Кормление недоношенного ребенка через бутылочку

Техника кормления недоношенных детей через зонд и из бутылочки

Манипуляция — Техника кормления недоношенных детей (через зонд и из бутылочки)

Кормление недоношенного ребенка через зонд.

Цель:

— обеспечение полноценного питания ребенку;

— обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.

Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса Противопоказания: нет

Оснащение стерильный зонд, 2 шприца в лотке, ватные шарики, пинцет, бутылочка или мензурка, 0,02% р-р фурацилина

— набор для пеленания, набор для туалета носа и умывания, емкость с 1% р-ром хлорамина, емкость «чистая ветошь», лоток для использованного материала, кастрюля с водой.

Мед.сестра работает в маске!

Подготовка к процедуре

1. Рассчитайте необходимое количество молока,

2. Вымойте руки с антисептическим мылом,

3. Налейте в чистую бутылку молоко,

4. Возьмите небольшую кастрюлю или металлическую кружку:

— прикройте дно кастрюли марлевой салфеткой,

— налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов,

5. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока в бутылочке,

6. Температура молока для бутылочки 40-45 градусов. Определите температуру молока, капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья,

7. Подготовьте ребенка к кормлению: перепеленайте, проведите туалет носа, положите ребенка на спину, повернув голову набок,

8. Вымойте руки, наденьте перчатки,

9. Возьмите одноразовый зонд:

— измерьте расстояние от переносицы ребенка до мечевидного отростка,

— сделайте отметку на зонде,

— положите зонд в стерильный лоток,

— возьмите шприц из стерильного лотка в правую руку.

10. Наберите молоко в шприц:

— возьмите в левую руку зонд,

— откройте зонд,

— заполните зонд молоком,

— отсоедините шприц, положите в лоток,

— закройте зонд заглушкой или зажимом.

11. Смочите конец зонда в молоке или в р-ре буры в глицерине.

Выполнение процедуры

12. Возьмите зонд в правую руку на расстоянии 7-8 см от конца,

13. Введите зонд в носовой ход и продвиньте зонд до отметки.

ЗАПОМНИТЕ! Не начинайте кормить ребенка не убедившись, что зонд находится в желудке! Контролируйте дыхание и цвет кожи ребенка!

14. Откройте зонд и подсоедините к нему шприц с остатком молока:

— введите медленно молоко в желудок

— отсоедините шприц и положите в лоток

— закройте зонд

15. Наберите в другой шприц 1-2 мл кипяченой воды:

— откройте зонд,

— подсоедините шприц к зонду и промойте зонд кипяченой водой,

— отсоедините шприц и положите в лоток,

— закройте зонд.

Окончание процедуры.

16. Закрепите зонд на щечке лейкопластырем до следующего кормления,

17. Положите ребенка в кроватку на бочок.

Кормление ребенка из бутылочки.

Показания: наличие глотательного и сосательного рефлекса у недоношенного ребенка, искусственное и смешанное вскармливание.

Противопоказания: отсутствие сосательного рефлекса

Оснащение: набор для пеленания, тонкая пеленка, кастрюля с горячей водой, чистая бутылочка, емкость, чистые соски, пинцет в стакане, ватные шарики, емкость «1% р-р хлорамина», емкость » чистая ветошь», лоток для использованного материала.

Мед.сестра работает в маске!

Подготовка к процедуре

1. Рассчитать необходимое кол-во молока,

2. Вымойте руки,

3. Возьмите чистую бутылочку,

4. Налейте в бутылочку молоко:

— закройте бутылочку стерильным ватным шариком.

5. Возьмите кастрюлю:

— положите на дно ветошь,

— налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов.

6. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока. Время 10 минут.

7. Возьмите бутылочку из кастрюли:

— уберите шарик в лоток для использованного материала.

8. Возьмите пинцетом из емкости «чистые соски» соску с небольшим отверстием.

Примечание: отверстие в соске сделайте раскаленной иглой.

9. Наденьте соску на бутылочку.

10. Проверьте величину отверстия в соске и температуру смеси: перевернув бутылочку вниз соской и капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья.

11. Поставьте бутылочку на стол.

12. Подготовьте ребенка к кормлению:

— перепеленайте,

— проведите туалет носа ватными жгутиками,

— умойте ребенка ватными шариками, смочив их 0,02% р-ром фурацилина.

Выполнение процедуры

13. Возьмите ребенка на левую руку,

14. Сядьте удобно на стул,

15. Положите пеленку на грудь ребенка,

16. Возьмите бутылочку в правую руку снизу, приподняв ее под углом 45 градусов так, чтобы горлышко было

постоянно заполнено смесью.

17. Ребенок должен плотно охватить соску губами Окончание процедуры.

18. Уберите соску изо рта ребенка, бутылочку поставьте на стол.

19. Оботрите губы ребенка пеленкой:

— подержите ребенка несколько минут вертикально для профилактики срыгивания

— положите ребенка в кроватку на бочок.

Инфекционный контроль:

1. Использованные соски замачивают на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы (50,0 на 10 л. воды) затем промывают под проточной водой , кипятят в кастрюле 10 минут, хранят в чистой, закрытой емкости, откуда берут их чистым пинцетом.

2. Бутылочки промыть проточной водой. Замочить на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы, затем промыть ершиком. Кипятить в течении 15 минут. Воду слить и хранить в кастрюле с закрытой крышкой.

Читайте также:  Интервал кормления ребенка ночью

3. Зонд замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут.

4. Обработать руки на гигиеническом уровне.

Источник

Кормление недоношенного

Анастасия

Я советую не приучать к бутылке, если вы хотите кормить грудью то бутылку не надо. Сцеживайте и скарливайте через шприц без иглы, когда наберет вес и будут силы сосать грудь тогда спокойно на грудь перейдете, а если приучите к бутылке то грудь потом может и не взять, а если и возьмёт то это неправильный захват вам обеспечен.

Елена

а с чего вы взяли, что ваша норма 40мл? Мой сын в год съедал по 90 мл (прикорм не кушал вообще), и вес набирался нормально) И да, детки хитрюши ещё те, и если поняли, что с бутылочки сосать проще, то со временем могут вообще грудь не брать в качестве кормления, только для успокоения.

Светлана

Добрый день. Вы сейчас в больнице находитесь? Моя младшая дочь тоже родилась на 30-той неделе (лежали в 4-ой, замечательная врач, Ирина Степановна). с зонда дочь кушала чуть больше 4 недель. Потом через раз начали подсовывать бутылочку. Когда стала съедать из бутылочки, через пару дней нас перевели в палату я и ребёнок (плюс ещё две мамочки с детками). грудь прикладывала время от времени, но получилось так что начала сосать грудь на третьем месяце а когда дочери было четыре месяца, у меня пропало молоко :(. Дочь была слишком слаба для того чтобы самостоятельно сосать грудь. Думаю, что торопить ребёнка не стоит перерабатываться, прикладывать. Невролога грамотного для ребёнка могу порекомендовать, если захотите (мы к сожалению, нашли её после трех ребёнкинских лет)

Дарья

Сколько дней вы уже кушаете из бутылки? У нас первые дни практически так же было, через недельку привык, но норму редко когда съедал. В 3 недели нас выписали домой, там дело пошло лучше. Но грудь он так и не взял. 2,5 мес я сцеживалась. Потом выявили лактозную недостаточность и до сих пор (9 мес сейчас) мы на безлактозной смеси. Но ничего, это все мелочи и все у вас будет хорошо!

tania

Очень многое зависит от соски в бутылке, у нас была такая же проблема, пока не нашли свою бутылку. Попробуйте латексную соску, а не силиконовую. Из латексной намного легче сосать. Есть например Chicco well being или Nuk

Алексия

У подруги сын тоже на 30 неделе родился! 1090 и 38 см, тоже сцеживалась и носила молочко ему! Долго лежал всреанимации пока учился сам дышать, пока сердечко в норму пришло! Потом дали прикладывать, тоже ел мало, потом ничего втянулся! Правда когда приноровился, молоко пропало, потому что мало прикладывала:(((

Мяша

Фига себе норма 🙂 чет мне казалось, что таким крохам в районе 5-7мл давали за раз о0 Сын норму в опн тоже ооооочень редко съедал, половину осилит, а дальше танцы с бубном. Имитировали сосательное движение бутылочкой, теребила за ушко и щечку, пробовала давать остаток через 10-15-30 минут. За 1,5 недели кормления в опн с бутылочки от груди не отказался, нам приносили молоко в бутылках pigeon для недоношенных

Аник

У вас сложный случай. Чтоб сосать (грудь или бутылочку) ребенку нужно многое развить. Сосание это не так уж просто, синхронизируется множество лицевых мышц с движениями языка, плюс еще дыхание и глотание. Даже доношенные дети иногда первые несколько дней, а то и недель могут проявлять неспособность сосать. Это может быть связано с незрелостью головного мозга. По идее, сейчас нужна помощь грамотного консультанта по ГВ, который покажет как выглаживать язычок, и с чего вообще начинать лучше. Поможет отследить динамику.

Странное чувство

У меня в 34 и 4 первые дни ели по 15 мл в течении часа! А в первый месяц по 30 мл, только к началу второго месяца 60. Ели по полчаса. Один так и ел по полчаса, еле сосал пока не стал вообще отказываться сосать))

Людмила

Мы в 28 родились. При кормлении если засыпает, то надо крутить соску. После больничных у нас лучше всего пиджен бутылки подошли, они мягкие. Если не доел, то пробовать докормить из шприца, у некоторых с ложки получается. При засыпание на кормежке будить за ушко, пяточку. И для тех кто комит своим молоком в него надо добавлять для усваиваемости и калорийности порошок Нан ( точно не помню как называется, это для недоношенных, у нас в реабилитации кто кормил все добавляли).

Читать все 21 комментарий

Источник

Недоношенные дети: особенности вскармливания

Недоношенный малыш нуждается в повышенном поступлении в организм необходимых питательных веществ.

Причем наиболее важными являются первые две недели жизни. К примеру, при нехватке углеводов страдает развитие и созревание нервной системы. Поэтому полноценное питание крайне важно для выхаживания незрелого ребенка, которое необходимо правильно наладить с первых дней его жизни.

Мамино молоко для недоношенного крохи

О ценности грудного молока при рождении доношенного ребенка мы говорили ранее в одной из наших статей: Состав грудного молока или Всё, что вы хотели знать о ценности грудного молока.

Однако Мудрой Природой предусмотрено, что грудное молоко женщины, родившей преждевременно, отличается по содержанию.

В нем больше:

* Белка и незаменимых аминокислот (строительных элементов для построения белков).

* Олигосахаридов, которые участвуют в формировании слизистой оболочки кишечника и способствуют активизации полезной микрофлоры, улучшают работу иммунной системы.

Читайте также:  Подготовка к кормлению матери и ребенка к кормлению грудью

* Защитных иммунных факторов, а особенно лизоцима — фермента, разрушающего стенки бактерий.

* Натрия, железа и магния, которые необходимы для интенсивного роста малютки, синтеза гемоглобина и работы организма в целом.

* Лактоферрина — белка, защищающего новорожденного ребенка от болезнетворных микроорганизмов, пока не заработает его собственная иммунная система.

* Иназитола — жира, принимающего участие в передаче импульса по нервным волокнам.

В нем немного лактозы (сахар материнского молока), которая плохо усваивается у незрелых детей.

Вскармливание недоношенного ребенка: основные моменты

Трудности с кормлением и усвоением грудного молока связаны с незрелостью нервной и пищеварительной системы у недоношенных детей. Об этом речь шла в одном из прошлых материалов: Недоношенные дети: Особенности физиологии. Часть 2.

Поэтому при вскармливании незрелых малышей учитывается несколько моментов:

* Способ и время первого кормления

* Возможность прикладывания к груди

* Объем питания

* Кормление маминым грудным молоком или искусственной молочной смесью

Конечно, в начале все действия во время кормления выполняет медицинский персонал. Поэтому, казалось бы, что знать все тонкости маме вовсе не обязательно. Однако все же с некоторыми особенностями питания первых дней и недель жизни незрелого крохи лучше ознакомиться.

Первое кормление

Здорового ребенка с первой степенью недоношенности при хорошем самочувствии прикладывают к груди матери в первые 20-30 минут жизни либо через 2-3 часа.

К детям со сроком гестации менее 33-34 недель и массой не более 2000 грамм либо при тяжелом состоянии применяется иной подход: осторожность и постепенность.

Поэтому в начале восполняется количество жидкости и калории, а также готовится желудочно-кишечный тракт к питанию внутрь. Для этого несколько кормлений ребенку предлагают питье — 5% раствор глюкозы. При хорошей переносимости глюкозы начинают кормление малыша сцеженным материнским молоком либо адаптированной искусственной молочной смесью.

Однако полный объем питания незрелые детки усваивать не могут. Поэтому кормление начинается с небольшого количества питания, затем постепенно его увеличивают.

Кроме того, недостающий объем жидкости и калории обязательно восполняются путем внутривенного введения жидкостей (парентеральное питание) и/или 5% глюкозы внутрь.

Каков объем кормления?

Ребенку с массой тела от 1500 до 2000 грамм кормление начинают с 5 мл грудного молока, с массой 1000-1500 грамм — 2-3 мл, постепенно увеличивая объем на 3-5 мл. Малыша кормят каждые 2-2,5 часа, не делая перерывы в ночные часы.

Кроху с весом менее 1000 грамм начинают кормить спустя 12-24 часа после рождения по 2-3 мл на одно кормление, постепенно увеличивая его объем на 2-3 мл.

Также продолжается внутривенное питание в зависимости от потребности ребенка в калориях и жидкости, изменения веса, выделенной мочи и других показателей. Однако объем внутривенного питания уменьшается по мере увеличения количества съедаемого грудного молока либо искусственной молочной смеси.

Чем кормить?

Незрелого кроху лучше всего кормить сцеженным маминым молозивным молоком, Поскольку оно лучше усваивается, а организм крохи получает необходимые питательные вещества.

Кроме того, имеются явные преимущества: экономически выгодно, хорошая защита от инфекции, ускоряется созревание слизистой желудочно-кишечного тракта

При отсутствии возможности кормления маминым молоком используется специальные обогащенные искусственные молочные смеси для недоношенных детей: «Пре-Нутрилак» (отечественная смесь), «Алпрем» фирмы «Нестле», «Фрисопре» фирмы «Фрисланд» и другие.

Кроме того, при кормлении сцеженным молоком либо его частью нередко рекомендуется вводить в питание смеси-фортификаторы, которые содержат полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК). Например, «Неонатал-ВМF» фирмы «Нутриция».

ПНЖК способствуют созреванию нервной системы, физическому и психическому развитию недоношенного ребенка.

В настоящее время не рекомендуется применение донорского грудного молока. Считается, что высока вероятность передачи с ним возбудителей инфекционных заболеваний ребенку. Однако возможно замораживание донорского молока, поскольку при низких температурах болезнетворные микроорганизмы уничтожаются.

Заморозка должна проводиться с соблюдением необходимых условий: создание и поддержание соответствующей температуры в морозильной камере, применение специальных контейнеров для сбора и хранения грудного молока.

О создании собственного «молочного банка» в домашних условиях читайте в нашей статье: Как запасти грудное молоко.

Как кормить?

До 33-34 недель, как правило, практикуется кормление или введение глюкозы в желудок через зонд. Поскольку сосательный и глотательный рефлексы слабые, а их координация нарушена.

Зонд рекомендуется вводить через полость рта. При введении зонда через носовые ходы создается дополнительное препятствие на пути воздуха, что может привести к кратковременной остановке дыхания (апноэ).

Питание через зонд осуществляется двумя способами:

* Прерывисто — отдельно каждое кормление.

* Постоянно — капельно с заданной скоростью при помощи инфузионного насоса (линиамата). Способ наиболее предпочтителен у глубоконедоношенных детей.

Также вполне применимо кормление малыша со шприца (удобнее), ложечки или чашечки. Обычно эти способы используют, когда кормление через зонд не показано, но состояние ребенка не позволяет приложить его к груди матери. При таком кормлении кроха выполняет движения как во время сосании маминой груди. Поэтому в последующем он легче захватывает сосок и активно сосет.

Нецелесообразно кормление ребенка из бутылочки через соску. Поскольку нарушается механика сосательных движений, что затрудняет дальнейшее успешное грудное вскармливание.

Как способствовать развитию сосательного и глотательного рефлексов?

Имеется два подхода, которые применяются после улучшения состояния ребенка:

* «Пальцевое сосание». Во время кормления маме предлагают вложить в полость рта ребенка свой палец. Вдоль пальца прикреплен введенный в желудок зонд, через который из бутылочки подается сцеженное грудное молоко с регулируемой скоростью. В ответ на попадание питания в желудок у ребенка возникают сосательные и глотательные движения.

* «Псевдогрудное вскармливание». В место маминого пальца используется молочная железа, к которой прикреплен зонд, а в полость рта ребенка вводиться сосок. Из бутылочки с регулируемой скоростью подается сцеженное грудное молоко. Метод хорош тем, что он способствует как развитию сосательного и глотательного рефлекса у ребенка, так и стимуляции выработки молока у мамы.

Читайте также:  Кормление ребенка в год меню комаровский

Стадии грудного вскармливания недоношенного ребенка

I этап — кормление через зонд. Иногда применяется одновременное использование пустышки во время кормления через зонд (вместо маминого пальца или соска) для стимуляции сосательных и глотательных движений. В утробе матери малыш сосет собственный палец, поэтому такой подход не создает препятствий для дальнейшего грудного вскармливания..

II этап — знакомство с маминой грудью или непитательное кормление. При улучшении состояния ребенка извлекают из кувеза на 10-15 минут и прикладывают к маминой груди. Малыш лижет сосок, что способствует стимуляции сосательного и глотательного рефлексов. Кроме того, усиливается выработка окситоцина в организме у матери, поэтому улучшается выделение грудного молока.

III этап — применение приспособлений. Вместе с соском матери в полость рта ребенка вводится катетер, на конце которого имеется несколько отверстий. Другой конец катетера опускается в бутылочку со сцеженным молоком.

IV этап — малыш прикладывается к груди без приспособлений и постепенно полностью переходит на полноценное грудное вскармливание.

Теория «минимального питания»

Доказано, что даже небольшой объем пищи улучшает работу и способствует созреванию желудочно-кишечного тракта у недоношенного малыша. Причем достигается точно такой же эффект при минимальной нагрузке, как при больших объемах пищи. Поэтому целесообразно при первой же возможности вводить в желудок незрелого крохи даже небольшое количество грудного молока либо молочной смеси.

Как сохранить грудное вскармливание?

Ответ на это вопрос волнует практически каждую кормящую маму. Разумеется, необходимо полноценно питаться, высыпаться и избегать стрессовых ситуаций.

Однако огромное значение играют два гормона:

* Окситоцин, который сокращает мышцы молочной железы.

* Пролактин, усиливающий выработку клетками молочной железы молока.

Без вашего участия эти гормоны не будут вырабатываться и работать. Дело в том, что при стимуляции молочной железы в организме усиливается синтез окситоцина и пролактина. То есть чем чаще и эффективнее малыш сосет вашу грудь, тем больше вырабатывается и выделяется грудного молока. .

Однако незрелый малыш зачастую не в силах самостоятельно высасывать молоко довольно длительное время. Что же делать? Необходимо правильно сцеживать грудь. Приемы подробно рассмотрены в двух наших предыдущих материалах: Лактостаз: причины возникновения, методы борьбы и профилактика и Сцеживание молока.

На заметку!

Недоношенный малютка слаб. По сути, еще несколько месяцев он должен был дозревать в утробе, но случилось так, что он поторопился появиться на свет.

Поэтому наберитесь терпения и помогайте крохе: ваша задача на этом этапе — сохранить грудное молоко, которое содержит все самое необходимое. Вначале научитесь правильно сцеживаться, затем — докармливать и прикладывать малыша к груди с помощью медицинского персонала.

Ведь даже научившись правильно брать грудь, кроха долго сосет, поэтому давайте ему возможность передохнуть. Придет время, и все ваши старания будут вознаграждены.

Недоношенный ребенок — «приговор» для семьи?

К детям с умеренной степенью недоношенности отношение не столь настороженное, хотя и они могут преподносить «сюрпризы». Тогда как к глубоконедоношенным детям нередко имеется две крайние позиции: некоторые считают, что следует бороться за каждого ребенка, другие отказывают ему в праве на жизнь.

Взглянем на ситуацию иначе: к примеру, произошла автомобильная авария, в которой тяжело пострадал абсолютно здоровый человек. Разве врачи отказывают в помощи? Нет. Наоборот, делается все возможное для его выживания, хотя зачастую отсутствует уверенность, что пострадавший вновь станет полноценным членом общества. Так почему же глубоконедоношенных малышей лишать такой возможности?

Однако вставая на этот нелегкий путь, помните, что многое зависит от степени зрелости органов малыша и других факторов. К сожалению, не всегда удается избежать печальных последствий, особенно если у ребенка имеются врожденные пороки развития, либо малыш получил родовую травму.

P.S. В завершении сделаю небольшое лирическое отступление, рассказав собственную историю…

Много лет назад у меня родился недоношенный ребенок на сроке 30-31 недель с весом 1300 грамм. Мне едва исполнилось 19 лет, поэтому о детях знала я немного. Сказать, что я была расстроена — ничего не сказать. Скорее я пребывала состоянии шока, виня себя в произошедшем.

В реанимации мой ребенок находился 10 дней. Затем он был переведен на второй этап выхаживания, где долго набирал в весе. Тогда не практиковалось совместное пребывание матери с ребенком, поэтому я ежедневно приходила и уходила.

До года ребенок получил несколько курсов медикаментозного лечения, массажа и физиотерапевтических процедур. Невропатолог стал почти членом семьи, настолько часто мы оказывались у него на приеме.

Ребенок поздно начал говорить, были небольшие нарушения в речевом развитии. Поэтому с ним занимался логопед. Справились и с этой трудностью. Правда даже, повзрослев, сын при волнении иногда «проглатывает» некоторые буквы и частит.

В остальном он развивался, не отставая от сверстников, а во многом даже опережая.

Сейчас — все позади. Моему «малышу» уже исполнилось 24 года. Основное направление его деятельности — информационные технологии.

Дорогие мамы, у вас имеются собственные истории? Поделитесь с нами. Возможно, кому-то ваш рассказ поможет сделать правильный выбор, поверить в себя и своего малыша.

Читайте первые статьи нашего цикла:

Преждевременные роды. Причины, симптомы, риски

Недоношенные дети: классификация и внешние признаки

Недоношенные дети: особенности физиологии

Недоношенный ребенок: особенности нервной системы

Недоношенные дети: Право на жизнь

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

фото: https://globallookpress.com

Источник