Что умеет говорить ребенок в 3 месяца

Развитие речи ребенка в 3 месяца

Особенности развития в 3 месяца

Как и в 2 месяца, огромную роль играет правильная организация жизни малыша, общение, состояние душевного и физического комфорта. Его душевный комфорт рождается в эмоциональном взаимодействии со взрослым, который как бы «растворяется» в ребенке. Палитра материнского чувства улавливается ребенком в прикосновениях, взглядах, улыбке, интонациях голоса и т.п., и это создает удивительное состояние душевной радости малыша.

Интерес ребенка к окружающему миру, ранее базирующийся на безусловном ориентировочном рефлексе («реакция на новизну»), приобретает признаки направленного ориентировочного поведения. Это уже не отдельные зрительные, слуховые, тактильные и другие реакции на новизну, а ориентировочно-исследовательская активность, устремленная на сбор информации об окружающем.

Что же этому поспособствовало? Во-первых, значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет плавно прослеживать взором за движущейся игрушкой, а главное, способен не только сосредоточить взгляд на неподвижном объекте (чего раньше не было!), но некоторое время всматриваться в него. Это значит, у малыша интенсивно развивается предметность восприятия: он начинает воспринимать предмет (игрушку) как комплекс свойств. Чем большим количеством анализаторов (органов чувств) удается воспринять объект, тем более полную информацию получает ребенок о предмете наблюдения. На основе ориентировочно-исследовательской активности у малыша формируется безудержное любопытство к окружающему миру.

Теперь, лежа на животе, он сам пытается дольше удерживать голову, чтобы вглядеться в игрушку (предмет), стоящую перед ним. В 3 месяца ребенок удерживает голову уже свободно, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это «классическая поза» трехмесячного младенца: приподняв себя, он с любопытством вглядывается в окружающее его пространство.

Наибольший интерес ребенок проявляет к человеку, находящемуся рядом, и призывает его гуканием, в котором все чаще слышатся членораздельные гласные звуки «а», «у», «и» и др.

Лежа на спине, малыш делает попытки схватить игрушку, если ее подвести на шнуре к его ручке. Правда, ему это не очень удается, но хватательный рефлекс начинает менять свою суть: появляется «стремление» дотянуться до предмета.

Все новации в поведении малыша позволяют ему проявлять себя на третьем месяце жизни исключительно ярко. Он явно «напрашивается» на контакт со взрослым. И это не случайно. У ребенка проявляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ему. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в два месяца. Теперь он словно «отвечает» вам: улыбается и вокализирует – вытягивает губки: «Гу-у-у! Гу-гу-гу!». Он замирает, а затем оживляется – выпрямляет ручки и ножки, всем своим видом подчеркивая, что стремится вам «навстречу». Эта совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений называется «комплексом оживления».

Характер реагирования показывает, что социальная линия в этот период становится главной, аккумулируя достижения малыша и подготавливая основу для дальнейшего продвижения вперед в его развитии.

Появление «комплекса оживления» у ребенка имеет также стратегическое значение для всех сфер: познавательной, социальной, сенсорной, речевой, моторной. Подчеркнем, что он является важнейшей новацией первого триместра, имеющей прямое отношение к развитию дальнейших речевых навыков крохи.

Какие общие задачи стоят перед родителями на третьем месяце жизни ребенка?

  1. Соблюдать распорядок жизни малыша, рекомендованный педиатром, обеспечивающий его физическое и психологическое благополучие.
  2. Знать, что у ребенка к концу 3 месяца возникает «комплекс оживления», способствовать его появлению (чаще общаться, разговаривать, практиковать взаимодействие «глаза в глаза», ласкать, и т.п.).
  3. Обогащать социальное развитие ребенка, учитывая, что оно на данном этапе играет важную роль в появлении «комплекса оживления».

Особо следует остановиться на речевом компоненте «комплекса оживления». Наклоняясь над малышом, взрослый старается вызвать эту эмоциональную реакцию, прислушаться к звукам, издаваемым ребенком, дать ему возможность проявить себя.

Речевые задачи в этот период:

  • Активизировать «речевой» контакт с ребенком всеми доступными средствами.
  • Широко использовать фольклорные произведения для маленьких – пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и общение с ребенком.
  • Взрослый должен поддерживать речевую активность малыша, стараясь при общении с ним употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например, «а-а-а-а», «о-о-о», «у-у-у-у». Необходимо использовать речевые образцы, близкие к звукам, издаваемым ребенком.

Как разговаривать с ребенком в 3 месяца

Он вслушивается в произносимые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при проговаривании гласных звуков «а», «о», «у». Вначале это получается случайно, потом навык закрепляется, и звуки становятся более четкими, похожими на звуки, произносимые мамой или другим близким человеком, занимающимся с ребенком.

Многие мамы затрудняются в выборе «тем» для разговоров, не умеют эмоционально общаться, проявлять свою любовь и ласку. Ученые утверждают, что современный ритм жизни, технократическое развитие общества и другие факторы привели к тому, что молодые мамы во многом утратили ту эмоциональность в воспитании детей, которой обладали наши бабушки и прабабушки. Их мастерство закрепилось в поэтическом фольклоре для маленьких. Всевозможные припевки, песенки, колыбельные исполнены огромной любовью, теплом и лаской.

Читайте также:  Как укладывать ребенка 3 месяца

Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают маму и малыша к эмоциональным и речевым контактам. Незатейливые тексты могут сочинять и сами родители, проникаясь любовью и нежностью к крохе.

Примеры игр и заданий

Наденька

Наденька-Надя, (Мама наклоняется над ребенком, улыбается, влево-вправо медленно покачивает головой; взгляд «глаза в глаза».)

Плакать не на-а-до, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

«А-гу-у-у!» – песенку спой, (Повторяет несколько раз, добиваясь голосовых реакций ребенка.)

Поиграй со мно-о-й: (Делает легкие поглаживания ручек.)

Потягу-у-ушечки,

Порасту-у-у-шечки! (Улыбаясь крохе, ладонью одной или обеих рук проводит круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки. Если ребенку приятно, повторяет это действие несколько раз.)

Закончив общение с ребенком, взрослый может поднять его вертикально, чуть-чуть прижимая к своему плечу, таким образом создавая ему опору, надежно придерживая одной рукой, ласково поглаживать спинку. Мама повторяет всю потешку в такт движениям поглаживания.

Примечание

Можно заменить первую строчку потешки на «Милое чадо-о-о», чтобы потешка стала «универсальной» для каждого ребенка.

Развитие речи: месяц 3

Милочка

«Милочка, Мила», – (Взаимодействие с малышом аналогично приведенному выше.)

Птичка просила,

Чтобы Милочка проснулась, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

Маме, папе улыбнулась!

Голосок свой подавала: (Повторяет несколько раз, пытаясь вызвать ответную голосовую реакцию.)

«Га-а! Гу-у! Гы-ы!» –

Ворковала:

«Га-а! Гу-у! Гы-ы!»

Закончив общение с ребенком, мама берет его на руки. Удерживая на вытянутых, полусогнутых руках, начинает нежно покачивать, т.е. чуть-чуть приподнимая и опуская, перемещая влево-вправо. При этом пестушку можно спеть малышу в такт движениям. Такое пестование полезно для развития вестибулярного аппарата.

Примечание

Можно заменить первую строчку потешки на «Чадушко мило-о-о!», чтобы потешка стала «универсальной».

Васенька

Вася-Вася, Василечек, (Взаимодействие с ребенком аналогично приведенному выше.)

Василечек полевой!

Вася-Вася, Василечек, (Мама поглаживает ручки, ножки, животик ребенка.)

Васенька сыночек мой! (2 раза)

Ля-ля! Ля-ля ! Ля! Ля! (Играет ручками ребенка: чуть сводит и разводит полусогнутые руки на уровне его груди.)

Ой, Вася, Василечек,

Васенька сыночек мой!

Вася-Вася, Василечек, (Повторяет обращение к ребенку, смотря ему в глаза.)

Василечек, синий цвет!

Вася-Вася, Василечек, (Старается вызвать голосовую реакцию.)

Погугукай нам в ответ: (2 раза)

Гу-гу! Гу-гу! Гу-гу-гу!

Ой, Вася, Василечек, (При повторении мама поднимает малыша вертикально, держа под мышки, лицом к себе, ставит его на пеленальный стол. От прикосновения к плотной поверхности стола ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Как только вы почувствуете, что упор ног произошел, тут же поднимите малыша («потанцовывание»).

Погугукай нам в ответ.

Выполните «потанцовывание» под потешку 4–6 раз. Можно использовать народные мелодии, например, «Коло-коло- колокольчик».

Примечание

Можно заменить первые строчки, вставив любое имя мальчика, например:

Саша-Сашенька, цветочек!
Саша-Сашенька, родной!
Саша-Сашенька, цветочек!
Сашенька – сыночек мой!

Мама должна научиться эмоционально взаимодействовать с малышом на уровне возрастных возможностей во все отрезки его бодрствования. При этом ласка, любовь, нежность должны быть в каждом ее слове, жесте, движении. Обращение к малышу по имени делает общение с ним адресным и личностным, что необходимо ребенку для осознания себя в последующем как личности.

Появление к 3 месяцам у малыша «комплекса оживления» делает возможным проведение игр-занятий, направленных только на развитие речи. Во время таких игр мама демонстрирует крохе артикуляцию речевых звуков. Также ребенку по-прежнему необходимы игры-занятия для развития сенсорной сферы (зрение, слух, осязание) и мелкой моторики рук, которые имеют отношение к развитию речевых навыков.

Примерные игры-занятия «Гуси-гуси»

Задачи

Способствовать возникновению «комплекса оживления»: активизировать голосовые реакции ребенка, побуждать к повторению звуков «г-г-га», «гы», «гу» и звукосочетаний «кха», «к-ки», «г-ко», возникающих в гукании на выдохе. Продемонстрировать крохе артикуляцию членораздельных звуков речи – «а-а», «у-у», «о-о».

Материал

Фольклорный текст.

Содержание игры-занятия

Взрослый наклоняется над малышом, улыбается, обращается к нему по имени: старается вызвать «комплекс оживления».

Речитативом исполняет потешку, выделяя гласные звуки и звукосочетания в гукании малыша:

– Гу-уси, гу-у-си! Гуси-гуси?
– Га-а-а! Га-га-га!
– Ути, у-у-у-ти! Ути-ути?
– Кха-а-а, кха-а-а!
– Ку-ры, ку-у-у-ры! Куры-куры?
– Кхо-о-о, кхо-о-о!
– Не ходите далеко…
– Ко-о-о, ко-о-о.

Каждое двустишие нужно читать отдельно, между ними делаются паузы, дающие возможность ребенку вслушаться в текст и отреагировать на него. Взрослый утрированно артикулирует гласные звуки, произнося их в несколько замедленном темпе. Фольклорный текст следует повторить два раза. Игра-занятие длится 2–3 минуты.

Развитие речи

«Веселая погремушка»

Задачи

Продолжать развивать слуховое восприятие ребенка, акцентируя внимание на источнике звука. Развивать способность зрительно сосредотачиваться на предмете (из положения лежа на животе).

Материал

Яркая погремушка. С целью усиления зрительного воздействия можно на ее ручку завязать красивый бант или укрепить волан.

Содержание игры-занятия

Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30–40 см от игрушки. Встряхивая ее, побуждает малыша прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как кроха поднимет головку, рассматривая игрушку, надо перевернуть его на спину и дать отдохнуть. Далее лежащему на спине ребенку мама продемонстрирует погремушку с расстояния 50–70 см, меняя ее местоположение влево и вправо, затем звенит ею в поле зрения малыша.

Читайте также:  Как развивать ребенка после 3 месяцев

Необходимо дать ребенку возможность рассмотреть звучащий предмет, попытаться вложить погремушку в ладошку малыша, придерживая ее своей рукой. На последующих занятиях повторить упражнение дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы вначале 20, потом 30–40 и более секунд. Показ игрушки нужно сопровождать короткими фразами: «Динь-динь», «Да-а!» При последующих занятиях рекомендуется менять звучащие игрушки.

«Умные шарики»

Задачи

Обогащать тактильную чувствительность ладоней малыша, формировать навык захватывания предмета рукой.

Материал

Твердые, мягкие, пружинящие, поролоновые шарики, обернутые разным материалом (диаметр 2–2,5 см).

Примечание

Шарики можно сделать самостоятельно. С этой целью используются лоскутки тканей, кусочки меха, тонкой кожи и т.п. Самодельные шарики, как и любые мелкие игрушки, даются ребенку только под контролем взрослого и в его присутствии.

Содержание игры-занятия

Взрослый демонстрирует ребенку, лежащему на спине, например, белый пушистый шарик, закрепленный на шнурочке. Он опускает шарик и прикасается к ручке малыша. Ведет предмет по тыльной стороне ладони сначала одной, потом другой руки. Свои действия мама сопровождает словами: «Ша-а-а-рик! Во-о-т как-о-о-й шари-и-и-к!».

Затем шарики меняются, меняются и ощущения ребенка от прикосновений различными материалами. Далее мама кладет шарик на середину правой ладони малыша, затем – левой. Сначала взрослый придерживает шарик, побуждая кроху к более сильному рефлекторному схватыванию и удержанию предмета (в 2 месяца 2–3 секунды, в 3 месяца – до 10 секунд). Действия с шариками можно повторять 3–5 раз для каждой руки.

Игра-занятие сопровождается обращениями к ребенку, разговором, эмоциональными возгласами, ярким речевым интонированием и т.п.

В заключение следует отметить, что к занятиям, направленным на речевое развитие младенца третьего месяца, помимо тех, что были рекомендованы для двухмесячного возраста, следует добавить следующие:

  • содействие возникновению у ребенка «комплекса оживления»;
  • развитие на основе «комплекса оживления» речевых возможностей ребенка посредством правильного эмоционального общения и игр-занятий.

Источник

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Каждого родителя волнует, правильно ли развивается его ребенок. 3 месяца – возраст, когда у малыша появляются первые более-менее серьезные навыки. Он совсем не похож на ту новорожденную кроху, которую забирают из роддома.

Ребенку исполнилось 3 месяца

Ребенку исполнилось 3 месяца

Он уже может реагировать на звуки, его общение более широко выражает отношение к событиям окружающего мира. Еще что умеет малыш в 3 месяца?

Основные потребности

Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Больше всего родителей волнует, что умеет грудничок в психологическом плане. В этом возрасте малыша больше интересует компания мамы, чем какого-то другого знакомого взрослого. Он часто просится на ручки, чтобы изучать мир. Если он слишком много находится в кроватке, его обзор ограничен, в этом возрасте начинает проявляться любознательность.

Маленький ребенок спит на животе

Маленький ребенок спит на животе

В 3 мес. малыш больше требует любви и внимания, учится различать эмоции, наблюдая за лицами взрослых. В ответ на голос мамы или появление игрушек перед ним может агукать и улыбаться.

Внимание неустойчиво, поэтому ребенка легко переключить предметом, окрашенным в яркие цвета.

Важно! У малыша нет другого способа изъявлять о своих желаниях, кроме плача. Его характер может принципиально отличаться. Со временем мама может научиться отличать потребности ребенка в зависимости от тона, которым он осуществляется. Как правило, о голоде свидетельствует громкий и резкий крик. Приблизительно те же звуки говорят о том, что малыш мокрый, или он ощущает физический дискомфорт. Если плач тихий и жалобный, взрослый должен убить скуку грудничка, пообщавшись с ним.

Таблица навыков ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка на конец 3-го месяца жизни индивидуальное. Поэтому не нужно переживать, если что-то из этого списка еще не проявилось. Об этом говорят все педиатры, включая доктора Комаровского. Каждый успех 3-месячного младенца должен считаться его персональным достижением. Родители должны сравнивать малыша с ним вчерашним, а не другими детьми. Эта полезная привычка поможет родителям наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, когда они станут старше. В норме трехмесячный ребенок умеет приблизительно это следующее.

Довольный трехмесячный ребенок

Довольный трехмесячный ребенок

Навыки ребенка 3 мес.

Двигательные навыки1. Переворачивание со спины на живот;
2. Поднятие головы и держание головки;
3. Координация движений;
4. Хватательный рефлекс.
Физические особенности трехмесячных детейСредняя прибавка за третий месяц в весе – 600-900 граммов, роста – 2-3 сантиметра. Точные цифры будут отличаться.
Связь с окружающим миром1. Агуканье;
2. Игра интонациями.

Двигательные навыки

В трехмесячном возрасте ребенок еще очень много спит, начинает формироваться четкий режим дня. Спит малыш этого возраста около 15-18 часов. Сам сон более глубокий, по сравнению с новорожденностью.

Довольный ребенок трогает ноги

Довольный ребенок трогает ноги

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание прогулкам на свежем воздухе, потому что для крохи это возможность отдохнуть и изучить окружающий мир.

Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час.

Физические особенности трехмесячного ребенка

Если исполнилось 3 месяца мальчику, то для него нормальными показателями роста считаются значения от 57,3 до 66,5. Оптимум находится посередине. Вес колеблется от 4,5 до 7,5 кг. Окружность головы мальчика находится в пределах от 38,1 до 42,9 сантиметров.

Если исполнилось 3 месяца девочке, значения несколько меньше: рост – 55,6-64 см, вес – 4,3-7,1 кг, окружность головы – 37,1-42,0 см.

Читайте также:  Ребенок 3 месяца прогулка

Здесь главные критерии – внешняя пропорциональность тела ребенка, а также его сон, аппетит и настроение. Если эти параметры в порядке, то волноваться не следует. Питание является немаловажным фактором развития крохи.

Важно! Минимальная прибавка к росту за третий месяц – чуть больше половины килограмма (600 граммов).

Связь с окружающим миром

В трехмесячном возрасте ребенок хорошо понимает эмоции. В этом мама может убедиться самостоятельно. Для этого следует сыграть с чадом в одну игру. Мама садится возле кроватки ребенка так, чтобы малыш не мог ее увидеть, при этом она сама должна видеть лицо своего сына или дочери. Все предметы, которые могут овладеть вниманием ребенка, убираются.

Трехмесячная девочка

Трехмесячная девочка

Далее нужно начать петь грустную мелодию. Обычно в таком случае малыш перестает играть, замирает, в дальнейшем может даже заплакать. Потом нужно сразу поменять песню на веселую, его настроение быстро улучшится. Так с ребенком можно поиграться несколько минут. Это упражнение также помогает развить музыкальный слух малыша (при условии, что родитель хорошо поет).

Во время прогулки с малышом очень важно обращать его внимание на яркие или необычные предметы. Необходимо утолять его информационный голод и в детской кроватке, давая ему то, что можно разглядывать с интересом. Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней.

Умения недоношенного трехмесячного ребенка

В возрасте 3 месяцев недоношенный ребенок уже может пробовать держать голову. Если обычный малыш в этом возрасте это делает достаточно уверенно, если находится в вертикальном положении, то недоношенный ребенок может еще этого не уметь.

Если недоношенный ребенок в трехмесячном возрасте берет предметы, то это хороший знак. В целом, ребенок немного слабее своих одногодок, родившихся в правильное время. За маленьким недоношенным ребенком требуется дополнительный уход, плохой родитель будет игнорировать эту необходимость.

Отличия в развитии мальчика и девочки

В трехмесячном возрасте отличия между развитием мальчиков и девочек еще не столь сильно заметны. Больше всего видно внешнюю разницу. Мальчики крупнее, тяжелее и имеют больший охват головы, по сравнению с девочками. В среднем, отдельные дети могут не сильно отличаться.

Отличия выражаются в эмоциональном плане. Уже с детства мальчики больше интересуются окружающими предметами, в то время как девочки вникают в лица окружающих взрослых.

Игры с крохой в 3 месяца

Одна из игр, в которую можно играть с ребенком, описана выше. Она не совершенствует никаких способностей, но позволяет оценить приблизительный уровень развития малыша.

Проще всего доставить малышу удовольствие с помощью игрушек, подвешенных над детской кроваткой. Можно разместить их на двух уровнях. Первый предназначен для рассматривания. На втором уровне игрушки размещаются чуть ниже, чтобы ребенок имел возможность до них дотянуться и как-то использовать (ударить, извлечь звуки с погремушки и так далее).

Рекомендуется разнообразить опыт взаимодействия малыша с игрушками, время от времени их меняя. Не стоит вешать сразу много предметов, внимание крохи может устать. Достаточно одной-двух, каждую неделю их стоит менять (а то и чаще).

В этом возрасте ребенок может пробовать искать развлечения и самостоятельно. Одна из игр, в которую можно поиграть с ребенком в этом возрасте, – «ку». Взрослому предлагается закрыть лицо руками, после чего его открыть и произнести «ку-ку». Ребенок будет в восторге.

Одна из развивающих игр для трехмесячного ребенка – показывать малышу картинки и называть то, что на них изображено.

Можно начинать учить ребенка ползать. Для этого перед малышом кладется игрушка таким образом, чтобы он не мог сразу дотянуться до нее. После этого к ступням необходимо приложить ладонь, чтобы ребенок от нее оттолкнулся. Когда он научится чувствовать опору под ногами, начнет это делать самостоятельно.

Какие действия ребенка правильные

Если малыш уверенно берет в ладошку то, что ему подсунуть, улыбается взрослым, агукает, активно интересуется окружающим миром, ест 6-7 раз в день, много спит, но уже больше бодрствует, по сравнению с первыми месяцами, балуется с игрушками, переворачивается, когда лежит, то ребенок развивается нормально.

Если чего-то из этого списка нет, то это еще не повод бояться. Развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от генетики, окружающих условий, эмоционального состояния родителей, а также – частоты посещения врачей. Независимо от того, ребенок нормально развивается, по мнению родителей, или нет, его нужно каждый месяц показывать педиатру.

Как мама может помочь ребенку

Развитие ребенка в три месяца проходит очень активно, в этот период мама может помочь ребенку специальными массажами, активными играми и физическими упражнениями для малыша, укрепляющими отдельные группы мышц.

Но нельзя переборщить. Если ребенок получает слишком много впечатлений, могут быть проблемы со сном, что негативно повлияет на общее его развитие.

Таким образом, требования к малышу в три месяца довольно скромные. Он еще многое не умеет. Родителям следует внимательно наблюдать за его состоянием и регулярно водить к участковому педиатру. Он точно знает, что должен уметь ребенок в три месяца, и понимает, когда волноваться стоит, а когда – нет.

Видео

Источник