Если ребенок не слышит в 3 месяца
Содержание статьи
ак определить, слышит ребенок или нет? Как понять, что у малыша со слухом все в порядке?
Как определить, слышит ребенок или нет? Как понять, что у малыша со слухом все в порядке?Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол. На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы. Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения. В возрасте 3,5 — 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у ребенка такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители — это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки. Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку. В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки. У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени. Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.
Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он: — в возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не «замирает», слыша знакомый голос мамы или папы; — в 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей; Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача. На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя. — Вернуться в оглавление раздела «отоларингология» Размещено — авторами сайта МедУнивер |
Источник
Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?
Чем раньше у ребенка будут обнаружены проблемы со слухом, тем более благоприятными будут прогнозы для лечения и реабилитации. А потому за способностью слышать у малыша родители должны внимательно наблюдать. Появление первых признаков слуховой дисфункции должно быть сигналом к быстрым и решительным родительским действиям.
Признаки нарушений
Поскольку нарушения слуха бывают врожденными и приобретенными, контролировать слуховую функцию у чада важно в любом возрасте. Внимательные родители легко заметят, что ребенок стал плохо слышать. Конкретные тревожные симптомы зависят от возраста малыша.
У грудных детей снижение слуха определить сложнее всего, поскольку они еще не говорят. Но хорошо слышащие младенцы с трехмесячного возраста реагируют на новые, особенно громкие звуки – они пытаются обнаружить источник звуков глазами, поворотами головы. Неожиданные звуки заставляют крох вздрагивать, рефлекторно вскидывать ручки и ножки.
Если ребенок по результатам медицинских осмотров в роддоме и поликлинике успешно прошел аудиотестирование, это еще не значит, что патология не проявится позднее.
Поэтому родителей карапузов первого года жизни должны насторожить такие симптомы, как отсутствие адекватного реагирования на звуки различной громкости (есть реакция только на очень резкие звуки и игнорируются тихие, нет реакции ни на какие звуки).
У детей более старшего возраста тревожные признаки ухудшения слуховой функции проявляются в отсутствии быстрой реакции на обращенные слова, замечания. Конечно, все зависит от степени потери слуха, но в целом дети начинают часто переспрашивать, уточнять. Ребенок напряжен, он вглядывается в губы собеседника, чтобы не пропустить сказанное. Ребенок может жаловаться на странный шум в ушках, не реагировать на слова, произнесенные с нормальной разговорной громкостью или шепотом.
Поскольку состояние слуха напрямую отражается на речи, то дети, которые по каким-то причинам стали хуже воспринимать звуковую информацию, начинают говорить в более медленном темпе, а также часто прибавляют громкость телевизора, если там идет что-то им весьма интересное. Ребенок может теребить уши, а также оттопыривать ушные раковины, оттягивать их, пытаясь уловить звуки.
Как проверить?
Заподозрив у ребенка проблемы со слухом, важно как можно скорее обратиться к врачу. Несмотря на советы тестировать его на слух в домашних условиях, лечить народными средствами, есть распространенные отопатологии, в которых ответ на вопрос, вернется ли слух, зависит от времени оказания помощи, и время это ограничивается несколькими неделями или даже днями.
Не стоит пытаться искать причину снижения слуха самостоятельно. Лучшим решением будет обращение к ЛОР-врачу.
Если к соответствующему доктору запись, то нужно пойти к педиатру на срочный прием. С жалобами на внезапное снижение слуха отоларинголог примет с пометкой «cito» (срочно) от детского врача вне очереди.
Методов диагностики существует множество. В первую очередь доктору нужно будет исключить воспалительные заболевания органов слуха, а также ЛОР-патологии, при которых теоретически может снижаться слух – отит, аденоидит, ушные серные пробки, патологии барабанной перепонки, инородные предметы в ухе (иногда дети заталкивают в ушки самые разнообразные мелкие детали).
При помощи отоскопа ребенка осматривают прямо при обращении в кабинете. После этого при отсутствии механических или иных объективных причин для снижения слуховой функции ребенку назначается посещение кабинета сурдолога – этот специалист оценивает степень потери слуха, проводит тональную аудиометрию. Это исследование показывает не только степень утраты, но и характер потери. Детям до 3-4 лет проводят игровую тональную аудиометрию.
Детям старше 4 лет проводят дополнительно исследование восприятия шепотной и разговорной речью – если малыш не слышит обращенных шепотом слов с 6 метров, переспрашивает или не реагирует на них, определяют порог слышимости (с какого расстояния он их все-таки улавливает и различает). При подозрении на повреждение слухового нерва отправляют малыша на прием к детскому неврологу.
Среди исследований назначают не только аудиометрию, но и тимпанометрию (исследование подвижности барабанной перепонки и состояния среднего уха), рентгенографию височных костей. Только после этого можно говорить о точных причинах снижения слуха и возможных прогнозах на будущее.
Причины
Причины снижения слуховой функции могут быть разными – от механических преград в виде инородного тела или серной пробки до врожденных аномалий развития органов слуха.
Врожденные тугоухость и глухота у детей часто бывают наследственными. При этом хорошо слышащие мама и папа – не преграда для формирования плода с патологией слуха, ведь передается проблема и от бабушек, и от дедушек, и по доминантному, и по рецессивному типу. Повлиять на слух ребенка могут разные неблагоприятные внутриутробные факторы. Особенно это опасно в период формирования и закладки органов слуха, анализаторов и отделов мозга, отвечающих за слуховые навыки. К опасным факторам относятся ОРВИ и грипп, краснуха, токсоплазмоз и паротит, перенесенные мамой в первом и начале второго триместра беременности, резус-конфликт, курение, прием спиртного и наркотиков будущей мамой.
Причиной отсутствия или снижения способности слышать у крохи могут быть родовые травмы.
Врожденные патологии слуха обычно обнаруживаются в первые 2-3 года жизни малыша, хотя незначительные недочеты в функционировании слухового аппарата ребенка могут обнаружиться значительно позднее.
Приобретенное нарушение слуха – наиболее распространенное явление в детском возрасте. Снизиться слух может временно, например, во время отита или насморка, и в большинстве случаев такое снижение обратимо, способность нормально слышать возвращается через 3-4 недели после болезни самостоятельно. Но также грипп, ОРВИ, гнойный отит, отит внутреннего уха вполне могут быть причиной развития стойких нарушений слуха.
Необратимая или прогрессирующая тугоухость нередко развивается после менингита, скарлатины, кори, инфекционного паротита (свинки). Инфекции, осложнившиеся нарушениями слуха, наиболее часто приводят к поражению слухового нерва. А воспалительные заболевания ушей – к поражению звукопроводящих отделов.
При хронических аденоидах, если врач рекомендует их удаление, а родители настаивают на лечении народными средствами, нередко развивается стойкая тугоухость на одно или оба уха.
Причиной снижения слуха может стать и черепно-мозговая травма, и прием антибактериальных препаратов стрептомицинового ряда (неомицина, мономицина, гентамицина). Эти антибиотики ототоксичны.
Как лечить?
После обследования станет понятна клиническая картина. В зависимости от причины назначается лечение.
- При ушной пробке ее извлекают, ушко промывает доктор, слух восстанавливается в полной мере. Инородные предметы, обнаруженные в ухе, извлекают, после чего слух также восстанавливается без какого-либо лечения.
- Но в большинстве своем, к сожалению, проблема снижения слуха связана с развитием тугоухости. Она бывает кондуктивной, при которой страдает звукопроводящий аппарат. Чаще всего она связана с патологиями в наружном или среднем ухе. Чаще обнаруживается сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость, связанная с поражением звукопринимающего аппарата, в который входят слуховой нерв, внутреннее ухо. Иногда выявляется смешанная тугоухость.
Нарушение может развиться стремительно и быть обнаруженным медиками уже через несколько часов.
- Острые формы – нарушение слуха не более чем на протяжении 28 дней.
- Подострые – до 3 месяцев.
- Хронические патологии – это нарушение слуха на протяжении более 3 месяцев.
Лучше всего поддаются лечению внезапная и острая формы, именно поэтому родителям и рекомендуется обратиться к врачу как можно быстрее.
Чем больше времени проходит с момента начала ухудшения слуховой функции, тем менее оптимистичными будут прогнозы врачей – при хронической тугоухости вернуть слух помогают только слухопротезирование слуховыми аппаратами и операция кохлеарной имплантации, которая показана не всем и помогает не всегда.
- Для лечения острой и подострой кондуктивной тугоухости обычно назначают медикаменты, физиотерапию. Проводится пневмомассаж барабанных перепонок, делают электрофорез, продувают слуховую трубу.
- При сенсоневральной тугоухости начинают срочное лечение препаратами, улучшающими кровообращение внутреннего уха. Хорошо помогает введение «Преднизолона» в определенных дозировках, если потеря слуха внезапная или острая. При хронической форме болезни эти меры, увы, неэффективны.
- При 2-3 степени тугоухости назначают ношение слуховых аппаратов. Если это оказывается малоэффективным и разборчивость речи не улучшается, ребенок и в аппаратах постоянно переспрашивает, рекомендуется кохлеарная имплантация.
Ни одна из методик, которые помогают реабилитироваться ребенку со слабым слухом при хронической тугоухости, не приводит к полному выздоровлению. Утраченный слух не возвращается. Большим успехом медики считают остановку падения слухового восприятия на стабильном уровне. А потому большое внимание родители должны уделить профилактике такого рода проблем:
вовремя и правильно лечить все ЛОР-заболевания, не заниматься самолечением при гриппе, ОРВИ;
регулярно следить за поведением и реакциями ребенка, чтобы вовремя заметить возможные нарушения;
избегать нахождения малыша там, где есть громкие и резкие звуки, чтобы исключить развитие акустической травмы;
научить ребенка бережно относиться к своим ушам – не заталкивать в них игрушки и детали, не чистить их острыми предметами, следить за гигиеной органов слуха.
Источник
ебенок не слышит — что делать? Тугоухость у детей
Ребенок не слышит — что делать? Тугоухость у детейСогласно статистике, один из тысячи новорожденных не слышит, и в большинстве случаях родители и не догадываются, что виной этому — нарушение слуха, с которым ребенок появился на свет. К потере слуха у новорожденных детей могут привести множество факторов, но самые распространенные среди них следующие: Причинами же потери слуха у детей более старшего возраста служат в основном недолеченные воспалительные заболевания среднего уха — острый и хронический отит, осложнения после гриппа, кори, свинки, менингита, длительный и неграмотный прием определенных лекарственных средств, черепно-мозговые травмы. Вообще, дети с нормальным слухом должны слышать негромкую разговорную речь с расстояния не менее 5 метров, громкую речь — с расстояния 20 метров. Если же ребенок хорошо слышит, что говорят, лишь с расстояния 2-3 метров, то это свидетельствует о его тугоухости и требует немедленного обследования у врача — сурдолога. К сожалению, тугоухость лечить медикаментозно в большинстве случаях бесполезно. В 90% случаев восстановить слух можно только при помощи слухопротезирования. Как только врач диагностировал поражение слуха и признал, что лечение и операция не могут решить проблему, надо сразу же обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его, с учетом индивидуальных особенностей потери слуха. Сурдологи единодушны в том, что протезировать слух ребенку нужно сразу же, как было выявлено слуховое расстройство. Речевое, физическое и психологическое развитие ребенка напрямую зависит от качества и срока слухопротезирования. Поэтому основной принцип, которого должны придерживаться родители при протезировании малыша: «чем раньше, тем лучше». Если «ждать», «наблюдать» и «тянуть», можно упустить драгоценное время. Несвоевременное протезирование ограничивает способность ребенка к обучению и общению, формирует комплекс неполноценности. Раннее и качественное слухопротезирование — это основа для всестороннего развития и гармоничной социализации ребенка с нарушением слуха. Только тогда ребенок с проблемами слуха сможет слышать, разговаривать и нормально развиваться, а потом сможет и обучаться в обычной школе. Поэтому слуховые аппараты ребенку надо подбирать как можно раньше, сразу же после установления диагноза тугоухость. Если малышу подобрать подходящий слуховой аппарат в возрасте до одного года, то есть все шансы, что к 2-м годам он начнет говорить, как здоровые дети. Если же ребенок уже разговаривал и внезапно потерял слух, то без слухового аппарата его речь быстро нарушится и станет непонятным. Спасти речь малыша можно с помощью слухового аппарата лишь до 3-х лет, а если протянуть с коррекцией слуха до 5 лет, то речевые навыки придется восстанавливать заново, а это очень сложно. Чтобы ребенок привык к слуховому аппарату, научился жить с ним и слушать окружающий мир, надо не только носить его, но и заниматься с сурдопедагогом, который будет развивать у ребенка умение слышать, говорить и общаться. От родителей также потребуются усилия, чтобы приучить малыша к аппарату. Для этого рекомендуется применять принцип постепенного приучения: надевать аппарат только тогда, когда малыш в хорошем настроении, постепенно увеличивать время ношения устройства, вместе с ребенком слушать звуки, показывать и рассказывать о пользе слухового аппарата. В первое время можно носить слуховой аппарат с шапочкой, которая как бы фиксирует его, не дает снять. Для протезирования детей в подавляющем большинстве используются слуховые аппараты заушного типа. Внутриушные аппараты можно использовать после 14-15 лет. К тому же заушные слуховые аппараты имеют прочный корпус, что немаловажно для детей. К выбору слухового аппарата для ребенка надо подходить очень серьезно: он должен быть мощным, максимально точно отображать слух и иметь широкий диапазон частот. Ведь чем лучше будет ребенок слышать, тем быстрее он научится говорить, тем ярче и полноценнее будет его жизнь. Детям с полной глухотой или с высокой степенью нарушения слуха ношение слухового аппарата может быть бесполезно, в этих случаях показана кохлеарная имплантация — операция по вживлению в ухо электронного импланта, после которой слух восстанавливается практически полностью. Но делают эту операцию только тогда, когда у ребенка сохранены волокна слухового нерва, передающие электрические импульсы. Иначе операция тоже может не дать ожидаемого результата. — Вернуться в оглавление раздела «отоларингология» Размещено — авторами сайта МедУнивер |
Источник