Адаптация ребенка на сентябрь месяц в 1 младшей группе детского сада

Период адаптации календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Цель: Знакомить с игрушками, с устным народным творчеством (песенки, потешки). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Вводный мотивационный этап: Картинки из серии «Игрушки», мячи.

День недели

Дата

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Понедельник

17.09.18

  1. Утро

Утренняя гимнастика

Беседа с рассматриванием игрушек(какие есть игрушки?, какие твои любимые, как надо играть(бережно, дружно))

Цель: расширить знания детей об игрушках. Пальчиковая гимнастика «Игрушки в корзинках» Цель:развитие мелкой моторики

П/и «Принеси игрушку» Цель: побуждать детей слушать и выполнять просьбу взрослых.

Артикуляционная гимнастика «Улыбочка» Цель: развитие артикуляционного аппарата

Внести в группу конструктор(пластмассовый, деревян

ный) для постройки «Домик для игрушек»

Ознакомить родителей с тематической неделей.

Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей.

ООД: Расширение в ориентировки в окружающем и развитие речи «В гости к детям»

Задачи: 1)Познакомить детей с элементарной этикой приветствия.

2) Развивать у детей коммуникативные способности по отношению к взрослым и детям

3) Воспитывать навыки культурного общения.

Источник: Н. А. Карпухина стр.9

«Конспекты занятий в ясельной группе»

Оборудование: Ширма, кукла, мишка, зайка, собачка- игрушки листочки (желтые, красные).

Прогулка

    Чтение стихотворений А.Барто из серии «Игрушки. Зайка» Цель: познакомить детей с произведением, развивать умение слушать. П/и «Что мы делаем не скажем, а покажем» Цель: формировать умение детей показывать действия, изображенные на картинке.

    П/и «Догони мяч» Цель: учить детей бегать в разных направлениях.

    Внести в группу конструктор (пластмассовый, деревян

    ный) для постройки «Домик для игрушек»

    ООД: Физическое развитие «Пройди по дорожке»

    Задачи: 1)Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади

    2) Развивать чувсво равновесия

    3) Воспитывать дружеские отношения со сверстниками

    Источник: Я .Лайзане «Физическое развитие для малышей» стр.64

    Оборудование: Верёвки (2.5-3 м) , флажки, игрушки.

    Прогулка

    Вторник

    18.09.18

    1. Утро

    Утренняя гимнастика

    Ситуативный разговор «Игрушки по местам» Цель: побуждать детей выполнять маленькие словесные поручения. П/г «Игрушки в корзинке» Цель:развитие мелкой моторику. Д/и «Лото». Цель: учить детей соотносить предметы.

    Предложить детям игру «Прищепки»

    Консультация с родителями «Игры по возрасту ребёнка» (папка-передвижка)

    ООД: Познавательное развитие. Игры с дидактическим материалом «Тут и там»

    Задачи: 1)Знакомить с пространственными отношениями, выраженные словами: тут и там,далеко-близко.

    2) Развивать ориентировку в пространстве

    Источник: Е.А Янушко «Сенсорное развитие»,стр.45

    Оборудование: Верёвка

    Прогулка

      Чтение стихотворений А.Барто из серии «Игрушки. Мишка» Цель: познакомить детей с произведением, развивать умение слушать.

      И/мп «Принеси игрушку» Цель: побуждать детей выполнять маленькие словесные поручения. Артикуляционная гимнастика «Окошко» Цель: развитие артикуляционного аппарата.

      Предложить детям игру «Окошки для пуговиц»

      ООД Музыкальное развитие

      По плану музыкального руководителя

      Прогулка

      Среда

      20.09.18

      1. Утро

      Утренняя гимнастика.

      Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Цель: развитие артикуляционного аппарата.

      Беседа с рассматриванием картинок из серии «Игрушки» Цель: расширить знания детей об игрушках

      Д/и «Собери картинку» Цель: учить детей составлять картинку из двух частей.

      Внести настольные игры: пазлы, мозайки

      Предложить родителям принести наборы для игр с песком.

      ООД: Расширение в ориентировки в окружающем и развитие речи «Игрушки»

      Задачи:1) Формировать умение включаться в рассказ воспитателя: побуждать договаривать слова 2) Развивать активную речь детей

      Источник: Е.А.Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста» стр.51

      Оборудование: Игрушки: медведь,бык,лошадь,слон,мяч.

      Прогулка

        Опытно-экспериментальная деятельность: Исследование мячей (резиновые, пластмассовые)Цель: Расширить представление детей о разновидности мячей.

        П/и «Прокати мяч» Цель:учить детей катать мяч.

        Чтение стихотворений А.Барто из серии «Мой весёлый звонкий мяч» Цель: познакомить детей с произведением, развивать умение слушать.

        Внести мячи (резиновые, пластмассовые) для опытно-экспериментальной деятельности.

        ООД: Художественно-эстетическое развитие.Игры со строительным материалом «Построим домик»

        Задачи:1) Учить детей выполнять простейшие постройки и обыгрывать их.2) Развивать мелкую моторику рук 3) Воспитывать бережное отношение к игрушкам

        Источник: Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» стр14

        Оборудование: Строительный набор,игрушка Петушок

        Прогулка

        Четверг

        21.09.18

        1. Утро

        Утренняя гимнастика

        Артикуляционная гимнастика «Окошечко» Цель: развитие артикуляционного аппарата

        П/и «Шли-шли, игрушку

        нашли» Цель: продолжать знакомить детей с группой, развитие ориентировки в пространстве

        Д/и «Чудесный мешочек»

        Цель: развитие эмоционального общения ребёнка с взрослым

        Предложить детям игры-шнуровки

        Предложить родителям принести наборы для игр с песком.

        ООД: Познавательное развитие. Игры с дидактическим материалом «Возьми игрушку»

        Задачи: 1)Знакомить с пространственными отношениями, выраженные словами: далеко,близко,дальше,ближе,рядом.2)Учить определять направление, в котором находится предмет.

        2) Развивать ориентировку в пространстве

        Источник: Е.А Янушко «Сенсорное развитие»,стр.45

        Оборудование: Различные предметы,игрушки

        Прогулка

          П/и «Мишка-косолапый» Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

          Пальчиковый театр «Колобок» Цель: познакомить детей с пальчиковым театром. Чтение стихотворений А.Л. Барто из цикла «Игрушки»

          Внести в группу пальчиковый театр

          ООД: Физическое развитие «Пройди по дорожке»

          Задачи: 1)Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади

          2) Развивать чувсво равновесия

          3) Воспитывать дружеские отношения со сверстниками

          Источник: Я .Лайзане «Физическое развитие для малышей» стр.64

          Оборудование: Верёвки (2.5-3 м) , флажки, игрушки.

          Прогулка

          Пятница

          22.09.18

          1. Утро

          Утренняя гимнастика

          Пальчиковая гимнастика «Сорока,сорока»

          Игры детей со своими любимыми игрушками, принесенными

          из дома.

          Цель: воспитывать доброжелательность, развивать желание играть

          вместе, не ссориться, учить детей делиться игрушками.

          Игровая ситуация «Игрушки по местам» Цель: побуждать детей убирать игрушки на место (в домики)

          Предложить детям игры с прищепками, пирамидки

          Родительское собрание

          ООД: Расширение в ориентировки в окружающем и развитие речи «Наши игрушки»

          Задачи:1) Учить находить игрушки, выделять их по величине,называть.2) Развивать ориентировку в пространстве.3) Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

          Источник: Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе» стр.10

          Оборудование: Набор игрушек: мишка-большой и маленький, зайка-большой и маленький

          Прогулка

            Итоговое мероприятие «Игрушки-забавы» Цель: закрепить знания детей по пройденной теме недели, развитие эмоционального общения детей и взрослого через подвижные игры.

            Внести атрибуты для развлечения

            ООД Музыкальное развитие

            По плану музыкального руководителя

            Прогулка

            День недели

            Дата

            Совместная деятельность взрослого и ребенка

            Индивидуальная работа

            Самостоятельная деятельность

            Работа с родителями

            Понедельник

            24.09.18

            1. Утро

            Беседа с детьми «Что такое спорт?». Цель: Формирование у детей понятия «спорт».

            Рассматривание иллюстраций «Виды спорта». Цель: Расширять представление детей о разных видах спорта.

            Д/и «Чудесный мешочек» Цель: Узнавать предметы по рассказу воспитателя (предметы личной гигиены)

            Выложить в тематический уголок атрибуты и иллюстрации по теме недели для рассматривания.

            Ознакомить родителей с тематической неделей.

            Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей.

            ООД: Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Разноцветные колечки»

            Задачи: 1)Учить рисовать замкнутые линии.2) Развивать у детей интерес к действиям с карандашами.3) Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками.

            Источник: Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет»стр.88

            Оборудование: Бумага альбомного формата, цветные карандаши.

            Форма организации детей: Подгрупповая

            Прогулка: Карточка № 28. Наблюдение за ветром. Какой ветер: сильный, не очень сильный. Когда дует ветер, то качаются деревья, султанчики шелестят. Ветер бывает холодный и теплый.

            Индивидуальная работа: п/и «Птички в гнездышках» .Цель: Упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве.

              Чтение наизусть «Мой весёлый звонкий мяч». Цель: Повторить ранее изученное произведение.

              Ди «Найди пару» Цель: Способствовать развитию наглядно-действенного мышления.

              Д/и «Что мы делаем не скажем, а покажем» Цель: Формировать умение детей показывать действия, изображенные на картинке. Развивать произвольное внимание.

              В уголок ИЗО выложить шаблоны для раскрашивания.

              Вторник

              25.09.18

              1. Утро

              Беседа «Полезное-неполезное» Цель: Формирование представления о правильном питании.

              Сюжетно-ролевая игра «В магазин за витаминами»

              Д/и «Третий лишний»

              Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

              Провести беседу с родителями: «Осматривать детей ежедневно на наличие клещей»

              ООД: Познавательное развитие. ФЦКМ «На чём люди ездят»

              Задачи: 1)Закреплять и расширять знания детей о транспорте.2) Развивать у детей интерес к действиям с игрушками.

              Источник: А.А.Паромонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» стр.484

              Оборудование: Картинки из серии «Транспорт»

              Форма организации детей: Подгрупповая

              Прогулка: Карточка № 22. Наблюдение за небом и облаками. Цель: Закрепить представление о весне. Обратить внимание на изменение, происшедшие на небе. Какое небо: синее, появились облака.

              Индивидуальная работа: п/и «Кот и мыши», «Вокруг домика иду», «Попади в цель» Цель: Расширение ориентировки в пространстве.

                Театрализованная игра по сказке: «Теремок» Развивать у детей интерес к театрализованным играм, помочь создать игровую обстановку.

                Конструирование «Домик для Мишки»

                Игры со строительным материалом. Обыгрывание постройки.

                Среда

                26.09.18

                1. Утро

                Беседа: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».

                Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Ди «Хорошо-плохо», «Да,да,да-нет,нет,нет»

                Внести настольные игры:пазлы,мозайки,лото,шнуровки.

                Консультация на тему: «Подвижные игры на свежем воздухе».

                ООД: Речевое развитие. Развитие речи «От дома начинается у дома и кончается»

                Задачи: Формировать умение вести диалог, включаться в рассказ воспитателя. Обогащать словарь детей словами, связанными с движением транспорта.

                Источник: А.А Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» стр461

                Оборудование: Игрушки: машина, ёжик, заяц, свинья, обезьяна. Детали строительного конструктора.

                Форма организации детей: Подгрупповая

                Прогулка: Карточка № 27. Наблюдение за работой дворника. Цель: Учить уважать труд взрослого. Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Какие орудия труда имеются у дворника.

                Индивидуальная работа: п/и «Солнышко и дождик» Цель: Учить детей ходить и бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, приучать действовать по сигналу.

                  Опытно-экспериментальная деятельность: Исследование мячей (резиновые, пластмассовые, тряпичные, шерстяные)Цель: Расширить представление детей о спортивном инвентаре (мячах)

                  Чтение загадок о спорте и спортивном инвентаре.

                  Внести мячи (резиновые, пластмассовые, тряпичные, шерстяные) для опытно-экспериментальной деятельности.

                  Четверг

                  27.09.18

                  1. Утро

                  Беседа «Чистота и здоровье»

                  Цель: Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

                  Чтение х/л «Мойдодыр»

                  Игровая ситуация «Покажем Мишке, как нужно умываться»

                  В книжный уголок поместить иллюстрации с гигиеническими принадлежностями.

                  Предложить родителям принести наборы для игр с песком.

                  ООД: Речевое развитие. ЧХЛ Чтение главы «Друзья» из книги Ч.Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика».

                  Задачи: Вызвать у детей радость за Мишку Ушастика, нашедшего друзей, и желание узнать что-то новое про симпатичного медвежонка.

                  Источник: В.В.Гербова. «Развитие речи в детском саду» стр.85

                  Оборудование: Кукла,картинки с изображением петушка, зайчика, игрушка-мишка.

                  Форма организации детей: Подгрупповая

                  Прогулка: Карточка № 32. Наблюдение за небом и облаками. Цель: Разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков. Заметить, что облака движутся, иногда они движутся медленно, иногда быстро.

                  Индивидуальная работа: п/и «Попади в круг» Цель: Развивать глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

                    Просмотр мультфильма «Азбука здоровья — Личная гигиена смешарики».

                    Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора». Цель: Учить детей играть дружно, выбирать роль для игры.

                    Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры «На приёме у доктора»

                    Пятница

                    28.09.18

                    1. Утро

                    Экскурсия в спортивный зал. Цель: Познакомить детей со спортивным инвентарём и оборудованием.

                    Беседа «Что мне понравилось в спортивном зале?» «Для чего нужно заниматься спортом?» Цель: Подвести итоги экскурсии.

                    Предложить детям пластилин для самостоятельной лепки.

                    Спортивное мероприятие «Мама, папа,я-спортивная семья»

                    ООД: Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Разноцветные гусеницы»

                    Задачи: 1)Закрепление у детей навыка скатывания из пластилина шариков.2) Развивать у детей интерес к процессу лепки, мелкую моторику.3) Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками.

                    Источник: Е.А Янушко «Лепка с детьми раннего возраста»

                    Оборудование: Разноцветный пластилин, разделённый на кусочки, ушные палочки без ваты, готовая поделка «Гусеница»

                    Форма организации детей: Подгрупповая

                    Прогулка: Карточка № 40. Наблюдение за птицами. Цель: Продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков. Послушать, как птицы поют, вспомнить строение птиц.

                    Индивидуальная работа: Упражнение «Пройди по дорожке» Цель: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

                      Итоговое мероприятие «Мама,папа, я — спортивная семья»

                      Беседа о проведённом мероприятии.

                      Внести атрибуты для спортивного мероприятия.

                      Читайте также:  Ребенок 1 год и месяц стал плохо спать ночью

                      Источник

                      Адаптация детей 1 младшей группы статья (младшая группа) на тему

                      Адаптация детей 1 младшей группы.

                      Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит периодадаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

                      Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

                      Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

                      Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»?

                      С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.

                      I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.

                      1.Эмоции ребенка.

                      В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и «заторможенность» детей, как будто эмоций нет вообще.

                      В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

                      Читайте также:  Стугерон ребенку 1 месяц

                      2.Контакты со сверстниками и воспитателем.

                      В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

                      О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

                      3. Познавательная активность.

                      Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

                      4. Навыки.

                      Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).

                      Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

                      5. Особенности речи.

                      У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

                      6. Двигательная активность.

                      Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

                      7. Сон. Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

                      8.Аппетит.

                      В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

                      9. Здоровье

                      Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется — бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

                      Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.

                      II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?

                      1.В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.

                      2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери.

                      3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

                      4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.

                      III. Кому легко, а кому трудно.

                      Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

                      Кому адаптироваться легче?

                      · Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

                      · Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

                      · Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

                      · Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

                      Читайте также:  Режим дня ребенка в 1 год 1 месяц один дневной сон

                      Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

                      IV.Чем могут помочь родители?

                      Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

                      · В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

                      · В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

                      · Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

                      · Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

                      · Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

                      · Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

                      · Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

                      V. Спокойное утро.

                      Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

                      · И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

                      · Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

                      · Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

                      · Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

                      VI. Типичные ошибки родителей

                      К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

                      · Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

                      · Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

                      · Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

                      · Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

                      · Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

                      VII. Помощь нужна еще и родителям!

                      Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.

                      Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

                      Чтобы помочь себе, нужно:

                      · быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обяз?