Как научить глотать ребенка 4 месяцев
Как научить ребенка жевать твердую пищу?
Автор: Шалунова Анастасия Ивановна
член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family
г. Москва
Время на прочтение : 10 минут
Донести ложку до рта, поиграть с едой, покрутить пищу языком, выплюнуть ее, откусить, попытаться пожевать и, наконец, проглотить кусочек… Чего только не делают дети, чтобы справиться со взрослой едой, которая поначалу кажется такой «сложной»! Рассказываем, как научить ребенка жевать твердую пищу, чтобы это не стало семейной проблемой. Консультирует нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.
— Анастасия Ивановна, поговорим о том, как научить ребенка жевать и глотать пищу в твердом виде. Почему здесь важен возраст?
— Важно не упустить правильный момент, когда навык жевания формируется проще всего. Самый оптимальный период — с 6 до 10 месяцев, при введении прикорма с кусочками. Однако границы нормы условны, потому что ребенок может и в полтора года есть только жидкую еду.
Дети начинают жевать в силу сформированности физиологических и нейропсихологических процессов организма — это индивидуально для каждого ребенка. И здесь также очень важны влияние кесарева сечения и естественных родов, то, как протекал родовой процесс и как развивался малыш с рождения.
Когда давать ребенку твердую пищу
4-5 месяцев | Наблюдаются первые жевательные движения, исчезает рефлекс выталкивания пищи язычком. Поддержать эти изменения помогает первая твердая пища ребенка — каши и овощные пюре. |
7-8 месяцев | Ребенок готов к овощным, фруктовым, мясным пюре с мелкими кусочками, измельченным фруктам и ягодам. |
До 12 месяцев | Навыки кусания и жевания укрепляются, развиваются боковые движения языка, ребенок осознанно и уверенно перемещает пищу к зубам. Ближе к одному году кусочки пищи становятся крупнее. |
— Как родителям понять, что ребенок готов жевать твердую пищу?
— Пищевой интерес формируется условно с 4 до 6 месяцев, когда ребенок тянет тарелку, ложку на себя, просит еду. В этот период начинают прикорм, постепенно переходя от однородных пюреобразных блюд к более плотным, с кусочками.
Ребенок готов к пережевыванию пищи, если:
- он уверенно берет и удерживает ложку;
- сидит без поддержки взрослых;
- в течение трех-четырех недель получает прикорм.
С 6 до 10 месяцев младенца проще научить есть и жевать пищу кусочками. Если ребенок не грызет, а сосет или облизывает то, что ему дали, запрещать не нужно, — возможно, он не голоден или ему интересно в данный момент времени что-то другое.
При отсутствии интереса к еде до года может понадобиться работа с психологами, нейропсихологами, неврологами. Каждый из них посмотрит на детскую проблему со своей стороны и даст рекомендации.
— Сколько зубов достаточно для начала жевания?
— Пищу «пережевывать» можно и без зубов, перетирая кусочки деснами. У некоторых детей зубы появляются поздно, но им все равно дают твердую пищу для того, чтобы формировались навыки пережевывания. При этом жевание может стимулировать кровообращение и рост зубов.
Читайте также о том, какую «взрослую» еду можно давать младенцу до года и когда начинать переход к общему столу.
— Какие проблемы могут возникнуть, если ребенок не пережевывает пищу?
— Некоторые родители жалуются, что ребенок давится твердой пищей или что он не жует, а сразу глотает. Это может быть связано с поздним введением твердого прикорма.
Кроме того, если ребенок плохо пережевывает пищу, это провоцирует проблемы с пищеварением. Не стоит загружать незрелую пищеварительную систему малыша, так как организм ребенка еще не вырабатывает достаточное количество ферментов. В таком случае ребенок откажется от пищи, начнет реже есть или жевать.
Каких принципов питания стоит придерживаться:
- давать ребенку разнообразные продукты, но в разумных количествах, и смотреть за реакцией организма;
- медленное питание улучшает пищеварение и усиливает чувство сытости, поэтому важно помнить про тщательное пережевывание пищи;
- при здоровом питании лучше избегать кормления перед телевизором и телефоном либо использовать их очень точечно. Гаджеты отвлекают от еды, приводят к неосознанному и быстрому потреблению пищи, а это может вылиться в метаболический синдром и впоследствии привести к избыточному весу или сахарному диабету II типа.
— Как вы относитесь к массажу языка для улучшения обработки пищи?
— Массаж языка очень часто применяют логопеды для снятия спазмов мышц при дизартрии у детей, когда страдает произношение. При массаже используют пальцы, зубные щетки, зонды, что для ребенка может быть травматично.
Родителям таких детей стоит помнить о противопоказаниях к логопедическому массажу:
- кожные высыпания, отеки, ранки;
- герпетические инфекции ротовой полости;
- простуды;
- тяжелые формы хронических заболеваний;
- онкологические, психоневрологические диагнозы.
— Как научить ребенка пережевывать пищу — с чего начать? Каких размеров должны быть кусочки?
— Для того чтобы сделать процесс жевания эффективным и увлекательным, у ребенка должен быть интерес к пище. Любимый продукт будет жеваться лучше всего. Нужно также учитывать новизну ощущений и вводить новые продукты, когда малыш голоден.
Нюансы, на которые родители должны обратить внимание:
- Обязательно развивают пищевой интерес и выстраивают режим питания, то есть ребенок должен проголодаться к следующему приему пищи.
- Лучше начинать с кусочков в тех продуктах, которые ребенок уже ел в пюреобразном состоянии. Вкус будет ему знаком, но текстура окажется немного другой.
- Приветствуется термообработка овощей.
- Важно смотреть на то, справляется ли малыш со своей порцией. Первые кусочки дают размером не больше спичечной головки, потом с ноготок мизинца, затем все крупнее. Можно давать малышу в руку слайсы из свежих фруктов, детское печенье, сушки-сухарики.
- Рекомендуется ниблер для плавного перехода от пюре к кусочкам. С ним ребенок и ест самостоятельно, и помогает зубам прорезываться.
- Поведение родителей влияет на поведение ребенка за столом. Если встречаться за ужином или обедом — семейная традиция, то ребенок автоматически в нее включается и привыкает к ней, ориентируясь на пример родителей.
Не оставляйте попытки давать твердую пищу, даже если ребенок выплевывает еду. Но и не нужно вталкивать продукт: можно предлагать его в другой момент, варьировать кусочки по размеру. Также не стоит бояться давать твердую пищу ребенку и нервничать во время его обучения и кормления. Тревожность и паника передаются на подсознательном уровне — малыш может просто поторопиться и подавиться.
— Какие ошибки допускают родители в питании грудного ребенка?
— Чаще всего родители торопятся. Они должны обратить внимание на сформированность ротового аппарата и психологическую готовность малыша есть самостоятельно, пережевывать и глотать пищевой комок. Часто бывает так, что в период адаптации ребенка, например, после прививки или переезда мама начинает давать ему что-то незнакомое и обучать новым навыкам. Это только усложнит задачу.
Если ребенок наотрез отказывается жевать твердую пищу, не стоит кормить его насильно, нужно выяснять причину.
Отказывается есть с ложки | Возможно, есть некомфортный фактор — ребенок замерз или расстроился из-за чего-то. В эти минуты он может отказываться от пищи и не понимать, чего от него хотят родители. |
Отказывается от еды | Если ребенок не принимает еду сутки-двое и начинает терять в весе, необходимо срочно обращаться к врачу-педиатру. |
Давится при пережевывании пищи | Возможно, малыш просто не готов к твердой пище. Нужно над этим планомерно работать, продолжать попытки, пробовать давать кусочки поменьше. |
Не сразу глотает или смакует пищу | Если ребенок долго держит за щекой кусочек, то, скорее всего, он не голоден или увлечен игрой: процесс питания заканчивается тем, что он просто берет пищу в рот. |
— А напоследок, наверное, один из самых популярных родительских вопросов — мультики во время еды. Каковы за и против?
— Ребенок отвлечется от еды на мультики, что негативно скажется на всем процессе питания. Цель приема пищи — в том, чтобы ребенок поел и понял, что насытился. «Если ты голоден, давай поедим, хочешь мультики — посмотри их потом», — такими должны быть правила. Эти действия нужно разграничивать, потому что просмотр мультиков сопровождается другими мыслительными и двигательными процессами.
Основные рекомендации:
- Не торопиться, стимулировать жевательные процессы и не забывать про физиологию: насколько готовы организм, ротовой аппарат, коммуникативные системы ребенка.
- Внимательнее относиться к малышу, не переключаться на свои проблемы. Задача родителей — чтобы ребенок был накормлен, сыт и развивался правильно. Для этого важно выстраивать питание с учетом потребностей ребенка и процессов, происходящих в организме.
Методы обучения ребенка навыкам жевания разные, но в этом вопросе важны два аспекта: физиологический и психологический. Твердая пища вводится примерно с шести месяцев, и до года ребенка нужно научить пережевывать твердые кусочки. При этом процесс зависит и от получаемого прикорма, и от домашней обстановки. Родителям важно запастись терпением в процессе обучения и постепенно переходить от протертого питания к регулярному кормлению малыша твердой пищей с кусочками. Только тогда он научится жевать и начнет получать удовольствие от новой еды и своих новых способностей.
Нутрициолог
Анастасия Ивановна Шалунова
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Источник
Страницы: [1] 2 3 Все Вниз Автор Тема: Как ребенка научить глотать (Прочитано 42984 раз)0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему. Здравствуйте нам 1,2 у нас ДЦП надеюсь, что ЭПИ удалось купировать. Малыш не глотает с ложки. Привык есть с соски, а каши с ложек глотать не хочет. Делаем логопедические массажи лица и подбородка но это не помогает. Есть какие-то другие способы? Может вообще прекратить кормить с бутылки? Спасибо. пипетка и по капелькам — постепенно увличивая.. дальше — чайная ложка потом глотательный рефлекс и тонусмышц внутрених и внешн во рту взаимосвязаны — начните лёгкий артикуляционный массаж (я правда не знаю — можно ли при ЭПИ?) зубной маленькой щеточкой ежедневно пунктирными нажатиями по языку и вокруг рта стимулируем мышцы… Записан Спасибо большое за ответ. Массаж делали пальцем, теперь начнем щеточкой. Все таки, хочется уточнить один момент- он хорошо пьет с бутылки. Причем , даже если на бутылку надет поильник , а не соска. Накидываю ему пару ложек каши затем даю бутылку и только так, сося молоко он глотает кашу. С уважением, Андрей Здравствуйте!!!вопрос,если вы даете поильник,он из него пьет или сосет??? нашла советы для вас!!!может пригодится!! Сначала расскажу вам немножко о рвотном рефлексе. Он у нас тоже был повышенным, но убирается он именно посредством вызывания. Конечно же, делается это желательно на пустой желудок и желательно несколько подходов в день. Моете тщательно руки и надавливаете пальцем на основание языка 3-5 раз подряд, затем небольшой перерыв и опять тоже самое. Всего раз 5. Сначала я делала по 2 раза, затем довела до 5. Главное не спешить в этом деле. Такие же надавливания необходимы на мягкое нёбо (оно находится над маленьким язычком). Конечно, сначала вы таким образом будете вызывать в основном только рвотный рефлекс, но со временем он будет уменьшаться. Кроме того, эти надавливания стимулируют и глотательный рефлекс. Если есть возможность, хорошо бы найти логопеда, который знает пассивный массаж и гимнастику и занимается ими с детками в доречевой период. Но даже, если не найдете сразу, не отчаивайтесь. Мы нашли логопеда, когда Тошке уже был почти год и занимались с ним для развития речевой сферы, а также для укрепления глотательных и жевательных мыщц. Глотать же научили его, когда ему было 2 месяца. Есть еще хорошее упражнение, которое вы можете делать самостоятельно: берете за подбородок и как бы делаете жевательные движения вверх-вниз. Я такое делаю в любое свободное время по несколько раз. В день получается довольно много. Но у нас еще и слабые щёчные мышцы, ротик почти всегда открыт, а этим упражением мы его укрепляем. Еще очень хорошо купить детскую зубную силиконовую щеточку и водить ею под носиком над верхней губой, под нижней губой, круговые движения по щечкам, над бровками от центра лба. Затем можно заменить на что-то другое (шелковую ленточку, льняное что-то) главное, чтобы были различные тактильные ощущения. Тоже самое очень хорошо делать с ручками и ножками (ладошками и стопами) поскольку пальчиковые игры стимулирую речевые функции, а значит и функции жевания/глотания/сосания. Можно делать пассивные пальчиковые игры простые. Я беру каждый пальчик на руке и соединяю с большим при этом рассказываю каке-то прибаутки, либо просто здороваемся с пальчиками. Очень хорошо растирать просто пальчики своими руками от основания к кончикам. Затем, когда, рвотный рефлекс немного угаснет, очень хорошо намотать на палец кусочек бинтика и проводить по язычку и по щечкам горизонтальные, вертикальные и волнообразные движения. Теперь расскажу как учили глотать. Вкладывали соску в ротик, нажимали на соску так, чтобы из нее лилось молочко, вытаскивали соску и начинали массировать шею, чтобы он проглотил. Таким образом животным дают лекарства и гладят по шее, чтобы они их проглотили. Попробуйте сначала на себе, помассируйте с дух сторон шею двумя пальцами и вверху шеи, я уверена, вы поймете глее и что нужно делать, чтобы вызвать глотательный рефлекс. Сначала около двух недель мы кормили Тошку сначала таким образом. Он выпивал за час около 20 гр. Молока или смеси, а потом я докармливала его через зонд. Затем, папа волевым решением вытащил зонд и мы стали кормиться только из соски.. Очень важно настроиться на позитивный результат изначально. Записан ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!! Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба. Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну. Причины инфантильного глотания: Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено: — длительным сосанием соски, — поздним включением в рацион твердой пищи, — поздним прорезыванием временных зубов, — короткой уздечкой языка, — ротовым дыханием. К неправильному типу глотания также может привести: — Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки. -Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания. -Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд. — Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен). Лечение: При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать. Записан ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!! Упражнения для нормализации функции глотания. Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно. 1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем — морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки…. 2. Оближем губки. Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому 3. Качели. Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок. 4. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. 5. Чистим верхние зубы. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево. 6. Посчитай верхние зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. 7. Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз. 8. Мёд или хлебный шарик. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад. 9. Поэтапное полоскание. Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём. 10. Зеваем, жуём, глотаем. Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом. 11. Футбол. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики. 12. Карандаш. Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша. 13. Учимся глотать. а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз. б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин. в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены. Уважаемые родители помните, что от регулярного выполнения Вашим ребенком предложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения. Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник). Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания. Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Записан ты всегда рядом,я знаю!!!спасибо тебе!!! здравствуйте. Спасибо за ответ. -Здравствуйте!!!вопрос, если вы даете поильник, он из него пьет или сосет???- -Сосет. Глотать не может совсем. Упражнения описанные ниже пока еще не для нас. Да и я честно не понимаю- для кого они- если ребятенок научится по команде водить языком или делать другие осознанные движения, то глотать я думаю он научиться должен и так. Хотя конечно не мне не профессионалу делать выводы. Что касается причин Сохранение инфантильного типа — то вроде не одно из них нам не подходит. Ну соска конечно есть до сих пор- хотя твердую пищу стали включать по расписанию, да и все стараемся делать по расписанию как для не больных деток. На вооружение возьму 2 ваших упражнения- Надавливания на основания языка и массирования шеи. Еще раз Спасибо большое. Удачных весенних праздников. Добрый день! Девочки может кто знает логопеда который занимается детками с проблемами глотательного и сосательного рефлексов, нам год и месяц мы не умеем не глотать не сосать толком, сосать стараемся но у нас ротик постоянно открыт, делаем упражнение щеточкой но пока нет результатов, пытаюсь кормить пипеткой но жидкость накапливается где-то в горле смешивается со слюнили и приходится отсасываться начинает поперхиватся. Может мы что то не так делаем. Если кто знает есть ли такие специалисты в Москве напишите буду очень благодарна. Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk Записан Всем привет! А у нас такая ситуация. Глотать умеет только густую пищу. Стоит кормить чуть пожиже, просто беда, всё течёт назад. Поэтому кушаем всё густое. Йогурт сейчас учимся есть, сначала долго его держит во рту, только потом проглотит. Пьёт только из бутылки. А нам уже 3г.4м.! Может слабые мышцы рта? Проблема с пониманием речи, поэтому и упражнениям его не научишь. Дайте совет!!! Может заодно и слюни научиться глотать. А то прям беда. На улице то холодно, а слюни рекой! Девочки, посоветуйте, что можно делать. Записан У нас тоже проблемам с глотанием,после логопедического массажа получше стало,давиться ребёнок стал реже. Записан НЕВОЗМОЖНОЕ-ВОЗМОЖНО))) Девочки, подскажите у кого детки вообще не глатают, есть может у кого врачь логопед дефектолог кто возмется за ребенком с нарушениям глотания и сосанию у которого эпи. Спасибо Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk Записан В москве Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk Записан центр солнце мое. Здесь есть ветка. Там есть доктора именно по глотанию Ничего себе. Так эту тему я открывал сто лет назад. Жили еще в другом городе и с другими надеждами. Мда…. За 4 года глотать так толком и не научились :((((( gutanu2011, Оглядываясь назад могу сделать предположение. Раньше он у нас с соской был. Отобрали в 4,5. Когда пил из бутылки то глотать получалось. А с ложечки не хочет. Значит само глотание работает. Не работают мышцы рта и не толкает языком. Следовательно нужны логопедические масажи внутри рта. Эти рефлексы нужно отрабатывать. Но это у нас. Страницы: [1] 2 3 Все Вверх |
Источник