Как переводить ребенка на 4 разовое кормление

Как правильно перевести грудничка на смешанное или искусственное вскармливание

Грудное молоко – это «золотой стандарт» вскармливания малышей грудничкового возраста и самая полезная пища для ребенка. Оно не только является источником питательных нутриентов, витаминов и минералов, которые необходимы для нормального роста и психического развития ребенка, но и выполняет другие не менее важные функции:

стимуляция роста и эмоционального развития крохи;

  • формированию иммунологической сопротивляемости организма;
  • правильному созреванию и становлению нормального функционирования пищеварительного тракта;
  • нормализации обмена веществ.

Поэтому грудное вскармливание желательно сохранять как минимум до года, а при возможности и до 1,5 – 2 лет.

Но существуют ситуации, когда в определенный момент ребенка нельзя кормить грудью или стойкое снижение количества молока (гипогалактия).

Это могут быть абсолютные и относительные показания со стороны матери:

  • осложнения после родов;
  • инфекционные заболевания;
  • прием различных лекарственных средств, которые могут принести вред грудничку.

В данном случае ребенка полностью переводят на искусственное вскармливание, но если есть минимальная возможность сохранить лактацию – грудное молоко нужно сцеживать, чтобы по возможности вернуться к кормлению малыша грудью.

Кроме этого существуют ситуации, когда маме кажется, что молока стало значительно меньше и малышу не хватает грудного молока. Но не стоит спешить докармливать малыша смесью или переводить его на искусственное вскармливание. В этом вопросе необходим взвешенный подход и правильный выбор смеси (если она все же необходима).

Как определить виды и причины недостатка грудного молока

Гипогалактия — это снижение выработки грудного молока, что связано с секреторной недостаточностью молочных желез.

Но при этом важно знать, что существуют понятия:

  • физиологического дефицита грудного молока;
  • мнимой гипогалактии;
  • истинное снижение лактации.

Докармливать смесью нужно только при истинном снижении лактации у женщины, а в двух первых случаях лактация налаживается самостоятельно или при определенных условиях.

Кроме этого при необоснованном докорме смесью ребенок может отказаться от самостоятельного сосания груди и часто мамам еще долго приходиться кормить малыша сцеженным молоком, а это крайне сложно как технически, так и психологически.

Поэтому сначала нужно точно знать, что:

  • грудного молока продуцируется значительно меньше;
  • малышу недостаточно молока на кормление (появляются признаки  + определение количества высосанного молока путем контрольного взвешивания).

Сначала нужно определиться с понятием физиологической гипогалактии.

Это временная недостаточная секреторная активность грудных желез, которая развивается у молодых, впервые рожавших женщин в первые дни после родов (2-4 дня).

Это состояние быстро устраняется и происходит быстрое увеличение лактации до физиологических норм:

  • при правильном уходе за молочными железами;
  • при нормализации режима питания и питьевого режима кормящей мамы;
  • при правильной технике кормления грудничка.

Кроме этого могут возникать периоды физиологической гипогалактиии и в более поздние периоды лактации – чаще на 2 месяце в связи с активной гормональной перестройкой организма кормящей мамы, стрессами, переживаниями, усталостью или сочетанием нескольких факторов. В этом случае кормящей маме необходимо набраться терпения и следовать  основным рекомендациям лечащего врача, в основном участкового врача педиатра или акушера-гинеколога и успокоиться.

Часто гипогалактия является «мнимой», а нехватка молока связана с развитием застоя молока в млечных протоках или неправильной техникой кормления с недостаточным опорожнением молочных желез.

По наблюдению педиатров именно физиологическая или «мнимая» гипогалактия является одной из причин отказа малышей и кормящих мам от грудного вскармливания.

В данном случае необходимо устранить причины снижения продукции молока и  назначаются:

  • питьевой режим и сборы трав, увеличивающие лактацию;
  • устанавливается индивидуальный режим кормления при беспорядочном кормлении малыша, в связи со стрессом, переутомлением;
  • нормализация техники прикладывания к груди;
  • устранение лактостаза;
  • комплексы метаболических комплексов, содержащих биогенные стимуляторы, витамины и микроэлементы.

При истинной гипогалактии отмечается прогрессирующее уменьшение продуцирования грудного молока в связи с различными причинами. В данном случае ребенок сначала переводиться на смешанное, а затем и полностью на искусственное вскармливание. Но и в этом случае иногда возможно частичное или полное восстановление лактации – поэтому всегда и до конца необходимо бороться за естественное вскармливание малыша.

Важно помнить, что даже с минимальными количествами грудного молока ваш кроха будет получать незаменимые для его организма питательные вещества, жиры, аминокислоты, витамины и защитные факторы.

Как определить недостаток грудного молока

Если маме кажется, что молока стало прибывать меньше + малыш стал беспокойнее, чаще просит грудь, меньше объем мочеиспусканий, реже стул и также меньше по количеству не стоит сразу спешить в аптеку за смесью.

Первое, что нужно сделать – определить, сколько ребенок выпивает за кормление – провести контрольное кормление и взвешивание.

Для этого малыша взвешивают до кормления и после в одной одежде и определяют по разнице в весе количество грудного молока высосанного за кормление.

Читайте также:  Подушка для кормления грудного ребенка подкова

Такие взвешивание желательно сделать после каждого кормления в течение суток, так как по одному кормлению сложно судить о суточном объеме и в разные кормления малыш может высасывать разные объемы.

После этого рассчитывается долженствующий объем питания за сутки.

Это нужно не только для уточнения количества, выпитого молока за сутки, но количества смеси для докорма (при необходимости).

Нужно помнить, что расчет суточного объема питания и выбор смеси должен проводить только специалист.

И все же примерно каждая мама должна знать, какой долженствующий суточный объем должен высасывать ее малыш:

До 10 дневного возраста он рассчитывается по формуле:

2% от веса малыша при рождении x на число дней жизни.

До 2 месячного возраста – суточный объем составляет 1/5 веса малыша на данный момент.

С 2 до 4 месяцев – объем питания составляет — 1/6 веса ребенка;

С 4 до 6 месяцев – 1/7 массы тела.

После 6 месячного возраста суточный рацион малыша составляет не более 1 литра (с учетом прикорма).

Знать необходимый объем кормления родители должны знать еще и для недопущения перекорма малыша – это также может вызвать крайне неприятные симптомы от срыгиваний до расстройства пищеварения (поносы или запоры).

Перевод малыша на смешанное или искусственное вскармливание

В данном случае нужно разобраться, что такое смешанное и искусственное вскармливание.

При смешанном вскармливании докорм искусственной смесью составляет от 1/3 до 2/3 суточного объема пищи.

Искусственное вскармливание – это такой вид питания младенцев, когда объем грудного молока за сутки составляет менее 1/3 от общего объема пищи или полностью отсутствует.

При подборе смесей необходимо учитывать:

  • возраст малыша;
  • состояния здоровья ребенка (аллергические реакции и вероятность их развития, поносы и запоры, перинатальные поражения ЦНС, диатезы, респираторные заболевания);
  • индивидуальная переносимость смеси;
  • материальные условия семьи;
  • правильное соотношение сладких (пресных) и кисломолочных смесей в рационе.

Но кроме выбора смеси для питания необходимо учитывать и другие, не менее важные моменты:

  • количество смеси на прием и постепенность ее введения в рацион ребенка;
  • появление симптомов непереносимости смеси (высыпания, упорные срыгивания, изменения стула в виде поноса или запора);
  • обязательное питье;
  • режим кормления;
  • замена смеси при ее непереносимости.

Как вводить смесь в рацион малыша и ее количество

Родители должны помнить, что даже самая совершенная и дорогая смесь вводиться питание малыша с небольших количеств.

В первый день объем ее должен составлять не более 1/3 – ½ необходимой разовой порции, а если % грудного вскармливания еще достаточно высокий – еще меньше. Лучше дать крохе смесь утром, после кормления грудью с ложечки. Или 1/3 объема разового кормления 2 раза, чтобы можно было понаблюдать за реакцией малыша.

Нужно помнить, что тревожные симптомы могут появиться в течение 5-7 дней и даже позже, особенно при увеличении объема смеси в кормлении.

Даже если малыша резко переводят на искусственное вскармливание при минимальном количестве грудного молока или его полном отсутствии – нельзя сразу давать крохе полный разовый объем – он должен составлять не более ½ разовой дозы. Общее количество пищи восполняется жидкостью (отваром шиповника или кипяченой водой).

В данном случае нужно помнить, что от того как пищеварительная система малыша перестроится и начнет работать в новом режиме – зависит дальнейшее благополучие ребенка и возможность его нормального развития.

Не стоит спешить, даже если вам кажется, что малыш голоден – постепенно все наладиться и объем питания доведется до нормы.

На 2 — 3 день при хорошей переносимости количество смеси количество доводится до 2/3 необходимого разового объема, а затем и до 100 % долженствующего объема.

Питье и режим кормления

Малышу на грудном вскармливании практически не нуждается в введении дополнительной жидкости, но это индивидуально и некоторые дети с удовольствием пьют водичку.

Но если кроха получает смесь – питье в его рационе просто необходимо и это нужно помнить.

Это связано с тем, что все искусственные смеси содержат большое количество белка, а для его нормального усвоения нужно больше жидкости.

Общее количество жидкости должно составлять от 80 до 100 мл в сутки.

Кроме этого нужно помнить, что ребенка теперь нельзя уже кормить «по требованию» — смеси нужно время, чтобы перевариться и усвоиться.

Поэтому режим кормления должен составлять – через 3 – 3,5 часа днем и 6-6,5 часов ночью.

Родители должны знать, что частое или бессистемное кормление малыша смесью приведет к дисфункциям желудка и кишечника, которые со временем будут только усугубляться.

Замена смеси и симптомы ее непереносимости

На сегодняшний день на просторах интернета я все чаще встречаю вопросы – «как правильно выбрать смесь?», но очень часто с припиской: «что мы только не перепробовали…..» (со списком из 7-10 наименований)!!!

Читайте также:  Кормления ребенка при скарлатине

Что можно посоветовать в этом случае?

  • Выбор смеси изначально и в дальнейшем проводиться только врачом и это крайне сложно.

Никто не сможет спрогнозировать реакцию малыша на введение в его рацион нового продукта – это индивидуально.

  • Не всегда какие- то изменения в состоянии малыша – это реакция на смесь, часто это просто привыкание пищеварительного тракта к новому продукту:
  • уменьшение перистальтики и продвижения пищи по кишечнику;
  • попадание воздуха через большую дырочку в соске;
  • недостаточное количество ферментов, которое постепенно нормализуется;
  • наслоение фоновых заболеваний (диатезов, дисбактериозов, активация патогенной микрофлоры).
  • Частая и необоснованная замена смеси вызывает перенапряжения всех органов пищеварительной системы, которые очень сложно стабилизировать.

Поэтому сначала нужно точно убедиться, что смесь не подходит малышу, очень ответственно подойти к выбору другой смеси (гипоаллергенная, лечебная) под постоянным динамическим наблюдением педиатра.

К симптомам «непереносимости» смеси относятся:

  • частые срыгивания;
  • беспокойство малыша и упорные кишечные колики;
  • появление жидкого, зеленого стула;
  • запоры или чередование поносов и запоров;
  • высыпания на коже и слизистых.

Но нельзя забывать, что эти признаки могут быть вызваны другими причинами – перекормом, аэрофагией (заглатыванием воздуха), незрелостью пищеварительной системы, контактными аллергенами (бытовая химия, шерсть животных), неправильным введением прикорма (одновременное введение в рацион смеси и новых продуктов прикорма), нарушение качественного и количественного состава микрофлоры кишечника (дисбактериоз).

Поэтому со всеми вопросами смешанного и ли искусственного вскармливания необходимо обращаться к своему наблюдающему педиатру или специалисту, которому вы доверяете.

врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Переводим ребенка на общий стол: рекомендации педиатра

Одним из важных периодов в жизни малышей является перевод с индивидуального вскармливания на питание с общего стола. При этом могут возникать проблемы как физиологического, так и психологического характера. Некоторые мамы торопятся приучать малыша ко «взрослой» еде, другие с этим не спешат и считают ранний перевод детей на общий стол плохой идеей.

Слишком ранний переход ребенка на общий стол может привести к дисбалансу в работе пищеварительной системы и появлению аллергических реакций. Но и затягивать с этим тоже не следует, так как у ребенка должны формироваться вкусовые предпочтения в раннем возрасте. Кроме того, более твердая пища с вашего стола будет способствовать правильному развитию челюстного аппарата и предотвратит появление неправильного прикуса.

Когда же можно начинать?

Признаки, по которым чётко можно определить готовность малыша к переходу на общий стол:

  1. Зубы. Они должны быть хотя бы в количестве передних 4-х. Если к году их насчитывается 6-8, то ваш ребенок может жевать ими что угодно.
  2. Интерес ко взрослой пище. Заглядывание в ваши тарелки, открывание рта, когда вы едите, выразительные намёки и прямые требования поделиться с ребёнком вашей едой — это все он, интерес.
  3. Если уже перепробована вся детская еда из разряда первого прикорма. Растворимые кашки, фруктовые и овощно-мясные пюрешки, фрукты и молочка – все это спокойно съедается и усваивается.
  4. Когда ребёнок хорошо жуёт- готов. Хорошо проверяется на детском печенье.

Как правильно это сделать?

Пищеварительная система даже годовалого ребенка ещё не готова ко встречи с продуктовым разнообразием из вашего холодильника. Пищеварительные органы у детей этого возраста ещё незрелые и пока не работают в полную силу, не вырабатывают всех необходимых пищеварительных ферментов. Кроме этого, у детей более тонкие стенки кишечника, из-за чего в кровь могут легко проникнуть разные токсины, подрывая иммунную систему. Также от употребления неподходящей еды у ребенка могут возникнуть как проблемы со стулом, так и аллергические реакции.

Принцип внедрения новых продуктов с общего стола точно такой же, как и по правилам первого прикорма. Дали что-то одно, посмотрели на реакцию, потом дали следующее. При появлении аллергии на какой-либо продукт следует исключить его из рациона на 6-12 месяцев.

Используйте простой прием: когда готовите для семьи, в нужный момент уберите в маленькую посуду объем пищи, который вы предложите ребенку. Нужный момент наступит перед добавлением в еду соусов, специй. До трех лет детям не дают жареную пищу, соусы (кетчуп, майонез). Для улучшения вкуса в пищу можно добавить нежирную сметану (15%), нежирный сыр (10-17%), зелень. До трех лет ребенка оберегают от супа на мясном бульоне – бульон нужно разбавлять, и для всей семьи это куда полезнее. Часто можно услышать такую фразу: «чем раньше ребенка приобщить к взрослой еде, тем быстрее его организм к ней привыкнет». Этой же фразой оправдывают ранний прикорм. Это неправда. В борьбе с неправильной пищей организм не укрепляется, а истощается. Ребенок, которого долго кормили полезной едой – паровой, не содержащей химических добавок, нежареной – гораздо лучше справится с неидеальной пищей, когда станет взрослее, чем ребенок, которого слишком рано закормили тяжелой пищей, и чей организм уже ею подорван.

При переходе ребенка на продукты питания со стола взрослых следует их тщательно измельчать примерно до полутора лет. А после (до 2 лет) достаточно перед кормлением овощи размять вилкой. На третьем году жизни измельчать следует лишь мясо.
Членам семьи необходимо изменить свои, неподходящие для ребенка, вкусовые привычки, отказаться от каких-то пищевых предпочтений. В крайнем случае родителям или старшим детям можно употреблять запрещенные малышу продукты (копченую колбасу, чипсы, кока-колу и др.), когда младший ребенок этого не видит.

Читайте также:  Подушка для кормления ребенка краснодар

Перечень продуктов, запрещенных детям до 3 лет: грибы; любые консервы, в том числе домашнего приготовления; маринады и соусы, включая майонез, кетчуп; приправы (хрен, горчица); копчености; жирные продукты (сало, мясо утки и гуся, сыр с высоким процентом жирности); колбасные изделия; мясо и рыба, термически не обработанные (вяленые, соленые), жареные блюда; шоколад и кондитерские изделия с ним; чипсы; высокоаллергенные фрукты (малина, тропические фрукты, клубника, цитрусовые); газированные напитки; продукты с высоким содержанием сахара, включая пирожные и торты; орехи.

При составлении меню после года очень важно правильно сочетать продукты. 

Если, например, на завтрак дается каша, то на обед или ужин лучше приготовить овощные блюда (картофель, пюре, тушеная капуста, овощные запеканки и т. д.). На завтрак вместо каши можно дать макароны или пюре, молочный суп, после полутора лет – омлет, запеканку, сырники. На обед целесообразнее готовить блюда из мяса и рыбы, на полдник выдавать творог и фрукты, йогурт, печенье, на ужин — овощные, крупяные блюда, молоко, яйцо, сыр. В перерывах ребенок пьет сок, кефир, грудное молоко или смесь.

 Кулинарная обработка продуктов должна отвечать возрасту. Дети в 1,5 года уже активно жуют, потому и кулинарная обработка еды может быть почти такой же, как и для взрослых: овощи кусочками, котлеты, гуляш. Однако пюреобразная консистенция отдельных блюд, как и раньше, одобряется. Если ребенок все еще не любит кусочки – не беда, пусть горячие блюда (обед, завтрак) он получает в измельченном виде, зато в перерывах выдавайте кусочки фруктов, овощей, сухари.

Одноразовое употребление еды не должно превышать физиологичные возможности ребенка. Объем желудка на конец первого года жизни составляет 250 мл, на третьем году — 400-600 мл. Опорожнение желудка происходит через 4 часа, а в кишечнике еда может находиться от 24 до 48 часов. Количество основных кормлений уменьшается до 4-х раз в день.

Пищевой интерес ребенка складывается из привычек и предпочтений, заложенных до года. Если родители не совершали явных ошибок, приучая к прикорму, – не давили, не нервничали, не добавляли сахар и соль —  аппетит должен быть нормальным. Если ребенок способен съедать норму формата «половина поварешки» – это очень хороший аппетит. Возможно, ваша «норма» питания ребенка завышена. За день малыш должен получить 1000-1200 г продуктов, включая молоко и кисломолочные продукты. Потребность в калориях после года: 1100-1300 ккал в сутки.

При перевод ребенка на общий стол помните, терпение — залог успеха. В первое время, пока ребенок не научится кушать самостоятельно, маме придется кормить его другой ложкой. Но малышу вручать ложку нужно, даже если он не всегда попадает ею в рот. Когда ребенок ест сам, это способствует развитию не только самостоятельности, но и ловкости, координации движений. Порция в детской тарелке должна быть небольшой, лучше дать добавку, если ребенок этого захочет. Справившись со своей порцией, малыш почувствует себя победителем. Мама может его при этом похвалить. Если же порция была большой и ребенок не смог ее осилить, то чувства уверенности в себе он не получит, наоборот, появится ощущение собственной слабости. Вполне возможно, что не все блюда будут по вкусу ребенку. Нужно запастись терпением. Неполюбившееся блюдо можно будет предложить повторно через пару месяцев, и на сей раз малыш, может быть, не станет его выплевывать. Пробуйте давать продукты в разных видах и вариациях. Некоторые детки не любят есть пюреобразную пищу, а предпочитают, чтобы продукты были кусочками. Кто-то не любит суп, а кто-то и кашу. Кому-то нравится борщ, а кому-то — куриный суп с вермишелью.

Для того чтобы ребенок не отвлекался во время еды, уберите со стола все сладости и все то, что может привлечь внимание малыша. Перекусы, по возможности, должны быть исключены, но если все же вашему ребенку требуется перекус, то лучше дайте ему фрукты, ягоды или йогурт.

Перевод ребенка на общий стол имеет ряд преимуществ как для самого малыша, так и для всей семьи: во-первых, маме не придется готовить ребенку отдельно, что экономит ее время, во-вторых, вся семья неминуемо ест более полезную и здоровую пищу, и, наконец, ребенок учится есть то, что кушают взрослые, ощущая себя взрослее. И пусть терпение и последовательность станут главными вашими помощниками на этом пути!

С уважением, Екатерина Геннадьевна Рожненко,

врач-педиатр МЦ «Детский Доктор»

Источник