Какие звуки произносит 3 месяца ребенок

Развитие речи ребенка в 3 месяца

Особенности развития в 3 месяца

Как и в 2 месяца, огромную роль играет правильная организация жизни малыша, общение, состояние душевного и физического комфорта. Его душевный комфорт рождается в эмоциональном взаимодействии со взрослым, который как бы «растворяется» в ребенке. Палитра материнского чувства улавливается ребенком в прикосновениях, взглядах, улыбке, интонациях голоса и т.п., и это создает удивительное состояние душевной радости малыша.

Интерес ребенка к окружающему миру, ранее базирующийся на безусловном ориентировочном рефлексе («реакция на новизну»), приобретает признаки направленного ориентировочного поведения. Это уже не отдельные зрительные, слуховые, тактильные и другие реакции на новизну, а ориентировочно-исследовательская активность, устремленная на сбор информации об окружающем.

Что же этому поспособствовало? Во-первых, значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет плавно прослеживать взором за движущейся игрушкой, а главное, способен не только сосредоточить взгляд на неподвижном объекте (чего раньше не было!), но некоторое время всматриваться в него. Это значит, у малыша интенсивно развивается предметность восприятия: он начинает воспринимать предмет (игрушку) как комплекс свойств. Чем большим количеством анализаторов (органов чувств) удается воспринять объект, тем более полную информацию получает ребенок о предмете наблюдения. На основе ориентировочно-исследовательской активности у малыша формируется безудержное любопытство к окружающему миру.

Теперь, лежа на животе, он сам пытается дольше удерживать голову, чтобы вглядеться в игрушку (предмет), стоящую перед ним. В 3 месяца ребенок удерживает голову уже свободно, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это «классическая поза» трехмесячного младенца: приподняв себя, он с любопытством вглядывается в окружающее его пространство.

Наибольший интерес ребенок проявляет к человеку, находящемуся рядом, и призывает его гуканием, в котором все чаще слышатся членораздельные гласные звуки «а», «у», «и» и др.

Лежа на спине, малыш делает попытки схватить игрушку, если ее подвести на шнуре к его ручке. Правда, ему это не очень удается, но хватательный рефлекс начинает менять свою суть: появляется «стремление» дотянуться до предмета.

Все новации в поведении малыша позволяют ему проявлять себя на третьем месяце жизни исключительно ярко. Он явно «напрашивается» на контакт со взрослым. И это не случайно. У ребенка проявляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ему. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в два месяца. Теперь он словно «отвечает» вам: улыбается и вокализирует — вытягивает губки: «Гу-у-у! Гу-гу-гу!». Он замирает, а затем оживляется — выпрямляет ручки и ножки, всем своим видом подчеркивая, что стремится вам «навстречу». Эта совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений называется «комплексом оживления».

Характер реагирования показывает, что социальная линия в этот период становится главной, аккумулируя достижения малыша и подготавливая основу для дальнейшего продвижения вперед в его развитии.

Появление «комплекса оживления» у ребенка имеет также стратегическое значение для всех сфер: познавательной, социальной, сенсорной, речевой, моторной. Подчеркнем, что он является важнейшей новацией первого триместра, имеющей прямое отношение к развитию дальнейших речевых навыков крохи.

Какие общие задачи стоят перед родителями на третьем месяце жизни ребенка?

  1. Соблюдать распорядок жизни малыша, рекомендованный педиатром, обеспечивающий его физическое и психологическое благополучие.
  2. Знать, что у ребенка к концу 3 месяца возникает «комплекс оживления», способствовать его появлению (чаще общаться, разговаривать, практиковать взаимодействие «глаза в глаза», ласкать, и т.п.).
  3. Обогащать социальное развитие ребенка, учитывая, что оно на данном этапе играет важную роль в появлении «комплекса оживления».

Особо следует остановиться на речевом компоненте «комплекса оживления». Наклоняясь над малышом, взрослый старается вызвать эту эмоциональную реакцию, прислушаться к звукам, издаваемым ребенком, дать ему возможность проявить себя.

Речевые задачи в этот период:

  • Активизировать «речевой» контакт с ребенком всеми доступными средствами.
  • Широко использовать фольклорные произведения для маленьких — пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и общение с ребенком.
  • Взрослый должен поддерживать речевую активность малыша, стараясь при общении с ним употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например, «а-а-а-а», «о-о-о», «у-у-у-у». Необходимо использовать речевые образцы, близкие к звукам, издаваемым ребенком.

Как разговаривать с ребенком в 3 месяца

Он вслушивается в произносимые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при проговаривании гласных звуков «а», «о», «у». Вначале это получается случайно, потом навык закрепляется, и звуки становятся более четкими, похожими на звуки, произносимые мамой или другим близким человеком, занимающимся с ребенком.

Многие мамы затрудняются в выборе «тем» для разговоров, не умеют эмоционально общаться, проявлять свою любовь и ласку. Ученые утверждают, что современный ритм жизни, технократическое развитие общества и другие факторы привели к тому, что молодые мамы во многом утратили ту эмоциональность в воспитании детей, которой обладали наши бабушки и прабабушки. Их мастерство закрепилось в поэтическом фольклоре для маленьких. Всевозможные припевки, песенки, колыбельные исполнены огромной любовью, теплом и лаской.

Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают маму и малыша к эмоциональным и речевым контактам. Незатейливые тексты могут сочинять и сами родители, проникаясь любовью и нежностью к крохе.

Примеры игр и заданий

Наденька

Наденька-Надя, (Мама наклоняется над ребенком, улыбается, влево-вправо медленно покачивает головой; взгляд «глаза в глаза».)

Плакать не на-а-до, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

Читайте также:  Ребенка мучают запоры 3 месяца

«А-гу-у-у!» — песенку спой, (Повторяет несколько раз, добиваясь голосовых реакций ребенка.)

Поиграй со мно-о-й: (Делает легкие поглаживания ручек.)

Потягу-у-ушечки,

Порасту-у-у-шечки! (Улыбаясь крохе, ладонью одной или обеих рук проводит круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки. Если ребенку приятно, повторяет это действие несколько раз.)

Закончив общение с ребенком, взрослый может поднять его вертикально, чуть-чуть прижимая к своему плечу, таким образом создавая ему опору, надежно придерживая одной рукой, ласково поглаживать спинку. Мама повторяет всю потешку в такт движениям поглаживания.

Примечание

Можно заменить первую строчку потешки на «Милое чадо-о-о», чтобы потешка стала «универсальной» для каждого ребенка.

Развитие речи: месяц 3

Милочка

«Милочка, Мила», — (Взаимодействие с малышом аналогично приведенному выше.)

Птичка просила,

Чтобы Милочка проснулась, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

Маме, папе улыбнулась!

Голосок свой подавала: (Повторяет несколько раз, пытаясь вызвать ответную голосовую реакцию.)

«Га-а! Гу-у! Гы-ы!» —

Ворковала:

«Га-а! Гу-у! Гы-ы!»

Закончив общение с ребенком, мама берет его на руки. Удерживая на вытянутых, полусогнутых руках, начинает нежно покачивать, т.е. чуть-чуть приподнимая и опуская, перемещая влево-вправо. При этом пестушку можно спеть малышу в такт движениям. Такое пестование полезно для развития вестибулярного аппарата.

Примечание

Можно заменить первую строчку потешки на «Чадушко мило-о-о!», чтобы потешка стала «универсальной».

Васенька

Вася-Вася, Василечек, (Взаимодействие с ребенком аналогично приведенному выше.)

Василечек полевой!

Вася-Вася, Василечек, (Мама поглаживает ручки, ножки, животик ребенка.)

Васенька сыночек мой! (2 раза)

Ля-ля! Ля-ля ! Ля! Ля! (Играет ручками ребенка: чуть сводит и разводит полусогнутые руки на уровне его груди.)

Ой, Вася, Василечек,

Васенька сыночек мой!

Вася-Вася, Василечек, (Повторяет обращение к ребенку, смотря ему в глаза.)

Василечек, синий цвет!

Вася-Вася, Василечек, (Старается вызвать голосовую реакцию.)

Погугукай нам в ответ: (2 раза)

Гу-гу! Гу-гу! Гу-гу-гу!

Ой, Вася, Василечек, (При повторении мама поднимает малыша вертикально, держа под мышки, лицом к себе, ставит его на пеленальный стол. От прикосновения к плотной поверхности стола ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Как только вы почувствуете, что упор ног произошел, тут же поднимите малыша («потанцовывание»).

Погугукай нам в ответ.

Выполните «потанцовывание» под потешку 4-6 раз. Можно использовать народные мелодии, например, «Коло-коло- колокольчик».

Примечание

Можно заменить первые строчки, вставив любое имя мальчика, например:

Саша-Сашенька, цветочек!

Саша-Сашенька, родной!

Саша-Сашенька, цветочек!

Сашенька — сыночек мой!

Мама должна научиться эмоционально взаимодействовать с малышом на уровне возрастных возможностей во все отрезки его бодрствования. При этом ласка, любовь, нежность должны быть в каждом ее слове, жесте, движении. Обращение к малышу по имени делает общение с ним адресным и личностным, что необходимо ребенку для осознания себя в последующем как личности.

Появление к 3 месяцам у малыша «комплекса оживления» делает возможным проведение игр-занятий, направленных только на развитие речи. Во время таких игр мама демонстрирует крохе артикуляцию речевых звуков. Также ребенку по-прежнему необходимы игры-занятия для развития сенсорной сферы (зрение, слух, осязание) и мелкой моторики рук, которые имеют отношение к развитию речевых навыков.

Примерные игры-занятия «Гуси-гуси»

Задачи

Способствовать возникновению «комплекса оживления»: активизировать голосовые реакции ребенка, побуждать к повторению звуков «г-г-га», «гы», «гу» и звукосочетаний «кха», «к-ки», «г-ко», возникающих в гукании на выдохе. Продемонстрировать крохе артикуляцию членораздельных звуков речи — «а-а», «у-у», «о-о».

Материал

Фольклорный текст.

Содержание игры-занятия

Взрослый наклоняется над малышом, улыбается, обращается к нему по имени: старается вызвать «комплекс оживления».

Речитативом исполняет потешку, выделяя гласные звуки и звукосочетания в гукании малыша:

— Гу-уси, гу-у-си! Гуси-гуси?

— Га-а-а! Га-га-га!

— Ути, у-у-у-ти! Ути-ути?

— Кха-а-а, кха-а-а!

— Ку-ры, ку-у-у-ры! Куры-куры?

— Кхо-о-о, кхо-о-о!

— Не ходите далеко…

— Ко-о-о, ко-о-о.

Каждое двустишие нужно читать отдельно, между ними делаются паузы, дающие возможность ребенку вслушаться в текст и отреагировать на него. Взрослый утрированно артикулирует гласные звуки, произнося их в несколько замедленном темпе. Фольклорный текст следует повторить два раза. Игра-занятие длится 2-3 минуты.

Развитие речи

«Веселая погремушка»

Задачи

Продолжать развивать слуховое восприятие ребенка, акцентируя внимание на источнике звука. Развивать способность зрительно сосредотачиваться на предмете (из положения лежа на животе).

Материал

Яркая погремушка. С целью усиления зрительного воздействия можно на ее ручку завязать красивый бант или укрепить волан.

Содержание игры-занятия

Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30-40 см от игрушки. Встряхивая ее, побуждает малыша прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как кроха поднимет головку, рассматривая игрушку, надо перевернуть его на спину и дать отдохнуть. Далее лежащему на спине ребенку мама продемонстрирует погремушку с расстояния 50-70 см, меняя ее местоположение влево и вправо, затем звенит ею в поле зрения малыша.

Необходимо дать ребенку возможность рассмотреть звучащий предмет, попытаться вложить погремушку в ладошку малыша, придерживая ее своей рукой. На последующих занятиях повторить упражнение дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы вначале 20, потом 30-40 и более секунд. Показ игрушки нужно сопровождать короткими фразами: «Динь-динь», «Да-а!» При последующих занятиях рекомендуется менять звучащие игрушки.

«Умные шарики»

Задачи

Обогащать тактильную чувствительность ладоней малыша, формировать навык захватывания предмета рукой.

Материал

Твердые, мягкие, пружинящие, поролоновые шарики, обернутые разным материалом (диаметр 2-2,5 см).

Примечание

Шарики можно сделать самостоятельно. С этой целью используются лоскутки тканей, кусочки меха, тонкой кожи и т.п. Самодельные шарики, как и любые мелкие игрушки, даются ребенку только под контролем взрослого и в его присутствии.

Содержание игры-занятия

Взрослый демонстрирует ребенку, лежащему на спине, например, белый пушистый шарик, закрепленный на шнурочке. Он опускает шарик и прикасается к ручке малыша. Ведет предмет по тыльной стороне ладони сначала одной, потом другой руки. Свои действия мама сопровождает словами: «Ша-а-а-рик! Во-о-т как-о-о-й шари-и-и-к!».

Читайте также:  Эреспал ребенку 3 месяца

Затем шарики меняются, меняются и ощущения ребенка от прикосновений различными материалами. Далее мама кладет шарик на середину правой ладони малыша, затем — левой. Сначала взрослый придерживает шарик, побуждая кроху к более сильному рефлекторному схватыванию и удержанию предмета (в 2 месяца 2-3 секунды, в 3 месяца — до 10 секунд). Действия с шариками можно повторять 3-5 раз для каждой руки.

Игра-занятие сопровождается обращениями к ребенку, разговором, эмоциональными возгласами, ярким речевым интонированием и т.п.

В заключение следует отметить, что к занятиям, направленным на речевое развитие младенца третьего месяца, помимо тех, что были рекомендованы для двухмесячного возраста, следует добавить следующие:

  • содействие возникновению у ребенка «комплекса оживления»;
  • развитие на основе «комплекса оживления» речевых возможностей ребенка посредством правильного эмоционального общения и игр-занятий.

Источник

Все о детях

За первый год жизни младенец проходит огромный путь в развитии — от беспомощного новорожденного до активного крепыша, который уже начал ходить и произнес первые слова. В 3 месяца малыш уже прошел этап адаптации к миру. Теперь ему все становится интересно, и он проявляет любознательность. Ребенку доступно уже гораздо больше движений, ощущений.

Восприятие

Ребенок все больше интереса проявляет к окружающим людям. В чем это проявляется? Что должен ребенок в 3 месяца уметь с точки зрения общения? Он узнает мамин и папин голос. Когда взрослый говорит с малышом, он может заметить его сосредоточенный взгляд. Ребенок прислушивается к речи. Он отличает речь от бытовых шумов или музыки, и разговор людей вызывает у него особый интерес. На этом все возрастающем интересе будет развиваться и самостоятельная речь ребенка. Он почувствует, что его рот может издавать такие же звуки.

Развитие ребенка в 3 месяца ведет к тому, что восприятие начинает отличаться предметностью. Это значит, что взгляд малыша выхватывает из окружающей реальности отдельные предметы. Каждый предмет отличается несколькими свойствами, которые можно воспринять не только зрительно, как цвет, форму, размер, но и тактильно и на слух. Кроме того, дети очень активно пытаются облизать, покусать, пососать все предметы — пробуют на вкус и ощупывают языком, где нервных окончаний еще больше, чем на пальцах. Ребенку нравится изучать мир — он трогает разные предметы, ощупывает ткани разной текстуры, рассматривает картинки и лица людей.

Общение и предпосылки к речи

Крики ребенка приобретают разнообразную интонацию. По громкости и тональности крика и по поведению ребенка в этот момент можно понять, что ему нужно. Именно в это время дети начинают гулить. Гуление напоминает сочетания гласных — аа, аэ, уа, которые иногда чередуются с заднеязычными согласными — к, г, х, которые произносятся корнем языка. Такой звук очень удобно произносить, лежа на спинке, а именно в этом положении большую часть времени находится ребенок.

Но общается малыш и с помощью мимики. Именно 3 месяца — время появления улыбки в ответ на обращение родителей. Малыш различает интонацию речи взрослых. Все это отражается на звуках, которые он издает.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Он должен отвечать на общение взрослого комплексом оживления. Так называют гуление, размахивание ручками и ножками и улыбку. Это выражение положительных эмоций, в отличие от крика. Малыш показывает, что доволен, когда ему уделяют внимание. Ребенок в 3 месяца уже умеет смеяться.

Рост и вес в 3 месяца

У малыша продолжает накапливаться жировая ткань. Он округляется, приобретает пухлые щечки и перевязочки на теле. Для нормального роста и веса у трехмесячных детей существует достаточно большой разброс. Рост может колебаться от 54 до 64 см, а вес ребенка в 3 месяца может быть от 3 до 6 кг. Размеры ребенка зависят также от его роста и веса при рождении. Сколько же весит в среднем ребенок в 3 месяца? Мальчики весят 5,250 кг и имеют рост 59 см, а девочки — чуть меньше: вес — 4800 г и рост — 58 см. При грудном вскармливании различия роста и веса у разных детей довольно велики.

Кстати, если малыш питается материнским молоком, то врачи относятся к превышению нормы веса более благосклонно, чем при искусственном вскармливании. Дело в том, что при грудном вскармливании практически невозможен перекорм, и если ребенок крупный, можно считать это личной нормой. А на искусственном вскармливании здоровью ребенка может угрожать состав смеси, более богатой жирами и сахарами, а жидкость из бутылочки поступает так легко, что некоторые дети могут и не рассчитать, сколько им надо. Отклонения от среднего веса ребенка в 3 месяца считаются нормой, если ребенок хорошо себя чувствует. Это значит, что он активен и полон интереса к окружающему миру, нормально кушает и спит, писает не менее 12 раз в сутки, а испражняется 6-8 раз. Еще одним критерием достаточного питания считается рост ногтей и волос.

Угасание рефлексов

Развитие ребенка в 3 месяца предполагает, что большинство рефлексов новорожденных исчезает. Например, поисковый рефлекс, когда в ответ на поглаживание уголка губ ребенок открывает рот и поворачивает голову в сторону поглаживания. Хоботковый рефлекс: если потрогать верхнюю губу, малыш вытянет губки трубочкой. Рефлекс Бабкина: в ответ на легкое нажатие на ладошку малыш открывает рот и выставляет вперед голову.

Действующие рефлексы

Некоторые рефлексы могут еще сохраняться, например, рефлекс Моро. А некоторые должны быть активны, например, сосательный рефлекс, рефлекс ползания. Хватательный рефлекс новорожденного в 3 месяца уходит. Зато на смену безусловному рефлексу приходит условный. Ребенок хватает предмет осознанно, уже не потому, что его ручки сами сжимаются.

Читайте также:  Ребенку 3 месяца температура после акдс

Ладони малыша чаще становятся открытыми, а не сжатыми в кулачки — постепенно снижается тонус сгибателей, который при рождении был повышен и поддерживал позу эмбриона. Ребенок исследует не только окружающий мир, но и свое тело. Его интересует лицо, руки. Малыш ощупывает глаза и нос, с любопытством рассматривает свои ручки, держа их перед собой.

Двигательное развитие

Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Во-первых, малыш может удерживать головку, лежа на животе. Он может вращать ею во все стороны. К тому же он уже пытается присесть — приподнимается на локтях, чтобы видеть больше. Но до реального сидения пройдет еще 2-3 месяца.

Первые перемещения в пространстве, доступные ребенку, — это переворачивание со спины на живот. Малыш раскачивается, лежа на спинке, чтобы перевернуться. Иногда это может удаваться наполовину, и ребенок оказывается лежащим на боку. А возросшая активность требует свободы движений. Не стоит пеленать и укутывать малыша. Это будет ограничивать его в движениях и тормозить двигательное развитие.

Ребенок начинает раскачиваться всем телом, лежа на спине. Зачем он это делает? Он пытается перевернуться на живот. Ножки малыша тоже стали сильнее. Он умеет ими отталкиваться от бортика кроватки или дивана. Поэтому родителям приходится быть внимательными и не оставлять его там, где он может упасть.

Грудное вскармливание

Питание трехмесячного младенца — грудное молоко при грудном вскармливании и смесь при искусственном. В течение дня малыша нужно прикладывать к груди 6-8 раз, а за ночь — 2-3 раза. Это определяет режим дня ребенка в 3 месяца. За раз ребенок выпивает 100-150 г молока.

Искусственное вскармливание

Если же молока у матери нет, тогда ребенок в 3 месяца на искусственном вскармливании питается реже. В таком случае количество кормлений сокращается до 6 раз в сутки — смесь требует гораздо больше времени на усвоение. Ночью делается 6-часовой перерыв в питании.

Смесь считается более густой пищей, чем молоко, поэтому дети на искусственном вскармливании нуждаются в дополнительной жидкости. Это может быть компот из сушеных яблок, отвар шиповника или просто вода. На 1 кг веса дается 100-120 мл в сутки. Некоторым детям этого не хватает. Если ребенок страдает от жажды, нет ничего плохого, чтобы дать ему больше жидкости. Некоторые дети, наоборот, отказываются от питья. Можно попробовать сменить напиток. Но, конечно, заставить младенца пить невозможно.

Сон и режим

Если новорожденный спит почти круглые сутки с перерывами на питание, то трехмесячному ребенку достаточно 10-11 часов ночного сна и 5-7 — дневного. Малыш может гораздо дольше проспать ночью без пробуждения. Дневной сон ребенка в 3 месяца распределяется обычно на 4 промежутка. Лучше всего, если 2 из них выпадут на прогулку. Гулять с ребенком нужно в любую погоду, кроме сильных морозов (менее -10) и жары (более +40). Режим дня ребенка в 3 месяца в итоге формируется так, что его период бодрствования тоже дробится на промежутки. Каждый из них составляет 1-2 часа.

Сон ребенка в 3 месяца обычно составляет от 15 до 17 часов — примерно как время бодрствования взрослого человека, который спит около 8 часов. В остальное время малыш активен. Именно сейчас могут пригодиться развивающие игры, гимнастика, плаванье, массаж. Интерес ребенка к речи располагает к тому, чтобы читать ему сказки и стишки, разговаривать с ним.

Игры и игрушки

Какие игры и игрушки подойдут трехмесячному ребенку? Такие, которые помогают осваивать окружающий мир, движения своего тела и предметов. Например, обычные воздушные шарики могут сильно заинтересовать младенца. Можно привязать шарик к руке малыша, и тогда он будет следить, как шарик двигается вслед за его ручкой, и в мозгу начнет устанавливаться взаимосвязь. Ребенок учится управлять своим телом и предметами.

Мобиль можно закрепить на расстоянии 15-20 см от глаз ребенка. Лучше повесить на него 2-3 игрушки — внимание малыша пока не может охватить больше. Игрушки нужно менять через 4-5 дней. Ведь они наскучат малышу, а ему нужны новые объекты для изучения.

Погремушку лучше повесить на расстоянии около 45 см от глаз. Малыш будет дотягиваться до нее ручкой. Представьте, какая занимательная задача для детского мозга — установить, что рука приводит в движение погремушку, а погремушка издает звук. Ведь все эти, на первый взгляд, примитивные игры — освоение причинно-следственных связей. Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Держать игрушку, рассматривать, улавливать источник звука.

Для той же самой цели подойдут и колокольчики. Их подвешивают к мобилю. Цель — освоение все той же логики: движение вызывает звук.

Существуют также мягкие тряпичные браслеты с колокольчиком, которые надеваются на запястье. Важно по очереди надевать этот браслет то на одну руку, то на другую. Ведь его яркий цвет и издаваемый им звук помогают привлекать внимание ребенка к собственным рукам и их движениям.

Полезны для развития ребенка и такие игрушки, как неваляшка и юла. Они тоже двигаются и издают звук. Но для начала взрослый должен показать, как ими пользоваться — как раскручивать юлу, качать неваляшку. Через несколько показов малыш сам начнет пробовать делать то же самое.

Что развивают игры?

Если спросить, какой анализатор развивают эти игры, то лучше всего ответить, что все и сразу. В этом возрасте нет отдельных игр на развитие зрения, слуха или осязания. Игрушки для детей 3 месяцев рассчитаны на все органы чувств. Ведь чаще всего ребенок осваивает мир сразу всеми своими чувствами — трогает игрушку и своей рукой приводит ее в действие, наблюдает глазами, слышит звук.

Source: FB.ru

Источник