Бью ребенка 4 месяца
Содержание статьи
Развитие ребенка в 4 месяца
В 4 месяца ребенок начинает приобретать определенные навыки. По ним можно понять на какой стадии развития он находится.
Что же должен уметь малыш в 4 месяца:
- держать головку в течение 15-25 секунд;
- с положения на животике перевернуться на спину или хотя бы на бок;
- хватать и удерживать в ручке игрушку или какой-либо предмет в течение 20 секунд;
- разжимать пальчики рук;
- тянуться к висячим игрушкам;
- оживление при кормлении — желание держать бутылочку или грудь;
- при взятии малыша на руки и опускании на ножки должно быть отталкивание пальчиками ножек;
Физические параметры ребенка в 4 месяца.
Необходимо указать, что физические параметры мальчиков и девочек в одном и том же возрасте отличаются. Так, рост мальчиков должен быть в пределах от 61,8 до 66 см. Рост девочек от 59,9 до 64,3 см. Вес мальчика от 6,3 до 7,8 кг. Вес девочек от 5,7 до 7,3 кг. Незначительные отклонения от этих норм не является отставанием в развитии.
Рефлексы в 4 месяца.
Развитие ребенка в 4 месяца не останавливается ни на секунду. Каждый день малыш учится чему-то новому. Старые рефлексы сменяются новыми. Это нормальное состояние.
- Рефлекс Бауэра — малыш пытался ползти вперед, когда чувствовал, что ножки обо что-то упираются. К 4 месяцам рефлекс либо совсем исчезает, либо ребенок старается самостоятельно ползти.
- Рефлекс Моро — когда при внезапном резком хлопке или звуке малыш скидывал ручки и разжимал кулачки, а затем возвращаться в исходное положение. К 4 месяцам рефлекс почти не сохраняется.
- Рефлекс Робинсона или хватательный — малыш старается дотянуться до близлежащих предметов и ухватиться за них.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 4 месяца.
Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Если пристально наблюдать за ребенком, можно даже заметить проявление его характера. В 4 месяца у ребенка начинают появляться первые эмоции. Ему может быть интересно, весело, смешно, или же наоборот скучно, грустно, обидно.
Ребенок проявляет активность в течение дня. Машет ручками и ножками, радостно смотрит на маму и смеется. Реагирует на голос мамы, на новые игрушки. Начинает узнавать родных и близких людей, которых он видит чаще всех остальных. Можно проверить, узнает ли малыш, к примеру, папу. Надеть капюшон или очки, а затем снять. Когда перед малышом предстанет привычный для него образ, на его лице сразу появляется улыбка и радость.
Ребенок начинает осознавать, когда его зовут по имени. Поэтому рекомендуется чаще звать его по имени. Ребенок может вести «разговоры», как-бы отвечая. Рекомендуется чаще общаться с малышом, как-бы ожидая от него ответа. Ежедневные повторяющиеся действия малыш начинает запоминать. Это идет ему на пользу. Ему интересно все вокруг, в том числе и его собственные ручки и ножки. Малыш может долго рассматривать пальчики, или дотягиваться пальчиками ножек до ротика, пробуя их на вкус. У малыша развивается наблюдательность. Он прислушивается к любым звукам и старается понять, откуда они исходят. Необходимо погремушкой звенеть перед ним, затем медленно перемещать ее то влево, то вправо, вверх, вниз, и смотреть следит ли за ней малыш.
Зрение.
Казалось, ребенок видит сразу, как родился. Но это не так. К 4 месяцам у ребенка появляется интерес к ярким и красочным предметам. Для стимуляции зрения необходимо вблизи его нахождения развешивать картинки с изображением ярких и сочных предметов. Для начала лучше использовать теплые тона — красный, желтый. Их малыш лучше воспринимает.
Слух.
В 4 месяца слух ребенка становиться более развитым, и ребенок начинает различать голос мамы и папы. Услышав знакомый голос, малыш будет искать взглядом, откуда издается звук. Необходимо включать малышу ритмичную музыку, так как музыка в этом возрасте благотворно влияет на его развитие. Часто повторяемые слова малыш начинает запоминать и даже где-то пытается их по-своему отобразить. Необходимо как можно больше общаться с ребенком и рассказывать ему даже самые простые вещи. Рекомендуется читать много книжек ребенку, и лучше для его восприятия будет чтение с интонацией и чтение с различными тембрами голоса.
Сон.
К 4 месяцам количество часов, отводящихся на сон ребенку, уменьшаются. В среднем ребенок спит 12-15 часов. 10 часов приходятся на ночной сон. Он может быть непрерывный или же с прерыванием 1-2 раза на ночное кормление. Остальные часы должны быть распределены на дневной сон. В этом возрасте необходимо ребенка начинать приучать к режиму сна. Это облегчит его засыпание в одно и то же время. Некоторые дети к 4 месяцам могут ночью и не просыпаться. Этого пугаться не нужно и будить ребенка также не стоит. Укладывать ребенка необходимо к 21.00-22.00 часам. Это самое лучшее время для засыпания и восстановления детского организма.
Кормление.
Кормление ребенка может быть грудным, искусственным или смешанным. Грудное вскармливание означает, что ребенок питается исключительно грудным материнским молоком. Искусственное питание состоит только из молочных адаптированных смесей. Смешанное питание включает в себя и грудное вскармливание и докармливание молочной смесью.
Режим кормления при грудном вскармливании может быть по требованию ребенка, либо по часам. Как правило, ребенок в 4 месяца кушает каждые 1,5-2 часа. Грудное молоко содержит все необходимые малышу витамины, макро- и микроэлементы. Если ребенок набирает вес, кушает хорошо, значит, молоко жирное и имеет все полезные вещества. Молочная смесь используется тогда, когда у мамы мало молока или по каким-то причинам оно не насыщает ребенка.
В 4 месяца можно начинать понемногу давать малышу соки или пюре. Рекомендуется начинать с яблока. Первый раз не рекомендуется давать много пюре. Начинать нужно с 1 чайной ложки и наблюдать, как реагирует организм ребенка на новый продукт. Каждый следующий продукт нужно также вводить по 1 ложке и смотреть на реакцию ребенка.
Как помогать ребенку развиваться?
Необходимо как можно больше продолжать общаться с ребенком посредством восклицаний: «Ой-ой-ой!», «Ай!», «Ох!» Малыш должен слышать разговоры разных людей, радио, звук пылесоса и др. Все члены семьи должны быть вовлечены в процесс ухода за ребенком, чтобы так у них сложились близкие отношения.
Необходимо показывать малышу, как играть с игрушками, как держать их и хватать, как извлекать из нее звуки. С помощью игрушки учите его поворачиваться со спины на животик и наоборот. Самые любимые игрушки ребенка в 4 месяца — это его пальчики на ручках и ножках. Рекомендуется играть с ручками малыша, поднося их к своему лицу. Можно вложить ручки малыша в свои и хлопать в ладоши. Малыш должен самостоятельно выбирать игрушки, какие он хочет. Необходимо выложить перед ним несколько игрушек и позволить ему выбрать. Особое удовольствие малышу доставляют мыльные пузыри.
Источник
Эмоциональное развитие ребенка 4-6 месяцев
Наблюдая за тем, как протекает развитие ребенка, многие родители стремятся помочь малышу быстрее овладеть полезными навыками. Больше внимания уделяется при этом физическому и моторному развитию, в отличие от эмоционального. Хотя эмоциональное развитие ребенка играет серьезную роль в становлении личности человека. О том, чем оно характеризуется в возрасте 4-6 месяцев, расскажет MedMe.
Основные этапы нервно-психического развития малышей 4-6 месяцев
Прежде, чем описывать эмоциональное развитие крохи, необходимо вспомнить основные этапы его нервно-психического развития. К четырем месяцам у малыша почти полностью проходит повышенный тонус в ножках и ручках, что дает ему новые возможности. Можно беспрепятственно пососать пальчики на ногах или дотянуться до нужной игрушки, которая так привлекает внимание в этом возрасте! Игрушки малыш перекладывает из одной ручки в другую, берет сразу несколько, стучит ими друг о друга.
Ладошкой кроха придерживает молочную железу мамы в то время, пока она его кормит. «Искусственники» придерживают бутылочку. Те дети, которые знакомы с пустышкой, могут самостоятельно достать ее изо рта и взять обратно.
В 4 месяца ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимаясь на выпрямленных руках. Он учится переворачиваться. Сначала получается перевернуться со спины на живот, затем наоборот. К полугоду малыш пытается сесть, но большинство детей окончательно смогут сесть без поддержки в 7-7,5 месяцев.
С совершенствованием зрения у крохи стимулируется развитие. Он начинает узнавать знакомых людей на различном состоянии, радоваться им. Развитие речи у ребенка характеризуется длительным гулением, распеванием гласных звуков, веселым смехом и визгом при общении с любимыми людьми.
Чем характеризуется эмоциональное развитие ребенка
К четырем месяцам в эмоциональном развитии ребенка есть значимые достижения. Его настроение и взгляд на окружающий мир находится в прямой связи от настроения матери, ведь малыш очень от нее зависим. Общение для ребенка с членами семьи очень важно, он радуется встрече с ними, смеется, выражает свои чувства взглядом и телодвижениями. Помимо положительных эмоций, отрицательные тоже дают о себе знать каждый день: недовольный крик, требовательный плач, гримасы огорчения или обиды.
Каждую свою потребность кроха выражает определенным образом. Мама и другие лица, часто ухаживающие за ребенком, уже умеют различать нотки его плача и понимают, что конкретно нужно в данный момент малышу. К этому возрасту ребенок узнает своих близких родственников, что заметно по той реакции, которую он проявляет при встрече с ними.
К возрасту пяти месяцев малыш хорошо знает, какие способы воздействия на родителей особо «хорошо работают» и пользуется этим. Он отличает своих родственников от чужих людей, радуется и улыбается тем, кто ему симпатичен. И напротив, малыш может расплакаться при виде человека, которого он не любит или боится.
На шестом месяце жизни ребенок умеет отличать интонацию, с которой к нему обращаются, расстраивается и начинает плакать, если мама или папа ругают его и строжат. Иногда предшественниками плача у малыша являются гримасы огорчения или обиды.
В шесть месяцев еще более отчетливыми становятся жесты и мимика. Настроение ребенка может меняться быстро. От обид малыш легко переключается на смех и хлопанье в ладоши, и наоборот, может быстро расстроиться, если что-то идет не «по его сценарию». Игры полугодовалого ребенка отличаются целеустремленностью: малыш четко знает, чего хочет и пытается этого добиться (дотянуться до конкретной игрушки, взять в руку сразу несколько предметов и др.).
Советы родителям по развитию эмоций у детей
Как родителям помочь ребенку в развитии эмоций в возрасте 4-5 месяцев?
- Показывайте ребенку положительные эмоции при встрече с родными людьми и друзьями (улыбка, радостное приветствие).
- Попробуйте поиграть с малышом в «ку-ку»: сначала закрываете лицо руками или платком, а потом показываетесь ему со словами «ку-ку». Дети быстро начинают подражать взрослым в этой веселой игре.
- Постепенно усложните игру: каждое свое новое появление сопровождайте новым выражением лица (грустным, радостным, удивленным, хмурым). Обязательно комментируйте свои эмоции. «Ку-ку, а вот и мама. Мама грустит (смеется)!»
- Пойте песни своему ребенку, даже если вокальные данные слабоваты. Малыши очень любят, когда мама и папа танцуют или поют. Не забывайте сопровождать песни соответствующими эмоциями (улыбкой или грустным выражением лица).
- Рассматривая картинки или игрушки, придумывайте и описывайте характер каждого персонажа. Например: «Вот грустная собачка, она грустит. А это веселый клоун, он смеется».
- Наблюдая за ребенком, давайте оценку его действиям. Сопровождайте свои слова одобрения или неодобрения соответствующей интонацией и мимикой. Папа говорит строго и хмурит брови: «Ай-ай-ай, не хочешь надевать шапочку! Без шапочки гулять нельзя!» Бабушка ласково хвалит малыша и улыбается: «Какой молодец, сам до погремушки дотянулся!»
- Пускайте мыльные пузыри так, чтобы ребенок это видел. Если малыш заинтересуется, подыграйте ему: удивляйтесь, какой большой получился пузырь, и радуйтесь, когда он полетит высоко-высоко.
- Соблюдайте приятную традицию: здороваться по утрам с малышом, целовать его и говорить комплименты. Пусть каждый новый день начинается с позитивных эмоций.
- Заметив в книге какие-либо эмоции на лицах персонажей, попробуйте изобразить точно такие же, проговаривая свои действия. «Смотри, как мальчик дразнится! Мама тоже умеет так дразниться! (Высунуть язык.)»
Что новенького могут предложить ребенку родители в полгода?
- Игра в «гляделки»: смотрите на ребенка и периодически меняйте выражение лица (упор на взгляд). Сначала посмотрите с удивлением, затем строго, потом веселыми глазами. Понаблюдайте, как меняется реакция малыша на разное выражение вашего лица.
- Старайтесь называть всех членов семьи по именам, рассказывайте ребенку о том, кем они ему приходятся.
- Фотографируйте малыша, стараясь запечатлеть разные эмоции: плач, обида, смех, радость. Рассматривайте фотографии и комментируйте то, что видите. «Это наш Костенька! Он плачет, потому что расстроился».
- Танцуйте вместе с ребенком на руках под разную музыку (заводную и ритмичную, медленную и грустную).
- Разговаривайте с ребенком как можно больше, эмоционально рассказывая обо всем на свете. Обращайте внимание на мелочи. «Смотри, птички на веточке сидят. Они беззаботные, веселые! Как и мы с тобой».
- Комментируйте ребенку свое эмоциональное состояние. «Завтра у мамы день рождения! (С улыбкой.) Интересно, какой папа сюрприз приготовил? (Интригующе.)»
- Разнообразьте игры и занятия с ребенком, используя матрешки, коробочки с сюрпризами, музыкальные инструменты.
- Попробуйте порисовать вместе с малышом. Для этого можно использовать гуашь, зажав ручку ребенка с кистью в своей руке. Или же разрешить малышу окунуть подушечку пальца в пальчиковые краски и «порисовать». Старайтесь выбирать яркие краски, сопровождайте процесс рисования различными эмоциями. «Что это такое мама рисует? (Удивление, вопросительная интонация.) Человечка. Вот такой смешной получился! (Улыбка, смех.)»
Не забывайте о том, что малыш видит мир глазами своих родителей, поэтому старайтесь видеть вокруг как можно больше хорошего и радостного для гармоничного развития ребенка!
Источник
Развитие ребенка в 4 месяца: навыки, питание и режим малыша
Особенности физического и психоэмоционального развития ребенка в 4 месяца. Что должен уметь малыш, как правильно кормить и ухаживать за грудничком в этом возрасте.
Возраст до одного года считается самым важным периодом в становлении эмоционального и физического здоровья малыша. И если в первые несколько недель новорожденный наделен только безусловными рефлексами, данными ему природой при появлении на свет, то к 4 месяцам в развитии ребенка наступает переломный момент — он начинает сознательное знакомство с миром.
Изменения на уровне физиологии
К четвертому месяцу жизни малыш полностью приспосабливается к окружающей среде, и его организм приступает к следующему этапу своего развития — серьезной психоэмоциональной и физической перестройке. Трансформация касается всех органов и систем маленького человека: меняется физиология, активно развиваются психомоторные функции, появляются первые эмоции, постепенно уходят безусловные рефлексы, а им на смену приходят важнейшие навыки.
Этот период в жизни младенца — один из главных и ответственных, поскольку именно в 4 месяца в организме происходят значительные физиологические перемены, которые и будут служить основой для будущего развития и здоровья ребенка. Поэтому так важно не упустить этот серьезный момент и в случае возможного отклонения вовремя принять меры.
Физиологические особенности малыша, прошедшего четырехмесячный рубеж:
- Органы зрения уже достаточно хорошо развиты: ребенок в 4 месяца умеет воспринимать и различать оттенки и цвета, а также сознательно фокусировать взгляд на предметах и лицах. Улучшается острота зрения, и малыш приобретает способность хорошо видеть не только вблизи, но и на расстоянии. Цвет глаз в этом возрасте меняется на постоянный, а зрительные мышцы укрепляются и, как результат, проходит легкое косоглазие, свойственное многим новорожденным.
- Слезные железы запускаются в работу, и плач уже сопровождается не только криком, но и слезами.
- Слуховые органы практически сформированы: малыш поворачивает голову в сторону источника звука, проявляет реакцию на обращение к нему с расстояния 2,5 м, внимательно вслушивается в речь и различает интонации. Реагирует на резкие звуки, а также медленную или ритмичную музыку.
- Налаживается работа пищеварительной системы: в нужном количестве вырабатываются желудочные ферменты, расщепляющие и переваривающие пищу. Это положительным образом сказывается на всех функциях ЖКТ: прекращаются колики и спазмы кишечника, приходит в норму частота и консистенция стула, а также налаживается аппетит. Как следствие, ребенок становится более спокойным и расслабленным, лучше спит и гораздо реже просыпается по ночам.
- Многие безусловные рефлексы, свойственные новорожденным в первые недели жизни, к четырем месяцем уже практически не наблюдаются. Так, к этому возрасту должны полностью исчезнуть поисковый, хоботковый, защитный и рефлекс Бабкина. Если последние все еще присутствуют, необходимо показать ребенка невропатологу.
Показатели роста и веса
Оценить правильность развития ребенка помогают его физические показатели. Для этого грудничок ежемесячно проходит проверку на соответствие возрастным нормам. Так, сильное отклонение от общепринятых параметров в сторону уменьшения или, наоборот, увеличения может быть признаком нехватки (или переизбытка) того или иного полезного вещества, а также являться симптомом серьезного заболевания внутренних органов.
Мальчики немного опережают девочек по некоторым показателям, поскольку, как правило, рождаются крупнее, однако ежемесячная прибавка в весе и росте и у тех, и у других приблизительно одинакова.
Таблица физического развития в четыре месяца, согласно данным российских педиатров:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 5,5 | 7,6 |
Вес девочек, кг | 5,4 | 7,0 |
Рост мальчиков, см | 58,7 | 64,5 |
Рост девочек, см | 58,4 | 64,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 40,2 | 43,6 |
Окружность головы девочек, см | 39,1 | 42,2 |
Окружность груди мальчиков, см | 38,6 | 44,6 |
Окружность груди девочек, см | 38,9 | 43,0 |
Согласно данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нормы выглядят так:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 5,6 | 8,7 |
Вес девочек, кг | 5,0 | 8,2 |
Рост мальчиков, см | 59,7 | 68,0 |
Рост девочек, см | 57,8 | 66,4 |
Окружность головы мальчиков, см | 39,2 | 44,0 |
Окружность головы девочек, см | 38,1 | 43,1 |
Малыши, рожденные раньше срока, могут сильно отставать от своих сверстников по показателям веса, роста и других значений, то же касается и детей, которые по наследственным причинам родились чрезмерно крупными.
Педиатры считают такую ситуацию вполне закономерной и советуют родителям сильно не волноваться, но и не оставлять проблему без внимания: в обоих случаях рекомендуется в первую очередь показать ребенка профильному специалисту, который поможет откорректировать рацион грудничка.
Психическое и эмоциональное развитие
На психоэмоциональном уровне ребенка также происходят важные изменения. Малыш с удовольствием интересуется окружающим пространством, внимательно изучает свое тело и стремится к контакту с близкими людьми. В 4 месяца у грудничка активно развивается нервная система. Проявляется это в таких реакциях:
- Ребенок начинает испытывать и выражать различные эмоции. Это может быть как бурная радость или удивление, так и недовольство, волнение и раздражение. Такие проявления поначалу носят лишь кратковременный характер и очень быстро сменяют друг друга.
- Появляются первые речевые функции, выражающиеся в громком смехе и вскрикивании. Ребенок начинает произносить короткие слоги, а также активно гулит и агукает.
- Малыш показывает свою заинтересованность: радостно тянется к игрушке, поворачивает голову в сторону случайного звука, а также с любопытством долгое время рассматривает свои ручки и ножки.
- Умение различать лица близких и посторонних людей является очень важным признаком нормального развития ребенка в 4 месяца: девочки могут узнать маму даже на фотографии, мальчики же в психоэмоциональном развитии немного отстают, тем не менее и они в этом возрасте уже хорошо отличают маму или папу от чужого человека. В первом случае малыш начинает радостно дергать ножками, улыбаться и тянуть ручки. При виде же чужого человека ребенок, наоборот, напрягается, пытается отвернуться или начинает громко плакать.
- Узнавание своего имени также свидетельствует о полноценном развитии малыша, достигшего четырехмесячного возраста.
Физические навыки
Ребенок становится гораздо крепче, чем ранее, а его движения приобретают вполне осознанный характер. Некоторые дети в этом возрасте даже делают попытки сесть на ягодицы, однако ни в коем случае нельзя искусственно присаживать ребенка, опирая его на подушки, поскольку такая нетерпеливость родителей может привести к травмированию неокрепшего позвоночника малыша.
Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца:
- Переворачиваться со спины на живот, а затем обратно;
- Пытаться подтянуться, держась за перекладину или руку взрослого;
- При кормлении придерживать ручками бутылочку или грудь матери;
- Лёжа на животе, приподнимать ягодицы и делать попытки оттолкнуться ножками от поверхности;
- Сознательно брать игрушку и некоторое время удерживать ее в руке;
- В положении лежа на спине приподнимать голову вместе с плечевым корпусом;
- Хорошо удерживать голову;
- Поднимать корпус, опираясь на ладони;
Питание четырехмесячного ребенка
По всем рекомендациям современных педиатров ребенок в возрасте четырех месяцев должен получать только грудное молоко. Если же по каким-то причинам мать не может держать малыша на естественном вскармливании, последнее заменяют качественными молочными смесями и вводят прикорм в виде небольшого количества овощного пюре или каши.
В 4−5 месяцев грудничка обычно переводят на 5-разовое кормление. Последний прием молока ориентировочно должен приходиться на 20−21 час, после чего здоровый и сытый малыш обычно спит около 10 часов. Тем не менее не все дети этого возраста способны так долго обходиться без питания и все еще просыпаются ночью для привычного приема пищи. Не следует игнорировать такие просьбы ребенка, однако вместо молока лучше дать ему немного детского чая или разведенного натурального сока. Постепенно малыш привыкнет к новому режиму питания и будет спокойно спать всю ночь.
График приема пищи у ребенка на искусственном вскармливании должен быть более точный и строгий, поскольку ни одна даже самая дорогая и качественная смесь не способна заменить натуральное материнское молоко.
Малыш-«искусственник» должен питаться не менее 6 раз в сутки с промежутками между кормлениями в 3,5 часа. Суточную норму смеси определяют таким образом: вес ребенка (в граммах) делят на 7. Полученное число является общим объемом, необходимым на сутки. Далее это количество равномерно распределяют на 6 порций. В среднем получается, что малыш за одно кормление должен употребить приблизительно 150−170 мл адаптированной смеси. Прикорм рекомендуется вводить очень осторожно после консультации с педиатром. Обычно начинать лучше с одной маленькой ложки в день, постепенно доводя суточную порцию до 100 г.
Распорядок дня и ежедневные процедуры
Кроме правильного развития и питания, ребенок в 4 месяца должен приучаться к соблюдению определенного режима: четко отличать день от ночи, а также спать, бодрствовать и гулять в приблизительно одинаковое время. Такой график необязательно делать идеально точным по времени, однако придерживаться его последовательности все же необходимо. Кроме сна и кормления, в ежедневный распорядок четырехмесячного малыша обязательно входят:
- Прогулки на свежем воздухе. Они должны быть регулярными независимо от погоды. Разница заключается только в их продолжительности: в теплый сезон малышу необходимо находиться на улице не менее 3-4 часов, в холодный же период время пребывания на воздухе нужно сократить до 1-2 часов. Гуляние важно четырехмесячному ребенку не только для укрепления его иммунитета, но и для изучения окружающего пространства.
- Развивающие занятия. Малыш в этом возрасте очень нуждается в общении и играх, поэтому следует как можно чаще разговаривать с ребенком, читать ему короткие детские стишки и петь песенки. Не рекомендуется развешивать над кроваткой слишком много ярких, но однообразных погремушек — гораздо полезнее, если такие игрушки будут различными по форме, цвету и издаваемым звукам. Дети в таком возрасте очень любят наблюдать за полетом мыльных пузырей, однако нужно внимательно следить, чтобы мыло от таких шариков не попадало ребенку в лицо.
- Водные процедуры. Четырехмесячные дети, как правило, прекрасно воспринимают купание, поэтому такие процедуры должны быть ежедневными. Для ванночек желательно использовать травяные отвары, хвойные экстракты или морскую соль. Однако перед применением этих добавок необходимо проконсультироваться с участковым педиатром.
- Гимнастика и массаж являются основой физического развития малыша. Занятия гимнастикой лучше всего проводить в утренний период, когда ребенок активен более всего. Массаж же правильнее делать после принятия водных процедур перед сном. В магазине можно приобрести специальные детские массажные масла, которые обладают успокаивающим и расслабляющим действием на нервную систему, помогая грудничку лучше настроиться на ночной отдых.
Развитие в четыре месяца не всегда четко соответствует описанным нормам, поскольку есть ряд причин, по которым малыш может отставать от своих сверстников по тем или иным показателям.
И если доктор не видит никаких серьезных отклонений в психическом или физическом функционировании детского организма, не нужно паниковать. Гораздо важнее помнить, что даже грудной ребенок — это маленькая личность со своими индивидуальными качествами и темпераментом.
Источник