Двигательная активность ребенка 2 месяца
Содержание статьи
Ребёнку 2 месяца: что должен уметь двухмесячный малыш?
Вашему ребёнку 2 месяца. Именно этот период жизни радует и удивляет родителей: всего пару недель назад малыш только ел и спал, а теперь всё больше бодрствует и начинает впервые познавать мир.
Два месяца — это ещё и такой возраст, когда у мам, особенно молодых, появляются первые тревоги. Не обо всем можно узнать из книг и от опытных бабушек, и новоиспечённых родителей волнуют самые разные вопросы: а правильно ли ребёнок развивается, а что вообще должен уметь делать двухмесячный младенец, и нужно ли стремиться к строгим нормам развития.
Если вы как раз относитесь к родителям, которых беспокоит правильное развитие ребёнка — можно оставаться спокойными. Нормы развития детей в 2 месяца давно установлены педиатрами, и вы сможете сами оценить, насколько ваш малыш им соответствует и, при необходимости, помочь крохе.
Содержание:
Физическое развитие
В первый год жизни за физическими показателями младенца следят особенно тщательно — рост, вес, окружность головы и груди в первую очередь указывают на соответствие нормам развития. Но отклонения от средних показателей в большую или меньшую сторону — не повод считать, что ребёнок развивается неправильно, особенно если малыш родился раньше срока или есть генетическая предрасположенность к определённому типу телосложения.
Средние показатели физического развития двухмесячного ребёнка:
Измеряемый параметр | Норма для мальчиков | Норма для девочек |
Вес (в кг) | 4,2-6 | 4,2-5,5 |
Рост (в см) | 53,8-59,4 | 53,3-59,3 |
Окружность головы (в см) | 39,1 | 38,3 |
Окружность груди (в см) | 39 | 38,1 |
⠀
Другие нормы физического развития малыша в 2 месяца:
- Даже если вес мальчика или девочки меньше или больше средних норм, обращайте внимание на более важный показатель — прибавку в весе за прошедший месяц. За период с одного до двух месяцев ребёнок должен набрать около 800 грамм. Общая прибавка с учётом первого месяца жизни будет составлять 1300-1500 грамм.
- Средние изменения других показателей: рост за прошедший месяц становится больше на 3 сантиметра, окружности головы и груди на 2 сантиметра.
- Общая продолжительность сна уменьшается по сравнению со сном новорождённого и составляет примерно 18 часов.
- Меняется волосяной покров головы: вместо пушка начинает расти постоянный луковичный покров.
- Ребёнок начинает лучше распознавать болевые и другие неприятные ощущения — например, испытывает дискомфорт от мокрых пелёнок. Именно поэтому прежде молчаливый малыш в двухмесячном возрасте иногда начинает много плакать и кричать.
Отличия мальчиков и девочек
Значительных различий в росте и весе между мальчиками и девочками в два месяца ещё не наблюдается. В среднем мальчики крупнее, но и девочка, превышающая средние показатели роста и веса — не редкость и не считается отклонением от нормы.
По наблюдениям и врачей, и родителей разнополых детей, по некоторым показателям девочки развиваются быстрее мальчиков. Это действительно так: младенцев женского пола рождается меньше, чем младенцев мужского пола, и девочкам приходится быстрее осваивать различные навыки — так распорядилась эволюция для сохранения баланса между двумя полами. Так, уже к двум месяцам девочки лучше слышат и видят, острее реагируют на раздражители.
Физические способности
Что должен уметь двухмесячный малыш — физические способности:
- удерживать игрушку или другой предмет, который взрослый вложил ему в руку;
- недолго, примерно в течение двадцати секунд, удерживать голову в вертикальном положении и приподнимать плечи лёжа на животе;
- из положения лёжа на животе с приподнятой головой пытаться поворачивать головой из стороны в сторону, особенно если что-то привлекло его внимание.
Что должен уметь делать ребёнок в 2 месяца
Период жизни до трёх месяцев вообще самый важный для ребёнка младше года. И именно в два месяца ребёнок начинает вести себя осмысленно: у малыша появляются разнообразные умения, подтверждающие нормальное развитие двигательной активности, органов чувств, своевременное интеллектуальное и нервно-психическое развитие.
Кратко о том, что уже хорошо делает ребёнок к середине или концу второго месяца жизни:
- благодаря окрепшим мышцам не только приподнимает голову и грудь лёжа на животе, но и делает плавательные движения руками и ногами;
- умеет сжимать и разжимать ладонь, хватает игрушку, пальцы и волосы взрослого;
- подносит кисть к губам, может сосать пальцы;
- в течение нескольких секунд удерживает голову, когда оказывается на руках у взрослого;
- касается подвесной игрушки, отталкивает её;
- трёт ладошками или кулачками глаза и нос;
- улыбается;
- проявляет интерес к звукам;
- в речи появляются первые звуки;
- различает знакомых и незнакомых людей;
- ненадолго концентрирует взгляд на заинтересовавшем предмете.
Ниже о каждом аспекте развития двухмесячного малыша подробнее.
Двигательная активность и рефлексы
В два месяца ребёнок принимает совсем иные позы, нежели новорождённый. Ноги в положении лёжа на спине или на животе уже не согнуты постоянно из-за того, что характерный для новорождённых гипертонус мышц постепенно становится слабее. Однако часть времени малыш ещё проводит в позе эмбриона, нормальной для своего возраста.
Ослабевает и рефлекс, благодаря которому новорождённый крепко упирался стопами в поверхность, когда его удерживал взрослый. Двухмесячный малыш всё ещё упирается ногами в кроватку, диван или другую опору, но уже не так сильно. Ссохраняется рефлекс задержки дыхания, но к концу второго месяца жизни он обычно окончательно угасает.
Развиваются рефлексы автоматической ходьбы и ползания при удерживании ребёнка в соответствующем положении. К двум месяцам малыш время от времени принимает позу фехтовальщика, когда лежит на спине: поворачивает голову направо и автоматически выпрямляет правую руку и правую ногу. То же самое происходит при повороте головы налево, только уже с левыми рукой и ногой.
Двухмесячный ребёнок по-разному реагирует на запахи: почувствовав приятный аромат замирает или улыбается, уловив неприятный запах — морщит нос и чихает.
Интеллектуальное развитие
Поведение двухмесячного крохи уже довольно осознанно: он, в меру своих возможностей, познает мир и умеет устанавливать простые причинно-следственные связи. Малыш понимает, что мама — главная фигура, которая о нём заботится, и реагирует на присутствие матери иначе, чем на других людей: улыбается, пытается гулить, следит за мамой взглядом. Таких сложных эмоций как боязнь или стеснение ребёнок ещё не испытывает и охотно идёт на руки к любому взрослому.
В простой форме малыш выражает отношение к предметам: тянется к интересным для него вещам, неинтересные отталкивает или вовсе на них не реагирует. Издаёт простые, но уже эмоционально окрашенные повторяющиеся звуки, похожие на пение. И хотя окружающим эти первые звуки кажутся неразборчивыми — это первые попытки младенца повторять речь взрослых.
Нервно-психическое развитие, эмоции
Ребёнок, которому исполнилось два месяца, испытывает эмоции и нуждается в отклике на них. Плач меняется: крик перестаёт быть монотонным, как у новорождённого, появляется интонационная окраска. Чуткие мамы по крику сына или дочери могут определить причину недовольства: усталость, испачканные пелёнки, голод или что-то ещё.
Улыбка малыша становится осмысленной: он не просто приподнимает уголки губ, а улыбается, реагируя на определённое событие, например, в ответ на ласковый голос. Некоторые дети в два месяца уже умеют смеяться. Плачет и кричит малыш тоже осознанно, понимая, что таким способом можно привлечь мать.
Ребёнок не только улыбается, но и использует другую мимику. Может хмурить брови и морщить нос, открывать рот, когда к нему обращаются. Задерживает взгляд на человеке, который с ним разговаривает, может разглядывать лицо говорящего долго и пристально.
Малыш осознает, что ласково разговаривающая с ним мать или другой человек могут взять его на руки и эмоционально предвкушает это событие — издаёт нетерпеливые звуки, быстро двигает руками и ногами.
Органы чувств
Кроха подрастает, и с каждым днём его органы чувств развиваются. Ребёнок лучше видит и слышит по сравнению с только что родившимся младенцем и, как следствие, заметнее реагирует на раздражители.
Двухмесячного малыша интересуют многие предметы, и к середине второго месяца жизни он пытается схватить привлекательную вещь и удержать её в руке. Хватать пока получается не всегда — в этом возрасте сложно точно просчитать траекторию движения. Но если предмет в детскую ручку вложит взрослый, то малыш удержит его, крепко сжав ладошку.
Если дать двухмесячному ребёнку погремушку, он довольно быстро поймёт, что погремушка издаёт звуки, когда её приводят в движение. Младенец начинает греметь погремушкой осознанно.
Слух становится более чутким, и малыш смотрит в сторону, откуда доносятся звуки, подолгу прислушивается. Может пугаться резких или незнакомых звуков, вздрагивая и часто моргая.
Зрение тоже развивается, и хотя ребёнок ещё не способен различить мелкие детали окружающего мира, но яркие и движущиеся предметы уже захватывают детское внимание. В возрасте двух месяцев младенец начинает жмуриться, реагируя на яркий свет.
У малыша продолжает формироваться порог вкусовых ощущений, но как приятный он выделяет только сладкий вкус. Все остальные вкусы вызывают отторжение.
Мышечный тонус
Молодых родителей часто тревожит гипертонус мышц двухмесячного младенца. Считая мышечный тонус проблемой, мамы и папы консультируются у неврологов и оплачивают сеансы специального массажа.
Но слишком беспокоиться из-за гипертонуса не стоит. В два месяца мышечный тонус ещё сохраняется в руках и в спине. В среднем гипертонус у младенцев полностью пропадает только к 6-8 месяцам, но если вам кажется, что у вашего ребёнка мышечный тонус слишком сильный — запишите яркие проявления гипертонуса мышц на видео и покажите своему педиатру.
Режим дня двухмесячного ребёнка
От хорошо налаженного режима зависит самочувствие и мамы, и ребёнка. Организовать порядок дня действительно важно, но у двухмесячного младенца биоритмы сильно отличаются от биоритмов, например, полугодовалого малыша.
В возрасте 2 месяцев мама может только начать подготовку к будущему следованию режима. И если малыш в этом возрасте засыпает и просыпается в разное время — это вариант нормы, волноваться причин нет.
Постепенно приучайте ребёнка примерно к такому распорядку дня:
- 7.30 — подъём;
- каждые 2,5-3 часа — кормление. Частота кормлений устанавливается в зависимости от типа вскармливания: грудного, смешанного, полностью искусственного;
- дневной сон — 4-6 раз в сутки продолжительностью от 30 минут до 3 часов;
- 20.30 — купание;
- 21.00 — отход ко сну.
Режим двухмесячного ребёнка стабильным не бывает за редчайшими исключениями. И если именно ваш малыш, например, мало спит ночью, поздно засыпает, часто просыпается на ночные кормления — придётся временно подстроиться под его ритмы. Обычно к четырём месяцам дети сами начинают больше спать ночью, а бодрствовать — днём.
Развитие ребёнка в 2 месяца: мнение доктора Комаровского
Основная проблема с уходом за детьми в возрасте двух месяцев по мнению Евгения Комаровского — сложности с определением причин плача. В основном младенцы плачут из-за голода, жажды, сонливости и проблемами со стулом. Доктор советует для начала предложить плачущему ребёнку поесть или попить, если не помогло — попробовать убаюкать малыша.
Если плач не прекращается или усиливается, возможно, у крохи не получается самостоятельно опорожнить кишечник. Вспомните, когда у ребёнка в последний раз был стул, и если прошло больше десяти часов — помогите малышу, сделав ему массаж живота. Можно попробовать прижать ножки к животу.
В остальном доктор Комаровский советует ориентироваться исключительно на темпы развития своего ребёнка, не пытаясь угнаться за быстро развивающимися детьми подруг или соседок. Комаровский утверждает, что тяжёлые патологии, которые помешали бы малышу начать ходить и говорить, встречаются не так часто и видны не в два месяца, а значительно раньше — обычно ещё на этапе беременности.
Частые проблемы: когда стоит беспокоиться и как их решать
Молодые родители тревожатся по разным поводам, но самых распространённых проблем, связанных с развитием двухмесячного младенца, пять:
- Ребёнок даже не пытается удерживать голову, постоянно склоняя её к плечу взрослого.
Решение: выкладывайте малыша на живот как можно чаще (но до кормления или минимум через полчаса после еды) — в этой позе отлично укрепляются разные группы мышц, в том числе мышцы шеи.
- Вы замечаете, что мышцы младенца развиваются не симметрично: в одной части тела больше, чем в другой.
Решение: носите малыша, периодически меняя руки, переворачивайте с одного бока на другой, когда он спит.
- У грудничка тревожный сон, он плохо или мало спит, капризничает при засыпании и пробуждении.
Решение: постарайтесь наладить график с отходом ко сну и подъёмом примерно в одно и то же время.
- Начинаются колики.
Решение: сделайте ребёнку массаж живота, приложите к животу тепло, используйте газоотводную трубку.
- Сухая кожа, аллергические реакции на коже младенца.
Решение: пересмотрите принципы купания. Проблемы с кожей у грудничков случаются из-за слишком частых купаний и использования добавок для ванной. Купайте ребёнка три-четыре раза в неделю, не используя никаких добавок, даже отвары аптечных трав
Если проблемы с развитием или уходом за малышом эпизодические или легко решаются силами родителей — повода для беспокойства нет. Но если конкретная проблема никак не решается — например, к концу второго месяца жизни ребёнок совсем не может удерживать голову или страдает от слишком болезненных колик — обязательно обратитесь к врачу.
О том, как проверить речевое и моторное развитие малыша, в видео:
Как развивать малыша: советы родителям
Следуйте несложным советам, чтобы помочь двухмесячному крохе развиваться правильно:
- побольше разговаривайте с сыном или дочерью, чтобы способствовать развитию слуха и речи;
- играйте с погремушкой, водя ею перед ребёнком из стороны в сторону — так тренируется и зрение, и умение концентрироваться;
- регулярно делайте лёгкий массаж — он и расслабит малыша, и создаст тесную эмоциональную связь с матерью;
- проводите побольше времени на свежем воздухе;
- из развивающих игрушек в возрасте двух месяцев можно использовать игровые коврики и мобили.
Помните, что все нормы — не истина в последней инстанции. И даже если какой-то навык появился у вашего малыша позже, чем в среднем у двухмесячных детей — это не значит, что с ребёнком что-то не так. Советуйтесь с педиатром, побольше отдыхайте сами и будьте здоровы!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Источник
Оценка двигательного развития ребенка до 1 года
В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.
Доктор Вацлав Войта за работой.
Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:
1 месяц
В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.
2 месяц
В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.
Контакт «рука — рука — рот».
3 месяц
В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.
4 месяц
В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.
5 месяц
Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину — с опорой на руки.
6 месяц
В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.
Контакт «рука — стопа».
7 месяц
Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.
Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.
8 месяц
Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата — ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.
9 месяц
Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому — указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.
10 месяц
Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.
11 месяц
Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.
12 месяц
Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.
Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.
Источник