Двигательная активность ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился младенец к 4 месяцам и как можно помочь развитию карапуза этого возраста?

Переворачивание в 4 месяца

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.

Ребенок 4 месяца улыбается маме

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
  • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
  • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
  • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.

Ребенок 4 месяца тянется за игрушкой

Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

  • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
  • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
  • Не научился переворачиваться на живот.
  • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
  • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
  • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.
Читайте также:  Что должен уметь ребенок в начале 4 месяца

О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
  • Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
  • Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
  • Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
  • Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
  • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
  • Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
  • Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику. Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.

Мама и ребенок 4 месяца

Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Уход

Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.

Гимнастика для ребенка

В процессе массажа стоит использовать потешки.

Техника массажа в 4 месяца подробно показана Николаем Никоновым – ведущим врачом и массажистом России в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который будет настраивать младенца на ночной сон. В этот ритуал может входить купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельная или сказка. Повторяйте такой ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху одного, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, которым это еще не удалось, могут порадовать новым навыком в любой момент.

О том, что в первую очередь необходимо малышу в 4 месяца, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Четырехмесячный ребенок спит в сутки до 15 часов. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая длительность составляет около 5 часов. Оптимальным временем укладывания на ночной сон называют 19-21 час. Если вы начнете укладывание позже, то возможны трудности из-за переутомления младенца.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.

Читайте также:  Особенности развития ребенка 4 месяца жизни

Грудное вскармливание в 3 месяца

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм. Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.

Обычный день

Общение с 4-месячным ребенком становится интереснее день ото дня. Режим дня каждого карапуза индивидуален и зависит от разных факторов, но чтобы понимать, на что ориентироваться, мы подскажем вам, как может выглядеть обычный день с ребенком этого возраста:

Развитию малыша также помогут упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Частые проблемы

  1. Прикусывание маминой груди во время кормления. Таким действием кроха начинает свое отделение от мамы и проверяет ее реакцию. Если в этот момент мама вскрикнет, ребенок поймет, что он не является неотделимой частью мамы.
  2. Частые отвлекания во время кормлений. Четырехмесячные дети нередко будто проверяют маму и отвлекаются или отворачиваются от ее груди в процессе кормления. Забирать грудь в таких случаях не нужно. Правильным поведением мамы будет спокойное ожидание, пока кроха вернется к кормлению.

Источник

Развитие двигательной активности ребенка в грудном возрасте

Двигательные навыки у детей грудного возраста

В этот период двигательная активность обусловлена врожденными рефлексами, которые через 4- 5 месяца почти полностью исчезают. Так, с периода новорожденности до 3 месяцев жизни старайтесь чаще вызывать хватательный рефлекс, вкладывая в ладонь ребенка различные предметы, приподнимая его за кисти. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев.

Не менее важно использовать шейно-тонический рефлекс при выкладывании ребенка на живот. В этом положении ребенок поднимает голову, плечевой пояс, напрягает мышцы спины. Многократные и длительные упражнения способствуют укреплению мышц шеи, плечевого пояса, спины и своевременно формируют шейный изгиб позвоночника.

В возрасте 4-6 месяцев чаще берите ребенка на руки — это стимулирует движения глаз и головы. Побуждайте ребенка самого к активным движениям в положении лежа на животе: повернуться на бок, на спину и обратно, ползать, захватывать рукой игрушку. Важно развивать опороспособность ног, для чего надо ставить ребенка на опору на ноги в вертикальном положении, удерживая его за грудную клетку.

На 6-м месяце жизни ребенок начинает сидеть. Это свидетельствует о развитии координации ног. Позу сидения стимулируют специальными упражнениями для сгибателей туловища: потягиванием за руки, хватанием предметов.

На 7-8-м месяце жизни дети могут самостоятельно садиться, сидеть правильно, удерживать, не сгибая вперед, спину и голову, а также ползать на четвереньках. Для овладения ползанием на четвереньках надо с 4-месячного возраста укреплять опороспособность рук и ног; многократно (по 6- 10 раз) выполнять упражнения из положения лежа грудью на мяче, осуществлять покачивания ребенка с опорой на кисти и стопы или обучать его ходить на коленях, опираясь на предплечье взрослого.

В 8-9 месяцев жизни ребенок встает у опоры, переступает, держась за нее. К концу года (к 11 месяцев) он осваивает равновесие тела и самостоятельно начинает ходить.

Известны ранние сроки ходьбы — в 10-11 месяцев и поздние — в 1 год 4 мес. Для развития уверенности при ходьбе надо гармонично укреплять мышцы спины, брюшного пресса и ног. Лучшее упражнение для этого — ползание на четвереньках на расстояние более 4 м и приседание на обеих ногах при поддержке за грудную клетку (начинать с 5- 7 месяцев жизни).

Развитию равновесия и закреплению умения ходить способствуют игровые подражательные упражнения, а также ходьба по прямой, остановка, смена направления.

Читайте также:  Что приготовить для ребенка в 1 год и 4 месяца

Причиной отставания двигательной активности у некоторых детей может быть недостаток внешних раздражителей, например, длительное время лежит на спине предоставленный сам себе ребенок, без побуждения взрослых к движению приветливым голосом или показом игрушки. В таких случаях он как бы теряет контакт с окружающей средой, становится пассивным, у него снижаются тонус и сила мышц.

Родители могут корректировать развитие движений у ребенка, помогать ему, однако не рекомендуется насильно заставлять его стоять, ходить, особенно сидеть.

Для развития двигательных навыков у детей грудного возраста в 2-3 месяцев надо чаще выкладывать их на живот, брать на руки и стимулировать движения глаз и головы.

В 4-6 месяцев следует добавить повороты на бок и на живот, а позже и обратно. Побуждайте детей ползать, лежа на животе, на короткое время ставьте на опору в вертикальное положение и развивайте хватательную функцию рук.

В 7-8 месяцев ребенок должен ползать, садиться, вставать, пытаться сделать первые самостоятельные шаги.

Двигательные навыки у детей грудного возраста:

  • 1 — 2 мес. Симметрично удерживает голову лежа на животе; рефлекс ползания и хватания кистью.
  • 3 мес. Удерживает голову в приподнятом положении лежа на спине. Лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья.
  • 4 мес. Опирается на кисти и стопы при поддержке за грудную клетку.
  • б мес. Поворачивается самостоятельно на живот и на спину.
  • 6-7 мес. Сидит без поддержки, самостоятельно ползает.
  • 7-8 мес. Встает у опоры и ходит, держась за нее.
  • 9-11 мес. Самостоятельно ходит, приседает и выпрямляется, наклоняется за игрушкой.

Для ребенка одинаково важны как побуждения к двигательной активности, так и организация чутко охраняемого покоя для восстановительных процессов в центральной нервной системе. Излишняя опека взрослых, резкие окрики, сильный шум и яркий свет отрицательно сказываются на психике ребенка.

Упражнения, вызываемые врожденными рефлексами:

1. Сгибание пальцев в кулак при раздражении ладонной поверхности. В физиологии этот рефлекс назван хватательным (рефлекс Робинсона). Исчезает на 2-4-м месяце жизни.

2. При штриховом раздражении внутреннего и наружного края стопы в направлении от пятки к пальцам происходит тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев с одновременным сгибанием ноги в коленном и тазобедренном суставах. Это подошвенный рефлекс Бабинского, угасает он обычно к концу первого года жизни.

3. При попытке поставить ребенка на твердую поверхность, удерживая его под мышки, он упирается полной стопой и стоит на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Рефлекс опоры исчезает к 2 мес.

4. В положении рефлекса опоры наклоняют ребенка вперед, вызывая шаговые движения по поверхности стола. Рефлекс автоматической походки исчезает к 2 мес.

5. При раздражении кожи большим и указательным пальцами вдоль позвоночника в направлении от шеи к ягодицам вызывают рефлекс Галанта — разгибание мышц спины; при этом разгибается и отводится нога. Рефлекс исчезает к 4 мес.

6. Лежащий малыш отталкивается подошвами ног от приставленной к ним ладони, продвигается вперед. Рефлекс ползания Бауэра исчезает к 4 мес.

7. Умеренным надавливанием на боковую область пяток вызывается надкостничный рефлекс Аршавского, который сопровождается гримасой на лице или плачем. Рефлекс углубляет и усиливает дыхание. Исчезает к 3-4 мес.

8. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус мышц шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей. Это лабиринтный тонический рефлекс новорожденного, вызванный изменением положения головы в пространстве.

9. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Туловищная выпрямительная реакция формируется с конца 1-го месяца.

10. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе. Верхний рефлекс Ландау формируется к 4-му месяцу. Поворот туловища рефлекторно можно вызвать, поворачивая плечи ребенка или тазовый пояс в ту же сторону. Эти рефлексы появляются с рождения и видоизменяются к 5-6-му месяцу в координированные повороты туловища.

Врожденные рефлексы включаются в комплекс физических упражнений до 2 1/2 мес. В основной части занятия двигательные рефлексы повторять по 2-3 раза.

Комплекс гигиенического массажа и физических упражнений следует выполнять 4-5 раз в день. Занятие проводить со звукоречевым общением с ребенком, вызывая положительные эмоции, желательно за несколько минут до еды.

Источник