Что чувствует ребенок при кормлении грудью

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3-5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать-плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливанииНесмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливанииЧто же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30-40 минут и более, затем сокращается до 15-20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7-8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Читайте также:  Поза для кормления ребенка под мышкой

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20-30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11-13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110-168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52-57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23-27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47-50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5-8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371-376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic ificance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.
Читайте также:  Как похудеть при кормлении грудью ребенка

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Контактная информация об авторе для переписки: mgmosh@yandex.ru

Источник

Почему ребенок плачет во время кормления грудью

Автор: Яковлева Екатерина Андреевна

врач-педиатр, консультант по грудному вскармливанию,

г. Москва

Время на прочтение : 10 минут

Почему ребенок плачет во время кормления грудным молоком? Ответ может лежать на поверхности и зависеть от ситуации. Некоторые мамы сами начинают выдвигать теории, которые зачастую неверны, — «У меня нет молока», «Я съела что-то не то», «Молоко стало невкусным и горьким», «Зря не купила силиконовые накладки»… Рассмотрим наиболее частые причины плача у груди и варианты помощи малышу вместе с Екатериной Андреевной Яковлевой, врачом-педиатром, консультантом по грудному вскармливанию и мамой двоих малышей. О слезах грудничков она знает не только из профессионального, но и из материнского опыта.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

— Екатерина Андреевна, опасен ли плач во время кормления?

— Плач во время кормления — нормальный способ общения ребенка с внешним миром. Так он зовет маму, показывает, что хочет есть или что-то его беспокоит. Единственное, на чем может сказаться плач, — ребенок будет отрываться от груди и захватывать воздух. Это приведет к более обильным срыгиваниям, усилению болей в животике.

Таблица. Новорожденный плачет во время кормления — причины

Самые частые причины плача при кормлении

Неправильный захват груди

  • ребенок неправильно обхватывает губами сосок, сосет недостаточно эффективно, к нему не поступает достаточное количество молока
  • неправильное прикладывание можно скорректировать с помощью специалиста по грудному вскармливанию или самостоятельно на примерах методик ГВ в интернете

«Путаница сосков»

  • если ребенок кормится то из бутылочки, то из груди, проблемы могут возникать именно на груди, потому что ее сосать сложнее
  • рекомендуется докармливать малыша из «несосательных» предметов — шприца без иголки, специальной ложечки для докорма; старайтесь не давать ему бутылки и пустышки

Проблемы с лактацией

Вкус грудного молока

  • острая, экзотическая пища, блюда с приправами, чесноком могут влиять на вкусовые свойства молока — правда, многие дети этого не замечают
  • грудное молоко в принципе вкусное и сладкое, а чтобы не допустить его резких изменений, стоит аккуратнее относиться к пище с ярко выраженными вкусами

Количество молока

  • из-за большого количества молока ребенок захлебывается — он бросает грудь, поскольку не успевает глотать и к тому же испытывает дискомфорт от льющейся жидкости
  • это проблема лактации первых трех месяцев; рекомендуется сцедить небольшую порцию молока, чтобы убрать излишки, а потом кормить малыша

Психологические факторы

  • ребенок хорошо чувствует состояние мамы, ее нервозность, плохое настроение и стресс — это может привести к детской плаксивости

Здоровье ребенка

Стоматит, молочница

  • осмотрев ротовую полость малыша, мама может сама обнаружить воспаление, из-за которого беспокоится ребенок

Болит животик

  • колики, газики бывают у всех малышей
  • особый плач возникает при транзиторной лактазной недостаточности — вначале малыш активно ест, но через 2-5 минут бросает грудь и начинает плакать (к этому добавляются пенистый стул, недостаточные прибавки в весе)

Ангина

  • случаи стрептококковой ангины у детей на грудном вскармливании — редкость
  • ангина с болями в горле, нарушающими глотание, свойственна детям старше двух лет

Отит

  • встречается нечасто и не нарушает кормление

Ринит, насморк

  • ребенок не может сосать, потому что это не позволяет ему дышать ртом при заложенности носа
  • перед кормлением ребенку с насморком надо почистить носик, а в некоторых случаях закапать сосудосуживающее средство (не чаще трех раз в день)

Режутся зубки

  • прорезывание зубов может отразиться на состоянии ребенка (малыш капризничает, не проявляет аппетита), но, как правило, он быстро успокаивается на груди и плачет, когда его не прикладывают

— Смена приоритетов ребенка может сказаться на его поведении у груди?

— До трех месяцев у малышей один приоритет — им нужно либо есть и спать, либо сменить мокрый подгузник. После дети становятся более активными, им уже интересен окружающий мир. Поэтому при кормлении в общественных местах, а также когда мама совмещает процесс с разговором по телефону или просмотром телевизора, ребенок может отвлекаться: пососать — отвернуться — пососать, просить по очереди разные груди, баловаться.

После трех-четырех месяцев ребенок не должен очень часто находиться на груди, но мамам бывает сложно перестроиться, и они продолжают постоянно давать грудь для его успокоения. А на деле потребности у ребенка уже другие — он хочет, чтобы его поносили на ручках, уделили ему внимание, поиграли с ним, показали игрушки.

«Родителям важно понимать — по крайней мере, стараться понять, — потребности ребенка с учетом его возраста».

— Давайте подробнее обсудим неправильное прикладывание к груди. Что мама может делать не так, если ребенок плохо ест и плачет?

— Очень частый симптом неправильных прикладываний или отказа от груди — беспроблемное кормление только во сне. Когда ребенок спит, он ест спокойно, а когда бодрствует, то начинает выкручиваться у груди, плакать. Маме это может надоесть, и, чтобы успокоить и накормить малыша, днем она дает ему бутылочку. В такой ситуации есть смысл говорить об отказе от груди и работать над восстановлением нормального вскармливания.

Проблемы могут возникнуть из-за неудобной или одной и той же позы во время кормления. Методом проб и ошибок маме следует выбрать ту позу, которая будет наиболее удобна для нее и ребенка. Однако если малыша с рождения кормят только лежа, в более старшем возрасте он может отказываться есть на руках, вырываться и плакать.

Читайте также:  Ребенок отталкивается при кормлении

РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ ПРИ КОРМЛЕНИИ — КАК ЕМУ ПОМОЧЬ

— Екатерина Андреевна, у маленьких детей все очень индивидуально. Как же понять, почему ребенок ест и плачет?

— Если ребенок плачет во время кормления, маме стоит поэтапно изучить возможные поводы для такого поведения и:

  1. Исключить причины, связанные с самочувствием ребенка, с которыми она может разобраться сама.
  2. Проработать технику грудного вскармливания.
  3. Обратиться к врачу, если ничего не помогает — ребенок продолжает плакать и есть дополнительные сомнительные симптомы.

Триада симптомов, которые всегда настораживают

Постоянный резкий плач

Кровь и слизь в стуле

Сыпь на щечках, локтях, ножках и зуд

Пенистый стреляющий стул и малые прибавки в весе

гастроинтестинальная форма пищевой аллергии

кожная форма пищевой аллергии

транзиторная лактазная недостаточность

Постоянный резкий плач

Кровь и слизь в стуле

гастроинтестинальная форма пищевой аллергии

Сыпь на щечках, локтях, ножках и зуд

кожная форма пищевой аллергии

Пенистый стреляющий стул и малые прибавки в весе

транзиторная лактазная недостаточность

Обратиться к врачу также следует, если при кормлении ребенок извивается и плачет от постоянной острой боли, не может успокоиться, наблюдаются рвота, кровь и слизь в стуле, высыпания во рту, заложен нос. Повышение температуры — это острое состояние, которое не связано с постоянным (например, на протяжении месяца) детским плачем во время кормления.

— Что делать при отказе ребенка от груди?

— Главное для мамы — оставаться спокойной и адекватной. У ребенка на грудном вскармливании один перерыв может длиться час, а другой — пять-шесть часов, если малыш долго и хорошо спал. Делая большие перерывы днем, ребенок все равно доест свою суточную норму, чтобы нормально развиваться. Например, если он шесть часов не ел в дневное время, то будет чаще прикладываться к груди ночью. Поэтому в кормлении детей первого полугодия жизни днем лучше не делать перерывы более 3-3,5 часа. С вводом прикорма интервалы могут быть чуть больше.

Ночные перерывы индивидуальны и зависят только от ребенка — некоторые дети с рождения выдерживают 6-8-часовой интервал, а некоторые спят ночью по восемь-двенадцать часов или едят каждый час.

«Дети, которые держат большой перерыв ночью, чаще прикладываются к груди днем или висят на груди постоянно».

Читайте также: о причинах отказа ребенка от грудного молока и о том, нужно ли переходить на смешанное или искусственное вскармливание в таких случаях.

— Нужно ли прекращать кормление, если ребенок закапризничал?

— Зависит от возраста. Мама должна чувствовать, что именно нужно ребенку в этот момент. Если новорожденный плачет и отказывается от груди, можно его успокоить, поносить столбиком, покачать, а потом снова приложить к груди. Если, успокоившись, ребенок отворачивается от груди, значит, он наелся.

Подросший ребенок отвлекается от груди, заинтересовавшись чем-то другим. Насильно кормить его не стоит. Надо постараться убрать все раздражители — кормить изолированно в отдельном помещении, не отвлекаться на гаджеты, звуки либо дать ребенку возможность удовлетворить свои интересы, а потом снова предложить грудь.

— Что еще поможет успокоить малыша?

— Поскольку большинство причин плача не связаны с медицинскими проблемами, то лекарства не нужны. Надо расслабить, настроить малыша, качать его, стараться грамотно организовать грудное вскармливание — правильно прикладывать, не давать пустышку, соску, докармливать из чашечки или шприца без иголки. Как правило, так большинство проблем с кормлением уходит.

— В каких ситуациях грудь можно заменить бутылочкой?

— Заменять кормление грудью кормлением смесью без острых жизненных показаний не стоит. Когда ребенок плохо воспринимает грудь, стоит убрать все бутылки, продолжать докорм из «несосательных» предметов и обратиться к специалисту по грудному вскармливанию, чтобы постараться наладить прикладывание и кормление грудью. Это очень многим удается.

— Помогает ли изменение режима кормления избавиться от плача?

— Скорее это несвязанные вещи. Насильно корректировать режим кормления не стоит, нужно прислушаться к ребенку — в первые три месяца дети постоянно висят на груди, после у них начинает формироваться режим и промежутки между приемами пищи увеличиваются. Важно чувствовать потребности ребенка, потому что его может беспокоить уже не только голод, но и другие вещи, и если постоянно совать грудь, он будет не очень доволен.

Таблица. Ошибки во время кормления грудью

Неправильное прикладывание и потеря контроля над процессом

  • Важно, чтобы ребенок правильно захватывал грудь — губы полностью охватывают ареолу соска, а не сам сосок, из-под нижней губы виден язык. Младенец не должен соскальзывать с груди, причмокивать.

Слишком большие промежутки между кормлениями

  • Когда мама с рождения придерживается трехчасовых перерывов между кормлениями, ребенок может быть настолько голодным, что истерика и плач начинаются даже на груди.
  • Молоко будет выраженно разделено на переднее и заднее. При частом кормлении передним молоком, в котором много углеводов и лактозы, у ребенка более активно возникают боли в животике.

Игрушки и мультфильмы

  • Посторонние звуки и раздражители еще больше отвлекают ребенка, который уже реагирует на них.
  • Чтобы успокоить кроху, лучше его покачать, поносить на ручках во время кормления, но дозированно, иначе он привыкнет и будет есть, только когда его носят или качают. Помогает кормлению уединенная обстановка, когда в комнате только малыш и мама.

Ребенок во время кормления грудью плачет по многим причинам. Это могут быть неправильное прикладывание к груди, «путаница сосков», воспалительные заболевания полости рта, насморк, колики, прорезывание зубов, лактазная недостаточность или очень нервозное состояние матери. Понять, в чем проблема, можно только методом исключения органических и психологических причин плача. При длительном непрекращающемся беспокойстве ребенка следует показать специалисту.

Врач-педиатр

Екатерина Андреевна Яковлева

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник