Говорящий ребенок 4 месяца
Содержание статьи
Развитие речи: месяц 4
Появление «комплекса оживления» — специфической эмоциональной реакции на взрослого — в 3 месяца задает «тон» последующему развитию. Ребенок проявляет себя по-новому.
Социальная линия развития, являясь главной у трехмесячного младенца, остается ведущей и на четвертом месяце, но теперь она может обогащаться более насыщенным и «деловым» эмоциональным компонентом. Ребенок реагирует не только на склонившееся над ним лицо взрослого, но и проявляет себя полно, «развернуто», как бы «ожидая» от взрослого каких-то действий и «готовясь» к ним (что-то говорят, поют, берут на руки, «играют» ручками и ножками, гладят и вкладывают в ладонь какие-то предметы, поворачивают на бочок и кладут на живот, поднимают вертикально, показывают игрушки и т. п.). И это понятно: ребенок исключительно беспомощное существо, и взрослый выступает как созидательная сила, обеспечивающая его взаимодействие с окружающим миром и двигательную активность. На этом этапе эмоциональное общение становится ведущей линией развития.
Не скупитесь на эмоции: ребенок на 4 месяце жизни начинает радоваться первым успехам и на удивление чутко откликается на ваше настроение. Вероятно, детьми движет инстинкт, который позволяет им различать базовые человеческие эмоции — радость, огорчение, удивление, страх и т. п. А вот оттенки этих чувств малышу предстоит еще долго осваивать на практике. И эта активная практика начинается на четвертом месяце жизни.
Можно сказать, общее развитие и речевые возможности крохи будут зависеть от вас, от того, насколько вы сумеете эмоционально обогатить его жизнь.
Подчеркнем, когда малыш находится в начале четвертого месяца жизни, актуальными для него считаются эмоциональное общение в системе «комплекса оживления», овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций). Моторное и сенсорное развитие, конечно, совершенствуются, но на этом этапе они идут вслед за эмоциональным.
Обратите внимание, что «комплекс оживления» возникает уже по «инициативе» крохи, который ищет глазами взрослого, прислушивается к его голосу и радостно смеется, когда его берут на руки.
На протяжении четвертого месяца вы действительно уже можете услышать смех малыша — чудную эмоциональную реакцию, которую кроха перенимает у взрослых. Значит, малыш «учится» эмоциям от родителей, копирует их. Чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы научите смеяться и его!
Вместе с тем, необходимо заметить: новации в проявлениях крохи возникают не преднамеренно, не по его замыслу. В поведении ребенка действуют безусловные, ориентировочные процессы, и его реакции во многом рефлекторны, так как кроха еще очень мал. Осознанное реагирование будет постепенно формироваться у ребенка по мере овладения им речью.
Однако, чтобы малыш начал входить в контакт на том уровне, который ему доступен, необходимо создать определенные условия жизни и общения. Следует:
- продолжать развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и незнакомые предметы (игрушки);
- побуждать притягивать игрушку при «случайном» прикосновении, ощупывать;
- обогащать «комплекс оживления» радостными эмоциями;
- в процессе ухода за ребенком и в моменты игры побуждать его к смеху, проявлениям радости;
- побуждать ребенка к речевой активности (вокализациям);
- проводить подготовку к овладению самостоятельными поворотами с живота на бок, затем на спину.
- Для развития речевых навыков рекомендуется:
- создавать ситуации «вслушивания» в голос взрослого и собственные речевые проявления;
- выводить ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление;
- заложить в общении с ребенком первые речевые навыки в качестве средства коммуникации со взрослым.
Важно понимать, что эмоциональное общение с ребенком направлено на двусторонний контакт.
Примерные ситуации эмоционального общения
Утром, поднимая малыша после ночного сна, мама (взрослый) «здоровается» с ним: улыбается, ласкает, использует бодрящие, веселые интонации, обращения по имени и др., создавая крохе хорошее настроение.
Мама, покормив малыша, аккуратно поднимает его вертикально в положение «на плечо». Другой взрослый (папа, бабушка, сестра и др.) стоит сзади и ласково разговаривает с ребенком, улыбается ему, показывает игрушку, приводит игрушку в движение и т. п.
Укладывая ребенка спать, мама или папа поют ему колыбельную, ласково поглаживая по спинке, слегка покачивая его.
Купая малыша, его осторожно опускают в воду, ласково разговаривают, употребляя слова-звукоподражания, соответствующие ситуации, например: «Куп-куп!», «Кап-кап!», «Шлеп-шлеп!» Или: «Кто-кто, кто плывет?», «С гуся вода, а с Алешки худоба!», «Да! Да-а-а!» и т. п.
Следует подчеркнуть, что все ситуации в жизни ребенка могут быть эмоционально «обыгранными», яркими, вызывающими у малыша интерес ко взрослому. Так формируются двусторонние контакты, потребность в них.
Пестование как прием народной педагогики на четвертом месяце, как и на третьем, по-прежнему имеет особое значение. Когда кроха еще не владеет самостоятельными целенаправленными движениями, взрослый как бы «играет» за него, действуя его ручками и ножками. Он ласкает малыша, сопровождая прикосновения пестушками, которые совпадают во времени с действиями взрослого. Приведем пример такого пестования.
Потягунушки
Мама переодевает малыша после сна, ласково наклоняется к нему, улыбается, поглаживает ручки ребенка, потом сгибает попеременно его ножки, затем сводит и разводит ручки, как бы «играя» ими за ребенка. Свои действия она сопровождает словами:
«Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!»
На 4 месяце к ребенку следует обращаться по имени как можно чаще. Используются пестушки, которые может сочинить и сама мама. Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают мать и дитя к эмоциональным и речевым контактам.
Мишенька
К Мишеньке-Мише
Прибежала мышка,
Подарила зубок
И пшеничный колосок,
Чтобы звенел голосок:
«А-гу-у! А-а-гу-у-у!
Вот как «гукать»
Я могу-у-у! Гу-гу-у!»
Мама наклоняется над ребенком, читая нараспев, выделяя гласные, и затем делает паузу.
Взрослый утрированно выполняет артикуляцию гласных звуков, делает паузу и прислушивается к звукам, издаваемым ребенком, потом повторяет пестушку.
При втором и третьем прочтении мама «играет» ручками и ножками ребенка.
Любушка
Гу-у-леньки — гули,
Гу-у-ли прилета-а-али,
Гули, гу-у-ли прилета-а-ли,
Громко ворковали:
«Любу-ушка-а, Любу-у-шка,
Любу-у-у-шка — голу-у-бушка!»
Кыш! Полетели!
На головку сели,
Любушке запели:
«Любу-у-шка, Любу-у-шка,
Любу-у-шка — гол-у-бушка,
Золотые перышки,
Кудрявая гол-о-вушка!» (Взаимодействие с ребенком аналогично предыдущему.)
Предречевое развитие на 4 месяце жизни малыша направлено на расширение вокальных возможностей, в частности, появление гуления — устойчивой членораздельной артикуляции гласных звуков, основы в овладении первыми речевыми навыками.
Для того чтобы вывести ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление, взрослый проводит специальные занятия по следующей схеме.
Вначале неоходимо удобно расположить малыша перед собой на пеленальном столе, так чтобы кроха хорошо видел говорящего взрослого и его артикуляцию. Далее мама называет ребенка по имени, вызывает «комплекс оживления».
В процессе эмоционального общения она четко произносит нараспев гласные звуки «а», «у», «и», «о». Подбирает фольклорные тексты, где эти звуки хорошо слышатся, находясь под ударением. Произносить слова нужно не торопясь, интонируя голосом. Затем взрослый делает паузу, давая ребенку возможность отреагировать на показ.
Во второй части игры-занятия мама старается активизировать малыша, повторяя тот или иной звук в его собственном исполнении.
Фольклорные тексты можно сочетать с разговором, повторением речитативом или пением. В конце игрового взаимодействия с малышом можно показать ему игрушку — персонаж, о котором шла речь, а также ввести звучание какого?нибудь музыкального инструмента (детский металлофон, балалаечка, бубен, дудочка и т. д.).
Чисто речевое взаимодействие должно длиться около 3 минут, если в игру-занятие вводятся игрушки и элементы пестования, то оно может быть продлено до 5 минут.
Примерные игры-занятия «Уж ты, ласточка!»
Задача
Активизировать в гулении гласные звуки «а» и «у», используя в игре-занятии фольклорный текст.
Содержание игры-занятия
Сосредоточив взгляд ребенка на своем лице, мама артикулирует гласный звук «а», замолкает на 10-15 секунд, давая возможность малышу откликнуться. Затем читается нараспев песенка, в которой особо выделяются звуки «а» и «у»:
«У-у-уж ты, ла-а-а-сточка,
Ма-а-ла пта-а-а-шечка,
Ты лети, лети из-за моря.
Принеси ты на-а-а-м золотые клю-ю-чи,
Золотые клю-ю-ю-чи,
Клю-ю-ю-чи весенние.
Ты за-а-амкни зиму-у-у,
Зиму-у-у холодну-у-ю,
Принеси весну-у-у-у,
Весну-у-у красну-у-у!»
Взрослый может этот фольклорный текст пропеть, выделяя гласные звуки «а» и «у» (на мотив русской народной песни «Ах ты, душечка, красна девица»).
«Звонкий колокольчик»
Задача
Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивая голову в сторону звучащего предмета, фиксировать на нем взгляд, делать попытки захватить игрушку.
Материал
Колокольчик мелодичный, укрепленный на шнурке (40-50 см).
Содержание игры-занятия
Малыш лежит в манеже или кроватке на спине. Боковые стороны завешаны. Взрослый на расстоянии 1 м начинает звенеть колокольчиком. Сначала тихо, чтобы не испугать ребенка, потом погромче, побуждая его повернуть головку в сторону звучащего предмета, т. е. определить, где находится источник звука. При появлении реакции со стороны крохи мама отодвигает ткань с одной стороны и звенит, чтобы ребенок увидел звучащую игрушку.
Далее мама поворачивает малыша на живот и звенит колокольчиком в манеже, но сильно его не раскачивает, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд на звучащем предмете. Когда кроха зафиксирует взгляд на игрушке, взрослый поворачивает его вновь на живот и опускает на шнурке колокольчик, который легонько касается его рук. Мама создает ситуацию, побуждающую ребенка притянуть к себе предмет, а затем сделать попытку захватить его. С этой целью колокольчик осторожно придвигают то к одной, то к другой руке малыша. Свои действия взрослый сопровождает словами: «Ко-о-локо-о-льчик! Во-о-т како-о-й коло-о-о-ко-о-льчик!»
По-прежнему для ребенка весьма значимыми являются игры-занятия на развитие мелкой моторики рук. Физиологически они способствуют развитию речевых навыков малыша.
«Кольца с колокольчиками»
Задача
Побуждать малыша выпрямлять руки над грудью, притягивать игрушки, захватывать их и удерживать не менее 20 секунд. Обогащать чувственный опыт ребенка, подбирая предметы различные по физическим свойствам, а также позволяющие дифференцировать положение большого пальца малыша при захватывании игрушки.
Материал
Кольца диаметром 12-15 см, обвитые ленточками разной фактуры. Во внутреннюю поверхность кольца укрепляют колокольчики так, чтобы при захватывании кольца рукой колокольчик начинал раскачиваться, издавая звон.
Содержание игры-занятия
Ребенок лежит на спине. Взрослый вызывает «комплекс оживления», ласково разговаривает с малышом, показывает кольцо с колокольчиком, встряхивает, извлекая звон, дает возможность рассмотреть игрушку, имитирует голосом издаваемый звук: «Динь-динь! Динь-динь!».
Приближает колечко к руке малыша, пропускает четыре пальчика внутрь кольца. При этом большой пальчик малютки непроизвольно отводится. Затем то же проделывается и со второй ручкой. Так взрослый «учит» ребенка захватыванию предмета ладонью.
Взрослый укрепляет колечко с колокольчиком на шнурке и опускает над малышом на уровне его груди и полусогнутых рук. Ребенок начинает «играть» с колечком, действуя с ним двумя руками, пытаясь притянуть и захватить предмет.
Мама меняет колечки, которые отличаются и по цвету, и по фактуре поверхности. В процессе игры-занятия взрослый разговаривает с малышом, имитирует звук колокольчика.
В заключение следует заметить, если взрослые в течение четвертого месяца уделяли достаточное внимание ребенку, общались с ним, выполняли рекомендации по речевому развитию, то к концу месяца малыш порадует вас своими успехами:
- у крохи появляется эмоционально-выразительная, интонационно насыщенная, яркая речевая реакция — гуление;
- ребенок гулит часто, откликаясь на разные ситуации. Как правило, начинает гулить сам или через 1-3 минуты после побуждающих действий взрослого, общения с ним.
Источник
Эмоциональное развитие ребенка 4-6 месяцев
Наблюдая за тем, как протекает развитие ребенка, многие родители стремятся помочь малышу быстрее овладеть полезными навыками. Больше внимания уделяется при этом физическому и моторному развитию, в отличие от эмоционального. Хотя эмоциональное развитие ребенка играет серьезную роль в становлении личности человека. О том, чем оно характеризуется в возрасте 4-6 месяцев, расскажет MedMe.
Основные этапы нервно-психического развития малышей 4-6 месяцев
Прежде, чем описывать эмоциональное развитие крохи, необходимо вспомнить основные этапы его нервно-психического развития. К четырем месяцам у малыша почти полностью проходит повышенный тонус в ножках и ручках, что дает ему новые возможности. Можно беспрепятственно пососать пальчики на ногах или дотянуться до нужной игрушки, которая так привлекает внимание в этом возрасте! Игрушки малыш перекладывает из одной ручки в другую, берет сразу несколько, стучит ими друг о друга.
Ладошкой кроха придерживает молочную железу мамы в то время, пока она его кормит. «Искусственники» придерживают бутылочку. Те дети, которые знакомы с пустышкой, могут самостоятельно достать ее изо рта и взять обратно.
В 4 месяца ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимаясь на выпрямленных руках. Он учится переворачиваться. Сначала получается перевернуться со спины на живот, затем наоборот. К полугоду малыш пытается сесть, но большинство детей окончательно смогут сесть без поддержки в 7-7,5 месяцев.
С совершенствованием зрения у крохи стимулируется развитие. Он начинает узнавать знакомых людей на различном состоянии, радоваться им. Развитие речи у ребенка характеризуется длительным гулением, распеванием гласных звуков, веселым смехом и визгом при общении с любимыми людьми.
Чем характеризуется эмоциональное развитие ребенка
К четырем месяцам в эмоциональном развитии ребенка есть значимые достижения. Его настроение и взгляд на окружающий мир находится в прямой связи от настроения матери, ведь малыш очень от нее зависим. Общение для ребенка с членами семьи очень важно, он радуется встрече с ними, смеется, выражает свои чувства взглядом и телодвижениями. Помимо положительных эмоций, отрицательные тоже дают о себе знать каждый день: недовольный крик, требовательный плач, гримасы огорчения или обиды.
Каждую свою потребность кроха выражает определенным образом. Мама и другие лица, часто ухаживающие за ребенком, уже умеют различать нотки его плача и понимают, что конкретно нужно в данный момент малышу. К этому возрасту ребенок узнает своих близких родственников, что заметно по той реакции, которую он проявляет при встрече с ними.
К возрасту пяти месяцев малыш хорошо знает, какие способы воздействия на родителей особо «хорошо работают» и пользуется этим. Он отличает своих родственников от чужих людей, радуется и улыбается тем, кто ему симпатичен. И напротив, малыш может расплакаться при виде человека, которого он не любит или боится.
На шестом месяце жизни ребенок умеет отличать интонацию, с которой к нему обращаются, расстраивается и начинает плакать, если мама или папа ругают его и строжат. Иногда предшественниками плача у малыша являются гримасы огорчения или обиды.
В шесть месяцев еще более отчетливыми становятся жесты и мимика. Настроение ребенка может меняться быстро. От обид малыш легко переключается на смех и хлопанье в ладоши, и наоборот, может быстро расстроиться, если что-то идет не «по его сценарию». Игры полугодовалого ребенка отличаются целеустремленностью: малыш четко знает, чего хочет и пытается этого добиться (дотянуться до конкретной игрушки, взять в руку сразу несколько предметов и др.).
Советы родителям по развитию эмоций у детей
Как родителям помочь ребенку в развитии эмоций в возрасте 4-5 месяцев?
- Показывайте ребенку положительные эмоции при встрече с родными людьми и друзьями (улыбка, радостное приветствие).
- Попробуйте поиграть с малышом в «ку-ку»: сначала закрываете лицо руками или платком, а потом показываетесь ему со словами «ку-ку». Дети быстро начинают подражать взрослым в этой веселой игре.
- Постепенно усложните игру: каждое свое новое появление сопровождайте новым выражением лица (грустным, радостным, удивленным, хмурым). Обязательно комментируйте свои эмоции. «Ку-ку, а вот и мама. Мама грустит (смеется)!»
- Пойте песни своему ребенку, даже если вокальные данные слабоваты. Малыши очень любят, когда мама и папа танцуют или поют. Не забывайте сопровождать песни соответствующими эмоциями (улыбкой или грустным выражением лица).
- Рассматривая картинки или игрушки, придумывайте и описывайте характер каждого персонажа. Например: «Вот грустная собачка, она грустит. А это веселый клоун, он смеется».
- Наблюдая за ребенком, давайте оценку его действиям. Сопровождайте свои слова одобрения или неодобрения соответствующей интонацией и мимикой. Папа говорит строго и хмурит брови: «Ай-ай-ай, не хочешь надевать шапочку! Без шапочки гулять нельзя!» Бабушка ласково хвалит малыша и улыбается: «Какой молодец, сам до погремушки дотянулся!»
- Пускайте мыльные пузыри так, чтобы ребенок это видел. Если малыш заинтересуется, подыграйте ему: удивляйтесь, какой большой получился пузырь, и радуйтесь, когда он полетит высоко-высоко.
- Соблюдайте приятную традицию: здороваться по утрам с малышом, целовать его и говорить комплименты. Пусть каждый новый день начинается с позитивных эмоций.
- Заметив в книге какие-либо эмоции на лицах персонажей, попробуйте изобразить точно такие же, проговаривая свои действия. «Смотри, как мальчик дразнится! Мама тоже умеет так дразниться! (Высунуть язык.)»
Что новенького могут предложить ребенку родители в полгода?
- Игра в «гляделки»: смотрите на ребенка и периодически меняйте выражение лица (упор на взгляд). Сначала посмотрите с удивлением, затем строго, потом веселыми глазами. Понаблюдайте, как меняется реакция малыша на разное выражение вашего лица.
- Старайтесь называть всех членов семьи по именам, рассказывайте ребенку о том, кем они ему приходятся.
- Фотографируйте малыша, стараясь запечатлеть разные эмоции: плач, обида, смех, радость. Рассматривайте фотографии и комментируйте то, что видите. «Это наш Костенька! Он плачет, потому что расстроился».
- Танцуйте вместе с ребенком на руках под разную музыку (заводную и ритмичную, медленную и грустную).
- Разговаривайте с ребенком как можно больше, эмоционально рассказывая обо всем на свете. Обращайте внимание на мелочи. «Смотри, птички на веточке сидят. Они беззаботные, веселые! Как и мы с тобой».
- Комментируйте ребенку свое эмоциональное состояние. «Завтра у мамы день рождения! (С улыбкой.) Интересно, какой папа сюрприз приготовил? (Интригующе.)»
- Разнообразьте игры и занятия с ребенком, используя матрешки, коробочки с сюрпризами, музыкальные инструменты.
- Попробуйте порисовать вместе с малышом. Для этого можно использовать гуашь, зажав ручку ребенка с кистью в своей руке. Или же разрешить малышу окунуть подушечку пальца в пальчиковые краски и «порисовать». Старайтесь выбирать яркие краски, сопровождайте процесс рисования различными эмоциями. «Что это такое мама рисует? (Удивление, вопросительная интонация.) Человечка. Вот такой смешной получился! (Улыбка, смех.)»
Не забывайте о том, что малыш видит мир глазами своих родителей, поэтому старайтесь видеть вокруг как можно больше хорошего и радостного для гармоничного развития ребенка!
Источник