Какие овощи можно есть ребенку в 1 год 9 месяцев
Содержание статьи
Овощи для детей: свойства, введение в рацион и рецепты блюд
Пользу овощей в детском питании сложно переоценить, если, конечно, речь не идёт о сыроедении или вегетарианстве. Чем более разнообразно детское питание, тем лучше для здоровья малыша.
Так ли полезны все овощи, какие из них и как вводить в прикорм грудничкам и как научить ребёнка любить овощные блюда, мы расскажем в этой статье.
Польза и вред
Овощи, как и любые другие продукты, для детей хороши и полезны, когда они даются вовремя, в нужном количестве. Переизбыток овощей, раннее введение такого прикорма, овощной «перекос» в рационе ребёнка не могут принести пользы ни при каких условиях.
Удовлетворить потребности ребёнка в жирах, белках и углеводах овощи не могут. Зато могут дополнить рацион витаминами и минеральными веществами. Ещё одно достоинство овощных блюд — обилие растительной клетчатки, которая играет важную роль для работы органов пищеварения. Клетчатка способствует более мягкому перевариванию пищи, её усвоению, а также является отличной профилактикой запоров.
Растительные волокна способствуют выведению из организма ребёнка токсинов, от которых в наше время никуда не спрятаться. Свойствами природных антиоксидантов обладают практически все овощи и фрукты. Витамины в составе овощей — отличная подмога детскому иммунитету, его нервной системе. Полезные свойства овощей зависят от конкретного их вида.
Если ребёнку нужен витамин А, следует обратить внимание на морковь, горох, картофель и фасоль. В поисках витамина Д следует обратить внимание на капусту и картофель. Витамин Е для кожи и иммунитета содержится в зелени, спарже, горохе, в брокколи и зелёных листьях салата. Витамин С в довольно больших количествах можно найти в капусте, картофеле, зелёных листьях салата, а также в красивом красном и жёлтом болгарском перчике.
Однако состав овощей может быть аллергенным. Всё, конечно, зависит от возраста и индивидуальных особенностей здоровья чада, но нелишним будет ознакомиться со списком аллергенных и гипоаллергенных овощей. Вторые — выбор первой очереди, то есть начинать вводить овощные блюда нужно с гипоалергенных даров природы, к которым относятся кабачок, капуста, огурцы, лук, чуть позже к ним добавится картофель.
Горох, тыква являются продуктами средней аллергенности. А вот помидоры, спаржа, морковь и свёкла вполне могут вызвать неадекватную реакцию иммунитета, которая не замедлит проявиться сыпью или иной формой аллергии. Однако правильное и своевременное добавление таких овощей поможет избежать негативных последствий.
В питании ребёнка должны быть и сырые овощи, и блюда, в которых они подверглись термической обработке. Мнение о том, что полезные вещества сохраняются только в свежих овощах, ошибочное и неточное. Правильное приготовление обеспечит ребёнку полезное и насыщенное всем необходимым блюдо.
Прикорм — правила и требования
Именно овощные пюре считают оптимальным первым прикормом для малыша. Педиатры считают, что для ребёнка, находящегося на грудном вскармливании, лучшим сроком введения такого прикорма будет возраст 6 месяцев. Если ребёнок находится на искусственном вскармливании, то давать овощные пюре можно в 4-5 месяцев.
Правильно подобранное пюре обязательно понравится крохе, ведь это как минимум новый для него вкус. К тому же овощи в рационе грудного младенца слабят кишечник грудничка, благодаря чему удаётся быстро победить такую насущную и распространённую проблему, как запоры.
Какие овощи можно давать первыми? Конечно, гипоаллергенные. Лучшими считаются пюре из кабачков, брокколи, цветной капусты, важно только чтобы пюре было однокомпонентным, то есть состояло из одного вида овощей. Эти овощи не создают серьёзной нагрузки на пищеварительный тракт.
Примерно через месяц после введения первого прикорма можно расширить меню малыша — 5-6-месячному ребёнку можно давать пюре из тыквы, с добавлением моркови, а также готовить картофельное пюре.
Ещё через месяц добавляют капусту. В 1 год самое время научить малыша есть томаты и огурцы; в возрасте 2 лет ребёнок должен попробовать все овощи, естественные для полосы, в которой он живёт. Не стоит давать экзотические овощи до 3 лет.
Начинать прикорм нужно с половинки чайной ложки. Это касается любого овоща в любом возрасте.
Если в течение суток наблюдений мама не заметит признаков нарушения пищеварения и аллергии, то на следующие сутки можно увеличить количество овощного прикорма до чайной ложки, а потом — до двух и так далее.
Приучить ребёнка кушать овощи проще всего в первый год жизни. Если не сделать этого своевременно, годовалому малышу и старше будет сложно привить любовь к морковке и капусте.
Для прикорма можно использовать детские гипоаллергенные пюре. Чуть позже, когда малыш уже начнёт кушать овощи, пюре можно готовить и самостоятельно. Для младенца, которому положено всего 1-2 ложечки овощного блюда, готовить каждый день новое пюре будет затруднительно. Поэтому опытные мамы советуют готовить домашние пюре уже после того, как порция будет увеличена до солидного объёма.
У готового баночного пюре есть свои преимущества — оно облегчает задачу молодой маме (у неё и без пюре из кабачка забот хватает!), его удобно взять с собой на прогулку или в поездку, чтобы ребёнок мог в любой момент поесть; пюре заводского производства стерильно, его состав подобран идеально. Но есть свои достоинства и у домашнего блюда: мама спокойна, так как кормит чадо натуральным, тем, что сама отобрала и приготовила.
Как приготовить своими силами?
Для домашнего приготовления детских блюд старайтесь выбирать только свежие, неиспорченные, хорошо выглядящие овощи, без видимых вмятин, пятен и тёмных точек. Лучше всего, если они будут собраны с собственной дачи или огорода. Если же земли для выращивания овощей нет, покупайте те плоды, которые выращены в вашей местности и соответствуют сезону.
Кабачки зимой — обычно импортные, и чтобы перевезти их используются химикаты; нередко ими удобряют овощи, предназначенные для экспорта, чтобы они дольше сохраняли товарный вид. Если на дворе зима, и кабачки в вашей местности в это время не растут, лучше отдать предпочтение баночному детскому пюре в качестве первого прикорма.
Из кухонного оборудования вам понадобится блендер, хорошо, если есть пароварка.
Рецепты пюре из овощей довольно просты. Моете и чистите овощ, нарезаете крупными кусками (так он сохранит больше витаминов при термической обработке), готовите в пароварке или варите без соли и специй в малом количестве воды. Помещаете готовые кусочки в блендер и перемалываете. Приготовить пюре можно с каплей оливкового масла. Если получается слишком густое пюре, можно добавить немного овощного бульона или кипячёной воды.
Важно каждый раз перед едой готовить новое пюре. Хранить его настоятельно не рекомендуется.
Ребёнку от года обязательно нужно делать разнообразное овощное меню. Это могут быть овощные супы, в том числе супы-пюре, это могут быть тушённые кусочками овощи, свежие овощи, салаты с добавлением отварных и свежих овощей. Детям очень нравятся красивые и вкусные овощные десерты, например, тыквенный мусс.
Для его приготовления возьмите 300-500 грамм очищенной мякоти тыквы, запеките в духовке или отварите, пропустите через блендер с небольшим количеством творога. Можно добавить немного сахара, а можно обойтись и без него, ведь тыква получается довольно сладкой. Готовый красивый солнечный мусс можно подавать как отдельное блюдо, например, на полдник, так и в качестве комплексного обеда для ребёнка.
Если ребёнок отказывается
Если ребёнок отказывается от овощей, у него всегда есть на то веские основания. Либо его заставляли есть овощи, пихали в него ложками против его воли, либо он боится новых вкусов или просто привык к сладостям и сокам в качестве прикорма, поэтому пресный вкус овощей без соли и специй будет казаться ему невкусным.
Также ребёнок может отказаться от овощей по причине того, что ему надоело однообразие либо приготовленные из них блюда выглядят неаппетитно.
Нужно понимать, что ребёнок никому ничего не должен, не должен он в том числе и съедать овощи, которые ему противны, неинтересны. Лучшее, что могут сделать родители — заинтересовать чадо овощными блюдами. Заставлять их есть — верный путь в никуда. Ребёнок возненавидит тыкву и кабачки ещё сильнее.
Попробуйте следовать таким рекомендациям.
Выбирать овощ, который предлагается съесть, уже с годика ребёнок должен сам. Предлагайте ему на выбор — цветную капусту или кабачки, патиссоны или тыкву. Это будет его выбор, а им, поверьте, очень дорожат даже самые маленькие дети.
Приучить ребёнка есть овощные блюда, если он отказывается, можно маленькими хитростями и откровенным родительским обманом — измельчите, потрите на тёрке, перетрите в пюре овощ и добавьте в ту пищу, которую малыш ест с удовольствием. Так не придётся спорить и доказывать. В то же время малыш будет получать овощи и все витамины из них, к тому же он потихоньку будет привыкать к их вкусу, сам не отдавая себе в этом отчёта. Потом, когда он станет старше, будет проще предлагать уже открыто овощные блюда.
Не заставляйте ребёнка есть овощное пюре или пить овощной сок. Если он не хочет, насильно ничего делать не нужно.
Большая ошибка предлагать ребёнку сделку по типу «скушал овощ — получи сладость». Даже если он сделает над собой усилие, то после получения обещанной сладкой награды он отлично ощутит контраст вкуса, и к овощам любви явно не прибавится.
Предлагайте овощи в самом начале трапезы, когда малыш голоден.
Не ленитесь и готовьте овощи красиво. Собирайте на тарелочке разноцветные картины из них — вырезайте тонким фигурным ножом или при помощи специальных насадок звёздочки и фигурки из самой обычной моркови или помидоров, чтобы кушать овощное блюдо было интересно.
- Необязательно заставлять ребёнка есть овощи пресными и после того, как ему исполнится 1,5-2 года. Если малыш не страдает аллергией, добавляйте в них небольшое количество соли и специй, тогда вкус будет более привлекательным для сына или дочки.
Ребёнок, который сам, собственными руками помогал готовить ужин или помогал его украшать вряд ли откажется его попробовать.
Придумывайте истории и сказки, в которых главными героями будут именно овощи.
Замените все перекусы и кусочки, которые так любят хватать со стола дети в течение дня, на кусочки свежих овощей. Это будет и полезно, и приятно.
О том, как приготовить ребенку пюре для первого прикорма, смотрите в следующем видео.
Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.
Источник
Все главные нюансы развития ребенка в 1 год и 9 месяцев
Кроха к этому возрасту заметно подрос и повзрослел. С каждым днем он продолжает познавать мир и приобретать больше навыков.
Теперь ребенок проявляет интерес к сверстникам, выражает свои эмоции доступным ему способом и пытается осваивать фразовую речь.
Физические параметры в год и девять
Нормы роста, веса, окружности головы и груди у мальчиков
- Рост от 80,4 до 88,4 сантиметров.
- Вес от 10,6 кг до 13,6 кг.
- Окружность головы — 47,5 см до 50,5 см.
- Окружность груди — 48,8 см до 52,0 см.
Нормы роста, веса, окружности головы и груди у девочек
- Рост от 79,7 до 87,6 сантиметров.
- Вес от 10,5 кг до 12,8 кг.
- Окружность головы — 46,5 см до 49,5 см.
- Окружность груди — 47,7 см до 51,9 см.
Количество зубов
У ребенка в год и девять месяцев должно быть примерно 17 зубов, но по данным ВОЗ их нормальное количество — от 14 до 16.
Что умеет делать малыш
- преодолевать невысокие препятствия, самостоятельно может забраться на стул, залезть на диван;
- взбираться по лестнице, держась за перила;
- строить башенку или собирать пирамидку;
- различать форму предметов, подобрать необходимую форму для отверстия сортера;
- определять размер предмета, например, найти самый большой и самый маленький кубик;
- различать цвета, найти по просьбе взрослого два одинаковых цвета;
- самостоятельно кушать из ложки пищу любой консистенции, к тому же старается практически без потерь донести ее до рта;
- надевать шапку, натянуть штаны, обуться, с раздеванием дела обстоят еще проще, с легкостью снимает с себя все, где не нужно
- расстегивать пуговицы и замки;
- может осознанно пользоваться горшком, сообщая о своих потребностях определенными словами;
- знает место хранения игрушек, по просьбе взрослого убирает книжки и игрушки на свои места;
- пытается быть самостоятельным, начинает протестовать, когда ему предлагают помощь в том, что он хочет сделать сам.
Особенности психоэмоциональной сферы
- Ребенок взрослеет с каждым днем, теперь он взаимодействует с вами в игре почти как взрослый, потому что, даже те дети, которые еще не говорят, умеют каким — либо способом выражать свои эмоции.
- Малыш этого возраста уравновешен и спокоен, ему очень интересно познавать мир, тревожность появляется в незнакомой обстановке и когда нет поблизости мамы, хоть ребенок и стал более самостоятельным, но маму все равно хочет всегда видеть рядом.
- Достаточно ярко выражается эмоциональность крохи, он проявляет радость, интерес, любопытство, играя со взрослым или один. Когда малыш, играя сам, пытается что — то сделать самостоятельно, то вы точно заметите по его реакции, получилось ли у него задуманное, если он стал кричать и плакать, значит — не получилось, а если доволен и улыбается — все удалось. Особенно сильно на эмоциональность малыша влияет настроение взрослого. Кроха очень чутко реагирует на вашу обиду, печаль или радость.
- Ребенок стал более коммуникабельным. Он начинает общаться с другими детишками, заглядывая им в глаза, показывая что — то жестами и мимикой.
Речевые способности
Большинство малышей отлично понимают простые картинки, могут показать, что там нарисовано, также ответить на вопросы «Кто это? Что это? Что делает?».
Задавать такие вопросы после просмотра иллюстраций или прослушивания сказки очень полезно, поскольку это развивает внимание, память, мышление ребенка.
Словарный запас ребятишек содержит около 30-50 слов. Но может быть и больше. Звучание бывает чаще упрощенным или своеобразно — индивидуальным.
Обычно малыш в год и девять месяцев использует в общение со взрослым или игре предложения из двух слов.
Кроха научился выполнять просьбы — поручения из двух действий. Например, «подойди ко мне, возьми мишку» или «подними мячик и брось мне».
С каждым днем ребенок запоминает новые слова, начинается формирование фразовой речи.
Интеллект
В интеллектуальном плане малыш тоже прогрессирует.
К этому возрасту дети умеют:
- различать цвет, форму, размер предмета;
- рисовать линии, геометрические фигуры, а также объяснить, что нарисовал;
- определять голоса животных и подражать им;
- на фото узнавать близких или знакомых людей.
Справка! Ребенка можно научить произносить свое имя, а также разучить с ним имена близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата.
Рацион питания
Примерное меню
Меню крохи должно быть разнообразным и богатым витаминами.
- Завтрак (08:00) — молочная каша (манная, рисовая, пшенная, пшеничная, «Артек», геркулесовая) с маслом; хлеб (черный, белый) с маслом и сыром; чай или какао с молоком; яблоко.
- Обед (11:30) — суп на основе куриного или мясного бульона (с вермишелью, крупой, щи, борщ) со сметаной; картофельное пюре или овощное рагу и котлета (сосиски, тефтели, курица, отварная рыба) с подливой; фруктовый сок или компот из сухофруктов; хлеб.
- Полдник (15:30) — молоко кипяченое (ряженка, кефир, катык, йогурт); булочка (печенье, пирог); фрукт (груша, банан, апельсин).
- Ужин (18:00) — творожная запеканка (сырники) со сметной, молоко или чай.
Рецепт блюда
Творожная запеканка
Ингредиенты, необходимые для приготовления запеканки:
- Творог 200 грамм
- Сахар 3-4 ст. ложки
- Манка 3 ст. ложки
- Яйцо 1 штука
- Масло сливочное (для смазывания формы)
- Сметана 1 ст. ложка
- Ванилин
- Изюм
Приготовление в духовке:
- Положить изюм в кипяток и оставить, пока готовятся другие ингредиенты.
- Тщательно растереть творог вилкой, вбить туда яйцо и все хорошо перемешать.
- К полученной массе добавить сахар, манку и ванилин, все тщательно размешать.
- Изюм промыть под проточной холодной водой, убрать ненужные хвостики и положить в творожную массу.
- Приготовить форму, смазывая ее маслом.
- Выложить массу в форму для запекания, разравнять и сверху полить сметаной.
- Отправить в разогретую духовку и готовить при температуре 180 градусов 30 минут.
- Достать запеканку из духовки, можно украсить свежими ягодами.
Приятного аппетита!
Особенности гигиены и ухода
- Приучайте ребенка следовать правилам личной гигиены, обучая его другим доступным навыкам самообслуживания.
- Начинайте утро с регулярной зарядки, затем нужно умыться и почистить зубы.
- Пусть ребенок сам моет руки под краном, включайте ему воду, контролируйте, но не ограничивайте в самостоятельности.
- Купать малютку можно не каждый день, но перед сном нужно умыть его, желательно ополоснуть ступни прохладной водой (элемент закаливания).
Обратите внимание! Сажайте малыша на горшок, если он протестует, все равно не отчаивайтесь и старайтесь высаживать после сна, хотя бы 2 раза в день.
Режим дня и сна
Примерный режим дня для детишек в год и девять месяцев:
- 7:00 — 9:00 — подъем, гимнастика, водные процедуры, завтрак
- 9:00 — 11:30 — игры, прогулка, занятия на развитие
- 11:30 — 12:00 — обед
- 12:00 — 15:00 — сон
- 15: 00 — 15:30 — полдник
- 15: 30 — 20:30 — игры, прогулка (летом), ужин
- 20: 30 — купание
- 21:00 — 21:30 — сон
Дневной сон происходит один раз в течение 2-3 часов, ночью ребенок спит 10 — 11 часов. Общее время для сна за сутки составляет 12,5 -13,5 часов. Бодрствование длится до 5, 5 часов.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Занятия с малышом
Игры
Умеет строить башню из 4-5 кубиков, собирает пирамидку из 3-4 колец, можно научить строить пирамидку из двух — трех колец, учитывая размер.
Постройте пирамидку сами, а затем предложите сделать это малышу. Попросите его найти самое большое и самое маленькое кольцо.
Затем скажите «сначала ставим большое, а потом маленькое кольцо», следите за самостоятельной деятельностью ребенка, не давайте сразу подсказку, если у него не получается.
Когда все попытки оказываются не удачными, тогда помогите малышу, сказав «сначала ставим большое, потом маленькое, не забывай об этом».
Во время игр с различными развивающими наборами, запоминает и различает такие формы, как круг, квадрат, треугольник.
Может подобрать по предложенному образцу и по вашей просьбе одинаковые по форме предметы.
Например, вы просите ребенка найти из предложенных картинок предметы круглой формы.
Если ребенок не находит, тогда можно ему подсказать, потом через какое — то время еще раз спросить, таким образом, он постепенно запомнит предметы круглой формы и будет отличать их от квадратной и треугольной.
Дети этого возраста умеют вкладывать меньшую форму в большую. Так он умеет вкладывать друг в друга мисочки, стаканчики, колпачки, матрешки.
Очень полезны игры с вкладышами. Так, малыш уже спокойно может вставить в соответствующие отверстия одну или две фигуры.
Но при появлении нового пособия из -за недостаточно развитой системы зрительной координации, часто пытается всунуть в отверстия неподходящие фигуры, но если ему показать, как сделать правильно, то потом он запомнит это и может играть самостоятельно.
Игры ребенка все чаще носят конструктивный характер. Малыш уже может построить паровозик, положив 3-4 кубика подряд.
Умеет выполнять различные действия на одной игрушке. Например, причесать, покормить, уложить куклу спать.
В играх начинают проявляться элементы сюжетной игры.
Ребенок теперь не просто катает машинку, научите его положить в кузов игрушечные овощи или фрукты и отвезти их на кухню.
Так же в таких играх ребенок легко заменяет настоящий предмет другим, либо вообще придумывает несуществующий.
К примеру, может возить кубик в машине, называя его телефоном, или кормит всех членов семьи несуществующей кашей.
Малыш умеет держать карандаш и чиркать в пределах листа. Если показать, как рисовать линию, старательно повторяет это действие.
Любит листать и рассматривать книги с красочными иллюстрациями. Причем перелистывает по одной странице, а не по несколько, как раньше.
Очень полезны пальчиковые игры.
Например, игра «Семья», где называются члены семьи и по очереди загибаются пальчики ребенка.
Для развития речи будет очень полезно читать малышу сказки, петь песни, читать стихи и просить его повторять услышанное.
Рекомендуем посмотреть видео про идеи для игр:
Игрушки
Самыми любимыми игрушками малышей в этом возрасте все еще остаются пищащие, говорящие, светящиеся и яркие игрушки.
Но также они любят играть со сборно -разборными игрушками, такими как матрешки, пирамидки, разноцветные стаканчики, вкладыши.
Различные конструкторы с крупными деталями, кубики также очень интересны детворе.
Дети очень любят книжки с музыкой, разговаривающих кукол.
Интерактивные игрушки очень нравятся детям всех возрастов.
Обратите внимание! Следите, чтобы игрушки были по возрасту ребенка, не оставляйте малыша без присмотра с игрушками, где есть мелкие детали.
Советы родителям
- Давайте ребенку больше возможности играть на свежем воздухе, это очень полезно как для интеллектуального, так и для физического развития;
- Не оставляйте малыша без присмотра на детской площадке, когда он лазает по горке или бегает, не полагайтесь на его самостоятельность, он еще пока слишком мал;
- Чтобы помочь крохе быстрее привыкнуть к горшку, можно делать это в игровой форме, посадить на горшок мишку или куклу, а потом сказать ребенку, что теперь его очередь сесть на горшок, возможно, он согласится, дети любят играть;
- Не потакайте ребенку часто и в любых вопросах, иначе он постоянно будет вами манипулировать, выпрашивать леденец, устраивая истерику в магазине, четко разделяйте границы дозволенного, позволив ребенку что — то один раз, а потом, запретив, вы делаете только хуже для всех;
- Не нужно стоять на своих принципах, если ребенок хочет одеть синюю майку, а не желтую, пусть сделает так.
- Не держите в комнате постоянно включенный телевизор, даже если малыш отвлекается и не смотрит его, иначе он просто привыкнет, что телевизор должен всегда работать. Сделайте просмотр мультиков в определенное время не более 10 — 15 минут;
- Во время прогулок исследуйте мир вместе с ребенком, обращайте его внимание на собак, кошек, деревья, цветы. Общайтесь с вашим чадом, рассказывайте ему то, что вы знаете, также старайтесь ответить на его вопросы, не отмахиваясь на свою занятость, крохе очень важно, чтобы ему ответили и уделили внимание.
Источник