Кормление детей после года рацион доктора комаровского

Чем кормить ребёнка после года? Меню ребенка после года: таблица

Какие продукты можно давать ребенку после года? Какие новые блюда должны появиться в рационе ребенка?

Меню и рацион питания ребенка после года: таблица примерного набора продуктов

После года питание ребенка постепенно приближается к взрослому столу. Этому способствует совершенствование функций органов пищеварения, формирование вкусовых ощущений, стремление ребенка к самостоятельному приему пищи. Но все же полностью приравнивать рацион ребенка к взрослому меню еще рано, у детского меню есть определенные особенности и ограничения.

Очень важно, чтобы рацион ребенка удовлетворял энергетические потребности растущего организма и был сбалансирован.

Молоко и молочные продукты

Эти продукты по-прежнему остаются важнейшей составляющей рациона, так как являются источником белка, жира, кальция и витамина В2, играют важную роль для роста здоровых зубов и костей.

  • Суточная норма молочных продуктов составляет 500-600 мл.
  • ВОЗ рекомендует по возможности продолжить после года грудное вскармливание.
  • В рацион целесообразно включать также молочные смеси для детей от 1 года, цельное молоко обычной жирности (3,2-3,5%), а после 2 лет рекомендуются использовать молоко пониженной жирности.
  • Кроме молока в чистом виде, в рацион ребенка включают молочные десерты, творог или творожные десерты (с фруктовыми наполнителями), кефир, йогурт, ряженку, нежирную сметану.

Крупы и макаронные изделия

Крупяные каши в меню детей старше года могут быть как на молоке, так и в виде гарнира, с добавлением овощей, или сладкие безмолочные каши с фруктами.

  • Если до года ребенок ел гомогенные каши, то теперь блюдо может содержать мягкие, не измельченные хлопья, кусочки фруктов или овощей, что способствует постепенному привыканию к более плотной пище, требующей жевания.
  • Пищевая ценность каш зависит от вида крупы или муки. Несомненным преимуществом обладают гречневая и овсяная крупы, более низкой пищевой ценностью обладает манная крупа.
  • Разнообразить меню и упростить процесс приготовления помогут каши в упаковках для детей от года. В состав детских каш входят хлопья из различных видов круп (бывают однокомпонентные и мультизлаковые — «три злака», «четыре злака» и т.д.), кусочки фруктов. Такие каши дополнительно обогащены витаминами и микроэлементами.
  • Макаронные изделия отличаются высоким содержанием углеводов и меньшей биологической ценностью, поэтому в питании детей их используют реже, чем крупяные каши (1-2 раза в неделю).

Мясо и рыба

Суточная норма потребления мяса составляет 60-70 г

Рыбные блюда включают в рацион 2-3 раза в неделю, общее количество — около 200 г в неделю.

  • В питании детей старше года используют нежирные сорта мяса и рыбы, отдают предпочтение сортам рыбы без мелких костей — судак, камбала, треска, хек.
  • Если в качестве прикорма ребенку рекомендуется вводить мясо в виде пюре, то детям старше года можно предлагать мясные суфле, тефтели, паровые котлеты, фрикадельки. При этом важно, чтобы мясной фарш готовился непосредственно перед приготовлением блюда, так как он быстро портиться.
  • Ближе к 1,5 лет можно предлагать тушеное мясо мелкими кусочками.

Фрукты и овощи

Ежедневно включают в рацион и должны присутствовать в каждом основном приеме пищи (3-4 раза в сутки)

  • Суточная норма потребления овощей — 300-350 г (картофеля — не более 1/3), фруктов — 150-200г.
  • Овощи предлагают как в сыром виде — ломтиками или в салатах, так и отварные и тушенные — пюре, овощные рагу.
  • В летний период предлагайте ребенку свежие фрукты и ягоды, зимой — используйте для приготовления блюд замороженные, консервированные фрукты, сухофрукты.
  • Виноград лучше не давать детям до 3 лет
  • С осторожностью вводите в рацион цитрусовые и экзотические фрукты (киви, манго), так как высока вероятность развития аллергических реакций.

Принципы составления ежедневного рациона и питания детей старше года

  1. Суточный объем пищи для ребенка старше года можно определить по формуле: V=1000+100*n (мл), где n — число лет.
  2. Ребенок старше года должен получать ежедневно 450 мл жидких молочных продуктов и до 40 г творога.
  3. До 1,5 лет в рацион включают также белый хлеб (20 г в сутки), а после 1,5 лет — 60 г белого и 40 г ржаного хлеба.
  4. Для приготовления пищи ребенку достаточно использовать 2-3 г соли в сутки, лучше — йодированной.
  5. Общее количество сахара должно составлять не более 25-30 г в сутки, учитывая сахар, добавляемый в продукты (молочные и творожные десерты, мюсли, булочки и т.д).
  6. Детям не следует давать острую, пряную пищу, острые соусы, майонез.
  7. Куриные яйца можно давать как в отваренном виде, так и в идее парового омлета или суфле. Сырые яйца не рекомендуются использовать в детском питании.
  8. При проявлении аллергии на белок куриного яйца, можно заменить в блюдах куриные яйца перепелиными.
  9. Ребенок старше года может принимать пищу за одним столом с взрослыми — это способствует овладению определенными навыками питания, улучшению аппетита, стимулирует малыша пробовать новые блюда.
  10. Детей старше года важно приучать к гигиеническим навыкам при приеме пищи — мыть руки, пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Примерный среднесуточный набор продуктов для детей старше года

Большое значение приобретает внешний вид пищи, ее аромат. Для приготовления блюд нельзя использовать острые приправы, пряности, соусы, а с целью улучшения вкуса и внешнего вида лучше добавлять овощи, фрукты и листовую зелень. Интересно оформить блюдо можно с помощью силиконовых форм или специальных детских тарелочек.

Тарелки foodface

Режим питания ребенка после года. Нужно ли кормить ребенка по часам?

Согласно рекомендациям ВОЗ, дети старше года должны получать три основных приема пищи — завтрак, обед, ужин, и один или два дополнительных — это может быть (на выбор): второй завтрак, полдник, молоко или кефир перед сном.

На втором году жизни суточный объем пищи рекомендуется распределять равномерно между количеством приемов, а с 2 лет: 25% — завтрак, 35-40% — обед, 10% — полдник, 20-25% — ужин.

Ежедневное соблюдение режима питания (допустимыми считают отклонения в 15-20 минут) способствует своевременной и достаточной секреции пищеварительных соков и хорошему усвоению пищи.

Новые блюда для ребенка после года: рецепты

Если до года ребенок ел пищу в виде пюре, то теперь настало время отказаться от протирания или измельчения пищи блендером. Каши для детей старше года могут содержать небольшие мягкие кусочки фруктов, тушенные или отварные овощи можно разминать вилкой, салаты из свежих овощей натирать на терку, а через некоторое время нарезать мелкими кусочками.

Предлагайте ребенку мясные суфле, запеканки, тефтели и котлетки. Такие блюда обеспечат плавный переход от гомогенной к твердой пище.

Мясное суфле

Новые блюда для ребенка после года

Читайте также:  Рвота у младенца после кормления смесью

Ингредиенты:

  • 150 г мяса (куриное филе или курица и нежирная свинина в равных количествах)
  • Манная крупа — 2 ч.л.
  • Молоко — 1,5 стол. ложки
  • Яичный желток — 1 шт.
  • Соль

    Способ приготовления:

  1. Мясо пропустить через мясорубку с мелкой решеткой дважды или измельчить в блендере.
  2. Добавить молоко, желток и манку, посолить, тщательно перемешать.
  3. Выложить в подходящую по размеру форму

    Запекать в духовке при 190ºС 45 минут.

Овощной суп с яйцом

Овощной суп с яйцом

Ингредиенты:

  • Морковь — 50 г
  • Лук — 50 г
  • Болгарский перец — 50 г
  • Кабачок — 50 г
  • Рис — 1 ст. ложка
  • Зелень
  • Яйцо куриное — 1 шт (можно заменить двумя перепелиными)
  • Соль

Способ приготовления:

  1. Рис промойте и замочите в холодной воде.
  2. Морковь и лук нарежьте мелкими кубиками, залейте кипятком, варите на малом огне 15 минут.
  3. Добавьте в суп рис, нарезанные мелким кубиком кабачок и перец, посолите, продолжайте варить 10 минут.
  4. В отдельной посуде соедините вилкой белок и желток яйца.
  5. Влейте яйцо в кипящий суп, постоянно помешивая ложкой.
  6. Вскипятите в течение 1 минуты.
  7. Мелко покрошите зелень, добавьте в суп и снимите его с огня.

Манные кексы

Манный кекс

Ингредиенты:

  • Яйца — 2 шт
  • Сахар — 2 стол. л
  • Разрыхлитель для теста — 1 ч.ложка
  • Манная крупа — 1 стол. ложка
  • Кефир — 1 стакан
  • Ванильный сахар

Способ приготовления:

  1. Взбейте миксером яйца с сахаром и ванильным сахаром, добавьте разрыхлитель теста.
  2. Введите в смесь кефир, продолжая взбивать миксером

    Постепенно всыпьте манную крупу.

  3. Заполните тестом формы для кекса на 2/3 объема.
  4. Выпекайте в духовке при 170ºС 40 минут.

Комаровский о питании ребенка после года

Доктор Комаровский акцентирует внимание родителей на таких моментах в отношении питания:

  1. То, чем ребенок привыкнет питаться до 1,5-2 лет моделирует питание ребенка в дальнейшем. Ребенок в этом возрасте питается тем, что дают ему взрослые — и именно они закладывают основы здорового и рационального питания ребенка.
  2. Разнообразное питание — не значит присутствие в рационе множества различных продуктов, экзотики и деликатесов. В рационе должны присутствовать все основные группы продуктов — молоко, фрукты, овощи, мясо, рыба, крупы. Если в меню представлены продукты этих основных групп в достаточном количестве, значит с разнообразием в питании все в порядке.
  3. Отсутствие аппетита у здорового ребенка доктор Комаровский относит к проблемам больше педагогическим, чем медицинским. В этом случае доктор рекомендует простой рецепт — прекратить кормление и дать ребенку возможность «нагулять» аппетит, устранив возможность «перекусов» до следующего основного приема пищи.

ВИДЕО: Полезная и неполезная еда — Школа доктора Комаровского

Источник

Питание

Проблем, связанных с питанием, множество. Проблемы эти совсем непросты, а поиск правильных решений весьма затруднителен — уж слишком велико количество специалистов, точно знающих, как надобно питаться.

Очень трудно быть советчиком в вопросах брака — личный человеческий опыт, как правило, исчерпывается одной-двумя попытками. Чуть легче решить сексуальные проблемы — у нормального взрослого человека опыта побольше — хоть раз в 10 дней каждый пытается свои познания в этом вопросе если не расширить, то, по крайней мере, убедиться в том, что есть еще порох в пороховницах… Но коли речь зашла о еде — тут уж каждый три раза в день проводит над своим организмом эксперименты. А поскольку практический опыт большой, то как им не поделиться — вот и появляются на свет многочисленные трактаты о правилах питания, о совместимости продуктов, о том, как отдавать врагам ужин, о пользе сыроедения, о спасительности голодания и т. д. и т. п.

Многочисленные «теории еды» — вегетарианство, раздельное питание и др. — удивительным образом напоминают религиозные трактаты, в которых ангелы, грешники и праведники заменены белками, жирами, углеводами, шлаками и калориями.

«Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Исуса…», а кто в ферменты, кишечные соки и вышеупомянутые белки с углеводами — тут уж ничего не поделаешь. Человек — существо внушаемое, и если очень внушить себе, что надобно именно так, — то поможет обязательно и жить станет веселей.

Принципиально важно, тем не менее, другое — любые взрослые дяди и тети вправе сами, с учетом своих личных взглядов и материальных возможностей, решать — что, кого, когда, вместе с чем, вместо чего и в каких количествах следует употреблять в пищу. Но дети! Как быть с ними? Ребенок ведь не виноват в том, что его отец решил на досуге овладеть правилами «рационального питания», он (ребенок) не может питаться самостоятельно — жевать и глотать может, но добывать продукты никак.

Отсюда важный вывод — любые эксперименты с питанием следует проводить на себе. Использовать собственных детей в качестве подопытных кроликов — жестоко и неэтично.

Но кто носитель Истины? Кто точно знает — когда, что, в каких количествах? Наверное, никто. Никто не может быть однозначно убежден в своей правоте, но есть вполне определенный резон в том, чтобы попытаться ввести некоторые рамки, сузить диапазон экспериментов, если уж не научить «правильности», то подсказать — чего уж точно делать нельзя.

Вполне резонно попытаться найти некоторые критерии, позволяющие ответить на вопросы про хорошо и плохо. Поэтому предпримем некоторые рассуждения. Итак, человек как биологический вид существует многие тысячелетия. За эти тысячелетия он не только выжил, но и стал «царем природы» — скорее всего, потому что следовал законам Природы. Логично предположить следующее — если питание человека как биологического вида сопровождается возникновением определенных проблем, то такие проблемы являются для человека естественными, а значит, существуют природные механизмы, позволяющие эти проблемы решать. Проиллюстрируем это положение двумя простенькими примерами.

  1. Приходилось ли человеку голодать? Конечно, да, как, впрочем, и любому другому биологическому виду (зайцу, волку, карасю, оленю) из тех, что существуют в живой природе в настоящее время. Вывод — голодание для человека естественно. Можно рассуждать о чувстве меры, можно обосновывать рациональность голодания рассуждениями о выведении шлаков, но природная целесообразность явно существует.

  2. Вегетарианство. Ели или не ели рыбу и мясо наши предки? С точки зрения автора статьи, очень даже ели. А некоторые народы вообще не ели ничего кроме рыбы и мяса — например, эскимосы. Вывод — вегетарианство, может быть, и хорошо, но с точки зрения Природы, оно естественным не является.

Становится понятным, что если по каким-то причинам ребенок останется без еды, то естественные (эволюционные, физиологические) механизмы адаптации не дадут ему пропасть. Но отсутствие в рационе белков животного происхождения неминуемо приведет к нарушениям роста и развития, поскольку вышеупомянутых механизмов адаптации к такому варианту питания не существует.

Приступая, наконец, к конкретным рекомендациям подчеркнем, что в необъятной теме следует, во-первых, выделить 3 основных направления:

а) питание детей раннего возраста;

б) питание здоровых детей и

в) взаимосвязь питания и болезней.

Во-вторых, отметим, что наша задача вовсе не состоит в том, чтобы дать ответы на частные, тактические вопросы — как варить овсяную кашу и как кормить ребенка, заболевшего вирусным гепатитом. Наша цель — общая стратегия — формулировка принципов — чего нельзя, что хорошо, что плохо, а что и вовсе не имеет значения.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ребенок должен питаться теми продуктами, которые являются для него наиболее естественными в соответствующем возрасте.

И наверняка отсутствует надобность доказывать кому-либо, что нет и не может быть для новорожденного ребенка ничего более ценного (естественного), чем материнское молоко. Неудивительно, что вскармливание младенца молоком матери так и называется — естественным.

Отметим некоторые принципиальные моменты.

  • Время первого прикладывания к груди. Первые капли молока — молозиво — содержат в себе вещества, «запускающие» развитие иммунной системы и нормального пищеварения. Поэтому чем раньше прикладывают ребенка к груди, тем лучше (оптимально — прямо в родзале). Этот факт убедительно доказан физиологами и врачами. Тем не менее, в сотнях роддомов детей приносят для первого кормления на вторые-третьи сутки, а то и позже. Мотивируется это усталостью матери, слабостью ребенка, возможностью некоторых врожденных болезней, при которых прикладывание к груди опасно, а для уточнения диагноза требуется время. На самом деле, реальные причины для того, чтобы не кормить сразу после родов имеют место очень редко. Пути решения проблемы — доверительная беседа будущих родителей с врачом, принимающим решение о времени первого кормления — педиатром роддома (неонатологом). Всегда следует помнить, что не кормить сразу — решение менее рискованное и менее ответственное, а оплата труда врача-неонатолога никоим образом не стимулирует его к принятию ответственных решений.

  • Если нет или не хватает материнского молока? С современных позиций, оптимально использование адаптированных молочных смесей. Выбор последних огромен, а достоинства очевидны — удобство приготовления, присутствие должного количества витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Любые разведения коровьего молока явно и по всем параметрам уступают готовым смесям. Единственный аргумент «за» — это цена, хотя впоследствии на лекарства наверняка уйдет больше денег, поэтому экономия весьма сомнительна.

  • Частота кормлений и ночной перерыв. Все большее число педиатров пришло, наконец, к выводу о том, что наиболее естественной является методика свободного вскармливания. Суть последней — ребенок ест тогда, когда хочет есть. С физиологических позиций, абсолютно неестественно будить ребенка для того, чтобы покормить, и не кормить орущего и голодного только потому, что время еще не пришло. Существование биоритмов вполне доказано и с этой точки зрения очевидно следующее: потребность в питании может заметно варьировать не только в связи со временем суток, но и в зависимости от погодных условий, времени суток, качества материнского молока и многих других факторов. Рекомендации о необходимости ночного перерыва в кормлениях — лучший способ вызвать нервные расстройства у родителей и соседей.

  • Прикорм — что и когда? Интересное слово «прикорм» требует объяснения. Прикормом называют продукты, которые ребенок первого года жизни получает в дополнение к материнскому молоку или молочным смесям (не путать с «докормом»; докорм — это когда, например, не хватает у мамы молока и ребенка докармливают молочной смесью). Необходимость прикорма обусловлена заверениями ученых о том, что на определенном этапе развития младенца количество витаминов и других полезных веществ в материнском молоке не обеспечивает потребностей ребенка. Отсюда выводы — уже с месячного возраста следует давать яблочный сок, а с 4 месяцев — овощной отвар (по крайней мере, именно такие указания имеются в медицинском «Руководстве по детской диететике»). Изучая подобные инструкции, автор статьи постоянно испытывает глубочайшие сомнения. Совершенно непонятно, как ухитряются до настоящего времени существовать другие млекопитающие? Нет, можно, конечно, допустить, что мать-волчица употребляет какую-то неведомую траву, дабы помочь волчатам встать на ноги (точнее, на лапы). Начитавшись научной фантастики, можно даже представить, как двухнедельному волчонку папа-волк приносит с охоты ценные витаминосодержащие овощи. Но даже при максимальном напряжении умственной деятельности не удается понять — где «достает» витамины белая медведица? За что умная Природа так наказала человеческих детенышей, откуда эта неполноценность? Почему все остальные звери могут жить без овощных супов, а наши дети не могут? Но допустить, что ошибся Создатель (Бог или эволюция, значения не имеет) автор не может.

    Выводы напрашиваются сами по себе — если ребенку не хватает витаминов, то следует либо должным образом кормить его мать, либо давать младенцу молочную смесь, в которые умные дяди и тети уже включили все необходимые витамины. Никто и никогда не сможет толком объяснить, почему стакан яблочного сока, выпитый кормящей матерью, хуже, чем капля того же сока, проглоченная месячным ребенком.

    Но ведь когда-нибудь придется давать что-то еще. А когда? Для поиска ответа вновь обратимся за советом к Природе. В отрыве от цивилизации ребенок питается материнским молоком до того времени, когда сможет съесть то, что его папа принесет с охоты. А для поедания этого потребуются зубы. Таким образом, появление зубов является важнейшим биологическим критерием, указывающим на необходимость прикорма. И становится понятным, что все дети разные — одному прикорм понадобится в 6 месяцев, а другому — только в 8. Но не менее понятно другое: утверждения типа «всем с месяца сок и всем с 5 месяцев суп» — по меньшей мере, спорные.

    Использование с пятимесячного возраста кисломолочных продуктов, творога, молочных каш (манной, овсяной, рисовой, гречневой) — вполне оправдано, но соки, отвары, супы, желтки, овощные и фруктовые пюре до появления зубов давать не следует.

    Очевидно, что мнение автора статьи может показаться спорным и недостаточно аргументированным. Поэтому, в качестве информации к размышлению, отметим следующее: 1. Наука о витаминах, их нехватке и необходимости коррекции естественного вскармливания возникла много лет назад, когда никто слыхом не слыхивал про адаптированные молочные смеси. 2. Переделывать существующие инструкции и оспаривать мнения академиков от питания — всегда было делом нелегким. 3. Помните — соки, овощные пюре, фруктовые каши — это не просто прикорм. Это очень серьезный бизнес. 4. В несчастной развивающейся стране, когда кормящая мать голодает и (или) однообразно питается (например, только рисом, или только финиками, или только рыбой, или только хлебом) давать ребенку витамины — вполне целесообразно. Если на зарплату можно купить в неделю одно куриное яйцо — вполне логично дать четырехмесячной крохе четвертушку желтка. Но если можно купить десяток яиц — тогда лучше кормящей маме съесть глазунью из трех глаз.

    И последнее. Увидеть пользу от раннего прикорма нельзя. По большому счету, родители просто ставят на собственной совести жирную галочку, мол, мы сделали все как надо. Но вред видят тысячи — появление или усиление диатеза, расстройства стула. Короче говоря, все при деле — академики пишут инструкции, промышленность выпускает соки, педиатры рекомендуют соки, мамы соки дают, дети соки пьют, педиатры лечат поносы и аллергию, мамы покупают лекарства и другие соки — «главное, ребята, сердцем не стареть»…

ПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ

В этом разделе мы поговорим о детях, вышедших из младенчества и дошедших до «общего стола» — о тех, кто ест все или почти все из того, что едят взрослые.

Принципиально важный момент — питание ребенка ни при каких обстоятельствах не должно стать смыслом жизни взрослых. Мудрый совет «не делать культа из еды» применительно к детям актуален, как никогда.

Самой «волнующей» темой является аппетит, а количество связанных с ним проблем прямо связано с достатком семьи. По большому счету, аппетит — стремление к приему пищи — является эквивалентом затраченной ребенком энергии. На что тратит энергию ребенок? На рост и развитие, на двигательную активность, на поддержание температуры тела. Много ли может потратить энергии умный, начитанный и всегда тепло одетый ребенок, который вместо активных игр на свежем воздухе изучает иностранный язык? Вопрос риторический, но вот очевидность ответа не способствует почему-то принятию адекватных решений. Сплошь и рядом отсутствие у ребенка аппетита — признак лени или занятости его родителей. В любом случае, мобилизовать всю семью и с песнями, танцами, уговорами и обещаниями подарков накормить несчастное голодающее дитя гораздо легче и проще, чем провести полдня на свежем воздухе.

В целом, наличие аппетита — свидетельство готовности организма к тому, чтобы принятую пищу должным образом усвоить, а следовательно, еда помимо воли — не имеет особого смысла.

Рассмотри теперь вопросы, возникающие чаще всего.

  • Кормление по часам. В основе рекомендаций — учение знаменитого физиолога Павлова. Если принимать пищу в одно и то же время, то к этому моменту начинают вырабатываться желудочный и кишечный соки, а это очень полезно, поскольку улучшает процесс пищеварения. Не учитывается, однако, тот факт, что у человека не всегда имеется возможность есть в одно и то же время. Опыты Павлов проводил на собаках, а образ жизни собаки слегка отличен от образа жизни наших детей. Павлов не надевал на собак носочки и шапочки, его звери не нервничали в связи с полученной двойкой и не имели возможности смотреть телевизор. Короче говоря, на нормального современного ребенка воздействует множество факторов, каждый из которых может повлиять на аппетит. Похоже, вывод однозначен — кормление не по часам, а по аппетиту, но все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

    Не просто, прежде всего, потому, что произнесенная ребенком фраза «кушать хочу» в тысячах семей однозначно воспринимается как призыв к немедленному действию — дитя голодное!!! Но кормление по аппетиту никоим образом не должно превращать родителей и всяких других бабушек в жертв. Проблемы здесь больше педагогические, чем медицинские. Если ребенок отказался от еды, то еду он должен получить не тогда, когда захочет, а тогда, когда у мамы появится время для кормления. И нет ничего страшного в том, что дитя подождет. Пришел со школы и есть отказался, а через час захотел — ну что ж, подождет еще часик, пока папа придет с работы. Короче говоря, проблемы кормления в определенное время не существует. Есть лишь два принципиально значимых фактора — 1. Аппетит и 2. Наличие готовой еды. И если еда есть, а аппетита нет, то не следует насиловать ребенка. Главное вовремя ему объяснить, что наличие аппетита вовсе не повод для того, чтобы взрослые, забыв про все дела, бросались на кухню. Кстати, совпадение пунктов 1 и 2 вполне может рассматриваться как основной критерий отсутствия в семье проблем с питанием.

  • Это хочу, это не хочу. Обозначенная проблема в 99% случаев имеет своей основой педагогику. Голодный человек ест то, что дают. Да, для большинства людей жареная картошка лучше, чем перловая каша. Но когда с раннего возраста родители положительно реагируют на детские требования — ситуация очень быстро заходит в тупик. Если с помощью криков и воплей ребенок может получить не то, что дают, а то, что хочется именно ему, — то это вовсе не медицинская проблема. Любовь к детям никоим образом не должна способствовать формированию эгоизма и чувства собственной исключительности. Абсолютно недопустимо такое положение вещей, когда глупые папа и мама глотают суп, а умный Петя ест куриные котлеты. Интересно, что сама мама, комментируя сложившуюся ситуацию, говорит сыночку: «Бедная твоя жена, и как она будет тебя кормить?». Так, может быть, есть определенная логика в том, чтобы не создавать детям проблем в будущем?

  • Кормление в промежутках между кормлениями. Явление удивительно частое. Яблочко, конфетка, печеньице и т. д. С медицинских позиций вредно, хотя бы потому, что слюна — основной нейтрализатор микробов, попадающих в полость рта. Постоянное питание не только уподобляет ребенка жвачным животным, но и может способствовать возникновению таких болезней как, например, хронический тонзиллит. Речь, кстати, вовсе не идет о жевательных резинках, которые к еде никакого отношения не имеют. Таким образом, кормление в промежутках между кормлениями является недопустимым в двух случаях: 1. Наличие проблем с аппетитом и 2. Наличие хронических инфекций в ротоглотке.

  • Сладости. Источник удовольствия, во-первых, и источник легкодоступной энергии, во-вторых. Вполне резонно отметить, что легкодоступную энергию надобно иметь возможность тратить (достаточная двигательная активность). Если нет проблем с лишним весом и аппетитом, то почему бы и не получить удовольствие? Но: помнить про частые аллергические реакции на шоколад и заморские фрукты — ежели подобные проблемы имеются — не играться, не давать по чуть-чуть, а не давать вообще, по крайней мере, год, а там попробовать.

  • Первое блюдо. Выражение «раз в день надобно горяченькое и жидкое» довольно популярно. Ежедневное употребление супов и борщей абсолютно не принято в десятках стран мира. Первое блюдо — с медицинских позиций — вовсе не обязательно. Употреблять или нет — дело вкусов и привычек вашей семьи, немаловажную роль играет при этом материальное положение и наличие свободного времени — наварить на три дня суп не очень сложно и не очень дорого.

ПИТАНИЕ И БОЛЕЗНИ

Вопрос этот только на первый взгляд кажется сложным, хотя общие рекомендации достаточно просты.

Снижение аппетита — типичный признак почти любой болезни. С точки зрения логики, действия родителей очевидны: ведь если ребенок от еды отказывается, то значит его организм не испытывает потребности в пище, а, следовательно, и ребенка, и организм надобно оставить в покое. Но действовать, таким образом, очень тяжело, поскольку количество здоровья принято связывать с количеством съеденной каши (помните поговорку — «мало каши ел»). Ну а поскольку при болезнях здоровья стало меньше, то напрашивается вывод о том, что еды надо больше.

На самом же деле заболевшему младенцу часто бывает не до питания. Один из важнейших органов, обеспечивающих процесс пищеварения, — печень. И она же, во-первых, синтезирует вещества, нейтрализующие вирусы и бактерии, а во-вторых, обезвреживает яды (токсины бактерий, распавшиеся клетки), образующиеся в организме. Естественно, что нормальный организм стремится освободить печень от дел, с которыми можно подождать (процесс пищеварения), и нагрузить ее работой более неотложной (борьба с возбудителями инфекций).

Отсюда важнейший вывод: чем больше еды напихают в больного ребенка любящие родственники, тем дольше и тем тяжелее он будет болеть.

Правила кормления заболевшего ребенка:

  1. Руководствоваться, прежде всего, аппетитом.

  2. Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

  3. Кормить чаще, но давать меньше.

  4. Во время болезни избегать экспериментов — никаких новых продуктов не использовать.

автор Комаровский Е.О.

опубликовано 18/01/2007 13:42

обновлено 12/12/2015

— Образ жизни

Источник

Читайте также:  Когда ребенку менять памперс до или после кормления