Диета для ребенка 1 год 4 месяца
Содержание статьи
Все, что нужно знать о развитии ребенка в 1 год и 4 месяца
В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.
Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.
Настроение крохи становится волнообразным — минуту назад он смеялся, а теперь плачет.
Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?
Давайте разбираться!
Физические параметры в год и четыре
Пол ребенка | Рост | Окружность головы | Вес | Зубы | Окружность грудной клетки | Зрение |
Мальчик | 78 см | 49 см | 11,5 кг | Прорезаются верхние клыки и первые коренные зубы | 47,3 см | Всё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам. |
Девочка | 83 см | 45,5 см | 10,6 кг | 53,1 см |
Что умеет делать малыш?
К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:
Крупная моторика
- Самостоятельно ходит — малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
- Поднимается из положения лёжа и сидя — без посторонней помощи и опоры.
- Садится из положения стоя — пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
- Ползает по лестнице вверх и вниз — при этом вниз спускается на четвереньках.
- Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
- Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.
Мелкая моторика
- Строит башенку из кубиков или колечек.
- Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
- Забрасывает игрушки в коробку.
Зрение
Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.
Употребление пищи
- Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
- Пробует есть ложкой самостоятельно.
- Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
- Ест мягкие продукты самостоятельно — фрукты, детское печенье и т. п.
Гигиена
- Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
- Пробует вытираться полотенцем.
Одевание
- Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
- Снимает головной убор, если тот не на завязках.
- Помогает взрослому себя одевать.
Способность сосредотачивать внимание
- Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
- Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
- Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
- Обращает внимание на иллюстрации в книге — пытается назвать то, что на них изображено.
- Двигается в такт музыке, пытается танцевать.
Восприятие речи и жестов
- Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
- Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
- Выражение симпатии и привязанности
- Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
- Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
- Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
- Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.
Игровая деятельность
- Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
- Притворяется и подражает — притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
- Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность — по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
- Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
- Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина -«би-би», кошка -«мяу», собака — «ав-ав» и т. д.
Особенности психоэмоциональной сферы
В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать — эмпатия.
Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.
Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт — любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.
Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями — когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.
Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.
Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.
Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.
Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.
Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.
Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.
Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера — чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.
Речь
Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.
К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.
Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.
Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.
Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».
Речь становится более эмоционально окрашенной — ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык — 200 грамм;
- мясной бульон — 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок — половина от овоща среднего размера;
- картофель — 4 шт.;
- куриный окорок — 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Особенности ухода
Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка — уснуть.
Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.
Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап — чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.
Чистка зубов
Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.
Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же — наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.
Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов — это весёло и интересно.
Если малыш сам тянется за зубной щёткой — не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.
Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).
Режим дня и сна
Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.
Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:
Время суток | Занятие |
7:00 — 8:00 | пробуждение |
8:30 — 9:00 | завтрак |
9:30 — 11:30 | утренняя прогулка |
12:00 — 13:00 | обед |
13:00 — 16:00 | послеобеденный сон |
16:00 -17:00 | развивающие игры |
17:00 — 17:30 | полдник |
17:30 — 18:30 | вечерняя прогулка |
19:00 — 19:30 | ужин |
20:00-20:30 | купание перед сном |
21:00 — 7:00 | сон |
Занятия с малышом
Игры — это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.
Игры
- Развитие мелкой моторики — перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
- Развитие речи — совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
- Игры на координацию движений и логику — для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
- Игры с тактильным контактом — щекотка, игры в прятки.
Игрушки
- Для ролевых и сюжетных игр — машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
- Для развития моторики — пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
- Для развития речи — «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.
При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=Ga1Ox3xD8C8
Советы родителям
Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.
Источник
Рацион малышей от года до 1,5 лет
Время идет быстро — малышу исполнился годик. Наступил переходный период в его питании. Он теперь с успехом осваивает новую пищу, приближаясь к взрослому рациону. Но, чтобы перейти на новый состав блюд, ребенку требуется некоторое время.
Происходят изменения в работе пищеварительной системы крохи:
- У него есть зубки и быстро совершенствуются жевательные функции;
- Ему интересно пережевывать;
- Активность пищеварительных ферментов значительно возросла, теперь малыш может усвоить более широкий набор продуктов;
- Формируются вкусовые предпочтения;
- Можно увеличивать питательность блюд и их вкусовое разнообразие.
Питание ребенка в год и 1 месяц предполагает кормление грудью только рано утром и перед ночным отдыхом, но могут быть кормления ночью. А вот употребление смесей нужно прекратить, чтобы сократить риск развития кариеса. Ребенок на искусственном вскармливании не должен есть ночью, чтобы не нарушать сон и не портить аппетит в дневное время.
Калорийность
Рацион питания ребенка в 1 год несколько видоизменяется:
- Пополняется новыми продуктами;
- Изменяется способ их приготовления и необходимость в измельчении.
Суточная норма калорийности для малыша в 1-1,5 годика — около 1300 ккал при достаточно равномерном распределении:
- Основная доля (35%) — обед;
- Равные доли приходятся на завтрак и ужин — по 25%;
- 15% — полдник.
В количественном выражении это составляет в среднем 1 кг — 1,2 кг продуктов. Помните: важно обеспечить ему здоровое питание.
Рекомендуемый режим питания
Желательно кормить ребенка строго по часам, чтобы выработался условный рефлекс и продукты усваивались максимально эффективно. Отклонения во времени приема пищи не должны превышать 15-20 минут. Количество кормлений — 4 или 5.
Важно заранее формировать режим дня, приближенный к установленному в детском садике, и приучать малыша к аккуратности в еде, используя влажные салфетки
Список продуктов в меню
- Молочные продукты. Самое большое место в питании годовалого малыша отводится молоку и кисломолочным продуктам. Желательно кефир и йогурт брать специальный, детский. Допустимы взрослые йогурты, но с минимальным количеством ароматических элементов и консервантов. Творог и сыр — можно давать отдельно, добавлять к макаронам, готовить запеканки. Сливочное масло добавляют в готовые блюда, исключая тепловую обработку. Можно включить в рацион нежирную сметану и сливки.
- Фрукты и овощи. После года можно давать ребенку клубнику, персики, абрикосы, малину, черешню и цитрусовые. Вводить виноград в этом возрасте не следует.
- Овощное и фруктовое пюре может быть отдельным блюдом или же подаваться вместе с кашей или молочными продуктами. Теперь допустимо давать овощной сок с мякотью.
- Важно вводить незнакомые ребенку продукты по одному, внимательно наблюдая за реакцией детского организма.
- Растительное масло следует добавлять на последней стадии приготовления блюд, не подвергая нагреванию.
- Мясо — суфле, фрикадельки или котлетки, приготовленные на пару.
- При склонности ребенка к аллергии лучше посоветоваться с врачом.
- Рыбные котлеты или тушеное рыбное филе — 1-2 раза в неделю, как замена мясному блюду.
- Яйца или омлет, дополненный овощами. Допускается использование исключительно куриных или перепелиных яиц.
- Обязательно в состав меню входят крупы. Каши должны быть однородной консистенции.
- Макароны дают нечасто — 1-2 раза в неделю.
- Белый хлеб — до 100 г в день.
Перекусы на свежем воздухе
Во время прогулок на свежем воздухе дети с удовольствием съедят натуральный и полезный домашний паек. Это может быть:
- Сок, чай или компот из ягод;
- Творожок или другое специально приготовленное блюдо.
Если планируется кормление ребенка на природе, необходимо заблаговременно приготовить приборы. Позаботьтесь заранее о сухих и влажных салфетках, чтобы вытереть испачкавшегося путешественника.
11.07.2018
Источник
то нужно и можно кушать маленьким детям? Питание малышей 1-1,5 лет
Что нужно и можно кушать маленьким детям? Питание малышей 1-1,5 летМногие родители ошибочно полагают, что годовалому ребенку можно кушать все, что едят взрослые. На самом деле маленькие дети нуждаются в более сбалансированном питании и не вся взрослая пища им подходит. Детский организм еще несовершенен и некрепок, поэтому неправильное питание может привести к серьезным заболеваниям ребенка. Для малышей до 1,5 лет питание должно быть пятиразовым, причем горячую пищу нужно давать не менее двух раз в сутки. Питание ребенка старше одного года должно соответствовать его потребностям в энергии, микроэлементах и витаминах. У многих детей к этому возрасту уже имеется 8-12 молочных зубов, у них возрастает пищеварительная способность желудочно-кишечного тракта, стабилизируется микрофлора в толстом кишечнике и увеличивается объем желудка. Если до года ребенку протирали пищу через сито, то малышу старше года можно начинать давать еду мелкими кусочками. Переход к взрослому рациону должен быть постепенным, а питание должно оставаться питанием развития ребенка. Многие дети годовалого возраста продолжают получать мамино молоко, но одного грудного молока для его нормального роста и развития уже недостаточно. Поэтому важное место в рационе питания детей 1-1,5 лет нужно отдавать молоку, молочным и кисломолочным продуктам. Молоко, кефир, йогурт должны ежедневно включаться в рацион питания малыша, а творог, сметану, сливки и сыр нужно давать через день. Если ребенок не имеет лишний вес, то не советуем ему давать нежирные молочные продукты, лучше всего выбирайте молоко, кефир и йогурты с жирностью 3,2%, а сметану и сливки 10-15% жирности. Общий объем потребляемых в сутки молочных продуктов должно составлять 2-3 стакана, с учетом приготовления блюд с применением молока. Из них обязательным является употребление 200 мл кефира в день, он улучшает микрофлору кишечника и пищеварение, повышает иммунитет ребенка. Не следует давать годовалому малышу йогурты, предназначенные для взрослых. Для малыша лучше выбирайте специальные детские молочные йогурты с умеренным содержанием жиров и витаминов, в рационе питания малыша их должно быть 100 мл в день. Творога надо детям в этом возрасте 50 гр. в день, он незаменимый источник кальция и белка для растущего организма. Сметану или сливки можно использовать не более 10 гр. в день для заправки первых блюд, а твердые сорта сыра в измельченном виде не больше 5 гр. в день. Цельное коровье молоко детям до 3 лет не рекомендуем давать. Мясные и рыбные блюда малыш должен получать не менее 100 гр. в день. Мясные блюда желательно подавать в обед, в виде фрикаделек, филе и фарша. Рекомендуем давать малышу пять раз в неделю блюда из мяса и два дня рыбу. Если же вы решили мясом кормить в обед, а рыбу используете вечером, то количество их надо уменьшить. Мясные блюда надо готовить из нежирной говядины, мяса кур или кролика, можно использовать для приготовления пищи малышу печень, язык и сердце. Жирные сорта свинины, мяса уток и гусей лучше маленьким детям не давать, они трудно перевариваются. Также нельзя кормить малышей колбасными изделиями, так как они содержат в своем составе глютамат натрия, пищевые фосфаты и нитраты, которые могут негативно повлиять на здоровье ребенка. Из рыбы следует отдавать предпочтение морской и речной рыбе, за исключением жирных и деликатесных сортов. Это осетрина, семга, лосось, палтус и другие. Давать детям рыбу надо освобождая от костей, если рыба вареная или жареная. А есть копченую или консервированную рыбу малышам нельзя, также не рекомендуем давать икру черную или красную. Икра является жирным продуктом, кроме того она у многих детей вызывает аллергию. Куриное яйцо обязательный продукт, который должен присутствовать в рационе питания детей. Яйцо содержит много белка, витаминов и других полезных веществ, необходимых для роста и развития ребенка. Малышу годовалого возраста надо съедать одно яйцо через день в виде омлета или сваренного вкрутую. В питании детей 1-1,5 лет используются различные крупы. Гречневую, манную, овсяную, рисовую и пшенную кашу рекомендуется давать один раз в день не более 150 мл. До 1,5 лет малышу не следует давать макаронные изделия и кашу из перловки. В набор продуктов малышей надо включать ржаной или пшеничный хлеб грубого помола не более 40 гр. в сутки. Можно давать по 1-2 штуки печенья или сушек вместе с чаем. Сахар в рационе питания ребенка до 1,5 лет должен присутствовать в небольшом количестве только для улучшения вкуса блюд. Шоколад и мед детям до трех лет не дают. Овощи и фрукты необходимо широко использовать в питании детей 1- 1,5 лет. Картофельное пюре, блюда из капусты, моркови, кабачков, тыквы с добавлением зелени и лука должны присутствовать в рационе питания в объеме 150-200 гр. Также надо включать в рацион репу, редьку, редис и бобовые культуры: горох, фасоль и бобы. Овощное пюре постепенно надо заменять мелко нарезанными салатами. Обязательным компонентом суточного меню ребенка должны стать фрукты и ягоды. Малышам нравится грызть яблоки, груши, морковь, репу, а также есть бананы, вишни, сливы, смородину и киви. Введение в рацион ананасов, мандаринов и апельсинов зависит от отсутствия у ребенка аллергии к экзотическим фруктам. При отсутствии аллергии дети должны получать свежих фруктов до 200 гр. в сутки, а фруктов и ягод до 20 гр. Полезны маленьким детям пить фруктовые, ягодные и овощные соки, отвар шиповника, компоты и морсы без сахара. Не следует использовать в питании детей до 1,5 лет кисели, так как они содержат большое количество углеводов, а пищевая ценность их низка. — Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.» Автор: Искандер Милевски |
Источник