Как говорить с ребенком в 3 месяца

Развитие речи ребенка в 3 месяца

Особенности развития в 3 месяца

Как и в 2 месяца, огромную роль играет правильная организация жизни малыша, общение, состояние душевного и физического комфорта. Его душевный комфорт рождается в эмоциональном взаимодействии со взрослым, который как бы «растворяется» в ребенке. Палитра материнского чувства улавливается ребенком в прикосновениях, взглядах, улыбке, интонациях голоса и т.п., и это создает удивительное состояние душевной радости малыша.

Интерес ребенка к окружающему миру, ранее базирующийся на безусловном ориентировочном рефлексе («реакция на новизну»), приобретает признаки направленного ориентировочного поведения. Это уже не отдельные зрительные, слуховые, тактильные и другие реакции на новизну, а ориентировочно-исследовательская активность, устремленная на сбор информации об окружающем.

Что же этому поспособствовало? Во-первых, значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет плавно прослеживать взором за движущейся игрушкой, а главное, способен не только сосредоточить взгляд на неподвижном объекте (чего раньше не было!), но некоторое время всматриваться в него. Это значит, у малыша интенсивно развивается предметность восприятия: он начинает воспринимать предмет (игрушку) как комплекс свойств. Чем большим количеством анализаторов (органов чувств) удается воспринять объект, тем более полную информацию получает ребенок о предмете наблюдения. На основе ориентировочно-исследовательской активности у малыша формируется безудержное любопытство к окружающему миру.

Теперь, лежа на животе, он сам пытается дольше удерживать голову, чтобы вглядеться в игрушку (предмет), стоящую перед ним. В 3 месяца ребенок удерживает голову уже свободно, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это «классическая поза» трехмесячного младенца: приподняв себя, он с любопытством вглядывается в окружающее его пространство.

Наибольший интерес ребенок проявляет к человеку, находящемуся рядом, и призывает его гуканием, в котором все чаще слышатся членораздельные гласные звуки «а», «у», «и» и др.

Лежа на спине, малыш делает попытки схватить игрушку, если ее подвести на шнуре к его ручке. Правда, ему это не очень удается, но хватательный рефлекс начинает менять свою суть: появляется «стремление» дотянуться до предмета.

Все новации в поведении малыша позволяют ему проявлять себя на третьем месяце жизни исключительно ярко. Он явно «напрашивается» на контакт со взрослым. И это не случайно. У ребенка проявляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ему. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в два месяца. Теперь он словно «отвечает» вам: улыбается и вокализирует – вытягивает губки: «Гу-у-у! Гу-гу-гу!». Он замирает, а затем оживляется – выпрямляет ручки и ножки, всем своим видом подчеркивая, что стремится вам «навстречу». Эта совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений называется «комплексом оживления».

Характер реагирования показывает, что социальная линия в этот период становится главной, аккумулируя достижения малыша и подготавливая основу для дальнейшего продвижения вперед в его развитии.

Появление «комплекса оживления» у ребенка имеет также стратегическое значение для всех сфер: познавательной, социальной, сенсорной, речевой, моторной. Подчеркнем, что он является важнейшей новацией первого триместра, имеющей прямое отношение к развитию дальнейших речевых навыков крохи.

Какие общие задачи стоят перед родителями на третьем месяце жизни ребенка?

  1. Соблюдать распорядок жизни малыша, рекомендованный педиатром, обеспечивающий его физическое и психологическое благополучие.
  2. Знать, что у ребенка к концу 3 месяца возникает «комплекс оживления», способствовать его появлению (чаще общаться, разговаривать, практиковать взаимодействие «глаза в глаза», ласкать, и т.п.).
  3. Обогащать социальное развитие ребенка, учитывая, что оно на данном этапе играет важную роль в появлении «комплекса оживления».

Особо следует остановиться на речевом компоненте «комплекса оживления». Наклоняясь над малышом, взрослый старается вызвать эту эмоциональную реакцию, прислушаться к звукам, издаваемым ребенком, дать ему возможность проявить себя.

Речевые задачи в этот период:

  • Активизировать «речевой» контакт с ребенком всеми доступными средствами.
  • Широко использовать фольклорные произведения для маленьких – пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и общение с ребенком.
  • Взрослый должен поддерживать речевую активность малыша, стараясь при общении с ним употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например, «а-а-а-а», «о-о-о», «у-у-у-у». Необходимо использовать речевые образцы, близкие к звукам, издаваемым ребенком.

Как разговаривать с ребенком в 3 месяца

Он вслушивается в произносимые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при проговаривании гласных звуков «а», «о», «у». Вначале это получается случайно, потом навык закрепляется, и звуки становятся более четкими, похожими на звуки, произносимые мамой или другим близким человеком, занимающимся с ребенком.

Читайте также:  Узи для ребенка 3 месяца

Многие мамы затрудняются в выборе «тем» для разговоров, не умеют эмоционально общаться, проявлять свою любовь и ласку. Ученые утверждают, что современный ритм жизни, технократическое развитие общества и другие факторы привели к тому, что молодые мамы во многом утратили ту эмоциональность в воспитании детей, которой обладали наши бабушки и прабабушки. Их мастерство закрепилось в поэтическом фольклоре для маленьких. Всевозможные припевки, песенки, колыбельные исполнены огромной любовью, теплом и лаской.

Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают маму и малыша к эмоциональным и речевым контактам. Незатейливые тексты могут сочинять и сами родители, проникаясь любовью и нежностью к крохе.

Примеры игр и заданий

Наденька

Наденька-Надя, (Мама наклоняется над ребенком, улыбается, влево-вправо медленно покачивает головой; взгляд «глаза в глаза».)

Плакать не на-а-до, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

«А-гу-у-у!» – песенку спой, (Повторяет несколько раз, добиваясь голосовых реакций ребенка.)

Поиграй со мно-о-й: (Делает легкие поглаживания ручек.)

Потягу-у-ушечки,

Порасту-у-у-шечки! (Улыбаясь крохе, ладонью одной или обеих рук проводит круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки. Если ребенку приятно, повторяет это действие несколько раз.)

Закончив общение с ребенком, взрослый может поднять его вертикально, чуть-чуть прижимая к своему плечу, таким образом создавая ему опору, надежно придерживая одной рукой, ласково поглаживать спинку. Мама повторяет всю потешку в такт движениям поглаживания.

Примечание

Можно заменить первую строчку потешки на «Милое чадо-о-о», чтобы потешка стала «универсальной» для каждого ребенка.

Развитие речи: месяц 3

Милочка

«Милочка, Мила», – (Взаимодействие с малышом аналогично приведенному выше.)

Птичка просила,

Чтобы Милочка проснулась, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

Маме, папе улыбнулась!

Голосок свой подавала: (Повторяет несколько раз, пытаясь вызвать ответную голосовую реакцию.)

«Га-а! Гу-у! Гы-ы!» –

Ворковала:

«Га-а! Гу-у! Гы-ы!»

Закончив общение с ребенком, мама берет его на руки. Удерживая на вытянутых, полусогнутых руках, начинает нежно покачивать, т.е. чуть-чуть приподнимая и опуская, перемещая влево-вправо. При этом пестушку можно спеть малышу в такт движениям. Такое пестование полезно для развития вестибулярного аппарата.

Примечание

Можно заменить первую строчку потешки на «Чадушко мило-о-о!», чтобы потешка стала «универсальной».

Васенька

Вася-Вася, Василечек, (Взаимодействие с ребенком аналогично приведенному выше.)

Василечек полевой!

Вася-Вася, Василечек, (Мама поглаживает ручки, ножки, животик ребенка.)

Васенька сыночек мой! (2 раза)

Ля-ля! Ля-ля ! Ля! Ля! (Играет ручками ребенка: чуть сводит и разводит полусогнутые руки на уровне его груди.)

Ой, Вася, Василечек,

Васенька сыночек мой!

Вася-Вася, Василечек, (Повторяет обращение к ребенку, смотря ему в глаза.)

Василечек, синий цвет!

Вася-Вася, Василечек, (Старается вызвать голосовую реакцию.)

Погугукай нам в ответ: (2 раза)

Гу-гу! Гу-гу! Гу-гу-гу!

Ой, Вася, Василечек, (При повторении мама поднимает малыша вертикально, держа под мышки, лицом к себе, ставит его на пеленальный стол. От прикосновения к плотной поверхности стола ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Как только вы почувствуете, что упор ног произошел, тут же поднимите малыша («потанцовывание»).

Погугукай нам в ответ.

Выполните «потанцовывание» под потешку 4–6 раз. Можно использовать народные мелодии, например, «Коло-коло- колокольчик».

Примечание

Можно заменить первые строчки, вставив любое имя мальчика, например:

Саша-Сашенька, цветочек!
Саша-Сашенька, родной!
Саша-Сашенька, цветочек!
Сашенька – сыночек мой!

Мама должна научиться эмоционально взаимодействовать с малышом на уровне возрастных возможностей во все отрезки его бодрствования. При этом ласка, любовь, нежность должны быть в каждом ее слове, жесте, движении. Обращение к малышу по имени делает общение с ним адресным и личностным, что необходимо ребенку для осознания себя в последующем как личности.

Появление к 3 месяцам у малыша «комплекса оживления» делает возможным проведение игр-занятий, направленных только на развитие речи. Во время таких игр мама демонстрирует крохе артикуляцию речевых звуков. Также ребенку по-прежнему необходимы игры-занятия для развития сенсорной сферы (зрение, слух, осязание) и мелкой моторики рук, которые имеют отношение к развитию речевых навыков.

Примерные игры-занятия «Гуси-гуси»

Задачи

Способствовать возникновению «комплекса оживления»: активизировать голосовые реакции ребенка, побуждать к повторению звуков «г-г-га», «гы», «гу» и звукосочетаний «кха», «к-ки», «г-ко», возникающих в гукании на выдохе. Продемонстрировать крохе артикуляцию членораздельных звуков речи – «а-а», «у-у», «о-о».

Материал

Фольклорный текст.

Содержание игры-занятия

Взрослый наклоняется над малышом, улыбается, обращается к нему по имени: старается вызвать «комплекс оживления».

Речитативом исполняет потешку, выделяя гласные звуки и звукосочетания в гукании малыша:

– Гу-уси, гу-у-си! Гуси-гуси?
– Га-а-а! Га-га-га!
– Ути, у-у-у-ти! Ути-ути?
– Кха-а-а, кха-а-а!
– Ку-ры, ку-у-у-ры! Куры-куры?
– Кхо-о-о, кхо-о-о!
– Не ходите далеко…
– Ко-о-о, ко-о-о.

Читайте также:  Высокий ребенок в 3 месяца

Каждое двустишие нужно читать отдельно, между ними делаются паузы, дающие возможность ребенку вслушаться в текст и отреагировать на него. Взрослый утрированно артикулирует гласные звуки, произнося их в несколько замедленном темпе. Фольклорный текст следует повторить два раза. Игра-занятие длится 2–3 минуты.

Развитие речи

«Веселая погремушка»

Задачи

Продолжать развивать слуховое восприятие ребенка, акцентируя внимание на источнике звука. Развивать способность зрительно сосредотачиваться на предмете (из положения лежа на животе).

Материал

Яркая погремушка. С целью усиления зрительного воздействия можно на ее ручку завязать красивый бант или укрепить волан.

Содержание игры-занятия

Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30–40 см от игрушки. Встряхивая ее, побуждает малыша прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как кроха поднимет головку, рассматривая игрушку, надо перевернуть его на спину и дать отдохнуть. Далее лежащему на спине ребенку мама продемонстрирует погремушку с расстояния 50–70 см, меняя ее местоположение влево и вправо, затем звенит ею в поле зрения малыша.

Необходимо дать ребенку возможность рассмотреть звучащий предмет, попытаться вложить погремушку в ладошку малыша, придерживая ее своей рукой. На последующих занятиях повторить упражнение дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы вначале 20, потом 30–40 и более секунд. Показ игрушки нужно сопровождать короткими фразами: «Динь-динь», «Да-а!» При последующих занятиях рекомендуется менять звучащие игрушки.

«Умные шарики»

Задачи

Обогащать тактильную чувствительность ладоней малыша, формировать навык захватывания предмета рукой.

Материал

Твердые, мягкие, пружинящие, поролоновые шарики, обернутые разным материалом (диаметр 2–2,5 см).

Примечание

Шарики можно сделать самостоятельно. С этой целью используются лоскутки тканей, кусочки меха, тонкой кожи и т.п. Самодельные шарики, как и любые мелкие игрушки, даются ребенку только под контролем взрослого и в его присутствии.

Содержание игры-занятия

Взрослый демонстрирует ребенку, лежащему на спине, например, белый пушистый шарик, закрепленный на шнурочке. Он опускает шарик и прикасается к ручке малыша. Ведет предмет по тыльной стороне ладони сначала одной, потом другой руки. Свои действия мама сопровождает словами: «Ша-а-а-рик! Во-о-т как-о-о-й шари-и-и-к!».

Затем шарики меняются, меняются и ощущения ребенка от прикосновений различными материалами. Далее мама кладет шарик на середину правой ладони малыша, затем – левой. Сначала взрослый придерживает шарик, побуждая кроху к более сильному рефлекторному схватыванию и удержанию предмета (в 2 месяца 2–3 секунды, в 3 месяца – до 10 секунд). Действия с шариками можно повторять 3–5 раз для каждой руки.

Игра-занятие сопровождается обращениями к ребенку, разговором, эмоциональными возгласами, ярким речевым интонированием и т.п.

В заключение следует отметить, что к занятиям, направленным на речевое развитие младенца третьего месяца, помимо тех, что были рекомендованы для двухмесячного возраста, следует добавить следующие:

  • содействие возникновению у ребенка «комплекса оживления»;
  • развитие на основе «комплекса оживления» речевых возможностей ребенка посредством правильного эмоционального общения и игр-занятий.

Источник

Блог

малыш 3 месяца общениеДети до 3-х месяцев умеют общаться!

Первые месяцы развития ребенка — это захватывающее время для родителей, так как малыши этого возраста достигают значительного прогресса в общении. Только представьте себе, что вы принесли домой домой несмышленыша, и уже через несколько недель сможете наслаждаться сразу двумя способами  “беседы” – обменом улыбками и “охи-ахи-у-гу-гу”. Вы увидите, как ярко проявляется личность вашего ребенка, как ваш малыш становится более активным и самым требовательным членом семьи.

В этой статье мы расскажем обо всем, что касается общения с детьми в возрасте от 1 до 3 месяцев. Научим Вас понимать новорожденных и разговаривать с ними на “детском” языке. Также вы узнаете как развить навыки общения у грудничка.

Общение с грудничками

Как было сказано выше, общение с ребенком начинается с первого дня жизни. На первых этапах, пока младенец не может выражать свои эмоции и говорить, плач является для него основным средством общения в течение многих месяцев. Так дети дают родителям знать о том, что им что-то нужно, что у них что-то болит. Также дети могут плакать, когда устают, напуганы или им что-то мешает, например резкий звук. Иногда дети могут плакать без видимой причины. Пока ваш ребенок еще не слишком расстроен, попробуйте утешить его, такой подход не даст расшататься нервной системе.

Очень быстро ребенок будет реагировать на звук вашего голоса, тихо улыбаясь или, наоборот, азартно шевеля ручками и ножками. Дети этого возраста сначала улыбаются только родителям, но уже через некоторое время они начнут реагировать и на менее знакомых людей.

Новорожденные очень быстро раскрывают свои способности к общению, начиная агукать. Некоторые дети начинают произносить гласные звуки (например, “А-а” или “ох-ох”) около 2-х месяцев отроду. Учитесь понимать своего ребенка — он будет “говорить” с вами разными звуками, будет улыбаться, хмуриться или плакать. Все эти действия будут направлены лишь в одну цель — получить ваш ответ. А некоторые детки настолько восприимчивы, что могут копировать выражение лица собеседника.

Читайте также:  Какое пюре дают ребенку в 3 месяца

Что нужно делать, при общении с ребенком 1 — 2 — 3 месяца, чтобы он развивался

Любой ребенок любит слушать голос своей мамочки, поэтому нужно постоянно  говорить, петь и ворковать с ним как можно чаще все первые несколько месяцев. Отвечайте с энтузиазмом на все звуки и улыбки. Рассказывайте о том, что вы делаете, что вы приносите и чего касаетесь.

Дайте возможность вашему ребенку общаться, и помогайте ему. Если вы слышите как он произносит звук, повторите и ждите новой реакции. Сами того не подозревая, разговаривая, вы учите малыша менять тон, усиливая или снижая его с определенной целью. Отвечая, вы дает понять крохе, что вы его слышите, и он для вас важен. Не прерывайте разговор и не отводите взгляд, когда младенец “говорит” – покажите, что вам это интересно.

Дети этого возраста лучше всего реагируют на женский голос, так как он генетически связан с комфортом и пищей. Однако здесь не все так просто, понимая, что на самом деле здесь присутствует и разумный фактор, вы закладываете почву для первых слов.

Иногда младенцы не в настроении говорить или напевать, ведь они также устают, нуждаются в покое и не длительном одиночестве. Определить это состояние можно по поведению — ребеночек отворачивается, закрывает глаза, или становится суетливым либо раздражительным. В таких случаях помолчите и просто обнимите его, взяв на руки.

Если новорожденный ребенок капризничает

Кстати крик ребенка — это тоже не всегда плохо, доказано, что тужась он помогает выйти лишним газам, развивает легкие. А еще крик — это способ отдать лишнюю энергию.

Для младенцев характерно выделять определенный период “для крика”, обычно это происходит в  одно и то же время каждый день, как правило, между началом вечера и полуночью. Хотя все дети плачут, и проявляют некоторые суетливость, нужно обратиться к невропатологу, если ребенок беспочвенно кричит  более 3 часов в сутки (в сумме), больше, чем 3 дня в неделю. Все, что менее этого порога — нормально, так как малыша могут беспокоить колики. Прекращается такое состояние примерно  в 3 или 4-месячном возрасте. Также вы можете помочь ребенку справиться с болями в животе.

При начавшемся крике попробуйте успокоить вашего малыша. Некоторые младенцы успокаиваются  при раскачивании или ходьбе взад и вперед по комнате, в то время как другие хорошо реагируют на такие звуки, как легкая музыка, колокольчик или гул пылесоса. Выясните, что больше всего нравится вашей крохе, и применяйте метод во время периодов плача.

Какие игрушки потребуются для развития малыша

В таком возрасте вовсе не требуется заваливать свое чадо дорогостоящими подарками и игрушками — они ему ни к чему. Достаточно приобрести несколько ярких предметов, обладающих следующими функциями.

  • игрушки для малышейигрушки для малышей

    Яркий и безопасный браслетик для грудничков на липучке. Игрушка звенит, шуршит, приятная на ощупь и очень яркая. С таким браслетом малыш будет рассматривать ручки, развивая зрение, слух, а со временем и тактильные навыки. Цена вопроса 210 руб, включая доставку.

  • Музыкальный массажер – прорезыватель для зубов “Слоненок”. Он негромко “поет”, его можно “погрызть”, потрогать за ушки — они шуршат. Яркая и веселая игрушка может подвешиваться. Стоит слоненок вместе с доставкой — 320 руб.
  • Цветные марионетки на пальцы “Веселый зоопарк”. Цена за 10 штук — 390 руб.

Познакомиться с лучшими развивающими игрушками для грудничков вы можете в разделе “Развивающие игрушки для малышей до 6 месяцев“.

Когда нужно показать новорожденного доктору

Поговорите с врачом, если ваш ребенок кричит в течение необычно длительного времени или если его крики кажутся вам странными. Скорее всего врач не обнаружит ничего плохого, но уверенность в том, что ваш любимчик здоров, поможет расслабиться и сохранять спокойствие, если он расстроен.

С момента рождения до 3-х месяцев, дети, как правило, достигают следующих успехов:

  • обращают внимание на лица и окружающие предметы;
  • улыбаются при звуке голосов родителей;
  • улыбаются посторонним людям, если они обращаются с малышом ласково и им нравится голос и запах человека;
  • воркуют и издают звуки, когда с ними разговаривают;
  • подражают некоторым звукам и мимике.

Изучая и сравнивая способности своего ребенка, имейте в виду, что все младенцы развиваются по разному, также это касается и физических параметров. Легкие несоответствия стандартам не должны вызывать причины для беспокойства, но поговорить с врачом, если у вас есть какие-либо вопросы по поводу языковых навыков вашего ребенка или слуха, нужно обязательно.

Поделиться ссылкой:

Источник