Кормление после года и отлучение
Содержание статьи
Наше завершение ГВ без слез и истерик 1 год 4 месяца
Пишу этот пост для себя на память, а также как инструкцию для тех мам, которых волнует проблема как свернуть грудное вскармливание наименее травматичным способом. Информации по тому, как наладить грудное вскармливание сейчас достаточно много и уже практически в каждом городе появляются консультанты по ГВ, которых часто вызывают мамы в самом начале своего пути. А вот правильной и корректной информации по завершению ГВ достаточно мало, услугами консультантов в данном вопросе обычно не пользуются (предполагаю из-за их активной агитации кормления до самоотлучения), а опыт подруг чаще всего делится на две части: ребёнок отказался сам от груди -так и завершили (самоотлучение или отказ в раннем возрасте от груди, который мама не стала корректировать) или уехала к бабушке, «дали проораться три дня», перебинтовалась, намазала горчицей, зелёнкой и тд. Методы резкого и несвоевременного отлучения за три дня/неделю могут привезти в последствии к нервным проявлениям у ребёнка, например, сосание пальцев. Учитывая характер моего очень возбудимого ребёнка и жуткого «сисечника» ничего из перечисленного мне не подходило. Через месяц мне предстоит выйти на работу и отсутствовать дома достаточное количество времени, возможно, даже иногда с командировками. Взвесив все за и против, я решилась на отлучение. Изучив ряд семинаров, статей разных консультантов по ГВ и детских психологов, я плавно приступила к отлучению в 1 год и 1 месяц и через 3 месяца мы полностью завершили ГВ без истерик, надрывов и захлёбывания. Здесь я опишу подробный план и способы отлучения.
Отступлю немного и изначально изложу свою позицию по поводу такой щепетильной темы как длительность грудного вскармливания. В настоящий момент я бы выделила несколько позиций, которые так или иначе агитируются с той или иной стороны:
1. Кормить до 6 месяцев, так как после данного срока молоко вдруг резко становится бесполезным баловством
2. Педиатрический (неврологический) взгляд: кормить до года, так как если кормить дольше портятся зубы и вообще всплывают все теории Фрейда с сексуальным подтекстом
3. Кормить до двух лет — рекомендация ВОЗ
4. Кормить до самоотлучения — «фанатики ГВ». Кстати, многие фанатики зачастую не в курсе, что истинное самоотлучение обычно происходит в возрасте не 3х лет, а 5-6-7 лет ребёнка когда он сам забудет про грудь совсем.
Каждая мама выбирает свой путь, но лично мне близка 3 позиция по рекомендациям ВОЗ. Хотя обстоятельства, к сожалению, вынудили меня завершить раньше, возраст двух лет плюс минус два месяца выглядит наиболее оптимальным для завершения по нескольким причинам:
1. Легче переживается ребёнком и нервами мамы рост сложных зубов (моляров, клыков)
2. Легче переживаются кишечные инфекции, которые ввиду посещения песочниц, детских площадок так или иначе всплывают после года и другие болезни тоже.
3. Легче переживаются скачки развития нервной системы ребёнка: кризисы года и двух лет (начинает ходить, разговаривать, осваивает новые навыки, если были стрессы — переезды, рождение второго ребёнка и тд)
4. Легче проходит сам процесс отлучения с более подросшим ребёнком ближе к двум годам при условии соответствующей плавной подготовки и умением договариваться с малышом.
Грудное вскармливание — это такой же неотъемлемый процесс воспитания ребёнка наравне с другими вещами. Кормление по требованию является таковым в реальности до 3х месяцев жизни ребёнка, далее во избежание проблем с отлучением, с неприятными привычками (задирание маек, истерики на улице, сосание груди только в определённом положении, сосание определённой груди, отказ от другой, сосание каждые 5 минут в возрасте года и старше, отказ от обычной еды в пользу груди) маме необходимо поэтапно вводить свои правила, воспитывать ребёнка как и где и каким образом они будут кормиться, на мой взгляд важно это назвать кормлением по обоюдному желанию. Я не говорю, что надо заставлять ребёнка орать и терпеть, но после ввода прикорма, мама, например, может вполне не кормить ребёнка на улице если ей это неудобно, заменяя грудь вариантом обычной еды, если конечно она не гуляет с утра до вечера. То есть мама всегда и везде занимает лидирующую роль в ГВ, а не ребёнок выбирает, а мама идёт на поводу.
После года ребёнок обычно сосет грудь на засыпание, может в процессе сна прикладываться как дневного так и ночного, на просыпание и в промежутках когда бодрствует, но обычно это уже кратковременные прикладывания между его играми, делами, прикормом и тд.
Итак, как выглядит стандартный план отлучения:
1. Убираются промежуточные кормления в процессе бодрствования — способ один — отвлекаем чем можем: пойдём посмотрим птичек, поиграем в игру и тд. С детьми чуть старше можно использовать отложенные обещания: да, я покормлю тебя, но когда закончу мыть посуду. К этому времени ребёнок успеет забыть и отвлечься. Важно, в этот период маме быть максимально занятой домашними делами или играми с ребёнком. Когда ребёнок начинает ходить, зачастую подойти приложиться к груди он может от элементарной скуки, отсюда возникают ситуации когда мама жалуется, что только села и уже тут как тут около неё ребёнок требует грудь, для него мама, смотрящая телевизор или сидящая в планшете — не занята, значит можно от скуки приложиться. Если ранее мама не практиковала успокоение ребёнка другими способами кроме груди, то сейчас самое время разрывать данную связь. Ударился — иди я тебя поглажу, обниму, пожалею. В процессе отлучения необходимо максимально увеличить тактильный контакт с ребёнком, вообще обнимать, держать на руках, играть и тд. Данный этап занимает от недели до двух в зависимости от количества кормлений. У нас его почти не было, сын до года в принципе когда бодрствовал прикладывался мало, а сама я не предлагала.
2. Убираются кормления на пробуждение со сна, в начале с дневного, затем с ночного (за исключением подутреннего кормления, которое плавно перетекает в пробуждение, например, ребёнок сосет грудь с 7 до 8 утра и затем окончательно просыпается- такие убираются в самый последний момент) — также отвлекаем сразу- пойдём посмотрим в окно на улице снег выпал или заготавливаем у кровати перекус или водичку. Занимает процесс меньше недели, два-три дня. У нас он прошёл легко, за два дня.
3. Самый сложный этап: учим засыпать без груди. В большинстве случаев предлагается начать с дневного сна, но в одном из источников я нашла совет попробовать начать с ночного сна и не пожалела. Во-первых, ночью как стемнеет начинает вырабатываться гормон сна — мелатонин, ребёнок так и так уснёт, а днём велика вероятность что конкретно собьётся режим и малыш вообще откажется от сна, накопив усталость ещё и задаст жару вечером. Перед обучением сну без груди очень важно провести ряд подготовительных мероприятий:
— у ребёнка должен быть налаженный режим в плане сна и отдыха, привычка засыпать в одно и тоже время
— за два-три дня важно начать повторять малышу с самого утра что он уже большой и скоро будет спать без груди, может со стороны это звучит смешно, но многочисленные повторения работают даже с годовалыми и со временем это откладывается
Грудь для малыша является неотъемлемой частью ритуала отхода ко сну. Самая важная задача-сбить эту ассоциацию и предложить новый ритуал. Здесь уже мама должна проанализировать что ещё успокаивает её ребёнка за исключением груди. Мой ребёнок с рождения любил музыку, а к году вообще стал требовать чтобы я чаще пела ему, в такие моменты он успокаивался даже когда был не в духе. Мы долго подбирали свой ритуал, сейчас днём засыпает после нескольких песен, на ночь читаем сказки, затем пою.
Для того чтобы сбить ассоциацию с груди необходимо от трёх до пяти дней. Предлагаются следующие методики:
1. Обучение сну с помощником. Обычно в роли помощника выступают папа или бабушка- наиболее близкий человек после мамы. Будет очень здорово, если у помощника ужа был опыт укладывания ребёнка спать без участия мамы. Помощник должен быть уверен в своих силах что сможет уложить малыша. Ребёнку в день х с утра постоянно повторяем, что сегодня ты пойдёшь спать с папой/бабушкой. Выполняем привычный ритуал отхода ко сну: помылись, почистили зубы, покушали грудь, но принципиально в новом месте, то есть если кормили на кровати лёжа и далее малыш засыпал, то теперь важно покормиться в другой комнате или сидя в кресле. Затем ребёнок передаётся помощнику, мама выходит из комнаты, а возможно и из квартиры — сходить в магазин, например на полчаса (часто малыши идут искать маму по квартире) и тут уже помощнику разрешается все что угодно делать лижбы уложить малыша- песни петь, качать на руках, гладить, главное не прибегать к помощи мамы! Не сказать что слез не будет, слезы будут, но это уже будет не истерика, ребёнок сыт, мама предварительно покормила, от папы или бабушки так или иначе сиси не добиться. Самый тяжёлый первый день, малыш может долго засыпать, возиться, процесс может занять от 40 минут до двух часов. На третий день должно становится легче. И уже с четвёртого дня мама может уже сама пойти уложить спать без помощи папы. Оговорюсь, у нас этот способ не пошёл, да ребёнок укладывался с папой, и с течением времени все быстрее, но все равно каждый раз плакал- наслоился не очень удачный этап развития — привязанности к маме, ему откровенно было страшно остаться без меня. И при словах идём спать с папой уже начинались слезы и в дни обучения он истерил даже если я исчезаю из виду на секунду- поход в ванну и на кухню был трагедией. В итоге мы прекратили, но у некоторых моих знакомых все прекрасно получилось.
2. Обучение сну самостоятельно. Процедура та же самая, кормим в другом месте, затем укладываем, может быть тяжело, ребёнок чувствует мамину грудь и будет требовать, но у нас этот способ как раз вызвал наименьше негатива. Я читала стихи на диване в другой комнате пока сын был на груди, затем говорила идём спать и мы шли в спальню. Я пела песни, он ползал по кровати и засыпал в итоге. Процесс занял где-то 4 дня, на 4й день заснул быстро за 15 минут. После 4х дней я немного изменила последовательность: в начале дала грудь, затем мы вместе смотрели книгу и читали стихи, затем шли спать. Ещё через два дня я убрала это кормление совсем, сын отнёсся к этому спокойно.
3. Обучение сну по таймеру. Привычный ритуал, кормим, но не даём заснуть на груди. Когда видим что уже засыпает забираем грудь. Можно использовать таймер, например поставив его на 20 минут. Все таймер пропищал — мама грудь забирает. Смысл — постепенно сокращать время таймера доведя до 1-2 минут. У нас этот способ тоже не сработал, но может кому то он подойдёт.
После того как научили засыпать без груди на ночь можно приступить к обучению на дневной сон. Этот процесс дольше- обычно занимает от 10 до 15 дней. Принципы такие же как и с ночным сном, просто все дольше и ребёнку нужно больше времени чтобы заснуть. Нам понадобилось дней 15-20 для возвращения к нормальному режиму.
4. Убираются кормления во время дневного сна. По идее они должны уйти сами как только малыш научиться засыпать без груди. Но у нас они не ушли сразу. Сын с двух месяцев просыпался и днём и ночью каждые 40 минут и прикладывался к груди. Обычно днём я подходила к этому времени и ложилась рядом, если не удавалось погладить успокоить давала грудь. Через дней 10 от начала обучения на дневной сон мне пришлось три дня гулять с ребенком оба сна на улице. В коляске спит хорошо. После этого он перестал дома просыпаться на подсос.
5. Убираются кормления во время ночного сна. Важно при этом плотно покормить за ужином. Также как и с дневным сном когда сбивается ассоциация на сон с груди, у ребёнка со временем через 2-3 недели начинают появляться большие перерывы ночью. Мой ребёнок через месяц перестал просыпаться каждые 40 минут, но все равно кормлений оставалось примерно 3-4. Тактика заключается в том, что постепенно поэтапно оттягивается время первого кормления после засыпания. Допустим, мой сын просыпался после засыпания часа через два, я гладила его и повторяла спи сынок, он хныкал два раза, ложился и спал дальше, следующий раз он уже проснулся в три ночи. В груди я не отказывала и так постепенно за 2-3 недели мы вышли на 2 подутренних кормления в 5 и 7 утра.
6. Убираются подутренние кормления. Тактика такая же как в предыдущем случае или мама просыпается раньше ребёнка и идёт готовить завтрак. Последние одно- два кормления можно убрать одномоментно за пару дней.
Зачастую к году ГВ мамы очень устали, истощены морально и физически, плюс и ребёнок переживает новый этап развития и повисает на маме как младенец. Многих наводит это на мысль одномоментно и резко прекратить ГВ, но возможно прочитав мой опыт вы решитесь попробовать и остановиться на любом этапе этого процесса. Можно улучшить сон малыша и научить спать без груди, тем самым дав возможность маме устроить небольшой отгул к подружкам или по другим делам спокойно оставив с другим членом семьи.
Важно!!! Не применять практики обучения сну без груди ранее 6 месяцев малыша- может сказаться на объёме молока!
Последний месяц мы жили на двух подутренних кормлениях, наконец-то после года бессонных ночей я более менее начала высыпаться. ГВ меня абсолютно не напрягало и если бы не обстоятельства я продолжила кормить как минимум пока не вылезли клыки. В процессе отлучения я часто делала отступления назад, я не отказывала если ребёнок сильно плакал приложиться днём, но не привязывала больше кормления ко сну. Да, мой сын стал спать лучше, но он все равно спит чутко и часто просыпается когда лезут зубы и кричит. Вообщем и целом отлучение мне далось тяжелее, чем ему, я оттягивала эти два последних кормления до последнего. Затем свела к одному и убрала совсем. Грудь не наливалась, сцеживаться и пить препараты не пришлось. Также не рекомендую заменять едой или водой ночные кормления — опыт многих мам показывает, что меняем шило на мыло, вместо груди появляется привычка пить воду или кефир.
Надеюсь мой опыт будет кому-то полезен. Информации изучено много, готова ответить на ваши вопросы.
P.S. Подружкам- заранее извиняюсь, если вам это неактуально, просили несколько человек, не стала перебирать.
Доктор Комаровский рассказал, как долго маме стоит кормить ребенка грудью
Источник
Кормление после года
Салли Нейдел, Олд Бридж, Нью Джерси, США
Опубликовано в NEW BEGINNINGS, Vol. 6 No. 4, July-August 1990, pp. 99-103
Перевод Александры Казачок. Редакция Марии Сорокиной.
Благодарим Лилию Цапину за фотографию
Однажды в библиотеке я услышала разговор двух мам с маленькими детьми. Одна спросила: «Ты ещё кормишь Райана?» Другая ответила: «Нет, наш врач сказал отлучать в год, и я отлучила, хотя у меня сердце разрывалось».
Я помню, что услышала похожий совет от своего педиатра, когда моей старшей исполнился год. Я настойчиво попросила объяснить причину, и ответ был таким: «Чтобы она училась независимости». Я тогда проигнорировала этот совет лишь потому, что моя лучшая подруга кормила двухлетнего ребёнка, с огромной любовью и нежностью и явно без отрицательных последствий. Однако, когда мамам говорят, что пора отлучать ребенка от груди, не у всех перед глазами есть положительный пример для подражания. Грустно наблюдать, сколько матерей бросают грудное вскармливание до того, как готовы и мать и ребёнок, только из-за необоснованных безапелляционных советов.
Почему же столько врачей рекомендуют отлучение в год? Ответ на этот вопрос вы найдете здесь. Недавно одна женщина задала вопрос в колонке вопросов — ответов популярного журнала: «Когда отлучать ребенка от груди?» Ответ педиатра отражает общепринятое заблуждение. Врач ответил: «Отлучайте в год, потому что с этого возраста ребёнку уже можно давать коровье молоко». Но детей кормят грудью не только ради питания, и не из чувства долга, а потому что получают огромное удовлетворение от процесса.
Для многих матерей вопрос не в том, «Как долго мне необходимо кормить для здоровья ребёнка?» — а в том, «Существует ли возраст, после которого грудное кормление может как-то навредить?» Если такого ограничения по возрасту нет, почему бы не оставить длительность кормления на усмотрение матери? Существуют ли доказательства необходимости отлучения в год?
Что показывают исследования
Исследования говорят о пользе грудного кормления после года. Одно из преимуществ — питательная ценность. Исследования показывают, что на втором году жизни ребёнка молоко с точки зрения питательной ценности по составу очень похоже на молоко первого года (Victora, 1984). Даже после двух и более лет молоко остается ценным источником белков, жиров, кальция и витаминов (Jelliffe and Jelliffe, 1978).
Второе преимущество — иммунитет к заболеваниям. Доказано, что концентрация иммуноглобулинов в молоке увеличивается с возрастом ребёнка и с сокращением числа кормлений, таким образом дети постарше получают сильную иммунную поддержку (Goldman et al, 1983). Исследование в республике Бангладеш показало, насколько сильны эти иммунные факторы. Было обнаружено, что в условиях местной нищеты отлучение детей в возрасте от восемнадцати до тридцати шести месяцев удваивает риск их смерти. (Briend et al, 1988). Такой результат объясняется в основном действием иммунных факторов грудного молока, хотя и питательная ценность в данном случае имеет большое значение. Конечно, в развитых странах отлучение от груди не является вопросом жизни и смерти, но долгое кормление грудью вполне может сократить количество визитов к врачу.
Третье преимущество — устойчивость к аллергиям. Существует достаточно подтверждений того, что чем позже в рацион ребенка попадают коровье молоко и другие распространенные аллергены, тем меньше вероятность развития аллергических реакций (Savilahti, 1987).
Психологический аспект
Любой матери, кормившей ребёнка постарше, знакомо чувство нежности и близости, возникающее от кормления более старшего ребёнка, который даже может сам говорить о кормлении. Не нужно читать медицинские журналы, чтобы узнать, что это доставляет удовольствие и маме и ребёнку. Однако было ли об этом что-либо вообще написано и опубликовано?
Одна женщина-психиатр (Waletzky, 1979) в своей работе рекомендует естественное прекращение кормления. Она считает, что раннее насильственное отлучение эмоционально травмирует ребёнка, и большая часть рекомендаций педиатров по отлучению «основываются на личных чувствах и предрассудках, а не на медицинских фактах». Она пишет: «Внезапное и преждевременное лишение ребёнка возможности получать наивысшее эмоциональное удовлетворение, которое было ему когда-либо известно, может вызвать значительный непосредственный и долговременный стресс. Такой подход (насильственное отлучение — прим. пер.) рассматривает грудное кормление лишь как источник питания, не понимая его значения как средства утешения, общения и источника положительных эмоций для матери и ребёнка». Хорошо сказано! Однако работа Валецки (Waletzky) основывается на ее профессиональном опыте психиатра, а не на исследованиях.
Отчетов об исследованиях психологического аспекта грудного кормления крайне мало. Одно исследование, занимавшееся именно детьми, которых кормили дольше года, показало значительную связь между длительностью кормления и последующей социальной адаптацией в 6-8-летнем возрасте по оценкам учителей и матерей. (Ferguson et al, 1987). По словам исследователей, «Статистически выявлена тенденция снижения уровня проблем поведения с увеличением длительности грудного кормления». Результаты интерпретируются авторами с большой осторожностью, упоминая, что в исследовании не учитывались особенности взаимоотношений между матерью и ребёнком в группах грудничков и искусственников, которые могли повлиять на разницу в последующей социальной адаптации. Но, по сути, какая разница, чем вызвано улучшение поведения в дальнейшем — грудным вскармливанием как таковым или поведением матери, характерным для женщин, готовых кормить после года. Важен результат, а он таков, что дети, которых кормили дольше, позже были замечены в более умелой социальной адаптации. Связь между продолжительностью кормления и социальной адаптацией прослеживалась сильнее и более последовательно, когда поведение детей оценивалось их матерями, по сравнению с оценкой учителей (хотя связь была значительно выражена в обеих группах), что говорит о том, что долгокормящие матери склонны оценивать своих детей более положительно, чем матери, не кормящие после года.
Думаю, многие согласятся, что кормление помогает нам более положительно относиться к детям, поддерживает чувства близости и любви, что особенно важно в период, когда приходится выдерживать иррациональные требования и эмоциональные взрывы малышей после года. В каком бы напряжении я не находилась, когда я сажусь кормить своего младшего, практически всегда к концу кормления мы оба расслабляемся, и настроение заметно улучшается.
Культура и общественное мнение
Все ли врачи основывают свои советы по отлучению от груди на медицинских исследованиях? Очевидно, нет, поскольку никаких отрицательных последствий кормления после года наукой не обнаружено, а положительные подтверждаются множеством свидетельств. Тогда на чем основан столь часто раздающийся совет: «Отлучайте в год»?
Возможно, здесь играют роль несколько факторов. Одним из них может быть культурный стереотип и, как выразилась д-р Валецки (Waletzky), «личные предрассудки». Врачи, как и все мы, подвержены влиянию принятых в обществе стандартных моделей мышления. А в наше время среди родителей, похоже, модно ожидать от детей опережающего развития и ранней независимости. Акцент на раннее отлучение от груди неплохо вписывается в общее течение, поощряющее в детях раннюю самостоятельность. Однако именно преждевременное насильственное отлучение может спровоцировать задержку эмоционального развития и усилить зависимость от родителей, по мнению д-ра Валецки (Waletzky) и многих других.
Другим фактором, влияющим на мнения о сроках отлучения, может быть ускоряющийся ритм жизни современного общества. Неограниченное кормление не кажется совместимым с современным образом жизни. Многие статьи об отлучении изначально предполагают, что матери стремятся прекратить кормление, как только смогут это сделать, не вредя питанию ребенка.
Еще одна из возможных причин может заключаться в том, что врачи, опять же, как и другие люди, подвержены распространенным в нашей культуре предрассудкам, рассматривающим женскую грудь как сексуальный стимул. Возможно, ребёнок, уже умеющий говорить, считается слишком взрослым, чтобы находить физическое удовлетворение в материнской груди.
Как бы там ни было, в нашей культуре не считается общепринятым кормить после года, поэтому принято считать, что матери захочется отлучить ребенка старше этого возраста.
Медицинские заблуждения
Некоторые врачи считают, что грудное кормление помешает ребенку развить аппетит к другой пище. Однако не существует подтверждения тому, что груднички отказываются от прикорма больше, чем уже отлучённые от груди. Более того, большинство исследователей, работающих в странах третьего мира, где аппетит плохо питающихся детей приобретает критическое значение, рекомендует продолжать кормить грудью даже серьезно недоедающих (Briend et al, 1988; Rhode, 1988; Shattock and Stephens, 1975; White, 1985). Предлагается помочь недокормленному ребёнку после года не путем отлучения, а расширяя рацион матери, чтобы улучшить питательную ценность её молока (Ahn and MacLean. 1980; Jelliffe and Jelliffe, 1978), при этом предлагая ребёнку более разнообразную и вкусную еду для улучшения аппетита (Rohde, 1988; Tangermann, 1988; Underwood, 1985).
Как говорить с врачом
Поскольку некоторые врачи думают, что для матери грудное вскармливание — скорее неприятная обязанность, нежели удовольствие, матери особенно важно вовремя сказать врачу, что она хочет продолжать кормление. Врач может предположить, что мать интересуют только соображения питания ребёнка и её собственного удобства, если она чётко и ясно не пояснит свою позицию.
Лучший способ оказать положительное влияние на врача — уверенно выразить свою точку зрения. Например, можно сказать: «Мы с Мег обе получаем огромное удовольствие от кормления. Ей оно явно идёт на пользу. Она всегда в хорошем настроении и замечательно растёт». Сравните это с такой менее уверенной попыткой: «Я не знаю, пора мне отлучать Мег от груди или нет. Ей, в общем-то, грудное кормление вроде не вредит… Как вы думаете, может, стоит пока продолжать?» Какой из этих примеров имеет больше шансов получить положительный ответ о продолжении кормления?
Не все врачи рекомендуют отлучение в год. Те, которые рекомендуют, могут кое-чему научиться от матерей-энтузиасток естественного окончания кормления. Многие из нас не упоминают о грудном кормлении у врача, во избежание ненужных советов, но если бы мы больше говорили о своем положительном опыте долгого кормления, возможно, нам бы удалось изменить отношение к вопросу у некоторых представителей медицинского сообщества. Для этого нужна уверенность и смелость, но информация о том, что естественное окончание кормления поддерживается исследованиями, помогла мне обрести уверенность, что это правильно и с медицинской и с эмоциональной точек зрения.
Вам также может понравится статья
Как избегать споров и реагировать на критику о кормлении грудью
Литература
Ahn, C H and MacLean, W C. Growth of the exclusively breastfed infant. Am J Clin Nutr 1980; 33:183-92.
Briend, A. et al. Breast feeding, nutritional e, and child survival in rural Bangladesh. Br Med J 1988; 296:879-82.
Ferguson, D. M. et al. Breastfeeding and subsequent adjustment in six- to eight-year-old children. J Child Psychol Psychiatr Allied Discip 1987; 28:378-86.
Goldman, A. S. et al. Immunologic components in human milk during the second year of lactation. Acta F’aediatr Scand 1983; 722:133-34.
Guilick, E. E. Effects of Breastfeeding on Infant Health. Pediatr Nurs 1986; 12(1): 51-54.
Jelliffe, D. B. and Jelliffe, E. F. P. The volume and composition of human milk in poorly nourished communities. A review. Am J Clin Nutr 1978; 31:492-509.
Rohde, J. E. Breastfeeding beyond twelve months. Lancet 1988; 2:1016.
Savilahti, V. M. et al . Prolonged exclusive breast feeding and heredity as determinants in infantile atopy. Arch Dis Child 1987; 62 269-73.
Shattock, F M. and Stephens, A. J. H. Duration of breastfeeding. Lancet 1975; 1:113-14.
Tangermann, R. H. et al. Breastfeeding beyond twelve months. Lancet 1988; 2:1016.
Underwood, B. A. Weaning practices in deprived environments: the weaning dilemma. Pediatr 1985; 75:194-98.
Victora, C. G. et al. Is prolonged breastfeeding associated with malnutrition? Am J Clin Nutr 1984; 39:307-14.
Waletzky, L. R. Breastfeeding and weaning: some psychological considerations. Primary Care 1979; 6:341-55.
White, R. G. The human weaning process. Pediatr 1985; 75: 189-93.
Источник