4 месяца ребенку хаотичные движения руками
Содержание статьи
Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу
Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит родителей новорожденного?
У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?
Да, это гипертонус — повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.
Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах.
Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией — такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев.
К 3,5-4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает, движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо, но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.
Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?
У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне.
Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.
У ребенка дрожат руки, ноги, подбородок — может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?
Дрожание, или тремор, — это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни.
Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.
Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка).
Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго — всего несколько секунд; если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.
Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?
Это проявление одного из врожденных рефлексов — так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4-5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием.
Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения. Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным; после 4-5 месяцев он должен исчезнуть.
Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец). Может быть, он голодный, и ему не хватает молока?
У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс: именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша. Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3-4 годам.
Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2-4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2-3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.
Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?
Срыгивания — очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3-5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией, так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям.
Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем — всего 5-10 мл: вот почему нескольких капель молозива бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное.
Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям. Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.
Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом, и почему он появляется у маленьких детей?
Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами).
Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи. Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, косоглазие, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад — это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.
Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет, и кажется, что единственное, что малыш делает, — это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии — остается только терпеливо дождаться этого времени.
Источник
О развитии движения у младенцев от 0 до 5 месяцев
В течение первого полугодия жизни младенец проходит колоссальный путь в развитии движения: от лежания на спине до поворотов туловища и удержания его в положении сидя; от скованного положения в пространстве, ограниченного пределами досягаемости его тела, до самостоятельного перемещения из одного места в другое.
Возраст от 0 до 5 месяцев можно выделить как первую ступень в развитии двигательной активности ребенка, которая характеризуется следующими достижениями:
освоение движения и приспособление к силе тяжести;
осознание собственного тела и его границ;
укрепление представлений о собственном теле.
Освоение движения и приспособление к силе тяжести.
Когда новорожденный покидает утробу матери, то он испытывает силу гравитации, которая оказывает на него поддерживающее влияние и формирует посыл безопасности об окружающем мире. Его знакомство с гравитацией начинается с первых дней жизни, когда он лежит на поверхности, пытаясь поднять голову. Сила тяжести оказывает ему определенное сопротивление. Младенцу надо справится со своим телом и силой тяжести, чтобы научится совершать подобное движение. Важно, чтобы малыш приспособился к земному притяжению, тогда он сможет отдыхать и расслабляться, следуя за силой тяжести.
Бонни Бейнбридж Коэн считает, что мышечный тонус младенца — это показатель реакции на силу тяжести и степень адаптации к ней. Например, «низкий тонус свидетельствует о проблемах с приспособлением к силе тяжести; высокий, наоборот. говорит о гиперреакции организма; ровный, сбалансированный тонус служит признаком того, что мы комфортно ощущаем себя во взаимодействии с притяжением земли».
Как только малыш научится взаимодействовать с гравитацией, сначала поддаваясь ей, а затем преодолевая ее, у него сформируется нормальный мышечный тонус.
Осознание собственного тела
Это длительный и сложный процесс. который зависит от двигательных возможностей ребенка и отсутствия ограничений со стороны взрослого, например, тугого пеленания, использования варежек и т.п.
Первоначально малыш случайно касается себя, получая от прикосновений соответствующие ощущения. Он трогает свою голову, осваивая множество контактов: рука-голова, рот-рука, рука-рот, рука-рука, стопа-стопа, руки-колени, лодыжка-лодыжка, руки-стопы, стопы-рот, две руки на стопе.
Все эти двигательные этапы имеют огромное значение для развития представлений о собственном теле, понимании своих телесных границ, а в последующем, и осознании самого себя.
0-2 месяца
Малыш, лежа на спине, занимается изучением собственного тела, ограниченного пространством кроватки или корзинки. Для него характерны движения рука-голова и рука-рот.
3 месяца
Это этап, когда появляется движение рука-рука. В 3 месяца малыш, лежа на спине, напоминает лягушонка, подтягивая ножки к животу, ручки тянет в рот или сцепляет их между собой.
4 месяца
4-хмесячный малыш подтягивает колени, при этом он тянется к ним руками и хватает. Получаемые от данных движений (руки-колени) ощущения дают новую информацию о границах своего тела — впервые сюда начинают включаться ноги.
Лежа на животе малыш вытягивает ручки вперед и сцепляет их перед собой, получая не только тактильные, но и зрительные ощущения от контакта рука-рука. Ребенок может долго рассматривать свои ручки, то расцепляя, то снова сцепляя пальцы, таким образом возрастает его управляемость собственными руками.
5 месяцев
В этом возрасте ребенок уже в состоянии подтягивать стопы ко рту, хватать их и сосать пальцы ног, даже кусать. Это дает малышу сигнал о том, что стопа тоже принадлежит ему. Уровень управляемостью своим телом растет у младенца семимильными шагами. Это этап руки-стопы.
В этом возрасте лежа на боку малыш старается также дотянуться руками до коленей и стоп. Сцепляет конечности и в таком виде совершает ими движения из стороны в сторону.
Укрепление представлений о собственном теле
В первые 5 месяцев жизни ребенок усваивает 4 типа моделей движения. которые укрепляют его представление о собственном теле:
Позвоночная модель движения. Тело задействовано от головы до пяток. При этом используется растягивание, сгибание, боковое сгибание и вращение. Например, младенец. лежа на боку, тянет руку вперед.
Симметричная модель движения. Задействованы либо обе руки. либо обе ноги, например, когда ребенок из положения лежа приподнимается на руках.
Боковая модель движения. Ребенок тянет одновременно руку и ногу, находящиеся на одной стороне тела.
Перекрестная модель движения. Правая рука/левая нога вместе или левая рука/правая нога вместе.
В процессе освоения движений ребенок использует расслабление и толкание — это те модели движений, которые формируются как результат адаптации к гравитации. При этих моделях дети расслабляются, вступая в контакт с силой тяжести, и отталкиваются, противодействуя гравитации.
Вытягивание и дерганье — это модели, помогающие освоиться ребенку в пространстве, исследовать его границы, научиться менять положение своего тела в нем.
по материалам инструктора по движению Беверли Стоукс
Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
Источник
Оценка двигательного развития ребенка до 1 года
В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.
Доктор Вацлав Войта за работой.
Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:
1 месяц
В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.
2 месяц
В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.
Контакт «рука — рука — рот».
3 месяц
В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.
4 месяц
В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.
5 месяц
Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину — с опорой на руки.
6 месяц
В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.
Контакт «рука — стопа».
7 месяц
Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.
Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.
8 месяц
Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата — ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.
9 месяц
Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому — указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.
10 месяц
Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.
11 месяц
Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.
12 месяц
Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.
Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.
Источник