Игры во время кормления ребенка

Игры детей с едой — можно или нельзя?

Автор: Шалунова Анастасия Ивановна

член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family

г. Москва

Время на прочтение : 5 минут

Игра ребенка с едой — увлекательный, пусть порой и весьма неопрятный способ познакомить его с новыми продуктами. Но детские диетологи, психологи и педиатры расходятся во мнении о том, правильно ли так обращаться с пищей, да и сами родители к таким играм относятся по-разному — одни позволяют малышу веселиться так, как ему хочется, другие категорически против забав с продуктами. О границах и запретах в играх с едой говорит нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.

— Анастасия Ивановна, почему дети начинают играть с едой?

— Дети экспериментируют, познают окружающий мир с помощью игры, и изучение еды — не исключение. Тактильные ощущения здесь очень важны. Поэтому ребенок начинает играть со всем, что попадает в руки. При этом в момент игры он сыт и есть не хочет.

— Можно ли позволять ребенку игры с едой?

— Мнения противоположны: кто-то разрешает играть с едой, кто-то против категорически. Здесь надо учитывать возраст и здоровье ребенка. Например, при заболевании аутичного спектра малыш элементарно боится пищи и новых продуктов. В этом случае ему можно позволить играть с едой, чтобы он мог привыкнуть к ее консистенции, форме, размерам, цветам.

Мамы должны быть максимально внимательны к тому, во что ребенок играет, чтобы он не обрезался, не обжегся. И, например, в полтора — три года ребенок уже должен понимать, что еда — это еда, а не игра.

Противники игр с едой говорят, что все будет испачкано. Психологи же считают, что маленькие дети должны пачкать — у них такая цель: оставить свой след, сказать, что они здесь. Поэтому малыши и рисуют тем, что под рукой.

«Если цель — научить ребенка есть и накормить его, то игры с едой исключаются».

— Как игры с едой помогают знакомить малыша с новыми продуктами?

— Можно придумать много игр. Маме следует ориентироваться на возраст. С малышами разговаривают про цвет, форму, размер фруктов и овощей: эти игры неплохо развивают логику. С ребенком постарше — о том, где растут, как обрабатывают, поливают овощи и фрукты. Весь подручный материал применим для развития когнитивных способностей. Тем не менее, если ребенок любит играть с едой, важно, чтобы он не заигрывался, не кидался продуктами и понимал, что это все-таки пища.

— Почему нельзя заставлять ребенка есть через силу?

— Можно получить обратную реакцию. Многие исследования направлены на то, чтобы понять поведение малоежек. И в большинстве случаев дети отказывались от еды, потому что их заставляли есть, просили доедать все с тарелки, давали порции, соизмеримые со взрослыми. Это неправильно. Объем желудка ребенка размером с его сжатый кулачок, и порция в его тарелке должна быть такой же.

«Нутрициологи рекомендуют недокармливать и не настаивать на приеме пищи, если ребенок отказывается».

Причины отказа от еды:

  • психологические — ребенок не готов или не хочет есть;
  • физиологические — отклонения в состоянии здоровья: например, при пониженной кислотности желудка ребенок не захочет мясо.

Нюансов много — мама может отследить их по пищевому дневнику и работать в связке с врачами, которые помогут ей разобраться с проблемой.

Читайте также: надо ли заставлять малыша доедать разрешить ему оставить еду на тарелке

— Вредны ли игры ребенка с едой?

— Родители чаще всего допускают две ошибки:

  • предлагают ребенку съесть то, во что он играл;
  • насильно заставляют есть ребенка, который не голоден.

Был такой случай, когда родители рассказали ребенку сказку о зернышке, которое улыбается солнышку, растет и радуется. Потом зернышко сварили и поставили кашу на стол. Однако ребенок от нее отказался, поскольку только что слышал, что зернышко живое. Такие нестыковки происходят, когда родители сами слишком заигрываются и делают все, чтобы ребенок съел предложенное ему блюдо.

— Как объяснить ребенку, что играть с едой нельзя, и при этом не убить его интерес к новым продуктам?

— Здесь помогут личный пример и педагогический прикорм. Пусть ребенок продолжает играть с привычными для него продуктами, но вместе с этим еще и получает предприкорм — минимальное количество других продуктов на пробу, не для насыщения.

Кроме того, малыша можно мотивировать эмоционально. Если ребенок попробовал или даже лизнул продукт, надо похвалить его и спросить: как тебе, понравилось или нет? Больше выходить на эмоции, состояние малыша, на то, что он почувствовал. Тогда с ним можно плавно договориться.

— Можно ли заменить игры с едой просмотром мультфильмов за столом?

— Мультфильмы удобны для родителей, потому что ребенок смотрит их, молчит и жует. На самом деле это ненормальное пищевое поведение. Когда малыш смотрит мультик или играет в планшет, его внимание направлено на них. Он не понимает, что наелся, и начинает переедать либо недоедает, бросая тарелку. Это ведет к перегрузке всего желудочно-кишечного тракта, к сбою выработки гормонов, которые нужны для пищеварения и нормального состояния ребенка. В итоге все может закончиться ожирением либо малыш просто перестанет есть без мультиков.

Читайте также:  Кормление ребенка вне дома

— Что делать, если ребенок уже не садится за стол без игр и мультфильмов?

— Чтобы уйти от питания под мультфильмы, внимание малыша нужно переключить на еду. Придется поиграть с ним, но главное — не увлечься этим чересчур. Родителям нужно набраться терпения и держать свой курс на кормление без мультиков. Дети умеют «продавливать» свои желания — истерят, плачут, кричат. И здесь важно не сломаться.

Игры с едой зависят от возраста ребенка, но всегда должны проходить под присмотром взрослого. Это, например:

  • сортировка по форме, размеру овощей, фруктов;
  • рисование едой на своей тарелке;
  • похлопывание, разминание еды.

— Нужно ли выделять для игр с едой специальный прием пищи?

— Игра с едой в моем понимании — это когда девочки делают бусы из макарон, а в детских садах дети составляют картины из крупы. Игра не должна сопровождать основной прием пищи — каши и пюре, когда ребенок голодный. Когда понятия «игра» и «пища» разведены, это более правильно. Игра дает развитие мелкой моторики, поощряет любопытство к еде.

— Хотелось бы услышать мнение педиатров об играх с едой.

— Педиатры в основном дают рекомендации по балансу белков, жиров, углеводов, содержанию витаминов и минералов. От пищевой ценности продуктов зависит состояние организма. Кроме того, они предлагают не конфликтовать и не пресекать игру в резкой форме. Иначе у ребенка может возникнуть психологический стресс, и потом этот триггер начнет срабатывать постоянно. Важны также психологическое состояние семьи и договоренность между взрослыми, что можно, а что нельзя ребенку.

— Почему педиатры и детские диетологи расходятся во мнении относительно игр с едой?

— Сколько людей, столько и мнений. И цели у всех разные. Чтобы получить из еды энергию, витамины и минералы, прием пищи должен быть полноценным. Игры с едой за столом подключаются, дабы развить интерес к продуктам. Но это не должна быть постоянная тактика. Все стремятся к тому, чтобы ребенок правильно развивался и понимал, что в данный момент он ест, а не играет.

Малыши, которые играют со своей едой, с большей охотой пробуют новые продукты и едят разнообразные блюда. Но важно разделять игры с едой и непосредственно прием пищи. Если ребенок начал играть, родители могут подстроиться под него. Но один ребенок будет составлять пирамидки из кусочков, а другой разомнет еду в руках, размажет ее по столу и будет доволен этим. Границы дозволенности у каждой семьи свои. Во время кормления лучше не смотреть мультики. Ребенок может либо не доесть, либо переесть, а это ведет к сбоям в работе желудочно-кишечного тракта. А вот игры с едой как элемент педагогического прикорма помогают подготовить ребенка к приему взрослой пищи.

Нутрициолог

Анастасия Ивановна Шалунова

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник

Кушай, кушай малыш! Кормление капризного ребенка.

Не редкость для родителей, когда малыш отказывается кушать, и при всём этом ещё может и капризничать за столом во время кормления. А причиной таких вот перепадов в настроении ребёнка, можем быть мы сами. Точнее, наше стремление накормить ребёночка любой ценой. У многих детей, в процессе такой борьбы насильственного кормления, развивается стойки «иммунитет» против этого процесса. Наше неграмотное поведение и чрезмерная опека во время процесса кормления, вырабатывает у ребёнка определённый стереотип поведения за столом. В природе это называется защитная реакция на местные раздражители.

В чём же опасность такого настаивания родителей на приеме пищи?

Всем известно, что каждый человек имеет свой склад ума, развитие в разных направленностях, а так же отличие характера. Если у ребёнка более мягкий и покладистый характер, то традиционное принятие пищи может стать для него самым страшным. И свой страх он будет проявлять через капризы во время кормления за обеденным столом. Больше всего страданий получают дети, с флегматичным типом темперамента. Своей медлительностью чаще всего такие дети могут раздражать своих родителей, которые без конца начинают теребить и поторапливать ребёнка. Тут уж хочешь или не хочешь, пытка для малыша и родителя.

Дети чувствительные и впечатлительные, насильственный подход ассоциируют со страхом, упрямством и обидой. У таких детей можно наблюдать отсутствие аппетита вообще. Даже если чувства голода и посещают его, то под давлением страха оно меркнет. Это состояние может даже сопровождать человека и в течение всей его жизни, как уже что-то подсознательное, которое трудно искоренить.

Для нас в первую очередь нужно пересмотреть свой подход к процессу кормления ребенка и добавить туда немного игры. Всем деткам нравиться играть, а значить это больше всего вызывает положительных эмоций. Это можно назвать совмещением несовместимого.

Итак, мы принялись держаться игрового подхода при кормлении наших чад.

Несколько способов, как можно покормить ребёнка играючи:

Рисуем сказку. Нарисуйте с вашим малышом семью зверушек или сказочных персонажей, которые принимают трапезу, а самый маленький отказывается есть. Придумайте историю с приключениями этого маленького персонажа, приключения связанные с едой. Историю можно использовать для того, чтобы дать подсказку ребёнку, как надо правильно себя вести за столом. Что можно кушать без капризов, и при этом получать удовольствия от еды. И для того, чтобы быть сильным и здоровым, нужно полноценно питаться. Такое воздействие на ребёнка сработает лучше, чем каждый раз вы его будете заставлять и отчитывать……

Капризный ребёнок. Как известно, что любому человеку трудно увидеть себя со стороны. А тем более маленькому ребёнку, который не понимает и не видит свои капризы со стороны. И нам, как разумным родителям надо помочь ему в этом. Поиграйте в игру «Капризный ребёнок». Для этого вам надо поменяться с ним ролями. Вы будите капризным малышом, а ваш ребёнок мамой, которая хочет накормить ребёночка. Тут хочется просто пожелать, капризничайте от всей души, даже пускай будет очень смешно всем. Но ни в коем случае не вздумайте обозначать, что вы ведёте себя в игре так, как ведёт себя обычно ваш ребёнок. Тогда такой подход не сработает, так как это будет похоже на очередную мораль.

Играйте в эту игру почаще, но только не при свидетелях, а один на один.

Сломать стереотипы. Значит, сломать стандартные стереотипы обеда. Разрешить ребёнку сесть во время кормления на другое место, а не там где он обычно сидит за столом. Возможно, даже разрешить сесть на папино волшебное место, где обязательно все хорошо кушают. Можно устроить трапезу в детской комнате или в гостиной, но не в привычном месте. Да ещё и не простую пищу, а какую-нибудь еду для космонавтов или моряков. В общем, здесь может работать фантазия. Конечно, и в этом случае не вся спец еда может быть съедена до конца. Но, у ребёнка с процессом принятия пищи будут связаны только положительные воспоминания и эмоции.

Вот в принципе и всё, в остальном можете дать волю вашему воображение. И превратить обычное кормление в большой праздник для вашего ребёнка.

Приятного вам аппетита!

10 способов как накормить ребенка

Кормим ребенка — несколько дельных способов

Источник

Кормление ребенка от 1 до 2 лет: как не превратить в игру

Во многих семьях, где имеются дети в возрасте одного или двух лет, кормление становится мучительным занятием, если не настоящей бедой — всюду оказывается беспорядок и грязь. Те родители, которые не умеют справляться с детьми во время кормления, приходят ко мне с вопросами, касающимися возрастающей самостоятельности малышей, а ближе к двум годам — упрямства.

Вот что обычно вызывает беспокойство.

«Мне приходится ловить ребенка по кухне, чтобы его накормить».

«Мой малыш не хочет сидеть на высоком стуле для кормления, он пытается с него слезть».

«Он даже не пытается есть сам».

«Мой ребенок постоянно кидает пищу на пол или кладет себе на голову».

Новые навыки поведения за столом ребенок приобретает в тот же период, когда делает большие шаги в развитии. Многие дети в это время уже умеют ходить. Те, которые еще не ходят, — ползают и лазят. Все они бесконечно любопытны. Еда не входит в первую строчку рейтинга интересных им занятий. Кому хочется сидеть на стуле пусть даже десять минут, когда вокруг целый мир, который можно познавать? И кому охота есть пищу, если кидать и размазывать ее куда забавнее?

Как взять дело кормления ребенка в свои руки

Даже для годовалого малыша вы можете начинать устанавливать основные принципы. Некоторые начинают протестовать: «Он слишком мал, чтобы учить его правилам». Полная ерунда, дорогие мои. Именно сейчас надо начинать, до наступления этого кошмарного двухлетнего возраста, когда все может превратиться в сплошную борьбу.

Во всех высказываниях родителей, описывающих свою озабоченность поведением ребенка, в результате оказывается, что ребенок командует. Мамы и папы начинают со слов «Мой малыш отказывается…», «Мой сын не хочет…». Вы должны принять управление на себя.

В некотором роде ерзанье во время еды, отказ сидеть на высоком стуле для кормления, желание встать — все это является неотъемлемой частью поведения ребенка, и многих из таких проблем невозможно избежать. Я заметила, что те мамы, которые поддерживают контакт с малышами и беседуют с ними, имеют меньше проблем в данной области. Это помогает увлечь ребенка и удержать его интерес к еде. Попробуйте спросить «Где картофель?» или сообщить «Горошек — зеленый». Улыбайтесь, разговаривайте с малышом, хвалите его за то, что он правильно делает. Если он перестанет кушать или в какой-то момент вам покажется, что он хочет встать, возьмите инициативу в свои руки: сразу же снимите ребенка со стула и скажите: «Очень хорошо, обед закончен. Пора мыть руки».

Никогда не следует уговаривать детей поесть. Они сделают это, когда проголодаются или когда перед ними поставят тарелку с их любимым блюдом. Но они не будут кушать, если мы попытаемся их накормить уловками или обманом.

Детский стул для кормления: что не так?

Если ребенок вертится и ерзает или если родителям кажется, что ему неудобно сидеть на стуле для кормления, я задаю им много вопросов. Сажаете ли вы малыша на высокий стул для кормления, заставляя ждать, пока вы приготовите ужин? Если да, то сколько времени ему приходится ждать? Даже пять минут покажутся вечностью активному малышу. Сначала приготовьте еду и сделайте все необходимое до того, как посадите его на кухне. Оставляете ли вы его сидеть на стуле для кормления после того, как он поел? Если вы будете делать так, ребенок может начать воспринимать этот предмет мебели как место заключения.

Я знаю одного малыша, который постоянно выказывает нежелание садиться на стул для кормления, и каждый раз мама приходит в отчаяние и сердится. В таком случае я задаю вопрос: «В каком возрасте вы впервые поместили малыша на стул для кормления? Умел ли он сидеть сам без поддержки к тому времени?» Если вы водрузите малыша на стул, когда он еще не умеет сидеть сам, хотя бы на двадцать минут, он будет испытывать неудобство и усталость. Неудивительно, что по отношению к этому стулу у него сформируются негативные ассоциации.

Очень важно уметь распознавать нежелание и страхи ребенка. Если он стучит ногами, изгибает спину, извивается, чтобы вы не смогли посадить его, немедленно оставьте попытки. Скажите: «Я вижу, что ты еще не готов покушать». Сделайте очередной подход через 15 минут.

Иногда родители создают проблему сами тем, что не делают паузы между, например, игрой и кормлением. Не подобает резко отрывать малыша от развлечений и сразу же водружать на стул. Разговаривайте с малышом («Пора обедать. Ты проголодался?» или «Давай уберем кубики, а потом вымоем ручки»). А прежде чем поднять его на высокий стул для кормления, скажите: «Ну вот, все в порядке, а теперь я хочу посадить тебя на стульчик».

Он еще не ест сам?

Если ваш ребенок неохотно кушает сам, то проверьте свою причастность к этой проблеме: Каково ваше отношение к тому, что ребенок ест сам? Суетитесь ли вы во время кормлений? Нервничаете ли вы из-за того, что малыш все пачкает и бросает? Мне всегда грустно видеть ситуацию, когда двухлетние малыши уже умеют пользоваться вилкой, но их слишком суетливые родители не доверяют им этот столовый прибор. Если вы ведете себя нетерпеливо, все время вытираете ребенку что-нибудь, прибираетесь на столе, когда малыш еще не закончил кушать, он быстро поймет, что в кормлении нет никакого удовольствия. Почему он должен стремиться есть сам?

Важна также и готовность. Когда родители обеспокоены, что ребенок не ест сам, я спрашиваю: «Что вы имеете в виду под словами «ест сам»?» Большинство годовалых детей умеют кушать самостоятельно — руками, но не ложкой. Если ваш малыш еще не начал есть руками, положите ему на столик той еды, которая пригодна для этого, и он сообразит, что надо делать.

Пользование вилкой и ложкой является более трудным делом. Задумайтесь, что включает этот процесс: сначала нужно приноровиться держать в руке прибор, затем — научиться подсовывать его под пищу и поднимать вместе с нею, не переворачивая, и, наконец, подносить ее ко рту. Некоторые дети даже не делают попыток начать эти маневры до четырнадцатимесячного возраста.

Поначалу давайте малышу ложку, чтобы он ею играл. Пока он не научится пользоваться ею, он не будет выпускать ее из рук. Возможно, что он станет брать ее в рот. Увидев это, положите что-нибудь на ложку, например густой овсянки, которая прилипнет к ней. Конечно, бoльшая часть каши окажется в волосах малыша (и в ваших!), но вы должны дать ему время поэкспериментировать, пока он не научится попадать ею в рот. Примерно между четырнадцатью и восемнадцатью месяцами малыш уже сможет класть в рот еду ложкой.

Макароны на голове

Все дети в определенный момент в период от года до трех лет вдруг решают, что спагетти на голове вместо шапки — это хорошо. Если такая глупость повторяется неоднократно и родители начинают беспокоиться, я всегда задаю им вопрос: «Смеялись ли вы, когда он сделал это в первый раз?».

Проблема в том, что ваша реакция доставила ему больше удовольствия, чем то, что он положил спагетти на голову. Он подумал: «Вау! Как здорово! Маме понравилось, что я сделал!». И он стал повторять это снова, но во второй, третий и четвертый раз вам уже не понравилось такое поведение. Вы начали сердиться, а ребенок — недоумевать: «Два дня назад, когда я это сделал, было смешно — что же случилось, раз мама больше не радуется?».

Дети примерно от года до трех любят кидать вещи. Для них не существует разницы между киданием мяча и хот-дога. Если ребенку меньше года, вам не следует реагировать на такое поведение. Он это делает не для того, чтобы привлечь ваше внимание, — однако дайте ему понять, что бросание пищи недопустимо. Как сказала одна мама своему семимесячному малышу, когда он принялся швырять кусочки сыра на пол: «Ты, видимо, хочешь кушать на полу?».

Если вам повезло, и вы еще не стали очевидцем шоу с макаронами на голове, то соберитесь с духом. Скоро увидите. А когда увидите — не смейтесь. Скажите только: «Нет, еду не кладут на голову. Ее кушают». И уберите макароны. Если вы уже имели счастье увидеть подобное, скажите ребенку то же самое, но будьте готовы, что, пока он изменит свое поведение, такой случай повторится еще не раз.

Если вы ничего не станете делать со своей стороны, то могу уверить вас, что на следующем этапе — с двух до трех лет — вы столкнетесь с еще более скверным поведением за столом.

Источник