Что умеет делать недоношенный ребенок в 4 месяца
Содержание статьи
А что он умеет? или развитие навыков недоношенного ребенка.
Очень часто родители недоношенных малышей спрашивают меня — что с ним будет дальше? Масла в огонь подливают родные и знакомые, рассказывая страшные истории о глубокой умственной отсталости и тяжелой инвалидности таких малышей. Но это не верно — глубокая недоношенность совершенно не значит, что ребенок станет инвалидом или будет неправильно развиваться. Конечно, они другие, к ним предъявляются другие требования — но это не значит — что такие дети ущербны. Чтоб развеять сомнения — поговорим об особенностях развития навыков недоношенных, об их нервно-психическом развитии и особенностях, которые надо знать вам, родителям.
В чем их отличие?
Основные навыки и возрастные умения (удержание головы, ползание, сидение, стояние и другие) у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доношенных ребят. Недоношенные позже начинают сосредоточиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от того, насколько недоношен кроха. При сроке после 32 недель, навыки малыша будут формироваться позже примерно на 1-1,5 месяца, при рождении ранее 30-31 недели все они будут замедляться примерно на 3-4 месяца. К концу первого года жизни большинство детей с небольшими сроками недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2-3 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные малыши, рожденные с массой 500 и даже менее грамм. У длительно болеющих детей, детей с пороками развития или при отсутствии необходимого ухода, отставание в нервно-психическом развитии более выражено.
Для контроля за нервно-психическим развитием недоношенного ребенка, особенно с массой тела до 2500 г, используют специальные показатели нервно-психического развития недоношенных детей первого года жизни. Обычно все значения указываются в сравнении с возрастом для доношенных малышей и указываются границы колебаний, когда может проявиться новый признак у недоношенного крохи в зависимости от массы тела при рождении.
что мы можем?
Остановлюсь подробнее на точных сроках появления навыков, чтобы вам было легче ориентироваться в том, есть ли проблема или все у вас хорошо. Ненормальным будет считаться отставание от установленных сроков более чем на месяц.
Кроха с массой тела меньше 1500 грамм фиксирует взгляд, впервые улыбается, делает попытки удержать голову, лежа на животе в возрасте 2-4 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 2-3 месяца, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 1-2.5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм — в 1-2 месяца жизни.
Малыш пытается следить и прислушиваться к вам, быстро отвечает вам улыбкой — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 3.5-4.5 месяца, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 3-5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм — в 2-3 месяца жизни.
Ваш кроха сосредотачивается зрительно, прислушивается, оживляется при вашем появлении, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью, хорошо удерживает голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном положении, упирается ножками, начинает гулить. Эти навыки формируются при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6,5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 4-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 4-5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 3-4 месяца жизни.
Ребенок находит невидимый источник звука, громко смеется, захватывает подвешенную игрушку, гулит — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 5-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 5-6 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 4,5 месяца жизни.
Ваш малыш может различать тон обращенной к нему речи, отличить чужих от близких, четко брать игрушку из рук взрослых, может поворачиваться на живот, устойчиво стоять при поддержке, подолгу гулить. Такое приобретается при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6,5-7.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 6-7 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 6-6.5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 5.5-6 месяца жизни.
Кроха умеет свободно брать игрушки из разных положений, может переворачиваться с живота на спину, подползать, начинает лепетать, может кушать с ложки и снимать пищу губами — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 7.5-8.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 7-8 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 6.5-7 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 6-7 месяца жизни.
Малыш научился хорошо ползать, подолгу лепечет, на вопрос «Где?», находит предмет, расположенный в одном и том же месте — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9-11 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 8.5-10 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 8-9 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 7.5-8.5 месяцев жизни.
Ребенок долго занимается игрушками, сам садится и встает, держась за барьер, переступает, громко и повторно произносит слоги, выполняет «ладушки», «дай ручку», «до свидания», сам ест хлеб, льет из чашки, которую держит взрослый — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9,5-12 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 9.5-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 9-10 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 8.5-10 месяцев жизни.
Действует с предметами по-разному: катает, вынимает, ходит, слегка придерживаясь, повторяет различные слоги за взрослыми, знает свое имя, на вопрос «где?», находит предмет в разных местах, проявляет навык опрятности — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 11.5-13 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 10.5-11 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 8.5-10 месяцев жизни.
Малыш открывает, вкладывает игрушку, влезает на высокую поверхность и слезает с нее, по просьбе «дай» подает знакомые предметы — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 12.5-14 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-13 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 11.5-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 10-11 месяцев жизни.
Кроха накладывает кубики, снимает кольцо с пирамидки большим отверстием, самостоятельно стоит, употребляет первые с лова-обозначения: ав-ав, кис-кис — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 13.5-14.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11.5-12.5 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 11-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 11-12 месяцев жизни.
Начинает самостоятельно ходить, имеет запас слов около 10 простых, по просьбе выполняет действие: покачай лялю, где глазки и прочее — эти навыки малыш приобретает при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 14-16 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-15 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм — в возрасте 12-13 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм — в 13-13 месяцев жизни.
как же узнать, когда есть проблемы?
При оценке развития недоношенного ребенка сравнивается фактический уровень развития, что он уверенно умеет из предложенных навыков на сегодня и это сравнивается с нормативными показателями в данном возрасте. Так определяется индивидуальный темп созревания ребенка (замедленный, нормальный, ускоренный, мозаичный). Проблемами считается замедление освоения навыков на 1-2 месяца, и более чем по 2-3 линиям навыков.
Конечно, совершенно не правильно ровнять малыша. который родился в срок с малышом, который родился с весом менее килограмма — они очень сильно будут отличаться в развитии. Но, чтобы знать основные закономерности и уметь вовремя понять, что что-то идет не так, медики разрабатывают много схем оценки развития умений малыша.
Оценивают его способности, обязательно делая поправку на степень недоношенности. То есть, на сколько недель он поторопится на свет, это обычно 40 недель минус срок родов. С возрастом уровень психического развития недоношенного ребенка меняется и приближается к нормальному показателю, в результате чего сохранение начальной поправки утрачивает смысл, и для оценки уровня развития в возрасте 12-14 месяцев оптимальной становится ориентация на нормативы для обычных здоровых доношенных малышей. Если возникают проблемы в развитии — или вас волнует отсутствие того или иного навыка, не медлите — обратитесь к педиатру или неврологу. Врач оценит малыша по специальной углубленной шкале и скажет точно — есть или нет проблем у крохи. Тогда и лечение в случае надобности будет правильным и своевременным.
какие могут быть трудности?
Психологическую реабилитацию недоношенного младенца принято основывать, в первую очередь, на теплых эмоциональных контактах и благоприятном режиме получения слухового и двигательного опыта, создающих ощущение психологического комфорта и помогающих ребенку справляться с воздействием внешних и внутренних стрессов. С ними нужно говорить, носить их на руках, прижимая к животу, заниматься гимнастикой, развивающими методиками, много гулять. Это особенно важно глубоко недоношенным крошкам, ведь в первые годы жизни такие дети заметно отстают от нормы.
К сожалению — бывает, что недоношенность сопровождается повреждением нервной ткани, что может вызывать некоторые последствия. Чем меньше вес при рождении, тем значительнее нарушения. Большая часть нарушений интеллекта сохраняется на всю жизнь. Во всех случаях начальные проявления психических расстройств касаются вегетативно-инстинктивной сферы, сенсорного развития (органов чувств), моторики, эмоциональной сферы, сферы общения, познавательного развития, социального поведения и формирования прообразов самосознания.
В структуре психических нарушений в раннем возрасте у недоношенных детей наиболее часто встречаются поведенческие и эмоциональные расстройства, нарушения психологического развития и органические психические расстройства. Среди поведенческих и эмоциональных отклонений у детей преобладают патологические привычные действия в виде кусания ногтей, сосания пальцев и пустышки. Органические психические расстройства (эпилепсия, судороги) у таких детей встречаются гораздо реже. Дефекты поведения и характера у преждевременно родившихся детей в дошкольном возрасте — наиболее частая причина обращения родителей к психиатру. У дошкольников это расстройства аппетита, сна, снохождение, патологические привычки, эмоциональная лабильность, страхи, нарушение адаптации в коллективе.
Однако, это совсем не значит, что ваш ребенок будет таким — вовремя начатая работа приводит к полноценному развитию и малыш вырастет здоровым. Просто вам потребуется больше сил, настойчивости и терпения в занятиях и развитии способностей, потребуется более тщательный уход за ребенком.
У детей, родившихся глубоко недоношенными, довольно низкий уровень развития в детстве. Особенно страдает речевое, сенсорное развитие, в старшем возрасте — мышление, внимание, память. Лишь 35% детей, у которых есть недоношенность, готовы к поступлению в школу, 9% не готовы, остальные условно готовы. Основными психологическими признаками у этих детей являются тревожность, незащищенность, трудности в общении, конфликтность, враждебность.
Что понадобится таким малышам? Первое — это ваша любовь, ласка, забота и внимание — это 90% успеха в лечении, выхаживании и полноценном развитии. Остальное — помощь врачей — педиатра, невролога, психолога, других специалистов, если понадобится. Медицина шагнула далеко вперед — мы умеем оказать помощь крохам весом в полкило, но!!!! Только любовь матери творит чудеса, она поднимает с постели безнадежно больных, она внушает веру и надежду в то, что все будет хорошо. Любите своего крошку, говорите ему о своей любви, плачьте и смейтесь вместе, всегда будьте месте и ваш кроха вырастет крепким и здоровым мальчиком или девочкой!
Источник
Как развивается недоношенный ребенок
Каждые десятые роды, согласно статистике, являются ранними или преждевременными, в их результате рождается недоношенный ребенок. Он появляется на свет до 37-ой недели беременности, с весом менее 2500 грамм и ростом до 45 см. Эти параметры недоношенности условны, так как они могут колебаться у разных детей. Основное внимание все же уделяется зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также терморегуляции.
Недоношенные дети более слабые, в сравнение с теми, что родились в срок. Поэтому их развитие отличается от установленных физиологических норм доношенных малышей. Эта разница исчезнет к 2,5 — 3 годам, не ранее. Кроме этого, развитие ребенка, родившегося на 32-ой и 34-ой неделе, также будет иметь много отличий.
Оглавление: Как выглядит недоношенный ребенок Развитие недоношенного ребенка по месяцам — Уровень развития недоношенного ребенка в 1 месяц — Уровень развития недоношенного в 2 месяца — Как развивается недоношенный в 3 месяца — Что должен уметь делать недоношенный ребенок в 4 месяца — Как развивается недоношенный в 5 месяцев — Шестой месяц жизни недоношенного — Развитие недоношенного малыша в 7 месяцев — Что умеет недоношенный в 8 месяцев — Как развивается ребенок в 9 месяцев — 10-ый месяц: что умеет недоношенный — Развитие недоношенного в 11 месяцев — 12-ый месяц жизни
Как выглядит недоношенный ребенок
Его вес значительно меньше нормы (менее 2,5кг). Научно подтверждено, что дети, рожденные после 30 недели, имеют больше шансов вырасти здоровыми и догнать по развитию их сверстников, чем те, которые родились до 28 недели. Последним требуется более интенсивный уход, длительное лечение и пребывание в отделении интенсивной терапии для новорожденных.
Чем раньше появился на свет ребенок, тем меньше у него подкожный жировой слой. Из-за этого кожа кажется прозрачной, через нее хорошо виден сосудистый рисунок.
Сразу после родов на теле такого ребенка не будет первородной смазки, так как в норме она появляется на последних неделях гестации. Большой родничок иногда смещен в сторону, потому что не полностью сформирован череп. Черты лица заостренные, но со временем они приобретут такой же вид как у здорового новорожденного.
Обратите внимание: из-за отсутствия подкожного жира такие дети быстро и легко переохлаждаются, даже в условиях комнатной температуры. Поэтому после рождения их сразу помещают в кувез, в котором задается определенный температурный режим.
Такие дети плачут очень тихо, иногда — даже неслышно. Это связано с незрелым дыхательным аппаратом.
Степени недоношенности
Недоношенность различают с учетом того, когда и с каким весом появился на свет ребенок. Также учитывается наличие отставания в развитии некоторых органов и систем.
При этом выделяют несколько степеней недоношенности:
- 1 степень — малыш родился на 35-37-ой неделе с весом 2-2,5 кг.
- 2 степень — ребенок рожден с весом от 1,5 до 2 кг на сроке в 32-34 недели беременности.
- 3 степень — вес недоношенного при рождении на 29-31 неделе гестации составляет от 1 до 1,5 кг.
- 4 степень — дети, рожденные с массой до 1 кг и до 29 недели беременности.
Обратите внимание: физическое состояние недоношенных приблизится к нормальному в возрасте 12 месяцев, отставание до этого срока считается нормой.
На развитие недоношенного ребенка после его появления на свет оказывает влияние масса факторов:
- питание;
- качественный, правильный и регулярный уход за малышом;
- понимание родителей и их адекватное отношение к проблеме рождения недоношенного ребенка;
- социальный статус самой семьи.
Чтобы обеспечить полноценное развитие таким детям, необходимо тщательно ухаживать за ними и уделять внимание работе каждой системы и органа. Стоит учитывать, что дети, которые родился до 30 недели, отстают в развитии от сверстников на 3-4 месяца, поэтому все нужные навыки они усваивают чуть позже.
Уровень развития недоношенного ребенка в 1 месяц
В этот период имеется очень высокий риск присоединения инфекционных болезней, которые дают серьезные осложнения, поэтому очень важно оберегать ребенка. Также наблюдается выраженная нестабильность нервной системы, которая сохраняется до 4 месяцев.
С самого рождения необходимо поддерживать голосовой и тактильный и контакт с малышом. Он должен чувствовать голос мамы, ощущать ее запах, тепло тела. Если есть возможность, то следует обеспечить его как можно длительное пребывание на руках у мамы.
Уровень развития недоношенного в 2 месяца
Ребёнок становится более крепким, начинает лучше набирать вес. Положительный набор веса на 2-ом месяце является главным критерием здорового развития недоношенного малыша.
Ко второму месяцу жизни младенца разрешается выкладывать его на живот. Но держать самостоятельно голову в таком положении малыш еще не умеет, как его доношенные сверстники.
Также становится заметным хорошо развитый сосательно-глотательный рефлекс. Но в процессе естественного кормления грудью у 2-месячных недоношенных быстро наступает усталость, поэтому их нужно докармливать сцеженным молоком. Важно учитывать, что интервал между кормлениями будет меньше, чем 3 часа.
Как развивается недоношенный в 3 месяца
В этот период масса чада увеличивается в 1,5-2 раза. Начинает более активно развиваться слуховое и зрительное внимание. Необходимо внимательно следить за физиологическим состоянием ребенка. Важно и не переохлаждать его, и не перегревать. Между кормлениями недоношенный большую часть времени спит, поэтому период бодрствования короткий.
Следует не забывать и о частой смене положения тела. Лучше если источник света будет приглушенный, а не яркий, при нем неврождённый будет чувствовать себя комфортнее.
Что должен уметь делать недоношенный ребенок в 4 месяца
Малыш учится уверенно поднимать и держать голову. Он пытается издавать звуки, захватывать игрушку ладошкой, более уверенно фиксирует взгляд на предмете или лице.
Вполне вероятно повышение тонуса мышц, что легко корректируется с помощью специальной гимнастики и массажа для недоношенных. Очень полезны воздушные ванны и водные процедуры.
Как развивается недоношенный в 5 месяцев
Он часто улыбается, у него появляется интерес ко всему, что его окружает. Он намного лучше реагирует на свет и звук, оборачивает голову в его сторону.
Также на 5-м месяце недоношенные дети начинают гулить.
Шестой месяц жизни недоношенного
Теперь вес ребёнка в 2-2,5 раза больше, чем при рождении. Малыш предпринимает попытки перевернуться на живот со спины.
Ускоряется и психоэмоциональное развитие недоношенного. Не все детки, но большая часть, уже могут отличить родных людей от чужих. При общении с ними они оживляются, становятся активными, гулят, шевелят ручками и ножками.
При поддержке ребенка подмышки, он пытается упираться ногами о поверхность.
Развитие недоношенного малыша в 7 месяцев
Активность младенца становится все больше и больше, он уже сам умеет перевернуться на живот со спины и наоборот. Может предпринимать первые попытки ползать по-пластунски.
Игрушку в руке в 7 месяцев дите уже держит уверенно. Если ребенок рожден на 35-ой неделе, то у него могут начать прорезываться первые зубы.
Что умеет недоношенный в 8 месяцев
Движения дитя становятся более умелыми и уверенными. Он пытается самостоятельно стоять на четвереньках, умеет раскачиваться и сидеть.
Младенец хорошо понимает и знает некоторые предметы, может их показать, если просят. Начиная с 8 месяцев, недоношенный ребенок учится кушать с ложки.
Как развивается ребенок в 9 месяцев
Появляются первые попытки ползать, а сидит ребенок намного увереннее. Ему постоянно нужно внимание родных, так как увеличивается потребность в общении еще больше, чем раньше.
В это время он чаще всего произносит первые слова в виде отдельных слогов. Ребенок уже играет самостоятельно игрушками. Он предпринимает попытки встать, держась за что-то, а садится из положения, стоя на бок, опираясь при этом на руку.
Во время еды он может сам положить кусочек еды себе в рот. У рожденных на 32-33 неделе гестации малышей могут появиться первые зубы.
10-ый месяц: что умеет недоношенный
Важно: не нужно переусердствовать и заставлять малыша стоять, если он не хочет. Врачи не рекомендуют этого делать как в отношении доношенных, так и недоношенных детей.
Держась за опору, малыш может передвигаться, но все же отдает предпочтение ползанью. Проявляет большой интерес к предметам, которые движутся, издают звуки. Ребенок уже знает свое имя и реагирует на него. У тех, кто появился на свет до 31-ой недели беременности, могут резаться первые зубы.
Развитие недоношенного в 11 месяцев
Ребёнок уже умеет самостоятельно и уверенно сесть, встать, взять игрушку рукой и положить ее на место. Это период активного познания окружающего мира, путем ползанья и стояния, держась за опору.
Малыш очень активно идет на контакт с родными.
12-ый месяц жизни
Некоторые недоношенные (не все) могут делать свои первые шаги по достижению 12-месячного возраста. Но ходить им пока самостоятельно рано. Приблизительно в это время по физическому развитию недоношенные дети догоняют своих сверстников. При этом все же сохраняется нервно-психическая незрелость. Окончательно разница исчезнет к 2-3 годам (в зависимости от степени недоношенности).
Важные особенности ухода за новорожденными
При организации ухода за недоношенным важно уделять внимание целому ряду факторов, включая такие составляющие, как:
-
Наблюдение у специалистов. Первые месяцы после рождения педиатр должен осматривать недоношенного ребенка каждую неделю, с 2-месячного возраста — раз в 2 неделе. Этот режим сохраняется до 6 месяцев. Каждые 3 месяца обязательно необходима консультация невропатолога и ортопеда, 2 раза в год — кардиолога, офтальмолога, эндокринолога, отоларинголога. Профилактику рахита в виде назначения витамина D проводят со 2-ой недели жизни. - Средства по уходу. Очень важно, чтобы они были гипоаллергенны и предназначены именно для недоношенных. Это обусловлено тем, что у таких детей очень чувствительная кожа, которая легко раздражается и воспаляется.
- Одежда. Она должна быть исключительно из натуральной ткани, без синтетики, не ярких цветов, соответствующего маленького размера, со швами наружу. Разрешаются застежки только в виде кнопок, а не пуговиц.
- Температурный режим в помещении. Оптимальная влажность воздуха не больше 70%, диапазон температуры воздуха в комнате, где находится недоношенный, — 23-24°C. Важно не допускать переохлаждения ребенка в первые месяцы.
- Купание. Необходимо помнить о вреде резкого перепада температур для таких детей, поэтому купают их в воде 36-37°С, при температуре воздуха в помещении 25°С. Сразу после купания заворачивают в предварительно нагретое теплое полотенце.
- Прогулки. Разрешается гулять летом на улице с детьми, которые имеют вес больше 2 кг, зимой — 3 кг. Начинают этот процесс постепенно, с 5 минут в день, и по нарастающей ежедневно добавляют 5 минут. Когда время прогулки достигнет 2 часов, его разделяют на 2 раза и продолжают увеличивать. Зимой разрешается выходить на улицу при температуре не ниже -10°С.
При отсутствии тяжелых патологий и должном уходе недоношенный новорожденный имеет все шансы догнать в развитии других детей и вырасти в здорового, крепкого и психологически зрелого человека.
Чумаченко Ольга, педиатр
12,883 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Загрузка…
Источник