Как укрепить мышцы живота ребенку в 3 месяца
Содержание статьи
Гимнастика для ребенка 3-4 месяцев
Гимнастика положительно сказывается на самочувствии и развитии ребенка любого возраста. Но для грудничков первых месяцев жизни она нужна особенно.
Помочь малышу освоить новые навыки — задача любого любящего родителя, ведь в общем развитии ребенка первого года жизни тесно взаимосвязаны и психическое, и эмоциональное, и физическое развития. Без одной составляющей картина будет неполной. В этой статье мы расскажем о том, как проводить гимнастику детям в 3-4 месяца.
Возрастные особенности
Для трехмесячного ребенка окружающий мир становится интереснее с каждым днем. Малыш уже умеет удерживать головку лежа на животе, уже старается подниматься на ручках из этой позы, если впереди происходит что-то интересное. Кроха эмоционально реагирует на маму, улыбается, а также более осознанно реагирует на прикосновение взрослых к разным частям его тела. Массаж и гимнастика в этом возрасте могут стать настоящим удовольствием и веселой игрой.
В этом возрасте начинает формироваться полноценное цветовое ощущение. А потому яркие игрушки, погремушки и приметные предметы помогут не только развитию зрения, но и будут отличным стимулом и мотиватором во время детской гимнастики. Точно так же можно использовать и звуки, ведь малыш уже с легкостью определяет, откуда они исходят, и заинтересованно поворачивает голову.
В 3-4 месяца у малыша начинают исчезать врожденные рефлексы, которые активно использовались родителями во время массажа и гимнастики с самого рождения. Теперь им на смену приходят рефлексы условные, малыш уже начинает пытаться выпрямлять туловище, вытягиваться. Это означает, что скоро кроха начнет переворачиваться, а мышцы спины и ножек готовятся к ползательным движениям.
Спит малыш в течение дня уже меньше, бодрствование становится более длительным, и это дает дополнительные возможности для проведения развивающих занятий.
Общие требования к зарядке
Физическая активность для малышей должна быть ежедневной. Поэтому гимнастика должна стать неотъемлемой частью повседневного рациона. Приступать к упражнениям нужно после того, как мышцы и связки малыша «разогреты» предварительным массажем.
Гимнастика для четырехмесячного ребенка становится более сложной, теперь это не только воздействие на мышцы, это тренировка зрительной и слуховой функций, формирование первых речевых навыков — гуления.
Без вспомогательных материалов маме не обойтись — понадобятся яркие игрушки, погремушки, приятная музыка и знание потешек, считалочек, детских стишков, развивающих восприятие ритмичности человеческой речи.
Каждое движение должно быть прокомментировано. Малыш должен постепенно осваивать части собственного тела, и мама может ему в этом помочь, отчетливо называя их во время выполнения упражнений.
В 3 месяца ребенок нуждается в проведении комплексного занятия, все упражнения которого делятся условно на две группы:
- пассивные (мама выполняет упражнение спокойно лежащему ребенку);
- активные (малыш принимает живое и непосредственное участие в происходящем по мере своих возможностей).
В комплекс ребенку с некоторыми проблемами развития и здоровья добавляют упражнения из арсенала ЛФК, если таковые назначены лечащим врачом.
Можно добавить к занятиям упражнения на шаре (на фитболе). Практикующие динамическую гимнастику завершают зарядку проведением динамических упражнений. Каким бы ни был составленный для вашего ребенка комплекс занятий, он обязательно должен включать в себя:
- выкладывание на животик (развивает мышцы живота и шеи);
- разминку для конечностей (стимулирует мышцы рук и ног);
- упражнения для смены положения тела в пространстве (повороты с поддержкой, ползание с поддержкой).
Общеукрепляющая гимнастика не подразумевает точечного массажа, массирования и другого воздействия на позвоночник, поясницу (область почек), на подмышечные и подколенные впадины, на родничок на голове.
Гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, снимает остатки мышечного гипертонуса, с которым рождается до 100% детей, развивает легкие, нормализует работу сердца и сосудов, улучшает кровообращение. Тонус уходит постепенно, и это совершенно нормально.
Сначала ослабевает напряжение мышц ручек, и только к концу 4 месяца — сгибательных мышц ног. Но это происходит не у всех, и некоторое напряжение мышц считается вполне естественным вплоть до полугода.
Всегда проводите гимнастику по определенному плану, начиная с простого и постепенно переходя к сложному:
- массаж и разминка — 5 минут;
- пассивные упражнения для рук и ног;
- упражнения для суставов и связок конечностей;
- общие упражнения для развития мышц живота и спины;
- активные упражнения (перевороты, ползание, фитбол);
- успокаивающий легкий релаксационный массаж — 2-3 минуты.
Воздействие на мышцы и суставы ребенка должно быть аккуратным и незначительным. В противном случае у малыша будут болеть мышцы.
Каждому взрослому, который хотя бы раз перетренировался в зале или переиграл в спортивные игры, знакомо мучительно ощущение «забитости» мышц. У детей мышечная ткань в ответ на избыточную нагрузку ведет себя точно так же.
А потому следите, чтобы нагрузка была умеренной, иначе проблем со сном и аппетитом потом не избежать.
Упражнения
Предварительный массаж проводят традиционным способом. Сначала растирают и легко массируют руки и ноги по направлению от пальчиков вверх. Затем круговыми движениями слегка растирают мышцы груди и живота, спинку, ягодицы. Потом можно переходить непосредственно к гимнастическим упражнениям. Мы рекомендуем такие приемы:
- «Боксер». Уложите кроху на спинку. Возьмите кисти его ручек в свои и делайте выпады ими вперед, так, как это обычно делает боксер на ринге. Упражнение хорошо развивает мышцы рук и верхней части спины, способствует укреплению плечевых суставов.
- «Мельница». Ребенок продолжает лежать на спине. Зафиксируйте кисти его ручек между своими большим и указательным пальцами и потрясите кисти, а потом повращайте их по кругу. Делайте это осторожно, чтобы не травмировать малыша.
- «Бабочка». Разведите ручки малыша в стороны и приведите обратно к груди. После того как вы несколько раз проделаете это, поднимайте ручки вверх и опускайте их вниз, вдоль тела. Завершите упражнения полукруговыми движениями сверху вниз, руки малыша должны выписывать две дуги по бокам от него, как крылышки бабочки.
- «Велосипед». Не нужно забывать и об упражнениях, которые вы проводили ребенку в первые недели после рождения. По-прежнему актуальным остается «Велосипед» – приведение со сгибом ножек в коленях попеременно. Но привычный уже прием нужно немного усложнить. Делая «велосипед», слегка надавливайте своими ладонями на стопы ребенка, чтобы «педали» крутились с небольшой нагрузкой. Упражнение отлично развивает голени, коленные суставы, бедра, нижние и длинные мышцы спины.
- «Каракатица». Малыш лежит на спине. Поднимайте его ножки к головке и опускайте их в исходную позицию. При этом следите, чтобы ноги не сгибались в коленях. Для этого придерживайте одной рукой конечности малыша в области голеностопа, а второй — под коленками.
- «Лягушка». Малыш находится на животе. Подставьте под стопы свои ладони и надавите, чтобы малыш согнул ноги в коленных и тазобедренных суставах. Его поза при этом будет напоминать позу лягушки. Слегка подвиньте малыша вперед. Это упражнение станет хорошей базой для будущего ползания. Стимулируйте участие ребенка в процессе — положите перед ним яркую игрушку, чтобы он сам пытался дотянуться до нее.
- «Поворот». Положите ребенка на спинку, вложите ему в правую руку свой указательный палец, чтобы малыш крепко за него ухватился. Придерживая малыша за левую сторону тела, потяните руку на себя и аккуратно совершите переворот со спины на живот через левый бок. Затем проделайте переворот через правый бок, но для этого нужно дать малышу ухватиться за ваш палец левой ручкой.
- «Гусеница». Положите ребенка на живот, вытяните его ручки вперед, приложите ладонь к стопам и слегка наступательно надавите, чтобы кроха продвинулся чуть вперед. При этом его ручки согнутся в локтях, снова возьмите ручки и положите вперед. Таким образом, как гусеничка, малыш будет медленно продвигаться вперед, например, к интересной игрушке. Помните, что у ребенка обязательно должен быть стимул для совершения активных упражнений. Если не будет мотивации, не будет и удовольствия от гимнастики.
- На мяче. Положите малыша животом на мячик, придерживая за бока. Покатайте мяч вперед и назад, влево и вправо. Поверните ребенка на спину и проделайте то же самое. Упражнение стимулирует развитие мышц живота и спины, а также способствует развитию вестибулярного аппарата.
Полезные советы
Несколько полезных советов помогут сделать занятия для трехмесячного ребенка приятными:
Включайте музыку, разговаривайте с малышом — общение поможет установлению эмоционального контакта, к тому же ребенок будет воспринимать гимнастику как веселую и интересную игру.
Не проводите гимнастику перед вечерним купанием. Упражнения стимулируют нервную систему и усиливают кровообращение. В результате малыш может хуже засыпать и беспокоиться ночью. Лучше всего делать гимнастику в первой половине дня.
Всегда наблюдайте за настроением ребенка. Если у него именно сегодня настроение не очень хорошее, он капризничает, гимнастику лучше не делать.
Если позволяют погода и время года, проводите гимнастику без одежды и на свежем воздухе. Так удастся совместить полезную зарядку с закаливанием, как советует детский доктор Евгений Комаровский.
Гимнастику не делают в дни болезни, особенно если у ребенка повышена температура. Также нельзя делать гимнастику без участия врача детям со врожденными пороками сердца, тяжелой почечной недостаточностью, крупными грыжами (паховыми, пупочными или спинномозговыми).
Прежде чем проводить упражнения, если начинаете заниматься с чадом впервые, посмотрите обучающее видео. Оно поможет понять технику выполнения.
Технику зарядки для ребенка 3-4 месяцев смотрите в следующем видео.
Источник
Как укрепить мышцы живота ребенка
Как выяснить в этом возрасте, достаточно ли силы у мышц живота и спины ребенка? От чего может зависеть неправильное формирование осанки? Как мы помним, сила мышц может быть разной в разных мышечных группах. Чтобы знать, как укрепить мышцы живота ребенка, необходимо по очереди протестировать мышцы брюшного пресса и мышцы спины. Давайте начнем с мышц животика. Здесь вы можете увидеть несколько отклонений, которые будут говорить о недостаточно развитых мышцах брюшного пресса. Первое, на что обычно обращают внимание родители, — это выпячивание живота у ребенка, когда он спокойно стоит. Оно связанно с расслаблением мышц, а не с избыточным весом тела. Пусть для вас это будет первым сигналом к тестированию и к началу занятий с малышом.
Тестирование мышц живота
Чтобы определить, достаточна ли сила мышц живота у малыша, попробуйте сделать следующее: положите на пол гимнастический коврик. Малыш должен быть только в трусиках, попросите его лечь на коврик на спину, сами сядьте на пол рядом с его ногами. Положите под его колени небольшой валик, который можно сделать из детского одеяла, чтобы согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. Придерживая руками его ноги в области голеностопных суставов, попросите ребенка сесть. Малышей помладше заинтересуйте для этого игрушкой.

Во время движения ребенка обратите внимание на следующие три важных момента:
№1
• Первый — насколько легко ребенок может сесть. Самый слабый малыш садится только с вашей помощью. Малыш чуть посильнее может сесть без вас, но при этом он помогает себе руками, опираясь ими об пол. Самый сильный малыш, садится без помощи рук, с участием только мышц брюшного пресса.
№2
• Второе, на что вы должны посмотреть, — это на мышцы живота в момент их сокращения, т.е. когда ребенок садится, они должны сокращаться равномерно, животик при этом должен быть ровный. Но вы можете заметить выпячивание посередине килевидной полосой, чуть выше пупка в сторону грудины. Это обычно бывает при слабости т.н. белой линии живота. (Белая линия живота образуется в результате перекреста волокон связок широких мышц живота с противоположных сторон. Описанный перекрест волокон образует прочную перегородку, содержащую очень мало сосудов, — белую линию живота. — Прим. авт.)
№3
• Третье, на что следует обратить внимание во время движения, — последние ребра грудной клетки. К ним прикрепляется часть мышц брюшного пресса. Во время их сокращения, когда ребенок пытается сесть, ребра могут разворачиваться кнаружи, меняя форму грудной клетки. Это может быть косвенным или дополнительным свидетельством рахита. При хорошо развитых мышцах и крепких ребрах видимых деформаций в момент движения возникать не должно.
И последний важный момент для оценки состояния брюшного пресса —состояние пупочного кольца. (Пупочное кольцо — это отверстие в белой линии живота, образованное волокнами связок всех широких мышц живота. — Прим. авт.). Из-за отсутствия мышечного прикрытия пупок является еще одним слабым местом стенки живота, где часто возникают пупочные грыжи. Чем младше ребенок, тем более уязвима эта область. Пупочная грыжа — результат слабости этого места. Поэтому лучше заранее определить, есть ли слабость пупочного кольца, и исправить ситуацию с помощью массажа и лечебной гимнастики,
Если вы пришли к выводу, что есть слабость мышц брюшного пресса, т.е., выполняя тест, ребенок не смог сесть из положения лежа без помощи рук, или при этом отмечалось выбухание/расхождение белой линии живота, или малыш стоит, сутулясь и выпячивая животик, то как укрепить мышцы живота ребенка? Мои рекомендации и описание занятий смотрите далее.
Как укрепить мышцы живота ребенка
В комплекс занятий входит:
- массаж живота курсом из 10 процедур;
- лечебная гимнастика, которая должна начинаться в один день с массажем и продолжаться в два раза дольше, минимум 20 занятий. После небольшого перерыва в 2–3 недели курс гимнастики надо повторять (без массажа). Частота занятий может быть 3–4 раза в неделю.
Для занятий вам потребуются: стол, на котором вы будете делать массаж, и инвентарь для занятий гимнастикой: гимнастический коврик, гимнастический мяч, любимые игрушки. Начните с массажа, инструкцию к выполнению смотрите по ссылке массажа живота.
Лечебная гимнастика
УПРАЖНЕНИЕ 1
Положите малыша на гимнастический коврик на спину. Под голову и плечи подложите подушку средней толщины, а под чуть согнутые колени подложите валик, который можно сделать из детского одеяла. Своей рукой придержите ноги ребенка в области голеностопных суставов, при этом прижимайте их к полу. С помощью игрушки вызовите желание ребенка сесть без помощи рук, при этом помогите удержать равновесие. Повторение этого упражнения следует постепенно довести до 10 раз. Только после этого можно перейти к следующему, более сложному упражнению.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Исходное положение — как в предыдущем упражнении, только под голову и плечи подкладывается тоненькая подушка. Упражнение выполняется, как и предыдущее. Количество повторений также постепенно доводится до 10 раз. После чего переходите к следующему, еще более сложному упражнению.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Исходное положение — как в предыдущем упражнении, только под голову и плечи подушка уже не подкладывается, т.е. ребенок лежит на поверхности горизонтально. Упражнение выполняется, как и предыдущее. Количество повторений также постепенно доводится до 10 раз. Интервал между уровнями сложности возможен до 5 занятий и зависит от силы мышц живота ребенка.
УПРАЖНЕНИЕ 4

Если у малыша получается сесть без помощи рук, лежа на гимнастическом коврике, потренируйте его умение сесть на гимнастическом мяче. Для этого посадите ребенка на мяч, лицом к себе и крепко держите его двумя руками за ноги в области бедер. Прокатывая мяч на себя, ножки ребенка приподнимите, при этом он должен лечь спиной на мяч. Дальше, при прокатывании мяча от себя, опустите ноги ребенка, тем самым добиваясь его попытки самостоятельно сесть. Количество повторений упражнения постепенно доведите до 5 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 5

Теперь простимулируйте активный подъем выпрямленных ног лежа на спине (упражнение «Березка»). Выполняйте упражнение также на гимнастическом мяче. Возьмите ребенка в подмышечной области, положите на спину на мяч, головой к себе. При прокатывании малыша от себя (вперед) его ноги должны свешиваться и под своим весом выпрямляться. При прокатывании к себе (назад) нижняя половина туловища должна подниматься, вызывая по инерции подъем ног. Упражнение повторите 5–7 раз.
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Источник
Гимнастические упражнения для детей 3-4 месяцев
Как и массаж, многие гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При постоянных занятиях гимнастикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается кровообращение и дыхание. Такие упражнения не только развивают двигательные навыки ребенка, но и способствуют регулированию процессов нервного возбуждения и торможения.
Когда ребенку исполняется 3 месяца, он ведет более активный образ жизни. Так как в этом возрасте он бодрствует на несколько часов больше, для занятий гимнастикой нужно выбрать такое время, когда у малыша бывает хорошее настроение. В 3,5 месяца малыш уверено держит головку, способен приподнимать грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще класть на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том числе и мышц шеи.
В 4 месяца ребенок уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонями на кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.
В 4 месяца ребенок впервые начинает разговаривать. Если ему что-то нравится, он начинает лепетать на своем, только ему понятном языке и улыбаться. Кроме того, он активно двигает руками и ногами, а это упражнение очень полезно для развития и укрепления мышц и суставов ребенка.
В возрасте 4-х месяцев у ребенка появляется интерес к различным игрушкам. Он все чаще берет их в руки и пытается их удержать. Родители должны способствовать развитию этого интереса, так как при захвате игрушек у малыша развиваются и укрепляются суставы и мышцы рук. Чтобы это развитие происходило без осложнений, рекомендуется покупать ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой. Кроме того, необходимо следить, чтобы ребенок во время игры отставлял большой палец. В 3-месячном возрасте, у детей, как правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей рук, а в 4 года — мышц-сгибателей ног. В этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться все более и более сложными.
Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация, или встряхивание. Кроме того, в комплекс процедур следует ввести новый массажный прием — растирание, основанное на массировании поверхности тела подушечками согнутых пальцев. Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, потому что этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.
Постепенно приемы массажа должны становиться все более активными и интенсивными. Кроме того, в этом возрасте допускается введение в комплекс таких упражнений, выполнение которых связано с применением гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать ярко раскрашенный надувной мяч.
Нужно следить за гигиеной ребенка и как можно чаще проводить водные процедуры (теплые ванны). Уже в этом возрасте его нужно учить плавать, потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм. Длительность занятий детей 3-4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4-х месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
Массаж ног
Исходное положение — лежа на спине.
Данная процедура выполняется методами поглаживания и кольцевого растирания. Ее следует начинать легким поглаживанием по направлению от пятки к бедру (не более 4-х движений). После этого следует перейти к кольцевому растиранию ног. Вся процедура заканчивается несколькими поглаживающими движениями каждой ноги.
Кольцевое растирание ног
Для того, чтобы правильно выполнить данную процедуру, следует большими и указательными пальцами захватить ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Необходимо помнить, что колено растирать строго запрещается.
После этого нужно перейти к растиранию мышц бедра. Данную процедуру следует повторить 6 раз. В процессе процедуры кожа должна покраснеть.
Как уже отмечалось выше, все упражнение заканчивается поглаживанием.
Скользящие шаги (с вибрацией)
Исходное положение — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка. Во время процедуры нужно избегать резких движений, чтобы ребенок не получил травму.
Для выполнения упражнения следует взять в руки голень ребенка так, чтобы большой палец руки массажиста находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней.
Основным приемом выполнения данного упражнения является встряхивание. Для этого нужно выпрямить левую ногу ребенка и слегка ее встряхнуть. Затем снова ее согнуть. При этом необходимо следить, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности. Такую же процедуру нужно провести и с правой ногой. Данное упражнение следует повторить 4 раза каждой ногой. Если у ребенка в возрасте 3-4 месяцев не исчез гипертонус мышц-сгибателей, это упражнение нужно отменить или заменить его рефлекторным упражнением “ходьба”.
Рефлекторное упражнение “ходьба”
Исходное положение — стоя на ногах.
Для выполнения данного упражнения следует повернуть ребенка лицом к себе и приподнять его за подмышки так, чтобы подошва его ног слегка касалась поверхности стола. Почувствовав твердую поверхность, ребенок начнет рефлекторно передвигать ногами.
Это упражнение подробно описано в разделе “Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев”.
Массаж ступней
Исходное положение — лежа на спине.
Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний. Затем следует перейти к растиранию внешней и внутренней части ступни по направлению от пятки к пальцам ребенка. После поглаживания и растирания можно начать поколачивание ступней малыша. Для выполнения упражнения необходимо 8-10 раз слегка ударить по ступне ребенка тыльной поверхностью указательного пальца. Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Массаж нужно закончить поглаживаниями каждой ступни ребенка.
Сгибание и разгибание ступней
Исходное положение — лежа на спине.
Данная процедура способствует развитию и укреплению мышц ног. Для выполнения нужно слегка надавливать на основания пальцев со стороны подошвы.
В этом случае ступня ребенка будет рефлекторно сгибаться. После этого следует осторожно растереть внешний край ступни и она сразу распрямится. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.
Массаж рук
Исходное положение — лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует большой палец массажиста вложить в ручку ребенка и сжать ее в кулачок. Затем, придерживая рукой кисть ребенка, нужно сделать 5 движений приемом поглаживание, выполняя их по направлению от ладони к плечу. После этого можно перейти к кольцевому растиранию рук. Все упражнение нужно закончить поглаживанием (3 раза).
Кольцевое растирание рук
Для выполнения этой процедуры нужно взять кисть ребенка большим и указательным пальцами и растирать ее активными круговыми движениями. Упражнение следует делать таким образом, чтобы в 4 оборота пальцы массажиста достигли локтя, а в 6 оборотов дошли до плеча. В процессе процедуры кожа на руке малыша должна покраснеть. Данную процедуру рекомендуется повторить 5 раз.
Скрещивание рук на груди
Исходное положение — лежа на спине. Руки ребенка должны быть скрещены на груди.
Для выполнения упражнения следует вложить большие пальцы рук в ладони ребенка и сжать ладошки в кулачки. Оставшимися пальцами необходимо придерживать его за кисти рук. Затем, слегка встряхивая ручки ребенка, несколько раз развести их в разные стороны и снова скрестить на груди. Чтобы правильно выполнить упражнение, надо периодически чередовать положение рук: сначала правая располагается сверху, затем — левая. Данную процедуру повторить 6 раз.
Поворот на живот
Исходное положение — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению многих мышц ребенка. Его необходимо повторять несколько раз в день.
Для выполнения процедуры правой рукой следует поддерживать ноги малыша за нижнюю часть голеней. Вложить в ладонь ребенка указательный палец левой руки, сжать ее в кулачок, а другими пальцами держать на его запястье. При этом нужно следить, чтобы ноги ребенка были выпрямлены.
Упражнение начинается с того, что массажист осторожно поворачивает его таз на правый бок. Во время процедуры ребенок самостоятельно начинает поворачивать влево голову, грудь и плечи. Когда ребенок повернулся на правый бок, его нужно задержать в этом положении на несколько секунд. Затем еледуэт вытянуть левую руку ребенка вперед, и он рефлекторно перевернется на живот. При этом его руки должны располагаться под грудью, а ладони лежать прямо.
Поворот на живот через левый бок делается так же, как и предыдущее упражнение. Для его выполнения необходимо переворачивать ребенка не левой, а правой рукой.
Приподнимание головы и туловища из положения на спине
Исходное положение — лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц живота и шеи. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка и сжать их в кулачки, а другими пальцами обхватить кисть руки. Затем нужно осторожно потянуть ребенка за руки так, чтобы у него слегка приподнялись голова и плечи. Сажать ребенка запрещается. Упражнение повторить 3 раза.
Массаж живота
Исходное положение — лежа на спине.
Основными приемами массажа живота являются различные виды поглаживаний — по косым мышцам живота, встречные и круговые. Все процедуры нужно повторять по 4 раза.
После поглаживаний следует перейти к растиранию мышц живота: сначала к круговому, а затем — по прямым мышцам. Для выполнения кругового растирания живота нужно делать круговые движения одной рукой по направлению от пупка до ребер.
Затем двумя руками нужно сделать растирание по прямым мышцам живота. Все движения должны быть активными и ритмичными. К концу процедуры кожа ребенка должна слегка покраснеть. В конце процедуры нужно снова сделать несколько приемов поглаживания.
Массаж спины
Исходное положение — лежа на животе.
Основным методом проведения процедуры является поглаживание. Производятся плавные поглаживания ягодиц и спины, которые следует выполнять двумя руками. Внешней стороной ладоней нужно делать движения вверх, а внутренней стороной — вниз. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.
Прямое растирание спины
После плавных поглаживаний следует перейти к прямому растиранию спины. При выполнении массажа можно сочетать прямые и круговые движения. Процедура заключается в сдвигании кожи пальцами левой руки сверху вниз, и наоборот, пальцами правой руки — снизу вверх.
Растирание спины по спирали
Как и предыдущее упражнение, оно выполняется двумя руками, причем пальцы левой руки должны перемещать кожу против часовой стрелки, а пальцы правой руки — в противоположную сторону. В процессе процедуры необходимо периодически менять руки. Данную процедуру нужно проводить, пока кожа ребенка слегка не покраснеет. Упражнение следует завершить плавным поглаживанием.
Рефлекторное прогибание позвоночника
Исходное положение — лежа на боку.
Описание упражнения в разделе “Гимнастические упражнения и массаж де-; тей от 1,5 до 3 месяцев”. В возрасте от 3 до 4 месяцев упражнение следует повторять по 3 раза на левом и правом боку.
Массаж груди
Исходное положение — лежа на спине.
Основными приемами массажа груди является поглаживание и вибрация.
Поглаживания проводятся в 2 этапа: круговые поглаживания и обыкновенные. В начале процедуры нужно сделать несколько круговых поглаживаний груди, а затем перейти к обычным поглаживаниям по межреберьям ребенка, которые следует проводить расставленными пальцами.
После поглаживания можно приступить к вибрации. Для ее выполнения следует очень осторожно нажимать на грудь ребенка по направлению от середины грудной клетки к бокам. Данную процедуру нужно повторить 3-4 раза.
Закончить процедуру необходимо несколькими круговыми поглаживаниями грудной клетки.
Упражнение “боксер” (выпады руками)
Исходное положение — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов плеча и рук. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка, а остальными захватить его запястья. Упражнение основано на чередовании сгибания и разгибания рук. Например, если правая рука ребенка согнута, то левая должна быть вытянута.
При вытягивании руки ребенка необходимо следить, чтобы его плечо было слегка приподнятым. Эти движения во многом напоминают боксирование. Данное упражнение повторяется 6 раз каждой рукой. Во избежание травмы во время занятий нужно следить, чтобы ребенок не делал резких движений.
Упражнение на мяче
Исходное положение — лежа на животе.
Данная процедура способствует развитию и тренировке вестибулярного аппарата, а также расслаблению мышц конечнрстей. Она должна проводиться через полчаса после приема пищи. Для ее выполнения необходимо использовать большой надувной ярко раскрашенный мяч. Такой снаряд вызовет у ребенка положительные эмоции. Кроме того, необходимо следить, чтобы мяч не был холодным. В противном случае он может вызвать отвращение и неприязнь ребенка.
Упражнение начинается с того, что ребенка кладут на мяч животом вниз и разводят его колени в разные стороны. После этого ребенка следует осторожно покачать на мяче по кругу и из стороны в сторону. Чтобы ребенок не упал с мяча и не получил травму, его нужно постоянно придерживать одной рукой за спинку.
Источник