Кормление ребенка под мультики
Содержание статьи
Как едите, так и живете! К чему приводит кормление ребенка под просмотр мультиков
Споры по поводу вреда кормления малышей под мультики то затихают, то разгораются с новой силой. Активность мамочек становится наиболее заметной после появления разных новых исследований ученых из США, Европы или Азии.
Интересно наблюдать, как два лагеря забрасывают друг друга «железными аргументами».
С одной стороны баррикад мамы, вооруженные передовыми взглядами на жизнь. Они считают, что глупо делать проблему из еды. Главное, что ребенок ест, а уж какими методами это неважно. Тем более что вся семья привыкла садиться за стол под телик.
С другой стороны родители, поддерживающие культ здорового образа жизни и, соответственно, правильного питания. Здесь главный аргумент звучит так: «Еда под телевизор — это угроза организму человека перееданием и плохим усвоением пищи».
Увидев, какое ожесточенное противостояние идет в соцсетях и на форумах, мы решили сами разобраться в этом вопросе. Оказалось, что проблема существует, но она гораздо глубже, чем видится на первый взгляд.
Выбор специалиста
О. И. Голубинская, врач
Просмотрев множество авторитетных мнений, мы решили ознакомить наших читателей с выводами кандидата медицинских наук, врача с 20-летним стажем, при этом специалиста высшей квалификации в области психиатрии, неврологии и наркологии.
Речь идет об Ольге Ивановне Голубинской, которая долгое время практиковала и занималась исследованиями с великими учеными и клиницистами нашей современности.
Голубинская долго работала в содружестве с профессорами ММА (московская медицинская академия), сотрудничала с НИИ нейрохирургии им Н. Н. Бурденко, одно время лечила детей психоневрологического интерната.
Все специализации (психиатр, невролог, нарколог, эпилептолог, психотерапевт, функциональный диагност и т. д.), достижения и регалии описывать не будем, это долго. Главное, чтобы вы поняли, что мнению этого врача можно доверять.
Заключение специалиста
Еда и телевизор, можно совмещать или нет?
Представьте вполне обычную ситуацию, где мама старается как можно больше ложек с кашкой запихать в свое чадо, пока малыш увлечен мультиком на экране. Наверняка, многие именно так и кормят своих детей.
Когда видишь такую картину со стороны, создается ощущение, что перед вами два робота. У взрослого цель быстро и плотно накормить, у маленького — тупо и без возражений открывать рот.
Нет ни нормального человеческого общения матери с ребенком, ни намека на какой-либо воспитательный процесс или элементарное обучение правил приема пищи. Ложка — рот, ВСЕ!
А теперь давайте вспомним, как большинство ведрами поглощает попкорн во время просмотра фильма, не замечая ни количества этого сомнительного лакомства, ни его вкуса.
Как вы думаете, откуда такая привычка?
Как должно быть?
Начнем с того, что к приему пищи организм должен подготовиться. Непременное условие — острое чувство голода, вызывающее потребность в пище.
Следующий этап, пока человек готовит или разогревает себе еду, также является не менее важным. В преддверии насыщения в нашем желудке происходит выработка ферментов, необходимых для нормального переваривания пищи.
Ребенок, желудок которого не подготовлен к приему пищи, вынужден глотать еду «насухую». Именно это и происходит с детьми, которым вместо участия в приготовлении обеда ставят экран планшета (телевизор). А последствия очень печальны.
Такое кормление, как минимум, закончится гастритом или гастродуоденитом, а возможно и того хуже, поражением печени, поджелудочной железы и прочих органов.
Что происходит на рефлекторном уровне?
Давайте вспомним труды великого ученого И. П. Павлова, описавшего основные положения нервно-рефлекторных процессов.
Излагаем простыми словами: каждой особи свойственно в течение жизни приобретать рефлексы, которые мы называем условными. Однако условные рефлексы, как правило, формируются на базе безусловных. В этом процессе участвуют высшие отделы мозга.
Простой пример:
Животному дали понюхать мясо. Срабатывает безусловный рефлекс — запах пищи вызывает выделение желудочного сока. Если в этот момент прозвучит сигнал, допустим, прозвенит звонок, то у животного возникнет ассоциация звука с едой.
Если так сделать не один раз, то при каждом аналогичном сигнале у животного будет выделять желудочный сок независимо от того, дали вы ему мясо или нет.
То есть в мозгу возникает условно рефлекторная связь, а в целом эта система в медицинской терминологии называется «динамический стереотип». Все наши привычки и навыки закладываются именно отсюда — из приобретенного поведения
Это краткое описание эксперимента с собакой Павлова. А теперь улавливайте связь! Что происходит с детьми, когда каждый раз перед приемом пищи ребенка сажают перед телевизором?
Все просто. У ребенка формируется стойкий рефлекс, который откладывается в голове неразрывной связью между телевизором (экраном) и насыщением.
С раннего детства в мозгу вашего чада определяется доминантная модель: «телевизор — еда — выработка желудочного сока». В будущем ваш ребенок не сможет иначе принимать пищу.
Даже когда он повзрослеет, эту рефлекторная связь останется укоренившейся привычкой. Причем сама пища, на которую должны быть направлены активные процессы в организме, выступает лишь фоном или приложением к просмотру телика.
Ученый Павлов проводил эксперименты с собакой ради развития науки и на благо человечества в целом.
Ради чего родители идут на такой жестокий эксперимент со своими собственными детьми?
Результаты исследований
Новейшие методы диагностики показывают не менее интересные результаты. Группе детей проводили МРТ в момент просмотра мультиков с одновременным приемом пищи.
Исследование показало, что у всех детей в работу включаются те отделы мозга, которые не должны вовлекаться при насыщении. Детская психика устроена таким образом, что сосредоточение внимания может акцентироваться только на чем-то одном.
Как правило, это то, чем ребенок занимается в данный момент (игра, рисование, спорт, прием пищи, просмотр телевизора). Физиологические особенности детей еще не развиты до такой степени, чтобы их мозг мог выполнять сразу несколько задач.
В момент просмотра телевизора мозг интенсивно перерабатывает полученную информацию, не участвуя в процессах пищеварения. То есть сигнал о насыщении не может поступить в нужное время.
Причем ребенок ест, даже не задумываясь о том, как и что именно он поглощает. Разумеется, о пережевывании и вкусе пищи он просто даже не способен подумать.
Этот процесс тоже имеет свое название в медицине — «неосознанное питание».
Чем это грозит, мы уже писали выше. Можем лишь добавить, что дети, страдающие нарушением обмена веществ, сахарным диабетом или ожирением, обычно питаются «в обнимку» с телеком.
Зачем нужны семейные обеды?
Еще одно исследование ученых было посвящено уже не функциям мозга или органов пищеварения, а непосредственно самой форме принятия пищи.
Оказалось, что в семьях, где принято обедать или ужинать за общим столом в сопровождении непринужденной беседы, существует стабильность, преемственность традиций, опыта и уважения.
Именно в такой атмосфере вырастают добрые отзывчивые дети, которые продолжая соблюдать семейные обычаи, живут крепкими браками.
Совершенно другая ситуация складывается в семьях, где все кушают, уткнувшись в экраны телевизоров, планшетов или телефонов. Материнская теплота и общение с отцом заменяется картинкой на экране.
Подросток, выросший в такой атмосфере, не будет нуждаться в откровенных разговорах с родителями. Он так и будет питаться перед ноутбуком, закрывшись в своей комнате.
Действительно, а зачем ему живое общение, если миссия матери только в том, чтобы положить еду на тарелку.
Существуют ли ограничения на просмотр телевизора по возрасту?
Исследования по поводу возрастных рамок и негативного воздействия на детский мозг под влиянием просмотра телевизора проводили ученые практически всех стран мира.
Приводим результаты, опубликованные в «The Journal of Pediatrics». Это самый авторитетный в ученых кругах, да и во всем мире, медицинский журнал.
«Просмотр мультфильмов или передач, даже познавательного характера, в раннем возрасте приводит к задержке в развитии детей.
На эксперимент согласились более чем тысячи семей. В двух группах исследуемых находились дети от 8 месяцев до 1,5-2 лет.
Ежедневно в течение одного часа первая группа малышей сидела за просмотром познавательных передач. Другая группа ровно столько же времени проводила за играми и разными занятиями.
В ходе исследования выяснилось, что дети, которые смотрели передачи из познавательного цикла, освоили на 8 слов меньше чем те, которые просто играли и общались».
Ученые пришли к выводу, что малышам до 3-х лет просмотр телевизора крайне не рекомендуется. Знакомить ребенка с экраном нужно грамотно и медленно».
Хочется привести еще одно исследование, проведенное учеными Университета Глазго. Правда, цель была несколько иная — выявление склонности к насилию, лживости, воровстве, нервозности и т. д.
Участвовало более 11 тысяч детей в возрасте 5 лет, которые смотрели по телевизору все подряд (в разумных пределах) по три часа в день.
Результаты плачевные, у всей группы выявлена агрессивная модель поведения.
Выводы специалиста
«Будьте с едой во время еды» — это должно стать девизом родителей с детьми.
Рекомендации О. И. Голубинской:
- Научитесь сами и привейте своим детям, что пищу надо принимать правильно и грамотно.
- Исключите «автоматическое неосознанное поглощение еды», если не хотите сделать из своего ребенка малоподвижного, пассивного, а часто и толстого, подростка.
- Разрешите смотреть мультики не ранее 3-х лет.
- Сделайте подборку добрых мультфильмов, несущих нормальные жизненные ценности.
- Первые мультики должны быть без сложной смысловой нагрузки. Выбирайте самые простые сюжеты с медленной сменой кадров и минимальной продолжительности.
- Обязательно обсудите с ребенком мультфильм, чтобы полученная информация дошла до его сознания в правильной форме.
Советы тем, кто «подсел» на телевизор:
- Создайте в квартире зону столовой, где вы будете кушать всей семьей.
- На время обеда просто возьмите и отключите телевизор от розетки.
- Чтобы легче было переместить внимание непосредственно на прием пищи, попробуйте есть китайскими палочками или переложив прибор в другую руку.
Надеемся, что рекомендации авторитетного и знающего врача пригодятся мама и папам. А если честно, многие кормят своих детей под мультики и готовы ли вы попрощаться с этой дурной привычкой, хотя бы ради здоровья детей?
Ждем ваших комментариев, рады каждому новому подписчику и весьма признательны за лайки.
Об увеличении пособия на детей до трех лет можно узнать из нашей предыдущей статьи.
Источник
Еда и прикорм под мультики: да или нет?
Сегодня мы говорим о таком современном веянии, как еда и прикорм под мультики. Делать это или не делать? Правильно или неправильно?
На самом деле телевизоры, смартфоны, планшеты очень прочно вошли в нашу жизнь, захватив каждую ее сферу.
И часто можно заметить, особенно на отдыхе или в кафе, как родители, которые хотят спокойно пообщаться и при этом накормить малыша, вручают ребенку телефон. И пока он занят игрой или смотрит мультики, его быстро кормят с ложечки.
Идет ли это на пользу ребенка и как это влияет на его пищевое поведение, давайте сегодня поговорим.
Все зависит от целей
На самом деле очень много семей и ситуаций, разных подходов к воспитанию. Поэтому все зависит от целей: чего вы хотите достичь и каким видеть своего ребенка, когда он вырастет.
Чаще всего к помощи мультиков прибегают родители, когда у них есть сиюминутные цели:
- Нужно накормить ребенка, чтобы он нормально себя чувствовал.
- Своевременное кормление может быть способом избежать капризов, особенно если вам нужно выезжать куда-то.
- Родители ориентированы на объем. Для них важно, чтобы ребенок обязательно плотно и основательно ел.
При этом мама или папа не особенно разбираются, а хочет ли ребенок сейчас есть или нет, их не заботит реакция его организма.
То есть, если ваша цель сиюминутная и одномоментная: накормить здесь и сейчас, то телевизор становится настоящим спасением.
Но для меня, как специалиста по питанию детей, это скорее выглядит как просьба о помощи. Поскольку родители, скорее всего, не догадываются, что можно действовать иначе. Что есть дети, которые едят без мультиков, и они не умирают с голода.
Что происходит, если ребенок всегда ест с развлечением?
Здесь неважно, что будет выступать в качестве такового. Мультики, игра, песенки, игрушки – главное, что родители пытаются отвлечь от еды, чтобы самостоятельно скорректировать скорость поглощения пищи и ее количество.
Что происходит в этом случае:
- Когда ребенок отвлечен от еды, он не чувствует потребности своего тела.
Важно! Он не понимает, какие витамины, минералы или иные вещества нужны ему сейчас. Организм не может подсказать, что именно лучше есть сегодня или завтра.
Сейчас очень многие люди пытаются бороться с лишним весом, и первое, что говорят им консультанты, это: «Слушайте свое тело». А мы лишаем ребенка этого навыка уже с детства.
- Если говорить про безопасность, то следует вспомнить, что риск поперхнуться во время приема пищи под мультики в десятки раз выше.
Читайте важную статью Что делать, если ребенок подавился>>>
- Нет навыков самостоятельного питания.
С этой проблемой сегодня сталкиваются повсеместно, потому что, когда ребенок смотрит мультики, родители кормят его с ложки. И потом получается, что ему уже 2.5, 3 или 4 года, а он не хочет кушать сам. Он капризничает и требует, чтобы его кормили.
- Переедание.
Это снова говорит о том, что малыш не чувствует потребности своего тела и не учится различать сигналы голода и насыщения.
Во взрослой жизни ему грозит риск ожирения.
- Ребенок не учится азам семейных приемов пищи.
Обычно его кормят отдельно, чтобы родители скорей закончили с этой задачей и могли заняться чем-то другим.
Традиция собираться за столом, обсуждать как прошел день, не формируется. Привычка есть под развлечения, это просто вредная привычка, от которой сложно потом избавится.
Читайте также интересную статью о семейных традициях и годовых праздниках>>>
Другие цели — другие методы
А теперь посмотрим на перспективу. Если мы с вами ставим другие цели, то появляются и другие методы, которые позволяют накормить ребенка, не прибегая к отвлечению от процесса питания.
Важно! Если мы хотим, чтобы у ребенка был здоровый аппетит, чтобы он полноценно развивался и получал все необходимые питательные вещества, чтобы в будущем он не столкнулся с проблемами лишнего веса, то мультики и еду необходимо разделять.
Более того, навыки самостоятельного питания позволяют ему скорее научиться есть аккуратно. И вам не будет стыдно, когда придете с ним в кафе или ресторан. А если ребенок в 1.3 аккуратно накалывает еду вилочкой и отправляет ее себе в рот, то восхищенные взгляды вам точно обеспечены.
Питаясь без мультиков, и других отвлекающих приспособлений, он скорее освоит столовые приборы. Уже в 1.3–1.5 он вполне может пользоваться вилочкой, а кто-то и ложечкой.
Читайте полезную статью Как научить ребенка кушать самостоятельно>>>
Ну и наконец, если ребенок ест, сосредотачиваясь на процессе приема пищи, у него нет проблем с жеванием и глотанием.
Подведем итоги
Кормить под мультики или не кормить — это выбор каждой семьи. Другое дело, что каждый родитель должен спросить себя, а для чего я это делаю? Какого результата я хочу добиться, и каким хочу видеть своего ребенка через год, через два или десять лет.
Задавайте себе эти вопросы, и вам будет намного проще выключить мультики и позволить ребенку освоить навыки приема пищи и радовать вас своими достижениями.
Это позволит решить вопрос с внедрением мультиков как замены родительскому вниманию, что также благоприятно скажется на развитии ребенка и гармонии в семейных взаимоотношениях.
А если проблемы с питанием уже стоят достаточно остро: ребенок ест мало, ест только с развлечением, питается выборочно, то добро пожаловать на интернет-курс, где вы получите пошаговый план и научите ребенка питаться правильно и аккуратно, Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
Счастливого материнства!
- Каша засыпайка: вред или польза для ребенка
- Ребенок не ест мясо: что делать?
- Ребенок плохо ест в год
Источник
Врач объяснил, почему нельзя кормить ребенка под мультики
ДЕЛИТЕСЬ с Друзьями. И в Соцсетях ТОЖЕ.
Ребенок никогда не должен быть голодным.
Необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы накормить “нехочулю” нелюбимыми им, но очень “полезными” кашей или супом. Некоторые используют в качестве “приманки” для ребенка — телевизор. Например, во время просмотра мультфильмов ребенок широко открывает рот и съедает все до последней ложки. Но полезен ли такой способ кормления ребенка и можно ли его использовать, расскажет известный в Украине педиатр Евгений Комаровский, передает Хроника.инфо со ссылкой на changeua.com.
Во-первых, маленькие детки не осознают ничего, происходящего на “голубых” экранах, оно является всего лишь световым и звуковым раздражителем. Именно поэтому малыш «неадекватно», с точки зрения близких, реагирует на транслируемое: где плачут — смеется и наоборот. Хотя, практически всем малышам нравится реклама.
Во-вторых, просмотр телевизора негативно сказывается на зрении, а именно: снижается его острота, движение глазных яблок, меняется величина зрачков и цветоощущение.
В третьих, доказано вредное влияние телевизора на детский мозг. Так, некоторые исследования показали, что мерцающее изображение даже способно спровоцировать у ребенка судорожную активность. Длительный просмотр телевизора = сидячий образ жизни, что для детей недопустимо. В период развития костной системы у ребенка должна быть высокая двигательная активность: рекомендуется больше бегать и прыгать. Малыш, «любящий» мультфильмы, ограничен в движении, а значит — хуже развит физически.
С педагогической точки зрения зависимость от телевизора аналогична наркотической, никотиновой и алкогольной зависимостям и называется телеманией. Соответственно, со временем, значимость семьи для ребенка снижается, телевизор становится не только источником информации, средством развития мировоззрения, а заменяет друзей и родителей.
Ответ доктора прост: «Телевизор и еда, не полезны — никогда. Там, где семья трапезничает, телевизора не должно быть вовсе. Прием пищи обязан приносить удовольствие, а не быть повинностью». Первое, на чем акцентирует внимание доктор: у ребенка не смотрящего на еду, отсутствует аппетит, он поглощает пищу механически. При этом не вырабатывается желудочный сок, а также кишечный и желчный, способствующие перевариванию пищи.
Второе, издревна семья собиралась за столом, чтобы за трапезой пообщаться: поделиться планами за завтраком или рассказать, как прошел день. Ребенок, занятый просмотром мультфильмов во время еды, не интересуется окружающим миром, что приводит к отсутствию человеческого общения и теплых чувств к близким.
Нужны ли ребенку мультфильмы? А какие? Как долго их можно смотреть? Такие вопросы харьковскому педиатру задают довольно часто. Все зависит от возраста, уверен Комаровский. До года нередко молодые мамочки рассказывают о том, что успевают переделать все домашние дела, пока малыш спокойно лежит в детской качельке или сидит в стульчике и смотрит телевизор. А накормить малыша, привыкшего наблюдать за экраном, проще простого. Подобный досуг младенца — недопустим.
Педиатр вообще считает, что телевизор для ребенка первого года жизни — зло, провоцирующее ухудшение здоровья.
От года до двух лет ребенку, не перешагнувшему двухлетний рубеж, просмотр мультфильмов также запрещен.
После двух лет смотреть телевизор можно не дольше 15 минут в день. В этом возрасте малыш все происходящее на экране воспринимает «за чистую монету», что негативно отображается на психике любознательного малыша.
3 года — 90 минут в день — максимально разрешенное время просмотра телевизора трехлеткой. Лучше всего смотреть мультфильмы по 20 минут за раз при этом маме надо объяснять ребенку происходящее на экране. Выручают — специальные развивающие мультфильмы.
Читайте также: Врач объяснил, почему важна регулярная смена постельного белья
4 года и старше ребенок от четырех лет может смотреть телевизор от полутора до двух часов в день.
Источник: hronika.info/medicina
Источник