Кормление грудью интеллект ребенка
Содержание статьи
а знаете ли Вы..? — 61 ответов на Babyblog
Для начала постараюсь облегчить жизнь модераторам и объясниться, почему поместила данный пост в сообщество для еще беременных мамочек. Это не ошибка, недопонимание или спам 🙂 Дело в том, что часто то или иное отношение к ГВ формируется у женщины еще во время беременности: кто-то планирует, хочет и пытается узнать побольше, кто-то изначально чувствует, что это — «не ее вариант», большинство — почитывают литературу, но будут решать по ситуации после рождения ребенка. Сложно переубедить женщину, уже принявшую свое решение, но я очень надеюсь, что информация в моем посте поможет определиться тем, кто еще в поиске «своего варианта».
На протяжении многих лет, женщины разделились на приверженцев ГВ и тех, кто в силу обстоятельств либо личных предпочтений предпочел искусственное вскармливание. Последние лет 20 ученых и медиков начало интересовать, имеет ли ГВ какие-то долгосрочные эффекты на развитие ребенка или все заканчивается на избегании проблем с пищеварением и иммунитете. Весьма распространенной стала теория о возможном влиянии компонентов материнского молока на развитие мозга и нервной системы в целом благодаря особому составу жирных кислот и ростовых факторов. Как для человека, зарабатывающего себе на жизнь научной деятельностью, для меня показалось совсем недостаточно тех » аргументов», которые так часто приводятся в интернет-статьях и обсуждениях этого вопроса. Основная проблема в том, что чаще всего они не имеют ссылки на источник, либо сам источник — весьма ненаучного, а скорее публицистического характера. Я решила «покопать» в pubmed — одной из самых больших дата-баз по научным исследованиям и публикациям из рейтинговых научных журналов по всему миру.
Так же хотелось бы подчеркнуть, что информация, описанная ниже, является не более чем научными фактами для размышления. Я никого не осуждаю и не утверждаю, что мое мнение едино правильное 🙂 Если у Вас есть другие интересные источники по теме — буду рада их прочесть.
Начну с того, что до сих пор ведутся исследования состава человеческого молока и до сих пор нет полного списка компонентов. Каждый год выходят статьи от разных научных групп с уведомлением об идентификации того или иного ростового фактора, гормона, жирной кислоты и т.д. в молоке и его возможной роли на развитие ребенка. Раз в несколько лет обычно выходит review — обзорная статья по подбиванию итогов известного по данной теме на сегодня. Последний большой обзор датируется февралем 2014 года и я настоятельно рекомендую его прочитать. В нем очень подробно расписан состав материнского молока по биологическим и химическим компонентам в разные фазы и периоды грудного вскармливания. Меня лично очень заинтересовал один небольшой абзац в разделе о факторах роста :
«Growth and development of the enteral nervous system: Neuronal growth factors
The immaturity of the newborn intestine extends to the enteral nervous system, which requires brain-derived neurotrophic factor (BDNF) and glial cell-line derived neurotrophic factor (GDNF) for its development.BDNF can enhance peristalsis, a function which is frequently impaired in the pre-term gut.Rodents who lack GDNF display a profound loss of neurons in the ENS. BDNF, GDNF, and a related protein, ciliary neurotophic factor (CNTF), are detected in human milk up to 90 days after birth. In human cells, breast milk-derived GDNF increases neuron survival and outgrowth.»
Иными словами, нервная система ребенка продолжает свое развитие и после рождения. Первые 90 дней после родов в материнском молоке детектируются ростовые факторы, необходимые для быстрого роста нейронов и повышения их выживаемости. У крыс с недостатком этих факторов отмечалось меньшее количество нейронов и их нехватка.
В этом году также вышло 2 занимательных научных статьи, посвященные поискам дальносрочных эффектов ГВ. Первое исследование проводилось несколькими группами ученых в Нидерландах. Был привлечен 3761 ребенок в возрасте 6 лет. Ученые пытались найти связь между уровнем интеллекта детей в этом возрасте (IQ) и длительностью кормления материнским молоком в раннем возрасте. При статистическом анализе учитывались так же корректировки на IQ родителей, их социальное положение и стиль жизни. В результате сначала была установлена положительная взаимосвязь между интеллектуальным развитием детей и продолжительностью кормления грудью, однако при учете социального положения и стиля жизни родителей она нивилировалась :
«We observed an initial association between breastfeeding duration and child IQ conferring an advantage of 0.32 (0.20 to 0.44) points for each additional month of breastfeeding. This association strongly attenuated to 0.09 (-0.03 to 0.21) points after adjustment for child factors, sociodemographic factors, parental lifestyle factors and maternal IQ. Similarly, the associations with breastfeeding duration as a categorical variable largely disappeared after confounding factors were added to the models.
CONCLUSIONS:
The association between breastfeeding and child IQ can be largely explained by sociodemographic factors, parental lifestyle and maternal IQ. Our results cannot confirm beneficial effects of breastfeeding on child intelligence.»
Вторая работа была опубликована группой из Бразилии и посвящена изучению уже взрослых индивидов ( 30 лет). Всего участвовало 3493 человека 30-летнего возраста, рожденных в Пелотасе (Бразилия). Использовалась информация о длительности грудного вскармливания, полученная в их раннем детстве педиатрами, а также проводилось тестирование IQ уже взрослых индивидов. Ученые так же интересовались информацией об образовании и среднемесячном доходе. Было установлено, что участники, которые были на ГВ 12 месяцев и более, имели более высокие показатели IQ, больше годов обучения и более высокий ежемесячный доход, чем те, кто получал материнское молоко меньше 1 месяца:
«We identified dose-response associations with breastfeeding duration for IQ and educational attainment. In the confounder-adjusted analysis, participants who were breastfed for 12 months or more had higher IQ scores (difference of 3·76 points, 95% CI 2·20-5·33), more years of education (0·91 years, 0·42-1·40), and higher monthly incomes (341·0 Brazilian reals, 93·8-588·3) than did those who were breastfed for less than 1 month. The results of our mediation analysis suggested that IQ was responsible for 72% of the effect on income.
INTERPRETATION:
Breastfeeding is associated with improved performance in intelligence tests 30 years later, and might have an important effect in real life, by increasing educational attainment and income in adulthood.»
Еще одно интересное исследование на данную тему было проведено учеными из Великобритании в 2011 году. Использовались данные по Британии ( около 5000 случаев) и Бразилии (около 1000 случаев) для исключения возможного социо-демографического и культурного влияния на результаты. Ученые пытались найти связь между ГВ и таким параметрами, как интеллект, наличие излишнего веса и высокого кровяного давления. Вот их результаты:
«CONCLUSION: While reported associations of breastfeeding with child BP and BMI are likely to reflect residual confounding, breastfeeding may have causal effects on IQ. Comparing associations between populations with differing confounding structures can be used to improve causal inference in observational studies.»
То есть, не смотря на то, что связь ГВ с кровяным давлением или ожирением не была обнаружена, ГВ может иметь отдаленные эффекты на интеллектуальное развитие.
Лично у меня после прочтения выше приведенной информации в голове сложилось однозначное «ЗА» грудное вскармливание. Понятно, что далеко не всем это дается легко и часто возникают проблемы и даже ситуации, когда надо побороться за налаживание ГВ. НО. Это все — здоровье и успешное развитие наших детей и оно однозначно стоит вложенных в него усилий. К сожалению есть случаи, когда от ГВ приходится отказаться по медицинским причинам. Именно ради этих людей и работают научные группы и институты, проводящие все эти исследования и пытающиеся понять, каких именно компонентов не хватает в искусственных смесях для более эффективного роста детей. Ну и напоследок хочется пожелать всем легкого завершения беременности 🙂
Источник
Грудное вскармливание не влияет на интеллект ребенка
Исследование установило, что материнское молоко не влияет или очень мало влияет на интеллект: интеллектуальные возможности младенца – это в большей степени наследственность.
На протяжении почти 80 лет ученые устанавливают, что у детей, которых кормят грудью, IQ выше, чем у тех, кого кормят смесью или коровьим молоком, и это заставляет думать, что грудное молоко связано с интеллектом. Но новое исследование наводит на мысль, что причина, возможно, проще: дети, вскормленные грудью, умнее, потому что умнее их матери. Более высокий уровень образования и стимулирующая домашняя атмосфера тоже играют свою роль.
Исследование, проведенное Советом медицинских исследований Университета Эдинбурга, проанализировало данные о 5475 детях и 3161 матери из США, собранные в ходе долгосрочного исследования молодежи в 1979 году. Ученые учитывали множество факторов, включая наличие или отсутствие грудного вскармливания, обстановку дома, социально-экономический статус, а также интеллект, расовую принадлежность и образование матери.
Выводы показали, что грудное вскармливание выглядело преимуществом для интеллекта ребенка, когда рассматривалось изолированно. Но как только были учтены такие факторы, как материнский интеллект, домашняя обстановка и IQ, грудное вскармливание получило менее половины балла с точки зрения влияния на интеллект ребенка. По мнению ученых, разница настолько мала, что ее можно не учитывать. «Это абсолютная мелочь», – заявил Джефф Дер, статистик из отдела изучения общества и здравоохранения Совета медицинских исследований, который руководил работой.
Дальнейшее исследование, сравнение данных по братьям и сестрам выборки, одного из которых кормили грудью, а другого нет, подтвердило выводы, показав, что разницы в их умственных способностях нет. «Грудное вскармливание не имеет никакого или имеет очень малое воздействие, – говорится в исследовании, опубликованном в онлайновой версии журнала British Medical Journal. – Хотя у грудного вскармливания много преимуществ для ребенка и матери, увеличение детского интеллекта вряд ли входит в их число».
Исследователи, однако, обнаружили прямую связь между интеллектом матери и вероятностью, что она будет кормить грудью. Увеличение на 15 пунктов IQ интеллекта матери больше чем удваивало вероятность грудного вскармливания, а это повышало вероятность того, что мать с IQ 115 изберет грудной способ вскармливания, более чем в два раза по сравнению с женщиной, имеющей IQ 100. Образование играло почти такую же большую роль в решении женщины кормить грудью, кроме того, матери, кормившие грудью, чаще были старше, образованнее, финансово успешнее и обеспечивали более стимулирующую атмосферу дома.
В Британии 76% женщин начинают кормить грудью, но лишь 28% дотягивают до четырех месяцев ребенка, несмотря на рекомендации министерства здравоохранения не давать ребенку молочную смесь, пока ему не исполнится шесть месяцев. Молодые, менее образованные и обеспеченные женщины с меньшей вероятностью кормят грудью.
Дер сказал: «Известен факт, что есть большая разница между женщинами, которые кормят грудью, и теми, которые не кормят. Неизвестно было, является ли статус и семейная ситуация матери, кормящей грудью, достаточным объяснением заметной разницы IQ. Мы установили, что это так. Интеллект не определяется грудным вскармливанием. Дети, вскормленные грудью, умнее, потому что умнее их матери».
Но Рози Доддс, исследователь Национального фонда деторождения и консультант по грудному вскармливанию, заявила, что опубликованное в прошлом году исследование, проведенное на Филиппинах, где малоимущие матери кормят грудью, наводит на мысль о связи между грудным молоком и интеллектом. Дети, которых дольше кормили грудью, набирали больше баллов при проверке интеллекта в возрасте 8 и 11 лет.
Дальнейшее исследование, проведенное в Университетском колледже Лондона и опубликованное в сентябре, подталкивает к мысли, что у младенцев, которых никогда не кормили грудью, на 50% выше вероятность достичь определенных показателей развития позже, чем их достигают те, кого кормили только грудью до четырех месяцев. Исследователи связывают это с «каким-то компонентом или компонентами грудного молока или свойствами грудного вскармливания», а не с тем, что мать умнее. Другое исследование предполагает, что недоношенные дети – у которых другие требования к питанию, чем у детей, родившихся в срок, – повышают свой IQ на пять пунктов, если получают грудное молоко. Таких младенцев не включали в новое исследование. Дер подчеркнул, что ученые не стремились принизить значение грудного вскармливания, которое, «безусловно, разумное дело».
Иан Дири, психолог из Университета Эдинбурга, заявил, что другие исследования принимали в расчет образование матери, но нынешнее подтвердило необходимость анализировать IQ.
Почему грудь лучше всего?
Грудное вскармливание помогает переходу ребенка в этот мир, устанавливает связи и укрепляет иммунитет. Другие преимущества: оно вдвое снижает риск респираторных инфекций до семилетнего возраста, снижает риск диареи, астмы, экземы и аллергий, инфекционного менингита, инсулинозависимого диабета и ушных инфекций. У детей, вскормленных грудью, меньше вероятность ожирения, так как они регулируют количество пищи, которое им нужно, и у младенцев, которых дольше кормили грудью, меньше вероятность ожирения в старшем возрасте. Грудное вскармливание дает матери некоторую защиту от рака молочной железы и матки.
Почему же не все кормят грудью?
Смущение; отсутствие поддержки со стороны родственников или акушерок; боль, если ребенок неправильно захватывает сосок, или мастит – воспаление молочной железы, требующее антибиотиков, у матери. Возвращение на работу тоже означает прекращение грудного вскармливания.
Кто кормит?
Хотя 76% матерей начинают грудное вскармливание, старшие женщины из более высоких экономических групп с большей вероятностью кормят грудью. Начинают 88% женщин, имеющих квалификацию, и 65%, занятых ручной работой.
Каковы официальные рекомендации?
Министерство здравоохранения рекомендует женщинам кормить исключительно грудью – то есть не давать смеси, молоко и другую пищу – пока ребенку не исполнится шесть месяцев. Всемирная организация здравоохранения рекомендует грудное кормление «до двух лет и дольше».
// The Guardian (Inopressa.ru)
Росбалт, 05/10/2006, Новости вне формата 11:18
*****************************************************************
о как, оказывается
Источник
Ученые: кормление грудью повышает интеллект ребенка — BBC News Русская служба
18 марта 2015
Автор фото, Getty
Ученые представили одно из крупнейших исследований на тему грудного вскармливания
Дети, которых в младенчестве вскармливали грудным молоком, во взрослом возрасте демонстрируют более высокие результаты тестов на IQ и большие успехи на профессиональном поприще, сообщили бразильские ученые.
В рамках длительного исследования, результаты которого были опубликованы в медицинском журнале The Lancet Global Health, ученые наблюдали за 3,5 тысячами детей.
Доктор Бернардо Лесса Орта из федерального университета Пелотас в Бразилии подчеркивает, что ученые впервые наблюдали за представителями самых разных социальных слоев, а не только состоятельных и образованных людей.
Безусловно, существует множество факторов, оказывающих влияние на IQ ребенка, однако исследователи попытались исключить основные — образование матери, доход семьи и вес при рождении.
Эксперты говорят, что, хотя результаты исследования нельзя считать подводящими окончательный итог, публикация подтверждает информацию о пользе грудного вскармливания в течение шести первых месяцев жизни.
Однако в любом случае решение о том, как кормить ребенка, должно оставаться за матерью, подчеркивают ученые.
Меньше инфекций и хорошие оценки
Большинство детей, участвовавших в исследовании, независимо от их социального слоя, находились на грудном вскармливании: некоторые меньше месяца, другие больше года.
Те, кого кормили грудью дольше, демонстрировали более высокие оценки при измерении уровня интеллекта во взрослом возрасте.
Кроме того, при грудном вскармливании повышается вероятность высокой зарплаты и более активного обучения в будущем.
Автор фото, No credit
Дети, которых кормили грудью дольше, демонстрировали более высокие оценки при измерении уровня интеллекта во взрослом возрасте
Доктор Орта считает, что грудное молоко дает такие преимущества, потому что это хороший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.
Однако, по мнению экспертов, чтобы с уверенностью заявить о связи между грудным вскармливанием и интеллектом, нужно провести гораздо больше исследований.
Кевин Фентон из Национальной службы здравоохранения Великобритании подтверждает, что есть веские доказательства преимуществ грудного вскармливания для здоровья детей — оно снижает количество респираторных и желудочно-кишечных инфекций в младенчестве.
«Рекомендации Нацслужбы здравоохранения остаются прежними: грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни положительно влияет на здоровье детей. Мы признаем, однако, что не все матери выбирают или имеют возможность заниматься грудным вскармливанием, и в таком случае единственной альтернативной становятся молочные смеси», — объясняет он.
Доктор Колин Мичи, председатель Королевского колледжа педиатрии и детского здоровья, говорит: «Существует много исследований о связи между грудным вскармливанием и IQ, но с течением времени некоторые результаты подвергались сомнению».
«Это исследование тем не менее учитывает ряд других факторов, включая достижения в образовании и доходах к 30 годам, и это, наряду с большой выборкой, делает его очень весомым», — объясняет он.
Источник
Грудное вскармливание и развитие мозга ребёнка
Дважды мама, сертифицированный слингоконсультант, член АКЕВ, переводчик. Люблю естественность в родительстве, поэтому ношу детей в слинге и кормлю грудью всех в радиусе 100 метров.
Фото: HannaNes/ru.depositphotos.com
Грудное вскармливание не гарантирует малышу получения Нобелевской премии, но обеспечивает его всем необходимым для нормального развития мозга ребёнка. Редакция citymoms.ru совместно с врачом-терапевтом Леготиным Ильёй Олеговичем выяснила, как именно молоко мамы влияет на мозг младенца и может ли смесь заменить грудное молоко.
Уникальный состав грудного молока — норма, на которую «рассчитывает» детский организм в первые годы жизни. Мозг ребёнка с рождения до двух лет увеличивается практически в три раза, и крайне важно, чтобы в этот период малыш получал материнское молоко. Посмотрим, как грудное вскармливание делает детей умнее!
Как грудное вскармливание стимулирует развитие мозга
1. Скорость обработки информации
Умственная и физическая активность зависит от миелинизации: образования вокруг нервных окончаний особого вещества — миелина. Если представить наши нервы, образующие белое вещество мозга, как провода, по которым идёт ток, то миелин можно сравнить с изоляцией. Она улучшает проведение тока и обеспечивает его сохранность. При любом действии мозг активирует сразу несколько своих участков, которые связываются друг с другом через пучки «проводов» — белого вещества. И чем плотнее и качественнее миелиновое покрытие, чем больше белого вещества, тем эффективнее работает мозг.
Учёные университета Брауна (одного из самых престижных университетов США) доказали, что у детей на исключительно грудном вскармливании в среднем на 20–30% больше белого вещества, чем у детей на искусственном вскармливании. Исследование проводилось в 2013 г. и охватило 133 ребёнка в возрасте от 10 месяцев до 4 лет с одинаковым социально-экономическим положением.
Кроме того, исследователи обнаружили более высокие темпы роста мозга у малышей, которые находились на грудном вскармливании больше года. Особенно это было заметно в областях мозга, отвечающих за движения [1].
2. Рост и развитие головного мозга
Жирные кислоты (липиды) — основные питательные вещества для роста и развития мозга. Ребёнок получает их из грудного молока. Когда материнское молоко недоступно, организм «готовит» их самостоятельно. При этом получить жирные кислоты из молока быстрее, чем синтезировать, а перебои в поставках липидов могут привести к нарушениям структуры и работы головного мозга, ухудшению нервно-психического здоровья [2].
Эксперимент, проведённый в 2016 г. кафедрой психологии и нейронауки университета Северной Каролины (США), показал, что способность шестимесячных младенцев распознавать и запоминать информацию напрямую зависит от уровня жирных кислот в материнском молоке [4].
Интересное по теме: «Развитие речи и грудное вскармливание».
3. Концентрация внимания, способность запоминать
Для нормального развития мозга ребёнку необходимо много холестерина. Его достаточно в грудном молоке, мало в коровьем и практически нет в адаптированных смесях. Исследования показали, что у грудничков уровень холестерина в крови выше, чем у детей на искусственном вскармливании, а к трём годам показатели выравниваются. Такое резкое изменение уровня холестерина связано с бурным развитием мозга в первые два года, когда формируется способность удерживать внимание и запоминать события. Кроме того, от холестерина зависят здоровье сосудов мозга, умственная деятельность и объём серого вещества (главной составляющей центральной нервной системы) [3].
4. Энергия для головного мозга
Молоко мамы сладкое, но не потому, что младенцы — сладкоежки. Молочный сахар (лактоза) очень важен, он обеспечивает энергией быстрорастущий мозг малыша.
5. Развитие через общение
Чтобы мозг развивался, ему нужна работа, новый опыт, впечатления. Здесь всё обстоит точно так же, как и с мышцами, с той лишь разницей, что мозг не просто растёт, но и усложняется: в нём увеличивается количество нейронных связей. Грудное вскармливание — это частое общение с мамой, близкий контакт, который активизирует мозг ребёнка, помогая ему расти и развиваться.
Таким образом, грудное вскармливание даёт всё необходимое для нормального развития младенца. Причём положительное действие грудного молока продолжается и после отлучения, когда ребёнок идёт в детский сад или школу.
Вот пять примеров долгосрочного влияния ГВ на развитие мозга ребёнка
1. Психосоциальное развитие
В 2014 году в США были опубликованы результаты исследования, в ходе которого учёные наблюдали за развитием шестилетних детей, предварительно разделив их по продолжительности грудного вскармливания. Оказалось, что чем дольше ребёнок был на ГВ, тем меньше у него отмечалось эмоциональных трудностей, отклонений в поведении, проблем в общении со сверстниками, случаев гиперактивности, других сложностей [4].
Интересное по теме: «Длительное кормление грудью — польза или вред?».
2. Когнитивное развитие (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, воображение и логика)
Корейские учёные наблюдали 697 детей с рождения и до трёх лет. Исследователи оценивали, как влияет продолжительность ГВ на индекс психического развития по Бэйли (MDI). Оказалось, что у детей, которые находились на грудном вскармливании не менее 9 месяцев, познавательные способности были развиты лучше [5].
Другое исследование, проведённое в 2016 г. в Южной Африке, выявило связь между грудным вскармливанием и когнитивным развитием детей (мальчиков), а также то, что бывшие груднички испытывали меньше поведенческих расстройств в начальной школе.
3. Социально-эмоциональное развитие
Национальный исследовательский центр Египта наблюдал 322 пары «мама-ребёнок». Оказалось, что исключительно грудное вскармливание в течение первого полугодия жизни малыша положительно влияет на его психическое здоровье и социально-эмоциональное развитие [7].
4. Крупная моторика
Учёные Австралии изучили взаимосвязь между продолжительностью грудного вскармливания и развитием крупной моторики (ходьба, бег, наклоны и так далее) 10, 14 и 17-летних детей. Исследователи оценили развитие крупной моторики почти у трёх тысяч детей в трёх возрастах, до 17 лет включительно. Оказалось, что кормление грудью в течение минимум 6 месяцев положительно сказывается на двигательных навыках.
5. Интеллект
Семилетнее исследование, завершившееся в 2016 г. в Мельбурне (Австралия), доказало взаимосвязь между грудным вскармливанием и высоким уровнем интеллекта у детей. В течение 7 лет учёные наблюдали 180 недоношенных младенцев. Они подсчитали объём грудного молока, который получали младенцы в первые месяцы жизни, а также измерили объём мозга каждого ребёнка с помощью МРТ. В возрасте 7 лет детей протестировали на зрительное восприятие, рабочую память, интеллект. По результатам исследования учёные выяснили, что продолжительность грудного вскармливания положительно влияла на все показатели. Дети, дольше получавшие материнское молоко, имели больший объём серого вещества и лучшие результаты тестов [9].
Это лишь некоторые доказательства того, что малыши на грудном вскармливании развиваются лучше. Мы не говорим о том, что грудное молоко дарит ребёнку суперспособности. Но никакие аналоги материнского молока не могут дать малышу всех веществ, необходимых для нормального развития. Организм компенсирует их недостаток, но не так быстро и полно, как хотелось бы. И новейшие научные исследования указывают на большую разницу между развитием детей на естественном и искусственном вскармливании.
Источники:
1. Publication: Sean C.L. Deoni, et al., «Breastfeeding and early white matter development: A cross-sectional study» NeuroImage, 2013; DOI: 10.1016/j.neuroimage.2013.05.090.
2. Long-chain polyunsaturated fatty acid supplementation in infants born at term. 2001 г.
3. Variation of the cholesterol content in breast milk during 10 days collection at early stages of lactation. 2012 г.
4. Breastfeeding and later psychosocial development of children at 6 years of age. 2014 г.
5. Synergistic Effects of Human Milk Nutrients in the Support of Infant Recognition Memory: An Observational Study. 2015 г.
6. Effect of Breastfeeding Duration on Cognitive Development in Infants: 3-Year Follow-up Study. 2016 г.
7. Exclusive Breastfeeding and Cognition, Executive Function, and Behavioural Disorders in Primary School-Aged Children in Rural South Africa: A Cohort Analysis. 2016 г.
8. Early Life Predictors of Socio-Emotional Development in a Sample of Egyptian Infants. 2016 г.
9. Breastfeeding and motor development: A longitudinal cohort study. 2017 г.
10. Breast Milk Feeding, Brain Development, and Neurocognitive Outcomes: A 7-Year Longitudinal Study in Infants Born at Less Than 30 Weeks’ Gestation. 2016 г.
Источник