь – спросите у врача или у консультанта по грудному вскармливанию.
Правила искусственного вскармливания
Даже сейчас в интернете часто встречаются рекомендации «старой школы» педиатров по питанию детей, которых по разным причинам приходится кормить не маминым молоком, а его искусственным заменителем. Считалось, что этим малышам надо обязательно давать воду и гораздо раньше, чем «естественникам», вводить всевозможные прикормы. Для прошлых времен эти советы были абсолютно справедливы, так как существовавшие тогда молочные смеси были очень далеки от идеала. Сегодняшние заменители грудного молока максимально приближены к нему по составу, подвергнуты специальной обработке для лучшего усвоения. В них есть добавки, позволяющие не вводить прикормы раньше, чем созреет желудочно-кишечный тракт младенца. Потому никаких соков, пюре, галлонов питьевой воды малышу-искусственнику не требуется. Прикормы ему вводят в том же возрасте, что и детям-грудничкам.
Но все же есть несколько важных отличий, которые надо помнить:
- Коровье (козье, кобылье, и прочих млекопитающих) молоко НИКОГДА не заменит адаптированную молочную смесь и тем более не будет лучше ее. Не поддавайтесь на рекламу и убеждения «доброжелателей» — предложите им подоить мышку или свинку. Вдруг их молоко еще полезнее?
- Для ребенка смесь надо подобрать в зависимости от возраста крохи и состояния его здоровья. И не менять ее потом без надобности. Как правильно выбрать смесь – смотрите здесь.
- Даже самая лучшая и дорогая адаптированная смесь не может сравниться по легкости усвоения с грудным молоком. Это все равно более тяжелая и медленнее перевариваемая пища. К тому же из самой тугой соски младенец все равно выпьет больше смеси, чем за то же время — из груди. Потому режим свободного кормления может стать причиной частых кишечных колик и срыгиваний. С первого дня малыш должен есть по часам, понемногу увеличивая количество выпитого и интервал между дачей бутылочки. К выписке из роддома и до конца второго месяца жизни большинство «искусственников» едят через 3 часа с 4-5-часовым (в идеале – 6) ночным перерывом.
- Рассчитать, сколько за сутки надо дать младенцу смеси (в мл), можно, взяв 1/5 от его фактического веса в граммах. Дальше остается разделить на число кормлений – столько (+ еще 10%) надо наливать в бутылочку.
- Каким бы жидким по консистенции ни показался приготовленный заменитель молока, нарушать указанную на пачке рецептуру, досыпая еще чуток, нельзя. Это вызовет несварение желудка, жажду и, как минимум, срыгивания. А в испражнениях найдете не переваренные белые комочки: и малышу колики спровоцируете, и денежку впустую выбросите на перерасходованную смесь. В будущем же получите еще одну проблему: избыточный вес.
Для безопасности малютки важно педантично соблюдать простые, а потому легко нарушаемые, правила: готовить вымытыми руками на кипяченой воде и в чистой посуде. Проверять срок годности смеси на упаковке, соблюдать условия ее хранения до- и после вскрытия.
Источник
Развитие ребенка в 1,5 — 2 месяца, что он должен уметь делать и как развивать малыша в этот период
Дни летят быстро, и вот первый месяц позади. Проводя всё время с ребёнком, любящая мама научилась понимать и предупреждать его беспокойство. В семье вырабатываются новые правила и должный режим, жизнь вливается в своё русло. Это очень ответственный период для обоих родителей. Помимо того, что мама осваивает премудрости ухода, кормления и распределения времени, нужно посетить множество специалистов, развивать малыша, следить за его здоровьем и делать это не в ущерб себе. А папе по мере возможности нужно помогать маме, проявляя терпение и понимание.
Особенности физиологии в полтора и два месяца
Первые месяцы грудничок растёт очень интенсивно. Его органы и системы адаптируются к окружающей среде, а сам малыш инстинктивно тянется к маме. До года посещения педиатра происходят каждый месяц. На приёме ребёнка измеряют, взвешивают, проверяют работу сердца и лёгких, наличие врождённых рефлексов, мышечный тонус, осматривают кожные покровы. Показатели антропометрических измерений могут зависеть от индивидуального развития ребёнка и от показателей при рождении. При этом их отличие от нормы не является признаком патологии. После осмотра ребёнка педиатр делает вывод о его физическом развитии.
Грудничковый период — это время интенсивного роста и разватия ребёнка
Средние антропометрические показатели у новорождённых и в два месяца: нормы роста и веса — таблица
Возраст | Вес, кг | Рост, кг | Окружность головы, см | Окружность груди, см |
1 месяц | 3700–4100 | 54–55 | 36–37 | 35–36 |
2 месяц | 4500–4900 | 55–59 | 38–39 | 37–38 |
От одного до двух месяцев ребёнок прибавляет около 800 г массы тела, рост увеличивается примерно на 3 см, а окружность головы и груди на 1–2 см.
До четырёх месяцев у детей можно обнаружить повышенный мышечный тонус. В большинстве случаев это нормальное явление. Малыш всю беременность был вынужден находиться в эмбриональной позе. После рождения его организм адаптируется к новым условиям постепенно, и также не спеша проходит и гипертонус. Но иногда повышенный тонус мышц может быть неприятным симптомом какого-то заболевания. Например, так проявляет себя детский церебральный паралич, врождённые патологии головного мозга, длительная асфиксия (нехватка кислорода) в родах и др. При заболеваниях этот симптом не является единственным, поэтому во время обследования и постановки диагноза врач учитывает общее развитие малыша, наличие рефлексов, данные УЗИ и компьютерной томографии.
Начнём с того, что у детей в возрасте до года мышечный тонус физиологически (т. е. самым естественным образом) более высок, чем у детей постарше. «Чем опасен повышенный тонус мышц у детей до года?» Все это очень похоже на портфель, одиноко стоящий в вагоне метро. Это может быть бомба, а может, забыл какой-то затурканный инженер. Обнаружив портфель, следует вызвать специалистов — пусть разбираются: и это может быть очень-очень серьёзно, а может быть и совершеннейшая ерунда; — абсолютная аналогия с повышенным мышечным тонусом!
Стул у детей в этом возрасте кашицеобразный и довольно частый, что зависит от типа вскармливания. Цвет его с рождения меняется на желтоватый. Кишечник в это время активно заселяет полезная микрофлора. Стул может отсутствовать в течение 1–3 дней, это не должно вызывать беспокойство у родителей. Но если его нет более 4–5 суток — это повод обратиться к врачу. Пищеварение малыша нормализуется, но его по-прежнему могут беспокоить боли в животике и повышенное газообразование. Помочь ребёнку справиться с этими неприятностями помогают некоторые приёмы: выкладывание на животик перед едой, прижимание согнутых ножек к животу, газоотводная трубочка, препараты против повышенного газообразования, тёплая пелёночка на животик (не грелка!), массаж живота по часовой стрелке. Мама может выкладывать малыша к себе на живот, иногда её тепло успокаивает ребёнка лучше, чем остальные варианты. Часто положительный эффект на работу кишечника оказывает приём бифидо- и лактобактерий.
Срыгивание — обычное явление для детей этого возраста. Если малыш отрыгивает немного, не более 20 мл, то волноваться не стоит. Когда объём выходящего обратно молочка очень большой, следует обратиться за консультацией к специалисту. Причиной этому могут послужить переедание, выкладывание на живот сразу после кормления или какие-либо заболевания. Для предотвращения частых срыгиваний после еды малыша желательно 10–15 минут подержать столбиком.
Ношение ребёнка столбиком помогает предотвратить срыгивания
Спит малыш около 18 часов в сутки. На ночной сон приходится около 11 часов. Днём ребёнок отдыхает несколько раз от 20 минут до 3 часов. Сон на свежем воздухе обычно более продолжительный, чем в помещении.
Когда у родителей возникают вопросы, их обязательно нужно задать педиатру. Врач не наблюдает малыша 24 часа в сутки, и за 10–20 минут он может не увидеть какой-то важный симптом.
Если родителей ребёнка что-то тревожит либо вызывает сомнение в его поведении или самочувствии, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. Если врач не даёт адекватных разъяснений и не направляет на дальнейшее обследование, стоит посетить другого специалиста.
Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: что должен уметь делать полуторамесячный и двухмесячный малыш
Многие рефлексы у ребёнка в этом возрасте ещё ярко выражены, некоторые угасают к 2 месяцам.
Основные рефлексы месячного ребёнка
- Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
- Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
- Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
- Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
- Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
- Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
- Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
- Рефлекс ползанья Бауэра — если сделать упор на стопы ребёнка, находящегося на животе, он попытается ползти. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
- Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
- Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев.
- Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.
Шаговый рефлекс ещё называют автоматической походкой новорождённых
Если рефлекс отсутствует у малыша, когда он в норме должен наблюдаться, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Главная задача малыша в первый месяц — это адаптация и налаживание работы всех систем организма. Поэтому до двух месяцев грудничок не может похвастаться какими-то значимыми достижениями, но всё же ребёнок подходит к первому важному этапу в своём развитии — самостоятельному удержанию головки. А ещё этот период часто радует родных первой осознанной улыбкой малыша.
Достижения и умения ребёнка в 2 месяца
- начинает осознанно улыбаться, видя взрослого и в ответ на улыбку и слова, обращённые к нему;
- фиксирует взгляд на предмете, может какое-то время следить за его медленным перемещением;
- узнаёт лицо мамы и внимательно рассматривает его;
- реагирует на громкий звук поворотом головы;
- с интересом смотрит на яркие игрушки;
- оживляется при виде взрослого;
- различает звуки, узнаёт голос мамы;
- в положении на животе приподнимает головку и удерживает её несколько секунд;
- непродолжительное время держит головку, находясь на руках у мамы;
- произносит отдельные звуки: «а», «и», «о», «у»;
- рефлекторно удерживает в руках предмет (постепенно это действие перерастает в условный рефлекс);
- плачем зовёт маму при любом дискомфорте.
Плачем малыш зовёт маму
В этом возрасте ребёнок ещё очень мал, и родителям необходимо относиться к его действиям с особым вниманием. Не нужно переживать, если малыш освоил пока ещё не так много из возможного. Главное, чтобы мама наблюдала прогресс в его развитии. Когда что-либо в жизни малыша настораживает родителей, или кажется, что за прошедшее время ребёнок не проявил никаких навыков и умений, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Правильный уход за ребёнком и питание: что нужно знать
Основные правила ухода остаются прежними. В этом возрасте утро малыша начинается с любящей мамы и завтрака. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят по требованию. Дети, получающие смесь, питаются примерно 7 раз в сутки, размер порции рассчитывается. Мама может заметить, что объём грудного молока снизился, и у неё начался лактационный криз. Не стоит сразу хвататься за бутылочку и давать её кричащему ребёнку, так как криз длится недолго. А малыши, которых начинают докармливать из бутылочки, могут отказаться от груди совсем. Ведь получить питание с помощью соски намного проще, чем добывать его из груди. Ещё один минус докорма: ребёнка прикладывают ненадолго, потом он получает смесь, а у женщины вырабатывается столько молока, сколько сосёт ребёнок. То есть когда ребёнок будет стараться высасывать даже капельки, поступит сигнал, что молока не хватает, и организм женщины начнёт вырабатывать его в большем количестве. Если мама намерена сохранить грудное вскармливание, нужно набраться терпения, и применять некоторые правила в этот период:
- рацион должен быть сбалансированным;
- есть необходимо не менее 5 раз в день;
- пить побольше жидкости;
- спать 7–9 часов в сутки;
- не волноваться;
- обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.
Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу
Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу. Оно содержит все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы и полностью обеспечивает потребности детского организма в пищевых компонентах в первые 6 мес. жизни.
После завтрака начинаются гигиенические процедуры: смена подгузника, подмывание, умывание, протирание. Не следует подмывать ребёнка часто и с усердием, это может привести к неблагоприятным последствиям. Детское мыло или средство для мытья употреблять нужно не более 1 раза в день при сильном загрязнении. Подмывать необходимо под проточной водой. Девочку мыть спереди назад, не затрагивая малые половые губы (при загрязнении можно протирать их стерильным маслом); мальчика в любом направлении, не отодвигая крайнюю плоть. Подгузник желательно сразу не одевать, а оставить малыша проветриться на 15–20 минут или более. Для профилактики опрелостей можно промазывать кожу и складочки специальным кремом. Все средства должны соответствовать возрасту грудничка.
Пока ребёнок принимает воздушную ванну, его можно умыть:
- личико умывают чистой водой;
- глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
- носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных жгутиков;
Носовые ходы чистят чуть влажными ватными жгутиками
- ушки чистят при необходимости тем же способом, как и носик;
- складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные, сжатые кулачки) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы, затем промокают.
В этом возрасте ещё сложно организовать удобный режим дня, но какие-то основные моменты соблюдать можно, что облегчит родительские заботы в будущем и благотворно скажется на ребёнке. Дети-искусственники едят в определённое время, дневной сон лучше совместить с прогулкой, а укладываться спать на ночь необходимо в одно и то же время. Длительность прогулки зависит от настроения родителя и погоды. Дышать свежим воздухом детям рекомендуется не менее 3 часов в день. В холодное время года на прогулку грудничка одевают так же как и себя, добавив ещё один слой (ползунок или кофточку).
Перед последним кормлением малыша обычно купают. Средства для купания ребёнка используют не чаще 1 раза в неделю. Температура воды около 36 градусов. При опрелостях в ванночку можно добавить отвар календулы, череды или ромашки.
Чем заниматься и как развивать и развлекать малыша во время бодрствования
Когда малышу исполнился 1 месяц, можно начинать делать лёгкий массаж всего тела. Температура в помещении должна быть около 22 градусов, ребёнок должен быть здоров, без признаков ОРЗ. До трёх месяцев массаж в основном заключается в поглаживаниях. Лёгкие поглаживания можно производить в любом направлении. Животик массируют с небольшим усилием, руку нужно вести по часовой стрелке и от боков к пупку. Также выполняют встречные поглаживания живота, при этом левая рука идёт вверх, а правая вниз. Полезно прижимать согнутые в коленях ножки к животику. Во время занятий можно использовать упражнения: рефлекторная ходьба, рефлекторное ползание, рефлекторное сгибание и разгибание стоп. Если у малыша есть какие-либо заболевания, массаж делается специалистом по показаниям.
Каждый день мама может:
- Выкладывать малыша на животик. Во-первых, это стимулирует малыша к самостоятельному поднятию головки, во-вторых, способствует отхождению газов, скопившихся в кишечнике.
- Устраивать «воздушные ванны». Это предотвращает появление опрелостей и потницы. В это время можно сделать массаж ребёнку.
- Держать грудничка «столбиком». В такой позе ребёнок меньше срыгивает после еды и старается удержать головку без помощи мамы.
- Производить массаж пальчиков и ладоней. Это расслабит ручки и способствует раскрытию кулачков.
- Включать музыку, петь песенки малышу. Звуковые раздражители благотворно сказываются на слуховом восприятии грудничка.
- Издавать звуки с разных сторон. У малыша возникает интерес, заставляющий его повернуть головку в сторону источника звука.
- Вкладывать в руки ребёнка свои пальчики или игрушки. Это поддерживает хватательный рефлекс, который чуть позже преобразиться в осознанный захват предметов.
- Покачивать малыша, танцевать с ним. Для развития вестибулярного аппарата необходима тренировка.
- Повесить яркие игрушки с разных сторон от ребёнка. Тем самым стимулируется зрительное восприятие и желание малыша поднять головку, дотянуться до привлёкшего внимание предмета.
Рассматривание игрушек стимулирует зрительное восприятие
- Включать мобиль. Медленно движущиеся предметы заинтересовывают грудничка. Он старается удержать их в поле зрения и рассмотреть.
- Строить гримаски. Такая игра развивает мыслительную деятельность.
Упражнение «Вот подарок малышу» для раннего физического развития — видео
Необходимо обратить внимание, чтобы малыш активно и с интересом поворачивал голову в одну и другую сторону. Это предотвратит развитие установочной кривошеи.
Установочная кривошея. Такое состояние может развиться, когда родитель подходит к ребёнку всегда с одной стороны, а игрушки располагаются только справа или слева. В результате этого у малыша формируется привычный поворот головы, так как у него нет стимула смотреть в другом направлении.
Установочная кривошея приводит к деформации позвоночника, поэтому важно вовремя её диагностировать
Мама должна постоянно общаться с ребёнком, пытаться учить его, рассказывая и показывая ему что-либо. Слыша речь матери, малыш чувствует себя в безопасности, при этом развиваются и его речевые центры.
Как развивается ребёнок на втором месяце жизни — видео
Родители видят, как подрос малыш, как изменилось выражение его личика за прошедшее время. Когда в доме появляется маленький член семьи, всё преображается: меняются обстановка, режим дня и даже мысли взрослых. Мама и папа привыкают к новой роли, а ребёнок к окружающему его миру. Главное в этот период для родителей и малыша — разумный подход, уверенность в своих силах, любовь и понимание близких.
- Автор: Мария Окунева
- Распечатать
Я родилась в городе Ленинграде. Получила полное среднее образование в школе, после закончила с отличием Акушерский колледж. Проработала 5 лет в больнице.
Оцените статью:
Источник