Как должны быть ножки у ребенка 4 месяца

Нормальное развитие детских ног

Авторы: Шлыков Кирилл

Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.

Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2-3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1-2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.

Дальше с 2 до 7-8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.

К моменту вставания (8-9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30-40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.

В 9-14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.

К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3-3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3-4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.

К 2-2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).

В 3-4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20-25 градусов).

К возрасту 4-6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.

В возрасте 7-8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.

К 9-10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.

Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.

(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)

опубликовано 23/10/2018 16:16

обновлено 29/10/2018

— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие

Источник

Оценка двигательного развития ребенка до 1 года

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Читайте также:  Ребенок в 4 месяца сколько набирать вес

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

Контакт «рука — рука — рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину — с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

Контакт «рука — стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата — ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому — указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Развитие ребенка в 4 месяца

В 4 месяца ребенок начинает приобретать определенные навыки. По ним можно понять на какой стадии развития он находится.

Что же должен уметь малыш в 4 месяца:

  • держать головку в течение 15-25 секунд;
  • с положения на животике перевернуться на спину или хотя бы на бок;
  • хватать и удерживать в ручке игрушку или какой-либо предмет в течение 20 секунд;
  • разжимать пальчики рук;
  • тянуться к висячим игрушкам;
  • оживление при кормлении — желание держать бутылочку или грудь;
  • при взятии малыша на руки и опускании на ножки должно быть отталкивание пальчиками ножек;

Физические параметры ребенка в 4 месяца.

Необходимо указать, что физические параметры мальчиков и девочек в одном и том же возрасте отличаются. Так, рост мальчиков должен быть в пределах от 61,8 до 66 см. Рост девочек от 59,9 до 64,3 см. Вес мальчика от 6,3 до 7,8 кг. Вес девочек от 5,7 до 7,3 кг. Незначительные отклонения от этих норм не является отставанием в развитии.

Читайте также:  Стул ребенка в 4 месяца комаровский

Рефлексы в 4 месяца.

Развитие ребенка в 4 месяца не останавливается ни на секунду. Каждый день малыш учится чему-то новому. Старые рефлексы сменяются новыми. Это нормальное состояние.

  • Рефлекс Бауэра — малыш пытался ползти вперед, когда чувствовал, что ножки обо что-то упираются. К 4 месяцам рефлекс либо совсем исчезает, либо ребенок старается самостоятельно ползти.
  • Рефлекс Моро — когда при внезапном резком хлопке или звуке малыш скидывал ручки и разжимал кулачки, а затем возвращаться в исходное положение. К 4 месяцам рефлекс почти не сохраняется.
  • Рефлекс Робинсона или хватательный — малыш старается дотянуться до близлежащих предметов и ухватиться за них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 4 месяца.

Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Если пристально наблюдать за ребенком, можно даже заметить проявление его характера. В 4 месяца у ребенка начинают появляться первые эмоции. Ему может быть интересно, весело, смешно, или же наоборот скучно, грустно, обидно.

Ребенок проявляет активность в течение дня. Машет ручками и ножками, радостно смотрит на маму и смеется. Реагирует на голос мамы, на новые игрушки. Начинает узнавать родных и близких людей, которых он видит чаще всех остальных. Можно проверить, узнает ли малыш, к примеру, папу. Надеть капюшон или очки, а затем снять. Когда перед малышом предстанет привычный для него образ, на его лице сразу появляется улыбка и радость.

Ребенок начинает осознавать, когда его зовут по имени. Поэтому рекомендуется чаще звать его по имени. Ребенок может вести «разговоры», как-бы отвечая. Рекомендуется чаще общаться с малышом, как-бы ожидая от него ответа. Ежедневные повторяющиеся действия малыш начинает запоминать. Это идет ему на пользу. Ему интересно все вокруг, в том числе и его собственные ручки и ножки. Малыш может долго рассматривать пальчики, или дотягиваться пальчиками ножек до ротика, пробуя их на вкус. У малыша развивается наблюдательность. Он прислушивается к любым звукам и старается понять, откуда они исходят. Необходимо погремушкой звенеть перед ним, затем медленно перемещать ее то влево, то вправо, вверх, вниз, и смотреть следит ли за ней малыш.

Зрение.

Казалось, ребенок видит сразу, как родился. Но это не так. К 4 месяцам у ребенка появляется интерес к ярким и красочным предметам. Для стимуляции зрения необходимо вблизи его нахождения развешивать картинки с изображением ярких и сочных предметов. Для начала лучше использовать теплые тона — красный, желтый. Их малыш лучше воспринимает.

Слух.

В 4 месяца слух ребенка становиться более развитым, и ребенок начинает различать голос мамы и папы. Услышав знакомый голос, малыш будет искать взглядом, откуда издается звук. Необходимо включать малышу ритмичную музыку, так как музыка в этом возрасте благотворно влияет на его развитие. Часто повторяемые слова малыш начинает запоминать и даже где-то пытается их по-своему отобразить. Необходимо как можно больше общаться с ребенком и рассказывать ему даже самые простые вещи. Рекомендуется читать много книжек ребенку, и лучше для его восприятия будет чтение с интонацией и чтение с различными тембрами голоса.

Сон.

К 4 месяцам количество часов, отводящихся на сон ребенку, уменьшаются. В среднем ребенок спит 12-15 часов. 10 часов приходятся на ночной сон. Он может быть непрерывный или же с прерыванием 1-2 раза на ночное кормление. Остальные часы должны быть распределены на дневной сон. В этом возрасте необходимо ребенка начинать приучать к режиму сна. Это облегчит его засыпание в одно и то же время. Некоторые дети к 4 месяцам могут ночью и не просыпаться. Этого пугаться не нужно и будить ребенка также не стоит. Укладывать ребенка необходимо к 21.00-22.00 часам. Это самое лучшее время для засыпания и восстановления детского организма.

Кормление.

Кормление ребенка может быть грудным, искусственным или смешанным. Грудное вскармливание означает, что ребенок питается исключительно грудным материнским молоком. Искусственное питание состоит только из молочных адаптированных смесей. Смешанное питание включает в себя и грудное вскармливание и докармливание молочной смесью.

Режим кормления при грудном вскармливании может быть по требованию ребенка, либо по часам. Как правило, ребенок в 4 месяца кушает каждые 1,5-2 часа. Грудное молоко содержит все необходимые малышу витамины, макро- и микроэлементы. Если ребенок набирает вес, кушает хорошо, значит, молоко жирное и имеет все полезные вещества. Молочная смесь используется тогда, когда у мамы мало молока или по каким-то причинам оно не насыщает ребенка.

В 4 месяца можно начинать понемногу давать малышу соки или пюре. Рекомендуется начинать с яблока. Первый раз не рекомендуется давать много пюре. Начинать нужно с 1 чайной ложки и наблюдать, как реагирует организм ребенка на новый продукт. Каждый следующий продукт нужно также вводить по 1 ложке и смотреть на реакцию ребенка.

Как помогать ребенку развиваться?

Необходимо как можно больше продолжать общаться с ребенком посредством восклицаний: «Ой-ой-ой!», «Ай!», «Ох!» Малыш должен слышать разговоры разных людей, радио, звук пылесоса и др. Все члены семьи должны быть вовлечены в процесс ухода за ребенком, чтобы так у них сложились близкие отношения.

Читайте также:  Покраснело веко у ребенка 4 месяца

Необходимо показывать малышу, как играть с игрушками, как держать их и хватать, как извлекать из нее звуки. С помощью игрушки учите его поворачиваться со спины на животик и наоборот. Самые любимые игрушки ребенка в 4 месяца — это его пальчики на ручках и ножках. Рекомендуется играть с ручками малыша, поднося их к своему лицу. Можно вложить ручки малыша в свои и хлопать в ладоши. Малыш должен самостоятельно выбирать игрушки, какие он хочет. Необходимо выложить перед ним несколько игрушек и позволить ему выбрать. Особое удовольствие малышу доставляют мыльные пузыри.

Источник

Что делать, если у младенца не симметричны складки на ножках?

Читать 5 минут | Опубликовано: 30 ноября 2020 | 63942

Одним из важных показателей развития ребенка является симметрия складок на ножках, которая может говорить о развитии такого серьезного отклонения, как дисплазия тазобедренного сустава.

Поэтому важно знать, как должны выглядеть ножные складки у младенцев, что делает детский ортопед на приеме и как определить дисплазию у ребенка.

Каким должно быть расположение складок на ножках?

У новорожденных детей и детей первого года жизни в области ягодиц и бедер есть особые кожные складки. В идеале, когда складывают ножки ребенка вместе, паховые и коленные складки должны отражать друг друга (создавать одну горизонтальную линию).

Если складочки на ножках несимметричны, это может быть как врожденной особенностью развития, которая не несет никаких угроз здоровью малыша, так и сигналом о развитии патологии. Поэтому при обнаружении асимметрии складок на ножках необходимо обратиться к врачу, который осмотрит ребенка и проведет необходимую диагностику.

Сколько складок должно быть у ребенка на ножках?

В идеале у ребенка должно быть по две складки на каждом бедре и по одной складочке на каждой ягодице. При этом все складки у новорожденного должны быть симметричными.

Кожные складки у детей нуждаются в специальном ежедневном уходе, который позволит избежать покраснений и опрелостей. Внимания требуют, в том числе, коленные и паховые складки у новорожденного. Необходимо регулярно менять подгузники и купать малыша, а также использовать детские кремы и присыпку.

Как обнаружить асимметрию кожных складок?

Асимметрию складок на ножках можно обнаружить у ребенка с выпрямленными ногами. Складочки на ножках у младенцев должны быть симметричными как спереди, так и сзади. Если при осмотре ребенка в домашних условиях возникло подозрение на асимметрию, необходимо обратиться к детскому врачу-ортопеду, который осмотрит ребенка, определит, действительно ли есть асимметрия, и установит ее причину. Записаться на внеплановый прием к ортопеду нужно также, если у ребенка нет одной складки на ноге, одна ягодица малыша больше другой или складки на ножках у младенца неровные.

Что делать, если отсутствует асимметрия складок на ногах у младенца?

Если асимметрия складок на ногах у ребенка отсутствует, это не повод отказываться от регулярного наблюдения за особенностями развития малыша и профилактических осмотров врачей. Плановые осмотры ребенка ортопедом должны проводиться:

  • в 1 месяц;
  • в 3 месяца;
  • в полгода;
  • в год.

Так, осмотр ортопеда в 1 месяц направлен на определение возможных врожденных или приобретенных ортопедических патологий. При осмотре в 3 месяца у врача есть возможность диагностировать ряд отклонений, которые невозможно определить в 1 месяц (например, мышечной кривошеи). Осмотр ортопеда в 6 месяцев нацелен на проверку моторных навыков ребенка. Во время ортопедической консультации, которая проводится ребенку в возрасте одного года, анализируется способность костно-мышечной системы ребенка справляться с возрастающими нагрузками и оценивается подготовка малыша к ходьбе.

Основные причины асимметрии складок на ногах младенца

Существует несколько причин асимметрии складок на ногах младенца. К основным причинам асимметрии относятся:

  • повышенный тонус мышц;
  • дисплазия тазобедренного сустава.

Кроме того, асимметрия складок на ножках может быть врожденной особенностью малыша. В этом случае асимметрия ничем не угрожает нормальному развитию ребенка.

Лечение дисплазии

Дисплазия тазобедренного сустава — это дефект развития вертлужной впадины, в которую помещается головка бедра. Осложнением дисплазии может стать вывих тазобедренного сустава.

К симптомам дисплазии относятся:

  • асимметрия складок на ногах у младенца;
  • нестабильность тазобедренного сустава;
  • ограниченное отведение пораженного тазобедренного сустава;
  • асимметрия ног у младенца.

Диагноз дисплазия ставит врач-ортопед. На приеме врач осматривает малыша, изучает особенности его развития и, при необходимости, назначает дополнительные исследования (рентген, УЗИ). После диагностики ортопед назначает индивидуальную схему лечения.

Лечение дисплазии, как правило, включает:

  • фиксацию тазобедренных суставов в их физиологическом положении;
  • солевые грелки на тазобедренные суставы;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • специальные упражнения для тазобедренного сустава;
  • лечебный массаж.

Массаж при дисплазии тазобедренного сустава, как правило, проводится 15-20 минут. Причем первые 5-7 минут занимает общий массаж, а остальное время — поглаживания и растирания проблемных участков. Массаж при дисплазии обеспечивает приток крови к тканям, расположенным вокруг сустава, а также помогает вернуть функциональность сустава.

Гимнастику при дисплазии можно делать в домашних условиях. Как правило, врач рекомендует комплекс упражнений, в который входят разведение и сгибание ног, приведение пяток к ягодицам и имитация ползания.

Внимательное наблюдение за развитием малыша с самого момента его рождения крайне важно, поскольку оно помогает вовремя обнаружить различные патологии. А своевременное лечение и выполнение рекомендаций врача-ортопеда позволяет предотвратить развитие серьезных осложнений у ребенка.

Рейтинг статьи:

3.8 из 5 на основе 5 оценок

Детский врач хирург, ортопед-травматолог. Высшая категория. Стаж работы 16 лет.

Задайте свой вопрос хирургу

«ОН Клиник»

Имя*

Почта или номер телефона*

Вопрос*

Источник