Характеристика развития ребенка от 3 до 6 месяцев
Содержание статьи
Как разивается ребенок в возрасте от 3 до 6 месяцев
Когда малышу исполняются 3 месяца, большинство родителей испытывает облегчение: налаживается определённый режим дня, по некоторым движениям ребёнка можно угадать, чего он хочет, обычно в этом возрасте дети хорошо спят ночью по 6-8 часов. Вместе с тем, происходит интенсивное нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребёнок начинает активно гулить и лепетать.
На четвёртом месяце ребёнок уже приподнимает голову из положения на спине. Лёжа на животе, он приподнимается, опираясь на локти и предплечья. При поддержке подмышки хорошо опирается на ножки. Заметно совершенствуются движения мышц. Ребёнок пытается поворачиваться со спины на бок, менять положение тела, пытаясь дотянуться до игрушки. Если малыш в период бодрствования подолгу занимается игрушками, ощупывает их, удерживает вложенный в руку предмет, то это можно считать хорошим показателем его развития. Стремясь достать привлёкшую внимание игрушку или предмет, малыш поворачивается на бок, со спины на живот, пытается подползти к игрушке, то есть использует новые движения.
3-4-х месячный ребёнок подолгу разглядывает свои руки, лёжа на спине, с удовольствием изучает их, засовывая в рот.
В 5-ти месячном возрасте малыш открывает для себя новый предмет для сосания — свои ноги. Сняв носочек и засунув ножку в рот, он смеётся от удовольствия.
К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно, а с поддержкой — все малыши. И теперь они смотрят на мир так же, как и взрослые, оглядываясь вокруг и изучая все предметы и людей, попадающие в поле зрения.
Быстрыми темпами идёт психическое развитие. Малыш к пяти месяцам узнаёт маму, папу, сестрёнку или братика и всех близких, кто ухаживает за ним более или менее регулярно. Малыш реагирует на тон речи. Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу певуче гулит. С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, если мама читает ему детские стихи. Своё отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.
Приблизительно в 5-6 месяцев многие дети начинают ползать. В это время полезно отгородить в комнате безопасное место и предоставить малышу полную свободу действия. Он с удовольствием заползет в каждый уголок, будет ощупывать каждый предмет (необходимо позаботиться о безопасности малыша заранее — убрать всё, что может сломаться, упасть на него, обезопасить электрические розетки, не давать ему мелких предметов и игрушек, которые могут сломаться).
В 5-6 месячном возрасте в жизни малыша появляются новые предметы обихода: кружка и ложка, с помощью которой малышу дают прикорм. С этого же возраста можно прививать малышу навыки опрятности — умывать и переодевать после кормления, вытирать рот салфеткой, если он испачкался.
К шести месяцам многие дети начинают произносить отдельные слоги («па-па», «ба-ба», «ма-ма», «да-да», «дай» и т.д.), повторяя их за взрослыми. Поэтому всем, кто ухаживает за ребёнком, необходимо постоянно разговаривать с ним, при этом чётко произносить слова.
Возраст 5-6 месяцев — это возраст становления эмоционального общения. Чем больше любви и нежности вы подарите своему малышу, тем большая отдача ждёт вас в будущем. Не бойтесь говорить малышу о том, как его любите, ласкайте его, общайтесь с ним — и наградой вам будет счастливая детская улыбка.
Милые мамочки! Не переживайђе, все деђки развиваюђся по-разному.
Мой сынуля за неделю до ђрех месяцев сђал акђивно играђь всеми игрушками, зађо в пяђь ђак и не научился переворачивађься. Вмесђо эђого он сидел, ел ложкой и пил из чашки. Ну и чђо? К годику все деђки выровняюђся. Просђо радуйђесь вмесђе с малышом каждому его успеху, каждой его маленькой победе!
2008-11-06, Алина
Милые мамочки! Не переживайђе, все деђки развиваюђся по-разному.
Мой сынуля за неделю до ђрех месяцев сђал акђивно играђь всеми игрушками, зађо в пяђь ђак и не научился переворачивађься. Вмесђо эђого он сидел, ел ложкой и пил из чашки. Ну и чђо? К годику все деђки выровняюђся. Просђо радуйђесь вмесђе с малышом каждому его успеху, каждой его маленькой победе!
2008-11-06, Алина
Моей красавице тоже 4 месяца, и в аккурат на день рождения вылезли 2 первых зуба, сейчас прошла неделя и режутся уже 4 следующих. Ребёнок замучился зубами, да ещё психует от того, что ползти пока не получается-ногами ползем, а ручками не поспеваем, вот и орем, зарывшись носиком в пол… А её вращение со спины на живот происходит даже во сне, приходится под бочек одеяло подкладывать, что бы во сне не крутилась, а то просыпается.
Елена, 1.11.2007
2007-11-01, Елена
Статья интересная! Но нам уже 5 мес. а мы не желаем переворачиваться со спинки на животик! Мы развиваемся нормально, ходим на массажик, поправляемся хорошо, вот только не хотим переворачиваться! Я считаю что все дети разные, каждый по своему, и успехи у каждого свои! И подгонять кого- либо под книгу не правильно! Мы ведь с вами не живем по книгам? А статьи Ваши должны быть! И мамам просто надо их читать! Для общего образования, я так считаю!
2005-06-20, Милана
нам уже 3 месяца, но не тянем ручки к игрушкам,не хватаем их, не желаем лежать в кроватке и наблюдать за яркими игрушками дольше пары минут.сначала пытались довольно успешно поднимать головку из положения лежа на животике, а теперь просто засыпаем в этом случае после 5 минут хныканья. это нормально?
2004-02-09, весёлкина
Нашей лялечке 5 месяцев и 6 дней. За 2 дня до 4 месяцев мы в первый раз перевернулись со спины на животик, и за 2 дня до 5 месяцев — с живота на спинку. Нам уже не хватает целого дивана для наших путешествий! С нетерпением ждем новых успехов нашей малышки!
2008-11-03, наталия
У нас такая же проблема,нам 5 мес и мы не хотим вертется,наша массажистка сказала что мы тянем (по физ развитию)на 7 мес,и по-этому нам пора уже учится ползать,но как я могу научить ребенка ползать???
2007-08-03, Янина
Всего 12 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
Моторное развитие
Нормы развития:
3 — 4 мес.
— развитие позовых движений; формирование предпосылок хватания;
— может переворачиваться с живота на спину (основа формирования передвижений: ползание, ходьба);
— сидит с поддержкой; в момент сидения может прямо удерживать головку (в подушках);
— лежа на спине может поднимать и удерживать головку (основа умения вставать);
— ребенок тянется к ближайшим объектам, протягивая к ним руки (предпосылка хватания: дотягивание), взрослый фиксирует внимание ребенка на предмете.
4 — 5 мес.
— переворачивается с живота на спину;
— лежа на спине, приподнимает головку и плечи;
— сидит с поддержкой, сохраняя прямой головку и спину (сидит, держась за ручки — поддержка только спереди);
— может быть поставлен и сохранять позицию стоя с поддержкой;
— начинает дотягиваться и схватывать предметы;
— начинает перекладывать предметы из руки в руку;
— может поддерживать бутылочку одной-двумя руками (активно включается в совместную деятельность кормления) — развивается высокий уровень сенсо-моторной координации (глаз-рука).
5 — 6 мес.
— может переворачиваться со спины на живот (подготовка к умению ползать и садиться);
— сидит почти без поддержки, практически самостоятельно;
— лежа на животе, начинает ползать вперед-назад с помощью ног, управляя руками (взрослый должен организовывать ползание ребенка: выкладывать на живот, на большом пространстве, привлекать игрушками);
— появление первых простых результативных действий — простейших манипуляций эпизодического характера (размахивание, перекладывание, постукивание);
— может захватывать маленькие объекты с плоской поверхности (дифференциация четырех пальцев и большого пальца).
Рекомендации:
1). Не ограничивать свободу движений ребенка
2). Увеличение жизненного пространства: чаще высаживать на стул, выносить на прогулки.
3) Формирование хватания:
Дотягивание.
Развитие исследовательских движений руки без зрительного контроля (рот-руки перед собой, руки в поле зрения — формирование координации глаз-рука, но не надолго) — предпосылка для схватывания.
Захват.
Ощупывание ручек под контролем зрения: зрительная моторная координация.
Развитие исследовательской деятельности в пределах собственного тела.
Использование руки и рта в исследовательских движениях.
Развитие дотягивания к предметам.
Базовая ситуация для появления хватания — ситуация общения ребенка с матерью (предмет становится значимым).
Простейшие манипуляции с предметом:
— зрительное сосредоточение на предмете;
— предмет помещается в рот (палец — в рот);
— предмет отбрасывается;
— предмет и палец равнозначны.
Движения руки (с погремушкой) со зрительным контролем и без. — Зрение не только сопровождает руку, но и предвосхищает ее.
Эмоциональное (социальное) развитие.
Нормы развития:
В контексте приобретения устойчивости комплексом оживления, все более выражены компоненты, инициатива переходит к ребенку, ребенок становится более избирательным; общение ребенка со взрослым приобретает черты предметного общения.
3 — 4 мес.
— улыбается всем людям легко и открыто;
— громко смеется;
— узнает маму и папу и поворачивается на знакомые голоса;
— может улыбаться изображению в зеркале;
— появляется гуление, может произносить слог из гласных (о-о, а-а, у-у), имитируя взрослого человека (в перерыве между речью взрослого — когда ребенок предоставлен сам себе);
— появляются первые игры ребенка, они начинают доставлять ребенку удовольствие; игры — повторы взаимодействия со взрослыми, которые очень значимы для ребенка.
4 — 5 мес.
— увеличение инициативы:
— смеется и издает звуки, чтобы привлечь внимание;
— узнает разных членов семьи;
— появляются реакции страха и гнева (ребенок впервые начинает бояться); гнев появляется при ограничении потребностей и активности; сопротивляется, когда отбирают игрушку (формирование предпосылок сохранения объектов, память, начало формирования аффективно-заряженных представлений);
— ребенок может начать подражать взрослому, его действиям («ребенок входит в мир человеческих значений, действий через подражание»(Выготский Л.С.));
— интерес к игрушкам, желание манипулировать ими (предпосылка перехода в 6мес. к ситуативно-деловому общению).
5 — 6 мес.
— улыбается изображению в зеркале;
— отвечает на свое имя;
— появляется положительная эмоциональная реакция на других детей;
— волнуется и пугается в обществе незнакомых людей;
— умеет подражать выражению лица и интонации голоса (вокализации); «фыркание» — выражает недовольство;
— появляется интерес к играм, особенно к звуковым; высокая сензитивность к звукам, музыке.
Рекомендации:
Укрепление эмоциональной связи ребенок-взрослый происходит во время игры (прятки — «ку-ку», щекотание, поглаживание, купание; подкидывание, подбрасывание — опыт переживания фрустрационных ситуаций (страх потери опоры), имитационные игры — «велосипед» ножками).
Умственное развитие
Нормы развития:
3 — 4 мес.
— высокая степень готовности реагировать на окружающих людей и предметы (сенсорная активность);
— присвоение ориентировочной функции рукам наряду со ртом;
— увеличение объема памяти, продолжительности сохранения прошлого опыта, что проявляется в узнавании (образная и моторная память).
4 — 5 мес.
— увеличение периодов бодрствования и их устойчивость;
— прослеживание траектории предметов на значительных расстояниях (провожает взглядом падающие предметы) — переход к познанию мира предметов;
— дифференциация знакомых и незнакомых объектов и людей;
— наряду с гласными звуками произносятся и некоторые согласные (б, д, м) — но это еще не фонемы.
5 — 6 мес.
— использует пальцы и руку для исследования;
— может начать сравнивать одновременно два объекта (постукивание) — формирование сенсорных пред-эталонов как неких единиц функционирования восприятия;
— рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время;
— дотягивается и схватывает видимые предметы;
— начинает тянуться за упавшим предметом — начало сохранения объекта, тянется, если только предмет издает звук при падении;
— начинает произносить многие согласные и гласные.
Рекомендации:
1) Больше разговаривать с ребенком, включать радио, магнитофон, привлекать звуками.
2) Больше игрушек
3) Стимуляция реакции подражания: сначала имитировать самого ребенка (дает модель подражания).
Рекомендуемые статьи: Календарь развития ребёнка от рождения и до года. :: Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года. Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев.
Источник
Стадии развития ребенка от 3 до 6 месяцев
В предыдущей статье мы рассмотрели развитие ребенка в период начиная с новорожденности до трех месяцев. В этой статье мы рассмотрим более подробно стадии развития ребенка от 3 до 6 месяцев.
Третий месяц
первичное развитие сенсорной (воспринимающей) системы. Контакт с окружающей средой. Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любых положениях. Наблюдается отчетливое слуховое сосредоточение.
Положение ребенка:
Нарастает объем движений в конечностях, особенно в плечевых суставах. Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального уровня, удерживает вложенную в кисть игрушку. Улыбается, «гулит». В положении лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на предплечья, стоит при поддержке подмышки.
Тонкая моторика:
Тянется к яркому предмету обеими руками одновременно (если вы показываете ребенку яркую игрушку), он сдвигает руки к игрушке одновременно с двух сторон, соединяя их перед грудью, часто касается игрушки сжатыми кулачками; если вы вкладываете игрушку в ручку ребенка, он подносит ее к щеке, берет в рот.
Нарушения:
Объем движений не нарастает, мышечный тонус может измениться в сторону небольшого улучшения или остаться прежним.
Четвертый месяц
хорошо держит голову, узнает мать, различает тон, с которым к нему обратились, поворачивается по направлению звука, громко смеется, тянется к игрушке, поворачивается на бок со спины. При потягивании за руки садится, с поддержкой сидит. Издает громкие звуки. (Детям до 6 месяцев не рекомендуется сидеть самостоятельно, так как может деформироваться позвоночник и органы таза.)
Тонкая моторика:
Наблюдает за движением собственных рук; стучит и играет с погремушкой, рассматривает ее в течение нескольких минут; играет с пальцами, берет пальцы в рот; активно тянется к игрушкам, висящим над грудью, иногда стучит по ним руками; старается взять игрушку, лежащую на груди или рядом с плечом; удерживает яркое пластмассовое кольцо в руке примерно 1 мин.
Нарушения:
В разной степени неспособность совершать необходимые для его возраста движения, замена их ненужными, заместительными движениями, промахи в жестах. Например, ребенок тянется за игрушкой, которую вы к нему приблизили почти вплотную, и он размашистым жестом поворачивается к ней. В какой-то момент спастичные мышцы затормаживают его движение, и рука ребенка не дотягивается до игрушки. При следующей попытке ребенок применяет большую силу для преодоления сопротивления, но снова промахивается — на этот раз его рука оказалась дальше, чем это было необходимо, игрушка снова остается в стороне.
Пятый-шестой месяцы
сидит при поддержке за одну руку, иногда и самостоятельно, но при сидении еще выражен кифоз (искривление позвоночника выпуклостью кзади). Поворачивается самостоятельно со спины на живот, опирается на разогнутые руки, поднимает верхнюю часть туловища, опирается на ладони, развивается необходимая для координации движений торсия (скручивание туловища при поворачивании). У новорожденных поворот или наклон головы ведет к установочному рефлексу. Таз при повороте головы отклоняется в сторону.
При повороте плеч в сторону происходит поворот туловища и нижних конечностей, при повороте таза поворачивается грудной отдел и плечевой пояс. Нарушения этого рефлекса используются для функциональной диагностики нарушений в суставах головы, так как существует связь между функциональными нарушениями в области таза и шейного отдела позвоночника, которые редко проходят спонтанно. Ребенок перемещает вес тела с одной руки на другую. Лежа на спине. Играет со стопами, произносит слоги «ба», «па», «ма». Отличает своих от чужих, стоит, не подгибая ног при поддержке подмышки. Четко берет игрушку, которую взрослый держит над его грудью, свободно берет игрушки из разных положений, пытается дотянуться до предмета, находящегося вне пределов досягаемости. Снимает губами пищу с ложки при кормлении.
Тонкая моторика:
Удерживает небольшой кубик (3 см) в руке между пальцами и ладонью; пытается брать в руку ложку. Может поднять чашку (приблизительно 9 см в диаметре) двумя руками, но необязательно подносит ее ко рту; настойчиво старается достать привлекательный объект, находящийся рядом с ним, но недосягаемый (например, игрушку, стоящую на столе на расстоянии, превышающем длину руки ребенка).
Нарушения:
Не делает попыток сидеть, не может достать руками стоп из-за спастичности мышц и нарушения координации движений. Для того чтобы ребенок мог сидеть, а впоследствии ходить, у него должен быть сформирован поясничный лордоз (изгиб позвоночника вперед). Существует ошибочное мнение, что лордоз формируется тогда, когда ребенок начинает сидеть. Без начавшего формироваться лордоза, с плоской спиной, ребенок не может сидеть правильно. Поясничный лордоз необходим для вертикализации тела и равновесия.
О дальнейшем развитии ребенка можно прочитать тут.
Видео о стадии развития ребенка от 3 до 6 месяцев
Источник
Моторное развитие от 3 до 6 месяцев
Во второй половине первого полугодия тело принимает всё более разнообразные позы, и ребенку открывается все больше возможностей для целенаправленного выполнения всё большего числа точно скоординированных движений.
В положении «лёжа на спине» ребёнок может:
- К началу второго триместра хватать предмет, расположенный со стороны хватающей руки.
- Пересекать центр тела, чтобы схватить предмет.
- Попеременно использовать разные стороны тела.
- Осваивать собственные ступни, рассматривая их, хватая их руками и засовывая их себе в рот (координация «рука-нога-рот»).
- Выполнять различные функции рук, например, раскрытие ладони с отводом с расправлением пястных костей при вытянутой руке, начало оппозиции большого пальца руки. Обе эти функции важны для последующего развития тонкой моторики.
В положении «лежа на животе» ребёнок может:
- Выполнять алгоритм опоры на один локоть.
- Переносить вес плечевого пояса на опорную руку.
- Упираться коленами в постель в первой фазе функции опоры на ноги.
- Опираться на руку с открытой, развернутой ладонью.
Развитие из положения «лежа на спине»
В первой половите второго триместра, ребенок начинает хватать предметы только одной рукой .Он хватает предмет той рукой, которая ближе к предложенному предмету или рукой с той стороны, с которой предмет появился в его поле зрения. Ребенок хватает достаточно интересные для него предметы при условии, что они для него достижимы. Предпочтение правой или левой руки в этот период никакой роли не играет. Если спокойно перемещать предмет к центру тела, ребенок будет следить за предметом глазами и тянуться к нему рукой. Но когда предмет пересечёт центр и достигнет другой стороны тела, ребенок поменяет руку и схватит предмет другой рукой. Одновременно с хватательным движением руки, ребенок имитирует хватательные движения ступнями. При этом хватательные движения выполняют обе ступни, даже если ребенок хватает только одной рукой.
Если ребенку в этом возрасти предложить предмет в центре тела, то ребенок вопреки своему желанию схватить предмет не сможет решить, какой рукой это сделать. Причина трудности принятия этого решения заключается, вероятнее всего, в недостаточной зрелости для согласованной работы обоих полушарий мозга. Во второй половине второго триместра заметно расширяются возможности ребенка, которыми он обладал до сих пор при хватании лежа на спине. Если в первой половине ему приходилось менять хватающую руку в случае пересечения предметом центра тела, во второй половине ребенок следит за предметом не только глазами, но и тянется к предмету одной и той же рукой, даже если предмет пересёк центр тела .Когда рука ребенка пересекает центр тела, вес тела переносится на вторую половину тела, с опорой на плечо.
Так ребенку удаётся различным образом использовать обе стороны тела. Выполнение этого нового двигательного алгоритма становится достижимым, поскольку ребенок может координировать работу обеих полушарий мозга, что позволяет распределять работу на обе стороны тела: одна половина обеспечивает опору, а другая совершается движение. Но ребенок применяет этот алгоритм лишь при условии, что считает объект исследования достаточно интересным.
В конце шестого месяца ребенок, как правило, может перевернуться на живот для разведки и исследования всего, что его окружает. Этот переворот начинается уже с умения схватить предмет, пересекший центр тела, и он означает, что ребенок способен активно балансировать в неустойчивом положении «лёжа на боку». Сторона, на которую переворачивается ребенок, сначала опирается на боковую поверхность корпуса и лопатку, при продолжении поворота — на лопатку, предплечье и боковую часть таза, а также на тазобедренный сустав. Целенаправленное применение мускулатуры туловища, особенно, цепей косых вращательных мышц становится возможным только в этом возрасте, т.е. на шестом месяце жизни .Ребенок впервые использует плечевые и тазобедренные суставы в качестве несущих и опорных суставов в положении «лежа на боку».
Глаза и рука остаются направленными на предмет, который нужно схватить; в этой ситуации особенно важно обеспечить устойчивую позицию корпуса и позвоночного столба. Такое постуральное обеспечение требует чрезвычайного расхода сил в связи с неустойчивостью положения «лежа на боку». Как правило, ребенок не задерживается в этом положении, поскольку из него можно сразу перейти в положение «лежа на животе». Голова в положении «лежа на боку» не находится на плоскости опоры тела, она приподнята и направлена в сторону игрушки.
В описанной последовательности движений важен переход от грудного к поясничному отделу позвоночника, точнее, от 12го позвонка грудного отдела к 3ему позвонку поясничного отдела. В первом триместре этот участок уже применялся для опоры тела в положении «лёжа на спине». Во втором триместре он стал ключевым местом поворота. От задействованной мускулатуры он требует точно скоординированной работы, поскольку в динамике поворота это место диктует необходимость и постуральной устойчивости и точности выполнения движения.
Во время переворота в этом месте таз слегка приподнимается вверх со стороны хватающей руки, а другая сторона таза выполняет функцию опоры тела.
В случае удачного регулирования позиции, за поворотом корпуса на бок следуют ноги, полусогнутые в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. В боковом положении до окончательного перехода ребенка в положение «лежа на животе», ребенок вытягивает ногу, лежащую снизу. Нога, лежащая сверху, пока еще согнута и участвует в повороте. Но когда внутренняя сторона колена касается постели, верхняя нога тоже распрямляется .По достижении положения на животе, как правило, ноги полусогнуты во всех суставах и обе внутренние стороны колена имеют контакт с постелью. Ступни в начале поворота подняты в голеностопных суставах. Но с увеличением поворота, после перехода через положение на боку, нижняя ступня разворачивается внутрь (инверсия), пальцы ног сгибаются, а верхняя ступня остаётся в своём положении.
При первых попытках поворота, ребенок, достигая начала положения на боку, возвращается в положение на спине. Но познакомившись с ходом выполнения движения, он продолжает поворачиваться, чтобы очутиться в положении «лежа на животе».
Развитие из положения «лежа на животе»
В положении на животе ребенок обнаруживает обилие новых объектов, которыми он непременно хочет обладать. Для того, чтобы обладать вожделенными объектами, ребенку нужно добраться до них и схватить их. Уже известный нам ранее двигательный алгоритм симметричной опоры на локти расширяется, превращаясь в алгоритм опоры на один локоть. При этом вес всего тела опирается на один локоть, на таз и бедро с одной стороны, а также на колено с противоположной стороны. Голова и рука в этой позиции удерживаются и уравновешиваются за пределами опорной поверхности).
Поток раздражителей из мира, окружающего ребенка, оказывает стимулирующее действие, и ребенок использует все свои возможности, чтобы схватить все, что его привлекает. Его девиз гласит «выше, дальше, сильнее». Затем ребенок открывает возможность опираться на руки и бедра. Этот алгоритм называется опора на руки . С этой опорой ребенок завоевывает высоту, но он пока не может выпрямиться дальше, и потому снова и снова «валится» на живот, поднимая вверх руки и ноги. Этот алгоритм выглядит, как будто ребенок плывет, и называется алгоритм пловца . Примерно к концу шестого месяца руки почти полностью осваивают свои основные функции хватания и опоры. Моторный алгоритм рук проявляет в этом возрасте следующие признаки: руки могут быть выровнены по продольной оси предплечий, кисти подняты в лучезапястном суставе, пясть разведена, большой палец руки оттопырен. Это готовит кисти к тому, что будет осваиваться в следующем триместре, то есть, к тонкой моторике.
В конце шестого месяца жизни ребенок развивает свои хватательные функции на своих ступнях. Когда ступни попадают в его поле зрения, ребенок хватает их и сует себе в рот. Этот глобальный двигательный алгоритм называется координация «рука-нога-рот». Как ясно из самого названия, речь тут идет об очень сложном взаимодействии самых разных функций всего тела . Стабилизация позиции корпуса позволяет ребенку согнуть ноги и приподнять голени; при этом он может видеть свои ступни, хватать их руками и засовывать себе в рот. Таким образом, он охватывает их, старается их (свои ступни) понять всеми органами чувств, и ступни занимают подобающее им место в представлении ребенка о собственном теле.
Развитие речи
На четвертом и до пятого месяца жизни кончик языка ребенка начинает упираться в резцовый сосочек (Papilla incisiva) нёба. Четче становятся жующие движения нижней челюсти. Начинают резаться зубки. Ребенок все сует себе в рот, в этом возрасте рот становится важнейшим органом чувств. Ребенок познает свой мир руками и ртом. Поза, а также выпрямление корпуса и позвоночного столба, создают предпосылки, чтобы держать головку, а также предпосылки свободного развития тонких моторных функций мускулатуры гортани, подъязычной кости, а также самого языка. К этому моменту ребенок в состоянии целенаправленно использовать свою речевую моторику. С четвертого по пятый месяц жизни он обнаруживает, что его губы способны формировать звуки. Ребенок активно издает характерные фрикционные согласные и гласные, начинает «гулить».
В этом возрасте речь ребенка состоит из цепочек звучных слогов, модулированных горловых звуков, отдельных криков.
Предмет ребенку в первой половине второго триместра следует предлагать однозначно с одной какой-либо стороны. Если предлагать ребенку игрушку для хватания по средней части тела, необходимо делать это спокойно, чтобы ребенок мог принять решение, какую руку ему выбрать для хватания. Ни в коем случае нельзя быстро двигать предметом из стороны в сторону, это ставит процесс хватания в условия, не соответствующие возрасту ребенка, путает ребенка и нервирует его. До конца шестого месяца жизни ребенок может только хватать собственные ступни, они пока еще недостаточно развиты для того, чтобы ходить. Поэтому ребенка в таком возрасте нельзя сажать или ставить на ноги. Пассивное сидение или стояние могут повредить позвоночник и тазобедренные суставы ребенка.
Источник