Границы легких у ребенка 2 месяца
Нижние границы лёгких у детей
Линия | Сторона | Возраст ребёнка | ||
До 10 лет | Старше 10 лет | |||
Среднеключичная | Правая | VI ребро | VI ребро | |
Левая | – | – | ||
Среднеподмышечная | Правая | VII – VIII ребро | VIII ребро | |
Левая | IX ребро | VIII ребро | ||
Лопаточная | Правая | IX – X ребро | X ребро | |
Левая | X ребро | X ребро | ||
Паравертебральная | На уровне остистого отростка XI грудного позвонка | |||
Сравнительная перкуссияпозволяет определить фон звучания лёгкого и найти участки патологии. Сравнивают анатомически одинаково расположенные участки лёгких с правой и с левой сторон. Начинают перкуссию по среднеключичным линиям справа и слева по I-II рёбрам у детей раннего возраста, по I-III рёбрам у детей дошкольного возраста и по I-IV рёбрам детям в школьном возрасте. Затем сравнивают перкуторный звук по передней, средней и задней аксиллярной, лопаточной и паравертебральной линиям справа и слева (выстукивают перекрёстно). Палец-плессиметр во всех участках лёгких располагается по межреберьям, а в межлопаточной области параллельно позвоночнику. При выстукивании передней и боковых поверхностей грудной клетки руки больного кладутся на голову, при обследовании задней поверхности руки должны быть опущены. Голова ребёнка при выстукивании должна быть слегка опущена.
При перкуссии лёгких можно уловить следующие звуки:
1. Ясный звук здорового лёгкого, содержащего воздух.
2. Глухой звук с различными оттенками:
а) приглушённый звук на местах, не содержащих воздух;
в) абсолютно глухой звук (бедренный);
с) приглушённый звук с тимпаническим оттенком.
3. Тимпанический звук различных оттенков вплоть до коробочного (над петлями кишечника).
Каждый участок легкого у здоровых детей звучит по своему. Перкуторный звук у корня короче, под лопатками выше. Под углом правой лопатки на высоту тона влияет соседство печени. При нормальном состоянии лёгких и бронхов относительное притупление звука определяется над корнями лёгких, границы которых расположены при перкуссии сзади в межлопаточной области справа между IV и VI VII рёбрами и слева между V и VII рёбрами. Сравнительная перкуссия лёгких в симметричных областях позволяет выявить инфильтративные изменения в них, опухолевидные изменения лимфатических узлов, расположенных походу бронхиального дерева, наличие жидкости в плевральных полостях.
При экссудативном плеврите, если жидкость не заполняет все плевральное пространство, можно определить линию Эллиса-Дамуазо-Соколова (рис.4).
Рис.4. Изменение перкуторного звука
при экссудативном плеврите: 1- линия
Эллиса-Дамуазо-Соколова, 2-треугольник Гарлянда,
3- треугольник Грокко-Раухфуса
Постукиванием по остистым отросткам можно установить место бифуркации трахеи: у детей раннего возраста на уровне IV остистого отростка грудного позвонка, дошкольного возраста — на уровне V грудного позвонка, школьного возраста — на уровне VI грудного позвонка. Если при перкуссии по остистым отросткам, идя снизу вверх, укорочение определяется ниже указанных границ, то оно образуется за счёт увеличенных бифуркационных лимфатических узлов (симптом Кораньи).
Симптом чаши Философова: проводится тихая перкуссия в первом и втором межреберьях с обеих сторон по направлению к грудине (палец-плессиметр располагается параллельно грудине). В норме притупление отмечается на грудине, в этом случае симптом считается отрицательным. Если притупление отмечается в стороне от грудины – симптом положительный.
Симптом Аркавина: перкуссия проводится по передним подмышечным линиям снизу вверх по направлению к подмышечным впадинам. В норме укорочения не наблюдается – симптом отрицательный. В случае увеличения лимфатических узлов корня лёгкого отмечается укорочение перкуторного звука — симптом положительный (следует помнить, что если палец-плессиметр будет наложен на край большой грудной мышцы, то получим притупление перкуторного звука, что может быть ошибочно расценено как положительный симптом Аркавина).
Аускультация. Перед выслушиванием необходимо освободить носовые ходы ребёнка от содержимого. Выслушивание лёгких проводится биаурикулярным стетоскопом на симметричных участках: верхушках, передней поверхности лёгких, боковых отделах, подмышечных впадинах; задних отделах лёгких — над лопатками, между ними и под ними, в паравертебральных областях. Чтобы выслушать язычковый сегмент, необходимо стетоскоп поставить на левый сосок (верхушку сердца). Выслушивать ребёнка, как и перкутировать, удобнее в сидячем положении, у маленьких детей с отведёнными в стороны или согнутыми в локтях и приведёнными к животу руками. Тяжелобольных можно выслушивать в лежачем положении. Больной должен дышать равномерно, через нос. Детям дошкольного и школьного возраста необходимо продемонстрировать методику дыхания. Определяется характер дыхания.
Различают: а) везикулярное дыхание — выдох составляет 1/3 вдоха; б) жёсткое дыхание — выдох составляет более 1/2 вдоха или равен 1/2; в)бронхиальное дыхание – выдох прослушивается лучше вдоха.
Кроме того, различают усиленное и ослабленное дыхание (усиливается или ослабляется и вдох, и выдох). Таким образом, возможны различные варианты дыхания: везикулярное, усиленное жёсткое, ослабленное бронхиальное и т. д.
При выслушивании ребёнка первого полугодия жизни дыхательный шум кажется ослабленным. Начиная, с 6 — 18 месяцев жизни у детей выслушивается дыхание типа усиленного везикулярного с удлинённым выдохом (пуэрильное дыхание). Как по механизму возникновения, так и по звуковой характеристике, пуэрильное дыхание приближается к жёсткому или резкому дыханию. Для отличия пуэрильного дыхания, свойственного здоровым детям, от жёсткого дыхания, возникающего при заболеваниях бронхиального аппарата, следует обращать внимание на его распространённость (жёсткое дыхание, как правило, выслушивается на отдельных участках лёгких, пуэрильное — равномерно по всей поверхности) и сопутствующую ему другую симптоматику.
При аускультации можно выслушать и дополнительные дыхательные шумы — хрипы, крепитацию, шум трения плевры. Для лучшего выслушивания хрипов детям дошкольного и школьного возраста предлагают дышать глубоко, через рот. Для уточнения характера хрипов необходимо попросить больного покашлять и вновь выслушать лёгкие ребёнка. У детей раннего возраста пользуются плачем, во время которого производится глубокий вдох.
Различают хрипы: сухие (свистящие, жужжащие); влажные (крупно-, средне- и мелкопузырчатые); крепитацию; шум трения плевры.
Крепитация выслушивается только на высоте вдоха, шум трения плевры — на вдохе и выдохе. Шум трения плевры усиливается при надавливании на стенку грудной клетки над местом выслушивания. Необходимо различать хрипы, образующиеся в глубоких отделах дыхательных путей и хрипы проводные из верхних дыхательных путей. Последние хорошо слышны над носом и ртом, проводятся на лопатки и остистые отростки грудных позвонков, почти не меняются в разных местах выслушивания, хорошо ощущаются при прикладывании ладони к грудной клетке.
Аускультацией можно выслушать бронхофонию (усиление проведения голоса, связанное с уплотнением легочной ткани). Выслушивание проводится над симметричными участками грудной клетки во время крика ребёнка или при произношении им слов «кис-кис», «рысь-рысь» и т. п. При уплотнении легочной ткани голос хорошо проводится в эти отделы, и симптом считается положительным.
Симптом д’Эспина:проводится аускультация над остистыми отростками, начиная с VII-VIII грудных позвонков, снизу вверх во время шепота ребенка («кис-кис», «рысь-рысь»). В норме наблюдается резкое усиление проведения звука в области 1-2-го грудных позвонков (симптом отрицательный).
Функциональная проба Штанге — Генча.Проводится у детей старше 3-4 лет. Ребёнок максимально долго задерживает дыхание на вдохе (проба Штанге) или на выдохе (проба Генча). Время задержки дыхания выражается в секундах.
Инструментальные методы исследования: рентгеноскопия, рентгенография, бронхоскопия, бронхография, исследование показателей внешнего дыхания, газового состава крови и др.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.
Методика объективного обследования сердечно-сосудистой системы состоит из опроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации. К дополнительным методам обследования относятся определение артериального давления и функциональные пробы сердечно-сосудистой системы.
Анамнез.Выслушав жалобы больного ребёнка, следует дополнительно уточнить:
1) не отстаёт ли ребёнок в подвижных играх от своих сверстников;
2) не устаёт ли при подъёме на лестницу;
3) не отмечается ли периодического цианоза (при крике, плаче, кормлении грудью, физической нагрузке);
4) не наблюдалось ли появления отёков, обморочных состояний, приступов судорог с потерей сознания.
У детей старшего возраста обратить внимание на одышку, боли в области сердца, сердцебиение, перебои, отёки, кровохарканье, кровотечение из дёсен, нарушение сна, головокружение, артралгии. Выяснить, когда появились жалобы, с чем связано начало заболевания, как болезнь протекала, какое проводилось лечение, его результат. Обратить внимание на перенесенные заболевания, семейный анамнез.
Осмотр.Осмотр начинают с лица и шеи больного. Обращают внимание на цвет кожных покровов, наличие цианоза, бледности, иктеричности. При осмотре шеи обращают внимание на наличие или отсутствие пульсации сонных артерий (усиленная пульсация сонных артерий носит название «пляска каротид»), пульсации и набухания яремных вен. Небольшое набухание вен шеи у детей старшего возраста может быть в горизонтальном положении в норме, но оно должно исчезать в вертикальном положении ребёнка.
Затем переходят к осмотру грудной клетки. Необходимо обратить внимание на наличие асимметричного выпячивания грудной клетки в области сердца (сердечный горб), в области грудины или сбоку от неё, сопровождающегося пульсацией. Отметить наличие или отсутствие сглаженности или втяжений межреберных промежутков в области сердца.
Осматривается верхушечный толчок — периодическое, ритмичное выпячивание грудной клетки в области верхушки сердца в момент систолы сердца. У детей астеников верхушечный толчок хорошо виден, у тучных детей может быть не виден. У здоровых детей грудного возраста верхушечный толчок определяется в IV межреберье, после 1 года — в V межреберье. При патологии может иметь место отрицательный верхушечный толчок — втяжение грудной клетки во время систолы сердца в области верхушечного толчка. Может наблюдаться сердечный толчок — сотрясение грудной клетки в области сердца, распространяющиеся на грудину и в эпигастральную область. Он обусловлен, главным образом, сокращением правого желудочка, прилегающего к грудной клетке. У здоровых детей сердечный толчок не наблюдается. Эпигастральная пульсация может наблюдаться у здоровых детей с гиперстеническим типом конституции.
При осмотре конечностей обращают внимание на форму концевых фаланг и ногтей пальцев, на наличие отеков и акроцианоза.
Пальпация.Пальпацией определяют характеристику верхушечного толчка. Исследующий кладет ладонь правой руки основанием к левому краю грудины, чтобы пальцы прикрывали область верхушечного толчка. Найденный верхушечный толчок ощупывается указательным, средним и четвёртым слегка согнутыми пальцами. Определяется характеристика верхушечного толчка: локализация, площадь, высота, сила. У здорового ребёнка площадь верхушечного толчка равна 1-2 см2. Высота толчка характеризуется амплитудой колебаний в области толчка: высокий и низкий верхушечный толчок. Силаверхушечного толчка измеряется тем давлением, которое оказывает верхушка на пальпирующие пальцы — толчок умеренной силы, сильный, слабый.
Пальпаторно определяют систолическое или диастолическое дрожание сердца при стенозах клапанов сердца (симптом «кошачьего мурлыкания»), для этого ладонь кладут плашмя на область, сердца. Этим же способом можно иногда определить шум трения перикарда.
Путем пальпации определяют характер эпигастральной пульсации. Разлитая эпигастральная пульсация в направлении сверху вниз — признак гипертрофии правого сердца; справа налево — увеличенной пульсации печени; сзади наперед — пульсация аорты.
Методом пальпации исследуется состояние пульса ребёнка. Состояние пульса оценивается в нескольких местах. Пульс на лучевой артерии следует ощупывать одновременно на обеих руках, если разницы не будет, то в дальнейшем обследуют на одной руке. Рука ребёнка помещается на уровне его сердца в расслабленном состоянии. Кисть захватывается правой рукой исследующего в области лучезапястного сустава с тыльной стороны, при этом большой палец исследующего находится на локтевой стороне руки ребёнка, а указательным и средним – пальпируется артерия. Пульс на бедренной артерий исследуется в вертикальном и горизонтальном положениях ребёнка, ощупывание проводится указательным и средним пальцами правой руки в паховой складке, в месте выхода артерии из-под пупартовой связки. Пульс на тыльной артерии стопы определяется в горизонтальном положении ребёнка, кисть исследующего помещается у наружного края стопы, артерия пальпируется 2-3-4 пальцами. У детей первых месяцев жизни пульс исследуют на височной артерии, прижимая артерию к кости. У детей грудного возраста частота ритма и ритм пульса определяются на большом родничке (не разворачивая ребёнка). Определяется соотношение частоты пульса и дыхания.
Пульс характеризуют по частоте, ритму, напряжению, наполнению, форме (табл.2). Для определения частоты пульса подсчет ведётся не менее минуты, параллельно проводится подсчёт частоты сердечных сокращений (аускультативно или по верхушечному толчку); при этом может наблюдаться разница между числом сердечных сокращений и частотой пульса — «дефицит пульса».
Таблица 2
Источник
Нижние границы лёгких у детей
Линия | Справа | Слева | |
Средне- ключичная | VI ребро | Нижняя граница левого легкого по среднеключичной линии отличается тем, что образует выемку для сердца и отходит от грудины на высоте IV ребра и круто спускается книзу | |
Средняя подмышечная | VIІI ребро | IX ребро | |
Лопаточная | IX-Х ребро | Х ребро | |
Паравертеб-ральная | На уровне остистого отростка XI грудного позвонка |
Исследование экскурсии (подвижности) нижнего края легкого. С помощью перкуссии находят нижнюю границу легких по средней подмышечной или задней подмышечной линии. Затем просят больного глубоко вдохнуть и задержать дыхание и вновь определяют границу нижнего края легкого. Отметку производят по той стороне пальца, которая обращена к ясному перкуторному звуку. После этого таким же образом определяют нижнюю границу легкого на выдохе, для чего просят больного сделать максимальный выдох и задержать дыхание. Получается три отметки – при спокойном дыхании, на высоте вдоха и выдоха. Расстояние между верхней и нижней отметками – величина экскурсии нижнего края легкого.
О подвижности нижнего края легких у детей раннего возраста можно судить во время плача или крика.
Определении высоты стояния корня легкого. Корень легкого – это совокупность анатомических образований, расположенных в области ворот легкого и покрытых плеврой. Включает главный бронх, легочную артерию, легочные вены, бронхиальные артерии и вены, нервные сплетения, лимфатические сосуды и узлы, клетчатку. Корень легкого расположен приблизительно на уровне бифуркации трахеи. клинически бифуркация трахеи расположена на пересечении линии, проведенной по spina scapulae. При определении высоты стояния корня легкого необходимо следовать правилам топографической перкуссии. Направление перкуссии – снизу вверх по паравертебральной линии, начиная от уровня угла лопатки. Палец-плессиметр при этом устанавливается параллельно ребрам. При первом изменении перкуторного звука перкуссия прекращается и отмечается нижняя граница корня легкого. В норме она расположена на уровне верхней трети лопаток (не ниже). Довольно точно можно определить границу при непосредственной перкуссии одним пальцем. Расширение корней легких (смещение нижней границы корня легкого вниз) может быть при бронхите, увеличении бифуркационных лимфоузлов.
Симптом Кораньи — де ла Кампа. Проводитсянепосредственную перкуссия по остистым отросткам позвонков снизу вверх от уровня угла лопатки. При этом ребенок несколько наклоняется вперед. В норме отмечается укорочение или притупление перкуторного звука выше 2-го грудного позвонка у детей раннего возраста и выше 4-го грудного позвонка у детей старшего возраста. Если укорочение определяется ниже указанного уровня (симптом положительный) – это свидетельствует об увеличении лимфатических узлов в области бифуркации трахеи (например при бронхоадените) или о расширении корня легкого.
Симптом Филатова. Проводится перкуссия по срединной линии от мечевидного отростка к рукоятке грудины. В норме в области рукоятки грудины изменения перкуторного звука нет – звук ясный легочный. Укорочение-притупление перкуторного звука в верхней части грудины – симптом положительный.
Симптом чаши Философова. Определяется наличие притупления перкуторного звука в области первого и второго межреберья спереди у грудины. Проводится непосредственная перкуссия по Образцову (подушечкой пальца) по первому и второму межреберьям от среднеключичной линии внутрь. В норме укорочение или притупление звука отмечается по краю грудины – симптом отрицательный. Если зона притупления-укорочения выходит за пределы грудины в виде чаши – симптом положительный.
Симптомы Филатова и чаши Философова положительны при увеличении лимфатических узлов, расположенных в переднем средостении.
Симптом Аркавина. Симптом определяется при перкусии по средней подмышечной линии снизу вверх. В норме в подмышечной области звук ясный легочный – громкий, продолжительный и низкий. Укорочение-притупление перкуторного звука в подмышечной области свидетельствует об увеличении бронхо-пульмональных лимфатических узлов – симптом положительный.
Аускультация
При аускультации легких положение больного может быть разным. Детей в тяжелом состоянии выслушивают в положении лежа, при общем состоянии средней тяжести можно выслушивать ребенка в положении сидя. Если сстояние ребенка удовлетворительное, удобнее проводить аускультацию в положении стоя.
Крик ребенка не мешает аускультации. Наоборот, при крике углубляется дыхание и легче выслушиваются хрипы, которые не удается уловить при спокойном дыхании. Кроме того, при крике легко определить бронхофонию. Задние отделы легких можно слушать непосредственно ухом, положив ребенка спинкой вверх себе на руку.
Аускультацию легких следует проводить в тех же местах и в той же последовательности, где проводится сравнительная перкуссия – начиная с верхушек легких справа и слева, и заканчивая подлопаточной областью, которую следует выслушать наиболее тщательно и по всем линиям (паравертебральная, лопаточная, задняя подмышечная). Во время аускультации легких следует оценить характер основного дыхательного шума и наличие дополнительных шумов (хрипов).
Во время аускультации врач может услышать различные варианты основного дыхательного шума. Существует два основных варианта дыхательных шумов – везикулярное дыхание и бронхиальное дыхание. Для того, чтобы отличить эти два варианта дыхательных шумов врач должен оценить соотношение длительности слышимой части вдоха и выдоха.
Если вдох слышен хорошо, а выдох слышен только в начале (не более 1/3 от длительности вдоха), такое дыхание называется везикулярным. Везикулярное дыхание выслушивается над легкими у здоровых детей.
Если вдох слышен хорошо, а выдох слышен еще лучше и более продолжительно, такое дыхание называется бронхиальным. Бронхиальное дыхание выслушивается у здоровых детей над гортанью и трахеей, в области седьмого шейного позвонка и в межлопаточной области до 3-4 грудного позвонка.
Существует промежуточный вариант дыхания. Если вдох слышен хорошо, а выдох удлинен и составляет более 1/3 от длительности вдоха (но не более длительности вдоха), такое дыхание называется жестким. Жесткое дыхание является патологическим типом дыхания, выслушивается при бронхите, бронхопневмонии и свидетельствует о наличии слизи (экссудата) на поверхности слизистой оболочки бронхов.
Существуют также разновидности везикулярного и бронхиального дыхания. Эти оба вида дыхания могут быть громкими (усиленными) и тихими (ослабленными) – в зависимости от громкости звука.
Для того, чтобы правильно оценить тип дыхания, врач должен оценить:
1) соотношение длительности слышимой части вдоха и выдоха;
2) громкость звука.
У здоровых новорожденных и детей до 5-6 месяцев над легкими выслушивается ослабленное везикулярное дыхание. После 5-6 месяцев и до 5-6 лет над легкими выслушивается усиленное везикулярное(пуэрильное) дыхание, дыхание. После 5-6 лет над легкими выслушивается просто везикулярное дыхание.
Возникновение пуэрильного дыхания у детей объясняется особенностями строения органов дыхания. К ним относятся:
– значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающее воздушность легочной ткани и создающее условия для большого примешивания ларингеального дыхания;
– более короткое расстояние от голосовой щели до места выслушивания из-за малых размеров грудной клетки, также способствующее примеси ларингеального дыхания;
– узкий просвет бронхов;
– большая эластичность и тонкая стенка грудной клетки, увеличивающие ее вибрацию.
У детей старше 7 лет дыхание постепенно приобретает характер везикулярного. Поначалу оно бывает переходным, т.е. занимает промежуточное положение между пуэрильным и везикулярным дыханием. При этом выдох слышен еще достаточно хорошо перед тем, как почти исчезнуть при везикулярном дыхании.
При увеличении бронхиальных лимфатических узлов появляется симптом Д’Эспина – выслушивание шепотной речи и бронхиального дыхания ниже I грудного позвонка по позвоночнику. При этом шепотная речь над І — IV грудными позвонками выслушивается так же хорошо, как и над VII шейным. Проверяется симптом следующим образом. Устанавливаем фонендоском на седьмой шейный позвонок и просим пациента сказать шепотом «чашка чая». Сила звука в этом месте является «эталоном». Затем фонендоскоп устанавливаем на первый грудной позвонок и ребенок повторяет ту же фразу, затем – снова на VII шейный и на второй грудной и так далее. В норме громкость звука ослабевает сверху вниз (симптом отрицательный). Если же громкость звука над грудными позвонками такая же, как и над VII шейным (симптом положительный), это может свидетельствовать об увеличении бифуркационных лимфоузлов или расширении корня легкого.
Симптом Домбровской– достаточно четкое выслушивание тонов сердца в правой подмышечной области (симптом положительный) свидетельствует об уплотнении правого легкого. В норме в данной области тоны сердца практически не слышны (симптом отрицательный).
СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ. ВРОЖДЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (ВРОЖДЕННЫЙ СТРИДОР, МУКОВИСЦИДОЗ). АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА, ПОЛЛИНОЗ). НЕОТЛОЖНАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ГИПЕРТЕРМИЧЕСКОМ СИНДРОМЕ
Кашель
Кашель – один из самых характерных признаков поражения органов дыхания. Наиболее типичен кашель при коклюше; кашель протекает пароксизмами (приступообразно) с репризами (протяженным, высоким вдохом) и сопровождается покраснением лица и рвотой. Пароксизмы кашля чаще наблюдаются ночью. Кашель при поражении гортани обычно сухой, грубый и лающий. Он настолько характерен, что дает возможность на расстоянии заподозрить поражение гортани (ларингит или круп). Кашель при трахеите грубый (как в бочку). При бронхитах кашель может быть как сухим (в начале болезни), так и влажным, с отделением мокроты. При бронхиальной астме обычно отделяется тягучая мокрота. При воспалении легких в первые дни болезни кашель чаще сухой, в последующие дни он становится влажным. При вовлечении в процесс плевры кашель становится болезненным (крупозная пневмония, плеврит).
Типы дыхания
Учащение дыхания (тахипноэ – более 10% от средневозрастной нормы) у здоровых детей возникает при волнении, физических упражнениях и т.д., а у больных – при обширных поражениях системы органов дыхания, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, болезнях крови (анемии), лихорадочных заболеваниях (зависит от раздражения дыхательного центра), при болевых ощущениях, дистресс–синдроме.
Урежение дыхания (брадипноэ) наблюдается у детей очень редко и указывает на истощение дыхательного центра. Обычно эти серьезные расстройства дыхания бывают при коматозных состояниях (уремия), отравлениях (например, снотворным), повышенном внутричерепном давлении, а у новорожденных – в терминальных стадиях дистресс–синдрома.
К расстройствам ритма дыхания относятся патологические типы дыхания:
1. Дыхание Чейна-Стокса (J. Cheyne, 1777-1836, шотландский врач; W. Stokes, 1804-1878, ирландский врач) – дыхательные циклы постепенно нарастают, а по достижении максимальной для данного периода глубины дыхания происходит постепенное снижение ее до минимальной глубины и переход в паузу, в период паузы больной может терять сознание. Наблюдается при нарушениях кровообращения, кровоизлияниях в мозг, менингитах, опухолях головного мозга, тяжелых интоксикациях, вызванных химическими отравлениями, и др.
2. Дыхание Биота (С. Biot, роился в 1878 г., французский врач) – чередование равномерных дыхательных движений и продолжительных пауз, строгая закономерность числа дыханий и продолжительность пауз отсутствуют. Наблюдается при опухолях мозга, менингитах, менингоэнцефалитах, диабетической коме.
3. Диссоциированное дыхание Грокко (P. Grocco, 1857 — 1916, итальянский врач) – нарушение координационной функции нервно-регуляторного аппарата, обеспечивающего гармоническую и последовательную работу отдельных групп дыхательной мускулатуры. Этот тип дыхания наблюдается при тяжелых состояниях: нарушениях мозгового кровообращения, абсцессах мозга, базальном менингите, реже – при диабетической коме, уремии.
4. Дыхание Куссмауля (A. Kussmaul, немецкий врач, 1822 — 1902) характеризуется медленными или быстрыми глубокими дыхательными движениями с вовлечением вспомогательной дыхательной мускулатуры. Основным патологическим процессом, вызывающим этот тип дыхания, является ацидоз: диабетическая кома, ацетонемическая рвота, метаболический ацидоз любого происхождения.
При осмотре ребенка следует обратить внимание на участие в дыхании вспомогательных мышц (прямых мышц живота, грудиноключичнососцевидной, грудных), что свидетельствует о затруднении дыхания, т.е. одышке. При этом у детей раннего возраста также наблюдается раздувание и напряжение крыльев носа (как бы точеный нос с блеском кожи).
Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 1230 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник