Как развивать хватательный рефлекс у ребенка 3 месяца
Содержание статьи
Хватательный рефлекс у новорожденных
Чтобы новорожденный младенец мог адаптироваться к условиям жизни после родов, у него имеется ряд физиологичных безусловных рефлексов. Проверяя их, врачи убеждаются в том, что с малюткой все в порядке, либо выявляют разные проблемы со здоровьем у крохи. Некоторые из рефлексов очень важны для развития двигательных навыков по мере роста малютки. Одним из таких рефлексов можно назвать хватательный.
Что это
Это один из самых древних рефлексов человека, возникающий сразу после рождения. Его считают физиологичным в возрасте первых трех-четырех месяцев, после чего на базе такого рефлекса формируется навык произвольно захватывать предметы.
Чтобы вызвать данный рефлекс, нужно надавить на ладошку младенца. Кроха сразу же обхватит ваш палец, иногда настолько сильно, что малютку можно будет подтянуть вверх. Аналогичным действием можно вызвать проявление хватательного рефлекса на ногах – если надавить большим пальцем на стопу, пальчики будут сгибаться.
О хватательном рефлексе у новорожденных смотрите в видео.
Стадии развития условного рефлекса
Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:
- 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
- 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
- 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
- 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.
Выявление проблем по хватательному рефлексу
- Если у ребенка возник парез рук, хватательный рефлекс будет ослабленным или исчезнет.
- Ослабление данного рефлекса отмечают при заторможенности нервной системы, а при повышенной возбудимости реакция будет усиленной.
- Если физиологичный хватательный рефлекс вызывается в возрасте старше 4-5 месяцев, это может быть признаком проблем с нервной системой.
Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует
Отсутствие или слишком слабое проявление хватательного рефлекса у младенца первых месяцев жизни должно стать поводом для более детального обследования крохи. Ребенка должен осмотреть невролог, проверяя и другие рефлексы, чтобы исключить неврологическую патологию.
Иногда на проявление хватательного рефлекса влияет пониженный тонус мышц малютки. Такая проблема решается курсами специального массажа.
Чтобы стимулировать развитие осознанного хватательного рефлекса, родителям следует придумывать больше игр, в которых младенец будет захватывать предметы руками. К примеру, можно положить рядом с малышом яркую игрушку и подождать, когда она очутится в руках карапуза.
Если ребенок к 9-месячному возрасту не научился осознанно захватывать предметы, это тоже должно стать поводом для обращения к врачу.
Источник
Развитие хватательного рефлекса у ребенка
Умение хватать и держать в руках предметы позволяет ребенку играть. Эта способность также является первым шагом на пути к самостоятельному приему еды, чтению, письму, рисованию и заботе о себе. В этой статье ты узнаешь о том, как твой малыш будет постепенно осваивать хватательный рефлекс.
Развитие хватательного рефлекса у грудничка
Хватательный рефлекс у детей – врожденная способность, но им понадобится не менее года, чтобы развить координацию, надежно брать и держать вещи в руках. Обычно, они активно начинают работать над развитием этого умения к 12 неделям и с каждым месяцем совершенствуют его.
Младенцы до 2 месяцев
Дотронься до ладони ребенка, и он обовьет свои крохотные пальцы вокруг твоих. Это врожденный рефлекс, присущий каждому малышу. Но в течение первых восьми недель эти движения инстинктивны и непроизвольны.
В этот период руки у грудничка в основном будут сжаты в кулак, но вскоре он начнет специально разжимать и сжимать, а также рассматривать их. Он может даже пытаться схватить такие предметы, как мягкие игрушки, это основные хватательные рефлексы новорожденного.
3-месячные малыши
Хватательные рефлексы 3-х месячного ребенка проявляются в том, что он все еще не может схватить то, что хочет, но малыш будет бить по игрушкам снова и снова. Он также развивает координацию рук и глаз, замечая вещи, которые ему хотелось бы держать, и пытается достать их. Лежа на мягком развивающем детском коврике, малыш может смахивать забавные игрушки, висящие над ним.
Груднички от 4 до 8 месяцев
В 4 месяца кроха может собирать большие предметы, например, кубики. Однако брать в руки маленькие предметы, например, такие как горох, хватательная рефлекторика пока не позволяет, ее пальчики пока не станут более ловкими.
Незадолго до того, как у нее вылезет первый молочный зуб (обычно в 4–7 месяцев), кроха начнет собирать предметы тут и там, чтобы положить их в рот. Если она уже кушает твердую пищу, то устойчиво держать в руках детскую ложку у нее пока не получится, но она старательно будет пытаться сделать это.
Она может загребать предметы к себе и начать перемещать из одной руки в другую. Поэтому, сейчас необходимо держать все ценности в недоступном для нее месте, а также убедиться, что дом достаточно защищен от мелких предметов, которые она может проглотить, в период освоения нового уровня хватательных рефлексов.
Развитие хватательного рефлекса у ребенка от 9 до 12 месяцев
Приложив немного усилий, ребенок теперь сможет поднимать предметы. Начнет проявляться его предпочтение в отношении левой или правой руки. Однако ты не сможешь окончательно определить ведущую руку, пока ему не исполнится 2 или 3 года.
Он также улучшает свою хватку, что позволяет ему поднимать небольшие предметы, зажав их между большим и указательным пальцами.
Улучшив свою координацию, вскоре твой ребенок будет пробовать использовать ложку или вилку во время еды, хотя на данном этапе развития он может предпочесть держать посуду в одной руке, пока кушает пальцами второй. Возможно, тебе придется помочь ему держать ложку или вилку, показывая, как ими пользоваться. Но он научится быстрее, если ты позволишь ему совершать несколько самостоятельных попыток при каждом приеме пищи.
Как развить хватательный рефлекс у ребенка?
Чтобы стимулировать хватательный рефлекс, положи игрушку или яркий предмет неподалеку от ребенка и побуди взять его. Размещай вещи так, чтобы он смог их достать и не расстраивался. Предоставь ему множество игрушек, которые он легко схватит своими ручками, например, такие как мягкие кубики, пластмассовые кольца и настольные книги.
Позже, когда он будет совершенствовать свою хватку, предложи ребенку взять пальчиками мягкую еду, такую как горох или вареная морковь – это хороший навык, который будет полезен до тех пор, пока он не овладеет ложкой и вилкой.
Важно! Чтобы избежать удушья, рекомендуется держать подальше и не кормить его твердой пищей, например, орехами или сырой морковью.
К тому времени, как малышу исполнится полтора года, он обнаружит, что может класть предметы, которые берет в руки, в более большие контейнеры. Ты можешь помочь развить этот навык, подавая ему предметы, чтобы положить в пустые коробки, пластиковые емкости или другие контейнеры.
Ребенок научился хватать: что дальше?
- Как только младенец научится хватать, подоспеет новый навык – бросание, так что будь осторожна. Многие дети получают невероятное удовольствие, кидаясь своими игрушками.
- Когда малышу исполнится год, ему будет нравится играть в мяч, складывать пирамидку и стучать предметы друг о друга.
- Когда ему исполнится полтора года, начнут активно проявляться его творческие способности, а потому он будет очарован карандашами и их применением для рисования и письма.
- В 3 года он уже будет достаточно скоординирован, чтобы пробовать писать буквы и, возможно, даже свое имя.
Слабый хватательный рефлекс у ребенка: что делать родителям?
Если ребенок не проявляет интереса к игрушке или другому предмету, который ты перед ним двигаешь от 2 до 3 месяцев, не может схватить какую-то вещь в 3 месяца или не пытается прикоснуться/поднять предмет в возрасте от 3 до 4 месяцев — поговори об этом с доктором.
Помни, что недоношенные дети могут достичь этого и других этапов развития позже, чем их сверстники. Поэтому проконсультируйся с врачом о правильных временных рамках прежде, чем начать бить тревогу.
Источник
Развиваем рефлексы развитие рефлексов у новорожденного
Нам кажется, что новорожденный ребенок – абсолютно несмышленый и беспомощный. Он беспорядочно сучит ножками, взмахивает ручонками, он еще не может сконцентрировать взгляд, не умеет даже улыбаться. Но так ли он беспомощен на самом деле? Нет, он приходит в этот мир во всеоружии. Мудрая природа снабдила его целым арсеналом средств, которые помогут ему развиваться, познавать мир. Мы называем их рефлексами.
К коже человека вплотную подходят окончания нервных клеток. Особенно много их в конечностях: пальцах рук и ног, ладонях, стопах. У новорожденного они обладают особой чувствительностью.
Кожа – главный канал, который связывает малыша с окружающим миром. В ответ на раздражение кожи возникают двигательные реакции. Именно они помогли малышу выкарабкаться на свет из маминого животика. Двигательное возбуждение передается в кору головного мозга. Чем больше импульсов поступает в мозг, тем активнее идет формирование мозговых клеток, нейронов, и связей между ними.
Чем больше таких связей, тем лучше развивается интеллект. А значит, стимулируя рефлексы новорожденного при помощи несложных упражнений, мы будем способствовать не только физическому, но и интеллектуальному развитию малыша.
Кроме того, даже при самых благополучных родах малыш испытывает колоссальные перегрузки, сопоставимые с теми, которые испытывает космонавт при выходе на орбиту. Особенно интенсивные нагрузки ложатся на крохотный позвоночник и, как следствие, у новорожденного нарушается мышечный тонус.
Рефлекторная гимнастика поможет малышу восстановиться после родов.
Развитие рефлексов влияет и на нервную систему, и на эмоциональную сферу. Если рефлексы развиты нормально, малыш спокоен, он не боится мира в который попал, принимает себя и мир такими, какие они есть.
Итак, роль рефлексов трудно переоценить. Поэтому так важно развивать и стимулировать то, что заложено в маленького человечка природой.
Каждый рефлекс должен:
• вызреть внутриутробно
• пробудиться
• быть хорошо оттернирован, отработан
• интегрироваться, т.е. перейти в сознательное, целенаправленное действие или навык. Например, хватательный рефлекс формирует в дальнейшем движения рук, мелкую моторику. Сосательный рефлекс – умение есть твердую пищу.
Итак, рассмотрим, как развивается каждый из рефлексов.
Рефлексы, стимулирующие развитие заднего мозга.
Сосательный рефлекс
Если новорожденному вложить в рот сосок, он активно совершает сосательные движения. Для выживания малыш этот рефлекс – едва ли не самый важный, он активизируется одним из первых и запускает множество функций. Поэтому и мы уделим ему максимум внимания.
Сосательный рефлекс влияет:
• на развитие и правильное совмещение костей черепа. Если малыш сосет ритмично, правильно, кости черепа, сместившиеся во время родов, постепенно становятся на место и правильно срастаются
• на эмоциональное развитие. При сосании раздражается твердое небо, которое связано с отделом мозга, отвечающим за эмоциональную сферу. Поэтому сосание успокаивает малыша, формирует у него доверие к миру.
• на развитие интеллекта. При сосании стимулируется мягкое небо, связанное с гипофизом, отделом мозга, который вырабатывает гормоны, влияющие на рост и интеллект.
• отвечает за контроль движений головы, развитие мышц шеи, стимулирует развитие зрения и т.д.
Тренировка: кормление по требованию. Чтобы сосательный рефлекс выполнял все свои функции, важно, чтобы ребенок правильно взял грудь. Если он захватывает сосок месте с ареолой, как и задумано природой, при сосании буду стимулироваться все зоны твердого и мягкого неба, а значит, и соответствующие зоны коры головного мозга.
Поисковый рефлекс
Если малышу погладить щечку или дотронуться до нее соском, он повернется в сторону стимула.
Этот рефлекс
• оказывает влияние на познавательное развитие, побуждает интерес к окружающему миру.
• активизирует мышцы, необходимые для переворота со спины на живот и с живота на спину.
Тренировка: перед кормлением дотроньтесь до уголка рта или щечки малыша. Повторяйте не больше трех раз, чтобы кроха не устал.
Защитная реакция
Если положить малыша на животик, он повернет головку набок, освобождая дыхание.
• На психологическом уровне этот рефлекс формирует умение защитить себя в этом мире.
• На мышечном – активизирует мускулатуру шеи и плеч.
Тренировка: с самого рождения как можно чаще кладите малыша на животик, в этой позе он может и бодрствовать, и спать. Не пеленайте ребенка, не кладите его на мягкую поверхность.
Абдоминальный рефлекс
Если вы пощекочете животик малыша слева от пупка, он согнет правую ручку и ножку и наоборот.
Этот рефлекс
• развивает поясничную область.
• укрепляет связь между полушариями мозга
• активизирует кровообращение малого таза, улучшает перистальтику. Это – хорошая профилактика запоров (при поносе малышу, наоборот, полезно побольше ползать на животе)
Тренировка: положите малыша на спинку, по три раза проведите с каждой стороны от пупка штриховым, щекочущим движением
Рефлекс Галанта
Если малышу, лежащему на животике или на боку, пощекотать область поясницы, он поднимает с противоположной стороны таз и сгибает ножку.
• подготавливает мышцы к ползанью
• тренирует и восстанавливает поясничный отдел позвоночника
• влияет на пищеварение и стул
• укрепляет связь между правым и левым полушариями мозга
Рефлекс ползания
Лежа на животе ребенок поднимает голову и совершает несколько ползательных движений. Если взрослый приставит к пяточкам малыша свои ладони, он станет активно отталкиваться от препятствия, в ползанье включатся руки. Впервые этот рефлекс оживляется в процессе родов, когда малыш выбирается на свет из маминого животика.
Этот рефлекс – один из самых важных.
• Он активизирует практически все зоны мозга одновременно. Поскольку при ползании ребенок совершает асимметричные движения (правая рука –левая нога и наоборот), между правое и левое полушарие мозга учатся взаимодействовать, работать синхронно. То есть, ползание способствует интенсивному развития мозга.
• При ползании тренируются мышцы спины, рук, ног, плечевого пояса, словом тоже почти все; укрепляется позвоночник. Чем активнее будет стимулироваться ползательный рефлекс, тем раньше малыш поползет сознательно по-настоящему.
Тренировка: во время занятий ребенок должен быть голеньким. Положите его на большой стол, а еще лучше – на пол. Под его стопки подставьте свои ладони. Сначала малыш может капризничать, потому что ему действительно очень трудно. Поэтому время «тренировок» увеличивайте постепенно. В среднем они должны занимать около 20 минут в день.
Тонический лабиринтный рефлекс
У ребенка, лежащего:
• на спине повышен тонус задней половины тела
• на животе повышен тонус передней половины тела
• на левом боку повышен тонус левой половины тела
• на правом боку повышен тонус правой половины тела.
Этот рефлекс подготавливает мускулатуру малыша к сидению и стоянию
Тренировка: почаще меняйте положение малыша при лежании. Кладите его то на животик, то на спинку, то на правый бочок, то на левый.
Рефлекс паренья
Если ребенка поднять вверх над головой, он выпрямится, «как самолетик».
Рефлекс укрепляет мышцы конечностей, тренирует позвоночник.
Рефлексы, стимулирующие развитие среднего мозга.
Рефлекс Моро
Если положить малыша на спинку и подсунуть ему под головку руку, а потом резко ее выдернуть, он резко выбрасывает в стороны руки и ноги, делает глубокий вдох, выдох, снова сжимается в клубочек и начинает плакать.
Это так называемый сигнальный рефлекс. Он участвует в пробуждении первого вздоха сразу после родов, способствует выработке адекватной реакции на страх и опасность.
Этот рефлекс должен исчезнуть до 4 месяцев, иначе начнет тормозиться развитие двигательных и познавательных навыков.
Хватательный рефлекс
Если положить ребеночку в ладошку палец, он крепко схватится за него. Иногда даже удается так поднять малыша: он может провисеть несколько секунд и даже минут.
Хватательный рефлекс очень важен:
1. он влияет на развитие всех манипуляционных навыков, мелкой моторики
2. стимулирует развитие коры больших полушарий мозга
3. подготавливает к возникновению и развитию речи.
Тренировка: когда малыш сыт и спокоен. вкладывайте свои пальцы ему в ручки. Если вы чувствуете, что одной ручкой он хватает вас слабее, чем другой, побольше тренируйте ту, которая ослаблена.
Рефлекс подтягивания.
Если положить малыша на спинку и, взяв за область запястий, легонько потянуть на себя, он начнет сгибать руки в локтях, как будто подтягиваясь. Этот рефлекс – база для развития самых разнообразных движений. Малыш учится
• дотягиваться до различных предметов
• вставать у опоры
• поднимать ноги.
Тренировка: положите малыша на твердую поверхность, возьмите его за запястья и осторожно потяните на себя. Повторите несколько раз, пока малыш не устанет.
Рефлекс опорности рук
Ребенок лежит на руках у взрослого лицом вниз в горизонтальном положении. Когда взрослый приближает малыша к опоре, он вытягивает по направлению к ней руки.
Этот рефлекс формирует умение действовать двумя руками одновременно:
• дотягиваться до предметов
• вставать, держась за опору
• бросать мячик
• подтягиваться на перекладине
Тренировка: 1-2 раза в день, держа малыша на руках лицом вниз, опускайте его над опорой (столом, кроватью и т.д.)
Туловищная выпрямительная реакция.
Если, держа малыша под мышками, мы поставим его полной стопой на твердую поверхность, он распрямляет туловище.
Этот рефлекс
• выпрямляет позвоночник,
• своевременно формирует его изгибы
• влияет на двигательное развитие
• ускоряет развитие зрительной системы
Тренировка: в первые недели жизни должна занимать всего 3-4 секунды, после этого малыш устанет. Со временем можно понемногу удлинять «тренировки».
Автоматическая походка
Если взяв малыша под мышки, и чуть-чуть наклонив вперед, дотронуться пяточками до твердой поверхности, он начнет перебирать ножками, как при ходьбе
Этот рефлекс
• способствует комплексному развитию мозга
• укрепляет зрение, особенно дальнее
Рефлексы, стимулирующие развитие коры больших полушарий
Ассиметрический тонический рефлекс шеи
Если малыш, лежа на спине, поворачивает голову вправо, левая ручка и ножка сгибается, а правая – разгибается
Этот рефлекс
• регулирует автономную работу левого и правого полушария
• координирует работу глаз и мозга
• способствует развитию навыка ползания и ходьбы
• способствует развитию вестибулярного аппарата
Тренировка: когда малыш лежит на спине, кладите игрушки то слева, то справа от его головки на расстоянии вытянутой руки, размещайте то с одной, то с другой стороны источники звуков: музыкальную игрушку, колокольчик, магнитофон.
Рефлекс перекрестного сгиба ног:
Если вы пощекочете малышу одну из ножек в области свода стопы, она разогнется, а противоположная – согнется.
Этот рефлекс влияет
• на развитие походки
Тренировка: 4-5 раз в день по несколько секунд, пока это доставляет малышу удовольствие.
Источник