Что такое контрольное кормление ребенка
Содержание статьи
Контрольное кормление и взвешивание ребёнка или… Хватает ли у мамы молока?
Врач — неонатолог, КМН,
Шилова Наталия Александровна
Контрольное кормление и взвешивание ребёнка.
Хватает ли у мамы молока?
2:54 — оговорка: по 40 мл, а не 40 раз
Контрольное кормление — что это и для чего нужно? Контрольное кормление — это определение объема выпитого молока из груди мамы за одно кормление, которое определяется взвешиванием ребенка до и после кормления.
Обычно такое контрольное кормление назначается если ребенок находится на исключительно грудном вскармливании и кажется, что ребенок мало прибавляет в весе. Но очень важно правильно проводить контрольное взвешивание.
- Ребенок перед кормлением должен быть уже запелёнут или одет в ползунки, боди. То есть ребёнок не должен быть голеньким. Взвешиваем ребёнка перед кормлением прямо с подгузником, пеленками, ползунками или боди. Записываем вес: например, 4000 грамм.
- Кормите ребёнка грудью.
- Взвешиваете его сразу после кормления даже если Вы понимаете, что ребенок пописал или покакал в подгузник. Записываете вес: например, 4050 грамм.
- Теперь считаем: из массы после кормления вычитаем массу до кормления: 4050грамм-4000грамм=50грамм. То есть, ребёнок высосал 50 мл молока.
Много это или мало? Это зависит от дня жизни ребёнка и того, сколько раз в день кушает ребёнок. Даже если ребенок старше 5-го дня жизни, но ест по 50 мл и при этом ест часто 8-10, а может и больше раз в день, то за сутки уже может оказаться достаточно большой объём молока.
Но моя практика показывает, что вот эти контрольные кормления очень сильно «напрягают» мам. Если у мамы возникли сомнения относительно достаточности молока, и она сходит в поликлинику и сделает всего одно контрольное кормление, и увидев небольшие цифры выпитого молока ребёнком, то она сразу решит дать смесь. Но это совершенно не обоснованно. Это всего одно кормление! В течение суток ребёнок может высасывать разное количество молока. И самое важное — какая прибавка весе по дням! Есть дети малоежки, но при этом они достаточно прибавляют. То есть, лучше ориентироваться на прибавки в массе!
Конечно, на контрольное кормление можно ориентироваться, но если Вы очень дисциплинированная мама и сможете провести это контрольное кормление в течение всего дня. Т.е. будете в течение суток (а лучше нескольких) абсолютно перед всеми кормлениями и после всех кормлений (в том числе и ночными) взвешивать ребёнка и посчитать за сутки объём молока, выпитого ребёнком. Даже если окажется, что у мамы маловато молока, это не говорит о том, что сразу надо ребёнка докормить смесью. В первую очередь обратите внимание на свое питание. Может быть Вы не обосновано «сидите» на какой-то диете для кормящих мам, и едите только гречку с индейкой или банально не доедаете из-за нехватки времени. Во-вторых, обратите внимание на количество выпитой жидкости за сутки и питье должно быть обязательно теплым.
Но я всё-таки не рекомендую проводить контрольные взвешивания, а ориентироваться именно на прибавку в массе. И опять же — не надо зацикливаться на взвешивании каждый день, потому то ребёнок прибавляет по дням не равномерно, а один раз в 2-3 дня и соблюдать следующие правила:
— взвешивать ребёнка в одно и тоже время
— взвешивать ребёнка натощак (перед кормлением)
— взвешивать голеньким
Всего доброго!
© Наталия Шилова — врач-неонатолог, педиатр,
Кандидат Медицинских наук и Мама двоих детей ????
Понравился материал?
Тогда пожалуйста сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Сделайте ретвит.
3. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.
4. И конечно же, оставьте свой комментарий
Источник
Проведение контрольного кормления
Цель: Определить количество высосанного молока
Показания: Назначение врача (при снижении массы тела, беспокойстве после кормления грудью)
Противопоказания: Нет.
Оснащение:
— весы (электронные или чашечные)
— чистая ветошь
— 0,5% р-ра хлорамина или другой дез. раствор
— ручка, бумага
Техника безопасности: не оставляйте ребенка без присмотра
Возможные проблемы: беспокойство ребенка
Этапы:
1. Подготовка к манипуляции:
1.1 Объяснить матери цель и ход предстоящей процедуры
1.2 Подготовить необходимое оснащение
1.3 Вымыть тщательно руки
1.4 Обработать весы дез. раствором
1.5 Отрегулировать весы
2. Выполнение манипуляции:
2.1 Взвесить завернутого ребенка
2.2 Провести кормление ребенка в течении 15-20 минут
2.3 Взвесить ребенка после кормления (не меняя пеленок в случае мочеиспускания и дефекации) зафиксировать результат
2.4 Определить разницу в массе, которая будет соответствовать количеству высосанного молока
2.5 Записать результат
3. Окончание манипуляции:
3.1 Протереть весы дез. раствором
3.2 Вымыть и осушить руки
3.3 Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом)
3.4 Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком, долженствующему количеству
3.5 Если количество высосанного молока меньше долженствующего количества молока на одно кормление, то недостающее количество молока восполнить кормлением ребенка из рожка адаптированными молочными смесями
Примечание: Проводят контрольное взвешивание в спокойной доброжелательной обстановке, в часы соответствующие режиму кормления данного ребенка. Желательно провести данную процедуру не менее 3-х раз в разное время.
Введение капель в глаза, нос и уши
Цель: Введение лекарственного вещества в конъюнктивный мешок, на слизистую оболочку носа, наружный слуховой проход.
Показания: Заболевание уха, горла, носа, глаз.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— стерильный пипетки, стерильные шарики, лекарственные препараты
— проточная вода, мыло, полотенце, перчатки, маска
— дезинфицирующие растворы, емкости для дезинфекции
Этапы:
Введение капель в конъюнктивный мешок.
1. Подготовка к манипуляции:
1.1 Объяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.
1.2 Вымыть руки, надеть перчатки.
2. Выполнение манипуляции:
2.1 Прочитать название препарата (глазные капли, срок годности).
2.2 Уложить ребенка на руках у помощника или усадить с запрокинутой головой.
2.3 Набрать лекарственное средство в пипетку (держать пипетку вертикально).
2.4 Взять в левую руку ватный тампон, оттянуть нижнее веко (попросить ребенка посмотреть вверх).
2.5 Ввести правой рукой две капли лекарственного средства.
2.6 Промокнуть остатки капель у внутреннего угла глаза.
2.7 Взять другой тампон и закапать в другой глаз.
3. Окончание манипуляции:
3.1 Обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.
3.2 Вымыть руки.
Примечание. Детям раннего возраста закапывать капли необходимо с помощником, который фиксирует голову, руки, ноги ребенка.
Введение капель в нос.
1. Подготовка к манипуляции:
1.1 Объяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.
1.2 Вымыть руки, надеть перчатки.
1.3 Очистить ребенку раннего возраста носовые ходы от слизи и корочек, старшим детям предложить высморкаться (сначала освобождая правый носовой ход, затем левый и наоборот).
2. Выполнение манипуляции:
2.1 Прочитать название препарата, срок годности.
2.2 Уложить ребенка на спину или усадить со слегка запрокинутой головой.
2.3 Набрать лекарственное средство в стерильную пипетку.
2.4 Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка и наклонить голову набок (при введении капель в правый носовой ход — вправо, при введении капель в левый носовой ход — влево, чтобы капли попали на слизистую крыла носа).
2.5 Не касаясь пипеткой слизистой носа, закапать по 2-3 капли в каждый носовой ход.
2.6 Оставить голову в наклонном положении сначала в одну, потом в другую сторону, на 1-2 минуты для равномерного распределения капель по слизистой оболочке.
3. Окончание манипуляции:
3.1 Спросить о самочувствии.
3.2 Обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.
3.3 Вымыть руки.
Введение лекарственного средства в наружный слуховой проход.
1. Подготовка к манипуляции:
1.1 Объяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.
1.2 Вымыть руки, надеть перчатки.
2. Выполнение манипуляции:
2.1 Прочитать название препарата.
2.2 Подогреть лекарственный раствор до t 370 (поставив флакон в теплую воду).
2.3 Уложить ребенка на бок больным ухом вверх (голову ребенка раннего возраста фиксирует помощник).
2.4 Очистить наружный слуховой проход ватной турундой.
2.5 Оттянуть левой рукой ушную раковину за мочку немного книзу у детей раннего возраста и кзади у старших детей (с целью выпрямления наружного прохода).
2.6 Ввести 3-6 капель, держа пипетку на расстоянии от наружного прохода.
2.7 Проследить, чтобы ребенок полежал в таком положении 15-20 минут.
3. Окончание манипуляции:
3.1 Спросить ребенка о самочувствии.
3.1 Обработать пипетки в соответствии с санэпидрежимом.
Сбор мочи методом Зимницкого
Цель: Определить суточный диурез, плотность мочи.
Показания: Любые изменения в состоянии здоровья.
Противопоказания: нет
Оснащение:
— подготовить 8 сухих чистых баночек,
— указать на этикетке фамилию, имя, возраст ребенка, отделение, палату и время сбора каж-дой порции мочи (6.00-9.00, 9.00-12.00 и т.д.).
Этапы:
1. Подготовка к манипуляции:
1.1. Объяснить маме или ребенку смысл и ход манипуляции.
1.2. Подготовить оснащение.
2. Выполнение манипуляции:
2.1. Поднять ребенка с постели в 6 часов утра, чтобы он помочился в унитаз.
2.2. Начиная с 6 часов утра и каждые 3 часа (9, 12, 15, 18, 21, 24, 3, 6 часов) собирать мочу в отдельные баночки.
3. Окончание манипуляции:
3.1 Утром следующего дня отправить все баночки с мочой в лабораторию с направлением.
Примечание:
1) Соблюдать обычный для ребенка водный режим.
2) Фиксировать количество выпитой за данные сутки жидкости.
3) В течение 3-х часов ребенок может помочиться в баночку несколько раз, о чем его заранее нужно предупредить.
4) Если в течение 3-х часов ребенок не помочился, соответствующая баночка остается пустая.
5) Если в течение 3-х часов мочи окажется больше, чем помещается в баночку, то надо дать дополнительную баночку, без номера, указав час мочеиспускания.
Обработка опрелостей
Цель: Обработать опрелости у ребенка
Показания: Наличие опрелостей 1-2-й степени
Противопоказания: нет
Оснащение:
· Проточная вода (температура 37 — 380С).
· Марлевые салфетки.
· Ватные шарики.
· Полотенце или мягкая пеленка.
· Стерильное растительное масло или детский крем.
· Чистое белье, расположенное на пеленальном столике.
· Резиновые перчатки.
· Лоток для стерильного материала.
· Лоток для отработанного материала.
Этапы:
1. Подготовка к процедуре.
11. Подготовить необходимое оснащение.
1.2.Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем.
1.3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
1.4.Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья.
2. Выполнение процедуры.
2.1.Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки:
если это мальчик — животом вниз; если это девочка — спинкой, обязательно придерживая левой рукой за ножку.
2.2. Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки.
Помнить! Девочек подмывать только движениями спереди назад.
2.3. Сбросить салфетки в лоток для использованного материала.
2.4.Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями хорошо осушить кожу.
2.5.Смазать при помощи ватных шариков паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или детским кремом.
Помнить! Припудривать присыпкой можно только чистую сухую кожу без повреждений! При опрелостях пользоваться присыпкой нельзя!
2.6.Сбросить шарики в лоток для грязного белья.
3. Завершение процедуры.
3.1. Запеленать (одеть ребенка).
3.2. Уложить ребенка в кроватку на бок.
3.3. Убрать пеленку (полотенце) с пеленального столика и поместить ее в мешок для грязного белья.
3.4. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
3.5.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Источник
Алгоритмы манипуляций на КЭ
Персональный сайт
Межениной Аллы Владимировны
- Перечень вопросов
- Перечень практических манипуляций
- Тестовые задания
- Ситуационные задачи
- Алгоритмы манипуляций
Техника измерения массы тела на электронных весах
Цель:
- Оценить адекватность питания ребёнка
- Оценить физическое развитие
Оснащение:
- Чашечные весы
- Резиновые перчатки
- Ёмкость с дезраствором, ветошь
- Бумага, ручка
Обязательное условие: взвешивать ребёнка натощак в одно и тоже время после акта дефекации.
Этапы:
- Подготовка к процедуре
- Объяснить маме/родственникам цель исследования
- Установить весы на ровной устойчивой поверхности
- Подготовить необходимое оснащение
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
- Выполнение процедуры
- Включить весы
- На цифровом табло дождаться появления нулей
- Нажать рукой небольшим усилием на центр лотка до появления цифровых показаний, соответствующих усилию руки
- Убрать руку, на табло появятся нули
- Выключить весы
- Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши
- Положить на весы сложенную в несколько раз пелёнку (следить, чтобы она не закрывала дисплей весов), включить весы
- Нажать функцию TARA. Для вычисления веса ребенка без учета пеленки
- Аккуратно положить на весы раздетого ребенка, придерживая за головку и ягодички
- Подождать, когда весы зафиксируют вес
- Достижение достоверности результатов исследования
- Снять ребёнка с весов
- Снять пелёнку
- Завершение процедуры
- Записать показатели массы тела
- Убрать пелёнку с весов
- Протереть рабочую поверхность весов дезраствором
- Снять перчатки, вымыть и осушить руки
Техника контрольного кормления
Цель: Определить среднее количество молока, получаемое ребёнком при кормлении грудью.
Оснащение:
- набор для пеленания
- набор для подготовки матери к кормлению
- весы
- дезраствор, ветошь
- бумага, ручка
Обязательное условие: в течение суток необходимо провести минимум три контрольных кормления (утром, днём и вечером), так как в разное время суток у матери разное количество молока.
Этапы:
- Подготовка к процедуре
- Объяснить маме/ родственникам цель и ход процедуры
- Подготовить необходимое оснащение
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
- Надеть на ребёнка памперс и запеленать
- Подготовить мать к кормлению грудью
- Обработать весы дезраствором и подготовить их к работе
- Выполнение процедуры
- Взвесить ребёнка
- Передать ребёнка матери для кормления грудью в течение 20 минут
- Повторно взвесить ребёнка (не меняя пелёнок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат
- Определить разницу полученных данных (до и после кормления)
- Завершение процедуры
- Передать ребёнка матери или положить в кроватку
- Протереть весы дезраствором
- Снять перчатки, вымыть и осушить руки
- Оценить соответствие фактически высосанного молока ребёнком долженствующему количеству
Техника кормления из бутылочки (рожка)
Цель: Обеспечить полноценное питание ребёнку.
Оснащение:
- косынка, маска
- мерная бутылочка (рожок)
- стерильная соска с несколькими отверстиями
- необходимое количество грудного молока или молочной смеси, температурой 36 — 370 С
- ёмкости с 3% раствором соды для кипячения сосок и бутылок
Этапы:
- Подготовка к процедуре
- Объяснить маме/ родственникам цель и ход процедуры
- Подготовить необходимое оснащение, подготовить ребёнка к кормлению
- Вымыть и осушить руки
- Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной жидкой пищи
- Надеть соску на бутылочку.
- Проверить скорость истечения смеси и температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава (жидкость из рожка должна вытекать редкими каплями)
- Выполнение процедуры
- Расположить ребёнка на руках с возвышенным головным концом
- Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью
- Завершение процедуры
- Подержать ребёнка в вертикальном положении 2 — 5 минут
- Положить ребёнка в кроватку на бок (или головку повернуть на бок)
- Снять с бутылочки соску, промыть соску под горячей проточной водой, обезжирить в течение 30 минут в 2% растворе соды, подогретом до 500 С, промыть проточной водой
- Соски поместить в кастрюлю «Для кипячения сосок» и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания
- Хранить в той же ёмкости под крышкой, слив воду
- Бутылочки промыть под горячей водой и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания
Формулы для расчёта питания
Для доношенного ребёнка
- в первые 10 дней разовое количество молока 10 х n, где n — количество дней жизни
- суточное количество молока рассчитывается:
- по формуле Финкельштейна — для детей до 10 — 14 дней — n х 70 (80), где коэффициент 70 — для детей с массой тела менее 3 200 г, коэффициент 80 — для детей с массой тела — более 3 200 г
- объёмным способом — для детей с 2 недель до 2 месяцев — 1/5 от массы тела
Для недоношенного ребёнка
с рождения до 3 — го дня — суточное количество — 20 мл /кг.
Разовое количество:
- 1 сутки — 5 — 10 мл
- 2 сутки — 10 — 15 мл
- 3 сутки — 15 — 20 мл
По формуле Роммеля — с 4 до 10 дня жизни:
Суточный объём — (n + 10) х на каждые 100 граммов веса, где n — количество дней жизни — с 10 — го дня — 1/5 от массы тела
Ежедневный утренний туалет в домашних условиях включает
- Туалет глаз
- Туалет носа
- Туалет пупочной ранки
- Туалет естественных складок кожи
Оснащение:
- кипячёная вода
- стерильное растительное или специальное детское масло
- ватные шарики, жгутики, марлевые салфетки,
- детское мыло
- раствор перекиси водорода 3%
- спиртовый раствор бриллиантовой зелени 1%
- палочки с ватным наконечником
- стерильные пипетки
- лоток для отработанного материала
- пелёнка
- чистый набор для пеленания
Туалет глаз:
- Выполнение процедуры
- Подложить ладонь левой руки под головку ребёнка
- Ватным тампоном, смоченным водой комнатной температуры, промыть глаза движением от наружного угла к внутреннему (для каждого глаза используют отдельный ватный тампон)
- Осушить глаза в той же последовательности отдельными ватными тампонами
- Завершение процедуры
- Ватный шарик сбросить в лоток
Туалет носа:
- Выполнение процедуры
- Ладонь левой руки положить на лоб ребёнка, большим пальцем приподнять кончик носа
- Ватный жгутик (отдельный для каждого носового хода) ввести вращательными движениями в носовой ход и удалить
- Завершение процедуры
- Ватные жгутики сбросить в лоток
Туалет пупочной ранки:
- Выполнение процедуры
- Поместить бутылочку с 3% раствором перекиси водорода в ёмкость с водой, температурой 30 — 32 градуса на 10 минут
- Набрать в пипетку подогретый раствор
- Выпустить каплю на тыл кисти (контроль температуры применяемого раствора)
- Раскрыть пупочное кольцо указательным и большим пальцами левой руки
- Закапать 2 — 3 капли раствора перекиси водорода
- Удалить образовавшуюся в ранке «пену» ватным шариком движением изнутри кнаружи
- Сбросить ватный шарик в лоток
- Палочку с ватным наконечником смочить в 1% спиртовом растворе бриллиантового зелёного
- Развести края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки и смочить дно ранки, не касаясь кожи, провернув палочку по часовой стрелке движением изнутри кнаружи
- Завершение процедуры
- Ватные жгутики сбросить в лоток
- Ребёнка оставить раздетым в течение 3 — х минут (для подсыхания раствора бриллиантовой зелени)
Туалет естественных складок кожи:
- Выполнение процедуры
- Ватный тампон смочить в стерильном растительном масле (специальном детском масле)
- Обработать складки в строгой последовательности: заушные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные
- Паховые и ягодичные складки чаще загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь
- Завершение процедуры
- Одеть и запеленать ребёнка
Примечание:
При ежедневном уходе за недоношенным ребёнком его необходимо как можно меньше трогать и двигать. Полностью ребёнка не раздевают. Обнажают только ту часть тела, которая требуется для гигиенической манипуляции. При подмывании не нужно пытаться подмыть ребёнка целиком. Достаточно вытереть его ягодички ватой, смоченной в тёплой воде. Поскольку недоношенный ребёнок особенно подвержен различного рода инфекциям, лучше, чтобы за ним ухаживал кто — то один из родителей.
Техника измерения роста
Цель: определение роста, контроль динамики роста.
Оснащение: стерильная марлевая лента, сантиметровая лента, горизонтальный ростомер, ветошь, дезраствор.
Этапы:
- Подготовка к процедуре
- Объяснить родственникам/маме цель и ход выполнения манипуляции
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
- Установить ростомер шкалой к себе
- Протереть 2 — кратно ветошью, смоченной дезраствором
- Вымыть и осушить руки
- Положить индивидуальную или стерильную пелёнку
- Выполнение процедуры
- Уложить ребёнка так, чтобы головка плотно прилегала к неподвижной планке (удерживать головку помогает мама или помощник)
- Ладонь одной руки положить на колени ребёнка, а другой придвинуть подвижную планку к подошвам ребёнка
- Зафиксировать результат и внести полученные данные в медицинские документы
- Снять ребёнка, убрать пелёнку (Примечание: рост новорождённого измеряют стерильной марлевой лентой, с последующим определением длины тела по сантиметровой ленте)
- Завершение процедуры
- Обработать ростомер ветошью, смоченной дезраствором
- Вымыть и осушить руки
Техника определения окружности груди, головы
Цель: определение окружности головы и груди, контроль динамики данных показателей.
Оснащение: марлевая стерильная лента, сантиметровая лента.
Этапы:
- Подготовка к процедуре
- Объяснить родственникам/маме цель и ход выполнения манипуляции
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
- Выполнение процедуры
- Для измерения окружности головы ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила через выступающую часть затылочного бугра, а спереди — по надбровными дугами
- Для измерения окружности груди ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди — по нижнему краю околососковых кружков
- Свернуть ленту так, чтобы первые цифры ( 1 , 2 . . . ) находились на ее внутренней поверхности, головку ленты взять в левую руку, а кончик в правую, подвести под головку или спинку и соединить руки на середине лба или груди, отметить данные.
- Завершение процедуры
- Внести данные измерений в медицинские документы
- Снять перчатки
- Вымыть и осушить руки
Техника гигиенической ванны
Цели:
- соблюдение гигиены тела
- обеспечение универсальной потребности быть чистым
- формирование навыков чистоплотности
- закаливание ребёнка
Оснащение:
- Ванночка для купания
- Пелёнка для ванны
- Кувшин с водой для обливания ребёнка
- Водный термометр
- Махровая или фланелевая рукавица, махровая салфетка
- Детское мыло
- 5% раствор перманганата калия
- Тёплая пелёнка
- Набор для пеленания
- Ведро кипячёной охлаждённой воды
- Ведро горячей кипячёной воды
Обязательные условия:
Первую гигиеническую ванну лучше проводить на следующий день после выписки из роддома, после отпадения пуповинного остатка, так как в первый день ребёнок адаптируется к условиям пребывания дома.
- Купать ребёнка до кормления.
- Температура в помещении для купания 22 — 24 градуса.
- Продолжительность купания 5 — 6 минут.
- Определять температуру воды для купания только с помощью водяного термометра (не допускается определять температуру воды путём погружения в воду локтя)
- С использованием детского мыла купать 2 — 3 раза в неделю.
- До 6 месячного возраста купать ежедневно, затем через день (до 1 года).
- Недоношенных детей начинают купать в возрасте 12 — 14 дней после отпадения пуповинного остатка, а детей с массой тела до 1000 граммов — на 15 — 18 день жизни.
Этапы:
- Подготовка к процедуре
- Объяснить матери/ родственникам цель и ход проведения процедуры
- Вымыть и осушить руки. Поставить ванночку в устойчивое положение.
- Вымыть ванну горячей водой с мылом, щёткой, обдать кипятком.
- Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить за боковые стенки ванночки).
- Положить в ванну водный термометр. Налить воды на 1/3 или 2/3.
- При заполнении ванны водой сначала наливают холодную кипячёную воду до температуры 37 — 38 градусов для доношенного ребёнка и температурой 38 градусов для недоношенного.
- Подготовить воду в кувшине для ополаскивания ребёнка.
- Водным термометром проконтролировать температуру.
- Перед обливанием она должна быть на 1 — 2 градуса ниже температуры при купании (35 — 360 ) у доношенных детей и температурой 380 у недоношенных.
- Перед началом купания недоношенного ребёнка необходимо:
- включить обогревающую аппаратуру
- согреть пелёнки и распашонки
- закрыть задвижку на двери, чтобы во время купания не было движения воздуха
- Выполнение процедуры
- Раздетого ребёнка опустить в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и плечики, а правой за ягодички и бёдра
- При погружении в воду сначала опустить ножки, ягодицы, затем верхнюю половину туловища
- Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой
- Левую руку провести под спинку, чтобы ребёнок располагался на левом предплечье
- Кистью руки зафиксировать ребёнка за ягодицы и бёдра
- И только после этого освободить правую руку
- Освобождённой правой рукой в рукавичке (или марлевой салфеткой) моют голову, движением от лица к затылку, затем шею, туловище, конечности
- Особенно тщательно промывают складки в следующем порядке: шея, за ушами, подмышечки, локтевые сгибы, под коленками. В последнюю очередь — паховые, ягодичные
- Затем ребёнка повернуть спиной кверху (правая рука на груди и животе, левая — на спине) и облить водой из кувшина, начиная с головы
- Не выпуская ребёнка из двух рук, переложить его на тёплую приготовленную пелёнку и быстро обсушить осторожными промокательными движениями
- Завершение процедуры
- После этого смазать места кожных складок стерильным растительным маслом, провести туалет пупочной ранки
- Рыхло запеленать ребёнка, уложить в кроватку на 10 — 15 минут.
- Через 10 — 15 минут снять влажное бельё, ребёнка одеть и перепеленать в сухое бельё.
Источник