Кормление и воспитание ребенка

Уход за ребенком до года: что нужно маме?

После того, как у родителей на свет появляется малыш, возникает очень много вопросов по уходу за ребенком до года. Мама и папа впервые сталкиваются с такими проблемами, как: питание малыша, гигиена малыша, одежда для малютки, средства для ухода за кожей ребенка и многое другое. Уход в первый год жизни ребенка является очень ответственным моментом.

В данной статье мы подойдем к вопросу по уходу за ребенком до года с точки зрения педиатрии. Разберем и объясним основные принципы ежедневного ухода за новорожденным и грудничком, основные принципы вскармливания детей раннего возраста. Обратим внимание на необходимость приобретения той или иной детской одежды. Расскажем о средствах для ухода за нежной кожей новорожденного и грудничка.

Вскармливание детей раннего возраста

Для того, чтобы малыш развивался согласно возрасту, необходимо правильно организовать его питание. Данное питание должно обеспечивать организм малыша необходимым количеством энергии и пищевыми веществами.

Режим кормления

Согласно рекомендациям ВОЗ, прикладывание малыша к груди должно производиться уже с первого дня жизни по любому знаку голода. Таким образом, в первые дни жизни малыша частота кормления может достигать 10-15 раз за сутки. Это еще называют режимом свободного вскармливания. Затем, по мере роста малютки, кратность кормления уменьшается и на второй-третьей недели составляет около 6-7 раз за сутки. Согласно рекомендациям ведущих педиатров России, здоровым доношенным детям после рождения (после выписки из роддома) устанавливается шестиразовый режим кормления с интервалом 3,5 часа. После 6 месяце жизни устанавливается пятиразовый режим кормления с интервалом 4 часа.

Важно придерживаться режима кормления.

Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни

В первые десять дней жизни новорожденного суточный объем смеси или грудного молока можно рассчитать по определенной формуле:

Количество молока в сутки = 0,02 * массу тела при рождении * день жизни малютки. То есть два процента от массы тела при рождении умножаем на количество дней жизни.

После 10 дней жизни суточное количество молока рассчитывается «объемным» способом Гейбнера — Черни. Для использования данного способа нужно научиться рассчитывать долженствующую массу тела ребенка. Она рассчитывается путем ежемесячных прибавок: к массе при рождении прибавляем 600 г за 1 месяц, по 800 г за 2 и 3, 750 г — за 4-й, 700 г — за 5-й и так далее до 12 месяцев). То есть на 50 г меньше для последующих месяцев. Затем, рассчитав долженствующую массу тела малыша, используем следующее правило:

  • С 10 дней до 2 месяцев малыш должен получать суточной объем питания в размере 1/5 долженствующей массы тела.
  • С 2 до 4 месяцев — 1/6.
  • С 4 до 6 месяцев — 1/7.
  • После 6 месяцев здоровые дети получают суточный объем питания в размере 1000 мл.

После 6 месяцев ребенку начинают давать новые продукты питания. Выделяют пищевые добавки и блюда прикорма. Пищевые добавки в суточном объеме питания не учитываются. К ним относятся: соки, фруктовое пюре, желток, сухари, печенье, хлеб пшеничный. Блюда прикорма учитываются в суточном объеме питания и постепенно заменяют кормление грудью. Первый прикорм начинают вводить с 6,5 мес до 7 мес. Второй прикорм с 7,5 мес до 8 мес. Третий прикорм с 8,5 мес до 9 мес. К блюдам прикорма относятся: овощное пюре, молочно-крупяная или молочно-злаковая каши, мясное пюре, творог, рыбные блюда. Сейчас существуют программы и более раннего введения пищевых продуктов ребенку.

Ежедневный уход за ребенком (алгоритм)

За гигиеническое состояние ребенка несут ответственность родители малыша. Поэтому очень важно научить родителей правильному уходу. Существуют определенные правила ухода за ребенком до года или, как их еще называют, рекомендации по уходу за ребенком до года. Уход включает в себя выполнение таких гигиенических процедур, как:

Важно правильно следить за ребенком, придерживаясь опеределенного алгоритма.

  1. Умывание. Должно производиться 1 раз в день (утром) для новорожденного и 2 раза в день ребенку старше 2 месяцев. Умывание производиться по принципу «сверху-вниз». Глаза протирают ватой, смоченной кипяченой водой, от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используют свой тампон. Умывать необходимо теплой кипяченной водой, можно лицо протереть ватой. Начиная с 5 месяцев можно использовать водопроводную воду. Протирать ротовую полость грудничку категорически запрещено. В этом возрасте слизистая оболочка очень ранимая, что может привести к развитию воспалительных процессов в ротовой полости. Для чистки носа используют ватные жгутики. Необходимо смочить их водой или вазелиновым маслом, затем вращательным движением ввести в носовой ход и осторожно извлечь. Ушки чистят с периодичностью в 3-4 дня. Также нужно использовать ватные жгутики и воду. Не стоит использовать ватные палочки, так как они могут нанести повреждения.
  2. Ногти обрезаются 1 раз в неделю. Лучше это делать после купания, когда они мягкие. Ножницы предварительно нужно обработать спиртом. На ногах следует обрезать ровно, а на руках — закругляя уголки.
  3. Чем меньше карапуз, тем чаще его необходимо подмывать. Это обусловлено частым мочеиспусканием и дефекацией у детей данной возрастной категории. Подмывать необходимо проточной водой. Девочек — спереди назад. После подмывания кожу нужно вытереть и смазать стерильным маслом (например, «Джонсонс -Бэби»).
  4. Проведение гигиенических ванн. Первое купание проводится на 2-й недели жизни, когда заживает пупочная ранка. В первом полугодии данная процедура проводится каждый день, во втором полугодии через день. Перед процедурой ванночку необходимо хорошо вымыть и ополоснуть. Температура воды: 1 месяц — 37,5-37 градусов, 2-6 мес — 37-36,5, после 6-го месяца — 36,5-36. Продолжительность купания от 3 до 10 минут.
  5. Пеленание. Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит. Отечественная педиатрия придерживается иного мнения. Общие правила пеленания:
  • Вначале одевается тонкая распашонка, памперс.
  • Затем ребенок заворачивается в тонкую пеленку.
  • Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку.
  • На 1 месяце жизни ребенка необходимо пеленать с ручками, со 2-го месяца ручки не прячутся и находятся поверх пеленки.
Читайте также:  Позы для кормления ребенка если нельзя сидеть

Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит.

Укомплектованность чистым бельем для малыша

Для того, чтобы содержать ребенка в чистоте, родителям необходимо иметь определенный запас чистого белья на день.

Для новорожденного:

  • 10-15 распашонок.
  • 20-25 тонких и 10-15 теплых пеленок.
  • 5-6 памперсов.
  • 2-4 косынки.

Начиная с 2-3 месяцев в комплект белья добавляются:

  • Ползунки.
  • Надгруднички.

К концу одного года — колготки.

Появление малыша на свет нередко сопровождается растерянностью родителей. Задачей педиатра является объяснить основные принципы по уходу и вскармливанию малыша, чтобы родители чувствовали себя уверенно. Необходим постоянный контакт родителей и педиатра с целью достижения главной цели — роста и развития малыша. Не стесняйтесь, при возникновении трудностей в уходе за малышом обращайтесь к специалисту, который поможет решить ваши проблемы.

Источник

Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

Молодым родителям следует начинать воспитывать новорожденного с первого месяца его жизни. Об этом даже есть старинная притча — воспитывать дитя надо еще тогда, когда оно «лежит не вдоль лавки, а поперек». Каковы особенности раннего формирования привычек малыша? От 0 до 1 года малышу можно привить многие полезные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Становление ребенка до года идет очень быстрыми темпами — важно не упустить ни минуты!

Воспитание новорожденного ребенка правильно будет начать с первых дней. Не стоит недооценивать важность этого самого трудного и самого главного периода — именно в первые месяцы жизни закладывается будущий характер крохи, манеры его поведения и отношение к правилам гигиены.

Физическое воспитание малышей

Для своего полноценного роста и профилактики простудных заболеваний кроха должен с первых дней получать закаливающие процедуры. Для этого можно, обтерев тельце и личико ребенка куском мокрой ваты, оставить его на несколько минут голеньким. В теплое время года можно устраивать малютке воздушные ванны 2-3 раза в день и продлевать их продолжительность до получаса.

Пока малыш лежит голеньким на пеленальном столике, приучайте его к гимнастике и массажу. Как массажировать грудного ребенка? Рассмотрим несколько простейших приемов:

  1. Поглаживание. Таким приемом начинайте массаж, им же и заканчивайте. С конца первого месяца нежными скользящими движениями рук поглаживайте тельце малыша в направлении от периферии к центру (ножки — от стоп к ягодичкам, ручки — от кистей к плечикам), спинку и животик — круговыми движениями по часовой стрелке. Незатейливое действие расслабит и успокоит ребеночка первого-второго месяца жизни.
  2. Поколачивание. Прием не рекомендуется худеньким детишкам. Легонько поколачивайте ребром ладони все мягкие местечки на тельце крохи: верхнюю часть ножек, попку, спинку.
  3. Растирание. Начиная с 4-го месяца одними кончиками пальцев растирайте кожицу и мышцы грудничка. Растирание мышц приводит их в тонус, побуждает к работе и развитию.
  4. Разминание. Легкими надавливающими движениями помассируйте все крупные мышцы малыша — от этого к ним усилится приток крови и кислорода. Прием рекомендуется деткам с 3-месячного возраста.

Закаливание малыша, разминание, прием воздушных ванн и гимнастика — все эти процедуры благотворно влияют на здоровье малыша и приучают его к правильному образу жизни

Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?

Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет — плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.

Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет — нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.

Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1,5 года).

По поводу приучения ребенка к рукам в семье могут разгореться споры, однако хотя бы первый год не стоит воспитывать малыша такими жесткими методами — он пока еще не капризничает осознанно

Читайте также:  Аскофен при кормлении ребенка

Как воспитывать в ребенке самостоятельность?

Многие малыши грудного возраста категорически не желают отпускать от себя маму даже на ночь, просятся на руки, плачут и успокаиваются только тогда, когда она берет кроху к себе в постель. В этом вопросе всех родителей можно разделить на 2 лагеря:

  1. Сторонники традиционных методов воспитания ребенка до 1 года считают, что малыша как можно раньше нужно приучать к самостоятельности. У годовалого малыша точно должна быть отдельная комната, где он один спит в своей кроватке, а если ему скучно, он должен уметь самостоятельно играть и развлекаться. Так ребенок раньше станет самостоятельным. Тем не менее, подход не пойдет на пользу душевому состоянию самого маленького члена семьи. Взрослым он будет почти всю жизнь, а ребенком — лишь несколько лет, так дайте же ему сполна насладиться детством, почувствовать родительскую любовь и заботу.
  2. Родители, которые практикуют современное воспитание детей до года, стараются находиться около малыша по возможности дольше. Они берут его к себе в кровать, спят с ним вместе, много с ним играют. Если малютка плачет по какой-либо причине, они сразу берут его на руки, успокаивают.

Какой подход для развития своего ребенка вы бы ни выбрали, во всем нужно соблюдать разумный предел. Нельзя допускать, чтобы грудничок часами плакал — это может серьезно травмировать детскую психику. Ребенок не должен чувствовать себя заброшенным и одиноким. Если ему страшно одному — возьмите его к себе в постель, а когда заснет, осторожно переложите в кроватку.

Не стоит при первой же слезинке сразу брать на руки годовалого и тем более 2-х-летнего карапуза — в таком возрасте ребенок уже вполне может дать маме знать, что случилось. Покажите ему, как правильно играть с игрушками одному, чтобы у вас было хоть немного времени для себя и домашних дел. Оставьте открытой дверь в его комнату и время от времени перекликайтсь с ним, чтобы у малыша сохранился «эффект присутствия» мамы. Он слышит родной голос, и ему спокойно. Нужно хвалить кроху за любую попытку сделать что-то самостоятельно.

Как воспитывать детей до 1 года по Комаровскому?

Существует множество методик воспитания маленьких детей. Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие — что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.

Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.

Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму — о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.

Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:

  • соблюдение режима сна и прогулок;
  • гигиена помещения и окружающей обстановки — оптимальная температура воздуха в детской комнате — 18-22 градуса, влажность — 60-70%;
  • закаливание детского организма — солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.

Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.

Роль примера родителей для раннего развития детей

Родителям нужно помнить, что ребенок во всем будет им подражать, поэтому они должны с младенческого возраста воспитывать дитя собственным примером. С первых месяцев можно учить малыша доброте и состраданию — например, покормите вместе с малышом бездомного котенка или на глазах у крохи помогите пожилому человеку подняться по лестнице, полейте вместе увядающее растение.

Надо на собственном примере формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, к людям, животным и природе. Мамы и папы могут выбрать для раннего воспитания своего малыша традиционный или современный подход, следовать советам известных врачей и психологов или игнорировать их, но главное, что нужно усвоить всем родителям — ребенок больше всего на свете нуждается в общении с ними.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Источник

Питание и воспитание

Психологи утверждают, что выросшие дети любят макароны с сосисками, потому что ими кормила мама, а, значит, еда кажется вкусной, полезной и безопасной. Искусственно сформированная пищевая привычка.

Меня такие рассуждения расстраивают. Мои собственные наблюдения показывают, что, как бы родители ни старались и ни заботились о качественном питании своего ребенка, все равно — все дети любят макароны с сосисками и жареную картошку с кетчупом. Как и другие блюда, обладающие примитивным, но ярким вкусом.

Читайте также:  Как приучить ребенка засыпать без грудного кормления днем

Как ребенок в младенчестве изо всех предложенных игрушек потянется к красной, так и за столом он выберет самое простое и яркое. Порядок вкусов по возрастанию сложности: сладкий, соленый, кислый, острый, горький.

Все дети любят сладкое и предпочитают сладкое борщам и котлетам, следующий этап — солености и копчености. После полезных, но пресных детских мясных «пюрешек» и суфле, все дети влюбляются в копченую колбасу, сосиски и маринады. Многим родителям знаком этот этап, когда ребенок заявляет, что хочет не конфету, а маринованный огурец, не пирожное, а шашлык (и можно без хлеба).

Дети чаще всего настроены консервативно, боятся пробовать новые продукты, но с огромным удовольствием пробуют знакомую еду, только приготовленную другим способом — картофель не на пару, а жареный, не куриный бульон, а запеченные куриные окорочка с румяной корочкой. Вот это жирное, жареное — оно же еще яркое и хрустящее. Гораздо интереснее бледно-вареного.

У многих на этом этапе гастрономическое образование и заканчивается. Подросший до жареной картошки и прочих чипсов ребенок самое вкусное для себя выбрал и дальше продвигаться не желает, зачем. Разве что откроет для себя мир соусов, которыми можно поливать все пресное и полезное, делая ярким и вкусным.

Как Дениска Кораблев решил съесть манную кашу с хреном, так современные дети — а потом и взрослые — готовы есть самую простую еду, главное, чтобы побольше кетчупа или майонеза. Эту пищевую привычку вовсю использует фаст-фуд, маскируя яркими соусами, поджаристой корочкой и ароматизаторами недостаточность вкуса перемороженной выдохшейся еды.

Некоторые родители на этом этапе махнут рукой. Не хочет кашу, а хочет сосисок — ну и хорошо, главное, чтобы голодным не оставался. Другие родители станут стараться и расширять диапазон детского меню.

Некоторые пойдут по скользкому пути украшения блюд: мухоморы из помидоров, кролики из вареных яиц, бутерброды с «глазками» красной смородины, розочки и бабочки из вареной колбасы и прочее. Опасность тут заключается в том, что процесс еды превращается в игру, но ассортимент как раз не расширяется. Ребенок все равно не хочет ничего новенького, а ждет лишь новых украшений в знакомой еде.

Моя дочка плохо ест рыбу. Тяжелое наследие серых рыбных котлет из детского сада, плюс ржавый селедочный хвост. Мясо любит, котлеты в сухарной панировке тоже, копченую колбасу вообще обожает, а рыбу — не ест и все. Вот я пошла по другому пути, начав готовить рыбу, чтобы она была похожа на любимое ею мясо.

Рыба пахнет рыбой — это ее первый аргумент. Я выбираю семгу, которая яркая, красная, и специфический рыбный запах у нее практически отсутствует. А еще я копчу рыбу в духовке на ольховой стружке. Копченая рыба немного напоминает о копченой колбасе, что, конечно, утешает и придает вкус.

Панирую рыбу в сухарях и жарю до золотистого хруста. Хруст тоже утешает. А еще я покупаю тунца в виде крупных стейков и просто быстро обжариваю по минуте с каждой стороны или готовлю на гриле. Тунец это очень «мясная» рыба — и по цвету, и по консистенции.

Я по чуть-чуть добавляю рыбу в привычные и любимые блюда моей дочки. И по чуть-чуть она привыкает к ее вкусу, забывает свое отторжение. То же самое с грибами, с незнакомыми ей крупами (кукурузная, перловая, кус-кус).

Ориентируясь на устоявшиеся вкусы своей дочки, я пытаюсь их обогатить. Любит ребенок гороховый суп, я предложу и фасолевый, и чечевичный, сваренный с такими же добавками, используя похожие технологии.

Когда она привыкнет к фасоли и полюбит ее, я могу начать варить фасоль иначе, а потом и вовсе предлагать зеленую стручковую фасоль, которую дочь раньше отвергала. Любит запеченную курицу — предложу запеченную утку или индейку.

Развитие пищевых привычек похоже на любые другие воспитательные и обучающие процессы. Недостаточно ребенка научить алфавиту, чтобы выработать любовь и навык к чтению. Если ребенок любит читать только про Незнайку — не стоит на этом останавливаться («ну хоть что-то читает!»), а надо предлагать и предлагать. Сначала что-то близкое по духу, по форме, с иллюстрациями того же художника. Что-то узнаваемое, но все же новенькое.

То же и с едой. Любит ребенок зелень петрушки и укропа — добавлять к этому базилик, эстрагон, сельдерей и кинзу (не подменять, а добавлять), любит редиску — добавлять редьку, помимо традиционных яблок и груш — предлагать айву.

Обманывать детей очень нехорошо, но искусство повара подобно искусству сказочника. Если ребенок не ест тыкву или репу, добавляйте ее в супы-пюре, в котлеты, в начинку для пельменей, в соусы, в жаркое. Приучайте к этому вкусу, чтобы и он стал привычным, узнаваемым и любимым.

Как-то мой ребенок в гостях на новогоднем празднике с удовольствием ел салат из кальмаров (при отрицании хоть каких-то морских гадов в своей тарелке), просто потому, что ужин был при свечах. Ей было вкусно, пока не включили свет, и она вдруг поняла: «Мама, у меня кальмары в тарелке!»

Я ответила, что вообще-то уже не только в тарелке, но и в желудке. Дочка посердилась, что я не предупредила ее сразу. Посердилась, но зато отторжение морепродуктов сошло на нет. Вашему ребенку такой прием может и не подойти. Зато подойдет какой-нибудь другой, главное — постараться.

Источник