Естественное вскармливание для ребенка 4 месяца

Рацион ребенка в возрасте 4 — 6 месяцев

Вашему малышу уже исполнилось 4 месяца. Он заметно подрос, стал более активным, интересуется предметами, попадающими в его поле зрения, внимательно разглядывает и тянется к ним. Значительно богаче стали эмоциональные реакции ребенка: он радостно улыбается всем людям, которых часто видит все чаще, издает различные звуки.

Вы до сих пор кормите малыша грудью или пришлось перейти на смешанное или искусственное вскармливание. Ребенок активно растет, и только с грудным молоком или детской молочной смесью он уже не всегда может получить все необходимые питательные вещества. А это значит, что настала пора подумать о прикорме.

Оптимальное время для начала его введения — интервал от 4 до 6 месяцев, независимо от того, что получает малыш — грудное молоко или смесь. Именно в это время дети наилучшим образом реагируют на новые продукты. До 4 месяцев ребенок еще не готов воспринимать и переваривать какую-либо другую пищу. А при позднем введении прикорма — после 6 месяцев, у детей возникают уже значительные дефициты отдельных пищевых веществ и, в первую очередь, микронутриентов (минеральных веществ, витаминов, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот и др.). Кроме того, малыши в этом возрасте нередко отказываются от новых продуктов, у них задерживается развитие навыков жевания густой пищи и формируются неадекватные пищевые привычки. Важно знать, что, как это не покажется на первый взгляд странным, при отсроченном назначении продуктов прикорма на них чаще возникают аллергические реакции.

В каких случаях целесообразно дать прикорм уже в 4 месяца, а когда можно подождать до 5,5 или даже 6 месяцев? Чтобы решить этот вопрос обязательно посоветуйтесь с педиатром.

Как правило, в более раннем возрасте (4 — 4,5 мес.) прикорм вводится детям из группы риска по развитию железодефицитной анемии, а также детям с недостаточной прибавкой в весе и с функциональными расстройствами пищеварения.

Оптимальным временем для начала введения прикорма здоровому малышу является возраст 5 — 5,5 месяцев.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям, находящимся на грудном вскармливании, вводить прикорм с 6 месячного возраста. С точки зрения отечественных педиатров, которая основывается на большом практическом опыте и проведенных научных исследованиях, это возможно лишь в тех случаях, когда ребенок родился в срок, без гипотрофии (поскольку в этих случаях запасы минеральных веществ очень малы), он здоров, хорошо растет и развивается. Помимо этого мама также должна быть здорова, полноценно питаться и использовать либо специализированные обогащенные продукты для беременных и кормящих женщин, либо курсами витаминно-минеральные комплексы. Такие ограничения связаны с истощением запасов железа даже у абсолютно здорового ребенка к 5 — 5,5 месячному возрасту и значительным повышением риска развития анемии при отсутствии продуктов прикорма богатых или обогащенных железом. Возникают и другие дефицитные состояния.

Первым продуктом прикорма может быть овощное пюре или каша, пюре из фруктов лучше дать малышу позже — после вкусных сладких фруктов дети обычно хуже едят овощное пюре и каши, часто вовсе отказываются от них.

С чего же лучше начать? В тех случаях, когда у ребенка есть склонность к запорам или он слишком быстро прибавляет в весе, предпочтение следует отдать овощам. При большой вероятности развития анемии, неустойчивом стуле и малых прибавках в массе — с детских каш, обогащенных микронутриентам. И если Вы начали введение прикорма с каш, то вторым продуктом будут овощи и наоборот.

Если первый прикорм вводится в 6 месяцев — это обязательно должна быть детская каша, обогащенная железом и другими минеральными веществами и витаминами, поступление которых с грудным молоком уже недостаточно.

Еще один важный продукт прикорма — мясное пюре. Оно содержит железо, которое легко усваивается. А добавление мяса к овощам улучшает усвоение железа и из них. Мясное пюре целесообразно ввести ребенку в возрасте 6 месяцев. Только ежедневное использование детской обогащенной каши и мясного пюре позволяет удовлетворить потребности малышей в железе, цинке и других микронутриентах.

А вот соки лучше вводить позже, когда ребенок уже получает основные продукты прикорма — овощи, каши, мясо и фрукты. Ведь прикорм нужен для того, чтобы малыш получил все вещества, необходимые для роста и развития, а в соках их, в том числе витаминов и минеральных веществ, очень мало.

Соки следует давать не в перерывах между кормлениями, а после того как ребенок съел кашу или овощи с мясным пюре, а также на полдник. Привычка пить соки между едой приводит в дальнейшем к частым перекусам, прививается любовь к сладкому, у детей чаще возникает кариес и повышается риск развития ожирения.

С началом введения прикорма ребенок постепенно переводится на 5-разовый режим кормлений.

Правила введения прикорма:

  • предпочтение следует отдавать детским продуктам промышленного производства, они приготовлены из экологически чистого сырья, имеют гарантированный состав и степень измельчения
  • продукт прикорма следует предлагать ребенку с ложечки в начале кормления, перед прикладыванием к груди (кормлением смесью)
  • объем продукта увеличивается постепенно, начинаем с ½ — 1 ложечки, и за 7 — 10 дней доводим до возрастной нормы, последующие продукты внутри одной группы (каши из других круп или новые овощи)
  • можно ввести быстрее, за 5 — 7 дней
  • начинаем введение с монокомпонентных продуктов
  • нежелательно давать новый продукт во второй половине дня, важно проследить, как ребенок на него реагирует
  • новые продукты не вводят при возникновении острых заболеваний, а также перед и сразу после профилактической прививки (следует воздержаться в течение нескольких дней)

Вводя новый вид прикорма, попробуйте сначала один продукт, постепенно увеличивая его количество, а затем постепенно «разбавляйте» этот продукт новым. Например, овощной прикорм можно начать с чайной ложки пюре из кабачка. В течение недели давайте малышу только этот продукт, постепенно увеличивая его объем. Через неделю к кабачковому пюре добавьте чайную ложку пюре из брокколи или цветной капусты и продолжайте каждый день увеличивать общий объем. Оптимальным будет овощное пюре из трех видов овощей. Порция должна соответствовать возрастной норме. Со временем можно заменять введенные овощи на другие уже быстрее.

После введения одного овоща (доведя его объем до необходимого количества) можно перейти к приему каши, а разнообразить овощной рацион позже.

Если блюдо пришлось ребенку не по вкусу, например, брокколи, не отказывайтесь от задуманного и продолжайте предлагать этот овощ в небольшом количестве — 1-2 ложечки ежедневно, можно даже не один, а 2-3 раза перед едой, и через 7 — 10, а иногда и 15 дней малыш привыкнет к новому вкусу. Это разнообразит рацион, поможет сформировать у малыша правильные вкусовые привычки.

Читайте также:  Сколько капель фенистила давать ребенку в 4 месяца после прививки

Кормить с ложечки нужно терпеливо и осторожно. Принудительное кормление недопустимо!

В рацион здоровых детей каша, как правило, вводится после овощей (исключение составляют здоровые дети на грудном вскармливании, когда прикорм вводится с 6 месяцев). Лучше начинать с безмолочных безглютеновых каш — гречневой, кукурузной, рисовой. При этом важно использовать кашу для детского питания промышленного производства, которая содержит комплекс витаминов и минеральных веществ. Кроме того она уже готова к употреблению, необходимо лишь развести ее грудным молоком или той смесью, которую получает малыш.

Детям, страдающим пищевой аллергией прикорм вводится в 5 — 5,5 мес. Правила введения продуктов такие же, как для здоровых детей, во всех случаях он вводится медленно и начинается с гипоаллергенных продуктов. Обязательно учитывается индивидуальная переносимость. Отличие состоит лишь в коррекции рациона с учетом выявленных аллергенов. Из мясных продуктов вначале предпочтение следует отдать пюре из индейки и кролика.

Рационы питания на различные возрастные периоды

Объяснить, как можно составить рацион, лучше на нескольких примерах, которые помогут сориентироваться в составлении меню именно для вашего ребенка.

С 5 месяцев объем одного кормления составляет в среднем 200 мл.

Вариант 1.

Если ваш ребенок начал получать прикорм с 4 — 5 месяцев, то в 6 месяцев его рацион должен выглядеть так:

I кормление

6 часов

Грудное молоко или ДМС*200 мл
II кормление

10 часов

Безмолочная каша**

Докорм грудным молоком или ДМС*

150 г

50 мл

III кормление

14 часов

Овощное пюре

Мясное пюре Растительное масло

Докорм грудным молоком или ДМС*

150 г

5 — 30 г

1 ч.л.

30 мл

IV кормление

18 часов

Фруктовое пюре

Грудное молоко или ДМС*

60 г

140 мл

V кормление

22 часа

Грудное молоко или ДМС*200 мл

* — детская молочная смесь

** — разведенная грудным молоком или ДМС

Вариант 2.

Еще один вариант рациона питания ребенка 6 месяцев, если прикорм ввели с 4 — 5 месяцев:

I кормление

6 часов

Грудное молоко или ДМС*200 мл
II кормление

10 часов

Безмолочная каша**

Фруктовое пюре

150 г

20 г

III кормление

14 часов

Овощное пюре

Мясное пюре Растительное масло

Фруктовый сок

150 г

5 — 30 г

1 ч.л.

60 мл

IV кормление

18 часов

Фруктовое пюре

Грудное молоко или ДМС*

40 г

140 мл

V кормление

22 часа

Грудное молоко или ДМС*200 мл

* — детская молочная смесь

** — разведенная грудным молоком или ДМС

Вариант 3.

Примерный суточный рацион для ребенка в 6,5 месяцев на грудном вскармливании, если прикорм начали вводить с 6 мес.:

I кормление

6 часов

Грудное молоко
II кормление

10 часов

Безмолочная каша**

Докорм грудным молоком

100 г
III кормление

14 часов

Овощное пюре

Мясное пюре Растительное масло

Докорм грудным молоком

100 г

5 — 30 г

1 ч.л.

IV кормление

18 часов

Грудное молоко
V кормление

22 часа

Грудное молоко

** — разведенная грудным молоком

До 7 месяцев следует увеличить объемы каши и овощного пюре до 150 г и ввести фруктовое пюре.

Материалы подготовлены сотрудниками лаборатории питания здорового и больного ребенка ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России и основаны на рекомендациях, приведенных в «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», утвержденной на XVİ Съезде педиатров России (02.2009 г.)

Источник

³r_ãôâÃE‰%»Ëÿç÷o¿ÿq²Úæs*Õ`²Ò-SÄéäôþ^üŽ{‘H0rù~ÛÁ9t»NÙ é}»ë⊠6ÊÅ> «‰o2BÎÇ4 ×.ÒVNä²@ÆÀy½ÍZ¶WKÉQV[±8×m…uÃA’¦i,¼œÐ·.úú~ˆþª¤XW)X¼Š¾9D_ °¶.ÕJ’û󘻑Gä95#³‡ÂÊ:×(8ÖÕ¢p@•;¦Ê…»ø÷dõ±x ÖcêíbÜ+¨öv)§0Còsƒ þìX5Šª×Ý’]£EJR:%ÌÎ$ë9″T}r´ÞBNš ÐȵfcF²mÖbPPñ©8Z£’bARe±VòV)½˜81Æe-Áf†¯rKô/h»²‡bRZ,ÆŽÕÕÊk°n†œöKˆ+Õ¼ßlλÞ)ïØµåÙis€îx°ÏÉ0CÖA¹=pòç](q г/ÈC› °~±+›²9ÕçèøþAMÛUzNkùw]/‡ÒtëZr]k³ø-(U‡»j ׌R».FÜ©*’Mž®ÞÃåØH ø• _¡ÏÒg»M©éHŸ¹É»ï­ô²ðÀÕuMÙ½Í2§ £ÕÈ,0ÜqÉû,UÌÚv§A˜ò²ÉÓDÍWÐKŒ|‰B’I-˜LNÏœƒ^ˆ´W»ï³ØÔ¦»IKª ©¬»f KA],TöÉ;öÒÆê*&G’>•¡psu¿Q]©š&‹-åXTÙÔìè³+EDrǶXA-¼¥’W5°Ïšã,@½ûkÌ wõ»/k¶Û4µ4•ô&ÜßðÍßqå_»½2_åøÊ=ºÍ,(zÝcµ›A˜Ya’1ø ÝÔÑœpG3Ø-$qÂ)ŸÆ’#ª¼s@¡gAÇú¨z¥v©±ÇÔ80¹ð 5ë¢ÚZ·(_¼TÜuA¦wPàª%º^/#†n€›bò±ÞLëuQ ¼¾¶‹•-›¹Ã•¬¶t»|i¦6etþC¿S«+›³ÂfÇ*zW0+‰| €-«PïÅZ§ Ú%Xgû¡PÝšùØºÝÆªY¥Ö¸X]J~w)uª¿ˆ‰»>ŠuyÞÞ»%F+ÛµÔhh4ŸÆ&0″T25ð’˜ÍëBM¬ÃlÖNžWPô¸/m’hG†t%ÓζT ¶Û^Ïm)ÕZ®™çàp³‹»ØUÔ4F¢îõ+»EMáh’$ÎüJo·ägïh¢˜c{b»_ÐÌ.’w®.œ4ØÓ»ó»ÙïØ§´î&R¸‰C¤žœ>4©C3SQ{™ØÀúsZZ¸Æ ël#´G‰WóQ†®¼9H¯£q_lëÔR¶§/õ*Ægà5ÆãßfùïĹOÍœ‰ˆ,8üíÎÃZj’bõàÚôJmଣʹq‡3k f«±›’Ôº,ëߺZa4ψ´2uP›ÝzÛ’š¨`ê$DdÙøuãØ™êÏÓÎ4ùÑ{Å›z-G¢+š£ÎDZÄðu 0®[ÎÊYI9!çäN;w/»‹þʶPõ)5ò»Ü:ÉÚ&ýoÜt¿vßûƒ&‹áR‡†}ÅþŸÕ_W·ËéÔàvk=]†Î-̲¥jbÃ]r=@ ê{3[4ƒOj™-)bêm¥$WÔ£Fu°{-H³ÐZ’nùESÜ»»DwïNþ’X¦Îq£C»úò=îÎjÚßÅñ›1ŽÓò#(}ŸiæðŒ•QP£7éc9H6Ãp §Y-.?çÙübM¿eì¬t7^›-ìäµF.¶Çõç º¤A…®sé/»6Æ­8¹3{Û㨜ŒŒ,:‹ŠËónù» «ó1ÚÞ˜&¦Qï>&k½ÓíEMÓ1¼ÊYˆÊôÚ…¨*gðw!Ï*ww-Š©òø±¹¶Ìd~ vcQp‹ý¢úDö³Lð¼K·3ËjœôW}³‹¹ÂiovÏwŒ4q±ç.qÊ’´æ ÐÕéÖ5’éEþ³žLº:Õ‡ %8r’¿Ë5Þ{›ßÑâò½¤ûeÃsÙ’Y}¤LÓ¾:Äí8ò-5ÜÜØ^¨YonÔŒoÚÄû³0Ì]îâ¯Î fNRÝöÏi¡’0×&kÔQî;¡¡Üvª‡µå»fŒ¦üwDeg˜¿ ™s_GÒßlØu9zžÊ7e#Í5%-òd½nuêá·{øÈÙ»ÄçšrM¢ñIB!¶…SBìk¹XWsæÄpȰ¶rµ ¡¯E`ÕùÝé´K›ÒœvñIA+ÒàrÜö_•Å¥¹hè©ê¦«ãôS}çg»Î4Ê›Åë/mëskväê›3¦)JJ›åœËV ßîcV‡Ÿ2 T»kÿcóÚÅZCí7(^ÔÖPõÎr#Èx>ïÿtUù¯àmÔŠ;çÄ€Â'»kµJ½•ÑaFdå9dÓ™ZÛ»¢EˆYèdÊã­Ýv´6ï8ã­gs[¢MRì3@ü8‡ZM^ÀE ºT³a¹0Z•»pï =Úåå˜mÌ™J™ çìAQ/ßô’ç®9ÝP>g‡±iºšããÔi®(‘€SP-Jz¾žB t·ÍÊ7j3IBÁz¢IW=63lOA¤Ò)ÿ+%h’´ 7″*Ù2ÌˇÝÕ ÃüšžxŸóòµÔ»ÿÏRZªô Í’

›åDtû»Uið»~Múƒ[˜Ú®º£Yͪäh¹7 $²¢ÚVÅ=ÁÎÝšrË ÷ÁJÛ2ú½f¿2Y'{èösër-¿Âå!êx ÏËç;ºì³»…4V9Jä•,ç’1zšÂ>âh¥rƒZ1Â¥’Œ´«@Ù·#ñÞ‹r·`»á¾½§jFùÈÅó-É ‘ïh£ËõY méY𒬻òì°ñeÃ=µQ!®Då8Û¯üöÕ €*3exÅÅ~Än×»§»´Ÿ2ÛtÏŠR»â·UQ»+ÞOG޼ ¿?[åkõ޲Ÿiq+u×! ÌG67ùa£ Q#˜ â$Œ?å-›DÂhð†Åmœsˆ:g—Rg¢1éÊHŽB¾ÑÝšð‡î8[MÚ¿e…Á%ö0˜êíbb…˜Ä»ÿ IÆÄ»ñn*9ÝYªz-Ws¤wÍŠ íkÒ¦÷2Ñ{m,v!WŸÝjVæ6X¼äírôäVˆÜ«1%Ké´¦¬ŸÎÄnm¬eôRä#ÏHQ»HßÒz:»‰.e7íʆ»ró-¡V2,T†ÙÍöÉڬΠó:’ÚÙ»½HšiVˆª’U/Õ$G6hî0cZé=tÝIô/¤²‡ªjómº­»êmœM;Áÿé´P±-‰’¥ƒ÷féÉ¥FÖœn³Üˆ»Ë¥àt!’¶-ñwb•ôl«4vØ»h’ìÌ&u’¡aMº¥Ñ±È8Vˆ6Ñæ^VÓly‰ˆs~A.±Úf#Å€…)×_»_e­Ž¤nUY p£4{jÍZ ¤-cõc{Ÿ»w»t»yýYÖ1XËZv¯AÓ2&U¨µª•Z‡°3ƒ_#ߘ1ÏÕœ¨ÙÁ;a:E’¨ #ÿA¥#§ü1I>Šý->ÿõD¯TLS´bÇ,¦@òä»a ok­ž:ÑÜÌÃþ;#|§’È-T ªS`XÁ©Ø×#g’×rÈ¡É yê°nÕa¾Ud¦£›qdÂ^(TZ·ÙÙƒ-´I¼twed›½7″wäïánMI|U¦U€¾#xˆ¦Ô e¿]!KÓÑ÷Q}ŸÿÌŸËCD3Ãï«{«ì&Ý»œŸˆ)½ù¬@³›•ŶªíàÝ̹5!•Ö¨.±`€¾qÏ,PßlÒr†t°7«²h[òÒuv&†J²zÿùùFÖºÁ©s·çŽ¡7›¤×ÅÉÓ»VèÄ’úžeŒéA=«ÜeP«°¡VDv,6-‡9ª»#&­èÛj¢Xh‹,¬Í X»fIý[‘Qb›âúŸQîq§C3ëŽYs{íùXQòP°óYZô‹ÓS]OwLïÖ-)E=ЉI»Ó™Åº‹‰-*åÿúßV§ßÚÌ -Tf‡ ÔÀb3@H^S:ý’+sÂWÿ¬ÔâOÏBj>§sYÎÒS èçÝç] Ï8 ]ÍÎE™Ïç6é$Ü¿IH§YîÓÁû··òì­CÓMÃôÌø@ÜħneSʶü¼-B»æÿßëXúà…-•ävå?½S-]™åÔ$nvu‰¥k½e̶ë/üºŽ©tÞÉX +áќȾÓI÷Oj qðK9NÍKñÇeLó$+‹ ÚH§J•ˆÚjI;MžJ=œVº¡}-ÍÓñ0/=êo’¯Ûû¦@tüI˜g»bÒÏ ¼Q.yÊjßÐ$˜0C(gòeã»Ìê£ÎV3»-Û¨Öå¾»mRV ªr2ˆG‰óyJÔ³©¥•.U™cGÿ/Çö9 endstream endobj 28 0 obj > endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Box[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 31 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 10>> endobj 31 0 obj > stream xœ½Mܸ½ðÐqr¿)ƒº{f’X`¾{0œÝ»’¹ä߇Ÿb¥¢Ôc{8Ý=Ë¢(òÕãcUIçÿ¾~ùíÓç×éññáüúúéó¿ý×ôñáòõõõë¿ïß=¼¸IÆõôá·÷ïÄÄÃÿÄ$½`ÒOF°9ü‡?Þ¿ãÓïñÿþþþÝÇ;õ·_¦ÿ|ÿî9˜Ç.š’e³ Fï&¢©±ÌêIÍl«áôüÓuš~Ž÷òÓõOGãջЫñ*λšœ»LÉÜå#-zæR=tüjÂ×óÉ»¯êZ~¾»OþÉøý»úð¢6.£Âef.3¹@#-«0Ì[¤Ô»SŽù¹MÆ…KëO÷2|·2Í»šO÷q’¬æœ«»àíïåÏÒžss>Íáéð5Ìu¹YúT§íµKZvÃáçKþ’a&¥bPfçËÉ~Ò-è†Ä@ôìÙÆ8ˆÖ†+&úÉ/wšî6ÌdþjW»‹iT ÆŒúãCƇPl¶>¢[˜k^Zó?Oö1­2±¬ÁÜ÷T0ãù¶Éÿ ©…2Ñãð À…:´:ÒöМȃKÜV»mmn²ßÕªk°êÝ:Û€_-©e #Ý}þx’qåY05wFÉ¢¿­mlÍ:™g»Îdri¬hG=fÄ…?¹È+¦b’2Q»+ZZsR-x™Ë­¤->OLæÛŸPwçÒ]¡ÀÇ11ž,CJöæ©cí üNwð~w7ö»È²üŒÚžo¶Këú K3¥åZxM›æACO»æa™óŠ’]ºã±h«˜ÝåÇĬDŠ6MÃ…‹ ¿÷2ô%ØïÝ=éAŸHÜÖmg&fÜvèKfàK6FçJrÏ•€Í

ÀùÞp»óÑ»ÑÊo@k-¾‰©Uv’‰©Ïì‡.5sÕ-Ï»¢APcöšoIv» ˧H¸j÷R(áœ? ³8’£ß&Ž€Rñ¬á}Xx•Ö’±~å·W2hM¦V0 ÜŒpÐÁ@Ã=¸’›QÓ’i‹šÚ›}È|HG¿èœHí94zƒ5ó´y{Mè)P’æ’ÿkõ(°yeLiä»ewIxÕ@’ šìW/+¿Š-%]ºq£ ž»,œ; Ùœ*YTI^üV¢-°€=³ï¦.:,’ 4DÇ- , t CÜG×bÐ8•æuïJøêÆJ µz†x†pLîIC¼k»ç,£ß¾o«4´¯lí&m(‰ûuâü¹üŒbJ4ê°¿åÌЉ-c{ÃlLÚ 7‡¶¥˜ÄºhiŸ’‰wQc‹B&,’eŸ!7€ÐÒÚÕ]ÃÛ†ÙºÌ÷óîÊ|À§ñáÌ,Üß«;FžO·á4Ž,Ž!Zö £†-h’Ð@Q49DB’©Úõ•¶’Ëò, âõ’|ÓÂ)üò ¦s»6¢›Mwý!ÓS§°»³;ÔÑAGËÂÿVW2RGú〮äI -‘Èê ý ˆvŽÓHªûDhqeâKFày²k

¢H|Ø,8Éú9ÿ©»E ­…1ÔLUÔMï‡U ·y¤OçÔÜ-¹ýJ±½ŽQ×ÏòþötY}ƒ’ Á5LÚ´… ¤²3E¨B«# ‡A(9³j»€03O&½àÂBâ°é{‘ ˆ®t*ZNZ¶,ò5ŸŠàqJŘÌH½UÐu°ø4 oKÆÕð±ÏæPH9*fÁPøÙµÎû]èÔf¯£Hsýüç¸>ÉP¾êüq0Ž^/è ‹b’>4…í]á%½skocîÜT€$@*²1°€Zã¦=öQ’:R_2Ca®[¨²ÍB[« àH¨ËÑÆ-R£Å?Ï©7×¢@Ì»1Ù¼*ó¾^ Z Ù6r»êu-NÑÆaKÛÞvQ …e³B‹÷8Ú૸,S(€íþÔÑÞÄ’Ëtj :’™Är’ŠŸUÐA‹±²DMoC%°Œ«-*žˆüùª²Ådz©®]¾,ûn ÍpóF,m…Á%МGœ¯TEª’èùž3¢ãìX)ŸŽ»Ëðii`»ª›q’oCjV#UêA¦odt€»·2ÕtÒùµTho’aÐÇBÂ~+%`K~Á!¦Ö 9!±•Tëóºz»F¨]’ÊÓ-Ñ^ýDæX$f†‡ƒb èCp ¡+¢ØèP°KŸü3÷K¿ƒÝ­Ì^ŮԱÜb-rœŠ]h±Ãå°émà-×¢»ŽÚ¡kthê‰/‡ hwÌ0û9ãLºÊ†%óÝÔ¬°»­»Vá©n{K°À¬$ŽZÃéHtUÇÔ62: íAÂMy«ÖðõÍNÎ Ýžpæ)oýÔ×Wàìs´Aù (Ibš›ð0kãÞ‡/ø+ˆPCR˦èÎj›Òaq…ßêD˜Ø¾Ž»JÐù¸·Ã~I€Tz$$‰í9f1Æ0YÃtýR.;{õb÷` Þ ÓfŽe ³æ0h§J 4*½÷{4÷úf`R[¾aÜ­ÇB ‘êÅÍq«ÝèJ[S?Žq¨bxpÎ1É-€».ù»xÇàXƒs>Z:‹¶ˆu[¬+Gª¤¦¢9>ì]ºïa‰^Æ­PÔßð´ý’Oüa7-‡1ŠÓ¡¡ëÐä½÷ÂKä7P«LGtw뮡й.*-ôP{»öLyxq½…3t2Ë9¦²åØîXúêhú×[¦ÐTß1’±’SâÖ#Ì›~ *äéÓJ¯n~ò[ɰ ré˜îe˼ÇÇÐè |ÜÌë%fâDy× ¥‹- ×».LM#¼Ô¸Xéåã`ý;»+9’fYbÍû™0¥º›‡è¤JGUî&4ãÛ»=ÜNꥲýÑÓ ï»@?Ö-m»O’gAé»~»oý Ÿ«øô¾¾ßC>4zò›yÌgpÎqŠÅ(‘2I:FŸár¨œ¹8xÖÃ’ø.Ys Mœ_»é¨-·ª¡ƒªØ$ŽÜZ^^»Ä×ËKŸútL’CƒÆßjT¥ÚŒQ´F± QŽLL¬¢œ»qÔóÕ 0ö»é`ÞbÏMq» œµÂ¨ŒLÃçzûƒ0‡Qš-˜¯jìüXÓÝ×ß25¬š¾ÇGÆ0õVn_2Óµ-ò´WTŠDõýí€ðð#iÒõÛdsK’¯ä³[b§e×mL˜×«mAMË ë’#-†~ˆ­céU»»ãú4íø|$0Ý»§ FñêázÄD}§Â?ZºÎd»ŽÐ¶›£J€t…¹G-~vv ·•«`SÂwüG?­QøZ½ÿšy°X^’*%În2vÑ÷°Ô½p2ÅØÔ’Œwó.T»é±kcâ’ceòÍhÒŒ§ƒ¢$Ù3_ª}ìªéÁ&ØíP¨F’ܘ»ÏhA©Z»±5ÆÏöIncÆé‡) Æ¡Õ0ÞÌaЬbœ~ m #4Kº™]2p»ò }a0Ü÷cZö€»üšLFin>zpÃÖí¥5žKqÙ×ót9g*ãía¿TÜnŽq;|Kƒ0_ä~‡;¶5H&Pwqo*l÷êŽÄv@]gµSuQö:å-ªÎÇØ];Ïàa>1ËúÌ=p½ãæÉy®(Áö’Á#×¹³Ìä Æ v³s­`’z´Æáδ€ÄÅŸ¥»U-žåkqB)¹ñÙA÷*ÖÅá í ¿›m±1*·êmGó’:’:ìjà >ê#ˆ¤æ šÌ¸]®æü­`ffªÇ?,øFo€ÿb kå$ó€5ðB;’

Источник

Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила /Врач-педиатр участковый д/п№4 Кирасирова Г. Ф/ статья от 06.06.2019.

Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила

Врач-педиатр участковый д/п№4 Кирасирова Гузель Фяттяховна

Правильное вскармливание детей раннего возраста -это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивость к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.

Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано с особенностями их организма. (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.

Рассмотрим 3 основных вида вскармливания

  1. 1.Естественное вскармливание

— Естественное (грудное) вскармливание -форма питания новорожденного ребенка, является единственным физиологическим адекватным питанием новорожденного и грудного ребенка. Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни

— Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.

— Материнское молоко содержит особые вещества- ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов

-В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других.

Преимущества женского молока:

-Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

-Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

-Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин -серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в 3 раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

-Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость м смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

-Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в их составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенку первого года жизни.

-Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника.

-Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой. Это компенсирует временную низкую ферментированную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

-Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в 2 раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в 4 раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых кризов при гипертонической болезни взрослого.

— Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности, витамина Д , что также способствует профилактике рахита.

— При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

Режим и техника естественного вскармливания

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы.

Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которым он сталкивается сразу после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность «свободного» вскармливания («по требованию ребенка»), под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы.

Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может «требовать» от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более.

К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После «прихода» молока можно кормит ребенка каждое кормление из обеих грудей, так, чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление. Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение — сидя, так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормит лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт «кожа к коже», «глаза в глаза»). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

  1. 2.Смешанное вскармливание.

Смешанное вскармливание — это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

Смешанное вскармливание рекомендуют при следующих состояниях:

-недостаточный набор веса

-недоношенность

-болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием

-жизненная ситуация, когда маме необходимо работать или учиться

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую — со смесью. Главное правило смешанного вскармливания- это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки.

Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью. Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливания смесью — наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен. Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практические не остается. В этом случае одно кормление полностью или 2-3 кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

Правила смешанного вскармливания

  1. Докорм (искусственная смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеим грудным железам и после их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит, и он активно сосет грудь. Если же сначала дать искусственную смесь, то, во-первых, вы не знаете, в каком количестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки. В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать некоторое время или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следующему кормления: ребенок в течение дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а в остальные кормления- грудное молоко
  2. Докорм лучше давать из ложечки (если его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от груди. При большом объеме докорма, как правило, используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями , чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания.
  3. Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием
  4. Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси- 37-38 градусов
  5. Прикорм при смешанном вскармливании вводится на 2-3 недели раньше, чем при естественном. Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиентах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному/естественному), вид применяемой смеси (адаптированная/неадаптированная)

Существуют 2 метода введения докорма:

Классический метод- ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

Метод чередования — ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

  1. 3.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание -это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока, или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

Правила искусственного вскармливания

  1. Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.
  2. Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания
  3. Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями, которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.
  4. Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40 градусов. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.
  5. Бутылочку при кормлении держат под таки углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

— слишком частые изменения в пище;

-замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказа ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

-ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

-назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни (отмечается нарушение обмена веществ).

При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением и в предварительно простерилизованной посуде
  2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке инструкцией
  3. Разведите смесь водой, предназначенной специально для детского питания
  4. Перед тем, как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру -она должна соответствовать температуре тела.
  5. Следите за тем, чтобы во время кормления ребенок на заглатывал воздух: он должен плотно обхватывать соску губами, а она должна быть заполнена смесью
  6. Не давайте малышу смесь, оставшуюся после предыдущего кормления
  7. После кормления тщательно помойте и простерилизуйте всю детскую посуду.

Источник

Читайте также:  Режим кормления грудного ребенка 4 месяца