Кормление ребенка грудным молоком в исламе
Содержание статьи
В Коране четко сказано как долго кормить ребенка грудью..
Всевышний Аллах сказал:
«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей..»
(сура аль-Бакара, 233).
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие»
(сура Лукман, 14).
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я – один из мусульман»
(сура аль-Ахкаф, 15).
Если мы посмотрим на эти три аята, в которых упоминается грудное вскармливание, нам откроется степень удивительной точности в выражениях, описывающих 3 положения беременности и родов.
Первый случай (как в первом аяте): беременность, роды, мать и ребенок находятся в лучшем состоянии, и грудное вскармливание длится два полных года.
Второй случай (как во втором аяте): у матери слабое здоровье, беременность и роды прошли нормально, и грудное вскармливание длится два года, хотя не говорится «полных года», а в зависимости от способности и здоровья матери.
Третий случай (как в третьем аяте). Дважды упоминается слово كرها («курхан» – «с тяжестью», «тяжело»), описывая степень усталости матери во время ее беременности и родов. Обычно в таком случае беременность длится меньше, бывает даже, что беременность длится 6 месяцев, и ребенок нуждается в максимальном периоде грудного вскармливания, чтобы восполнить им его изначальную слабость здоровья, если это возможно. Тогда период беременности и грудного вскармливания составит 30 месяцев (т.е. 6 месяцев – беременность и 24 месяца – ГВ, прим.пер.). Иногда беременность с тяготами продолжается все 9 месяцев, и здесь можно сократить период грудного вскармливания в качестве облегчения для матери до 21 месяца.
С другой стороны, из этих аятов мы можем определить минимальный срок беременности – 6 месяцев, и это также подтверждено наукой.
Коран утверждает… наука подтверждает
Молоко матери содержит высокую степень протеинов и калорий, солей и антител к некоторым болезням. Это молоко всегда стерильно и имеет подходящую для грудного ребенка температуру и зимой, и летом.
Материнское молоко изменяется по своему составу, начиная с момента родов. В первые три дня молозиво содержит большое количество протеинов и антител, которые защищают ребенка в этот ранний период его жизни, затем его состав меняется в зависимости от нужд ребенка и его способности усваивать пищу, и Пречист Тот, Кто сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Кто предопределил судьбу творений и указал путь. Изменения в составе молока продолжаются весь период грудного вскармливания.
Кормящая мать выделяет гормон пролактин, который работает над сокращением матки. Также постоянное выделение молока защищает мать от проблем с грудью из-за застоя молока в груди, когда возрастает вероятность возникновения доброкачественных или злокачественных опухолей в груди.
Удивительно, что современная наука наконец-то подтвердила, что рак груди чаще происходит у незамужних женщин, либо у замужних, но не рожавших, либо у рожавших, но не кормивших грудью детей, и Пречист Тот, Кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь.
Различные кампании и программы занялись распространением информации о необходимости грудного вскармливания в течение двух первых лет жизни ребенка, как это сказано в Коране. Грудное вскармливание бережет здоровье матери и ребенка и является средством регулировки рождаемости по причине предохранения во время кормления, либо по причине аменореи, вызванной кормлением грудью. («аль-Бурхан аль-ильми лиль-ислам», 129-131, в сокращении).
Материнская грудь согласовывается с особенностями молока, его количеством и постоянно меняющимися потребностями ребенка. Говорят, что если материнское молоко выцедить из груди и поместить в бутылку, оно будет менее полезно, чем если им сразу накормить ребенка непосредственно из груди.
Материнское молоко несравнимо с коровьим
Доказано, что состав материнского молока удовлетворяет потребности растущих тканей грудного ребенка. Оно содержит белковые вещества, по своему составу похожие на те, которые есть в теле ребенка. Эти вещества не могут привести к болезням, в отличие от веществ, присутствующих в коровьем молоке из-за различия его состава и количества его составляющих и компонентов. Так, например, фосфор и кальций присутствуют в материнском молока именно в таком количестве, которое соответствует потребностям ребенка.
Материнское молоко здоровее любого искусственного молока
Доказано, что естественное питание – молоко матери или любой другой здоровой женщины, чей ребенок находится в грудном возрасте, – самая здоровая пища, она лучше, чем все виды искусственной смеси, как бы ни был их состав приближен к составу и концентрации веществ в материнском молоке. Это привело к тому, что врачи советуют матерям кормить детей грудью, и современные книги по детским болезням подтверждают это мнение.
Верьте или не верьте
Смертность детей, которые вскармливаются искусственно, в 10 раз больше, чем детей, вскармливающихся грудью.
Доктор Алексис Карбель говорит, что он призывает матерей, чтобы они делали то, что в них заложено Аллахом. Молоко матери – естественное право ребенка. Медицинским исследованием доказано, что смертность среди детей, которых кормят искусственными смесями, в 10 раз больше, чем среди тех, кого вскармливают естественно, и что грудное вскармливание в дополнение к тому, что уменьшает количество смертей среди грудных детей, способствует тому, чтобы ребенок меньше болел, дает ему терпение и спокойствие души. Между тем, искусственное вскармливание приводит к повышенному количеству болезней ЖКТ, выпячиванию верхней челюсти, деформации носа, расширению свода рта, что влияет на рост зубов и подвергает грудного ребенка загрязнению миндалин, глотки, ушей и носовых пазух (см. «Аллах валь-ильмуль-хадис валь-ишаратуль-ильмия», 133-134, с сокращениями).
Грудное вскармливание и умственное развитие детей
Исследование, которое распространил журнал «Pediatric Clinics of North America» от февраля 2001 г., подтвердило, что умственные способности детей, которых матери продолжительно кормили грудью, выше, чем у тех, кого не кормили, и что в зависимости от длительности грудного вскармливания эти умственные способности возрастали.
Недавно ВОЗ и ЮНИСЕФ утвердили, что грудное вскармливание должно продолжаться 2 года. Они призвали матерей всего мира следовать этим рекомендациям. Подобная статья также была опубликована в американском журнале «Pediatric Clinics of North America» в феврале 2001 г.
В ней женщин США призывают следовать рекомендациям Американской академии педиатрии, которая призывает к тому, чтобы минимальный срок кормления был 12 месяцев, и что лучше кормить, как говорит ВОЗ, 2 года.
И эта рекомендация – то, с чем пришел Священный Коран более чем 14 веков назад.
Последние медицинские исследования доказывают, что кормление в течение двух полных лет – обязательно для того, чтобы ребенок нормально рос и развивался.
Грудное вскармливание – защита ребенка и его матери от болезней
Современные исследования доказали, что продолжительное грудное вскармливание материнским молоком защищает от многих бактериальных и вирусных инфекций, уменьшает риск возникновения рака крови (лейкемии) у детей. Чем длиннее период грудного вскармливания, тем больше увеличивается защита от этого вида рака. Также грудное вскармливание защищает от другого вида рака, который поражает лимфатическую систему в организме и называется лимфома (Lymphoma).
Сравнение между естественным и искусственным вскармливанием
1. Состав молока. Состав материнского молока изменяется день ото дня так, как это нужно грудному ребенку, в соответствии с его природой и органами, которые также развиваются. В этом молоко матери отличается от искусственных смесей, имеющих один и тот же постоянный состав.
2. Усвояемость. Материнское молоко легко усваивается, т.к. содержит пищеварительные ферменты, помогающие ферментам в желудке ребенка переварить молоко. Желудок может опорожниться через полтора часа, и его кислотность остается естественной, способствующей ликвидации бактерий, которые попадают в него. Между тем, пищеварение коровьего молока может длиться от 3 до 4 часов. Также многие соли, присутствующие в коровьем молоке, уменьшают кислотность желудка, что дает возможность бактериям размножаться, что приводит к поносу и рвоте.
3. Чистота и стерильность. Материнское молоко стерильно, но редко бывает так, что искусственная смесь не заражена различными бактериями, которые попадают в нее либо в процессе ее приготовления, либо из-за грязной бутылки, в которую ее заливают.
4. Температура. Температура материнского молока постоянная и подходит к температуре ребенка, что нельзя сказать про искусственные смеси.
5. Грудное вскармливание дешевле, или, если сказать, точнее, оно бесплатно, в отличие от искусственных смесей, на которые иногда люди разоряются, и цена этих смесей возрастает день ото дня.
6. Антитела. Материнское молоко содержит различные антитела, которые помогают противостоять болезням, и этих антител гораздо меньше в молоке коров. Поэтому научно и практически доказано, что дети, которых матери кормят грудью, меньше подвергаются вздутию живота, расстройству желудка и кишечника, чем те, которые употребляют искусственные смеси.
7. Грудное вскармливание поддерживает и защищает полезные бактерии в кишечнике, которые играют важную роль во всасывании витаминов и других элементов из бактериальной флоры. При искусственном вскармливании ничего такого не происходит.
8. Грудное вскармливание безопасно для грудного ребенка. Оно не причиняет ему проблем с пищеварением и животом, в то время как при искусственном вскармливании часто бывают поносы, колики, рвота, плохая усвояемость, желудочные и кишечные расстройства.
9. Болезни и их связь с грудным вскармливанием. Искусственное вскармливание может способствовать тому, что ребенок заболеет различными видами болезней, как инфекция дыхательного аппарата, воспаление среднего уха, воспаление и расстройство пищеварительной системы, слабый иммунитет, и все это объясняет, почему процент смертности у детей, которых вскармливают искусственно, в 10 раз больше по сравнению с теми, кого кормят грудью.
Источник
Подробный разбор шариатских вопросов, связанных с грудным вскармливанием
Вопросы, связанныес грудным вскармливанием
1. После рождения ребенка мать должна (ваджиб) кормить его грудным молоком. Однако если отец ребенка богат и может позволить нанять кормилицу, на матери не будет греха в случае оставления этого.
2. Не дозволено кормить грудью чужого ребенка без разрешения мужа. Однако, если ребенок крайне голоден, до такой степени, что есть вероятность, что он умрет, если его не покормить, то разрешено покормить его, не спросив дозволения мужа.
3. Максимальный период грудного вскармливания – 2 года. Кормить ребенка после двух лет – харам.
4. Если ребенок начал есть твердую пищу и из-за этого женщина перестала кормить до истечения срока в два года – в этом нет вреда.
5. Когда ребенок пьет молоко другой женщины, она становится его [молочной] матерью. Муж этой женщины становится отцом. Дети этой женщины рассматриваются как его молочные братья и сестры, и никях с ними – харам. Все отношения, которые запретны для родственников по крови, также запретны по линии молочного родства.
Согласно мнению большинства алимов, это правило применяется, только если ребенок выпил молоко до достижения им двух лет. Если же он пил молоко другой женщины после двух лет, то она не становится его матерью, и ее дети не будут рассматриваться как его братья и сестры.
Поэтому если случится так, что они женятся, их брак будет действительным. По мнению имама Абу Ханифы, рахматуллахи алейхи, срок продлевается до двух с половиной лет [1]. Но существует согласие алимов в том, что если это происходит после двух с половиной лет, то оно не влияет на родство, и никях действителен.
6. Момент, когда молоко проходит внутрь через горло ребенка, – и есть момент, когда все вышеупомянутые отношения становятся запретны. Не имеет значения – мало молока или много.
7. Если ребенок пил молоко не прямо из груди, а молоко было сначала сцежено – и в этом случае все описанные выше отношения – харам. То же самое — в случае, если молоко было влито через нос ребенка. Однако если оно зашло через уши – то это не считается [молочное родство не устанавливается].
8. Если ребенку дают молоко женщины смешанное с водой, лекарством или другой субстанцией, то надо определить: больше молока, или другого, или [их] поровну. Если молока ровно столько же или больше, то эта женщина становится молочной матерью и все отношения [о которых речь шла выше] – харам для этого ребенка. Если же воды, лекарства и т. д. было больше, то она не считается его молочной матерью.
9. Молоко женщины смешивается с коровьим или козьим молоком, и его пьет ребенок. Проверьте, чего больше: если молока женщины ровно столько же или больше, то отношения устанавливаются. И ребенок становится ее молочным сыном или дочерью.
10. Если случается, что у девственницы появляется молоко и его выпил ребенок, то отношения родства устанавливаются, и она становится для него запретной, а также ее дети и т. д. [в соответствии с правилами обычного родства].
11. Если вдруг ребенок выпил молоко женщины, которой нет в живых (например, оно было сцежено и хранилось… – прим. пер.), то даже в этом случае отношения устанавливаются.
12. Двое детей пили молоко одной и той же коровы или козы. Это никак не повлияет на их отношения, они не станут братом и сестрой.
13. Мужчина выпил молоко своей жены. Она не становится запретной для него, однако он совершил большой грех, потому что грудное молоко после двух (или, по другому мнению, двух с половиной – прим. пер.) лет – харам.
14. Если мальчик и девочка пили молоко одной и той же женщины, то они не могут жениться вне зависимости от того, было это в одно и то же время или одного кормили на несколько лет раньше другого.
15. Девочка пила молоко жены Бакира (имя – просто как пример). Эта девочка не может выйти за Бакира, его отца, дедушку, прадедушку и других родственников по прямой восходящей линии. Кроме того, она не может выйти замуж за сыновей Бакира. И также она не может выйти замуж за сыновей Бакира от другой жены.
16. [Еще один пример] Аббас пил молоко Хадиджи. У мужа Хадиджи Кадира была другая жена Зайнаб, с которой он развелся. В этом случае Аббас не может жениться на ней, потому что по молочному родству Кадир – «молочный» отец Аббаса, а никях с бывшей женой отца, как мы знаем, не дозволен. И также Кадир не может жениться на жене Аббаса после ее развода с Аббасом, потому что он рассматривается как свекор. Аббас также не может жениться на сестре Кадира, потому что она теперь его молочная тетя по отцу, а он – ее племянник. Не имеет значения, является она молочной или кровной сестрой Кадира. Однако Кадир может жениться на сестре Аббаса.
17. [Еще один пример] У Аббаса есть сестра по имени Саджида. Она пила молоко одной женщины, но Аббас не пил. В этом случае он может жениться на этой женщине.
18. Сын Аббаса пил молоко Зайнаб. Аббасу разрешено жениться на Зайнаб.
19. [Еще один пример] Кадир и Закир – два брата. У Закира есть молочная сестра, на ней ему не дозволено жениться, а Кадиру – дозволено. В этом нужно разобраться, потому что вопросы подобного рода – сложны для понимания. Именно поэтому мы дали подробные примеры. И если вдруг возникнет нужда – обращайтесь к образованному и разумному алиму.
20. [Еще один пример] Мужчина сделал предложение женщине или женился на ней. Затем пришла другая женщина и сообщила им, что кормила их обоих. Кроме этой женщины, никто другой не заявил и не засвидетельствовал об этом. Тогда между ними не устанавливается молочное родство лишь на основании того, что она говорит. Их никях действителен. Однако если есть два надежных и богобоязненных свидетеля мужчины или один надежный богобоязненный мужчина и две женщины, свидетельствующие об этом, то тогда молочное родство устанавливается. Никях между ними – харам. Но без свидетелей их родство не устанавливается.
Однако если свидетельствует лишь один мужчина или одна женщина или только несколько женщин (без мужчины) и человек в сердце чувствует, что они говорят правду, то им не следует жениться, потому что нет пользы от вхождения в сомнительное без нужды. Однако если никях уже совершен, то он остается действительным.
21. Не дозволено в приготовлении лекарств использовать грудное молоко. Если это уже сделано, то это харам и также харам – его принимать (внутрь) или использовать (в качестве мази и т. д.). Также не дозволяется капать его в глаза или уши в качестве лекарства. Говоря вкратце, не дозволено извлекать выгоду из человеческого молока или использовать его в каких-то личных целях [2].
Примечание:
[1]. То есть если ребенок был накормлен и после двух лет, но до достижения двух с половиной, а затем вступил в брак с ребенком этой женщины, то брак недействителен.
[2]. Имеется в виду, что молоко предназначено только для кормления ребенка.
Автор: Мавляна Ашраф Али Санви
Источник: дарульфикр.ру
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Грудное вскармливание в исламе. Польза материнского молока для ребенка
После появления на свет человек нуждается в материнском молоке. Этот уникальный продукт, по воле Всевышнего, содержит множество необходимых маленькому организму витаминов и питательных веществ. Кормя своё дитя, женщина тем самым демонстрирует ему свою любовь и заботу.
Грудное вскармливание, согласно исламскому вероучению, должно длиться два года. Это обусловлено тем, что на протяжении этого периода жизни малыш нуждается в материнском молоке как в источнике поддержания своего иммунитета. Если же родители примут решение оторвать от груди малыша ранее установленного срока, то это считается дозволенным, но при условии отсутствия вреда для ребёнка. Кормить дольше положенного срока так же не возбраняется, но по мнению богословов-ханафитов, максимальный возраст ребёнка должен быть не более 2 лет 6 месяцев. Учёные-шафииты полагают, что кормить ребёнка грудью дозволено до достижения им возраста 7 лет.
В случае, если мама по тем или иным причинам отказывается от грудного вскармливания в пользу молочных смесей, то это тоже дозволено. Но при этом существует риск покупки некачественного либо содержащего харамные вещества товара, который может навредить малышу. По этой причине, принимая такое решение, необходимо хорошо подумать.
Достоинства грудного вскармливания
Кормление грудью по исламу обладает множеством достоинств для матери. Поэтому каждой женщине желательно давать детям собственное молоко.
Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сказал: «После родов ни одна капля грудного молока не остаётся без награды Аллаха. А если малыш мешает матери спать, то её награда равна освобождению семидесяти рабов» (Табарани). В другом риваяте говорится: «Кормящая мать получает награду за каждую каплю молока, которым она вскармливает ребёнка».
Кроме того, естественное кормление способно привести мать в Райскую обитель. Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Женщины, вынашивающие ребёнка, а затем рожающие, кормящие их грудью и проявляющие к ним любовь и милосердие, если будут молиться и не станут плохо относиться к своим супругам, несомненно окажутся в Раю» (Ахмад, Табарани, Хаким).
Кормящие и пост
Во время грудного вскармливания, как и во время беременности, женщина освобождается от обязательного поста, о чём сказано в хадисе: «Находящимся в пути облегчается молитва, а вынашивающие плод и кормящие освобождаются от соблюдения поста» (Тирмизи, Ибн Маджа). Это обусловлено тем, что ураза и иные виды ограничения в питании могут привести к исчезновению молока, необходимого для малыша.
Тем не менее, это не означает, что кормящим категорически запрещается держать пост. Если мусульманка уверена в отсутствии вреда для себя и ребёнка, она может его соблюдать. Например, если месяц Рамазан приходится на холодное время года, когда отсутствует жара и длительность воздержания от пищи составляет менее полусуток. Однако перед тем как принять подобное решение женщина должна взвесить все «за» и «против» и адекватно оценить своё физиологическое состояние. Фанатичное исполнение религиозных предписаний в данном случае может привести не к дополнительному савабу, а, наоборот, вызвать гнев Всевышнего, Который заботится о Своих творениях и не предписывает им ничего лишнего.
Если мусульманка всё же не соблюдает пост в период кормления, то ей нужно восполнить пропущенные дни в будущем, когда ребёнок будет оторван от груди. В случае, если женщина рожает довольно-таки часто и каждый месяц уразы она либо беременна, либо кормит грудью, то ей дозволено за каждый пропущенный день поста кормить нуждающегося.
Источник