Как делать лфк ребенку в 4 месяца
Содержание статьи
ЛФК 4 месячному ребенку: показания и основные правила — Семейная клиника ОПОРА г. Екатеринбург
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо развивался и был здоровым. Поэтому очень важно заниматься с ним лечебной гимнастикой. Малыши в этом возрасте довольно быстро развиваются, и им необходимы новые формы общения.
В 4 месяца они делают движения уже более осознанно, в них появляется точность, поэтому крайне важно регулярно делать гимнастику, которая развивает не только физически, но и психологически.
Длительность проведения гимнастики не ограничена — можно заниматься до тех пор, пока малышу не наскучит. По мере того, как малыш будет справляться с упражнениями, можно постепенно усложнять упражнения в соответствии с планом ЛФК 4 месячному ребенку. Видео всех необходимых процедур упростит понимание процесса.
Лечебная физкультура
Педиатры советуют всем родителям для месячного ребенка и малышей постарше делать массаж и лечебную гимнастику. Это необходимо не только для того, чтобы показать свои любовь и заботу, но и для полноценного развития.
Целями гимнастики являются:
- приведение мышц в тонус;
- развитие мелкой моторики;
- укрепление костей скелета.
Важно, что при занятиях обязательно необходимо общаться с ребенком, комментировать свои движения. Все упражнения, которые применяются, должны соответствовать возрастным особенностям. Также каждый раз перед началом гимнастики нужно делать массаж — это необходимо для того, чтобы разогреть мышцы. Такая мера позволяет малышу максимально расслабиться и настроиться на выполнение более сложных заданий.
Также массажные процедуры понижают уровень гормона стресса, способствуют кровообращению, а еще позволяют настроить доверительные отношения с ребенком.
Неважно, сколько ребёнку — 2, 3, 5 или 6 месяцев. Комплекс лечебных физических упражнений пойдет ему на пользу, если используется в умеренном количестве. Другое дело, если малышу 2 месяца, например. Ясно, что он требует более бережного обращения и избирательного отношения к процедурам.
Регулярные и систематические занятия лечебной физкультурой улучшают двигательные функции младенца. Он начинает активнее развиваться, быстрее выполнять ранее изученные движения. Лечебная физкультура, в первую очередь, направлена на полноценное развитие и формирование ребенка. В этот период родители должны максимально много времени проводить с малышом.
Показания и противопоказания к процедурам
Для полноценных и здоровых детей не существует никаких ограничений на проведение лечебной гимнастики. Однако при наличии у ребенка серьезных болезней занятия должны проводиться только специалистом.
При следующих проблемах со здоровьем специальную лечебную физкультуру должны проводить физиотерапевты:
- пупочная грыжа;
- болезни центрально-нервной системы;
- синдром ДЦП;
- гипотонус;
- проблемы с пищеварением;
- сколиоз.
Также родителям стоит обратить внимание, что при некоторых проблемах лечебная физкультура может быть противопоказана до достижения ребенком одного года. Это:
- систематические простудные заболевания;
- болезнь сердечного клапана;
- высокая температура;
- кожные заболевания;
- любая серьезная патология.
Основные правила проведения гимнастики
Родителям необходимо создать комфортные условия для проведения лечебной физкультуры. Ребенок не должен оказаться в стрессовой ситуации или в дискомфортных условиях, так как эффекта от проведения занятий не будет.
Малыш будет капризничать. Поэтому крайне важно обратить внимание на основные правила проведения лечебной физкультуры:
- Помещение для процедур необходимо заранее подготовить. Оно должно быть проветренным, средняя температура в комнате — выше 20 градусов. Если гимнастика проводится в теплое время года, то окно можно оставить открытым для того, чтобы в помещении не было душно.
- Также нужно позаботиться о безопасности новорожденного. Рядом с местом проведения процедур не должно находиться острых и колющих предметов. Столик обязан быть оборудован так, чтобы во время физкультуры ребенок не получил серьезных травм.
- Педиатры рекомендуют проводить занятия на твердой поверхности, лучше всего для процедуры подходит пеленальный столик. Перед началом необходимо его накрыть пеленкой, чтобы ребенку было тепло.
- Родитель перед началом процедуры должен внимательно отнестись к своим рукам — они должны быть вымыты, продезинфицированы. Также необходимо снять все украшения и коротко подстричь ногти, для того, чтобы не нанести ребенку увечий.
- Занятия следует проводить в первой половине дня. При этом необходимо, чтоб желудок малыша не был полным, поэтому упражнения выполняются через один час после приема пищи или за полчаса до следующего кормления.
- По времени процедура занимает не более 40 минут. На каждый тип упражнения отводится по пять минут. Однако если ребенку в удовольствие выполнять комплекс упражнений, то время можно увеличить.
- На протяжении всего времени занятия мама или папа обязательно должны вести беседу с малышом. Они должны ощущать постоянный контакт с чадом.
- Вначале упражнения должны быть легкими, постепенно можно увеличивать нагрузку и выполнять более сложные комплексы.
Внимание! По завершению гимнастики необходимо обернуть малыша в теплую пеленку и дать отдохнуть около 20-30 минут.
Упражнения в 4 месяца
Перечень включает:
- поглаживание. В начале зарядки обязательно необходимо провести поглаживающие движения по телу. Это нужно для того, чтобы малыш привык к рукам, и возник контакт между родителем и ребенком;
- сгибание и разгибание ножек. Нужно приподнять ножки вытянуть их вперед, а затем плавно прижать к телу;
- бабочка. Руки малыша вытягивают в сторону, после чего надо производить движения, похожие на взмахи крыльями. Упражнение направлено на развитие тазобедренного сустава;
- разминка для рук. Аккуратно берут руки и вытягивают в стороны, после сводят их к центру и как бы обнимают ими ребенка;
- вращение рук. По очереди каждой рукой делают круговые движения. Поднимают кверху, отводят в сторону и опускают к ножкам;
- присаживание. В четыре месяца ребенок уже может самостоятельно держать головку. Поэтому очень важно выполнять данное упражнение, так как оно позволяет правильно научить ребенка садиться. Это важно, потому как к 6 месяцам он должен самостоятельно сидеть. Нужно вставить большой палец в ладошку. То есть мама своими ладонями должна обхватить руку малютки и легкими движениями подтягивать тельце на себя. Данный вид гимнастики позволяет укрепить мышцы живота;
- раскрытие ладошек. Кроху переворачивают на животик, при этом он должен упереться ладошками в поверхность пеленального стола. Задача взрослого — аккуратно выпрямить пальчики, чтобы ребенок опирался на ладонь;
- плавание. Малыша переворачивают на животик. Взрослый должен положить свою руку под животик крохи, а затем постепенно приподнимать над столом. Такой вид упражнения отлично укрепляет мышцы спины.
В комплекс занятий обязательно должны входить упражнения на развитие мелкой моторики, укрепление мышц спины и живота. Самое главное — родителям необходимо научить ребенка владеть своим телом, улучшать координацию, приводить мышцы в тонус. Также необходимо позаботиться о развитии ножек, поэтому в ежедневной гимнастике должны присутствовать упражнения на развитие ног.
Занятия лечебной физкультурой дают малышу полноценное развитие, также во время них малютка учится чувствовать свое тело, управлять движениями. В этот период ребенок с радостью выполняет многие упражнения
Также малыши уже могут опираться на свои ножки при поддержке взрослого. Им нравится подпрыгивать и познавать все, что их окружает. Они активно ползают, переворачиваются с живота на спину.
В заключение
Родителям важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и развивается по своему плану. Не расстраивайтесь, если у чада не получается сразу выполнить правильно упражнение. Ведь один малыш может быстро усвоить тот или иной навык, а для другого требуется значительно больше времени.
Если занятия по лечебной физкультуре проводить регулярно, в одно и то же время, то малыш постепенно привыкнет к новым процедурам. Уже через пару недель он научится их правильному выполнению.
Наверх ↑
Источник
Комплекс упражнений и массажа для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
В этом возрасте ребенок уже уверенно сидит, а его психическое и интеллектуальное развитие способствует началу движения малыша в пространстве — все чаще и проявлять интерес ко всему, что может попасть в поле его зрения. При этом малыш старается дотянуться до предметов, потрогать их. Примерно в середине этого возрастного периода становится актуальным ползание как метод познания мира и развития ребенка. Массажные приемы и гимнастические комплексы способствуют развитию этого столь необходимого умения. Вместе правильно сформировать поясничный изгиб позвоночника, что в будущем сыграет огромную роль в развитии и закреплении гармоничной осанки.
Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине
Массаж рук. В этом возрасте к описанному в комплекс 1 и 2 массажу рук в виде поглаживания и растирания добавляются приемы разминания. Разминания выполняются одной или двумя руками, медленно и неторопливо. Возьмите руку ребенка в свою так, чтобы его пальцы обхватили ваш большой палец, а подушечками пальцев свободной руки выполняйте глубокие спиралевидные движения вдоль предплечья и плеча, по направлению от кисти к туловищу. Сделайте 2-3 тура, захватывая все поверхности рук (внешнюю, внутреннюю, боковые). На внутренней поверхности нажим необходимо уменьшать в связи с повышенной чувствительностью кожных покровов.
Другой прием, активно используемый для разминания на руках и ногах в этом возрасте, — валяние. Для его выполнения, разместите руки на предплечье или плече ребенка, обхватив их ладонями. Проводите смещение кожи и подлежащих тканей в разные стороны без интенсивного нажима, постепенно продвигаясь от кисти к плечу. Необходимо выполнить 3-4 тура (рис. 1).
Разминания способствуют укреплению мышечной ткани, выведению из мышц накопившихся продуктов обмена, стимулируют развитие волокон. По своей эффективности разминания приближаются к пассивной гимнастике.
Обычно проведение массажа рук заканчивают в возрасте 5,5-6 месяцев, так как в это время ребенок достаточно активно работает руками сам, а необходимость регулировать мышечный тонус и укреплять мышцы отпадает связи с большой нагрузкой, приходящейся на мышцы рук.
Скрещивание рук на груди с фиксацией и вытягиванием. Упражнение уже описано во втором комплексе, но в этом возрасте оно выполняется несколько усложненным, так как в него вводится элемент суставной гимнастики — легкое растяжение плечевого сустава. Захватите руки ребенка в свои руки (большой палец вложите в ладошку), разведите в стороны. Слегка встряхнув ручки в разведенном положении, скрестите их на груди малыша и приподнимите его над столом со скрещенными руками. Опустите ребенка на стол, снова разведите руки и слегка вытяните их в направлении от грудной клетки. Сделайте 2-3 повторения в 4 месяца и постепенно доведите количество повторений до 6-8 в семь месяцев (рис. 2).
Попеременное подтягивание за руки. Возьмите ребенка за одну руку, приподнимите его плечевой пояс над столом, затем плавно опустите малыша на стол. Поменяйте руку и проведите упражнение снова. Всего можно сделать 3-5 повторений для каждой руки (рис. 3).
Упражнение укрепляет суставы рук, незначительно растягивает связки, увеличивая объем движений в суставах, укрепляет мышечные волокна.
Потягивание суставов рук вверх и вниз. Это упражнение имеет отношение к суставной гимнастике для плечевого сустава. Возьмите руку ребенка за кисть, два пальца другой руки положите под мышку ребенка и аккуратно потяните малыша за ручку в направлении вдоль туловища вниз, одновременно придерживая его плечевой пояс под мышкой (рис. 4). Физиологическое действие упражнения такое же, как и у предыдущего.
Массаж живота. К массажу живота в этом возрасте добавляются разминания. После поглаживаний и растираний, описанных в комплексах 1 и 2, положите подушечки пальцев на область живота в правом нижнем углу и спиралевидными движениями слегка разминайте переднюю брюшную стенку, продвигаясь по часовой стрелке вокруг пупка. Движение выполняется неторопливо и мягко — так, чтобы не вызывать неудовольствия у малыша. Повторите прием 3-4 раза (рис. 5)
Разминание способствует напряжению и развитию мышц живота, которые впоследствии в комплексе с другими мышечными группами будут работать во время сидения, ходьбы, участвовать в поддержании осанки.
Скручивание грудного и поясничного отделов в стороны с поддержкой за ноги. Зафиксируйте ноги в слегка согнутом положении, придерживая их одной рукой. другой рукой возьмите малыша за кисть или плечо и аккуратно поворачивайте его на бок, не отрывая ног от стола. Повторите упражнение в другую сторону. Всего надо сделать 4-8 повторений.
Упражнение включает в работу практически все мышечные группы туловища, способствует развитию мышц брюшного пресса и спины, мягко растягивает связочный аппарат позвоночника и крупных суставов ног.
Присаживание с поддержкой за одну руку. Упражнение выполняется идентично присаживанию, описанному в комплексе 2, но поддержка ребенка осуществляется за одну руку. Возьмите ребенка за кисть одной руки и приподнимайте его над столом, словами и поддержкой, побуждая его присесть. Проделайте упражнение по 2-3 раза для каждой руки (рис. 6).
Упражнение укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, развивает вестибулярный аппарат, способствует привыканию ребенка к сидячему положению.
Массаж грудной клетки. Массаж грудной полностью описан в комплексе 2. В этом возрасте количество выполняемых движений несколько увеличивают (на 2-3), поэтому массаж занимает несколько больше времени.
Покачивание груди с удержанием таза (скручивание грудного отдела). Зафиксируйте таз ребенка одной рукой, слегка прижав его к столу. Вторую руку подведите под верхнюю часть груди снизу и выполняйте скручивание грудного отдела в стороны, не забывая фиксировать таз. Амплитуда движений должна быть небольшой, поворот осуществляется в направлении к центру.
Упражнение способствует развитию мышц и связок грудного отдела позвоночника, развитию дыхательной мускулатуры и межреберных мышц, активирует дыхательную функцию в целом.
Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, указательный и средний пальцы второй руки положите на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов). К поглаживанию добавляется разминание подушечкой большого пальца в области свода стопы и плюс не-фаланговых суставов (рис. 7).
Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия, подготавливает ребенка к процессу ходьбы.
Одновременное сгибание ног. Обхватите голени ребенка в нижней их части руками и прижимайте ножки малыша к животу, проводя сгибание в коленном и тазобедренном суставах. Сделайте 4-5 повторений (рис. 8). Упражнение развивает суставы и мышцы ног, укрепляет связочный аппарат нижней конечности.
«Велосипед». Известное всем упражнение представляет собой не что иное, как попеременное сгибание ног. Упражнение выполняется подобно предыдущему, с той разницей, что сгибание ног проводится попеременно — когда одна ножка малыша согнута, вторая остается прямой (рис. 9). Имеет такое же физиологическое действие.
Одновременный подъем ног. Обхватите ноги ребенка в области коленных суставов снизу. Поднимайте ноги вместе, проводя сгибание в тазобедренных суставах. Повторите движение 3-5 раз (рис. 10).
Упражнение активно развивает тазобедренные суставы. Его выполнение без консультации с врачом противопоказано при наличии проблем с тазобедренными суставами.
Потягивание ножек вниз. После выполнения предыдущего упражнения выполните незначительное растягивание ножек по направлению вниз, зафиксировав таз ребенка на столе. Этот элемент суставной гимнастики направлен на развитие и укрепление связочного аппарата ног, растяжение мышц (рис. 11).
Встряхивание ног. После проведения упражнений и массажа ног необходимо выполнить встряхивание ножек. Для этого обхватите ноги ребенка в области голени и делайте мелкие потряхивающие движения из стороны в сторону, вверх-вниз. Продолжительность встряхивания около 1 минуты.
Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе
Поворот со спины на живот без поддержки руками. Это хорошо известное упражнение в этом возрасте выполняется ребенком самостоятельно. Для стимуляции поворота можно привлечь его игрушкой или просто мягко и нежно попросить его перевернуться, несколько подтянув его (в 4-5 месяцев) за руку. Можно подкрепить свои слова легким поворотом таза и ног в нужную сторону (рис. 12).
Массаж спины с добавлением поколачивания. К массажу спины, описанному в комплексах 1 и 2, добавляются поколачивающие приемы. Обычно это легкое поколачивание мышц спины кончиками расслабленных пальцев. Прием проводится после разминания короткими отрывистыми движениями в течение 0,5-1 минуты. После поколачивания необходимо провести поглаживание спины (2-3 движения) (рис. 13).
Поколачивание хорошо и мягко тонизирует мышцы и нервные окончания спины и грудной клетки, способствует лучшей работе легочной ткани, обладает обезболивающим действием. Помните, что поколачивание в области почек не проводится.
Массаж ягодиц (пощипывание для повышения тонуса мышц). К описанному в комплексах 1 и 2 массажу ягодиц после разминания ладонью добавляется щипцеобразное разминание, выполняемое пальцами рук. Направление пощипывания (оно должно быть широким, чтобы не приносить ребенку неприятных ощущений) — от крестца вверх и в стороны. Всего делается 2-3 прохода, движения рук симметричные (рис. 14). Массаж заканчивается поглаживанием и точечным воздействием.
«Рыбка». Упражнение описано в предыдущем комплексе. В данном возрасте количество повторений можно довести до 3, удерживая ребенка по 5-6 секунд. Примерно после 6 месяцев актуальность его выполнения несколько снижается, хотя само упражнение очень нравиться детям.
«Самолет». Возьмите ребенка, сбоку подведя свои руки под его живот и грудь, и поднимите над столом. Задержитесь в таком положении несколько секунд. Постепенно увеличивайте количество повторений от 1 до 5. Такое же упражнение можно проводить в положении ребенка на спине (рис. 15). Упражнение способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы спины и живота, «освобождает» мышцы ног и рук.
«Пританцовывание». Возьмите ребенка под мышки, переведите в вертикальное положение и обоприте стопами на стол. Несмотря на то, что к этому времени угасает шаговый рефлекс, в таком положении ребенок будет переступать ногами на месте, как бы пританцовывая. Продолжите его движение вперед, смещая малыша от себя. Внимательно следите за тем, чтобы опора приходилась не на цыпочки, а на полные стопы (рис. 16). Упражнение готовит ребенка к ходьбе, укрепляет мышцы ног и спины.
Поворот со спины на живот. Повторите описанный выше поворот со спины на живот еще несколько раз (3-4).
Суставная гимнастика. Элементы суставной гимнастики для крупных суставов уже были включены в ранее описанные упражнения: в конце комплекса проводите гимнастику для всех остальных суставов так, как это описано в комплексе 2. Постепенно наращивайте объем движений и их количество, не забывая об осторожности.
Поглаживания ног. После активной работы с мышцами ног имеет смысл для успокоения ребенка сделать несколько проходов легкого поглаживания (3-4 тура на каждой конечности).
Полностью статья представлена в пособии
«Моя мама — мой первый учитель»
Серия «В помощь родителям»
Посетите курсы и вебинары «Школы для пап и мам»
Источник