Гиперактивный ребенок признаки 3 месяца
Содержание статьи
Как распознать гиперактивность у детей до года: типичные проявления, что делать
Любознательность – обычное состояние малыша. Она указывает на правильное психическое и эмоциональное развитие. Иногда у родителей может возникнуть вопрос, как лечить гиперактивность у ребенка. Связано это с тем, что кроха проявляет повышенный интерес ко всему и ведет себя несвойственно возрастным критериям. Специалисты называют это состояние синдромом дефицита внимания (СДВГ). Существует ряд характерных признаков, которые указывают на повышенную активность. Их нужно учитывать, чтобы избежать неприятностей и отклонений в развитии.
Подвижность – естественное состояние детства
Симптомы у детей до года
Выявить нарушения у ребенка в возрасте до 1 года достаточно сложно. Причина в том, что особенности поведения и характер в этот период еще не сформировались в полной мере. Выражение эмоций еще неподвластно крохе, поэтому он может иногда быть слишком активным или, наоборот, затихать.
Распознать гиперактивность у грудничков помогут симптомы, которые являются универсальными для любого возрастного периода:
- Нарушение сна – период отдых-бодрствование смещается. Малыш ведет себя беспокойно, плачет или долго не хочет засыпать. Также бывает, что основное время отдыха приходится на утро и день, активность начинается с вечера и продолжается всю ночь.
- Повышенная потребность в движении (для грудничков она выражается в постоянном поднятии рук и ног, переворачивании).
- Продолжительный плач без видимой причины.
- Сильная напряженность в мышцах (гипертонус).
- Срыгивание и рвота (могут проявляться сразу после еды или через некоторое время).
- Возбудимость повышенная. Привести к смене настроения может, например, включение света в комнате или звонок телефона.
В этом случае родители могут столкнуться с такими проблемами, как сложность с пеленанием или сменой одежды. Присутствие посторонних лиц или большое количество людей в помещении может стать причиной смены настроения на негативное. Все эти перечисленные симптомы присутствуют в случае наличия гиперактивности постоянно. У малышей без нее отмечаются периодически, например, в случае болевых ощущений.
Внимание к особенностям поведения – очень важная деталь
Важно! Наблюдать за поведением ребенка нужно в течение всего дня. Если возникают сомнения, то лучше всего обратиться к специалисту.
Причины возникновения проблемы
Повлиять на развитие сдвг у грудничка могут самые разные факторы. Основные причины, которые вызывают гиперактивность у грудничков:
- В процессе беременности была угроза прерывания.
- Высокий тонус матки.
- Генетическая предрасположенность – в семье уже фиксировались подобные проблемы.
- Внутриутробная гипоксия (эпизодами).
- Наличие у матери различных вредных привычек (одной или в комплексе).
- Стрессовые ситуации (в момент беременности).
- Роды состоялись до 38 недели (условная доношенность ребенка).
- В родовой деятельности были применены различные стимулирующие средства.
- У матери присутствуют проблемы и заболевания нервной системы.
- Инфекционные заболевания (малыш перенес их в первые дни жизни).
- Ошибки врачей в процессе родов (неправильное использование техник или инструментов).
Проблемы с повышенной активностью, которую может демонстрировать новорожденный, связаны в ряде случаев с тем, что молодая мама нарушает диету. Включение в рацион шоколада или кофе может негативно повлиять на ребенка. После отравления химическими веществами у малыша может развиться подобная проблема как осложнение перенесенного состояния.
Важно! Родители должны помнить, что детский организм еще не полностью подготовлен к действующему темпу жизни. После появления на свет нужно дать ему время окрепнуть.
Нарушение поведения может отражаться в частом плаче
Как проводится диагностика
Диагностика и последующее лечение тесно связаны. Специалисту требуется понять причину проблемы в каждом конкретном случае. Врач учитывает, что гиперактивность у младенцев симптомы и проявления еще полностью не отображаются на динамике поведения. Именно поэтому диагностические мероприятия проводятся комплексно. Рекомендуется пройти обследование у 2-3 специалистов, чтобы исключить постановку ошибочного диагноза.
Что должно быть предпринято:
- Осмотр у педиатра – первое, что потребуется;
- Консультация с неврологом;
- Посещение психолога (чтобы отличить симптоматику гиперактивности от особенностей характера).
Затем производится наблюдение за поведением (продолжается до момента, пока ребенку ни исполнится 1,5 года). В число диагностических мероприятий в этот период включены:
- Нейропсихическое исследование;
- Выявление симптоматики у ребенка по месяцам (беседа с родителями);
- Заполнение опросных листов.
Дополнительно с 9 месяцев и в течение периода до 1,5 лет проводятся:
- Исследования ЭЭГ;
- МРТ мозга;
- ЭХО КГ.
Для того чтобы полностью исключить наличие других заболеваний и нарушений, точно установить гиперактивность ребенка и назначить лечение, соответствующее состоянию, берется анализ крови, и проводятся осмотры узкими специалистами, среди которых – эндокринолог, отоларинголог, логопед и эпилептолог. На основании полученных сведений назначается последующее лечение.
Что делать, если поставлен диагноз
Если проблема начала проявляться, врач выявил ее и занес в карту, нужно начинать терапию. Родителям не следует беспокоиться или переживать – в 90% случаев детская гиперактивность устраняется при помощи лекарств. Назначается препарат (таблетка или сироп), который оказывает влияние на очаг нарушения (например, нервную систему). Дополнительные рекомендации – соблюдение режима дня, выработать привычки правильного питания.
Ванночки с травами – отличный способ снять напряжение
Как успокоить малыша
Назначенное врачом средство работает лучше, когда ребенок ведет себя спокойнее. В случае проявления признаков СДВГ родители должны знать, как правильно успокоить кроху. Нужно сформировать режим дня, чтобы было достаточно много времени на отдых. Следует заменить активные игры на спокойные. Мама должна придерживаться строгой диеты, если соблюдает ГВ (шоколад, сахар, кофе полностью исключаются из ее рациона). Малыша следует купать 2 раза в день, чтобы снять напряжение с нервной системы. Рекомендуются прогулки.
Рацион карапуза должен быть полноценным и соответствовать возрасту. До 3-4 месяцев – молоко или смесь. Затем, когда малышу исполнится 4-6 месяцев, можно вводить прикорм (зависит от типа вскармливания). Режим дня должен строиться так, чтобы периоды отдыха преобладали. Вечером и утром рекомендуются массажи. Водные процедуры – 2 раза в день. Во время бодрствования, если гиперактивного ребенка признаки до года установлены специалистом, не нужно ограничивать малыша рамками манежа или кроватки. Лучше всего контролировать его передвижения на открытом пространстве.
Возможные последствия
Каждый гиперактивный грудничок постепенно войдет в норму поведения по возрасту при условии правильного и своевременного лечения. В первый месяц не стоит ждать резких улучшений, они придут постепенно. Если не предпринимать никаких действий, чтобы вылечить ребенка, могут в более взрослом возрасте появиться негативные последствия. Среди них – рассеянность, несобранность, невнимательность, замкнутость.
Доктор Комаровский о гиперактивности
Как специалист Комаровский утверждает, лучшее лекарство – внимание и забота. Он указывает, что чрезмерная подвижность не всегда является признаком гиперактивности. Без консультации с врачом нельзя проводить лечение. Такие методы, как гомеопатия или прием лекарств без назначения, могут лишь ухудшить ситуацию.
Эффективный народный способ успокоить непоседу – добавить в ванну отвары трав (ромашки или мяты). Это позволит расслабить нервную систему и снять тонус мышц. Поскольку новорожденная ЦНС несовершенна, родителям следует оберегать грудничков от любых стрессовых состояний.
Гиперактивность устраняется лаской и вниманием. Именно поэтому важно наладить контакт с ребенком с первых дней его жизни.
Видео
Источник
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка
Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?
Что такое гиперактивность
Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.
Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.
Признаки СДВГ
Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.
Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:
- Дефицитом внимания.
- Импульсивностью.
- Гиперактивностью.
Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.
В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.
Проявления дефицита внимания:
- Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
- У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
- Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
- Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
- Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
- Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
- Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
- Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
- В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
Проявления импульсивности и гиперактивности:
- Ребенок часто встает с места.
- Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
- Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
- Ему трудно участвовать в спокойных играх.
- Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
- Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
- Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
- У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
- Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.
Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).
Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте
Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.
У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:
- Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
- Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
- Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
- Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
- Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
- Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
- Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
СДВГ или характер?
Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.
В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:
- После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
- Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
- Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
- Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
- Быстро осваивает понятие «нельзя».
- Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
- Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.
Причины гиперактивности детей
Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.
Что делать
Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.
Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.
Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.
Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:
- Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
- Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
- Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Мнение Комаровского
Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.
Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.
Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:
- При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
- Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
- Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
- Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
- Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
- Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
- Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
- Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
- Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
- Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.
Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.
О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.
Источник